Подборка педагогических диагностик для исследования самооценки младших школьников

Содержание
  1. Самооценка младшего школьника: диагностика
  2. Методика определения самооценки в младшем школьном возрасте
  3. Для чего нужна самооценка
  4. Формирование самооценки ребенка
  5. Способы коррекции самооценки
  6. Диагностика самооценки школьника
  7. Самооценка младших школьников
  8. Тест ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ
  9. Низкая самооценка у ребенка
  10. Самооценка младшеклассников
  11. Развитие самооценки младшего школьника
  12. Диагностика самооценки младшего школьника
  13. Диагностика темперамента младших школьников
  14. Изучение темперамента школьника методом наблюдения
  15. Схема наблюдения за темпераментом школьника.
  16. Как вести себя с подростком?
  17. Попытайтесь понять и принять
  18. Завоюйте доверие подростка
  19. Особенности самооценки у детей
  20. В дошкольном возрасте
  21. В младшем школьном возрасте
  22. В среднем школьном возрасте
  23. В старшем школьном возрасте
  24. Три основных вида оценки себя детьми
  25. Завышенная
  26. Заниженная
  27. Адекватная
  28. Функции самооценки младших школьников

Самооценка младшего школьника: диагностика

Мы разобрались в важности адекватной самооценки. Теперь пришло время поговорить о диагностике

Не всегда упадническое настроение скажет вам о низкой самооценке. Порой случается так, что веселый и активный ребенок в семье чувствует себя абсолютно чужим среди сверстников. Он боится быть непонятым и поэтому держит свое мнение при себе. Школьные психологи проводят тестирования, благодаря которым можно выяснить уровень самооценки ребенка. Ведь этот вопрос интересен как учителям, так и родителям.

Методика определения самооценки в младшем школьном возрасте

Стоит отметить, что адекватная самооценка у детей школьного возраста – это большая редкость. Чаще всего она либо завышена, либо занижена. Бить тревогу в этом случае не стоит, просто более пристально наблюдайте за учащимся. В этом возрасте нестабильность – это скорее норма, чем отклонение. Но от того, насколько точно родители и учителя смогут ненавязчиво оказать ребенку помощь, зависит его будущее. Итак, есть несколько методик определения уровня самооценки у школьников:

  1.       Педагог предлагает детям изобразить себя в качестве любимого или вообще любого сказочного персонажа с выдуманным именем. Описать качества, какими наделен персонаж, и на основе этого опытный специалист способен определить, какая личность скрывается за тем или иным рисунком.
  2.       Комплексный подход к проблеме предполагает разработку специальных опросов. Проделав анализ ответов учеников, психолог определит адекватность самооценки каждого и отклонения от нормы.
  3.       На первый взгляд, последний способ – самый примитивный: изобразить на листе бумаге себя. Но это не так. Ребенок рисует самого себя таким, каким хочет быть, и на основании этого рисунка специалист определит, чего не хватает малышу, и справедливы ли его требования к себе.

В ситуации формирования здоровой самооценки у детей мнение специалиста очень важно. Если вдруг случится так, что родителей приглашает на разговор школьный психолог, не стоит игнорировать это приглашение

Отнеситесь со всей серьезностью.

Для чего нужна самооценка

Самооценка помогает адекватно оценивать свои силы и возможности. Также ребенок может оценивать поступки и разделять их на хорошие и плохие. Если ребенка мотивировать правильно, то самооценка помогает ему собраться с силами и не сдаваться при первых неудачах в выполнении того или иного задания. Роль самооценки в жизни ребенка очень велика.

К самым распространенным значениям оценки себя ребенком принято относить следующие роли

Самооценка выполняет следующие функции:

  • мотивирует;
  • развивает способность к самоанализу;
  • обучает;
  • стимулирует.

Именно благодаря адекватной самооценке дети способны хорошо учиться, заниматься любимым хобби и выстраивать здоровые отношения со сверстниками.

Формирование самооценки ребенка

Детская самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей и учителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, – важную роль играет воспитание

Малыш обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать

Нужно дать понять своему чаду изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогите ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба

 Малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами

Способы коррекции самооценки

Применив способы коррекции самооценки на практике, вы поможете своему ребенку избежать трудностей в будущем.

      Не сравнивайте малыша со сверстниками. Недопустимо говорить: «А вот Дима уже выполнил домашнее задание и гуляет во дворе, а ты еще сидишь над учебником». Родители должны понимать, что у каждого ребенка разные способности – это первое. Самая главная задача родителя – разглядеть талант своего ребенка или его отсутствие. Оценивайте способности малыша трезво. Не бывает людей успешных во всех направлениях.
      Не забывайте хвалить ребенка. Для большинства детей похвала – это самая большая мотивация. Хвалите своего ребенка за результат чего-либо. Малыш будет покорять новые и новые вершины ради заветных слов мамы и папы: «какой же ты молодец», «мы гордимся тобой», «так держать».
      Уважайте личное пространство ребенка

Для малыша важно, чтобы близкие люди ценили его мир. Бережно относитесь к личным вещам и игрушкам ребенка

Пусть он понимает, что его любят, ценят и уважают.
      Адекватно оценивайте способности ребенка. Не стоит предъявлять завышенные требования к малышу. Если ваш сын или дочь учатся во 2 классе, они не обязаны знать программу 5 класса, даже если эту программу легко освоил один из их одноклассников.
      Не критикуйте личность. Не ругайте и не кричите на малыша, если не все получается с первого раза. Лучше помогите преодолеть трудности и вместе радуйтесь успехам и достижениям.

Чаще разговаривайте с ребенком, так вы поймете, чего ему не хватает. Доверительные отношения между родителями и детьми гораздо легче сформировать в дошкольном возрасте ребенка, чем в подростковом.

Диагностика самооценки школьника

Средства, позволяющие современной психодиагностике выявить уровень самооценки, а также самосознания школьников, делятся на малоформализованные и формализованные методики.

Формализованные методы диагностики отмечаются объективизацией процесса исследования. К ним причисляют тесты, проективные техники, опросники, психофизиологические методики. Малоформализованные методики включают разговор, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

У детей младшего школьного возраста определить уровень самооценки возможно с помощью разнообразных игр. Например, игра «Имя» дает возможность получить информацию о самооценке школьника.

Малышу предлагают для себя придумать новое имя, которое он желал бы иметь или предлагают оставить свое. Если малыш выбирает новое имя, то необходимо узнать, почему он хотел бы поменять свое имя. Зачастую отказ малыша от личного имени говорит о том, что ребенок хочет стать лучше и у него занижено самооценивание.

Повседневная педагогическая практика для формирования адекватного самооценивания младших школьников применяет игровые формы и приемы, например «говорящие рисунки» или «лесенка успеха».

Форма «говорящие рисунки» заключается в следующем. Если малыш доволен собой, например, на уроке у него все получалось, он рисует улыбающееся лицо. Если возникали сложности, не все получалось, рисует спокойное лицо. Если на уроке возникали сложности, многое не получалось, ребенок рисует грустное лицо.

«Лесенка успеха» включает четыре ступеньки:

Первая ступенька – ученик ничего не запомнил, не понял новое знание, у него возникло много вопросов; с самостоятельной работой не справился;

Вторая и третья ступеньки – у ученика по новой теме есть вопросы, были допущены ошибки в самостоятельной работе;

Четвертая ступенька – ученик достаточно хорошо усвоил новое знание, способен его рассказать, в самостоятельной работе не было допущено ошибок.

Ребенок с адекватным самооцениванием сможет совершенствовать и корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе, что в дальнейшем позволит самореализоваться во взрослой жизни.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Самооценка младших школьников

Школьники становятся личностью при наличии ряда условий. Самооценка младших школьников относится к самым существенным из них. Она формирует у школьника потребность соответствовать как уровню окружающего социума, так и степени личностных субъективных оценок.

Сформированная адекватно самооценка младшего школьника — это как знание самого себя, так и сумма отдельных качеств, детерминированное к себе отношение.

Самооценка младших школьников — это ведущее звено произвольной саморегуляции, которая обуславливает направленность, а также степень активности малыша, отношение к социуму, среде, самому себе.

Самооценка младших школьников представляет довольно сложный психологический феномен.

Самооценивание вовлечено во множество взаимоотношений и взаимосвязей с психическими новообразованиями индивида. Оно является значимой детерминантой у всех видов коммуникаций и деятельности. Умение оценивать себя идет из раннего детства, а уже формирование, а также совершенствование себя происходит на протяжении жизни личности. Адекватная самооценка бережет неизменность личности, невзирая на зависимость от изменившихся условий, а также обстоятельств, обеспечивая возможность оставаться при этом самим собой. На сегодняшний день, очевидно, становится, что самооценка младших школьников оказывает влияние на поступки, а также межличностные контакты.

Самооценка младших школьников отмечается периодом осознания самого себя, личной мотивации, а также потребностей в среде других индивидов

Поэтому очень важно в этом возрасте заложить базис для формирования адекватной самооценки, что непременно позволит малышу правильно оценивать себя и реально представлять свои силы и возможности, определяя самостоятельно цели, направления и задачи

В младшем школьном возрасте маленькие индивиды с заниженным или завышенным оцениванием себя предстают более чувствительными и ранимыми перед оценочными суждениями взрослых, вследствие чего очень легко подвержены их воздействиям. Существенную роль в выработке адекватного представления школьников о самих себе представляет межличностное взаимодействие со сверстниками. От самооценки школьника зависит взаимоотношение, степень притязаний ребенка с окружающими личностями и его активность. Чтобы младшему школьнику ощущать себя счастливым, уметь побеждать трудности, ему необходимо обладать положительным видением себя, а также адекватной самооценкой.

Тест ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ

Автор теста — психолог Джон Ломпен.Этот тест часто проводят школьные психологи, диагностируя учеников. Думаю, что родителям тоже полезно провести этот тест со своими детьми.Благодаря ему можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Как проводить тест:

  • Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.
  • Затем попросите раскрасить картинку.
  • Пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей.
  • А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.
  • Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Или можно использовать цветной вариант.

Ключ к тесту:

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя№ 9 — мотивация на развлечения№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство

Низкая самооценка у ребенка

Очень низкая самооценка у ребенка встречается не так уж часто. Каждый такой ребенок имеет драматический опыт тяжелых семейных обстоятельств. Чаще всего это тяжело больные либо страдающие алкоголизмом родители. Изредка фиксируется низкая самооценка детей, родители которых придерживаются крайне авторитарного стиля воспитания. Такие папы и мамы готовы в любой момент применить физическое наказание. Поэтому ребенок растет в страхе и постоянном стрессе. Такие дети обычно ведут себя достаточно скромно, легко соглашаются с ровесниками и учителями, предпочитают держаться в тени, неохотно участвуют в общих играх и не любят отвечать перед всем классом. Им крайне тяжело добиваться поставленных целей, а также выполнять домашнее задание и заниматься творчеством. Их самореализация сильно страдает, поскольку они всегда скованны, замкнуты и избегают общения.

Младшие школьники, у которых пониженная самооценка, обычно отказываются от предложенных им заданий, так как не уверены в своих силах и способностях справиться с поручениями. У них очень велик страх совершения ошибки, ведь дома за любую провинность они могут быть сильно наказаны. Из-за таких особенностей поведения дошкольники с низкой самооценкой имеют очень мало друзей. Их личностные качества плохо развиты. У сверстников нет возможности установить с ними прочное дружеское общение, потому что правильно оценить сами себя такие дети не могут. Критика для них — больной вопрос, здесь возможны 2 крайности: либо ребенок крайне резко, негативно и болезненно воспринимает любое замечание, либо абсолютно равнодушен к критике и полностью ее игнорирует.

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста начинают определять социальный статус дошкольника

Педагогам и другим взрослым следует об этом помнить, потому что неосторожное слово или необъективная оценка может оказать губительное влияние на социальные связи и заниженную самооценку у ребенка. Детей необходимо принимать такими, какие они есть, и в любом случае относиться к ним с пониманием и любовью

Самооценка младшеклассников

Дети школьного возраста превращаются в полноценную личность при условии наличия ряда определенных факторов. Адекватная самооценка младшеклассников является наиболее важным среди них. Именно она определяет, как соответствие ребенка нужному уровню требований со стороны социума для особей его возраста, так и стремление соответствовать своим личностным представлениям об идеале.

Формирование правильной и объективной самооценки школьника – это не только его познание собственной личности в социуме, но также и оценка суммы всех положительных и отрицательных качеств, детальное отношение к себе. По сути – это центральное звено в механизме самостоятельного регулирования малышом своей деятельности. Она определит дальнейшее направление и уровень активности ребенка, его отношение не только к самому себе, но также к окружающим, социуму в целом. Стоит ли говорить, что это весьма сложный психологический механизм.

Умение оценить самого себя связывается функционально со многими процессами психики в сознании и даже подсознании индивида. Оно выступает одним из главных определяющих факторов как в отношении со своим внутренним «Я», так и в контактах с окружающим миром, социумом. Самооценка закладывается в психике человека в ранние годы жизни, а вот ее формирование и умение оперировать ею – развивается в дальнейшем. Адекватно сформированная самооценка обеспечивает индивидуальности человека возможность сохранять свое постоянство, даже если изменились условия внешней среды и социального окружения. Сейчас специалистам в сфере психологии достоверно известно, что самооценка, в частности в младшем возрасте, оказывает влияние на ребенка, его мотивацию, взаимоотношение со сверстниками, а также успеваемость в школе.

Отличительной чертой оценки себя является полное осознание своей индивидуальности и личности, а также отдельных моментов потребностей. Ребенок начинает относительно объективно оценивать собственную мотивацию поступков, а также ощущает необходимость нахождения в среде других индивидов. Именно этот этап создания самооценки очень важен, так что в этом возрасте необходимо помочь ребенку сформировать адекватный и объективный взгляд на свою личность. Это позволит ему в дальнейшем рационально взглянуть на свои собственные силы и возможности, определить для себя порядок своих действий, дальнейшие жизненные цели и стремления.

Как уже говорилось, значительное значение в создании адекватной самооценки играет отношение ребенка со своими сверстниками. Тем не менее, в этом возрасте они также являются очень ранимыми и чувствительными к оценке их действий и убеждений со стороны взрослых, представляющих собой своеобразный авторитет. В совокупности именно эти факторы влияют на дальнейшее развитие дитя, его притязания к самому себе и окружающим, желание занимать определенное место в обществе и добиваться успеха. Адекватная самооценка, которая может быть достигнута при правильной помощи со стороны семьи и воспитателей, является залогом счастливой жизни школьника.

Развитие самооценки младшего школьника

Поскольку основы самооценки закладываются в раннем возрасте, а продолжают формироваться уже в школьном, то они поддается коррекции и воздействию

Учитывая это, родители, учителя, взрослые, должны принимать во внимание все характерные особенности, закономерности образования самооценки, а также пути развития адекватной (нормальной) самооценки и позитивной «Я»-концепции развития личности. В этот период большую роль в развитии ребенка приобретает коммуникационное взаимодействие со сверстниками

Во время общения развиваются стержневые навыки межличностного взаимодействия. Тяга к общению, устремленность к ровесникам, делает коллектив школьников для ребенка неимоверно притягательным и ценностным. Возможностью находиться в детском коллективе дети очень дорожат, поскольку от качественности общения со сверстниками зависит направленность развития детской личности. Это говорит о том, что межличностное взаимодействие относят к важнейшему фактору, развивающему личность и вырабатывающему адекватную самооценку.

Диагностика самооценки младшего школьника

Современная педагогика может предложить разнообразные способы и упражнения, которые позволяют выяснить мнение дошкольников о самих себе. Специальные мероприятия, которые призваны определить, какова самооценка школьника, должны проводиться перед уроками, чтобы мышление и эмоции детей не были перегружены.

Методика для определения самооценки обычно является комплексной, то есть она включает в себя как минимум 3-4 разных упражнения:

  1. Педагог предлагает ребенку изобразить себя, нарисовать. Школьник должен охарактеризовать рисунок, объяснить, нравится ли ему тот, кого он изобразил. Педагог должен поинтересоваться, какие качества у нарисованного мальчика или девочки самые хорошие, а какие — плохие.
  2. Важная часть методики — предложить детям придумать себе новые имена. Детская фантазия зачастую превосходит все ожидания взрослых, и названные имена могут дать много информации психологам.
  3. Популярна и тестовая методика: детям выдают бланки опросников, и на вопросы они дают ответы, которые после обрабатываются.

Диагностика самооценки должна быть разносторонней. Делается она для того чтобы понять, нуждается ли самооценка дошкольников в корректировке, и если нуждается, то в какой именно. Адекватная самооценка у младшего школьника встречается нечасто

Важно помнить, что самооценка в таком возрасте способна быстро меняться, поэтому диагностические упражнения должны проводиться не реже 1 раза в месяц

Диагностика темперамента младших школьников

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; 
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком “+” соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника.

Вариант

Пункты плана наблюдений

реакции

1

2

3

4

5

6

7

а

б

в

г

 Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;
  • б) холерический;
  • в) флегматический;
  • г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков “+” в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков “+” в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку “чистых” темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

Как вести себя с подростком?

Попытайтесь понять и принять

А теперь представим, что вы родители подростка. В связи с переменами в его поведении вам бывает тяжело. Но вы все-таки любите своего ребенка, и вам не безразлично, как он к себе относится. Вы переживаете за его эмоциональное состояние.

Первая реакция на его поведение – раздражение. Может быть, вы даже не особенно сдерживаете эмоции и не выбираете слова, высказывая претензии

Но помните: поведение ребенка направлено не только на самовыражение, но и на то, чтобы вы обратили на него внимание

Особенность его мироощущения в том, что ему кажется, что его никто не понимает. Поэтому в глубине души он очень хочет, чтобы вы поняли его метания и приняли таким, какой он сейчас есть.
Он не говорит с вами, потому что боится вашей реакции. Попробуйте сдержаться, попробуйте успокоиться.

Завоюйте доверие подростка

Вспомните себя в его возрасте – наверняка и у вас были какие-то особенности поведения, которые раздражали окружающих. Но со временем это прошло. Пройдет и у вашего отпрыска! Ваше спокойствие станет гарантом того, что он может прийти к вам со своими проблемами.

Будьте деликатнее

Не акцентируйте внимание на проблемах в семье, если они есть. Случается, что в неполных семьях чаще именно мать остается одна с детьми

И со временем начинает винить детей в своем одиночестве.

Не акцентируйте внимание на финансовых проблемах. Лучше поощрите в ребенке желание добиваться улучшения благосостояния

Не перекладывайте на них ответственность за свои проблемы, дайте им возможность спокойно вырасти и начать свою жизнь.

Как не потерять отношение с подростком видео

Особенности самооценки у детей

В детстве круг общения предельно узок. Повлиять извне на формирование самооценки в основном могут только родители. В школьном возрасте к ним добавляются одноклассники и учителя. Ребенок часто находится в ситуации, где он должен как-то к себе отнестись, чтобы дать оценку своим действиям. От такого самоанализа зависит поведения малыша и его коммуникации в обществе в будущем.

В дошкольном возрасте

В этом возрасте очень тонкая грань между оценками взрослых. Малыш уже осознает свою значимость в этом мире и его суждения о себе основаны исключительно на оценке его взрослыми. Чаще всего он слышит похвалу и восхищение, поэтому в этом возрасте у большинства детей самооценка завышена. Но не спешите сменять милость на критику для баланса. Критиковать малыша в этом возрасте опасно – это грозит заниженной самооценкой, а с ней будет справиться гораздо сложнее.

В младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте для ребенка приобретает невероятную важность его роль в социуме. От того, как на него реагируют сверстники, зависит самооценка

При этом все также важна роль родителей. Не забывайте хвалить и поощрять ребенка за его достижения.

В среднем школьном возрасте

В этом возрасте самооценка ребенка зависит от общественного мнения. Если ребенок занимает лидирующие позиции в классе, его самооценка явно завышена, а если ребенок – изгой, естественно, уровень самооценки самый низкий.

В старшем школьном возрасте

На формирование самооценки подростков немаловажную роль оказывает положение в коллективе. Стоит отметить, что это не единственный критерий оценки. Подростку важны его успехи и достижения

Важно, чтобы еще в раннем возрасте родители адекватно оценили способности ребенка и не навязывали ему то, что не нравится. Подростку крайне важно чувствовать свою значимость и внешнюю привлекательность

Три основных вида оценки себя детьми

Есть 3 варианта результата исследований самооценки: адекватная (но это большая редкость для детей, как вы поняли), заниженная или завышенная. Для выявления отклонений и проводятся данные исследования. Разберем более детально позитивые и негативные стороны всех трех вариантов.

Завышенная

Такие дети чрезмерно уверены в себе и, как правило, чрезмерно самостоятельны. Правила общества для них не писаны и только они могут решать, как поступить. Ребенок с завышенной самооценкой не нуждается даже в советах родителей и сам знает, как поступить. Готов браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы.

Такие дети всегда должны быть первыми и их стремление похвально, главное не переходить черту. Ребенку нужно объяснить, что не все средства хороши на пути к цели. Договоренности такой малыш предпочитает не соблюдать, ему это неинтересно и осуждение общества абсолютно безразлично.

Заниженная

В младшем школьном возрасте нередко самооценка ребенка занижена. Малыш отказывается от сложных заданий, сомневаясь в собственных силах. Ребенок сознательно отказывается от высокой оценки, потому что не уверен в себе. Это влечет более серьезные проблемы за собой. Например, замкнутость, проблемы в общении со сверстниками

Ребенок сознательно занижает свою планку, вот почему так важно хвалить малыша и не просто так, а за достижения

Пускай они будут мелкими и незначительными, но задача родителей акцентировать внимание на положительных сторонах

Не позволяйте малышу думать о неприятностях, настройте его на позитивное мышление и дайте понять, что ваш ребенок заслуживает большего.

Адекватная

Большая редкость – адекватная самооценка ребенка, но все же она существует. Такие дети коммуникабельны, активны и им нравится учиться. Сложные задачи их не пугают. Если с заданием справиться не удалось, они адекватно воспримут критику и примут к сведению все сказанное учителем. Обычно к таким деткам тянется весь коллектив, так как они умеют заинтересовать и организовать сверстников.

Функции самооценки младших школьников

Самооценка школьника выполняет несколько функций:

  • обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
  • стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
  • мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
  • аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.

Все эти функции психология считает ключевыми для возрастного развития детей. Любая деятельность — школьная, бытовая или игровая — дает возможность ребенку развивать те или иные навыки. Адекватная самооценка дошкольника опирается на совокупность их правильной оценки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.