- Теория о структуре личности
- Социальная концепция формирования личности
- Что такое концепция развития личности?
- Критические моменты в становлении личности по Эриксону
- Основные теории личности
- Психодинамическая теория
- Аналитическая теория
- Гуманистическая теория личности
- Когнитивная теория
- Поведенческая теория
- Концепция развития личности Выготского
- Концепция духовно-нравственного развития личности
- Концепция развития личности Выготского
- Теории развития личности по Милтону Эриксону
- Стадии развития личности:
- Развитие личности по А. С. Макаренко
- Основные понятия программы колонистов
- Принципы воспитания
- Концепция Менегетти
- Порядок рождения в семье: стили жизни по Адлеру
- «Три кита человеческой психики»
- Концепция духовно-нравственного развития личности
Теория о структуре личности
Психоаналитическая теория З. Фрейда в 1923 году обрела достаточно четкую структуру. По мнению психоаналитика, психиатра и невролога, личность каждого индивида состоит из трех компонентов:
- Ид («Оно») — ядро личности, основанное на примитивных влечениях к жизни, смерти. Именно эта основа бессознательна и подчиняется принципу удовольствия.
- Эго («Я») — эта часть личности отвечает за сознательное мышление, поведение человека, активизирует защитные механизмы психики при необходимости.
- Суперэго («Сверх-Я») — компонент Эго, функционал которого состоит в самонаблюдении и моральной оценки. Фрейд утверждал, что этот компонент личности образуется как результат интроекции образов отца и матери, а также родительской системы ценностей.
Создание структурной модели психоаналитической теории было огромным продвижением вперед данного направления психологии и психотерапии, позволив расширить и спектр психических отклонений и инструментов для их терапии. Нюансом этой сферы изучения психики индивида стала довольно свободная интерпретация ее аспектов даже сами Фрейдом, не говоря уже о его учениках, последователях и оппонентах. Автор психоаналитической теории развития не успел закончить работу над ее полным структуру по все тем. Его последователи внесли в уже имеющиеся наработки свои новшества.
Социальная концепция формирования личности
Сторонники: Д. Локк, Дж. Б. Уотсон, Л.С Выготский А.С. Макаренко и др.
Социальная теория рассматривает человека, как «белый лист бумаги», на котором, благодаря правильному воспитанию социума (общества) можно написать шедевр, вне зависимости от того, чем одарила его природа. Для присоединения человека к системе общества существует определенный классический термин – «социализация». Социализация – это вхождение в общество, и осуществляется она поэтапно.
Начинается социализация личности в первые годы жизни человека, с освоения им общественных норм и порядков, с началом различения своей роли в социуме. Например: «Я — мальчик, сын, брат…». Или: «Я – девочка, дочка, старшая или младшая сестра, первоклассница…». А также ролей окружающих его людей: родных и близких родственников, воспитателей/преподавателей, знакомых и незнакомых людей. Далее, каждый человек постепенно определяется со своим мировоззрением, призванием, жизненным укладом и пр
Важно понимать, что социализация личности сопровождает нас на протяжении всей жизни, но самые главные ее этапы обязательно должны быть пройдены в срок. Если некоторые моменты в воспитании ребенка оказываются упущенными родителями или воспитателями/преподавателями, то у молодой незрелой личности могут проявиться проблемы с социализацией
Так, например, подростки, с которыми в школьном возрасте не проводились занятия по профориентации, могут получить впоследствии ряд определенных трудностей в определении своего профессионального направления в этой жизни. И этот груз с каждым годом будет нарастать, как «снежный ком» на протяжении долгих лет неудачных поисков себя и своего места в этой жизни.
Что такое концепция развития личности?
Под концепциями развития личности понимаются познания сути и объяснения того, как именно развивается человек. Здесь приводится множество теорий, которые зачастую рассматривают отдельные аспекты развития личности. Вот почему нельзя сказать, какая из них самая верная и лучшая, поскольку каждая рассматривает лишь отдельный аспект личности.
Есть концепции, рассматривающие биологическое развитие личности, концепции, рассматривающие этапы обучаемости, концепции психологического развития и т. д. Каждая из концепций имеет право на свое существование, поскольку личность – это сложное существо, вмещающая в себя множество параметров развития.
Для духовного роста и психологического развития нередко нужны противоречия. Внутри человека должны возникать конфликты, которые он будет решать наедине с собой и делать определенные выводы. Какие именно выводы человек сделает, уже зависит лично от него. Это невозможно предугадать. Однако именно эти выводы и будут влиять на то, как будет жить человек дальше, какие комплексы и страхи в себе формировать, к чему стремиться и т. д.
Биологические принципы развития едины для всех. Однако человек способен повлиять на то, насколько он будет здоровым, выносливым и бодрым.
Зачем изучать концепции развития каждой личности? Для того чтобы понимать, как повлиять внешне на развитие каждого ребенка, чтобы поспособствовать его становлению полноценной и культурной личности. Однако данный вопрос пока еще остается открытым.
Критические моменты в становлении личности по Эриксону
Переход от одного этапа к другому сопровождается личностным кризисом. Ведь перед человеком открываются новые пути развития. На то, каким будет исход кризиса, влияет выбор самого человека.
Одним из важнейших этапов в теории Эриксона является отрочество, на которое выпадает подростковый возраст. Помимо отличий взглядов Фрейда на данный возраст (возникновение психосексуального конфликта), ученый указывает и на другие проблемы, свойственные данному возрасту. У подростков зарождаются собственные взгляды на мир.
Они идеализируют то, какими должны быть семья или религия. Эти идеалы – весьма далеки от несовершенных, но реально существующих семей, религий, общественных институтов. Подросток уверен, что воплотить идеал – не сложнее, чем мечтать о нем.
Главным конфликтом ранней зрелости Эриксон считает возможность построения близких взаимоотношений. Но ученый понимает под ними не только и не столько физическую близость, хотя в браке эти факторы связаны. Под близостью ученый понимает следующее: человек должен научиться откровенности без боязни потерять самого себя.
На этапе средней зрелости индивидуум колеблется между самопоглощенностью и интересом к другим людям, судьбам поколений. У большинства взрослых дети уже становятся к этому моменту подростками (по крайней мере, так считал в свое время Эриксон). Люди могут с полной самоотдачей посвятить себя избранному делу.
На последнем этапе большую роль играют факторы развития личности предыдущий стадий. Если человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни, оглядываясь на прожитые годы, он будет ощущать цельность и спокойствие. Если же пройденный путь будет казаться чередой ошибок и потерянных возможностей, он будет трагически сознавать, что упущенную жизнь не вернешь.
Основные теории личности
Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды
Личностные гипотезы необходимо изучать и развивать с целью познания самого человека, последовательности его реакций на раздражители.
Психодинамическая теория
Начало психодинамической гипотезы положил З. Фрейд, заявив, что человек лишен воли и руководствуется агрессивными, сексуальными и защитными мотивами. Отечественный психолог В. Н. Мясищев охарактеризовал организационный личностный рост индивида через совокупность таких его качеств, как темперамент, направленность, уровень развития, целостность, мотивация и т. д.
Аналитическая теория
В аналитическую личностную гипотезу большой вклад внес К. Юнг, поэтому она во многом схожа с психодинамической. Личностью он называл совокупность архетипов – врожденных и приобретенных. Личностной структуре Юнг дал определение индивидуальной своеобразности разных элементов сознательного и бессознательного поведения, подкрепленных склонностью к интроверсии или экстраверсии.
Гуманистическая теория личности
Гуманистическая гипотеза, где себя проявил К. Роджерс, основывается на том, что человеку свойственно иметь врожденные тенденции к самоактуализации, находящиеся изначально в скрытом виде. Роджерс выделил и второй (отслеживающий) личностный механизм. Вместе они формируют у индивида целостную личностную структуру «Я», «идеальное Я» и «реальное Я». Эти элементы могут находиться в полной гармонии или, напротив, сильнейшей дисгармонии.
В психологии важны концепция «Я» и ее составляющие
Когнитивная теория
Основоположник когнитивной теории, Дж. Келли, предположил, что человек живет одним желанием – знать обо всем, что с ним происходило, и то, что будет в будущем. Также Келли определил, что человеку важна социальная среда, поскольку когнитивная теория усиливает интеллектуальное влияние на других людей, что сравнимо с научными деятелями, занимающимися гипотезами и прогнозированием.
Поведенческая теория
Поведенческая, она же «наученческая» теория, гласит, что личность человека – продукт научения, структура, состоящая из условных рефлексов, социальных навыков, которые играют здесь ведущую роль.
Концепции личности являются широко обсуждаемым вопросом, несмотря на то, что существует множество их определений. Психология придает значение отличиям в человеческом поведении, они выражаются через темперамент, поведение, специфику интересов.
Концепция развития личности Выготского
В своей концепции Выготский трактовал социальную среду не как «фактор», а как «источник» личностного развития. Воздействие среды обуславливается переживаниями ребенка.
Ребенок развивается двумя переплетенными путями. Первый лежит в естественном созревании. А второй – через овладение культур, способами мышления и поведения. Вспомогательными способами формирования мышления и поведения являются системы символов и знаков, например, письмо или язык.
Именно овладение ребенком связи между значением и знаком, применении речи влияет на возникновение новых функций психических процессов, которые и отличают поведение человеческой личности от животного.
Вначале взрослый, используя конкретное средство, управляет ребенком и его поведением. При этом направляет ребенка на совершение какой-либо непроизвольной функции. Далее, на следующем этапе, ребенок применяет к себе такие способы управления, которые взрослые использовали по отношению к нему. Теперь ребенок применяет их к взрослым. Именно таким образом согласно Выготскому каждая функция психики проявляется в процессе развития дважды – первый раз как коллективная деятельность, а во второй — в качестве мышления ребенка.
Интериоризуясь «натуральные» функции психики преобразуются, приобретая автоматизированность, произвольность и осознанность. После этого становится возможным и обратный процесс – экстериоризация, т.е. вывод наружу результатом мыслительной деятельности. Такой принцип получил название «внешнее через внутреннее».
Личность Выгосткий представлял как социальное понятие, так как она объединяет в себе надприродное и историческое в человеке. Такое понятие не может охватить все приметы индивидуальности, но может поставить знак равенства между детской личностью и его культурным развитием. В процессе развития индивид осваивает собственное поведение. Личность не может быть врожденной, но может возникнуть в процессе культурного развития. Путем присвоения выбранных форм и способов в деятельности, которые исторически сложились, происходит развитие ребенка. Поэтому обязательным в процессе личностного развития становится ее образование и обучение.
Обучение является своеобразной движущей силой развития. Однако это не означает, что обучение становится тождественным развитию. Оно просто образует область ближайшего развития. Такая область обуславливает функции, которые еще не созрели, но уже находятся в процессе развития, определяет дальнейшее развитие ума. Феномен области ближайшего развития подтверждает ведущую роль обучения в развитии умственной деятельности.
В процессе такого развития личность индивида проходит определенный ряд изменений, которые имеют социальную природу. Вследствие накопления новых возможностей, разрушения одного социального условия и появление другого, устойчивым процессам развития на смену приходят критические периоды жизни индивида, в которых происходит бурное создание психологических образований. Таким кризисам характерно единство негативной и позитивной сторон. Они играют роль своеобразных ступеней в дальнейшем развитии ребенка.
Появившиеся в любом периоде образования качественно изменяют функционирование психики личности. Например, возникновение подростковой рефлексии полностью перестраивает психическую деятельность.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Концепция духовно-нравственного развития личности
Согласно другой концепции (духовно-нравственной), вся жизнь человека подчинена тем отношениям, которые у него выстраиваются с другими людьми. Человек постоянно стремится к социализации, что и проявляется в его отношениях с людьми. Основной упор в развитии личности делается на ее воспитание и школьное обучение. Именно в этот период ребенок получает навыки социального взаимодействия с тем окружением, в котором он проживает.
Здесь включаются традиции, мораль, этика и прочие правила, которые приняты в обществе. Личность их должна изучить. Вместе с тем моральность не выступает важным фактором в формировании полноценной личности, поскольку она больше регулирует внешние проявления индивида, а не внутренние.
В человеке должно находиться внутреннее желание быть высококультурным, нравственным, воспитанным, интеллигентным. Без этого все меры, направленные на воспитание личности, будут лишь ограничивать ее, заставлять быть не собой. Если же человек сам желает быть духовно-нравственным, тогда у него есть стимулы для развития в себе соответствующих навыков.
Концепция развития личности Выготского
Согласно концепции Выготского, развитие личности осуществляется в среде, которая становится для него не внешним стимулом, а источником познания и вобрания в себя. Также важным аспектом становится то, что ребенок по мере своего роста изучает письмо и речь. В остальном человек развивается в двух направлениях:
- Естественное созревание.
- Овладение нормами культуры, поведения, морали.
Сначала родители воздействуют на ребенка определенным образом. Затем ребенок начинает точно так же относиться к себе, как к нему относятся родители. А уже в дальнейшем ребенок начинает подобные модели поведения проявлять в отношении родителей.
Выготский относит человека к социальному существу, которое подвергается такому важному процессу, как обучение. Данный процесс не является развивающим личность, однако формирует среду, в которой личность развивается
Получение знаний расширяет кругозор индивида, предлагая ему различные варианты для своего развития, познания себя и применения своих возможностей, отыскивая свои таланты и наклонности.
Теории развития личности по Милтону Эриксону
Милтон Эриксон считается одним из самых выдающихся и талантливых представителей психотерапевтов 20 века. Во всем мире он известен своей практикой медицинского гипноза. Им же была создана теория деления жизненного цикла человека на восемь основных этапов. Некоторые исследователи считают, что эриксоновкая градация является одним из крупнейших вкладов в психоанализ за всю историю этой ветви психологии.
Чем теория Милтона Эриксона отличалась от представлений Фрейда? Эриксон полагал: несмотря на то, что формирование характера закладывается в детстве, он не является неизменным. В течение жизни человеческий характер может претерпевать значительные метаморфозы, был убежден Эриксон.
Его концепция о «кризисе идентификации», присущем юности, известна далеко за пределами профессиональных психологических кругов. На сегодняшний день, особенно в Соединенных Штатах, многие базовые теории воспитания и развития имеют в своей основе именно воззрения Милтона Эриксона.
Стадии развития личности:
- Первая длится от рождения до года. Для ребенка решается вопрос, определяющий его дальнейшее развитие: может ли он доверять миру? Исходом этого этапа является сформировавшееся доверие либо недоверие к миру;
- От года до двух. Ребенок определяет уровень своей самостоятельности. Благоприятное завершение – появление воли;
- От 4 до 5 лет ребенок занимается изучением границ собственных возможностей. Здесь главным итогом предстает сформировавшееся умение ставить перед собой цель и достигать ее;
- От 6 до 11 лет. Ребенок исследует свои умения. Основными пунктами являются познание мира и комплекс неполноценности. Фрейд зовет эту фразу «латентной», так как в ней еще любовь сына к матери и ревность к отцу (наоборот происходит у девочек) находятся в скрытом состоянии. Интерес ребенка направлен на то, как устроен мир. Хорошим метафорическим персонажем для данного этапа является образ Робинзона Крузо. Маленький человек все больше интересуется различными видами труда – дети любят готовить, строить шалаши, делать поделки из самых разнообразных материалов.
- Следующая стадия длится от 12 до 18 лет, и Милтон Эриксон зовет ее отрочеством, или юностью. На этом этапе актуальны вопросы: кем я являюсь? В чем состоят мои убеждения и взгляды на мир? Происходит тот самый «кризис самоидентификации». Положительным исходом этапа является понимание себя, своей идентичности.
- Шестая стадия – ранняя зрелость. Длится от 20 до 25 лет. Юный взрослый отвечает на вопрос «Могу ли я полностью доверять другому?» Положительный итог– построение близких отношений.
- 26-64 года – возраст средней зрелости. В это время человек посвящает свою жизнь заботе о других. Конфликты предыдущих этапов большей частью разрешены, и теперь он может вступить на стадию генеративности – реализации своего потенциала.
- 64 года и до конца жизни – этап поздней зрелости. Всецело он зависит от того, как была прожита жизнь. Происходит либо процесс под названием «Эго-интеграция» (удовлетворенность прожитой жизнью), либо человек впадает в отчаяние.
Развитие личности по А. С. Макаренко
А. С. Макаренко является гениальным отечественным психологом. В 1988 году ЮНЕСКО определило четырех педагогов, которые своими работами определили весь метод педагогики XX века – ими оказались Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и А. Макаренко.
Макаренко организовывал колонии для тех детей, которых общество считало полностью испорченными – мальчиков-воров, девочек-проституток. Никто не мог с ними справиться – даже родители иногда самостоятельно привозили своих детей к педагогу. И Макаренко добился в своем мастерстве огромных результатов. Он самостоятельно, без помощи воспитателей, возглавлял колонию несовершеннолетних правонарушителей им. Дзержинского. Число ее обитателей достигало 500-600 человек.
В настоящее время статистика Генпрокуратуры свидетельствует: порядка 10% выпускников детских домов адаптируются к обществу, 40% заболевают алкоголизмом или наркоманией, около 10% накладывают на себя руки. Для сравнения – из 3 тысяч выпускников А. С. Макаренко не было ни одного уголовного случая. Многие уже взрослые выпускники считали себя «счастливыми людьми».
Однако, несмотря на успехи, концепция развития личности по А. С. Макаренко не признавалась официальной педагогической наукой. Одним из его противников была Н. С. Крупская. Система Макаренко была запрещена в советских школах и детских домах. Макаренко спас писатель М. Горький – именно благодаря его стараниям педагог получил возможность трудиться в колонии им. Дзержинского.
Основные понятия программы колонистов
Каким образом Макаренко добивался таких блестящих результатов? Программа личностного развития колонистов включала несколько понятий – дело, формат, ядро коллектива.
Дело — это род занятий, которые имели колонисты. Дело было для них источником доходов и одновременно дисциплины. На заработанные средства воспитанники колонии содержали себя, своих младших товарищей, ходили в походы, откладывали средства на будущее. В возрасте 17-19 лет многие уже становились мастерами производства.
Ядро коллектива. Воспитанием жителей колонии не занимался воспитатель. План личностного развития новоприбывших был делом авторитетных членов колонии. На своем языке они объясняли им основные ценности коллектива – сам Макаренко лишь наблюдал, чтобы это происходило в рамках цивилизованности.
Формат. Макаренко тщательно следил за тем, чтобы в колонии была строгая дисциплина. Он внедрял особые правила и ритуалы, благодаря которым в колонии возможен был порядок. Педагог был уверен, что дети не должны были даже друг друга толкать, вести себя прилично – Макаренко никогда не был приверженцем гуманистических теорий, ценил сдержанность, дисциплину и армейские порядки.
Принципы воспитания
Воспитание личностных качеств начинается с раннего детства. В этом сходятся все существующие педагогические и психологические теории. Каждая из них выдвигает собственные принципиальные идеи в отношении воспитания человека. Но если рассмотреть существующие методики не по отдельности, а как единое целое, то можно выделить главные принципы, присущие каждой из теорий в той или иной степени.
Основополагающими принципами воспитательного процесса можно считать следующие тезисы:
- четкое понимание того, что требуется «вложить» в детскую голову, то есть, цели процесса;
- правильно определить допустимые и эффективные способы донесения информации и методы воздействия;
- соответствовать тому, что пропагандируется, быть авторитетом в детских глазах;
- понимать последствия своих действий;
- не допускать физических наказаний и панибратства;
- уважать и любить личность ребенка, направлять ее, а не подавлять.
Под последствием своих действий следует понимать абсолютно все
К примеру, если человек разъясняет ребенку необходимость проявления уважения к пожилым людям, но при этом не считает нужным выслушать бабушку или дедушку с вниманием, хотя и не забывает уступать место в транспорте пенсионерам, то последствием станет осознание ребенком относительности догматов. Малыш усвоит, что в определенных ситуациях нравственными нормами вполне можно и пренебречь
Другим примером последствий может стать прерывание занятий с малышом ради ответа по телефону
Ребенок усвоит, что общение через гаджет более важно, чем непосредственный контакт. Именно этот тип поведения можно наблюдать практически всюду в наши дни
При воспитании личности ребенка и ее развитии не столь важно, какой именно из базовых теорий станет придерживаться педагог или же родитель. Гораздо важнее не забывать о следовании главным педагогическим принципам воспитательного процесса
Если их не принимать во внимание, то ни одна воспитательная методика или же теория не принесут желаемого результата, какими бы они ни были
К примеру, желая воспитывать ребенка в соответствии с идеями свободного становления, которые впервые сформулировал Руссо, нельзя забывать о том, что и самому придется им соответствовать. Нельзя говорить детям одно, а делать ежедневно другое. Это приведет к развитию двуличности, лицемерия. К примеру, развивая личность ребенка в соответствии с теорией свободного воспитания, не следует заставлять малыша учить алфавит в три года или же идти в пять лет в балетную школу, если только ребенок сам этого не захочет.
Концепция Менегетти
Антонио Менегетти – итальянский ученый, которым была создана область психологического знания под названием «Онтопсихология». Менегетти был одновременно и ученым, и психотерапевтом, получившим степени в различных областях – теологии, философии, психологии. Слово «онтопсихология» состоит из трех частей. «Онто» означает «бытие», «психо» — «душа», «логос» — «смысл». Менегетти основал научно-психологическую школу, посвященную развитию онтопсихологии.
Концепция развития личности Менегетти базируется как на философском знании, так и на психологическом. Из философских работ на его теорию повлияли работы Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Парменида. Из психологических исследований наибольшее воздействие оказали работы А. Адлера, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Юнга.
Главной практической задачей онотопсихологии было достижение соответствия человеком своей природы, внутренней сущности. Менегетти выделил базовые концепции развития личности:
- «Сущность в себе», или так называемое «Ин-Се» — внутреннее ядро человеческой души, где заключается его подлинное бытие;
- «Неискаженные проекции Ин-се»;
- «Искаженные проекции», или психологические комплексы;
- «Сознательно-логическое Я» — единственная часть психики человека, которая обладает осознанием.
Онтопсихология рассматривает человека как погруженного в собственные психические процессы, но при этом практически не обладающего информацией о самом себе. Считается, что внутреннее ядро человека — «Ин-Се» — имеет положительную природу. Внутри каждого заложены все необходимые для самореализации ресурсы. И чем больше путь человека отклоняется от направления реализации своих возможностей, тем большим становится ощущение неудовлетворенности.
Одна из основных концепций развития личности по Менегетти состоит в том, что все физические и психические болезни возникают тогда, когда человек идет против собственной природы. Он склонен обвинять в своих бедах кого угодно, но не способен понять, что уничтожает себя собственными руками. Реализация плана личностного развития начинается с того, что человек осознает свои индивидуальные особенности, и то, как его текущий образ жизни препятствует самореализации.
Такая ситуация названа онтопсихологами экзистенциальной шизофренией. В переводе с древнегреческого слово «шизофрения» значит «расщепленный мозг». Когда внутренние желания конфликтуют с обстоятельствами, требованиями общества, и человек сдается перед ними, возникает экзистенциальная шизофрения. Главная задача психотерапевта-онтопсихолога – достижение человеком соответствия своей жизни и внутренней сути.
Порядок рождения в семье: стили жизни по Адлеру
Адлер первым заметил, что в одной и той же семье дети могут иметь совершенно разные характеры. Первенец – это ребенок, которому можно только завидовать. Ведь родители обычно отдают первому чаду всю любовь. Но это происходит до поры-до времени – пока в семье не появляется еще один ребенок.
Когда рождается второй, первенец становится «монархом которого несправедливо свергли с трона». Он начинает бороться за утраченную любовь родителей. Но все его усилия обречены на провал. И со временем он понимает бесполезность своих попыток. Родители всегда для него слишком заняты и равнодушны. Помимо этого, теперь они наделены гораздо большей властью, чем было когда-то: ведь они могут апеллировать к неуместной инфантильности старшего ребенка. Их ответ на требование любви первенца – наказание.
Как результат, у тех, кто родился в семье первым, развивается особый стиль жизни. Они приучают себя к изоляции, не нуждаясь ни в привязанностях, ни в чьем-либо одобрении. Кроме этого, отмечает Адлер, старший всегда склонен к лидерству.
А как обстоит ситуация со вторым ребенком? Для него всегда образчиком остается старший брат или сестра. Сложившаяся ситуация подталкивает его к тому, чтобы соперничать с ним или с ней, стремясь побить его рекорды. Если в семье есть еще дети, то второй ребенок также борется с ними за родительскую любовь. И это лишь увеличивает его амбиции. Стиль жизни выросшего из второго ребенка взрослого – это сплошное желание доказать свое превосходство. Бессознательно он стремится показать: я лучше старшего брата или сестры.
Особое положение занимает последний ребенок. Он – это тот, кто никогда не испытает ощущения «свержения с трона». Но если семья бедна, то ему будет постоянно приходиться использовать вещи и игрушки старших. У младшего ребенка также разовьется чувство неполноценности. Но он обладает одним преимуществом: его мотивация превзойти старших – самая высокая.
Уникальным считает Адлер положение единственного ребенка в семье. Поскольку конкурировать ему не с кем, то особенно сильным у таких детей становится соперничество с отцом. Стиль жизни ставшего взрослым единственного ребенка – это эгоцентризм, смешанный с зависимостью.
«Три кита человеческой психики»
Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Это не какие-либо определенные области мозга или психики, а скорее гипотетические образования, соответствующие важным психическим функциям.
Так, «Ид» – полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов – инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.
Танатос – инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.
«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» – удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.
«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов. Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.
Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».
Концепция духовно-нравственного развития личности
Человек живет в социуме, среди других людей, поэтому достаточно важными становятся привитие у ребенка следующих навыков:
- Нормально, положительно относиться к другим людям.
- Уметь устанавливать контакты с людьми.
- Тянуться к установлению отношений с другими людьми.
Все это зависит от того, какие духовно-нравственные ценности родители прививают ребенку в процессе первых лет его жизни. Также важна обстановка внутри семьи, в которой ребенок живет.
Однако данные морально-нравственные качества человек способен развивать сам в себе в любой период своей жизни. Если вы ощутили потребность в том, чтобы стать лучше, немного уделить времени собственному совершенствованию и возврату навыков красиво и правильно излагать мысль, это говорит о том, что вы наконец-то заметили, как легко и быстро можно стать бескультурным и безграмотным человеком. Это очень сильно связано с появлением мобильных телефонов и компьютеров с интернетом в жизни человека. Быстрый прогресс техники повлиял на быстрый регресс (упадок) интеллекта человечества
И действительно: обратите внимание, как общаются современная молодежь и даже более зрелые люди, которые постоянно имеют доступ к таким новым технологиям
К сожалению, ни мобильные телефоны, ни интернет не способствуют развитию человека. Все люди получают массу возможностей: быстро дозвониться до нужного человека, получить много информации на определенную тему, пообщаться с незнакомыми людьми при помощи заготовленных шаблонов – смайликов, и т. д. Человеку не надо ничего думать, делать и выдумывать, ему уже все предоставлено. Главная задача – увидеть, прочитать и «проглотить».
Если вы хотите не терять собственные навыки письма и культурной речи, тогда начните возобновление собственных знаний и умений. Побольше читайте классической литературы. Даже прочтение современных книг на научные тематики куда более полезны, чем простое просматривание статей в интернете, которые пишутся неграмотными людьми. Чтение книг помогает потом человеку излагать свою мысль. Более того, чтение книг помогает вспомнить письменную речь, лаконичное построение предложений и красивое написание. Лучше ограничьтесь только книгами, поскольку журналы пишутся по той же аналогии, что и интернетовские статьи – где-то можно наткнуться на ошибки, а где-то на современный лексикон.
Почаще бывайте в отдельности от компьютеров и мобильных телефонов. Устраивайте себе несколько раз в неделю прогулки на природе, где до вас никто не сможет дозвониться (то есть оставьте мобильный телефон и компьютер дома). Отдохните от современных технологий, вспомните, что такое дикая и живая природа. Человек очень часто начинает быстро деградировать и утрачивать свои навыки лишь потому, что просто устал. И для полноценного отдыха нужен не только сон, но и прогулки, общение с природой. Таким образом, вы успокаиваетесь в реальной жизни, наслаждаетесь тишиной и спокойными звуками. При этом вам не нужно никуда бежать, ничего решать. Вам дается полная свобода – насладитесь ею.
Почаще отдыхайте и читайте классическую или научную литературу – это позволит вам вернуть свою культурную речь и получить новые знания. Старайтесь хоть иногда себе быть непривязанными к современным технологиям, без которых люди раньше прекрасно обходились и жили счастливо.