Основные виды и формы игротерапии
В зависимости от степени вмешательства в игру специалиста
Директивная
Игротерапевт — организатор и руководитель всего игрового процесса. Он принимает в нём живое участие, задаёт вопросы, направляет, сам играет какого-то персонажа. Он берёт на себя ответственность за достижение поставленных целей.
Недирективная
Игротерапевт — наблюдатель со стороны. Лишь в самом начале он определяет правила игры, а далее не вмешивается в процесс и смотрит, как ведут себя участники. Цели ставятся только самые обобщённые (помочь восстановить душевное равновесие, преодолеть страх, научиться навыкам социализации), но не конкретные. Это объясняется тем, что неизвестно, как поведёт себя тот или иной персонаж и к чему он придёт к концу игры.
В зависимости от теоретической модели
Психоаналитическая (психодинамическая)
Основоположники: А. Фрейд, Д. В. Винникотт, М. Кляйн. В психоанализе спонтанная игровая деятельность — прямой и самый верный путь к бессознательному, способ переработки опыта ранних психотравм и конфликтов. В последнее время в рамках Юнгианской школы психоанализа большую популярность набрала песочная игротерапия.
Согласно исследованиям, песочная игротерапия стабилизирует эмоциональное состояние, помогает выразить душевные переживания, освобождает от страхов, снимает психологическое напряжение. На песке можно рисовать что угодно и не бояться ошибиться, потому что всё легко и многократно исправляется одним движением руки.
Гуманистическая / центрированная
Основоположники: В. Экслайн, К. Р. Роджерс, Г. Л. Лэндрет. Относится к недирективной игротерапии. Главное условие — спонтанность.
Поведенческая
Основоположники: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура. Главную функцию выполняет игротерапевт — обучает тому, как правильно играть социальные роли.
Освобождающая
Основоположник: Д. М. Леви. Создание игровых условий, предоставляющих возможность заново пережить конфликтную, травмирующую ситуацию, но уже в более спокойной и безопасной обстановке. Это позволяет освободиться от напряжения и страхов.
Структурированная
Основоположник: Г. Хембриджем. Создание чётко структурированной игровой ситуации, позволяющей разрешить конкретные проблемы.
Построение отношений
Основоположники: О. Ранк, Тафт, Ф. Оллен. Отношения между игротерапевтом и клиентом выстраиваются по принципу «здесь и теперь», без отсылок к прошлому опыту и возврата к детству.
Примитивная
Способствует интеллектуальному, эмоциональному, физическому и социальному развитию детей посредством соответствующих возможностей обучения.
Интегративно-эклектическая
Гармонично включает в себя элементы все предыдущих направлений.
В зависимости от используемого материала
Неструктурированная
Предполагает использование на занятиях подвижных игр (прыганье, лазание), упражнений и заданий с водой, глиной, пластилином, песком, арт-терапии. С помощью всего этого неструктурированного материала можно выразить свои скрытые желания. Он развивает сублимацию.
Структурированная
Предполагает использование игр в семью, с марионетками, куклами, строительных, агрессивных (с применением игрушечного оружия). Помогает увидеть конструктивные и деструктивные намерения человека.
В зависимости от количества человек
- Индивидуальная — работа с одним клиентом;
- групповая — для детей 4-5 лет создаётся группа из не более 4 человек; для 5-11 лет — 6, для 11-14 — 8, начиная с 15 — 10.
Специалисты должны чётко осознавать, что для индивидуальной игротерапии существует лишь одно противопоказание — глубокая степень УО. Для групповой же их достаточно много:
- патологическая ревность;
- конкуренция с сиблингами;
- асоциальное поведение, когда человек (ребёнок) может представлять угрозу для других участников группы;
- раннее или ускоренное половое развитие;
- чрезмерная агрессивность;
- обострённое стрессовое состояние.
Что не является противопоказанием для групповой игротерапии:
- потребность в общении;
- желание заслужить одобрение у окружающих;
- стремление к высокому социальному статусу;
- незначительные отклонения в поведении, обусловленные отсутствием элементарных социальных навыков;
- нехватка любви;
- внутренние комплексы, низкая самооценка.
Групповая игротерапия организовывается только при условии сформированности у ребёнка системы базовых социальных навыков и коммуникативной направленности.
История
Альфред Альдер
На Альфреда Адлера большое влияние оказали ранний социализм и Фрейд . Это можно увидеть в его ранних работах и теориях. Он подчеркнул, что люди сами могут изменить свою жизнь. Адлер и Фрейд уважали друг друга; однако Адлер не полностью соглашался или принимал теории Фрейда. Адлер считал, что детские переживания влияют на текущие проблемы людей, но он также не считал, что они вносят единственный вклад. Он также подчеркивает, что свобода воли и врожденное стремление способствуют решению текущих проблем, с которыми сталкиваются люди. Он не верит, что люди становятся жертвами своего прошлого опыта.
биография
«Альфред Адлер родился в еврейской семье 7 февраля 1870 года на окраине Вены. Он был вторым старшим ребенком из шести лет. В детстве он часто болел, и, узнав о смерти, он решил стать Когда-нибудь из-за детской болезни Адлера выглядел слабым и неполноценным. Учитель посоветовал ему бросить школу, чтобы стать учеником сапожника. Семья Адлера возражала против этого, и Альфред в конце концов пошел в медицинскую школу и окончил Венский университет со степенью врача специализируясь на офтальмологии. Альфред познакомился со своей будущей женой Раиссой Тимофеевной Эпштейн на серии политических встреч, посвященных нынешнему восходящему социалистическому движению. В 1897 году они поженились. Адлер начал частную практику, которая постепенно перешла на внутреннюю медицину. Именно здесь. что он заметил, что многие из его пациентов страдают заболеваниями, которые можно объяснить происхождением социальной ситуации. В первой публикации Адлера обсуждалось, как социальные условия е место, где люди работали, влияло на болезни и болезненные процессы «.
Карьера
В начале своей карьеры Адлер занимался вопросами общественного здравоохранения, медицинской и психологической профилактики и социального обеспечения. Позже он переключился на детей из группы риска, права женщин, образование взрослых, подготовку учителей, общественное психическое здоровье, семейное консультирование и образование и, вкратце, психотерапию. Адлер основал группу: группу бесплатных психоаналитических исследований, которая позже была преобразована в индивидуальную психологию с индивидуальным значением «неделимый». С этим он также основал свой собственный журнал. Тогда и началась классическая адлеровская психотерапия. Адлер сосредоточился на психоанализе, когда основал собственную группу, даже работая психиатром в частной практике, но это длилось недолго. После Первой мировой войны он обратился к сообществу и социальной ориентации. До Первой мировой войны он был известен как психоаналитик. После войны он был больше философом, социальным психологом и педагогом.
Составные части
У Адлера было много направлений, но есть некоторые ключевые компоненты, которые внесли свой вклад в классическую адлеровскую психотерапию (также известную как индивидуальная психология). Дети рождаются с врожденной силой, которая позволяет людям принимать собственные решения и развивать собственное мнение. Он заявил, что люди — это не просто продукт их ситуаций; они творцы своих ситуаций. Чувства, убеждения и поведение человека работают вместе, чтобы сделать каждого человека уникальным. Еще одна область, на которой мы сосредоточились, — это концепция художественной литературы. Считается, что вымысел — это сознательные и бессознательные идеи, которые не обязательно соответствуют реальности, но служат руководством, чтобы справиться с реальностью. Люди создают вымыслы как способы видеть себя, других вокруг них и свое окружение, и что люди делают это, чтобы направлять свои чувства, мысли и действия.
Другое понятие — окончательность. Это вера в то, что существует только одна организованная сила, вымышленная конечная цель. Выдуманная конечная цель ставится в раннем детстве и присутствует на всю жизнь человека. Это в основном бессознательное и влияет на поведение. В случае вымышленной конечной цели вопросы задаются скорее типа «зачем» или «куда», а не «почему» или «откуда». Вместо того, чтобы искать причину поведения, изучаются цель и цель поведения. Конечная причина поведения — это фокус, который и называется вымышленной конечной целью.
Социальный интерес — еще одна область, которая способствует классической адлерианской психотерапии. Он считает, что люди — социальные существа
То, как человек взаимодействует с другими людьми, очень важно с точки зрения их психологического здоровья. Социальный интерес означает ощущение себя частью семьи, группы или сообщества
Важное понятие, связанное с социальным интересом, — это способность сопереживать. Проявление сочувствия — это способ общаться с другими.
Результаты и перспективы
- Вы готовы к применению методик игровой терапии в коррекции поведенческих и эмоциональных нарушений детей, способны организовывать игровые сессии и подбирать игры с учетом возрастных особенностей и целей терапевтических отношений.
- Вы умеете обустраивать помещение для сеансов игровой терапии, устанавливать коммуникацию с участниками игр, анализировать случаи из практики игровой терапии.
- Вы способны средствами игровой терапии помочь детям стать увереннее в себе, социализироваться, повысить мотивацию, раскрыть потенциал, справиться с поведенческими проблемами.
Применение результатов обучения
Д. Б. Эльконин утверждал, что трудно найти такого специалиста в детской психологии, который не интересовался бы проблемами игры. Игра – одна из ведущих форм деятельности детей. Поэтому игровая терапия – мягкий и эффективный метод воздействия. Различают директивную и недирективную формы игровой терапии. В первом случае организатор руководит процессом, принимает в нём участие в качестве персонажа, направляет развитие сюжета. В недирективной игре специалист – не участник, но наблюдатель. Существует также смешанная форма. После обучения на курсе выпускники смогут применять метод игровой терапии для коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений детей.