Изображение головы в рисовании считается наиболее сложным упражнением, так как к нему следует подходить с достаточным багажом знаний и навыков, помогающих лучше понимать особенности головы, а также правильно сочетать ее части. В академическом рисунке голова Антиноя — одна из главных композиций, которая используется в качестве экзаменационного задания в большинстве престижных художественных вузов страны.
Чем полезно рисование гипсовых голов
Гипсовые головы, особенно греческого наследия, для начинающего художника наиболее эффективное упражнение, помогающее сосредоточиться на деталях, которые всегда статичны. Голова Антиноя прекрасно подходит для того, чтобы художник научился соблюдать последовательность академического рисунка, в то же время это наиболее простая композиция. После нее можно переходить к более сложным моделям — головам Геркулеса и Зевса. Рисунок состоит из пяти последовательных этапов.
Подготовка к рисунку
На начальном этапе следует отметить для себя, в каком ракурсе будет исполнена голова, из каких геометрических тел она состоит, как они будут располагаться. Здесь художник для себя примерно намечает, как будет смотреться готовый рисунок. В итоге оцениваются пропорции каждой детали — как они будут выглядеть в пространстве.
Линейно-конструктивная основа
Гипсовая голова Антиноя исполняется с разделения ее предварительной форме линией на две равные части. Если рисунок выполняется под наклоном, то разделять следует таким образом: ближняя часть должна быть больше, а дальняя — меньше. Эту линия делится на три горизонтальные части: от волос (лба) до подбородка. Главное, чтобы части были как можно более равными, в противном случае композиция может немного исказиться. Парные элементы (уши, глаза) следует исполнять один за одним — это поможет соблюсти их правильной пропорции.
Губы исполняются при помощи вспомогательных линий. В этой части нужно посмотреть, как они соотносятся с кончиком носа. На стадии линейно-конструктивной основы художник может обнаружить и исправить все ошибки. Позже их исправление вызовет большие трудности.
Конкретизация рисунка
Важная стадия всего процесса работы. На этом этапе все детали головы конкретизируются — то есть, им придается конечная форма, какой она будет выглядеть после полной готовности рисунка. Геометрические тела заменяются реальными формами, при прорисовывании глаза необходимо учитывать, что они должны быть шаровидной формы. При детализации губ не следует забывать про небольшую ложбинку.
Работа со светом и тенью
Объем придается при помощи света и тени. Уходящие от света плоскости обозначаются светотенью — это поможет сделать рисунок более конкретным. Здесь должно прослеживаться взаимодействие линии и тона. Детали головы, находящиеся на свету, остаются при этом нетронутыми.
Завершающий этап
На завершающем этапе рисунок детализируется: каждой детали головы придается конечный вид. Важно, чтобы рисунок не получился слишком черным. Для этого при работе используются мягкие карандаши, которые помогают быстрее разработать руку, что немаловажно для улучшения техники исполнения рисунка.