Индивидуальная психология — individual psychology

История

У истоков нарративного подхода стоят идеи, разработанные в различных областях научного знания: в психологии (Дж. Брунер, Т. Сарбин, Л. С. Выготский и др.), в этнографии (К. Гирц, Э. Брунер, В. Тернер), этнографии психологии теории литературы (В. Я. Пропп, М. М. Бахтин, Н. Фрай), истории систем познания (М. Фуко, К. Герген), биологии и теории систем (Г. Бэйтсон, У. Матурана).

Майкл Уайт и Дэвид Эпстон объединили эти идеи, и на свет появилось направление, получившее название «нарративная практика». Заслуга в становлении этого течения в консультировании не принадлежит исключительно М. Уайту и Д. Эпстону. Активное использование метафоры нарратива было замечено в социальных науках в 1980-х годах. Так, в 1986 году были опубликованы статьи Теодора Сарбина «Нарратив как базовая метафора для психологии» и Джерома Брунера «Жизнь как нарратив». Работы данных авторов оказали достаточно сильное влияние на развитие нарративных школ в мире.

Брунер говорил о том, что в человеческом мышлении можно выделить два модуса: логико-парадигматический (внеконтекстный) и нарративный (контекстуализированный). Последний в свою очередь является основным средством осмысления жизненных событий и переживаний людей.

Первая Международная конференция по нарративной терапии и работе с сообществами состоялась в 1999 году в Аделаиде, Австралия, а в июле 2011 года в Эль-Сальвадоре, Бразилия, состоялась уже десятая. Интерес к нарративной практике не ограничивается конференциями. Ежегодно публикуются книги, выходят международные и национальные журналы. Нарративная терапия и работа с сообществами активно развивается и получила распространение во многих странах мира — за исключением стран Средней Азии, Аравийского полуострова и Северо-Африканского побережья Средиземного моря.

В практике российских консультантов нарративная практика появилась в конце 1990-х годов, в контексте обучения семейных терапевтов. Начиная с 2004 года, семинары с зарубежным преподавателями получили характер регулярных. Ряд отечественных нарративных практиков также проводит обучение тех, кто заинтересован в освоении данного подхода.

Направления и школы психотерапии

В настоящее время существует ряд направлений в психотерапии, которые основываются на различных положениях основных направлений психологии:

  • динамическое (психоанализ), которое основано на глубинной психологии;
  • когнитивное (когнитивная психотерапия), основанное на когнитивном подходе в психологии;
  • поведенческое (поведенческая психотерапия), которое основано на психологии бихевиоризма;
  • рационально-эмоционально-поведенческая терапия, близкая к когнитивной психотерапии, но использующая также поведенческие аспекты;
  • гуманистическое (клиент-центрированная психотерапия — К. Роджерс, разговорная психотерапия, соматический подход, духовный подход), связанное с гуманистической психологией;
  • экзистенциальная терапия — сформированная как приложение идей экзистенциальной философии к психологии и психотерапии, ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на их основе, с принятием полной ответственности за свой выбор. Включает как один из видов логотерапию, основанную на поиске и анализе смыслов существования;
  • гештальт-терапия — гуманистическое направление, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах.

На данный момент существует большое количество направлений психотерапии. Нередко их пытаются классифицировать по каким-либо признакам, выделяя большие группы:

  • По количеству участников:
    1. Индивидуальная психотерапия
    2. Групповая психотерапия
  • По задачам:
    1. Поисковая психотерапия
    2. Корректирующая психотерапия
  • По целям:
    1. Процессуальная психотерапия
    2. Целеориентированная психотерапия
  • По степени теоретического обобщения:
    1. Аналитическая психотерапия
    2. Феноменологическая психотерапия
  • По роли, которую занимает терапевт:
    1. Директивная психотерапия
    2. Недирективная психотерапия
  • По отношению решаемой проблемы к медицинским (в том числе психопатологическим) понятиям:
    1. Клиническая психотерапия
    2. Неклиническая психотерапия
  • По применяемым для терапии областей и видов деятельности:
    1. Основанная на использовании искусства и творчества — арт-терапия;
    2. На основе использования игровой деятельности — игровая психотерапия.

Существуют и другие деления.

5 правил

«5 правил» определяют поведение ФАП терапевта с учётом целей терапии

Важно отметить, что это не правила в привычном смысле слова, а скорее компас, определяющий направление психотерапевтической работы.

Правило 1: Наблюдаем КРП — Терапевт фокусирует свое внимание на проявлениях проблематичного КРП 1 и эффективного КРП 2.
Правило 2: Активируем КРП — Терапевт создает контекст, в котором активируются КРП.
Правило 3: Естественное подкрепление КРП 2 — Терапевт подкрепляет проявления КРП 2 (улучшения в сессии), повышая вероятность того, что это поведение будет проявляться чаще.
Правило 4: Наблюдаем влияние терапевта в отношениях с клиентом на КРП — Терапевт оценивает степень, с которой он действительно подкрепляет поведенческие улучшения, обращая внимание клиента на долгосрочные последствия КРП 2 после реализации Правила 3. Это правило схоже с концепцией функционального анализа в анализе поведения.
Правило 5: Предоставляем функциональную интерпретацию и генерализируем — Терапевт работает над распространением улучшений в сессии на повседневную жизнь и отношения клиента

Часто это включает в себя домашние задания на отработку и развитие навыков.

Ссылки

  • Динкмейер, округ Колумбия, Пью, У.Л., и Динкмайер, округ Колумбия, мл. (1979). Адлеровское консультирование и психотерапия . Монтерей, Калифорния: Брукс / Коул.
  • Фолл, К.А., Холден, Дж. М., и Маркиз, А. (2002). Теоретические модели консультирования и психотерапии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
  • Хоффман, Э. (1994). Стремление к себе: Альфред Адлер и основание индивидуальной психологии . Ридинг, Массачусетс: издательство Addison-Wesley Publishing.
  • Мосак, HH, и Ди Пьетро, ​​Р. (2006). Ранние воспоминания: метод и применение интерпретации . Нью-Йорк: Рутледж.
  • Оберст, UE, и Стюарт, AE (2003). Адлеровская психотерапия: продвинутый подход к индивидуальной психологии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.

Психотерапевт в России

Слово «психотерапевт» часто используется в разных смыслах.
Так, приказ Минздрава определяет специальность «врач-психотерапевт». Это лицо с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело», получивший подготовку по специальности «психиатрия» и дальнейшую подготовку по психотерапии. Для краткости их часто и называют просто «психотерапевт».

В то же время слово «психотерапевт» используется для обозначения лиц, получивших образование в сфере одного из методов психотерапевтической практики. Это люди с высшим психологическим (но не медицинским) образованием, что происходит аналогично некоторым европейским странам, где «психотерапевты» это гуманитарное образование, не привязанное к медицинскому.
Однако, например, в Германии психотерапевтом по закону имеют право называться лишь люди с высшим психологическим или медицинским образованием, дополнительно прошедшие обучение психотерапевтическим методикам. Первые именуются «психологический психотерапевт» (нем. Psychologischer Psychotherapeut), вторые «врачебный психотерапевт» (нем. Ärztlicher Psychotherapeut).

Отметим, что уже Зигмунд Фрейд писал, что для его метода медицинское образование необязательно. Обоснованию этого тезиса специально посвящена работа З. Фрейда «К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним» (1926). За написание этого памфлета Фрейд взялся в связи с начатым весной 1926 г. в Вене судебным процессом против Теодора Райка, знаменитого члена Венского психоаналитического объединения, не имевшего медицинского образования. Т. Райк был обвинен в нарушении австрийского закона против шарлатанства — закона, объявлявшего противоправным, если человек, не имеющий медицинского диплома, лечил больных. Поясняя, что «дилетанты = не врачи», Фрейд выступил в защиту права «дилетантов» заниматься психоаналитической практикой:

Поскольку, по мнению Фрейда, причины невротических заболеваний коренятся не в теле, а в психике, то для оценки невротика, «равно как и для его лечения, медицинское обучение ничего не дает, вообще ничего».

Системная Семейная психотерапия (ССТ)

Системная Семейная психотерапия (ССТ) — подход, в основе которого лежат общая теория систем и идеи социального конструктивизма.  В системной психотерапии семья рассматривается как единое целое, акцент делается на рассмотрении взаимодействия элементов внутри системы и взаимодействии социальных систем между собой. Методология и психотерапевтические техники системной терапии вытекают из взгляда на семью как социальную систему, которая является комплексом элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. 

Используемые методы и подходы семейной психотерапии:

  • Трансгенерационная терапия по методу Мюррея Боуэна;
  • Миланская школа системной семейной психотерапии в современных модификациях;
  • Стратегическая системная семейная психотерапия по методу Джея Хэйли и Клу Маданес;
  • Структурный подход Сальвадора Минухина;
  • Психотерапия супружеских пар с трудностями сексуального взаимодействия по методу Хелен Каплан;
  • Семейная реконструкция и семейная скульптура по методу Вирджинии Сатир;
  • Нарративная психотерапия, автор Майкл Уайт, Дэвид Эпстон;
  • Ориентированная на решение краткосрочная терапия, авторы Стив де Шейзер и Инсу Ким Берг;
  • Тренинг детско-родительского взаимодействия по методу Ш. Айберг;
  • Эмоционально-фокусированная терапия пар, авторы Сьюзон Джонсон, Лесли Гринберг;
  • Недирективная игровая терапия детей по Гарри Лэндрету;
  • Метафорические карты.

В Профессиональной психотерапевтической лиге ССТ представляет РОО «Общество семейных консультантов и психотерапевтов»— это общественная организация, созданная для повышения профессиональной квалификации семейных консультантов и психотерапевтов. Общество существует с 1998 года, является членом Тренингового Комитета Европейской Ассоциации Семейных Терапевтов (TIC-EFTA). Адрес: г. Москва, Брюсов переулок, 8/10, стр. 1, supporter.ru.

С 2015 года издается журнал «Семейная психология и семейная терапия» (ISSN 1990-9381, зарегистрирован в РИНЦ с 2008 года, подписной индекс Роспечати 47556). В редакционный совет журнала входят известные специалисты по семейной психотерапии.

Ежемесячно проводятся открытые заседания, на которых выступают и делятся опытом как представители модальности системной семейной терапии, так и специалисты смежных специальностей: психиатры, культурологи, религиоведы, наркологи и др. — к участию приглашаются все желающие.

В соответствии со стандартами TIC-EFTA разработаны программы обучения ССТ. Общая программа обучения составляет 910 часов, короткий вариант — 510 ч. С 2013 г. проводится обучение в департаменте психологии Высшей школы экономики, магистерская программа, академический руководитель Варга А.Я.; с 2007 г. — в Институте групповой и семейной психотерапии, руководитель программы Черников А.В., с 2011 г. — в Институте практической психологии НИУ ВШЭ, программа дополнительного образования «Психологическая помощь семье», руководитель Варга А.Я. Членами Общества созданы учебные центры: центр открытия новых возможностей «Потенциал», руководитель Манухина Н.М., центр нарративной психологии и практики, создатели Е.Жорняк, Е.Дайчик, Н.Савельева), центр системной семейной терапии, директор И.Ю. Хамитова.

Члены Общества выпустили ряд коллективных монографий.

Современные техники

Существуют две основные современные школы адлерианской психотерапии: те, которые следуют за Рудольфом Дрейкурсом , и те, которые называют себя, напротив, классическими адлерианцами. Есть много организаций, которые пишут и до сих пор практикуют эту психологию (Североамериканское общество альдлерианской психологии (NASAP), The Journal of Individual Psychology, International Associate of Individual Psychology (IAIP), Международный конгресс адлерианских летних школ и институтов ( ICASSI) и другие организации). Многие университеты по всему миру предлагают постдипломное обучение по адлерианской психологии. Эта психотерапия набирает обороты и все больше и больше ассимилируется в основной психотерапии.

Среди современных адлерианцев ведутся споры по поводу относительной роли принадлежности и превосходства в определении характера; школа, связанная с Рудольфом Дрейкурсом, подчеркивает первое, в отличие от классических адлерианских теоретиков.

Драйкурс

Рудольф Драйкурс — психиатр, учившийся у Адлера в Вене. Хотя работы Адлера были очень популярны и были хорошо приняты американской публикой, они потеряли популярность после его смерти. Дрейкурс возродил адлерскую психотерапию после смерти Адлера.

Основываясь на трудах Адлера, Драйкурс концептуализировал четырехэтапный подход к адлерианской психотерапии:

  1. Установление терапевтических отношений.
  2. Оценка клиента .
  3. Продвигать понимание клиентом своей вымышленной цели.
  4. Поощрять клиентов расширять свои интересы от защитной функции частной логики до более широкого чувства общности.

Классические адлеровские психологи

Адлериан относится к теории и практике Альфреда Адлера (1870–1937), основателя индивидуальной психологии ( Individualpsychologie ). Клиентов Адлериана побуждают преодолевать чувство незащищенности, развивать более глубокое чувство связи и перенаправлять свое стремление к значимости в более социально выгодные направления. Посредством уважительного сократовского диалога им предлагается исправить ошибочные предположения, отношения, поведение и чувства по отношению к себе и миру.

Постоянное поощрение побуждает клиентов делать то, что раньше казалось невозможным. Рост уверенности, гордости и удовлетворения ведет к большему желанию и способности сотрудничать.

Конечная цель классической адлеровской психотерапии — заменить преувеличенную самозащиту (охрану), саморазвитие и потворство своим слабостям более глубоким самопознанием и подлинными, смелыми социальными чувствами. Известные адлерианцы включают:

  • Александра Адлер (США), умерла
  • Курт Альфред Адлер (США), скончался
  • Хайнц Ансбахер (США), скончался
  • Роберт Армстронг (Канада)
  • Филлис Боттом (Великобритания), умерла
  • Аллан Кокс (автор) (США)
  • Рудольф Драйкурс (Австрия и США), скончался
  • Лорен Грей (США), умерла
  • Джеймс Хемминг (Великобритания), умер
  • Джон Карлсон (США), умер
  • Генри Якоби (Германия)
  • Рассел Кинг (Канада)
  • Артур Кронфельд (Германия)
  • Фриц Кюнкель (Германия и США)
  • Софи Лазарсфельд (Австрия)
  • Кевин Леман (США)
  • Виктор Луи (Швейцария), скончался
  • Гарольд Мосак (США)
  • Александр Мюллер (Швейцария), скончался
  • Карл Новотны (Австрия), скончался
  • Герта Орглер (Германия и Великобритания)
  • Линда Пейдж (Канада)
  • Пол Ром (Paul Plottke) (Германия и Великобритания)
  • Отто Рюле (Германия)
  • Алиса Рюле-Герстель (Германия и Мексика)
  • Манес Спербер (Германия), скончался
  • Марк Стоун (США)
  • Генри Т. Стейн (США)
  • Ричард Э. Уоттс (США)
  • Эрвин Вексберг (Австрия и США)

лекция 5.doc

Лекции по дисциплине «психотерапия»

Раздел 2. Виды и типы психотерапии.Лекция 5. Психотерапия, основанная на индивидуальной психологии А. Адлера. План

  1. Основные положения индивидуальной психотерапии.
  2. Теоретические основы психотерапии А.Адлера
    1. 1.

групповой психотерапии

  • выявление травматического опыта, явившегося отправной точкой развития невроза;
  • исследование фиктивной цели и ошибочных апперцептивных схем, анализ аранжировок конечной цели;
  • развитие социального интереса.
    1. Цель психотерапии А.Адлера – вернуть человека в человечество. Задачи – развитие социального чувства: развитие кооперативного поведения, определение жизненных целей (работа, дружба, любовь), коррекция жизненного стиля. Три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни, помощь в понимании самого себя, усиление социального интереса. Пять источников достоверного изучения личности: — ранние детские воспоминания; — сновидения и грезы; — порядок рождения ребенка в семье; — трудности детства; — характер экзогенного фактора, обусловившего данное нарушение или болезнь.

^ Методы психотерапии. Интервью, метод ранних воспоминаний, качественный анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений, опросники и анкеты, анализ неблагоприятных ситуаций в детстве.

  1. любое поведение происходит в социальном контакте;
  2. развитие восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо – социальный интерес;
  3. поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии с требованиями ситуации, с целями, присущими его стилю жизни;
  4. становление – это жизнь человеческой души;
  5. на протяжении жизни человек сталкивается с альтернативами;
  1. отношения – создание и поддержание «хороших» отношений;
  2. анализ – раскрытие динамики пациента, его стиля жизни, его целей, того, как они влияют на ход его жизни;
  3. интерпретация полученных данных (сновидений), кульминацией которой является инсайт;
  4. переориентация начинается с предварительного, мягкого или энергичного убеждения пациента, что изменение необходимо в его же интересах.
    1. Литература. Основная литература.
  1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.:Эксмо, 2008.
  3. Настольная книга практического психолога. / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.
    1. Дополнительная литература.
  1. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1995.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М. 1995.
  3. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. – СПб., 1993.
  4. Адлер А. Индивидуальная психология./ История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX в. (тексты). – М., 1986.
  5. Вительс С. Фрейд: его личность, учение и школа. Глава Х. А.Адлер. – Л., 1991.
  6. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. – М., 1986.
  7. Кристенсен O.K., Томас К.Р. Дрейкурс и поиски равенства. – М., 1992.

Поиск по сайту:  

Примечания

  1. EAP представляет 166 организаций (в том числе 23 национальные ассоциации, 19 Европейских психотерапевтических ассоциаций) в 37 Европейских странах, объединяя более чем 70.000 психотерапевтов, как в составе психотерапевтических организаций, так и индивидуальных членов. В 2000 г. её президентом был избран специалист из России, проф. В. В. Макаров. «Впервые это крупнейшее объединение психотерапевтов Европы своим президентом избрало представителя Восточной Европы» (Поздравляем! К избранию профессора В. В. Макарова президентом Европейской Ассоциации Психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2000. № 3. С. 191).
  2. ↑ Клинические основы психотерапии // Психотерапия : учебник для студентов медицинских вузов и врачей общей практики / под ред. Б. Д. Карвасарского. — Изд. 3-е., доп. — Питер, 2007. — С. 64-68. — ISBN 978-5-469-01672-4.
  3. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М. : Академический Проект : Деловая книга, 2006. — 800 с.
  4. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике (практическое руководство) / под ред. Н. Г. Незнанова. — Питер, 2008.
  5. Вельвовский И. З. Психотерапия в клинической практике : учеб. пособие. — Киев : Здоров’я, 1984.
  6. Буртянский Д. Л., Кришталь В. В. , Смирнов Г. В. Основы клинической сексологии и патогенетической психотерапии. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-тта, 1987. — 206 с.
  7. Основы клинической психотерапии неврозов // Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. — М. : Медицина, 1974. — С. 130-139.
  8. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков : Справ. пособие. — Минск : Беларус. навука, 1999. — 188 с.
  9. Клиническая психотерапия в наркологии : руководство для врачей-психотерапевтов / под ред. Р. К. Назырова, Д. А. Федоряка, С. В. Ляшковской. — Санкт-Петербург : Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2012. — 455 с.
  10. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд. — Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. — 811 с.
  11. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. — 1988. — № 8. — С. 132—160.
  12. Юнг К.Г. Об отношении психотерапии к спасению души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5.
  13. Юнг К.Г. Психоанализ и спасение души // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5.
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник : пер. с англ. и нем / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — С. 334. — 368 с. — (Б-ка зарубежной психологии). — 136 000 экз. — ISBN 5-01-001606-0.
  15. Краткий обзор эволюции психотерапевтических методов с точки зрения их отношения к христианству и анализ возникающих здесь разногласий см., напр.:
    • Стома В.В. К православной психотерапии. (Размышления практикующего врача.) // Московский психотерапевтический журнал. — М.: МГППУ, 2007. — Вып. Специальный выпуск по христианской психологии. — № 3.
  16. Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. — 168 с. — 250 экз. — ISBN 5-85991-021-5 (4).
  17. Критическую оценку этого положения закона РФ «О профессиональной психотерапевтической деятельности» см.:
    Обсуждение проекта Закона о психотерапии: “pro” versus “contra” // Московский психотерапевтический журнал. — М.: МГППУ, 2001. — № 1. — С. 143-190.
  18. Фрейд З. К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним. // Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 275.
  19. Фрейд З. К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним. // Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М.: СТД, 2008. С. 322.

Методы работы в нарративном подходе

В качестве основных методов нарративного подхода выделяют следующие:

Экстернализация проблемы (вынесение проблемы вовне) — представление проблемы в качестве некого антагониста в рамках нарративной метафоры

При этом внимание обращается на влияние проблемы на человека и влияние человека на проблему. Человек определяет свою позицию по данной проблеме, выясняет, почему она такова.
Деконструкция — поиск оснований для идей и позиций клиента

Данный метод позволяет человеку осознать, что именно он является автором истории, а не кто-либо другой. Изучается контекст возникновения дискурсивных предписаний, отношения власти, в том числе кто влияет на них и то, кому выгодно существование подобных предписаний.
Восстановление участия (re-membering) — к работе, реально или виртуально, привлекаются другие люди, дающие дополнительную точку зрения на человека и его историю с целью создания сообщества поддержки предпочитаемой истории.
Работа с внешними свидетелями — человек, обратившийся за помощью, рассказывает свою историю не только терапевту, но и другим людям (свидетелям), которых после рассказа спрашивают о том, какой посыл они получили, каким теперь видят образ человека, какими видят его ценности и принципы. Свидетели подробно рассказывают, почему их привлекли те или иные слова, какой их личный опыт откликается, какие знания они приобрели за счет этой истории. Этот приём входит в церемонию признания самоопределения человека.

Основные понятия и идеи нарративного подхода

Метафора нарратива, представляющая собой последовательность событий во времени, объединенных темой и сюжетом, является ключевой для понимания жизненных событий и переживаний людей в нарративном подходе. Нарративный практик ставит перед собой цель — создать условия для насыщенного описания предпочитаемой истории человека, обратившегося за консультацией.

По мнению нарративных терапевтов, «объективная реальность» является труднопостижимой. Любое знание, которое имеется у человека, по мнению нарративных терапевтов, есть знание с определенной позиции

Что важно, так это то, что необходимо учитывать социальный, культурный и исторический контекст, в котором оно порождается. В логике нарративного подхода принято считать, что жизнь каждого человека полиисторична

В ней разные истории состязаются за право быть в привилегированном положении, какая-то из них доминирует. Если доминирующая история является препятствием для развития, можно говорить о существовании проблемы

В логике нарративного подхода принято считать, что жизнь каждого человека полиисторична. В ней разные истории состязаются за право быть в привилегированном положении, какая-то из них доминирует. Если доминирующая история является препятствием для развития, можно говорить о существовании проблемы .

Также нарративные терапевты указывают на наличие опыта, не включенного в историю. Из него можно собрать истории, альтернативные доминирующей, и выяснить, какая из них является предпочитаемой. «Исключения» из такой проблемной истории в нарративном подходе называют «уникальными эпизодами»[неавторитетный источник?].

Помимо этого сторонники нарративного подхода полагают, что любое проявление опыта основывается на отличии этого опыта от его иного, от того, что можно назвать «отсутствующим, но подразумеваемым» в этом опыте. Так, человек говорит об отчаянии, потому что он может сравнить «отчаяние» с чем-то известным ему, что отчаянием не является. Например с «радостью» или «уверенностью в завтрашнем дне».

Так как не существует правильных историй, которые подходят всем, терапевт не может знать, что такое «правильное» развитие вообще и для данного человека в частности. Один из самых главных принципов гласит: терапевт не занимает экспертную позицию в жизни человека, сам клиент является экспертом.

Терапевт (или «практик», как многие из них предпочитают себя называть) не навязывает тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется»), никаких методов, которые сам считает правильными. Задача терапевта состоит в том, чтобы человек выбрал из нескольких альтернативных направлений развития беседы тот, который больше нравится самому клиенту. За счет этого происходит укрепление контактов с теми ценностями и принципами, которые являются для него наиболее важными в предпочитаемых историях его жизни. Терапевт, выступая в качестве соавтора, является экспертом не по содержанию опыта человека, с которым ведется работа, а по задаванию вопросов.

Позиция терапевта является децентрированной и влиятельной. Это означает, что центральной фигурой всегда будет клиент, его ценности, знания, опыт и умения. За счет своих вопросов консультант создает пространство для выяснения различий. Он отчетливо осознает отношения властной позиции и противостоит злоупотреблению ею.

Занимая «неэкспертную» позицию, терапевт делает особый акцент на уважительное любопытство, что задает неиерархичность нарративного сообщества. Это является достаточно необычным подходом. В сообществе нарративных практиков вы не найдете «лестницы», по которой необходимо взбираться, чтобы достичь определенных успехов и твое мнение считалось бы достойным внимания

Также среди нарративных практиков принята этика заботы о коллегах, а не этика контроля; принято уделять большое внимание тому, чтобы никто из коллег не чувствовал себя игнорируемым. Нарративные практики говорят о том, что даже когда они работают с человеком индивидуально, это все равно является работа с сообществом, которому он принадлежит

ООЛ (ACL) модель

Исследователи Центра науки о социальной коммуникации Вашингтонского университета разработали модель социальной связи, которая, по их мнению, соответствует ФАП-модели, определяя поведение, необходимое для эффективной социальной связи:

Осознанность (Awareness) — поведение, включающее в себя внимание к собственным потребностям и потребностям других людей, а также ценностям в межличностных отношениях.
Отвага (Courage) — поведение, включающее в себя переживание эмоций в присутствии других людей, открытость к возможности просить о том, что необходимо сейчас, разделение уязвимости с другим человеком с целью улучшения отношений.
Любовь (Love) — поведение, включающее в себя отклик на «отвагу» другого человека с деликатностью и вниманием к его нуждам в этот момент. Включает в себя безопасность и принятие в ответ на демонстрируемую уязвимость.. ФАП определяет целями терапии «осознанность», «отвагу» и «любовь» по мере того, как они всплывают в сессии с учетом 5 правил

Для подтверждения работоспособности модели ООЛ необходимы дополнительные исследования.

ФАП определяет целями терапии «осознанность», «отвагу» и «любовь» по мере того, как они всплывают в сессии с учетом 5 правил. Для подтверждения работоспособности модели ООЛ необходимы дополнительные исследования.

Терапевтический подход

Представляющий собой дальнейшее развитие семейной терапии, данный подход рассматривает семейную систему или организационную систему в качестве ресурса, на основе которого могут развиваться как способности и сильные стороны, так и поведенческие расстройства отдельно взятого члена системы. Если член группы проявляет психические или поведенческие расстройства, то он рассматривается как носитель симптома всей системы. Это может проявляться, например, в типичных личностных конфликтах с партнером или в повторяющихся проблемах с клиентами или коллегами.
Дальнейшее развитие системной терапии на настоящий момент знаменуется отсутствием четкого учения о расстройствах, например, диагностика «расстройств» или даже «психических заболеваний» вместе с традиционными психопатологическими концепциями в основном отклоняется как неадекватная. С одной стороны, это ведет к терапевтической близости к ориентированным на решение подходам, и одновременно может быть крупнейшим, с трудом преодолимым разногласием с основными направлениями психотерапии и самосознанием немецкой системы здравоохранения, которая работает, в значительной степени ориентируясь на заболевание, а в теоретическом плане ориентирована на бихевиористский или психоаналитический подход. Социальные или психические отклонения обозначаются не как «болезнь» или «патология», а как принципиально понятная реакция на проблемы или требования, которые сами могут быть проблемными.

Рекомендованная литература

  • Александров А. А. Интегративная психотерапия. — СПб: Питер, 2009. — 352 с.: ил. — ISBN 978-5-388-00270-9.
  • Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология. Мат. 1—8 Всероссийских общественных профессиональных медицинских психотерапевтических конференций / под ред А. И. Аппенянского, Ю. П. Бойко, В. Н. Краснова, В. И. Курпатова, Ю. С. Шевченко. — (1-я — 2003; 2-я — 2004; 3-я — 2005; 4-я — 2006; 5-я — 2007; 6-я — 2008; 7-я — 2009; 8-я − 2010). См. также сайт psychomed.nm.ru.
  • Аппенянский А. И. Трудные вопросы психотерапевта // Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология. Мат. 1-й Всеросс. общ. профессиональной мед. психотер. конф. — М., 2003. — С. 149—185.
  • Зачепицкий Р. А., Карвасарский Б. Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов // Бессознательное. — Тбилиси, 1978.
  • Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. — 2-е изд. — Ташкент

    Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. — 3-е изд. — Ташкент: «Медицина УзССР», 1985. — 719 с. (В этом изд. удален ряд статей, входивших в предыдущее изд.)

    : «Медицина УзССР», 1979. — 620 с.

  • Филатов А. Т., Скумин В. А. Психопрофилактика и психотерапия в кардиохирургии. — Киев: Здоровье, 1985. — 72 с. — (Б-ка практ. врача).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.