- 52Виды восприятия
- Психоаналитическое направление
- Психоанализ
- Аналитическая психология Юнга
- Индивидуальная психология Адлера
- Воображение
- Проблема времени в психологии
- Восприятие человека человеком
- Ощущения
- Особенности восприятия человека человеком
- Психические свойства и состояния
- Речь
- Процесс восприятия человека человеком
- Предмет и объект общей психологии
52Виды восприятия
В деятельности и поведении человека
восприятие является необходимым
условием ориентировки в окружающей
среде. Что и каким образом воспринимает
человек, зависит от того, что и каким
образом он делает. Именно в практической
деятельности человека восприятие
становится активным и целенаправленным
процессом познавания действительности.
В своей деятельности человек
применяет различные виды восприятия.
Кроме восприятий пространства и времени,
также существует восприятие
движения. Данное
восприятие представляет собой
восприятие пространственно-временного
перемещения. Такая оценка движения
прямо зависит от восприятия интервалов
времени. Например, в производственной
работе большое значение имеет
правильное восприятие движения. Человек
воспринимает различные стороны движения,
такие как форма, направление, скорость,
размах. Начинается процесс, восприятия
движения всегда с общего, другими
словами, недифференцированного
восприятия совершаемого действия. В
этот момент еще не выделяются составляющие
движения, не дается оценка каждому
из них. Для того чтобы правильно и
точно проводить восприятие движений,
следует прежде всего разложить сложное
действие на составляющие его элементы,
а затем объединить эти отдельные элементы
в целостный образ движения.
Восприятие разделяют на
непреднамеренное,
или непроизвольное,
и на преднамеренное,
или произвольное.
Данная классификация зависит от степени
целенаправленности деятельности
человека. Непреднамеренное восприятие
вызывается особенностями окружающих
предметов (например, их яркостью и
необычностью), а также и соответствием
этих предметов интересам личности.
Главной отличительной чертой
непреднамеренного восприятия является
то, что у него нет заранее поставленной
цели
В непреднамеренном восприятии
отсутствует волевая активность, поэтому
оно и называется непроизвольным.
Преднамеренное восприятие, наоборот,
с самого начала регулируется
поставленной задачей (например,
воспринимать определенный предмет или
явление, ознакомиться с ним).
Произвольное внимание обычно включено
в какую-либо деятельность (учебное
задание, трудовую операцию), также может
иметь самостоятельный характер
деятельности.-
Человеку свойственен процесс
восприятия сложных
звуков. В ходе данного
процесса происходит прием и переработка
слуховым анализатором звуков. Сложные
звуки отличаются большим разнообразием,
их можно разделить на несколько групп
(в частности, природные звуки и звуки
технических объектов, голосовые звуки
и звуки речи, музыкальные звуки).
Психоаналитическое направление
Психоанализ
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм.3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к
концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики
Фрейд выдвигал на передний план жизненные вопросы, которые никогда не перестанут волновать людей, например, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным».
Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Далее, Фрейд отказался от гипноза как метода психотерапии в пользу метода «свободных ассоциаций». Он использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих.
Таким образом, Зигмунд Фрейд пришел к некоторым выводам.Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием.
Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений:а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»;б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса.
Аналитическая психология Юнга
З.Фрейд оказал решающее влияние на научные взгляды К.Юнга. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным«. Не соглашаясь с Фрейдом, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.
Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент.
Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Короче говоря, разногласий было много.
Юнг расширил модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода.
Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах.
Индивидуальная психология Адлера
Альфред Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.
Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
А. Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации».
Воображение
Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения:
- По степени направленности – активное и пассивное воображение;
- По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
- По виду образов – абстрактное и конкретное;
- По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
- По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
Механизмы воображения:
- Типизация;
- Акцентирование;
- Схематизация;
- Агглютинация;
- Гиперболизация.
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.
Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.
Проблема времени в психологии
Проблематика изучения и самого понятия времени в психологии упирается в противоречивость различных концепций, гипотез. Несмотря на то, что восприятие времени широко изучается, единого мнения не только о механизмах, регулирующих эту категорию, но также и в определении самого термина нет. Этот феномен пытаются изучить под различными концепциями, основные направления которых сводятся к восприятию человека как биологическое, социальное и духовное существо. В попытках соединить все эти три уровня вместе с восприятием трёх временных категорий (момента происшествия, длительности и непрерывности) производятся исследования, пытающиеся охватить все переменные.
В любом варианте нет окончательной позиции относительного того, как именно формируется временное ощущение, что является наиболее значимым или хотя бы первичным среди влияющих факторов. В идентичных ситуациях на первый план может выходить, как насыщенность деятельности, так и эмоциональные переживания. Особенности оценки времени нельзя сводить только к перечисленным категориям, поскольку на разных возрастных этапах меняется возможность человека соизмерять временной отрезок со всей прошлой жизнью. А значит, данные полученные относительно одного и итого же испытуемого с разницей в полгода будут отличаться настолько же, как при сравнении разных личностей. Для того чтобы измерить или изучить какое-то явление требуется ряд констант, время при этом остаётся динамической категорией, изменяющей как испытуемого, так и исследуемого в процессе своего же изучения.
Состояние здоровья, подвластность изменения окружающей среды и даже съеденный завтрак могут оказать влияние на результаты восприятия времени. Биологические показатели, влияющие на скорость обменных процессов, в итоге влияют на соотношение временных показателей. Возможность учитывать все факторы – от генетических и социальных, до ситуативных и погодных оказывается физически невозможным. Неопределённости в изучении добавляет понимание того, что невозможно изучение психологического времени одного человека без учёта исторических масштабов и восприятия человеком общечеловеческого времени, но как соединить данные категории остаётся открытым вопросом.
На определённом моменте возникают дополнительные моменты о коллективном бессознательном, а также тех категориях, которые признаются только в околопсихологических и эзотерических кругах. Некоторые моменты объясняются физикой и указывают на возможность проживания прошлого в настоящем, что еще больше запутывает исследователей, поэтому имеет смысл ограничиться жёсткими рамками, не дающими полноценных ответов для раскрытия понятия.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Восприятие человека человеком
Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества
Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие
Избирательно выделяются также отдельные черты лица.
Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.
Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.
Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.
Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.
Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.
Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.
Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.
Ощущения
Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.
Ощущения обладают следующими свойствами:
- Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
- Интенсивность – количественный показатель ощущений;
- Длительность – временной показатель ощущений;
- Локализация – пространственный показатель.
Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:
- Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
- Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
- Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.
Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».
Особенности восприятия человека человеком
Восприятие определяет не только общую характеристику человека, но и место человека в жизни анализируемого. В голове у человека при анализе складывается определенный образ, на который он опирается. Молодым людям, например, характерно излишне идеализировать объект, особенно если они в него влюблены. Подростки в большей степени используют зрительный образ, то есть они запоминают общие пропорции объекта и расположение основных частей тела. Только со временем наблюдается формирование глобального и адекватного восприятия, когда образ становится более четким и дифференцированным.
Важное значение играет ракурс, при котором люди общаются друг с другом. Например, разница в росте между людьми может восприниматься как фактор, влияющий на восприятия людей друг другом
Важным также является установление зрительного контакта. Если он непрерывен, то позволяет установить более качественные связи людей друг с другом. С помощью зрительного контакта люди производит активные «нащупывающие движения» глазами, то есть разглядывает своего оппонента, отражают его зрительный образ на сетчатке. Возрастом восприятие человека человеком с возрастом меняется.
Так, в ходе развития ребенка имеет место восприятие других людей, а также формирование его как члена семьи. Ребенок анализирует психические качества людей, с которыми общается, особый интерес у него вызывает психика взрослых. Именно поэтому у ребенка наблюдается потребность в общении, познании и труде. Он специфически реагирует на ухаживающих за ними взрослых, что свидетельствует о том, что он выделяет их из общего круга людей, окружающих его.
М. Ю. Кистяковская указывает, что ребенок уже в возрасте от 3 до 6 месяцев способен избирательно относиться как взрослым. Он начинает отделять свою мать от окружающих уже в 3 месяца, а в 6 месяцев отличает своих от чужих. Когда ребенок оказывается в яслях, в детском саду, то резко увеличивается круг лиц, с которыми он связан, поэтому возникает необходимость дифференцировать их, отличать своих от чужих. В процессе развития речи у ребенка устанавливаются временные связи с теми, с кем возникает речевой контакт. При этом он анализирует не только слова, но и позу, жесты, выражение лица, иные проявления.
Общаясь со взрослыми людьми, дети учатся читать их эмоциональные состояния, способны копировать его, переживать похожие эмоции. Например, дети очень хорошо чувствуют эмоции страха, радости или переживания взрослых.
Пожилые люди несколько иначе воспринимают людей, так как у них снижаются различные виды чувствительности. Так примерно от 32 до 50 % людей в возрасте 80 лет имеет проблемы со слухом, что вызывает необходимость применять иные органы чувств при общении с людьми, воспринимать высокочастотные звуки. Около 16 % людей старше 75 лет практически полностью теряют зрительные функции, в результате чего не способны зрительно воспринимать других людей, наблюдается проблема в восприятии.
Рисунок 2. Восприятие другого человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психические свойства и состояния
Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.
Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.
Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.
Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.
Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).
Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.
Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:
- Состояния личности;
- Состояния сознания;
- Состояния интеллекта.
Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:
- По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
- По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
- По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
- По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
- По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
- По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.
Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:
- Оптимальная работоспособность;
- Напряжённость;
- Заинтересованность;
- Вдохновение;
- Утомление;
- Монотония;
- Стресс;
- Релаксация;
- Сон;
- Бодрствование.
К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.
Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства психических состояний».
Речь
Речью называются форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.
Язык (речь) выполняет функции:
- Инструмента интеллектуальной деятельности;
- Способа общения;
- Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.
Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).
Речь обладает следующими свойствами:
- Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
- Понятность – правильность;
- Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
- Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.
Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.
Процесс восприятия человека человеком
Определение 1
Восприятия человека человеком – это психологическое познание людьми сущности других людей в условиях непосредственного общения.
Процесс восприятия человека человеком включает в себя различные уровни психологического отражения, начиная от ощущения и заканчивая мышлением. Этот процесс подчиняется общим закономерностям психологического отражения с учетом специфики восприятия человеческой значимости как предмета окружающего мира. Человек воспринимается нами не только как социальная сущность, но и как часть окружающего нас природного мира, разновидность животного.
При восприятии нового человека другой человек учитывает ряд весьма разносторонних факторов:
- одежда человека;
- выражение лица человека, проявляемые эмоции и жесты;
- волосы, прическа, глаза;
- Иные компоненты внешности, которые подчеркивают индивидуальность человека, выделяют его среди других
Процессы познания друг друга людьми определяют черты характера, способности и интересы, уровень профессиональной подготовки, а также иные важные факторы. Осознание характеристики личности ведет к социализации в обществе, сравнении себя с другой личностью. Однако в силу познавательных способностей возникает проблема восприятия человека по внешним факторам. Так, согласно известной пословице «Встречают по одежке». То есть первое мнение складывается именно на основе физических признаков. Осознание данных характеристик формирует более устойчивое мнение по отношению к личности, однако минусом является то обстоятельство, что человек не учитывает внутренние характеристики, то есть характер, темперамент, интеллектуальные способности, что в дальнейшем может вызвать некоторые проблемы.
Предмет и объект общей психологии
Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем
Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее
Объект общей психологии — это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.
Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве предмета выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:
- психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
- психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;
- психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;
- психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.
Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.