- Виды и их характеристики
- История изучения мышления
- Классификация
- Зачем нужно развитие этих навыков
- Особенности
- Виды мышления
- Каким бывает мышление: основные виды и их характеристики
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образное
- Абстрактное (словесно-логическое)
- Классификация
- Развитие
- Способы развития
- Мышление по содержанию ↑
- Наглядно-действенное мышление
- Ручное мышление детей
- Наглядно-действенное мышление у взрослых
Виды и их характеристики
Психологи обычно разделяют мышление на три класса мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Наглядно-действенное подразумевает, что человек наблюдает за реальными предметами, животными, людьми и постигает взаимоотношения между ними в конкретной сложившейся ситуации.
Наглядно-образное предполагает создание представлений о некой ситуации или образах. То есть человек использует наглядные изображения через их образные представления.
Словесно-логическое предполагает применение логических знаний о том или ином событии, предмете, существе. И таким образом человек постигает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи реальных событий или объектов.
Кроме этого, мышление делится на наглядное и вербальное, то есть кому-то проще один раз увидеть, другому достаточно это услышать
Еще оно делится на практическое и теоретическое, то есть кому-то «закон не писан», он ищет всевозможные способы решить ту или иную задачу, другим важно исполнение норм и правил, которые сами они и разрабатывают
Следующие антиподы связаны с интуитивным и аналитическим мышлением. Первое протекает быстро, не разделено на отдельные четкие этапы, мало осознаваемо. Второе – длительно по времени, разделено на четкие этапы, конкретно представлено в голове человека.
Но к какому бы типу ни относилось ваше мышление, важно уметь запускать в своей голове процесс сравнения, он помогает найти схожие и отличные свойства предметов, ситуаций, что в последующем непременно поможет решить поставленную задачу. Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез
На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной
Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез. На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной.
Хотя с другой стороны процесс мышления сугубо личный, и нередко он зависит от характера человека. У одних мышление бодрое, у других – ленивое. Кто мыслит рассудительно, кто импульсивно. Так же его делят на женское и мужское, цивилизованное и диковатое, гибкое и прямолинейное. Да и происходит оно на разных уровнях.
Одни мысли роятся в глубине нашего сознания, другие на поверхности, третьи остаются где-то в середине, там чаще всего находятся те, что появились благодаря стереотипам, которые нас окружают. Наружу вырываются самые разные, но чаще всего – контролируемые и хорошо осознаваемые мысли. А вот в самом дальнем уголке скрывается то, что появилось у нас практически бессознательно. Это – база, на которой потом начинают основываться все наши последующие мыслительные процессы.
И при этом не любое мышление помогает жить. Иногда оно может мешать. Порой нужно действовать быстро, полагаясь на собственный опыт, выработанные годами рефлексы, а мыслительный процесс тормозит простое решение важных задач. В категорию «вредных» мыслей также относятся ненужные, негативные, и конечно, назойливые. Вот им совсем не место в нашей голове и от них следует избавляться.
История изучения мышления
Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период
При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. Философ Парменид был первым, кто затронул этот вопрос
Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение. Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление — это отражение космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы «вспомнить» те знания, которые были «забыты». Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку — логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая «мыслительная машина».Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.
Классификация
Виды речи:
- Монологическая, диалогическая. Монологическая считается более сложной, поскольку человек что-то рассказывает другим, при этом ему никто не помогает, не подсказывает. Диалогическая — общение между разными людьми. Считается более простой.
- Описательная — самый сложный вид речи, который связан с представлением, описанием.
- Внутренняя, внешняя. Внутренняя речь не может существовать без внешней. Ее главные функции — регулирование, планирование. Внешняя — устная, громкая.
- Письменная, устная. Письменная считается более поздней, сложной. Ей можно научиться только у других людей. Устная — более простая. Ей люди обучаются самостоятельно.
Виды мышления:
- Наглядно-образное. Применяются для решения умственных задач с помощью наглядных образов, ситуаций из личного опыта.
- Наглядно-действенное. С его помощью индивид решает умственные задачи, взаимодействуя с конкретным предметом.
- Словесно-логические. Умственные задачи решаются с использованием суждений, понятий, умозаключений.
По характеру решаемых задач, мышление делится на две группы:
- Практическое — с его помощью человек намечает цель, составляет план, который предназначен для решения практической задачи.
- Теоретическое — с его помощью люди решают познавательные задачи.
Зачем нужно развитие этих навыков
Такой тип начинает свое становление у ребенка с ранних лет. Каждый малыш любил в детстве фантазировать и мечтать, представляя то, что вряд ли произойдет. Это и есть то самое мышление, когда мы абстрагировались от реальности.
В школе такое умение способствовало изучению точных областей наук (той же самой геометрии). В университете способность также пригодилась при решении многочисленных абстрактных задачек. И наконец, на работе мы распределяем обязанности, группируем их по конкретным признакам, справляемся с трудностями и даже зачастую отыскиваем между ними некую связь. То же самое мы делаем, когда раздумываем о смысле собственной жизни.
Сфер, где главную роль играет это свойство, довольно много. Это и философское учение, и писательское дело, и психология. Плюсом является и то, что мы можем мечтать, планировать будущее, вести беседы о религии или шутить. И этот список можно продолжать бесконечно.
Такие размышления позволяют нам оставаться развитыми и разумными. Мы видим то, чего формально не существует, и умеем изучать явления реальности. Поэтому значение этого совершенствования трудно переоценить – так мы повышаем интеллект, достигаем успехов как на работе, так и в личной жизнедеятельности и используем для этого несложные методы.
Особенности
- Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
- Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
- Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
- Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.
Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.
Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.
Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.
Виды мышления
В
зависимости от того, какое место в
мыслительном процессе занимают слово,
образ и действие, как они соотносятся
между собой,
выделяют три вида мышления:
конкретно-действенное, или практическое,
конкретно-образное и абстрактное. Эти
виды мышления выделяются ещё и на
основании особенностей задач —
практических
и теоретических.
Конкретно-действенное
мышление
Наглядно-действенное
— вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов.
Конкретно-действенное,
или предметно-действенное, мышление
направлено на решение конкретных задач
в условиях производственной, конструктивной,
организаторской и иной практической
деятельности людей. Практическое
мышление это, прежде всего техническое,
конструктивное мышление. Оно состоит
в понимании техники и в умении человека
самостоятельно решать технические
задачи
Процесс технической деятельности
есть процесс взаимодействий умственных
и практических компонентов работы.
Сложные операции абстрактного мышления
переплетаются с практическими действиями
человека, неразрывно связаны с ними.
Характерными
особенностями
конкретно-действенного мышления являются
ярко выраженная
наблюдательность, внимание к деталям,
частностям и умение использовать их в
конкретной ситуации, оперирование
пространственными образами и схемами,
умение быстро переходить от размышления
к действию и обратно. Именно в этом виде
мышления в наибольшей мере проявляется
единство мысли и воли
Конкретно-образное
мышление
Наглядно-образное
— вид мышления, характеризующийся
опорой на представления и образы.
Конкретно-образное
(наглядно-образное), или художественное,
мышление характеризуется тем, что
отвлечённые мысли, обобщения человек
воплощает в конкретные образы.
Абстрактное
мышление
Словесно-логическое
— вид мышления, осуществляемый при
помощи логических операций с понятиями.
Абстрактное,
или словесно-логическое, мышление
направлено в основном на нахождение
общих закономерностей в природе и
человеческом обществе. Абстрактное,
теоретическое мышление отражает общие
связи и отношения. Оно оперирует главным
образом понятиями, широкими категориями,
а образы, представления в нём играют
вспомогательную роль.
Все
три вида мышления тесно связаны друг с
другом. У многих людей в одинаковой мере
развиты конкретно-действенное,
конкретно-образное и теоретическое
мышление, но в зависимости от характера
задач, которые человек решает, на первый
план выступает то один, то другой, то
третий вид мышления.
Каким бывает мышление: основные виды и их характеристики
Главную роль в зарождении мыслей играют нейронные связи. Нейроны обмениваются различными электрохимическими импульсами, обрабатывая информацию определенным образом.
Знания, получаемые нами в процессе жизни, необходимы лишь в качестве основы для протекания мыслительной деятельности. По-настоящему умным человек становится, когда осмысляет новую информацию, анализирует и синтезирует ее.
Мозг работает с полученными данными в двух направлениях:
Правое полушарие обращает внимание на сенсорные и эмоциональные образы. То есть для него внешний мир – это набор звуков, изображений, ощущений, запахов, вкусов
Это яркие и чувственные фрагменты.
Левое обрабатывает абстрактные знаки: числа, слова, тексты, формулы.
Наглядно-действенное
Производя обработку информации таким образом, человек подключает не только понятия об объектах, но и совершает с ними ряд действий, основанных на существующих у него знаниях и опыте. Например, дети часто ломают игрушки, желая узнать, что у них внутри.
Наглядно-образное
Мыслительная деятельность осуществляется посредством конкретных образов. В основе лежат понятия, поступки, ощущения и эмоции. Пример: стилисты придумывают новый имидж, а модельеры конструируют одежду, взглянув на определенного человека.
Этот вид мышления начинает развиваться еще в дошкольном возрасте. Тогда объекты и явления мира получают особые свойства, часто довольно нестандартные, что достигается благодаря воображению. Именно этот вид мыслительной активности преобладает у творческих личностей: писателей, музыкантов, художников, дизайнеров.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Абстрактное (словесно-логическое)
В его основе лежат уже имеющиеся, логически доказанные теории. Другими словами, это можно назвать манипулированием существующими понятиями с помощью их классифицирования, упорядочивания. Этот образ мысли свойственен философам и научным деятелям. Так, например, электрон изучают без осуществления практических опытов.
Перечисленные разновидности развиваются у человека последовательно. На ранних этапах (во младенчестве) ребенок начинает исследовать предметы, формируя наглядно-действенный образ мысли. Позже, в дошкольном возрасте, когда он уже умеет разглядывать картинки, воспринимать тексты песен и сказок, смотреть мультики, возникает фундамент для становления наглядно-образного способа осуществления мыслительной деятельности. Уже придя в школу или начав серьезное обучение чтению, вычислениям и письму, дети эффективно работают с абстракциями.
Классификация
Расстройства мышления отличаются по характеру проявления, при этом не ограничиваясь отдельной схемой. Среди психологов принято использовать общую классификацию, по которой выделяется несколько типов расстройств:
- Нарушения операционального компонента. Главными мыслительными операциями при этом являются — абстрагирование, анализ, синтез, обобщение. Если возникают мыслительные расстройства, они проявляются в искажении, снижении уровней обобщения информации.
- Нарушения динамического компонента. Если субъект в норме, ассоциации образуются равномерно, при этом темп умеренные. Когда возникают нарушения, динамика изменяется кардинальным способом. Мыслительные процессы могут ускоряться или замедляться. При этом изменения происходят приступообразно.
- Нарушения, связанные с мотивационно-личностным компонентом. Это целая группа расстройств, к которым относится снижение направленности, целеполагания, саморегуляции. Человек не способен адекватно отвечать на вопросы, реагировать на сложившуюся ситуацию.
Зависимо от темпа расстройства мышления делятся на несколько групп:
- Замедленные — ассоциации формируются медленно, их меньше чем положено.
- Ускоренные — за одну единицу времени образуется гораздо больше ассоциаций чем положено.
- Шперрунг — полная остановка ассоциативного процесса.
- Ментизм — человек мучается от огромного количества возникающих идей. При этом мышление значительно ускоряется. Характер проявления — приступообразный.
Развитие
Никто не рождается с полностью сформированным мышлением. Как и в случае других психологических функций, познавательная деятельность имеет несколько этапов:
- Сенсомоторный – длится с рождения до двух лет, заключается в активном изучении предметов окружающего мира.
- Дооперационный – длится с двух до семи лет. Действия проговариваются, малыш также стремится познать мир, отражательная способность мышления позволяет ему сформировать наглядные представления.
- Конкретных операций с предметами – длится с семи до двенадцати лет. Ребенок четко понимает, зачем он проводит то или иное действие, может следовать понятной инструкции, легко переключается.
- Формальных операций – длится с двенадцати до четырнадцати лет. Ребенок является полноценной мыслящей личностью, он может выполнять вычислительные и другие операции полностью в уме.
Все эти этапы происходят последовательно, они учитываются в педагогике.
Способы развития
У детей абстрактное мышление начинает развиваться с 4–5 лет. Оно составляет основу обучающего процесса. В этот период формируется умение устанавливать связи между явлениями. Школьники наиболее восприимчивы к освоению логических навыков.
Ребёнку надо помогать в овладевании навыками абстракции. Развить их у детей дошкольного возраста можно специальными упражнениями. К процессу подключают родителей, которые дома организуют разные игры.
- Подбирают синоним или антоним во время кидания мяча друг другу. Родитель бросает мяч со словом «бить», ребёнок ищет синоним: «лупить». Можно использовать любые близкие по значению слова: маленький – крошечный, бордовый – вишнёвый, тьма – мрак. Затем идёт подбор антонимов: счастье – горе, малыш – великан, свет – темнота.
- Следующее задание предполагает завершение предложения. Ребёнку кидают мяч с началом фразы: «ворона каркает». Возвращается предмет с концовкой: «курица кудахчет».
- Составление ассоциативного ряда хорошо развивает детское абстрактное мышление. К предложенному слову дети подбирают любые ассоциации. Цепочка может выглядеть так: ёлка – зелёный – Новый год – крокодил – укроп – листик – попугай – лес.
- Предлагают 10 цепочек слов, состоящих из 4 словоформ, среди которых нужно найти лишнее слово. Например, предлагается 3 вида ягоды и овощ: клубника, клюква, огурец, черника.
- Организуют театр теней. Ребёнок включает воображение при виде тени, произведённой с помощью движений рук или вырезанных картонных фигурок. Он должен представить какой-то образ и обыграть его.
Нарушение чёткости абстрактно-логического мыслительного процесса может возникать из-за сильной сжатости и фрагментарности внутренней речи. Её тренируют и упорядочивают с помощью внутреннего проговаривания. При решении трудных задач необходимо добиваться точных умственных формулировок.
Выполнение заданий на выявление закономерностей и объединение единиц речи на основе общего признака, игры в шашки, шахматы развивают способности мозговой деятельности, улучшают её и помогают сохранить абстрактно-логическое мышление и память до глубокой старости.
Существуют упражнения и для взрослых.
- Нужно выбрать непротиворечивое утверждение и затем подобрать к нему опровержения. Аргументы, доказывающие обратную позицию, следует выписать столбиком. Рядом с каждым из этих суждений надо написать опровержение к нему. Таким образом доказывается истинность первой фразы. Например, первоначальное утверждение: «Осень – чудесная пора». Дальше следует запись: «Льют затяжные холодные дожди». И рядом: «Красные и жёлтые листья украшают деревья». Чем больше найдено опровержений, тем лучше.
- Полезное для совершенствования мыслительного процесса упражнение связано с расшифровкой аббревиатур, придуманных на ходу. Лучше всего их составлять из 3 или 4 букв, а потом пытаться расшифровать. Чем смешнее и оригинальнее полученные варианты, тем лучше. Например, ОЧР – организация чумазых работников, СКСД – союз кривых старых дев.
- Нужно подобрать к абстрактным понятиям синонимы и постараться доступным языком объяснить их смысл. Можно придумать конкретный символ, выраженный в словах или графическом образе. Сначала работают над простыми категориями, потом переходят к более сложным понятиям: «забота», «веселье», «финансирование», «инспирирование» «индифферентность», «инкриминирование».
Мышление по содержанию ↑
Одна из классификаций видов мышления, это по ее содержанию, различают:
- абстрактное или словесно-логическое мышление;
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное мышление.
Мышление и логика неотъемлемо связаны между собой, поэтому процесс мышления часто называют логическим. По сути, логическое мышление — это все тоже, но лишь с использованием в своих умозаключениях логической связи, рассудительности и доказательности.
Словесно-логическое или абстрактное мышление позволяет размышлять, о чем либо, при этом абстрагироваться от деталей, а рассматривать ситуацию в целом
То есть при словесно-логическом мышлении все мелочи и детали становятся вторичными и внимание к ним не приковано. Наличие абстрактного мышления дает возможность находить неординарные решения той или иной ситуации
Характеристику логической стороны можно рассмотреть на таком примере. Человек получает какую-то информацию из одного источника, добавляет к ней другую, собственную или возможно, еще чью-то, суммирует в голове это все и делает логический вывод. Подводя итоги и анализируя полученную информацию, человек получает в итоге словесно-логическую картинку с собственной характеристикой.
Также словесно-логическая форма относится к самым поздним в развитии, относительно других форм. Начинает формироваться в возрасте от семи лет. Считается, что словесно-логическая или абстрактная форма не присуща животным, а только людям.
Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предмета. Происходит реальное преобразование ситуации и выполнение двигательного акта. Другими словами, это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Эта форма характерна для детей в возрасте до 1,5-2 лет.
Наглядно-образное или творческое мышление. В этом случае ситуация преобразовывается в план образов. Свойственно наглядно-образное мышление творческим людям, художникам, писателям, модельерам. Также его проявления выражаются в раннем детстве, в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами, но с годами логическая составляющая процесса в большинстве случаев начинает доминировать. Пика своего развития эта форма достигает в дошкольном возрасте от трех до семи лет.
Главным моментом здесь является наглядность, не нужно ощущать представляемый предмет в руках, но его нужно увидеть. Эта форма присуща и обычным взрослым людям, без творческих наклонностей, просто менее выражено. Например, пользуемся мы этой функцией в момент ремонта, когда, еще не начав его, уже четко себе представляем, как будут выглядеть обои, как будет стоять мебели и какого цвета будет тот или иной предмет.
Наглядно-действенное мышление
Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.
Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.
Ручное мышление детей
Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:
- Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
- Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
- Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.
Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.
Наглядно-действенное мышление у взрослых
Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».
Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.