- Участие и влияние трудов знаменитых психологов
- Регулярные занятия5
- Ключевые понятия концепции
- 4.Гипноз, катарсический метод и психоанализ
- Глава 1.
- Инстинкт и поведение человека
- Основные принципы
- Динамическое бессознательное
- Вытеснение
- Перенос
- Значение раннего детства
- Методы и теории
- Понятие и суть
- Основные тезисы
- Этапы психосексуальной теории
- Структура душевной жизни в психоанализе
Участие и влияние трудов знаменитых психологов
На сегодняшний день неопровержимым является тот факт, что глубинная психология личности как научная дисциплина базируется на трудах знаменитых деятелей данной области, которые в свое время внесли огромный вклад в «строительство» науки и психоанализа.
В основу глубинной психологии положены:
- Работы австрийца Сигизмунда (Зигмунда) Фрейда с его теорией психоанализа.
- Аналитическая психология Юнга Карла Густава.
- Индивидуальная психология в теории и практике Альфреда Адлера.
Несмотря на то что глубинная психология держится «на трех китах», у нее есть один основатель, и это – Эйген Блейлер. Он рассматривал понятие бессознательного механизма намного шире, чем это трактовали практические труды. Дело в том, что в рамках глубинной психологии можно рассмотреть не только общепринятые архетипы, но и скрытые желания сексуального характера, и нравственную составляющую индивидуума.
Эрих Зелигманн Фромм
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Интроспекция — это
Само по себе направление формировалось под влиянием интеграции данных различных исследований, связанных с глубинами человеческого сознания. В результате глубинная психология дала основания для зарождения нового ответвления в медицине – науки психосоматики. Эта область медицинских исследований объясняет, какие причинно-следственные связи имеются у психологических факторов в отношении реальных физических отклонений и заболеваний.
Это можно перефразировать так: «От нервов все недуги». Основная идея этой теории подразумевает то, что в случае возникновения заболеваний любого характера и любой сложности корни проблем нужно искать в психическом здоровье и состоянии человека.
Регулярные занятия5
Вторник 20:00–21:30. Либо четверг 18:00–19:30. |
Группа личностного роста и самопознания «Встреча». Еженедельная вечерняя группа онлайн
1,5 часа |
|
Ежедневно, в любое время по договорённости |
Очно и онлайн Регулярные занятия «Изготовление амулетов, мандал, оберегов, талисманов»
индивидуально |
|
Среда c 19:00 до 22:00 |
Клуб телесной поддержки «Моё тело — мой ресурс»
3 часа |
|
Понедельник с 20:00 до 21:30, либо четверг с 12:00 до 13:30 |
Групповая супервизия очно или онлайн. Супервизионная группа для психологов «Контексты» Узнать подробности 1,5 часа — 1 занятие |
|
Ключевые понятия концепции
Ключевые понятия концепции
З. Фрейд анализирует организацию психологического существования в виде модели, обладающей собственными элементами, представляющие собой разнообразные психологические инстанции, отмеченные определениями: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).
Оно (ид) – более простая ступень, включает в себя все без исключения данное от рождения на генном уровне, подвластное принципу наслаждения и ровным счетом ничего не понимающее о действительности и окружающем социуме. Ее условия обязана выполнять ступень Я (эго).
Я (эго) – необходимо принципу действительности, вырабатывая несколько элементов, дозволяющих приспособиться к среде преодолевая ее условия. Я (эго) — посредник среди стимулов, идущих непосредственно как из данной среды, так и из глубины организма, с одной стороны, и встречными моторными взаимодействиями с другой. В задачи Я (эго) входит: самосохранение, напоминание полученного навыка внешних влияний в памяти, уклонение от угрожающего воздействия на организм, надзор за условиями, выдвигаемыми инстинктами идущие от Оно (ид).
Особая роль отдавалась ступени сверх-Я (супер-эго), которой отводилось место основы нравственных и религиозных чувств, осуществляющей контроль и играющей роль наказательного агента. В случае если Оно (ид) предрешен, на генетическом уровне, а Я (эго) – продукция персонального навыка, то в таком случае сверх-Я (супер – эго) продукция воздействий, исходящих от других людей. Оно появляется на этапе раннего детства — сопряжено, в соответствии с Фрейдом, с Эпидовым комплексом и остается почти постоянным на протяжении последующих лет. Супер – эго образовывается вследствие механизма установления на основании, совпадения признаков отца и ребенка, цель которого являться моделью.
4.Гипноз, катарсический метод и психоанализ
Катартический
метод — Психотерапевтический метод, при
котором искомое лечебное воздействие
— это «очищение» (катарсис), адекватная
разрядка патогенных аффектов. Лечение
позволяет субъекту вспомнить и даже
вновь пережить события, послужившие
источником травмы, и отреагировать на
них.
Исторически
«катартический метод» был связан
с тем периодом (1880-1895), когда психоаналитическая
психотерапия постепенно освобождалась
от использования гипноза.
Катарсис
(греч.) — очищение, освобождение
Аристотель
называл катарсисом воздействие трагедии
на зрителя: «Трагедия есть подражание
действию важному и законченному…,
совершающее посредством сострадания
и страха очищение подобных страстей»
Брейер
и затем Фрейд называли катартическим
методом ожидаемый результат адекватного
отреагирования на травму. Согласно
теории, разработанной в «Исследованиях
истерии», «зажатые» аффекты, не
нашедшие пути к разрядке, оказываеют
патогенное воздействие. Подытоживая
впоследствии теорию катарсиса, Фрейд
писал: «Согласно этой гипотезе,
истерический симптом возникает в
ситуациях, когда психическая энергия,
недоступная осознанной переработке,
порождает телесную иннервацию (конверсия).
Излечение тогда будет достигнуто
высвобождением отклонившегося от своего
пути аффекта и его разрядкой, осуществленной
обычным путем, или , иначе, отреагированием.»
Поначалу
катартический метод был тесно связан
с гипнозом. Но вскоре Фрейд отказался
от гипноза как приема, предназначенного
подавлять симптом прямым внушением
того, что он не существует; гипноз стал
лишь средством воспоминания, которое
вводит в поле сознания забытый,
«вытесненный» субъектом опыт,
лежащий в основе симптомов. Эти вызванные
вновь воспоминания переживаются
субъектом как настоящая драма и дают
ему возможность выражения разрядки
аффектов, изначально связанных с
травмирующим опытом и сразу же подавленных.
Вскоре
Фрейд полностью отказался от гипноза
в собственном смысле слова, заменив его
простым внушением (при помощи особого
приема — надавливания рукой на лоб
пациента); целью внушения было убедить
больного в том, что он сможет вспомнить
патогенное событие. В конечном счете,
Фрейд отказался и от внушения и стал
использовать только свободные ассоциации
больного. Внешне цель лечения — освобождение
больного от симптомов, обеспечение
нормальной разрядки аффектов — оставалась
неизменной в процессе всех этих изменений
техники.
Катарсис
остался одним из измерений любой
психоаналитической терапии.
Глава 1.
Теоретические аспекты Глубинной психологии.
1.1.История возникновения глубинной психологии.
Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в тличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.
Фрейдизм — и в этом его заслуга — стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные взыскания З.фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.
Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как оказалсь впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы), з.фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников фрейда.
Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей фрейда, относились к нему весьма прохладно. затем оно привлекло к себе сторонников в германии и австрии, в европе, в сша, где до сих пор является довольно популярным.
В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии. затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления цк вкп (б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение фрейда.
1.2.Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма.
Несмотря на различие и противопосталение друг другу классического психоанализа и бихевиоризма эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек выступает существом бездуховным, так как ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. Кроме того, в данных направлениях постулируется зависимость человека от прошлого. так психоаналитики гипербализируют зависимость существования человека и формирование его личности от опыта раннего детства и взаимоотношения с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности.
Представителей этих направлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого научения», а психоаналитики представляют личность жертвой конфликта между социальными нормативами и биологическими инстинктами. Поэтому, и в том, и в другом направлении личность деструктивна, неадаптирована, зависима, несовременна, больна, а поэтому ее надо лечить по заданной психоаналитической или поведенческой схеме. и в том, и в другом случае, психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые зная лучше самого человека, что ему надо для счастья, лечат и развивают его. В этом состоит директивность и манипулятивность этих направлений.
Инстинкт и поведение человека
Фрейд акцентировал внимание на двух инстинктах, имеющих влияние на поведение, это: самосохранение и половое влечение, гарантирующее сохранение вида, а не только индивидуума. Половое влечение было возведено З
Фрейдом в систему основных, не допускающих возражений и названо – либидо. Неосознанное, трактовалось, как область наполнения энергией влечения незрячего инстинкта, не понимающего ровным счетом ничего, помимо принципа наслаждения, получаемого индивидом во время разряжения данной энергии. Угнетённое, подавленное либидо раскодировалось Фрейдом, согласно независимым от контроля рассудка ассоциациям его больных. Подобную раскодировку он именовал психоанализом. Изучая собственные сновидения, Фрейд пришел к заключению, что они есть не что иное, как «сценарий», представляющийся нелепостью, но несущий в себе код скрытых вожделений, удовлетворяемый в образах – знаках данной формы ночного существования.
Инстинкт к самосохранению
Во время военных действий в период Первой мировой войны Фрейд делает поправки к собственной схеме инстинктов. Наравне с половым влечением в психике индивидуума существует желание свести счеты с жизнью (Тонатос, как противоположность Эросу), согласно Фрейду данный инстинкт содержит в себе и самосохранение. Под именованием Тонатос было не только особое стремление к своей смерти, но и смерти других, а именно наличие агрессии и желания убивать, что возводилось в разряд знаменитого, заложенного в человеке природой биологического желания.
Основные принципы
Основные принципы глубинной психологии — принципы, признаваемые всеми ее школами и направлениями.
Динамическое бессознательное
В отличие от когнитивной психологии и бихевиоризма, глубинная психология отходит от того, что центральным элементом психической жизни человека является динамическое бессознательное. Отсюда следует, что:
- много ментальных процессов происходит бессознательно;
- функциональные принципы и закономерности части этих ментальных процессов вполне отличные от сознательных действий.
- динамическое бессознательное имеет большое влияние на человеческие восприятие и поведение. Эпитет «динамический» должно подчеркнуть тот факт, что речь идет именно о таких процессах, которые оказывают заметное влияние на сознание в целом, в отличие от других психических процессов, которые хотя и не воспринимаются сознательно, однако не соответствуют принципам собственно бессознательного (см. Психодинамика).
Известными примерами влияния бессознательных процессов является фрейдистские оговорки, которые освещают скрытые мысли или мотивы говорящего, то примерами являются бессознательное забывания или бессознательные манипуляции с предметами.
В глубинной психологии бессознательное считается «местом» основных поездов душевной жизни. Позже Фрейд употреблял этот термин преимущественно в форме прилагательного «бессознательный», поскольку больше не отождествлял его исключительно с понятием Оно. Бессознательные элементы, по Фрейду, присутствуют также в Я и Сверх-Я. По Фрейду, для бессознательного характерны следующие свойства:
Алогичность — закономерности логики здесь не действуют и не имеют влияния на процессы бессознательного.
Противоречивость — в сфере бессознательного противоположности могут выступать как идентичные. Фрейд приводит здесь примеры слов, одновременно имеют противоположные значения (лат. Altus = высоко-низко или лат .: sacer = святой-сумасшедший).
Вневременность — процессы бессознательного не имеют связи с временными координатами, следовательно они вневременными.
Академическая психология долгое время не признавала психоаналитическое явление о том, что бессознательное является отдельной сферой психики, которая функционирует по совершенно иными законами. Большая заслуга эмпирически-экспериментального исследования тезисов глубинной психологии принадлежит гештальтпсихологии, которая опытным путем подтвердила ряд постулатов, а другие были признаны с определенными модификациями. Важными здесь были работы Вольфганга Мецгера.
Вытеснение
Важным концептом глубинной психологии есть психический механизм вытеснения. Фрейд сначала определял вытеснения, как защита от мучительных, эмоционально неприятных воспоминаний. Такая защита является активным действием «Я» в фрейдовские понимании.
Перенос
Перенос — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, которые касались одного человека, совсем на другое лицо. Например, на психотерапевта во время психотерапии
По Фрейду, перенос имеет первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа. Контрперенос называется перенос, возникающий у терапевта на клиента
Считается, что правильная интерпретация контрперенос также важна для понимания того, что происходит во время психоаналитического процесса.
Значение раннего детства
Все три направления глубинной психологии считают развитие в детстве решающим для поведения взрослого индивида. Генезис психических расстройств также выводится с раннего детства. Важным фактором здесь является интеракция (взаимодействие) между ребенком и взрослыми, которые ее окружают.
Методы и теории
Чтобы добраться до бессознательного, современные психиатры применяют две методики:
- Изучение сновидений. Во время сна мозг посылает человеку сигналы о его скрытых проблемах. Состояние сна позволяет организму расслабиться, что помогает мыслям приходить без затруднений. Они приходят в непонятной форме, которую нужно расшифровать. На деле существует отдельное направление психологии, которое изучает сновидения, объясняет знаки, которые видят люди, пребывая в грезах.
- Методика свободных ассоциаций. Изначально пациент должен расположиться перед психологом поудобнее, рассказать ему все, что у него накопилось на волнующую тематику. Разговор должен начинаться с мелочей, медленно подходя к важным моментам. Постепенно пациент непроизвольно расскажет о причинах возникновения негативных ситуаций, внутренних конфликтах. После рассказа, психолог объясняет человеку то, что он рассказал, уточняет спорные, интересующие моменты.
Смысл этих методик заключается в том, чтобы разобраться со внутренними проблемами человека, помочь ему справиться с переживаниями
Глубинная психология объединяет в себе множество направлений психологической науки, которые изучают бессознательное, скрытое за гранями сознания. Со временем появились эффективные методики, которые помогают психологам улучшать психологическое состояние людей.
Понятие и суть
Глубинная психология объединяет в себе несколько направлений психологической науки, которые имеют схожую основу. Каждое из них говорит о том, что в большей степени на поведение человека влияют скрытые мотивы, которые прячутся за поверхностью сознания.
Эта наука строится на теориях многих известных ученых:
- Психоанализ З. Фрейда. Он утверждал, что главная движущая сила любых бессознательных процессов, чувств, переживаний — сексуальная энергия.
- Индивидуальная психология А. Адлера. Она называет движущую силу бессознательных процессов чувством власти. Описывает его на примере отношения маленького ребенка к окружающим его взрослым.
- Аналитическая психология К. Г. Юнга. Его теории похожи на понимание Фрейда, но он называет движущей силой жизненную энергию.
- Логотерапия Виктора Франкла По его мнению психическое развитие происходит тогда, когда личность познает смысл жизни.
Самостоятельные направления глубинной психологии:
- Четкое разделение сознания и психики. Их независимое положение относительно друг друга.
- Основной всей психической жизни человека являются неосознаваемые глубинные слои.
- Формирование личности зависит от бессознательного, поскольку оно является основополагающим поведения.
- Главная задача науки заключается в том, чтобы доказать влияние бессознательного на поведение индивида.
- Психическим феноменом является сознание, но он не считается влиятельным, поскольку подчиняется бессознательному.
Рассматривая познание неизвестного, можно выделить несколько основных тезисов:
- После нарушения баланса между культурными принципами, инстинктами возникают расстройства невротического характера.
- Любые желания, которые возникают на уровне инстинктов, противоречат социальным положениям.
- Поведение людей зависит от процессов, порождаемых за пределами сознания.
Глубинная психология признает автономию личности, совмещает уникальные методики для ее изучения.
Основные тезисы
Рассматривая научное познание глубины «души», можно выделить основные тезисы, которые характеризуют это течение психологии:
- Человеческое поведение и его духовное восприятие зависят от происходящих без участия сознания процессов, порождаемых на «окраинах» сознания.
- Возникающие на уровне инстинктов желания человека, как правило, противоречат установленным культурой и социумом положениям.
- Согласованное существование влечений наравне с культурными критериями дает начало формированию, развитию и бытию психологического аспекта личности, а также возможностей для ее социального восприятия.
- Благодаря защитным механизмам психики возможен баланс между неконтролируемыми сознанием влечениями и нормами, которые диктует современная культура.
- Расстройства невротического характера являются последствиями сбоев, которые нарушают баланс между инстинктами и установленными культурой принципами (это аномальное поведение, неадекватные поступки и т.д.).
Как можно увидеть, психическое представляет собой автономную область и имеет свои переживания, опыт. Поэтому методы глубинной психологии предусматривают уникальный подход к изучению личности, который признает и принимает его автономию. Следовательно, анализируя психическое, можно обнаружить тесную связь его с толкованиями символов из мира грез, порожденными глубинными познаниями мифологии и исследованиями в области культуры, а также результатами исследований относительно проявленных симптомов.
Рекомендуем: Асоциальность: что это?
Важными для личности посланиями, которые нельзя игнорировать, являются любые симптомы. С целью их исследования можно применять психологию или психоанализ. Симптомы в этом случае можно воспринимать как метод послания психическим человеку сигнала о том, что он не слушает голос из глубины своего сознания.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Авторы многих трудов, которые легли в основу глубинной психологии, рассматривают разум человека как бодрствующее сознание на фоне психического. Оперируя этими теориями, психология глубинного познания смогла выстроить концепцию изучения переживания и опыта индивидуума в точки зрения множественного числа различных выражений, посланий и интерпретаций.
Рекомендуем: Что такое деперсонализация?
Но присутствует в этом и прикладной аспект того, что исследуемое пространство интерактивное, ведь «объективное» изучение является ограниченным ввиду того, что исследуемые нами материи могут быть изменены нами самими.
Этапы психосексуальной теории
- Оральный этап (от 0 до полутора лет). Получил свое название в связи с тем, что основным органом чувств ребенка в данный промежуток времени считается рот. Непосредственно с его помощью он не только насыщает свой организм, но и познает окружающий его мир, ощущает массу приятных для него чувств. Данный этап является периодом формирования сексуальности. Итог фиксации – приобретение чувства наслаждения во время табакокурения, сарказма. Кроме того, – оральная враждебность, ощущение зависимости от других.
- Анальный этап (от 1,5 до 3 лет). В этот период родители малыша приступают к приучению крохи к горшку. Фрейд полагал, что ребенок приобретает колоссальное наслаждение от действий, связанных с дефекацией, а именно оттого, что способен без помощи других контролировать такую серьезную процедуру. Ребенок испытывает удовольствие сексуального характера от умения контролировать мускулатуру. Фиксация в данном случае может быть двух видов:
- в первом случае – склонность к разрушению, подавление импульсов, бережливость, скупость;
- во втором – несогласие, ярость, враждебность, мятеж.
- Фаллический этап (от 3 до 6 лет). Выявление присутствия или отсутствия полового члена. Эрогенная область – половые органы. Возникновение эмоций на фоне конфликта – Эпидов (Электры) комплекс. Помимо этого, обнаружение ребенком женского пола отсутствия полового члена приводит к возникновению чувства зависти к мальчикам, возникает желание наличия члена (влечение девочек к отцу базируется именно на этом), перекладывание вины на мать из-за отсутствия пениса. Данная стадия считается в большей степени основной для развития нарушений психического характера.
- Латентный этап (от 6 до 12 лет). Сексуальность никак не выражается. Формируются взгляды, направленные на социальную активность и нормы жизни.
- Генитальный этап (период полового созревания). Понимание половой принадлежности. Целью подростка является поиск объекта для сексуального общения и генитального сексуального удовлетворения. Индивидуальные желания подчиняются половому влечению (либидо).
Структура душевной жизни в психоанализе
В центре внимания З. Фрейда – структура душевной жизни, в которой выделяют уровни сознательного, предсознательного и бессознательного с цензурой между указанными уровнями.
Определение 2
Сознательное имеет свойство переживания, осознания.
Определение 3
Предсознательное – имманентное, латентное бессознательное, которое может проникать в сознание, т. е. выступает потенциально сознательным.
Определение 4
Бессознательное понимается как вытесненная бессознательная психика, которая не проникает в создание, соответственно, не имеет свойство переживания, но находит свою репрезентацию в сновидениях, больших и малых психопатологических симптомах, соответственно, излечение пациентов, страдающих неврозами, требует исследования именно бессознательного материала.