Личностное и Психологическое Выпуск 2011-02-17

Велкова К. Множественные идентичности русских и болгар: кросс-культурный анализ

Люди принадлежат к разным группам, приписывают этим группам разную ценность и эмоциональную значимость и формируют множество групповых идентичностей

Однако важность групповой идентичности может варьироваться на культурном уровне. Данное исследование сравнивает групповую идентификацию двух схожих в культурном отношении групп, которые выбрали разные пути развития в течение последних 30 лет (болгары и русские)

Были проанализированы отношения между пятью групповыми идентичностями: национальной, религиозной, региональной, советской / коммунистической и европейской. 

Избранные статьи

В статье обсуждается проблема связи креативности с личностными свойствами — толерантностью и интолерантностью к неопределенности, эмоциональным интеллектом, интуитивным стилем, а также с самооценкой креативности. Ставятся вопросы о роли «позитивной триады», включающей указанные свойства, самооценки креативности и креативности, диагностируемой по показателю продуктивности в методике «Креативные заголовки». Обследованы три группы профессионалов, имеющих существенные творческие достижения, а именно — писатели, композиторы и режиссеры (г. Москва), всего 52 представителя этих творческих профессий. Применялись следующие психодиагностические методики: прямая самооценка креативности (в процедуре, обоснованной А. Фернхемом для самооценки интеллекта), Новый опросник толерантности к неопределенности (НТН) Т. Корниловой, опросник ЭмИн Д. Люсина и Шкалы интуитивного стиля из опросника «Рациональный—Опытный» С. Эпстайна. На основе корреляционного анализа приняты гипотезы о диадических связях интуитивного стиля, толерантности к неопределенности и эмоционального интеллекта, которые предположительно можно объединить в «позитивную триаду» свойств, включенных в регуляцию креативности. Креативность, измеренная по методике «Креативные заголовки», оказалась непосредственно связанной с самооценкой креативности и доверием интуиции, а шкалы интуитивного стиля — с толерантностью к неопределенности, которая в свою очередь связана с более высоким межличностным

В статье рассматривается детская инициативность как важнейшая предпосылка творчества. Представлено исследование форм проявления инициативности дошкольников в открытой, неопределенной ситуации. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5—7 лет из двух детских садов г. Москвы. В качестве метода исследования использовалось наблюдение за свободной деятельностью детей в специально организованном открытом пространстве, предоставляющем возможности для разных видов детской деятельности. Оказалось, что в свободной ситуации дети склонны выбирать социально приемлемые и знакомые виды деятельности, т.е. рисование. Игра практически не возникает без участия взрослого. На основании полученных результатов делается вывод о том, что преобладающая форма проявления инициативности — продуктивная, являющаяся наиболее «культивируемой» в дошкольном образовании. Полученные данные говорят о необходимости создания специальных условий для развития инициативности дошкольников. Особого внимания требует организация условий для поддержки творческой инициативы детей.

Статья посвящена исследованию познавательной активности и креативности младших школьников с высокими интеллектуальными способностями. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей познавательной активности и креативности младших школьников с высокими интеллектуальными способностями, обучающихся в разных образовательных средах (типовая и инновационная, развивающая). Проверялась гипотеза, согласно которой интенсивность, когнитивный уровень (глубина) и широта проявления познавательной активности интеллектуально одаренных младших школьников связаны с такими параметрами образовательной среды, как когнитивная сложность, диалогичность, ценность творческой активности ребенка. В исследовании приняли участие интеллектуально одаренные младшие школьники 2-х и 4-х классов г. Москвы (n=101). Показано, что образовательная среда оказывает влияние на проявления познавательной активности и вербальной креативности интеллектуально одаренных младших школьников. При этом интеллектуально одаренные младшие школьники, обучающиеся в условиях образовательной среды, характеризующейся высоким уровнем когнитивной сложности, диалогичности и ценности творческой активности ребенка, обнаруживают достоверно более высокие показатели вербальной креативности, а также уровня, глубины и широты познавательной активности, чем их одаренные сверстники, обучающиеся в условиях типовой (традиционной) образовательной среды.

Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы

English version: Boyko O.M., Medvedeva T.I., Enikolopov S.N., Vorontsova O.Yu., Kazmina O.Yu. The psychological state of people during the COVID-19 pandemic and the target of psychological work

Научный центр психического здоровья, Москва, Россия
Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва, Россия

Пандемия COVID-19 является ситуацией, представляющей витальную угрозу для части человечества. Наличие у текущей пандемии таких факторов, как угроза для жизни, невидимость угрозы, неопределенность будущего, невозможность контролировать ситуацию, дает возможность сопоставить ее с ранее уже исследованными травматическими событиями, такими как наблюдение природной или техногенной катастрофы, участие в боевых действиях и т.д. Это дает возможность предположить у данного события высокую способность к генерации стресса в текущий момент и постстрессовых состояний в дальнейшем. Это диктует необходимость исследования особенностей психического состояния людей, ощущающих потребность в психологической помощи, для выделения мишеней работы специалистов-психологов.
Материалы и методы. Исследование было проведено в интернете с использованием google-forms. Ссылки на опрос размещались в социальной сети Facebook. В опросе (период с 22.03.2020 по 28.03.2020) приняли участие 232 человека, из них 198 женщин, 34 мужчины. Общий блок вопросов включал в себя демографические вопросы, пункт о потребности в психологической помощи, а также вопросы, позволяющие поверхностно оценить состояние респондента. Также применялись опросники SCL-90-R, COPE, ОКМ97, «Импульсивность 7». Всего о потребности в психологической помощи сообщили 22% респондентов (50 женщин, 2 мужчины), остальные респонденты составили группу сравнения.
Результаты исследования показали более высокий уровень психопатологической симптоматики по всем шкалам методики SCL-90-R, а также повышенный суицидальный риск у людей, ощущающих потребность в психологической помощи, по отношению к представителям группы сравнения. Одновременно с этим выявлен более низкий уровень представленности копинг-стратегий, снижающих уровень стресса, и более высокий уровень эмпатии. Все это – на фоне значимо большего соблюдения ими правил, препятствующих распространению COVID-19.
Выводы. Выявлен высокий уровень потребности в психологической помощи, связанный с повышенным уровнем стресса, усилением психопатологической симптоматики, снижением возможности адекватно справляться со стрессом. Выделены мишени работы психологов и направления психопрофилактики: 1) профилактика суицидального поведения; 2) восстановление жизненной перспективы; 3) обучение навыкам эмоциональной саморегуляции; 4) предоставление цифровых альтернатив для привычного досуга; 5) разработка и популяризация доступных форм активного совладания; 6) разработка рекомендаций по нормализации сна; 7) работа с перфекционизмом; 8) усиление официальной эмоциональной поддержки людям, соблюдающим рекомендованные меры противодействия пандемии. Заключение: для снижения отсроченных последствий длительно действующего стрессогенного фактора необходимо принятие мер как в индивидуальной психологической работе, так и в области психопросвещения.Ключевые слова: COVID-19, пандемия, психологическая помощь

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы. Психологические исследования, 2020, 13(70), 1. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 70, C. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n70/1731-boyko70.html

Вперёд >

Кузнецова Е.А., Карпова Э.Б., Ковальчук Ю.В., Николаева Е.А., Удалова В.А. Приверженность соблюдению мер самоизоляции в период пандемии COVID-19

Пандемия COVID-19 не только явилась ситуацией, беспрецедентной по своему влиянию на разные стороны жизни людей, но и потребовала введения самоизоляционных мер, с которыми никогда ранее население не сталкивалось

Важно, что предписанные правила самоизоляции не имели четкого определения и менялись за время распространения инфекции. Мы предположили, что в такой ситуации неопределенности разные члены общества будут вкладывать разный смысл в понимание режима самоизоляции, а приверженность соблюдению ограничительных мер будет связана как с внешними, так и с внутренними психологическими факторами

К сведению читателей и авторов

Уважаемые читатели и авторы журнала!

Редакция журнала “Психологическая наука и образование
psyedu.ru» информирует о произошедших изменениях.

С №1-2009 по №1-2017 сетевое издание издавалось под
названием “Психологическая наука и образование
psyedu.ru»  (Свидетельство о регистрации ЭЛ
№ ФС77 55668 от 09 октября 2013).

С №3-2017 журнал выпускается под новым названием
«Психолого-педагогические исследования»  (Свидетельство о
регистрации ЭЛ № ФС77 69835 от 29 мая 2017).

Выпуск издания №2-2017 является переходным и выпускается под
двумя названиями с сохранением статуса ВАК.

Поздравляем вас с
обновлением!

Ссылки

Трусова Н.В. Профессиональная идентичность и ее составляющие в фазах норматив ного кризиса перехода к ранней взрослости // Среднее профессиональное образование. 2009. № 9. С. 83-87.
Серый А.В., Яницкий М.С., Семенова М.Б. Трансформация системы личностных смыслов в ситуации вынужденной потери работы // Психология в экономике и управлении. 2012. № 2. С. 38-43.
Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Описание структур субъективного опыта // Мышление. Общение. Опыт. Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1983. С. 99-108.
Серкин В.П. Изменения образа мира, образа жизни и представлений о себе при пере живании экстремальной ситуации: новые эмпирические данные и рекомендации // Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : сборник научных статей V Международной научно-практической конференции / под ред. Р.В. Кадырова. Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2015. С. 322-334.
Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемеро во : Кузбассвузиздат, 2000. 203 с.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск : Издво Том. гос. ун-та, 2009. 240 с.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / под ред. Г.В. Залевского. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1999. 154 с.
Козлова Н.В., Малкова И.Ю., Щеглова М.С. Особенности профессионального образа мира студентов высшей школы (на материале сибирских вузов) // Сибирский психологический журнал. 2012. № 45. С. 20-27.
Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания прогнозирования про фессионального будущего человека // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 1863-1869.
Дёмин А.Н. «Кризисная» интерпретация трудовой занятости человека // Социальная психология труда : Теория и практика / отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. М. : Ин-т психологии РАН, 2010. Т. 2. С. 169-179.
Арендачук И.В. Профессионально-личностное развитие и успешность как факторы минимизации рисков в деятельности преподавателя вуза // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. № 3. С. 21-25.
Климов Е.А. Психология профессионала. М. : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности : учебное пособие. М. : Изд-во РАГС, 2007. 352 с.
Родионова Е.А. Субъектный подход к определению профессиональной успешности // Социально-экономические и психологические проблемы управления : сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции / под общ. ред. М.Г. Ковтунович. М.: МГППУ, 2013. Ч. 1. URL: http://psyjournals.ru/social economical psychological /issue/ 63215.shtml.
Психология субъективной семантики: истоки и развитие / под общ. ред. И.Б. Хани-ной, Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 472 с.
Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики : учебное пособие для вузов. М. : Пчела, 2008. 382 с.
Склейнис В.А. Сопоставительный анализ семантических универсалий оценки представлений о себе и типа жизненного сценария личности // Мир науки. 2016. Т. 4, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/34PSMN216.pdf.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М. : Академия, 2008. 240 с.
Яницкий М.С., Аршинова Е.В., Иванов М.С., Пфетцер С.А., Харченко Е.В. Ценностно-смысловые аспекты социальной работы со студентами вуза, оказавшимися в кризисной ситуации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 1 (65). С. 145-151.

Ссылки

Фромм Э. Человек для себя. М. : Коллегиум, 1992. 253 с.
Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с.
Фромм Э. Иметь или быть. М. : АСТ Москва, 2008. 320 с.
МаслоуА. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб. : Питер, 2008. 352 с.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
Маслоу о менеджменте / пер. с англ. СПб. : Питер, 2003. 416 с.
Бурмистрова Е.В. Проектирование профессиональной позиции психологии в образо вании : дис.. канд. психол. наук. М., 1999. 165 с.
Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.
Созонтов А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психоло гического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 105-114.
Фесенко П.П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций // Научные труды аспирантов и докторантов. М. : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2005. Вып. 46. С. 35-48.
Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago : Aldine Pub. Co., 1969. 320 p.
Bryant F.B., Veroff J. The Structure of Psychological Well-Being: A Sociohistorical Analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 43. Р. 653-673.
Lu L., Gilmour R. Individual-oriented and socially oriented cultural conceptions of subjective well-being: Conceptual analysis and scale development // Asian Journal of Social Psychology. 2006. № 9. Р. 36-49.
Maslow A.H. Motivation and Personality. 2nd ed. N.Y. : Harper & Row, 1970. 369 p.
Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.
Waterman A.S. Two conceptions of happiness: contrasts of personal expressiveness (eu-daimonia) and hedonic enjoyment // Journal of Personality and Social Psychol. 1993. Vol. 64. P. 678-691.
Садальская Е.В., Абдразякова А.М., Ениколопов С.Н. Личностные факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия // Ежегодник российского психологического общества. СПб., 2003.
Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : дис.. канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
Бучацкая М.В. Психологическое благополучие работающих женщин : дис.канд. психол. наук. М., 2006. 250 с.
Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности : дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 254 с.
Дубовик Ю.Б. Исследование психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте // Психологические исследования. 2011. № 1(15). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.05.2016).
Погорелова Н., Диева Т. Объективные и субъективные факторы психологического благополучия (Польша, Венгрия, Грузия, Украина) // Социология: теория, методы, маркетинг. 2007 № 1. С. 151-166.
Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы : дис.. канд. психол. наук. Томск, 2002. 220 c.
Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве : сб. статей / сост.: Ю.В. Братчикова. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 146 с.
Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: a Review of Research on He-donic and Eudaimonic Well-Being // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 141-166.
Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 4. P. 99-104.
Жуковская, Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82-93.
Поддьяков А.Н. Психология счастья и процветания и проблема зла // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М. : Институт психологии РАН, 2012. С. 109-136.
Павлоцкая Я.И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности : дис.. канд. психол. наук. Волгоград, 2015. 183 с.
Бояркин М.Ю., Долгополова О.А., Зиновьева Д.М. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих. Волгоград : ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. 216 с.
Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов : дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2014. 173 с.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М. : Логос, 1996. 320 с.

Савинова И.А., Штроо В.А. Желательный ценностный профиль сотрудника с точки зрения российских работодателей

В статье рассматриваются результаты изучения ожиданий руководителей российских компаний в отношении ценностей их потенциальных сотрудников. Ценности рассмотрены в контексте найма персонала как один из значимых критериев при оценке степени соответствия сотрудника организации (Person-Organization Fit). Исследование носило поисковый характер и было построено на основе экспертного опроса 174 руководителей ведущих российских компаний, входящих в реестр РСПП со штатом сотрудников от 10 до 2450 человек. Из них 130 мужчин (возраст 31-56 лет, опыт руководящей деятельности от 7 до 29 лет), и 44 женщины (возраст 35-47 лет, опыт руководящей деятельности от 3 до 17 лет). Исследовательский вопрос: «Существуют ли устойчивые структуры ценностных предпочтений у руководителей российских организаций?». 

2013 Том 6 No. 30

Этот выпуск содержит приложение: Appendix 6(30). Материалы конференции «Язык, приграничные территории и потребность в языке: сравнительный анализ языковой ситуации в Республике Карелия (РФ) и Стране Басков (Франция)»
 

Проблема социального пространства: междисциплинарный подход

Проблема социального пространства является достаточно старой и разработанной темой для гуманитарных наук, но сравнительно новой для психологии. На сегодняшний день нет ни устоявшегося понимания содержания этого понятия, ни ясности в использовании терминологии, которая заимствована из нескольких смежных с психологией областей – философии, социологии, культурологии… Поэтому границы этого конструкта на сегодняшний день расплывчаты и подвижны, тем более что помимо объективного, физического и экономического пространства сюда включаются и пространства культурное, информационное, и пространство личностное как результат интернализации социальных норм и требований, установок и представлений. В содержание социального пространства на сегодняшний день входит и временной континуум, как в его объективном, так и субъективном, личностном вариантах. Все эти составляющие находятся в постоянной динамике, при этом происходящие изменения либо синхронизируют и гармонизируют, либо вносят дисгармонию в структуру данного сложного конструкта.
Статьи, собранные в данном выпуске журнала, являются попыткой представить основные направления изучения проблемы социального пространства. Публикуются материалы исследований современных психологов, работающих в разных областях психологической науки. Надеемся, что эти размышления будут интересны читателям.

Гулевич О.А., Кривощеков В.С., Шмыгалева С.А. Политический цинизм: русскоязычная шкала для измерения негативного отношения к политикам

Отношение к политикам, политическим группам и политическим институтам – это популярное направление политико-психологических исследований. При изучении этого отношения используются два основных понятия – политическое доверие и политический цинизм. Политический цинизм – это убежденность в том, что политикам, политическим группам и политическим институтам нельзя доверять, на них нельзя полагаться даже в отсутствии информации о конкретных действиях, которые они совершают. Цель данного исследования – адаптация нидерландской шкалы для измерения политического цинизма для русскоязычной выборки. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.