Реалистичная природа виртуальной реальности, представленная либо с помощью наголовных устройств/шлемов, либо в виде десктопной версии на мониторах обычных ПК, имеет ряд преимуществ и недостатков, которые необходимо тщательно сбалансировать. Одним из наиболее важных применений реалистичного представления является детализация и проработка компьютерных изображений в образовательных целях. Потенциальные преимущества этого фактора для обучения исследовались на протяжении десятилетий.
Результаты многочисленных исследований подчёркивают, что не было выявлено линейной корреляции между уровнем реалистичности представления и оценками эффективности обучения. Вместо этого реалистичные детали можно считать полезными для достижения конкретных целей. Наоборот — задачи обучения, ориентированные на визуальное знание объектов, часто выигрывают от реализма, в то время как приобретение и применение абстрактных знаний обычно можно выполнить более эффективно с помощью описательных примеров.
Влияние виртуальной реальности на детей
При использовании технологии виртуальной реальности в образовании следует учитывать несколько аспектов, которые порождают свои собственные этические проблемы. Например, реализм может сильно исказить восприятие процесса обучения учащимися и преподавателями. Ведь реалистичные визуализации кажутся более требовательными к учащимся, что потенциально влияет на то, как они справляются с учебной задачей.
И наоборот, у непрофессионалов может быть слишком восторженное отношение к реалистичному представлению объектов, которое недостаточно подкреплено эмпирическими данными (это может быть справедливо и для преподавателей и учащихся). Понятие наивного реализма суммирует тот факт, что непрофессионалы часто склонны предполагать весьма положительное влияние визуализации на выполнение задач, в первую очередь основанное на непонимании того, что восприятие работает точно так же, как камера, точно записывая даже мельчайшие визуальные детали.
Использование технологий учителями
Даже сами учителя склонны к неправильным представлениям относительно когнитивной, а также относительно использования мультимедиа в обучении. Например, было обнаружено, что начинающие учителя ошибочно полагают благостным представление информации в предпочитаемом учащимися «стиле обучения» (например, визуальном или слуховом). Они полагают, что это способствует лучшему запоминанию материала или транслируют заблуждение, что люди используют только 10% своего мозга. Точно так же существуют мифы о преимуществах определённых средств массовой информации, например, о том, что видео является превосходным форматом обучения из-за способности воздействовать на множество сенсорных модальностей. Поэтому, весьма вероятно, что значительная часть учителей неявно одобряют неправильные представления, которые, как считается, приводят к наивному взгляду на реализм. Это приводит к чрезмерной уверенности в использовании реалистичных визуализаций.
Чрезмерная уверенность преподавателей особенно опасна из-за разного воздействия, которое виртуальная реальность может оказать на разные группы учащихся. Заметным и надёжным результатом, полученным в области педагогической психологии, является открытие того факта, что реалистичное представление полезно для учащихся с высокими пространственными способностями, в то время, как другим людям может быть труднее учиться посредством этих технологий. Их устраивают традиционные упрощённые версии подачи материала.
Кроме того, пространственные способности являются крупнейшим гендерным различием среди когнитивных способностей и могут быть одной из причин гендерного разрыва в областях науки, технологий, инженерии и математики. Таким образом, при использовании реалистичных визуализаций преподаватели должны более внимательно учитывать способности учащихся. Этого можно достичь путём проведения тестов на пространственные способности, которые легко доступны для разных возрастных групп. Важно отметить, что их можно тренировать, дабы смягчить потенциальную проблему угрозы. Преподаватели должны быть осведомлены об этой проблеме. Более того, учителя должны использовать способы тренировки пространственных способностей, чтобы снизить вероятность вредного воздействия новых методов обучения.
В целом, в ряде исследований было обнаружено, что реализм улучшает успеваемость, а это позволяет предположить, что было бы этично предоставить учащимся хотя бы возможность учиться, используя новую разновидность подачи материала. Однако необходимо противостоять чрезмерной уверенности, а также неправильным представлениям о познании и средствах медийного контента. Кроме того, учащиеся и преподаватели должны осознавать, что возможно негативное влияние на обучение в некоторых областях — в первую очередь в тех, которые связаны с абстрактными знаниями.
Но, в дополнение к наиболее важной цели педагогов – расширению знаний учащихся – образование обычно преследует и другие цели, например, предоставление значительного опыта. В физическом мире этого можно достичь посредством экскурсий, лабораторных работ и виртуальных туров. Большой объем исследований показал многообещающие результаты, касающиеся эффективности виртуальных экскурсий и подобных мероприятий.
Одна из наиболее важных характеристик этой деятельности заключается в её способности генерировать впечатления. Однако редко признается, что применение такого опыта имеет не только образовательное, но и этическое значение, в первую очередь из-за сильного воздействия виртуальной реальности на познание и убеждение. VR может помешать пользователям сохранять психологическую дистанцию от воспринимаемого контента. Молодой организм особо склонен к стремлению вовлекаться в новую, неизвестную доселе, действительность, хоть она и существует только где-то на выделенном сервере в неизвестном дата-центре.
Значительный риск широкого и частого использования новых технологий можно охарактеризовать, как опасность навязывания студентам чужого опыта, лишённого автономии и свободы действий. Например, симулятор, предназначенный для предоставления опыта страдания от заболевания, скорее всего, покажет наихудшие потенциальные результаты, а не продемонстрирует, что лёгкие симптомы также возможны.
Жёстко ограничивая свободу действий пользователей, отправляя их на заранее определённый путь катастрофы, такой опыт не только лишён нюансов, но и нарушает этический принцип автономии выбора. Благие намерения могут оказаться преувеличением реальности, потенциально искажая знания и суждения учащихся относительно представленных проблем. Более того, виртуальный образовательный опыт, если он небрежно спроектирован, может иметь поразительное сходство с потенциальной «бомбардировкой» рекламой в отношении своих социальных взглядов. Уже были случаи, когда его идентифицировали, как попытку манипулировать отношениями и убеждениями людей.
С этической точки зрения, вышеупомянутое размытие виртуального и реального мира, используется для внедрения чужих воспоминаний с манипулятивным намерением, возможно, с целью повлиять на отношение к событию или создать мировоззрение, оторванное от фактов. Метод презентации, обеспечиваемый виртуальной реальностью, может иметь настолько сильный эмоциональный эффект, что манипулирование существенно легче достичь через него. Как показывают исследования, то, например, эффекты ужаса, которое можно вызвать с помощью этой технологии, трудно достичь с помощью традиционных средств массовой информации. Поэтому всегда рекомендуется получить одобрение школьных психологов, чтобы определить, можно ли применять данную технологию в обучении и как позволить учащимся сохранять когнитивную дистанцию от отображаемого контента, чтобы иметь возможность критически осмысливать его.