Что изучает геронтопсихология

Направление используют

Организаторы

  Международный институт развития личности  (Москва),   Smart&Art (Москва),    Студия Жизни L’atelier de la vie  (Москва),    Центр психологического развития “Стратегия” (Москва),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),    Группа Energy  (Екатеринбург),    Клуб “Звёздная Черепаха”  (Саратов),    Лекторий “Главные Ответы”  (Санкт-Петербург),   Новокузнецкое региональное отделение ОППЛ  (Новокузнецк),   Скокова Екатерина Николаевна (Иркутск),    Центр здоровья и развития “Цветок лотоса”  (Екатеринбург),    Школа Практического Психолога-Тренера  (Уфа).

Тренеры

  Анна Михайловна Савина  (Москва),    Галина Гроссманн  (Москва),    Елена Константиновна Бурлак  (Москва),    Марина Анатольевна Строганова  (Москва),    Марина Владимировна Чернова  (Москва),    Сергей Викторович Виноградов  (Москва),    Яна Геннадьевна Передернина  (Москва),    Яна Вадимовна Тараканова  (Челябинск),    Юлия Николаевна Чистякова  (Краснодар),   Эльвира Шигабетдиновна Шаяхметова  (Уфа),    Азнив Владиковна Мартиросян  (Новосибирск),   Ольга Викторовна Морозова  (Черноморское побережье),    Ал Ал Сингх  (Иркутск),    Василь Богородов  (Казань),    Борислав Хомуленко  (Харьков),    Анастасия Валерьевна Шелухина  (Волгоград),   Александр Владимирович Иванов  (Волгоград),    Ирина Владимировна Галанова  (Белгород).

Консультанты

  Анна Михайловна Савина  (Москва),    Марина Анатольевна Строганова  (Москва),    Марина Владимировна Чернова  (Москва),    Светлана Савченко  (Москва),    Сергей Викторович Виноградов  (Москва),    Яна Геннадьевна Передернина  (Москва),    Азнив Владиковна Мартиросян  (Новосибирск),    Ал Ал Сингх  (Иркутск),   Александр Владимирович Иванов  (Волгоград),    Анастасия Валерьевна Шелухина  (Волгоград),    Ирина Владимировна Галанова  (Белгород),   Ольга Викторовна Морозова  (Черноморское побережье),    Эдуард Николаевич Майер  (Новосибирск),    Юлия Николаевна Чистякова  (Краснодар),    Яна Вадимовна Тараканова  (Челябинск).

Геронтопсихология
в других городах

Саратов,  
Владивосток.

Спасибо, за интерес к теме “что такое Геронтопсихология”!

Реальность и мифы

Хотя общие возрастные физические изменения неотвратимы, исследования, проведенные среди пожилых людей в США, говорят о том, что распространенность психических расстройств среди них ниже по сравнению с другими группами. К тому же пожилые люди чаще отзываются о своей жизни с наибольшей удовлетворенностью.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Пожилые люди хорошо справляются и со сложными формами активности, хотя могут тратить больше времени на усвоение новой информации и её сохранение, чем молодые. Изменения в психических процессах, свойственные процессу старения:

  • Широкое распространение легкого или умеренного нарушения слуха.
  • Проблемы со скоростью чтения, поиском объектов в старости.
  • Замедленные реакции на стимулы.
  • Наибольший урон возраст наносит лишь кратковременной, а не долговременной памяти.
  • На творческие способности старение не влияет.

Психологические проблемы, связанные со старением, выражены у людей до 80 лет и после по-разному. Во многих случаях развитие заболеваний зависит от уровня образования, образа жизни, а также от количества и качества социальных взаимодействий пожилого человека.

Рекомендуем: Что такое аменция?

Относительно психики и когнитивной деятельности выделяют ряд заболеваний, наиболее сильно сказывающихся на качестве жизни:

  • Деменция – ухудшение интеллектуальных способностей. Она охватывает 5-7% людей старше 65 лет и 30% тех, кому за 85. Часто сопровождается депрессиями, тревогой и паранойей.
  • Тревожные расстройства – еще один возможный спутник старения. От него страдают 6% пожилых людей.
  • Сексуальная дисфункция, трудности со сном у половины тех, кто старше 80 лет.
  • От ипохондрии страдают 15% пожилых людей.
  • Болезнь Альцгеймера – прогрессирующее заболевание, характеризующееся расстройством памяти и нарушениями других психических функций.

У пожилых людей действительно происходят изменения в мозге

Ряд факторов способствует тому, что в старости хуже получается решать сложные задачи, концентрировать долго внимание, обучаться интенсивно и запоминать быстро и много

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Причины и типы амнезии

Помимо этого, когда пожилым людям требуется решить сложную задачу, активируются дополнительные участки мозга. А это в свою очередь означает, что можно не только избежать снижения умственных способностей в старости, но и развиваться дальше.

Геронтология и гериатрия

С древних времен человечество искало способ продления жизни. В Средние века алхимиков не покидала идея сделать это при помощи философского камня, в XIX веке большое значение придавали инфекционным болезням, в начале XX «виновниками» старения считали гормоны. Сегодня наука о старении ищет причины угасания на генно-молекулярном уровне, разрабатывает различные идеи и теории для окончательного понятия этого процесса.

Гериатрия – это один из видов геронтологии, занимающийся изучением, выявлением причин возникновения, лечением и профилактикой различных заболеваний старческого возраста.

У таких людей на первый план выходят различные хронические заболевания, свидетельствующие о нарушении обмена веществ, изношенности стенок кровеносных сосудов и внутренних органов.

Проблемы геронтологии связаны с процессом увядания организма. Так как снижается иммунитет и общие защитные силы организма, многие люди страдают хроническими инфекционно-воспалительными процессами, протекающими с не резко выраженными симптомами, но неуклонно прогрессирующими. Нарастающие нарушения обмена являются причиной возникновения атеросклероза. Из-за этого нарушается проходимость кровеносных сосудов и доставка органам и тканям питательных веществ и кислорода.

Качество жизни значительно снижается из-за обменно-дистрофических нарушений в костно-суставной системе: развиваются остеохондрозы и остеоартрозы, сопровождающиеся болями и нарушением движений. Все, что изучает геронтология, относится к старению организма.

Существуют также и другие разделы геронтологии: герогигиена, геронтопсихология.

свеамюъ опнцпюллю

нОПЕДЕКЕМХЕ ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ, ЕЕ ГЮДЮВХ. нЯМНБМШЕ ЙЮРЕЦНПХХ Х ОНМЪРХЪ ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ. яРПСЙРСПЮ Х НЯМНБМШЕ ОПНАКЕЛШ ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ. хЯРНПХЪ ПЮГБХРХЪ ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ ЙЮЙ МЮСЙХ. лЕРНДШ ЦЕПНМРНОЯХУНКНЦХХ.

рЕЛЮ 2. оЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ Х ЯНЖХЮКЭМШЕ РЕНПХХ ЯРЮПЕМХЪ.

рПЮДХЖХНММШЕ РНВЙХ ГПЕМХЪ МЮ ЯРЮПЕМХЕ. рЕНПХЪ ХГМЮЬХБЮМХЪ яРЮПЕМХЕ ЙЮЙ ╚ХГПЮЯУНДНБЮМХЕ ФХГМЕММНИ ЛЮРЕПХХ Б ЙКЕРЙЮУ╩.

лЮРЕЛЮРХВЕЯЙЮЪ ЛНДЕКЭ ЯРЮПЕМХЪ Х ЯРЮПНЯРХ. рЕНПХЪ ю.ю.аНЦНЛНКЭЖЮ.

рЕНПХЪ ╚ДХЯЦЮПЛНМХХ Х БМСРПЕММХУ ОПНРХБНПЕВХИ╩.

рЕЛЮ 3. оНМЪРХЕ Н ОЯХУХВЕЯЙНЛ ЯРЮПЕМХХ.

лНКЕЙСКЪПМШЕ Х ЙКЕРНВМШЕ ЛЕУЮМХГЛШ ЯРЮПЕМХЪ. пНКЭ Х ЛЕЯРН ЯРЮПНЯРХ Б НМРНЦЕМЕГЕ ВЕКНБЕЙЮ. бХДШ ЯРЮПЕМХЪ. оНКНФЕМХЕ ЯРЮПНЦН ВЕКНБЕЙЮ Б НАЫЕЯРБЕ. нАПЮГ ФХГМХ Х ОПНАКЕЛШ ЯРЮПЕМХЪ.

рЕЛЮ 4. бШЯЬХЕ ОЯХУХВЕЯЙХЕ ТСМЙЖХХ Х ХУ ПЮЯЯРПНИЯРБЮ Б ЯРЮПНЯРХ.

нЫСЫЕМХЪ Х БНЯОПХЪРХЕ, ХУ ПЮЯЯРПНИЯРБН Б ЯРЮПНЯРХ. лШЬКЕМХЕ, ПЮЯЯРПНИЯРБЮ ЛШЬКЕМХЪ. пЕВЭ ЩЙЯОПЕЯЯХБМЮЪ Х ХЛОПЕЯЯХБМЮЪ. юТЮГХЪ Х ЕЕ БХДШ. оЮЛЪРЭ Х ЕЕ ПЮЯЯРПНИЯРБЮ. хМРЕККЕЙР Х ЕЦН ПЮЯЯРПНИЯРБЮ. бНКЪ Х БКЕВЕМХЕ С ОНФХКШУ КЧДЕИ. щЛНЖХХ. дЕОПЕЯЯХБМШЕ ПЮЯЯРПНИЯРБЮ Б ЯРЮПНЯРХ.

яНГМЮМХЕ Х ЕЦН ПЮЯЯРПНИЯРБЮ.

рЕЛЮ 5. юДЮОРЮЖХЪ Й ЯРЮПНЯРХ. оПНТЕЯЯХНМЮКЭМНЕ ЯРЮПЕМХЕ.

оПХМЖХОШ ПЕЮАХКХРЮЖХХ Б ОПЕДОЕМЯХНММНЛ БНГПЮЯРЕ. лНРХБЮЖХЪ ОПНДНКФЕМХЪ РПСДНБНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ. юДЮОРЮЖХЪ Й ОЕМЯХНММНЛС ОЕПХНДС ФХГМХ.

рЕЛЮ 6. хМДХБХДСЮКЭМШЕ НЯНАЕММНЯРХ ЯРЮПЕМХЪ.

уЮПЮЙРЕПНКНЦХВЕЯЙХЕ НЯНАЕММНЯРХ Х ЯРЮПЕМХЕ. бКХЪМХЕ НАПЮГЮ ФХГМХ МЮ ОПНЖЕЯЯ ЯРЮПЕМХЪ. нДХМНВЕЯРБН, КХВМНЯРМЮЪ Х ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМЮЪ МЕБНЯРПЕАНБЮММНЯРЭ ЙЮЙ НЯМНБМШЕ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХЕ ОПНАКЕЛШ ЯРЮПШУ КЧДЕИ.

рЕЛЮ 7. кХВМНЯРЭ ОНФХКНЦН ВЕКНБЕЙЮ.

юЙЖЕМРСЮЖХХ УЮПЮЙРЕПЮ С ОНФХКШУ КЧДЕИ. оЯХУХВЕЯЙХЕ ГЮАНКЕБЮМХЪ Б ОНФХКНЛ Х ЯРЮПВЕЯЙНЛ БНГПЮЯРЕ. нЯНАЕММНЯРХ ЯХЯРЕЛШ НРМНЬЕМХИ Б ОНФХКНЛ БНГПЮЯРЕ. яЕЛЕИМЮЪ ФХГМЭ Б ОНФХКНЛ БНГПЮЯРЕ. фЕЯРНЙНЕ НАПЮЫЕМХЕ Х ОПЕМЕАПЕФЕМХЕ ОН НРМНЬЕМХЧ Й ОПЕЯРЮПЕКШЛ Б ЯЕЛЭЕ.

рЕЛЮ 8. оЯХУНКНЦХВЕЯЙЮЪ ПЮАНРЮ Я ОНФХКШЛХ Х ЯРЮПШЛХ КЧДЭЛХ юЙРСЮКЭМНЯРЭ Х ГМЮВХЛНЯРЭ ОЯХУНКНЦХВЕЯЙНИ ПЮАНРШ Я ОНФХКШЛХ КЧДЭЛХ. нЯНАЕММНЯРХ ОНФХКНЦН ВЕКНБЕЙЮ ЙЮЙ ЙКХЕМРЮ. рПЕАНБЮМХЪ Й ОПНТЕЯЯХНМЮКХГЛС ОПХ ПЮАНРЕ Я ОНФХКШЛХ КЧДЭЛХ. лЕРНДШ ПЮАНРШ Я ОНФХКШЛХ КЧДЭЛХ.

Как социальная геронтология помогает людям

Эта отрасль постоянно развивается, так ка доля лиц преклонного возраста во всем мире постоянно растет. Россия не является исключением: за 10 лет с 1990 по 2000 год число пожилых людей увеличилось на 7%. К 2025 году число их увеличится еще на 10% и составит более четверти населения страны.

Задачами геронтологии являются, с одной стороны, постоянная стимуляция органов власти для усиления роли государства в помощи пожилым людям, а с другой – определение контингента для индивидуальной адресной помощи. Для того чтобы все это осуществить, необходимо:

  • изучить социальную, демографическую и экономическую обстановку в стране;
  • анализировать полученные данные и составлять доклады, научные разработки, программы для ознакомления с ними органов власти;
  • постоянно контролировать исполнение соответствующих законов органами социальной помощи населению;
  • внедрять собственные программы реабилитации пожилых людей;
  • работать с группами населения, в которые входят пожилые люди;
  • оказывать им полезную адресную индивидуальную социальную, экономическую, правовую и психологическую помощь.

Для выполнения всех этих задач требуются самые разные специалисты: социологи, психологи, медицинские работники. Соц. работник предоставляет следующие услуги:

  • соц. защиту – обеспечивает гарантированные государством условия жизни и поддержания активности;
  • соц. помощь – меры, направленные на поддержание нормальной жизни, здоровья, социального статуса и существования в обществе при непосредственной потребности в такой помощи;
  • соц. поддержку – создание постоянных условий, направленных на поддержку социально незащищенных стариков;
  • соц. обеспечение – материальная поддержка незащищенных лиц преклонного возраста: передача им пенсий, льгот, различного рода помощи как от государства, так и от частных лиц;
  • соц. обслуживание – практическая поддержка людей преклонного возраста Наука оказание им той помощи, в которой они нуждаются:
    • организация питания, помощь в быту;
    • помощь в осуществлении гигиенических мероприятий;
    • помощь во взаимодействии с административными и юридическими службами.

Профильные институты в РФ

В России есть несколько ведущих геронтологических НИИ, разрабатывающих новые технологии предупреждения старения и четкое представление о том, что такое геронтология и каково ее место в медицине. Благодаря просветительской деятельности таких учреждений, практически все население нашей страны имеет понятие о геронтологии. Наиболее известными, завоевавшими множество положительных отзывов пациентов и коллег являются:

  • Российский геронтологический научно-клинический центр, который имеет в своем составе клинику с терапевтическим, хирургическим, кардиологическим, неврологическим, гастроэнтерологическим, гинекологическим отделениями; специалисты оказывают квалифицированную стационарную и амбулаторную медицинскую помощь лицам пожилого возраста; разрабатывают новые методики по отделу клиническая геронтология;
  • Санкт-Петербургский институт геронтологии и биорегуляции; особенностью этого учреждения является не только оказание клинической помощи лицам преклонного возраста, но и разработки современных антивозрастных средств на основе полипептидов;
  • Геронтологическое общество при Российской академии наук (РАН) объединяет деятельность всех геронтологов России.

Наука развивается сегодня невиданными темпами, но находится еще в самом начале разгадки тайны старения человека. Несмотря на то что научных прорывов в этой области еще нет, направление является перспективным, так как позволяет на основании изучения геронтологических механизмов разрабатывать новые современные программы предупреждения старения. Но основные успехи геронтологии в будущем.

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ

«» 2011 г. Старший преподаватель кафедры Протокол № психологии труда, организационной и клинической психологии Зав. кафедрой Бессонова Л.А.

Тверь Пояснительная записка.

Данная программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов. В основу рабочей программы положены требования, указанные в стандартах, содержание типовой программы по геронтопсихологии для студентов – психологов, использован практический опыт специалистов, работающих в социальной сфере.

Геронтопсихология изучает возрастные особенности людей пожилого и старческого возраста. Выделение периода геронтогенеза и изучение проблем старения связаны с комплексом социально- экономических, биологических и психологических причин. В первую очередь, следует отметить изменения в демографическом составе популяции, достаточно устойчивой остается тенденция увеличения пожилого населения.

С одной стороны, пожилые люди- это социально активная часть населения, принимающая участие в воспитании подрастающего населения, в политической жизни, в трудовой деятельности. И знание возрастных особенностей данной категории обеспечивает оптимизацию взаимодействия в различных сферах социальной жизни. С другой стороны, некоторые пожилые люди, и особенно старики, нуждаются в поддержке не только близких людей, но и социальных работников, психологов, социальных педагогов и представителей других профессий, направленных на работу с людьми.

УМК по курсу «Геронтопсихология» предназначена для студентов факультета психологии и социальной работы и включает в себя: учебную и рабочую программы, список рекомендуемой учебной литературы;

методические рекомендации по изучению курса, рекомендации по выполнению практических занятий; программу итогового зачета по данной дисциплине; методические материалы для самоконтроля студентов и систематического контроля преподавателем текущих результатов изучения дисциплины.

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психофизиология».

Цель курса: Формирование основных понятий по геронтопсихологии, овладение знаниями психологических особенностей людей пожилого и старческого возраста.

Задачи:

Сформировать теоретические представления о специфике психического развития в период геронтогенеза Сформировать знания о специфике психологических проблем в пожилом и старческом возрасте Повысить уровень знаний об оказании психологической помощи людям пожилого и старческого возраста В результате изучения учебной дисциплины «Геронтопсихология»

обучающиеся должны:

– знать:

психологические и социальные теории развития человека на поздних этапах онтогенеза;

систему методов изучения процессов психического старения;

специфику изменения высших психических функций в пожилом и старческом возрасте;

характер влияния возрастного фактора на профессиональную деятельности и переподготовку;

уровни и виды адаптации, их специфику в пожилом и старческом возрасте;

технологии психологического сопровождения людей пожилого и старческого возраста;

– уметь:

подбирать методики патопсихологического обследования в пожилом и старческом возрасте;

определять признаки продуктивных и непродуктивных стратегий адаптации к поздним периодам жизненного пути;

разрабатывать программы психологического сопровождения сотрудников предпенсионного и пенсионного возрастов;

вести просветительскую работу, направленную на профилактику негативных психических изменений в старости;

разновозрастном трудовом коллективе, предупреждать «конфликты поколений»;

формировать готовность к освоению собственных возрастновременных изменений;

способностью к эффективному взаимодействию с клиентами пожилого возраста; технологией возрастно-психологического консультирования;

способами индивидуализации психологического воздействия на пожилых сотрудников организации с учетом их особенностей;

способами мотивирования жизненной активности в позднем возрасте.

Форма итогового контроля – экзамен

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Определение геронтопсихологии, ее задачи. Основные категории и понятия геронтопсихологии. Структура и основные проблемы геронтопсихологии. История развития геронтопсихологии как науки. Методы геронтопсихологии.

Тема 2. Психологические и социальные теории старения.

Традиционные точки зрения на старение. Теория изнашивания Старение как «израсходование жизненной материи в клетках».

Математическая модель старения и старости. Теория А.А.Богомольца.

Теория «дисгармонии и внутренних противоречий».

Тема 3. Понятие о психическом старении.

Молекулярные и клеточные механизмы старения. Роль и место старости в онтогенезе человека. Виды старения. Положение старого человека в обществе. Образ жизни и проблемы старения.

Тема 4. Высшие психические функции и их расстройства в старости.

Ощущения и восприятие, их расстройство в старости. Мышление, расстройства мышления. Речь экспрессивная и импрессивная. Афазия и ее виды. Память и ее расстройства. Интеллект и его расстройства. Воля и влечение у пожилых людей. Эмоции. Депрессивные расстройства в старости.

Сознание и его расстройства.

Тема 5. Адаптация к старости. Профессиональное старение.

Принципы реабилитации в предпенсионном возрасте. Мотивация продолжения трудовой деятельности. Адаптация к пенсионному периоду жизни.

Тема 6. Индивидуальные особенности старения.

Характерологические особенности и старение. Влияние образа жизни на процесс старения. Одиночество, личностная и профессиональная невостребованность как основные психологические проблемы старых людей.

Тема 7. Личность пожилого человека.

Акцентуации характера у пожилых людей. Психические заболевания в пожилом и старческом возрасте. Особенности системы отношений в пожилом возрасте. Семейная жизнь в пожилом возрасте. Жестокое обращение и пренебрежение по отношению к престарелым в семье.

Тема 8. Психологическая работа с пожилыми и старыми людьми Актуальность и значимость психологической работы с пожилыми людьми. Особенности пожилого человека как клиента. Требования к профессионализму при работе с пожилыми людьми. Методы работы с пожилыми людьми.

Что такое геронтопсихология

Название научной дисциплины, изучающей психические аспекты старения, происходит от греческих слов геронтос — старец и психея (психе) – душа. Буквальный перевод слова «геронтопсихология» или «психогеронтология»  означает «наука, изучающая душу старца».

Оперирует психогеронтология такими понятиями, как старость, пожилой возраст, старение. Прослеживается связь геронтопсихологии с другими науками. Общие задачи и цели существуют между психогеронтологией, психологией, геронтологией, социологией.

Перечисленные науки изучают старость — отрезок жизни, предваряющий смерть, закономерно завершающий жизнь индивида. Согласно ВОЗ, ее условно подразделяют на этапы:

  • 60-74 года – пожилой человек;
  • 75-89 – старческий возраст;
  • 90 и более – долгожители.

Общая характеристика геронтопсихологии, как раздела науки о закономерностях психического старения личности, сформирована современными психологами. Само появление науки вызвано ростом числа престарелых людей.

Значение старости, как периода развития личности человека, усилилось в 21 веке в связи с общим постарением населения в развитых странах. Из-за низкой рождаемости и увеличения продолжительности жизни доля молодежи до 15 лет в Европе снизилась, а доля людей старше 64 лет возросла.

Так, доля молодежи до 15 лет в Германии и Великобритании составляет 13,3% и 17,3%, численность лиц старше 64 лет – 20,6% и 16,5%. Для сравнения, в странах с недостаточно развитой экономикой Бангладеш и Индия молодежи до 15 лет 34,3% и 29,7%, а пожилых старше 64 лет – 4,7% и 5,5% соответственно.

Постарение населения и увеличение доли пенсионеров, достигающей в некоторых странах 15%, вызвало появление социально-психологических и экономических проблем. Обостряется проблема постарения человечества исчезновением семьи, состоящей из нескольких поколений, и, как следствие, увеличивается число одиноких стариков, требующих попечения государства.

Потребность в снижении социально-психической нагрузки на человечество привела к появлению нового раздела возрастной психологии.  Ввел понятие, что такое геронтопсихология, определение этого современного термина, как одного из разделов психологии, дал Стенли Холл в работе «Психология позднего периода жизни».

Достижения геронтологов

Если раньше целью человечества считалось бессмертие, то сейчас ученые-геронтологи (как рекомендует в России Геронтологическое общество РАН) ставят перед собой более скромные задачи:

  • продлить жизнь до максимально возможного уровня (большинство таковым считают возраст 120 – 125 лет);
  • повысить качество жизни, сделав ее осень не менее радостным и комфортным периодом, чем весна, то есть, молодость.

Достижения геронтологов заключаются в кропотливом изучении молекулярно-генетических механизмов угасания. И в этом уже есть определенные успехи. Так, было установлена связь между генетическими особенностями организма и старением: длинные спирали хромосом на концах имеют ограничивающие наконечники, которые называются – теломерами.

Теломеры, с одной стороны, не позволяют воздействовать на хромосомы, с другой, — являются биологическими часами. Они уменьшаются при каждом делении клетки. Любая первичная (материнская) клетка запрограммирована на определенное количество делений, как только теломеры исчезают, происходит такая закономерность, как аптоптоз: клетка погибает. Недавно удалось выявить фермент, препятствующий укорочению теломер, — теломеразу. Ведутся исследования по созданию лекарственного препарата на основе теломеразы. Но это дело отдаленного будущего.

Также было установлено, что для достижения долголетия очень важен ночной сон: в это время вырабатывается гормон мелатонин, подавляющий развитие раковых клеток.

Имеется множество спекуляций на тему продления жизни и сохранения молодости, но истинных достижений для практического применения пока нет. Геронтология – это наука, которая только сейчас начинает по-настоящему развиваться и успехи ее впереди.

Социальная геронтология

Это раздел науки, который изучает образ жизни пожилых людей, демографические и социально-экономические проблемы старения населения. Понятие «социальная геронтология» впервые применил Э.Стиглиц (США) около 70 лет назад. Основной задачей этого раздела науки является разработка мер по улучшению качества жизни пожилых членов общества. А значит также улучшение их экономического и духовного потенциала.

Социологические исследования установили, что чем выше образовательный уровень и духовный потенциал лиц пожилого возраста, тем дольше они живут и тем выше качество их жизни.

Наука изучает:

  1. как процесс угасания отражается на личности пожилых людей;
  2. как изменяются материальные и духовные потребности, активность в социальной жизни в том числе в предпенсионном и пенсионном возрасте;
  3. группы, в которые входят пожилые люди, отношение к ним в таких группах (в семье, среди соседей, в клубах по интересам и т.д.);
  4. пожилых людей, как одну из групп общества, ее влияние на жизнь всего общества. Также изучается социальная политика государства в отношении пожилых людей и работа структур, задачей которых является их поддержка (центов соцзащиты и т.д.);
  5. социальные и экономические последствия старения населения.

В задачи соцработника входит:

  • оказание помощи малообеспеченным пожилым одиноким людям;
  • повышение активности лиц пожилого возраста путем вовлечения их в различные виды социальной деятельности;
  • оказание воздействия на социальную политику государства по отношению к пожилым людям;
  • разработка программы социальной реабилитации людей в старости.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector