Психология образования

Ощущения

Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность – количественный показатель ощущений;
  • Длительность – временной показатель ощущений;
  • Локализация – пространственный показатель.

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».

Роль психологии в обучении воспитании «особенного» ребенка

В настоящее время проблемы всестороннего развития личности ребенка, в современных динамично меняющихся условиях, выходят на первый план. Особую роль здесь имеет использование знаний из области психологии, а также проведение необходимых психологических исследований. В том случае, если образовательный процесс направлен на «особенного» ребенка, то значимость знаний по психологии значительно возрастает.

Процесс воспитания, обучения и развития «особенного» ребенка, в первую очередь направлен на исследование его психологических особенностей, возможностей и потребностей. Без знаний психологии ребенка с отклонениями в развитии невозможно грамотно организовать коррекционный образовательный процесс

Кроме того, очень важно подготовить ребенка к самостоятельной жизни, то есть его необходимо обучить всем необходимым навыкам по самообслуживанию

«Особенный» ребенок имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую должен оказывать только специально подготовленный педагог.

Педагог должен понимать психологические особенности и проблемы «особенных» детей, стремление его, тревоги и психические закономерности, уметь направлять, поддерживать, помогать ребенку, помогать преодолеть его проблемы.

Замечание 2

Таким образом, значимость психологии в образовательном процессе очевидна. Знания по психологии способствуют разработке и внедрению инновационных методов, средств и приемов воспитания, обучения и развития детей.

Значение психологии в образовательном процессе

Определение 1

Психологизация образовательного процесса – это систематическое и целенаправленное использование знаний из области психологии, разнообразных психологических методов, средств, технологий и приемов в деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса с целью модернизации и инновации системы национального образования.

Особенное значение в образовательном процессе имеет знание законов психического развития детей и их практическое применение. Данные знания и навыки крайне необходимы для разработки новых, более эффективных и действенных методов и средств воспитания и обучения. Кроме того, в настоящее время выявлена определенная зависимость развития психики ребенка и особенностей воспитания и обучения. В этой связи, используемые педагогами методы обучения, разработаны с учетом базовых закономерностей развития мышления, восприятия и памяти, волевой и чувственной сферы ребенка.

Знания по психологии помогут педагогу лучше понять и осознать значимость разнообразных видов детской деятельности, их влияние на развитие, воспитание и обучение ребенка. Кроме того, педагог будет организовывать данные виды деятельности более сознательно, определяя пути не только развивающего обучения, но и пути психического развития ребенка.

Приступая к работе с детьми, педагог должен в первую очередь понять и определить, что каждый ребенок получил от природы (способности), а что у него следует развивать под воздействием внешней среды. Данное знание предусматривает предварительное проведение психодиагностики и выполнение психолого-педагогического эксперимента по выявлению соответствующих свойств и качеств каждого ученика.

Развитие задатков у ребенка и постепенное превращение их в способности, является одной из основных задач воспитания и обучения, решение которой невозможно без знаний из области психологии. В структуру задатков и способностей входит большинство процессов, состояний и свойств человека

Знание психологической структуры способностей, особенностей и законов их формирования очень важно для правильного выбора методов, средств и приемов воспитания и обучения

Замечание 1

Процессы воспитания и обучения представляют особую ценность в том случае, когда они направлены на повышение уровня психологического развития детей. Важным является умение определять актуальный уровень психологического развития ребенка, сопоставлять его с установленной нормой делать выводы о правильности или неправильности развития.

Психологизация образовательного процесса направлена на повышение уровня психологической компетенции тех, кто осуществляет педагогическую работу с ребенком и находится с ним в постоянном взаимодействии (педагоги, воспитатели, родители и т.д.).

Психологизация образовательного процесса подразумевает овладение педагогам комплекса фундаментальных психологических знаний (закономерности развития психики ребенка, уникальности и индивидуальность развития каждого ребенка, особенности развития базовых познавательных процессов и т.д.).

Понятие психологии профессионального образования

Психология профессионального образования – это достаточно новая отрасль в отечественной психологии.

Психология профессионального образования занимается изучением феноменологии становления человеческой личности, психологические закономерности в процессе профессионального обучения, развития и воспитания, особенности возрастного характера субъектов профессионального образования.

Определение 1

Профессиональное становление – это формообразование личности и адекватной деятельности. Темпы и направление данного процесса определяются биологическими, а также социальными факторами, активностью самого человека, важными событиями в жизни и профессиональными инцидентами.

Мотивация

Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.

Различают несколько видов мотивации:

  • Внешняя – обусловлена внешними условиями;
  • Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
  • Положительная – основана на положительных стимулах;
  • Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
  • Устойчивая – определяется нуждами человека;
  • Неустойчивая – требует дополнительного стимула.

Мотивация бывает следующих типов:

  • От чего-либо (основной тип);
  • К чему-либо (основной тип);
  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Познавательная.

Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:

  • Самоутверждение;
  • Идентификация с другими людьми;
  • Власть;
  • Саморазвитие;
  • Достижение чего-либо;
  • Общественная значимость;
  • Стремление быть в обществе определённых людей;
  • Негативные факторы.

Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».

Предмет, объект и задачи психологии профессионального образования

Психология профессионального образования очень тесно связана с общей психологией, а также с педагогической и возрастной психологией, , акмеологией, но при этом она является отдельной отраслью прикладной психологии и учебной дисциплиной.

Объектом науки психологии профессионального образования является система профессионального образования и повышения квалификации. Объектом дисциплины — психология профессионального образования является индивид на различных стадиях онтогенеза.

Предметом научной психологии профессионального образования выступает профессионально-образовательный процесс. Предмет учебной дисциплины — психология профессионального образования — это профессиональное развитие человеческой личности.

Задачи психологии профессионального образования:

  • создание психологической концепции профессионального образования;
  • раскрытие основных закономерностей и механизмов профессионального становления личности;
  • прогнозирование в развитии профессионального образования;
  • психологические закономерности профессиональной деятельности и личности обучающихся.

Российская научная школа психологии профобразования

Э. Ф. Зеер — основатель российской научной школы, которая исследует процесс становления личности в профессионально-образовательной сфере, его психологические и педагогические составляющие. Уникальность данных исследований заключается в том, что профессиональное становление человека рассматривается системно и непрерывно от зарождения профессиональных намерений до завершения профессиональной деятельности, вместе с этим предлагается эффективная парадигма образования личностно развивающего. Результаты исследований Зеера стали базой таких учебных дисциплин как: психология профессионального образования, основы профориентологии, психология профессий, психология профессионального развития.

Задачи психологии в образовательном процессе

Задачи, стоящие перед психологией в образовательном процессе:

  1. Осуществление психологического и психолого-педагогического измерения и оценка «школьного функционирования» детей и подростков.
  2. Осуществление активного вмешательства штатного психолога в образовательный процесс, с целью обеспечения полноценного влияния учебного заведения на аффективное, когнитивное и социальное развитие детей.
  3. Оказание своевременной и комплексной помощи педагогическому персоналу и родителями (учащихся, воспитанников), в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
  4. Организация штатным психологом специальных программ, обучение персонала учебного заведения и родителей, с целью повышения их уровня знаний в области психологии.
  5. Оказание консультативной помощи педагогическому коллективу и родителям по разнообразным вопросам и проблемам, связанных с учебой, воспитанием, развитием и т.п.

Задачи психологического сопровождения родителей (воспитанников, учащихся):

  1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) и их психологической компетентности.
  2. Оказание всесторонней поддержки родителями при возникновении сложных и кризисных ситуаций.
  3. Оказание необходимой психологической помощи в вопросах выстраивания детско-родительских и эмоционально-благоприятных отношений.
  4. Оказание родителям психологической помощи в приобретении опыта индивидуального и группового обсуждения проблем по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
  5. Оказание содействия родителям по обмену опытом между собой, предупреждение возникновения возможных ошибок в вопросах воспитания и трансляции собственного положительного примера.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.