Мультикультурный подход в психологическом консультировании: этнорелигиозный аспект (разбор случая)

Цель, предмет, объект и гипотезы эмпирического исследования

Для реализации поставленных задач был использован комплекс методик в соответствии с природой изучаемого феномена: мы исходим из того, что представления о психологическом консультировании формируются как под влиянием научных теорий консультирования, так и в процессе их вхождения в повседневную жизнь. Содержание и структура представлений изменяется за счет включения новых информационно — технологических элементов. В качестве методов исследования были использованы: опрос, анкета для изучения содержания представлений о предмете и цели психологического консультирования, свойствах личности консультанта и клиента; представлений о причинах обращения за психологической помощью; о профессиональной роли, позиции консультанта в процессе консультирования; представления об особенностях совладания с личными затруднениями; методика личностного дифференциала, адаптированная сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, методика семантического дифференциала Ч.Осгуда, методика «Незаконченные предложения». Основным методом исследования был проведенный нами групповой анкетный опрос. Для статистической обработки данных нами были использованы: корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена, сравнение средних с использованием т-критерия, частотный анализ по подгруппам с контролем значимости различий по критерию хи-квадрат. В результате контент-анализа первичных данных был составлен кодировочный бланк, кодировочная таблица, в которой были отражены основные альтернативы ответов. Все первичные данные на каждого испытуемого кодировались на специальном бланке и обрабатывались при помощи программы SPSS, версия 14. В результате математической обработки мы получили одно- и двухмерные таблицы, которые были описаны и проинтерпретированы. В описание наших результатов попали только результаты с уровнем значимости более 0,95.

Исследование проводилось в 2 этапа в период 2003 — 2008 гг. в г.Москве и Подмосковье (г.Сергиев Посад, г.Софрино, г.Красноармейск, г.Щелково, г.Зеленоград).

В первом этапе исследования приняло участие 42 человека: студенты психологи 5 курса Института государственного администрирования (20 человек), психологи — практики частного социально-психологического центра «Вера» г.Зеленограда, психологи-консультанты муниципального социально психологического центра при Комитете социальной защиты г.Щелково, психологи из Учебно-информационного центра Московской Федерации Профсоюзов (22 человека).

Во втором этапе исследования приняло участие 217 человек, из них 71% женщин и 29% мужчин. Все респонденты проживают в Центральном регионе, часть — в г. Москва, часть — в небольших городах Московской области (г.Сергиев Посад, г.Софрино, г.Красноармейск). Возраст респондентов лежит в пределах от 18 до 64 лет, при этом значительная часть респондентов — 37% — находится на возрастном отрезке между 20 и 29 годами, также по 21% респондентов в возрасте между 40 и 49 годами и в возрасте с 50 до 59 лет. В целом, можно говорить о том, что выборка достаточно разнородна по возрасту, что позволяет распространить результаты исследования на достаточно широкие слои населения.

Значительная часть — 55% — респондентов имеет высшее образование, 27% -среднее специальное, 4% среднее и 11% — неполное высшее. На наш взгляд, эта структура выборки в некотором роде отражает имеющиеся сейчас в Московском регионе реалии в части образовательного уровня респондентов.

По профилю образования почти половина опрошенных — 49% — имеют техническое образование, еще 27% — гуманитарное и 21% людей, принявших участие в исследовании, обучались по экономическому профилю.

Участие в исследовании было добровольным, выборка осуществлялась по методу «снежного кома». Общий объем выборки составил 259 человек.

Консультирование в духовном контексте клиента

Терапевтические взаимоотношения с верующим клиентом не могут быть полными и полноценными без использования духовных ресурсов кли­ента. В ходе работы мы активно подключали ресурс религиозной веры.

Согласно исламу, дочь открывает дверь в Рай для своего отца. Пророку Мухаммаду (мир ему) принадлежат следующие слова: «Когда на свет появ­ ляется девочка, Всевышний Аллах посылает туда ангелов, и они приветству­ют «Мир вам, обитатели этого дома!» Затем ангелы покрывают родившуюся девочку своими крыльями, поглаживают головку и говорят: «Как она слаба и беспомощна и вышла из слабого тела. Если отец будет растить ее, то до Суд­ного Дня ему будет помощь от Аллаха»1.

Детско-родительские отношения в контексте ислама ориентируют де­тей на покорность и послушание родителям. Мусульмане верят, что и мо­литвы, и проклятия родителей в отношении своих детей принимаются Все­вышним. Поэтому дети воспринимают проявление покорности и уважения к родителям как часть проявления покорности, уважения и возвеличивания Аллаха. Они верят, что достичь довольства Аллаха и обрести Рай возможно, лишь достигнув довольства родителей. «Когда Фатима приходила к Правите­лю миров, Посланник Аллаха (мир ему) встречал ее, стоя и уступал ей свою подушку, на которой сидел. Когда же Посланник Аллаха шел к Фатиме, она встречала его стоя, с уважением целовала ему руки и сажала его на свое ме­сто» (ат-Тирмизи)2.

Плохое отношение к отцу или матери относится к числу больших гре­хов. В Коране сказано: «Мы заповедали человеку (быть добрым) к его роди­телям… » (31:14) .

Согласно исламу, даже допуская ошибки, родители не теряют родитель­ские права и полномочия. Уважать их, служить им, обеспечивать их нравст­венные и материальные потребности, воздерживаться от малейших поступ­ков, способных ранить их, является обязанностью ребенка с точки зрения ислама. Если в некоторых вопросах родители займут ошибочную позицию, дети хотя бы внешне должны демонстрировать свое согласие с ними, но дей­ствовать надо правильно.

Пророк Мухаммад (мир ему) очень любил свою внучку по имени Умама. Он часто гулял с ней на руках и молился вместе с ней. Когда он прекло­нялся перед Аллахом, располагал ее рядом с собой, а когда заканчивал мо­литься, брал на руки и сажал на шею. Пророк (мир ему) демонстрировал свою любовь к Умаме, чтобы научить своих последователей мягко и нежно относиться к дочерям.

Таким образом, забота взрослой дочери о больном отце, общение с ним относится к числу одобряемых религией деяний. Осознание этого позволило Дали и ее матери избежать сомнений в необходимости установления прочно­го контакта между отцом и дочерью и стало ресурсом для развития отноше­ний дочери и отца.

Список литературы

1. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической психологии. М.: Институт общегуманитарных исследований; 2006. 512 с.

2. Ivey A.E., Bradford-Ivey M., Simek-Morgan L., Cheatham H.E., Pedersen P.B., Rigazio-DiGilio S.A., Sue D.W. Counseling and psychotherapy: A multicultural perspective. Needham Heaights, Massachusetts: Allyn&Bacon; 1997. 423 p.

3. Sue S. Psychotherapeutic services for ethnic minorities: Two decades of research findings. American Psychologist. 1988;43(4):301–308. DOI: 10.1037/0003-066X.43.4.301

4. Locke D. A not so provincial view of multicultural counseling. Counselor Education and Supervision. 1990;9:18-25. DOI: 10.1002/j.1556-6978.1990.tb01175.x

5. Тарабрина Н.В., Щапова М.Ю. Посттравматическое стрессовое расстройство: опыт зарубежных этнопсихологических исследований. Психологическое обозрение. 1998;2:72-80.

6. Маслоу А. Психология бытия. Пер. О. Чистякова. М.: «Рефл-бук» – К.: «Ваклер»; 1997. 140 с.

7. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. В: Под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Смысл; 2002. 479 с.

8. Littlewood R. Towards an intercultural therapy. In: Ed. bu J. Kareem, R. Littlewood Intercultural Therapy: Themes, Interpretations and Practice. Oxford: Blackwell Scientific Publications; 1992, P. 3-13

9. Kareem J. The Nafsiyat Intercultural Therapy Centre: Ideas and Eхperience in Intercultural Therapy. In: J. Kareem, R. Littlewood Intercultural Therapy: Themes, Interpretations and Practice. Oхford: Blackwell Scientific Publicftions; 1992, P. 14-37.

10. Cushman P. Why the self is empty: Toward a historically situated psychology. American Psychologist. 1990;45(5):599-611.

11. Забелин С.В., Забелина Е.Н. Специфика работы психолога с клиентами иной этнической и религиозной идентичности: американский опыт. Ислам: личность и общество. 2019;4:9-20.

12. Замалетдинова Ю.З. Портрет психолога, исповедующего ислам, глазами специалиста и клиента: парадигма, методология, методы, техники, инструменты работы. Ислам: личность и общество. 2019;4:21-30.

13. Павлова О.С. Психологическое консультирование мусульман: анализ зарубежных источников. Современная зарубежная психология. 2018;7(4):46—55. DOI: 10.17759/jmfp.2018070406

14. Бадри М. Размышление. Исследование психики и души человека. Баку: CDS; 2008. 136 с.

15. Павлова О.С. Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития. Ислам в современном мире. 2015;11(4):207-222. DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-4-207-222

16. Прилепских О.С. Образ отца как детерминанта развития представлений о будущем супруге у девушек: автореферат дис. … кандидата психологических наук. Ставрополь, 2005. 23 с.

17. Леонард Л. Ш. Эмоциональная женская травма: исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом. Пер. с англ. В. Мершавки. М.: Класс; 2009. 214 с.

18. Шаллер Дж. Потеря и обретение отца. Пер с англ. СПб.: Мирт; 1998. 216 с.

19. Хеллингер Б. Долгий путь. Беседы о судьбе, примирении и счастье. М.: Институт консультирования и системных решений; 2009. 360 с.

20. Калина И.А. Отцовство как психологический феномен. Обзор современной зарубежной литературы. Современная зарубежная психология 2019;8(4):49—56.

21. Хасбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (XIX – начало XX в.). М.: Академия; 2007. 389 с.

22. Яндиев М.А. Древние общественно-политические институты народов Северного Кавказа. М.: Издательство ЛКИ; 2008. 496 с.

23. Харсиев Б.М.-Г. Обычаи семьи и семейного быта горцев Кавказа с конца ХIX до середины XX века (монография). Магас: ООО «Пилигрим»; 2015. 140 с.

24. Священный Коран. Смысловой перевод с комментариями. /В: гл. ред. Д. Мухетдинов. М.: ИД «Медина»; 2015. 1888 с.

25. Бадри М. Теория и практика исламской психологии. B: Под ред. О.С. Павловой, В.С. Полосина. М.: Аль-Васатыя — умеренность; 2018. 268 с.

Заключение

На примере разбора конкретного кейса из практики психологического консультирования в Республике Ингушетия мы продемонстрировали поло­жительную динамику психологической работы, базирующейся на ингушской культуре и ценностях ислама. В психологическом консультировании имеет огромное значение учет этнической и религиозной специфики клиента. Пло­дотворная психотерапевтическая работа специалиста опирается на этнокуль­турные и религиозные ресурсы клиента и не противоречит им: «никакая пси­хология не может быть полезна для мусульман, в которой не принимается ислам в качестве мировоззрения» . Психотерапевт, ориентирован­ный на результативность, осуществляет свою профессиональную психологи­ческую деятельность в культурном и духовном контексте клиента.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.