Фаталист: кто это такой кратко, плюсы, минусы, примеры

Читать подробное краткое содержание главы Фаталист

Действие разворачивается в станице, куда приехал Григорий Печорин на две недели. Часто офицеры играли в бостон, разговаривали и выпивали. Однажды офицеры были в гостях у старого майора, дискуссировали на тему предопределения и судьбы в жизни людей, рассказывали случаи из жизни, которые подтверждали или опровергали существования чего-то неземного, что способно направлять людей.

Одним из гостей майора был офицер Вулич, внешность которого совпадала с характером: он был смелым и скрытным, холодным и спокойным, не любил поверять людям свои чувства и мысли. Он имел страсть к азарту, к игре, хоть и часто терпел неудачи: один раз он чуть не умер во время экспедиции, когда начался обстрел, он не ушел с места игры, настолько был заинтересован ею. И вот, бесстрашный Вулич предложил спор: испробовать на нём самом существование судьбы, узнать, есть ли роковая минута, которую можно предсказать. Спор завязался на том, что Вулич должен выстрелить себе в голову, и, если всё предопределено, то он не умрёт. Печорин согласился на пари, сказав, что предопределения нет.

Для проверки гипотезы, офицер снял со стену пистолет, спустил курок, и… выстрела не произошло, но, тем не менее, Печорин обнаружил печать смерти на юном лице. Григорий сообщил ему об этом, сказав, что тот непременно умрёт сегодня, но Вулич забрал червонцы и самодовольно усмехнулся. Все начали расходиться по домам, упрекая Печорина в его эгоизме.

Сам же Печорин, возвращаясь домой, шёл и неустанно думал, насколько ничтожен, высокомерен и жалок человек в таком большом мире, ему было интересно и смешно вспоминать, что люди говорили о судьбе и небесных телах. Случайно наткнувшись на разрезанную шашкой свинью, Печорин побрёл дальше, но тут услышал голоса двух казаков. Они рассказали Григорию, что их знакомый казак, который явно был пьян, гнался за свиньёй. Проснувшись наутро, люди приносят ему страшную весть: поручика Вулича разрубил «от плеча до сердца» тот самый пьяный казак. Находясь в предсмертной агонии, поручик сказал лишь два слова «Он прав!», и только Печорин понял, что они означали: он предсказал судьбу молодого серба.

Убийца, казак Ефимыч, сидел дома и старался вспомнить, что он вчера натворил. Возле его хаты собралось куча народу, кричавшая толпа просила его выйти из дома и покориться. Выразительные глаза его матери выражали глубокое отчаяние и печаль. Печорин, решившись испытать судьбу, приказал есаулам встать по местам и стал следить за убийцей. Второй начал стрелять и чуть не задел Печорина, но Григорий схватил преступника, и Ефимыча увели под конвоем. Все разошлись, поздравляя Печорина, а он глубоко задумался, как же не стать в таких ситуациях фаталистом, и пришёл к выводу, что всегда нужно действовать разумно и решительно. Вернувшись в крепость, Григорий поведал историю Максиму Максимычу. Тот лишь усмехнулся и бросил фразу об обыкновенности случая с пистолетом, и, сказав, что видно на роду у бедного Вулича было написано так.

Название повести «Фаталист» относится к Максиму Максимычу, верившему в предопределение и непонимающего мыслей Печорина. Максим Максимыч, как очень недалёкий и неспособный мыслить широко, не понимал, что до него хотел донести Григорий Александрович своей историей. Фраза «он не любит метафизических прений» означает, что старому штабс-капитану неизвестна и непонятна основа спора о судьбе и предестинации: он видит лишь одну сторону, он «за» существование предопределения, не видя других причин зарождения мира. Именно поэтому Печорину сложно и скучно с ним разговаривать, а уж тем более, спорить о метафизике.

Оцените произведение:

  • 3.93

Голосов: 492

Читать краткое содержание Фаталист. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лермонтов. Краткие содержания произведений

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Мцыри
  • Мцыри история создания
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пигмей
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Фаталист

Краткое содержание

Как-то раз Григорию Печорину довелось прожить две недели в казачьей станице, где стоял батальон пехоты. Чтобы как-то скоротать время, «офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты». Однажды между офицерами зашел разговор об одном мусульманском поверье, согласно которому все события, что происходят с человеком, уже давно предначертаны на небесах. Между офицерами разгорелся спор: кто-то безоговорочно верил в фатализм, а кому-то нужны были веские доказательства.

В этот момент один из офицеров, поручик Вулич, подошел к столу. Колоритная наружность серба выдавала в нем человека «особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи». Вулич был храбрым, замкнутым, необщительным человеком, за которым не числилась ни одна слабость: «никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился». У Вулича была лишь одна страсть – азартные игры. Он часто проигрывал, но это лишь разжигало его упрямство.

Вулич предложил офицерам не теряться в догадках, а поставить эксперимент, чтобы узнать, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Никто не соглашался заключить с ним опасное пари, и только Печорин заинтересовался необычным предложением испытать судьбу. Григорий настаивал на том, «что нет предопределения», Вулич утверждал обратное. В качестве доказательства он «наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов», поднес его к виску, нажал на курок, но вышла осечка. Присутствующие облегченно вздохнули, решив, что оружие было не заряжено. Вулич тут же прицелился в висевшую фуражку: «выстрел раздался — дым наполнил комнату».

В помещении повисла тишина, никто не мог вымолвить и слова. Затем офицеры принялись бурно обсуждать то, что произошло. Вулич был доволен: впервые в жизни ему повезло в игре. Однако Печорин, глядя на него, не мог избавиться от навязчивой мысли, что в скором времени серб непременно должен умереть.

Вскоре все разошлись по домам. Возвращаясь домой «пустыми переулками станицы», Печорин размышлял о своей судьбе, своем предопределении: недавнее пари произвело на него «довольно глубокое впечатление». Неожиданно он наткнулся на «что-то толстое и мягкое, но, по-видимому, неживое». В этот момент месяц показался из-за туч, осветив разрубленную пополам свиную тушу. Тут же подбежали два казака и попросили остерегаться их товарища, который пьяном угаре был способен на любые безумства: это именно он разрубил шашкой свинью.

Печорин благополучно добрался до дома, но так и не смог заснуть. На рассвете за ним зашли офицеры – «они были бледны как смерть». Взволнованные офицеры сообщили о смерти Вулича: на свою беду он встретил того самого пьяного казака, который «разрубил его от плеча почти до сердца». В станице поднялась страшная суматоха. Убийца заперся в пустой хате, и никого к себе не подпускал. «Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника», но никто не отваживался сделать первый шаг. Старый есаул попытался было выманить казака из хаты, но безуспешно.

Печорин по примеру Вулича «вздумал испытать судьбу». Он поставил казаков у входа, велел есаулу отвлечь казака разговором, а сам бросился к окну. Над самым ухом Печорина раздался выстрел, «пуля сорвала эполет», однако ему удалось схватить убийцу, и при помощи других казаков связать его. Офицеры принялись поздравлять сослуживца с блестящей операцией.

После всего пережитого Печорин стал убежденным фаталистом. Он по-прежнему продолжал во многом сомневаться, но эти сомнения никак не отражались на решительности его характера. Печорин был твердо уверен лишь в одном: «хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».

Гай Юлий Цезарь

Выдающийся полководец и политик Древнего Рима Гай Юлий Цезарь относился как раз к фаталистам. Он был убит группой заговорщиков 15 марта 44 года до н. э, но перед этим его неоднократно предупреждали об опасности

Известный прорицатель Вестриций Спуринна настоятельно посоветовал ему проявлять осторожность именно в марте

Утром 15 марта 3-я жена Кальпурния Пизонис всячески упрашивала мужа не ходить в этот день в Римский форум. Она заявила, что видела нехороший сон, в котором Цезаря убивают несколько мужчин. Но супруг отказался оставаться дома. К тому же, он не окружил себя охраной и оказался один против нескольких десятков заговорщиков. Те закололи диктатора ножами, а причиной этому стала вера в свою избранность и счастливую звезду.

Как распознать черту характера в человеке

Распознать фаталиста в новом знакомом не так уж трудно, если понаблюдать за этим человеком некоторое время. Существуют «обязательные» черты характера, которые присущи всем личностям подобного склада:

  1. Отрицание собственной значимости. Такой человек ощущает свое бессилие перед событиями и судьбой, и никогда не попытается изменить жизнь к лучшему.
  2. Неверие в свои силы. Эта черта является продолжением первой, когда фаталист предпочитает не бороться со сложившимися обстоятельствами.
  3. Нежелание нести ответственность. Такие люди считают себя лишь орудием в руках рока, и все свои поступки мотивируют тем, что так сложилась судьба.
  1. Неверие в случайности. Фаталисту невозможно доказать, что то или иное событие является лишь стечением обстоятельств. Они уверены в предначертанности и предписанности всего происходящего вокруг.
  2. Суеверие. Такие люди изучают нумерологию и гороскопы, верят в приметы. Если по пути на учебу или работу фаталисту, например, перебежит дорогу черная кошка, то во всех неприятностях, произошедших с ним в этот день, будет повинен встретившийся зверёк.

Иными словами, фаталист обессмысливает свою жизнь и принижает собственную значимость. Он уверен в своём бессилии перед обстоятельствами и не пытается бороться или отстаивать свои интересы.

Убеждения фаталиста

Фаталист – это человек, целиком и полностью жертвующий себя в руки фатума – судьбы. Эго поведение отображается в психологических изменениях, оставляющих след в его мировоззрении:

– человек фаталист сравнивается с пессимистом. Такой образ жизни предполагает не ждать абсолютно ничего хорошего в своем будущем;

– такого рода личности не верят в собственные силы и возможности, противостоят вере в свободу выбора;

– человек отвергает понятие случайность, все в мире происходит со стопроцентной вероятностью, все поступки являются чередой предписанных событий;

– убежден, что на нем не лежит груз ответственности, он подобно инструменту, которым управляет рок судьбы;

– суеверность, черта присущая такому образу жизни. Желание созерцать будущее, используя предсказания, гороскопы, нумерологию.

Поведение присущее человеку фаталисту имеет свое отражение еще в народных мифах, в которых прослеживается нить неизбежности: особая участь предназначалась каждому, необходимость следовать по тропе, определенной свыше. Считалось, что подобное мировоззрение помогает индивиду в определенных ситуациях

Если брать во внимание что такая личность игнорирует любую опасность на своем жизненном пути (как-никак все это решение судьбы), то это является образом отважного воина, не боящегося идти в бой. Несмотря на это именно игнорирование опасности привело многих людей фаталистов к ускорению собственного трагического финала

Фаталист это человек, который следуя убеждениям, нередко подвергает себя опасности и становится объектом (жертвой) преступления. В таких ситуациях поведение фаталистов переступает тонкую грань, преобразовываясь в гордость. Исполненный достоинства он легче примет смерть, чем признает свой страх на виду у окружающих. Безоговорочно примеры такого рода действий можно отыскать во всех эпохах существования человека. Юлий цезарь – наглядный тому пример, целый ряд знаков и предсказаний предупреждали о предстоящей опасности, между тем он ослепленный гордыней отвернулся от них. И в нужное время, в назначенном месте был убит. Прекрасный пример человека фаталиста, можно отыскать и в литературе в одноименном романе «Герой нашего времени» написанного Лермонтовым.

В поисках ответа на вопрос «кто такой фаталист» при любых условиях обнаруживается связь между убеждениями фаталиста и свободой воли. Воистину для индивида с подобным мировоззрением важным есть только его будущее, предвкушение самого будущего, прошлое и настоящее несущественно. Человек имеет возможность сделать выбор, но сам выбор уже предопределен заранее.

Фаталистами становятся не от рождения, важным аспектом в становлении фаталистического мировоззрения является воспитание и влияние окружающей среды

Если на протяжении долгого времени индивид не справляется с жизненными ситуациями, обращает внимание на мнение окружающих, его психика постепенно начинает отвергать возможность адекватного анализа проблемы и путей ее решения. Человек отказывается действовать в направлении решения проблемы, его покидает вера в собственные силы

Он создает себе такую психологическую установку, следуя которой все вокруг обобщается и считается независимым от человеческого влияния – предначертанным судьбой. Современное общество не признает мировоззрение фаталиста, не расценивает его всерьез, базируясь на возможностях науки и ее безграничности.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Виктор Глебов: другие книги автора

Кто написал Фаталист? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Виктор Глебов Дыхание зла Виктор Глебов Нежилец Виктор Глебов Фаталист Виктор Глебов Алеф

Уважаемые правообладатели! Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на или заполните форму обратной связи.

Виктор Точинов Стая Андрей Сергеевцев ЗЛО Тёмный Принц Виктор Тоньшин Вне времени Михаил Ежов Фаталист Генри Олди Герой должен быть один Элизабет Рудник Пираты Карибского моря. Мертвецы не рассказывают сказки

Виды фатализма

Ученые и психологи уверены, что неотвратимость судьбы, как вариант понимания течения человеческой жизни, имеет разные проявления. То есть они выделяют несколько разновидностей фатализма, отличающихся степенью убежденности и ее природой:

  1. Бытовой фатализм, в основе которого лежит вера в то, что обычные бытовые неурядицы являются следствием порчи, сглаза или собственной невезучести.
  2. Теологическое направление отличается божественным происхождением неотвратимости бытия.
  3. Логический фатализм выделяется большей рациональностью и является следствием веры в цепочку неотвратимых событий.

Бытовой фатализм

Самой примитивной считается концепция бытового фатализма. К ее приверженцам относят пессимистически настроенных инфантильных людей. Они привыкли:

  1. Видеть жизнь и свою судьбу в черном цвете.
  2. Считать, что им не повезло родиться в лучших условиях для жизни.
  3. Отказываться брать ответственность за свою жизнь, принимать волевые решения.
  4. В понятие того, кто это такой бытовой фаталист, неотъемлемо включается вера в сглаз, порчу, дурную ауру и прочие негативные энергии, которые портят жизнь человека.

Теологический фатализм

Несколько иным толкованием является определение того, кто это такой теологический фаталист. Этот человек убежден, что все происходящее на свете определяется некой божественной сутью. Это может быть один единый бог или множество божеств в зависимости от выбранной религии. В систему такого мировоззрения включается:

  1. Вера в то, что судьба человека, каждый ее поворот и случай заранее предопределены еще до рождения младенца или пишутся в момент родов.
  2. То есть все события и испытания даются индивиду специально, возводятся в ранг необходимых.
  3. Крайние приверженцы течения тоже склонны снимать с себя ответственность за собственную жизнь и перекладывать ее на Высшие силы.

Логический фатализм

От предыдущих разновидностей несколько отличается логический или рационалистический фатализм. Его основателем считается древнегреческий философ Демокрит. Он пришел к выводу, что в мире все имеет свою первопричину, поэтому случайности попросту невозможны. К основным моментам этого вида относят:

  1. Фатальный случай происходит не по вине Высших сил или негативных энергий, а из-за цепочки предшествующих событий.
  2. Все то, что сейчас происходит с индивидом, является следствием всех тех действий, поступков и решений его самого и других людей, которые были в прошлом.
  3. По другому течение еще именуют детерминизмом. Его суть отлично отражена в серии фильмов «Эффект бабочки». Кратко суть можно передать следующим образом: на одном конце планеты случился тайфун, потому что на другом за определенное время до этого крылом взмахнула бабочка.

Фатализм в истории: примеры

Несмотря на покорность судьбе, фаталисты могут добиваться определенных жизненных высот.  Ярким примером этому служат истории таких выдающихся личностей:

    1. Гай Юлий Цезарь. Древнеримский полководец и политик был предупреждён о грозящей ему опасности. Ему не раз доносили, что вокруг него зреет заговор. А в день смерти Цезаря его супруга видела сон, в котором он был убит несколькими мужчинами. Женщина рассказала об этом мужу и уговаривала его принять меры, но полководец свято верил в свою счастливую звезду. В тот же день он был убит злоумышленниками, среди которых был и его воспитанник Брут.
    2. Густав ⅠⅠⅠ. Этот шведский король за 2 недели до трагических событий получил анонимку, где его предупреждали о грозящей опасности, и даже назвали дату покушения. Но венценосец проигнорировал эту информацию, и в обозначенный день, 29 марта 1792 года, отправился на бал-маскарад, состоявшийся в Королевской Опере. Там же в него и стреляли. И хотя пуля, выпущенная из пистолета гвардейским капитаном Якобом Анкарстрёмом, попала Густаву в ногу, спустя 13 дней он умер от заражения крови.

Watch this video on YouTube

  1. Теодор Ван Гог. Этот популярный кинорежиссер снял короткометражный фильм «Покорность», в котором осуждалось отношение к женщинам в исламе. Как и следовало ожидать, его работа вызвала недовольство определенных слоев населения, и режиссёру стали угрожать. Полиция убеждала Теодора в том, что ему необходима охрана, однако он слишком легкомысленно относился к происходящему. В результате, 2 ноября 2004 года, по дороге на работу на него было совершено нападение. Марокканец Мохаммед Буйери сначала 8 раз выстрелил в режиссера, а затем ударил его ножом в грудь и перерезал горло.

Как ни печально это признавать, большинство фаталистов сами виноваты в том, что их жизнь завершилась столь трагически. Такой грустный финал, в первую очередь, объясняется не злым роком, а беспечностью и легкомыслием человека. Поэтому не стоит так верить в судьбу, а стараться взять ответственность за свою жизнь на себя. В подтверждение можно привести народную мудрость: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Виды фатализма

В фатализме выделяется несколько разновидностей, связанные со сферой жизни, в которой главенствует данное мировоззрение.

Существует 3 главных направления.

Бытовой фатализм

Часто таким термином обозначают пессимизм. Подразумевается, что на человека влияют темные силы судьбы. На каком-то этапе жизни такие мысли возникают у всех людей. Человек, который фатально потерян, из-за случившихся в его жизни неприятностей начинает жаловаться на судьбу. Данное восприятие жизни формируется под воздействием различных стрессовых ситуаций, продолжающихся длительное время, проявляется агрессией и отчаянием.

Теологический фатализм

Иногда его называют религиозный. В основе данного направления лежит мысль о том, что судьбы людей пишет Бог. Люди, имеющие такой взгляд на жизнь, пытаются поддерживать свои действия тем, что все уже предрешено божественным правителем. Их жизнь имеет смысл уже потому, что они были рождены и имею важную цель. Приверженцы такого взгляда на жизнь подразделяются на 2 группы. Одни верят в абсолютное предопределение (кальвинисты, янсенисты и пр.), считая, что от их действий ничего не зависит.

Другие же сочетают фатализм с некоторой свободой воли (представители католицизма, православия). Согласно их взглядам, от их того, какой выбор они делают в жизни, зависит то, куда они попадут после смерти. Однако такому подходу отчасти противоречит Апокалипсис, в котором прописаны сценарии жизни всех людей.

Логический фатализм

Такой вид называют также рациональным. В его основе лежит не вера в судьбу, а уверенность в том, что все имеет свои последствия. Основателем данного течения стал греческий философ Демокрит. Он указывал на то, что случайностей в жизни не бывает. Любое событие или явление имеет какую-либо причину. Люди, придерживающиеся такой системы взглядов, верят в то, что положение, в котором они пребывают, сложилось в результате решений, которые были принято раньше.

Логический фатализм еще называют детерминизмом.

Некоторые виды фатализма могут дополнять друг друга.

Мартин Иден как пример трагической судьбы

Роман Джека Лондона – вечное произведение, оно повествует о сражении человека с судьбой и жизнью. Плохо в этом произведении то, что у автора была определенная идеологическая установка: любовь – это главная движущая сила в мире. И пока герой Лондона думал, что его любит Руфь, он преодолевал себя, развивался. Ведь Мартин Иден – самородок. Но стоило главному герою понять, что Руфь – пустышка, он сразу сник. Для тех, кто не читал, не будем раскрывать всех карт, но скажем: встреча с Руфь предопределила фатальный исход (что это значит, понятно из контекста, а если не понятно, то читайте Джека Лондона) судьбы Мартина Идена.

Фатализм и волюнтаризм

Удивительно, но то, что связано с фатумом, не наделяется человеком положительным смыслом.

Есть взаимоисключающие друг друга системы – фатализм и волюнтаризм. С фатализмом все ясно – это мировоззрение, которое считает: в мире нет свободы, и все подчинено единому замыслу судьбы. Причем, как бы там ни было, но фаталист – это не обязательно пессимист. Это люди, которые верят в судьбу, считают, что им обязательно повезет, по крайней мере, некоторые из них

Другое дело, что везет им редко, но это не важно. В большинстве случаев фатализм предполагает изрядную долю пессимизма и обреченности

О фатализме люди вспоминают обычно, когда человек катится по наклонной плоскости.

А что же «волюнтаризм»? Термин знаком советскому и российскому зрителю из фильма «Кавказская пленница» Л. Гайдая. Но мало кто знает, что он означает. А понятие предполагает следующее убеждение: главной движущей силой в мире является свобода человека или Бога (или то, что Его заменяет). И хотелось бы сказать, что волюнтаризм, в отличие от фатализма, оптимистичен, но, вспоминая мыслителей, которые придерживались этой доктрины (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр), как-то язык не поворачивается. Основное различие фатализма и волюнтаризма кроется в следующем: одни полагают, что свободы нет, а другие, что нет ничего, кроме свободы. Так или иначе, «фатально» — это то, что ничем хорошим для человека точно не закончится.

Плюсы и минусы фатализма

В психологии фатальность считается скорее негативной, чем позитивной чертой личности. К ее преимуществам специалисты причисляют лишь то, что человек, верящий в силу судьбы, реже впадает в депрессии и подвержен неврозам из-за происходящих событий. Ведь все случающееся зависит не от него, поэтому и ответственность за происходящее не на нем. Фаталистический тип мировоззрения имеет гораздо большее количество недостатков:

Эти люди часто сдаются перед лицом конкретных трудностей, считая их неразрешимыми

Они верят, что добиться успеха в жизни поможет лишь случай: выигрыш в лотерею, нежданное наследство и прочее, нежели упорный труд.
Фаталисты считают, что в ход судьбы вмешиваться неразумно, тем самым они не обращают внимание на предостережения и реальные факты.
Люди, слепо верящие в судьбу, нередко попадают в психологическую зависимость от гороскопов, предсказаний гадалок и так далее, поэтому часто становятся жертвами аферистов.

Логический фатализм и аргумент от двойственности

Главный аргумент в пользу логического фатализма восходит к древности. Это аргумент, который зависит не от причинной связи или физических обстоятельств, а, скорее, на предполагаемых логических истинах . Существует множество версий этого аргумента, включая версии Аристотеля и Ричарда Тейлора . Против этих аргументов возражали, и они с некоторой эффективностью развивались.

Ключевая идея логического фатализма состоит в том, что существует совокупность истинных предположений (утверждений) о том, что должно произойти, и они верны независимо от того, когда они сделаны. Так, например, если сегодня правда, что завтра будет морское сражение, то завтра не может не быть морского сражения, поскольку иначе сегодня было бы неверно, что такое сражение произойдет завтра.

Аргумент в значительной степени опирается на принцип двухвалентности : идею, что любое предложение истинно или ложно. В результате этого принципа, если не ложно, что будет морской бой, то это правда; промежуточного нет. Однако, отвергая принцип двузначности-возможно, говоря , что истинность суждения о будущем неопределен-спорный вид , так как принцип является признанной частью классической логики .

Роман Фёдорович Унгерн

Можно также рассмотреть фатализм в истории на примере барона Унгерна. Этот человек отличался поразительной отвагой. Он бросался в атаку на вражеские пулемёты и не получал ни одного ранения. Какая-то неведомая сила хранила его в самых кровопролитных сражениях. После одного из боёв, в седле, сапогах и конской сбруе нашли следы от множества пуль. Конь был ранен, а барон не получил ни царапины. Вполне естественно, что Роман Фёдорович уверовал в свою исключительность. В то же время он хотел знать, какой у него судьбоносный путь, а поэтому обратился к восточным предсказателям.

Один из предсказателей взял баранью лопатку, внимательно рассмотрел её и изрёк, что лихому генералу осталось жить 130 дней. Такой же срок назвали и 2 монгольских монаха, также гадавшие на костях.

Главный борец с Советской властью на Дальнем Востоке считал указанное число чрезвычайно несчастливым. Ведь оно представляло собой число 13 умноженное на 10. Барон истово уверовал в предсказание, но в то же время понял, что пока не наступит роковой срок, ему ничего не грозит.

Барон Унгерн в плену

Бесстрашный генерал освободил Монголию от китайских захватчиков, а затем обратил свой взор на многострадальную Россию. Он ставил перед собой целью свержение Советской власти и возрождение монархии. Но сил у барона по сравнению с Красной Армией было очень мало. Поэтому он потерпел поражение от войск большевиков, проявляя при этом чудеса героизма.

Отступление вызвало разлад в армии Унгерна. Против бесстрашного генерала возник заговор. Офицеры пытались застрелить его прямо в полевой палатке. Но хотя в барона было выпущено множество пуль, ни одна из них не достигла цели. Однако удача уже отвернулась от бравого генерала. Вскоре его предали монголы, а верхом невезение стал плен. Роман Фёдорович оказался у красных. Он представлял для них страшную опасность.

Пленённого барона перевезли в Новониколаевск (ныне Новосибирск). 26 августа 1921 года пришла телеграмма от Ленина. Он требовал как можно быстрее судить Унгерна и расстрелять, если вина его будет доказана. 15 сентября 1921 года ровно через 130 дней после предсказания состоялось судебное заседание. Барона приговорили к расстрелу и тут же привели приговор в исполнение. На тот момент Роману Фёдоровичу было 35 лет.

Теологический фатализм

Под теологическим фатализмом подразумевается влияние всемогущего божества на все процессы, происходящие на земле. Фатализм судьбы, в теологическом смысле, означает то, что всё изначально было предрешено богом, который распределяет и пишет судьбы. При таком типе фатализма подверженные этому мнению люди пытаются найти поддержку своим действиям, ссылаясь на уже предрешённую судьбу. Кроме того, приверженцы этого мнения пытаются придать своим жизням некий смысл — всё то, что происходило в их жизни, не является случайностью и было предрешено с самого начала.

Теологический фатализм разделяет приверженцев на два лагеря:

  1. Тех, кто верит в концепцию абсолютного предопределения (августинизм, кальвинизм, янсенизм).
  2. Тех, в чьих представлениях свобода воли сочетается с судьбой (католицизм, православие).

Согласно мнению первой группы, бог ещё до рождения каждого человека написал сценарий их жизни, а также распределил души тех, кто попадёт в ад, и, наоборот, тех, кто попадёт в рай. Приверженцы этого мнения полностью отрицают свободу воли человека и ответственность за его поступки.

Теологический фатализм в философии — это то явление, которое применимо почти ко всем религиям, однако в некоторых из них, в частности в православии и католицизме, вопрос о таком жёстком отборе рассматривается с другой точки зрения. Эти учения говорят о том, что каждый человек волен сам решать, как ему поступить, и на основе его выбора будет решено, спасётся его душа в раю или попадёт в ад. Однако если брать полную историю христианства, то вся его концепция глубоко фаталистична, так как будущее уже предписано в Апокалипсисе.

Что приводит к фатальному восприятию мира

Станет ли человек фаталистом – это зависит от воспитания и дальнейших жизненных перипетий. Если родители сильно опекали ребенка, не давая самостоятельно решать сложные ситуации, то он не получит жизненный опыт и не будет уметь решать возникающие проблемы.

Когда он вырастает, то будет больше прислушиваться к мнению других, а не руководствоваться собственным, ибо он так привык с детства. Естественно, что в такой ситуации очень легко будет все списать на рок (фатум, неотвратимую судьбу).

К фатальности в поведение может привести и низкая самооценка, которая могла сформироваться от воздействия различных факторов. Например, от неуважения в кругу семьи и среди сверстников до наличия дефекта, который создавал комплекс неполноценности. Человеку неуверенному в собственных силах легче пустить свою жизнь «на произвол судьбы».

Портрет фаталиста

Если подвести итог, то это тот, кто:

  1. думает, что вокруг всё предрешено, и череда событий – это неслучайность;
  2. имеет пессимистическое мышление, поскольку нельзя избежать проблем при пассивном подходе ;
  3. не верит в собственные возможности и силы, ибо судьба сильнее;
  4. не возлагает на себя ответственности за всё, что с ним случается (злой рок);
  5. часто суеверен – верит в гороскопы и другие предсказания, поскольку оно уже где-то сформировано.

Получается, что это мой портрет, но вот только я себя в столь черном цвете почему-то не воспринимаю. Ну, да ладно.

Примеры фатализма

Громкие примеры следования мировоззрению о всеобщей предопределенности предоставляет нам мировая история фатализма. Стоит сказать, что в отдельном смысле фатализм великих людей всегда связан с гордостью, их сильной открытой позицией, не позволяющей им попытки спастись от событий, которые признали судьбоносными.

Например, Юлий Цезарь отвергает предостережения своего прорицателя Спуринны «остерегаться мартовских ид» и собственной жены Кальпурнии, видевший во сне, что его зарезали в форуме. Но невзирая на эти предостережения, Юлий Цезарь не только идет в форум, но еще и не берет телохранителей, а в итоге оказывается окружен десятками заговорщиков, которые убивают его.

Подобную гордость и несгибаемость продемонстрировал и король Швеции Густав III, который перед знатным балом ужинал с фаворитами и получил весть о готовящемся прямо на балу покушении. Как и Юлий Цезарь, Густав отказался взять стражу, и даже отклонил просьбы фаворитов одеть кольчугу под праздничную одежду, сказав: «Если кто-то хочет меня убить, то лучшего места, чем здесь, ему не найти». Хотя бал был маскарадом, и все танцующие облачились в маски, король дал себя узнать благодаря массивному кресту ордена, который носили только королевские особы и не снял. По ордену был узнан убийцей, протолкавшимся сквозь толпу и за спиной короля вытащивший пистолет. Густав заметил это и повернулся, выстрел попал вместо сердца лишь в ногу, что, однако, все равно привело к смерти короля через 13 дней от заражения через рану, поскольку пистолет был заряжен мелкой дробью и обойными гвоздями с ржавчиной, принесших инфекцию. Несмотря на огромные шансы выжить, король не смог уклонился от запланированной для него смерти – в этом снова роль фатализма?

Еще одним ярким примером фатализма и фаталистического взгляда на жизнь был барон Унгерн. О его отваге уже при жизни ходили легенды. Его не могла сразить в бою ничья пуля, он бросался на своего врага без тени страха. После одного боя в одежде, сбруе коня, обуви и сумках нашли следы более чем от 70 пуль, ни единая из которых не ранила барона. В эту избранность барон поверил и сам и нанял несколько гадалок и предсказателей в свою свиту. Зная веру Унгерна в судьбу, этим воспользовался денщик Бурдуковский, который подкупил одну из гадалок за свидетельство барону, что он сможет жить, доколе будет жив Бурдуковский.

Бурдуковский тотчас же получил особое внимание от барона, его оберегали так, словно в нем содержалась жизнь Унгерна. Однако несколько позже та же гадалка предсказала Унгерну то, что жить ему осталось всего 130 дней

Эту весть подтвердили и другие прорицатели – два монаха предсказали тот же срок, кинувши кости. Унгерн поверил, вера барона подкреплялась также тем, что число 130 он видел для себя роковым, ведь оно составляло 10 раз по 13.

На протяжении 130 дней еще не единожды Унгерн был на волос от гибели. В войсках был сильный разлад, барона пытались убить как враги, так и собственные офицеры. Был организован заговор, и заговорщики вторглись в палатку барона, однако Унгерн в это время был в соседней палатке. Услышав стрельбу и высунувшись,  был замечен, по нему открыли стрельбу в упор. Но барон спасся тем, что смог юркнуть в кусты. Позднее целый полк барона решил бежать, и Унгерн выехал полку наперерез, а офицеры полка открыли по барону стрельбу. И снова, несмотря на крайне малое расстояние, никто не смог достичь своей пулей цели, Унгерн повернулся и ускакал, таким образом спасшись.

Унгерн был предан даже своими монголами, которые верили в него словно в «бога войны». Повязав и, оставив в палатке Унгерна, сами пустились во все стороны, дабы согласно поверью духи не нашли, кого преследовать. И так его обнаружил и взял в плен красный разъезд. Барон в плену пытался неоднократно покончить с жизнью с помощью яда и удушения, однако ампула яда потерялась, а конский повод, который Унгерн хотел использовать как удавку – оказался слишком коротким. По истечению отведенного гадалкой и монахами срока барон был все-таки казнен. В сохранившихся протоколах допросов есть запись, что Унгерн посчитал себя уверенным фаталистом и свято верил в судьбу.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.