Психодрама

Содержание
  1. 2. Базовые принципы психодрамы и их реализация в техниках
  2. 2.1. Принцип психодраматической реальности
  3. 2.1.1. Примеры реализации принципа психодраматической реальности в психодраме
  4. 2.2. Принцип безусловного уважения к субъективному миру клиента (феноменологии клиента)
  5. 2.2.1. Примеры реализации идеи феноменологии в психодраме
  6. 2.3. Принцип сотворчества
  7. 2.3.1. Примеры реализации принципа сотворчества в психодраме
  8. 2.4. Принцип действия
  9. 2.4.2. Какими свойствами должно обладать хорошее психодраматическое действие?
  10. 2.5. Резюме. Базовые принципы и базовые техники
  11. Метод психодрамы
  12. Апробировать комплекс методик для изучения эффективности психодрамы.
  13. Что такое психодрама?
  14. Метод психодрамы
  15. История метода
  16. Как работает психодрама
  17. 6.1. Как я могу сыграть роль другого человека? Я же не он? Я же не знаю, что он думает?
  18. 6.2. Зачем может быть полезно играть разные роли, особенно вот такие…?
  19. 6.3. Полезно ли чем-то быть «зрителем» психодраматической работы?
  20. 6.4. Что такое «теле»? Что такое групповое «теле»?
  21. 6.5. Чем полезно проиграть сложную ситуацию в психодраме?
  22. Общие вопросы
  23. 1.1. Психодрама — это что?
  24. 1.2. Как в психодраме происходит психотерапия?
  25. 1.3. Почему психодрама так странно называется?
  26. 1.4. Какие бывают психодраматические группы?
  27. 1.5. Насколько распространена психодрама?
  28. Виды психодрамы
  29. Средства драматерапии

2. Базовые принципы психодрамы и их реализация в техниках

2.1. Принцип психодраматической реальности

психодраматической реальности

2.1.1. Примеры реализации принципа психодраматической реальности в психодраме

Отделение психодраматического пространства от пространства группыпостроения сценыПомощь протагонисту в погружении в психодраматическую реальность (построение сцены)

2.2. Принцип безусловного уважения к субъективному миру клиента (феноменологии клиента)

2.2.1. Примеры реализации идеи феноменологии в психодраме

Принципы создания и игры ролейвведения в рольВзаимодействие с протагонистом через дублированиедублированияТехника зеркалазеркалаОбращение с психодраматической сценой как с субъективным миром протагониста

2.3. Принцип сотворчества

2.3.1. Примеры реализации принципа сотворчества в психодраме

Совместность и равный вклад директора и протагонистаПоддержка активности и творческой энергии клиента

2.4. Принцип действия

на самом деле

  • Если сложность человека проявляется в диалоге с некими людьми, в психодраме мы предложим ему вступить в диалог с этими людьми, чтобы понять, что создает эту сложность.
  • Если человек боится оказаться в какой-то ситуации, то в психодраме мы будем исследовать его переживания, когда он оказывается в ней.
  • Если человек не умеет выражать переживания или мысли, именно это мы и предложим ему пробовать делать и будем смотреть, почему у него не получается.
  • Если человеку сложно «управлять своими переживаниями», то в психодраме мы будем стремиться создать сцену, в которой он сможет в этом непосредственно тренироваться.

само действие в психодраматическом пространстве часто обладает исцеляющими свойствами

2.4.2. Какими свойствами должно обладать хорошее психодраматическое действие?

Идентичность психодраматического и реальногоДействие должно проявлять сложностиПсихологическая правда действиярождаться изнутри, из переживаний, ощущений и инсайтов клиентаНахождение в зоне ближайшего развитияв зоне ближайшего развития

2.5. Резюме. Базовые принципы и базовые техники

Илл. Техники психодрамы опосредуют воздействие на клиента и в этом смысле защищают клиента от неверных интерпретаций, идей и действий директора.
  • принцип психодраматической реальности;
  • принцип первичности феноменологии;
  • принцип сотворчества;
  • принцип действия.
  • построение сцены (создание психодраматической реальности для решения терапевтической задачи);
  • введение в роль (каждая роль — это проявление субъективного мира протагониста);
  • дублирование (директор присоединяется к субъективному миру протагониста);
  • зеркало (психодраматическая работа следует за идеями и восприятием протагониста);
  • обмен ролями (организация взаимодействия ролей в субъективном мире протагониста).

Метод психодрамы

Психодрама – это ролевая игра, в которой отыгрывается определенная ситуация. Ее основателем является Морено, который предложил своим клиентам наглядно продемонстрировать то, с чем они столкнулись.

Клиент играет главную роль в том сюжете, который демонстрируется. При этом он может быть как единственным участником, так и подключить других людей. Остальные становятся наблюдателями, которые анализируют ситуацию, видят ее со стороны, соотносят со своими жизненными событиями и находят спорные моменты.

Психодрама создает условия безопасности для человека, который в реальной ситуации теряется, пугается, путается. Наблюдатели могут указать, что неправильного делает человек. Он сам может попробовать другие модели поведения в условиях, которые приближены к реальности, но не пугают его, не угрожают опасностью.  Также психодрама просто позволяет человеку раскрыться, почувствовать себя и даже понять собственные мотивы.

Апробировать комплекс методик для изучения эффективности психодрамы.

  1. Оценить эффективность психодрамы в ходе динамического наблюдения за пациентами в катамнезе клиническими и экспериментально-психологическими методами.

Объект исследования:психодрамаПредмет исследования:Гипотезу исследования

  • Эмоциональное отреагирование (катарсис, высвобождение сдерживаемого аффекта) в процессе психодрамы улучшает самочувствие и снимает внутреннее напряжение наркозависимых пациентов;
  • поведенческое обучение и обучение действием (научение новому поведению посредством использования награды и наказания, отыгрывание в действии) позволяют адаптивно реагировать на фрустрирующие ситуации;
  • психодрама усиливает Эго наркозависимых пациентов.

Научная новизна:

  • впервые в российской психотерапевтической практике описана технология проведения психодрамы, как метода групповой психотерапии в комплексной реабилитации наркозависимых пациентов;
  • оригинальная модель психодрамы впервые адаптирована к условиям стационара;
  • впервые были выявлены и описаны наиболее часто встречающиеся конфликтные темы отношений у наркозависимых пациентов;
  • для оценки эффективности психодрамы в реабилитации опиоидных аддиктов были использованы следующие критерии: клинические (наличие годовой ремиссии), психологические (показатель силы Эго, уровень копинг-механизмов, гармонизация аффективной сферы, изменение отношения к отцовскому кластеру) и социальные (показатель занятости, улучшение межличностных отношений);
  • на основе анализа психотерапевтического опыта в работе с наркозависимыми пациентами впервые была адаптирована методика «Символический анализатор мира» А.М. Парачева для изучения динамики психоэмоционального состояния и объектных отношений опиоидных аддиктов.

Теоретическая значимость исследования:

  • проведённое исследование позволило интегрировать научные представления из разных предметных областей – психологии, медицины, арт-анализа и арт-терапии для описания и разработки программы комплексных психодраматических сессий в работе с наркозависимыми пациентами;
  • разработанный теоретический (методологический) и диагностико-методический комплекс заложил основу для научного изучения психодрамы в реабилитации наркозависимых пациентов;
  • интеграция теории объектных отношений, теории отношений Мясищева и теории ролей Морено позволила рассматривать психодраму как психодинамический и экзистенциально-гуманистический метод групповой психотерапии наркозависимых.

Практическая значимость диссертации и использование полученных результатов:

  • технология включенного наблюдения в процессе психодрамы позволяет описывать особенности поведения и аффективной сферы наркозависимых пациентов;
  • методика выявления ведущей конфликтной темы отношений перед включением наркозависимого пациента в психодраматическую группу, выявляет «мишени» для психодрамы и позволяет интенсифицировать реабилитационный процесс;
  • выявленные и описанные наиболее часто встречающиеся конфликтные темы отношений наркозависимых позволили структурировать темы лекционного материала, аналитических заданий, проводимых индивидуальных и групповых мероприятий и индивидуализировать программу реабилитации для каждого пациента;
  • разработанные стадии психодрамы, приёмы и техники «разогрева» в психодраме позволяют интенсифицировать поиск «мишеней» психотерапии;
  • разработаны и описаны функции ведущего психодрамы в реабилитации наркозависимых пациентов;
  • разработаны показания и противопоказания к использованию психодрамы на реабилитационном отделении наркологического стационара;
  • на конкретных клинических примерах показано использование психодрамы в реабилитации наркозависимых пациентов;
  • теоретический и эмпирический материал работы может быть включен в учебные программы по «медицинской психологии», «психотерапии», «психопрофилактики пограничных психических расстройств» для студентов медицинских и психологических вузов, использован в практике наркологических отделений диспансеров и больниц.

Положения, выносимые на защиту

Что такое психодрама?

Психодрама – это метод психотерапии и психологического консультирования, во время которого клиент сам или с другими участниками отыгрывает определенную сценку. Театральность, импровизация, свобода эмоций и действий – вот, что определяет психодраму, несмотря на то, что у каждого участника есть своя роль.

Берется определенная ситуация для ее наглядного отображения. Либо ее отыгрывает сам клиент (монодрама), либо с другими участниками (групповая психодрама). Отыгрываться может как ситуация, так и ощущения, эмоции, обстоятельства. Ситуация может быть как реальной, так и выдуманной.

По жизни все люди играют в игры. Каждый имеет свои роли, которые отыгрывает. Проблемы возникают именно потому, что роль, которую играет человек, не способна решить конкретную ситуацию, которая возникла в реальном мире. Это значит, что нужно поменять роль либо внести в нее коррективы, новые действия, то есть модернизировать образ.

Жизненные трудности и проблемы вызывают отрицательные эмоции, из-за чего человек хочет убежать от боли. Жизнь становится приятной, когда все события разворачиваются по сценарию, который человек сам себе сочинил и желает прожить. Когда что-то идет не так, как хочется, жизнь кажется трудной. Когда все идет так, как задумано, тогда она становится легкой.

Но давайте вернемся к самой жизни

Обратите внимание на то, что современные компьютерные игры практически ничем не отличаются от реальной жизни. В отличие от игры, человек в реальной жизни не обладает сверхъестественными возможностями, начальными капиталами, множественными шансами возрождаться и т

д. Но по большому счету сценарии в играх похожи на сценарии реальной жизни: у человека есть цель, которую он желает достичь, и путь, по которому он идет, преодолевает трудности, получает мелкие награды и т. д. В жизни человек тоже желает чего-то достичь. И есть путь размером в несколько лет, в течение которых он пытается достичь своей цели, преодолевает преграды, иногда проигрывает, а порой и выигрывает.

Давайте обратимся к рабочей сфере деятельности или бизнесу. Представьте, что и здесь вы играете в компьютерную игру. Вам необходимо вкладывать свои деньги, рисковать, проводить маркетинг, общаться с людьми, договариваться и т. д. В зависимости от того, как успешно вы все это будете делать, вы получаете доход. Пробуйте, рискуйте, не бойтесь, анализируйте, исправляйте ошибки, смотрите на результаты. Жизнь – это игра, в которую можно играть с удовольствием. Не нужно играть в компьютерные игры, когда у вас есть такая увлекательная игра, как реальная жизнь. Да, здесь боль и разочарование переживаются более глубоко, здесь невозможно все переиграть. Но здесь у вас больше есть возможностей и ходов, нежели в игре, где ресурсы и ходы прописаны и ограничены.

Метод психодрамы

Психодрама позволяет разыграть роль без вреда для своей психики. Здесь выделяют такие методы:

  1. Монолог – когда клиент выражает важные для себя мысли. По мере реагирования слушателей клиент может быстро перестраиваться и менять ход своих мыслей.
  2. Двойник – когда выбирается один участник, который будет «внутренним голосом» клиента. Сначала монолог начинает клиент. Как только он застревает в своей проблеме, двойник начинает ее развивать, выдвигать предположения, идеи, мысли. Двойник должен говорить от лица клиента, быть его «продолжением», «внутренним голосом».
  3. Обмен ролями – когда участники меняются ролями. Это позволяет занимать различные позиции, лучше понимать себя и других.
  4. Отображение – когда другие участники психодрамы копируют клиента, как они его видят. Это помогает посмотреть на себя со стороны.

Все методы перекликаются между собой. Сюда можно подключить другие методики:

  • Методика свечи – когда все участники по очереди выполняют ту или иную роль.
  • Разговоры при свечах – клиент поворачивается спиной к другим участникам и слушает, как они обговаривают его поведение и идеи.
  • Проекция будущего – клиент фантазирует, что возможно случится или будет в будущем.

Зарождением психодрамы занимался Я. Л. Морено, который наблюдал за детьми, которые разыгрывали различные сценки и роли в них. Здесь не было четко прописанного сценария. Все происходило спонтанно, что позволяло участникам проявлять свои истинные эмоции, переживания, лучше понимать собственные действия и менять их.

Психодрама используется как при коррекции поведения взрослых, так и с целью перевоспитания детей. Достаточно часто человек по мере жизни вынужден подавлять свои эмоции и желания, проявления и фантазии. Все это приводит к различным проблемам, с которыми потом трудно справиться. Психодрама позволяет полностью раскрыться, от чего-то избавиться, некие навыки приобрести, рассмотреть собственный потенциал.

История метода

Такая лечебно-воспитательная дисциплина как драматерапия появилась благодаря Якобу Леви Морено. Именно он создал в Вене «Театр спонтанности», а в Нью-Йорке «Терапевтический театр», которые позволяют людям реализовывать игровой потенциал и справляться с психическими отклонениями.

В конце 19 столетия драматерапия стала широко распространяться, что повлекло за собой возникновение психотерапевтических театров в России, Германии, США, Франции и Австрии. В настоящее время театров становится все больше и они стремительно развиваются повсеместно. Кроме того, такая арт-терапия применяется в педагогике, социальной работе и бизнесе.

Как работает психодрама

6.1. Как я могу сыграть роль другого человека? Я же не он? Я же не знаю, что он думает?

Естественно, мы не знаем и не можем знать, что думает и чувствует другой человек. Этого и не требуется. Но в психодраме мы можем сыграть любого человека, как знакомого, так и того, кого мы ни разу в жизни не видели.

Когда директор предлагает протагонисту сыграть некоторого человека, то он помогает протагонисту «войти в роль», и протагонист может просто следовать за инструкциями директора. «Вхождение в роль» — это как бы «погружение в фантазию» об этом человеке.

И интересно то, что такого рода «погружения в фантазии» дают возможность значительно лучше понимать людей и изменять отношения с ними в «настоящей реальности» нашей жизни.

6.2. Зачем может быть полезно играть разные роли, особенно вот такие…?

Есть по крайней мере два хороших объяснения, чем полезно играть разные роли в психодраматических работах.

Первое. В детстве благодаря нашему общению с родственниками и знакомыми мы осваиваем характерные для нас способы взаимодействия с людьми. Благодаря тому, что человек играет разные роли в психодраме, он расширяет свои возможности по-разному реагировать в разных жизненных ситуациях.

Второе. Играя разные роли, участники группы часто проживают необычный для себя эмоциональный опыт. И такой эмоциональный опыт, часто оказывается достаточным для терапевтического воздействия на психику человека.

6.3. Полезно ли чем-то быть «зрителем» психодраматической работы?

Быть, как говорят психодраматисты, «в роли зрителя», просто смотреть и эмоционально включаться в происходящее часто бывает не менее полезно, чем быть протагонистом. Роль «зрителя» порой позволяет получить все, что может дать психодрама, разве что только в этом есть доля случайности — невозможно предугадать, окажется ли чужая работа полезна или нет.

Бывают участники группы, которые вообще не выдвигают себя, чтобы быть протагонистом

И тем не менее, они часто говорят, что получают много важного для себя и без этого, от одного только присутствия на группе

6.4. Что такое «теле»? Что такое групповое «теле»?

Классическое определение таково: теле — это взаимная эмпатия двух и более человек. Т. е. когда два и более человек настолько «настроены» друг на друга, что способны очень хорошо чувствовать, сопереживать, понимать, слышать друг друга. И как следствие — «быть вместе». В психодраме развитие способностей к эмпатии является одной из центральных ценностей.

Групповое «теле» — это «теле» между всеми участниками группы, включая директора. Иногда в группах бывают такие моменты, когда теле чувствуется особенно сильно. И побыть какое-то время в этой особой «групповой атмосфере» бывает очень важным и «терапевтичным» для многих участников групп.

6.5. Чем полезно проиграть сложную ситуацию в психодраме?

Вопрос: Каким образом участие в психодраме в качестве протагониста влияет на дальнейшую жизнь или решение «проигранной» ситуации?

Очень большой вопрос, в каком-то смысле ему посвящено все 3-летнее обучение психодраме.

Психодраматическое разыгрывание — это просто «форма», в которую может быть «включено» большое количество разных терапевтических факторов.

Но если попробовать сказать по возможности просто и обобщенно, то будет примерно так: если в некоторой ситуации клиент испытывает дискомфорт, то это говорит о том, что психика не может «решить» в ней какую-то «задачу, которую начинает решать». А результатом психодраматического разыгрывания будет освоение психикой «способа решать задачи такого типа». Что приводит, по крайней мере, к снижению дискомфорта в таких ситуациях.

Общие вопросы

1.1. Психодрама — это что?

Психодрама — один из современных методов психотерапии, успевший хорошо зарекомендовать себя за 95 лет своего развития. Психодрама используется в групповой и индивидуальной психотерапии, в психологическом консультировании, в работе с детьми и подростками, в группах обучения коммуникативным навыкам и т. д.

Создатель метода Дж. Л. Морено определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». В психодраме схематично разыгрываются разнообразные сцены и ситуации, которые отражают либо фрагменты из реальной жизни человека, либо его внутренний мир. Это позволяет исследовать сложности человека как во внешнем, так и во внутреннем мире и находить им конструктивные решения. Психодраматическая игра выступает средством восстановления и соединения телесных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека, возвращая психике открытость, спонтанность и целостность.

1.2. Как в психодраме происходит психотерапия?

Психодраматическая работа обычно включает в себя разыгрывание разнообразных сцен и ситуаций. Это немного похоже на детскую игру, опыт которой есть у всех людей. Разыгрывание обычно имеет достаточно «схематичный» вид, минимально достаточный для того, чтобы увидеть модель поведения клиента, вызвать переживания или понять структуру ситуации. В группе обычно разыгрывание происходит с помощью других людей, а в индивидуальной терапии — с помощью стульев, предметов и терапевта.

Такое разыгрывание часто дает возможность быстрее понять проблемную ситуацию и освоить новые способы поведения в ней, чем классическая терапевтическая беседа.

Но в то же время будет неверно считать, что психодрама состоит только из разыгрывания сцен. Например, в индивидуальной работе обычно основное время отдается терапевтической беседе, а психодраматическое действие занимает 10–15 минут, и то не всегда, а когда клиент видит в нем пользу.

1.3. Почему психодрама так странно называется?

Слово «психодрама» происходит от греческих слов psyche — душа и drama — действие. Но для русского языка название «психодрама» оказалось не слишком точным — оно вызывает не соответствующие реальности ассоциации с «драмой» и театром.

По своей сути психодрама — это интегративная психотерапия, которая построена на анализе действий (а не мыслей) и направлена на получение нового коммуникативного, эмоционального и рефлексивного опыта.

А более точным переводом на русский язык могли бы быть словосочетания «терапия действием» или «терапия психических процессов».

1.4. Какие бывают психодраматические группы?

По своим задачам группы можно условно разделить на терапевтические, учебные и демонстрационные.

Группы бывают очень разными по продолжительности, в диапазоне от двухчасовой однократной встречи до серии занятий в течение нескольких лет.

Они могут быть открытыми и закрытыми. В закрытые группы не включают новых участников, когда группа уже начала работать.

Иногда у группы бывает какая-то конкретная тематика, но чаще группы работают по актуальным запросам участников.

Группы могут отличаться по формам работы: например, один ведущий может делать индивидуальные психодраматические работы с каждым участником группы, другой предпочитает групповые формы работы.

Ведущий может соединять психодраму с другими подходами, например, использовать тренинговые элементы в своей работе или элементы арт-терапии.

Таким образом, всех возможных вариаций — огромное количество.

1.5. Насколько распространена психодрама?

Мне кажется, лучше всего ответить на этот вопрос, приведя статистику по сайту www.psihodrama.ru

За период лето 2008 — лето 2011 г. на сайте было объявлено 220 коротких и длинных психодраматических групп в 18 городах. Из них 3/4 пришлось на Москву. И нужно понимать, что это число — это примерно половина всех существующих групп, т. к. есть группы, не объявленные в общем пространстве, которые делаются психодраматистами внутри разных государственных и негосударственных организаций.

Виды психодрамы

Психологи различных времен разрабатывали виды психодрамы. Рассмотрим их:

  • Биодрама – когда люди отыгрывают роли каких-то зверей. Эффективно, когда человек не способен на себя примерить роль другого индивида.
  • Кукольная драма – разыгрывание проблемной ситуации на куклах, чтобы отобразить все переживания и эмоции, которые могут происходить. Клиент просто за этим наблюдает.
  • Импровизация – когда отыгрывается некая ситуация без заранее продуманного сценария.

Самым важным в психодраме является не сам процесс игры, в которой участвует человек, а инсайт – когда клиент приходит к некоему пониманию, просветлению. Важен конечный результат, когда человек начинает замечать свои неадекватные эмоциональные переживания, понимать причины своего поведения, меняется и внутренне трансформируется, начинает применять новые навыки.

В психодраме выделяют 5 ключевых позиций:

  1. Протагонист – сам клиент, который и рассказывает о своей проблеме.
  2. Режиссер (фасилитатор) – психотерапевт, который помогает клиенту анализировать происходящее.
  3. Вспомогательные «Я» — другие участники процесса, которые отыгрывают вспомогательные роли.
  4. Зрители – участники, которые не участвуют в сцене, однако принимают участие в обсуждении по окончании.
  5. Сцена – место, где проводится психодрама.

Средства драматерапии

Есть различные средства драматерапии.

  • Ролевые игры предполагают собой разыгрывание группой людей какой-либо ситуации, произошедших в жизни. При необходимости существует возможность смены ролей и переведении определенного сценария на другого человека. Ролевая игра позволяет исправить ошибки, которые были допущены ранее и изменить тот исход событий, который не устраивает человека. Это средство используется как проекция будущих ситуаций и как способ моделирования определенных ситуаций.
  • Актерский тренинг предполагает определенную актерскую подготовку с использованием театрального опыта.
  • Драматические этюды иногда используют в своих постановках различные предметы. Часто этюды разыгрывают с маской, плащем, мечем или другими символическими вещами.
  • Техника импровизации является одним из лучших средств драматерапии. Именно благодаря импровизированному сеансу драмы можно оценить внутреннее состояние человека, узнать о том, что он чувствует, какие конфликты и ситуации окружают его в жизни. С помощью импровизации можно экспериментировать с различными ролями и ситуациями. Именно эта способность техники делает её наиболее приближенной к реальной жизни. Различают несколько видов импровизации: запланированная, незапланированная и экспромт.

Помимо перечисленных средств драматургами используются ещё и сценические постановки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.