Е-therapy: интернет-консультирование. технология организации и проведения психологического консультирования с использованием интернет-коммуникаций (144ч)

Основы консультирования

Психологическая консультация основана на принципах гуманистической философии и интегральном восприятии личности.

Законы и правила, цели и ценности индивидуальной системы координат клиента, его убеждения и картина мира являются тем материалом, с которым работает консультант-психолог.

Отношения с окружающими, особенности поведения личности в недалеком прошлом и сейчас, ее непосредственное психическое состояние служат источниками данных для психодиагностики.

Работая с человеком, психолог:

  • чаще всего проводит с клиентом небольшое время – 5-6 встреч;
  • влияет на поведение субъекта прежде всего через изменение его установок на других людей, характер и формы взаимоотношений с ними;
  • целью консультаций является устранение укоренившихся в мышлении вредных стереотипов обработки информации, восприятия и реагирования;
  • отношения клиент-консультант представляют собой осознанное взаимодействие, когда субъектом принимаются самостоятельные решения, чтобы изменить собственную личность;
  • для осуществления своих функций по исследованию проблемной сферы человека психологу требуется атмосфера доверия.

Анализ консультативной сессии

Это примерная схема для анализа консультативной сессии. Нужно указать, является ли встреча с клиентом первой, либо это одна из последующих консультативных сессий. В том случае, если на консультацию пришла вся семья, необходимо описать реакции, поведение, мысли, чувства каждого из присутствовавших членов семьи согласно приведенной ниже схеме для анализа.

1. Особенности установления контакта с клиентом На начальном этапе консультации:

Клиент пришел вовремя/опоздал?

  • Клиент был открыт /осторожен при установлении контакта?
  • Клиент чувствовал себя непринужденно/скованно?
  • Ваше первое впечатление о клиенте

2.Стадия сбора информации.

  • Клиент охотно рассказывал о себе/вам приходилось активно расспрашивать клиента?
  • Клиент говорил связно и логично/в его рассказе было много нелогичных и неясных построений?
  • На ваши расспросы реагировал с готовностью прояснять/агрессивно?
  • Объектный локус жалобы клиента
  • Субъектный локус жалобы клиента
  • Подтекст жалобы (неявное содержание)
  • Самодиагноз клиента
  • Какие гипотезы возникали у психолога?
  • Как проверялись гипотезы?
  • Они были подтверждены/опровергнуты/скорректированы?
  • Ваши предположения относительно причин затруднения клиента

3.Стадия выяснения желаемого результата.

  • Психологический запрос клиента (чего он ожидает от консультации)
  • Желания клиента реалистичны/недостижимы?
  • Проводилась ли корректировка желаемого результата в случае его нереалистичности?
  • Была ли осуществлена оценка прогноза относительно эффективности психологической помощи?

4. Выработка альтернативных решений.

  • Были ли найдены и оценены реальные способы, пути решения проблемной ситуации клиента?
  • Альтернативные способы решения проблемы предлагались психологом/клиентом/вырабатывались совместно?
  • Анализировались ли позитивные ресурсы клиента?
  • Удалось ли найти новый способ поведения, новый взгляд на проблему?

5. Переход к действию.

  • Подвел ли психолог клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем?
  • Принял ли клиент ответственность за результат консультации?
  • Использовал ли психолог стратегии предотвращения рецидивов?
  • Была ли оказана клиенту необходимая поддержка?
  • Насколько результативна психологическая помощь?
  • Ваши мысли, чувства относительно проведенной консультации.

Наличие мотивации клиента на избавление именно от физического страдания

Главная тема, которую задают пациенты – жалобы на те физические страдания, которые привели их в клинику

Поэтому психолог, как и другие специалисты, вынужден уделять им внимание и время в своих беседах. Избавление от симптомов болезни предъявляется пациентами как главная задача, стоящая в данный момент

Однако для психолога это не может быть единственным терапевтическим фокусом, т.к. психолог не занимается лечением телесных недугов.

Известный науке, обозначаемый как «психосоматика», факт взаимосвязи психической и физической (соматической) сфер существования личности, позволяет обнаружить, что при уменьшении психических переживаний улучшается и физическое состояние, и наоборот, физически здоровый человек меньше страдает психологически.

Однако непосредственного воздействия на соматическую сферу психологическая работа не оказывает. Поэтому улучшение физического состояния в процессе психокоррекции можно рассматривать скорее как опосредованный или косвенный результат. Или, говоря бытовым языком, улучшение здоровья в процессе работы больного с психологом скорее ее положительное «побочное действие», чем основная цель. Ведь по большому счету, психолог работает скорее с отношениями, чем с конкретными объектами (личностью, телом, болезнью и др.). Это может быть, в том числе, и отношение к своему телу, к здоровью, болезни, конкретным симптомам, к себе лично и/или к своей социальной роли, к другим людям и социальным системам и т.д.

Поэтому перед психологом клиники встает задача сделать терапевтическим фокусом (объектом своей психокоррекционной работы) ту область системы взаимоотношений больного, воздействие на которую в наибольшей мере улучшит психологическое состояние больного таким образом, чтобы благоприятно изменилось и его физическое состояние.

Отсутствие мотивации на получение психологической помощи

Поступая в клинику, больные ищут помощи у медиков. О поиске помощи у психологов они даже не задумываются и о существовании в больнице таких специалистов часто вообще не подозревают. Когда же лечащий врач предлагает им консультацию психолога очень удивляются и даже пугаются, путая его с психиатром: «Зачем мне психолог? Я нормальный, я не псих!»

Работа психолога с немотивированными пациентами строится опираясь на главный принцип – это работа с человеком, а не с симптомами, болезнями и/или проблемами. Умение проявить в пациенте интерес к себе самому как человеку, личности позволяет внести в фокус работы с ним и его психологическое состояние, а также функционально-ролевую позицию в значимых социальных взаимоотношениях: в семье, на работе, в данный момент в клинике (с другими больными, с мед.персоналом). Тогда доступными для коррекции и проработки с психологом становятся те актуальные жизненные проблемы, которые, в частности, привели к ухудшению его здоровья.

Схема сбора психологического анамнеза

Выделяют три основных блока информации о клиенте: 1. Демографическая информация: возраст клиента; семейное положение; профессия; образование. 2. Актуальные проблемы и нарушения: возникновение, развитие и продолжительность затруднений; события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; возраст, в котором возникли проблемы; изменение отношений личности (особенно к значимым людям), изменение интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем; непосредственная причина обращения клиента; предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты; употребление лекарств; семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства). 3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения): раннее детство (обстоятельства и очередность рождаемости, основные воспитатели, отношения в семье);дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания); младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье); отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления); взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения  в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

Психология и психотерапия утраты и горевания

Курс знакомит с теоретическими представлениями о последствиях перенесенной утраты, реакциями и стадиями переживания горя, дает знания о возможностях психотерапевтической работы с ними.

Подробно изучаются:

  • признаки проявления нормального горя
  • стадии горевания
  • различные классификации реакций утраты
  • основные параметры реакции утраты и принципы работы с горем
  • патология горя
  • способы работы с детьми разного возраста, переживающими утрату
  • предварительное горе, работа со смертельно больными и их родственниками
  • работа с последствиями суицида
  • работа с людьми, переживающими событие, ведущее к повреждению или утрате идентичности (другие виды утрат)
  • личные проблемы психолога при работе с реакциями горя
  • практикум по работе с последствиями утраты

Помощь «здесь-и-сейчас»

Пациентов клиники привело за помощью к врачам их актуальное состояние – физическое неблагополучие. В городскую клиническую больницу больные поступают следующими путями:

  • по «скорой помощи» – при обострении хронического или впервые проявившегося заболевания;
  • по направлению из поликлиники – на плановое обследование или лечение; при ухудшении состояния больного хроническим заболеванием; на обследование перед ВТЭК для подтверждения или первичного определения группы инвалидности.

С какими бы причинами (физиологическими, психологическими или социальными) ни было связано ухудшение их физического состояния, пациенты хотят избавления именно от физического страдания, и как можно скорее.

Это привело нас к необходимости научиться находить:

  • актуальные (наиболее значимые сейчас) проблемы для данного пациента;
  • психологические аспекты, на которые можно повлиять непосредственно (в клинике) и быстро;
  • психотерапевтические и психологические подходы и методы для наиболее эффективной работы в условиях клиники и в ограниченный период времени.

Подготовка специалистов для краткосрочного психологического консультирования

Используя формат, разработанный в клинических условиях (за период с 1998 по 2007 гг. мной проведена работа более чем с 20.000 пациентами), автор параллельно проводила КПК в условиях психологических консультаций: вначале при Институте практической психологии и психоанализа (ИППиП), в данный момент в Центре открытия новых возможностей (ЦОНВ) «Потенциал».

Постепенно стало понятно, что осуществление КПК возможно при любом первичном запросе клиента. Его соответствующее переформулирование, постановка задачи для КПК и достижение максимально удовлетворяющего клиента результата требует наличия у психолога специальной профессиональной позиции, навыков и умений. Профессиональные позиции при проведении краткосрочного или долгосрочного процесса психотерапии и консультирования, как оказалось, сильно различаются. И это необходимо учитывать как при обучении практических психологов, так и самим профессионалам при осуществлении соответствующей помощи клиентам.

Конечно, каждый специалист постепенно, со все увеличивающимся опытом работы, развивает способность формировать различные профессиональные позиции. Однако можно, как говорится «не изобретать вновь и вновь тот же велосипед», а использовать то, что создано уже нашими предшественниками.

Для передачи своего опыта при переподготовке психологов для осуществления КПК автор разработала и проводит следующие форматы обучения:

  • специальный курс «Практика психологического консультирования пациентов с соматическими заболевания в период их госпитализации», который входит в базовую программу обучения для получения второго высшего образования в ИППиП – с 1998 г. (Манухина., Хаит, 2001);
  • тренинг «Краткосрочное психологическое консультирование в объеме 1-3 встреч» (20 ак.час.) – с 2001 г. в программе дополнительного образования ИППиП;
  • тренинговая обучающая программа «Краткосрочное психологическое консультирование» (150-200 ак.час.) – с 2007 г. в ЦОНВ «Потенциал» (www.manuhina-nm.ru);
  • наблюдение за работой терапевта – с 2007 г. в ЦОНВ «Потенциал» и в Институте групповой и семейной психотерапии и психологии (ИГиСП);
  • супервизия самостоятельной работы студентов и коллег – с 2001 г.

Как показал опыт коллег, практикующих теперь КПК, наиболее продуктивным является сочетание переподготовки по авторской тренинговой программе, наблюдение за работой терапевта и супервизии самостоятельной работы слушателей в формате КПК (см. отзывы на http://manuhina-nm.livejournal.com). Прохождение практики в рамках базового обучения в ИППиП и/или участие в отдельном тренинге может рассматриваться как ознакомительный курс и вариант выбора формата процесса консультирования и психотерапии для будущей самостоятельной работы слушателя.

Можно ли консультировать друзей и родных

Личностное консультирование специалистом в области психологии своих друзей, родных и близких не считается правильным по ряду причин:

  1. Переживание за состояние знакомых людей мешает психологу воспринимать ситуацию объективно, эмоции – плохой советчик.
  2. В случае если проблема усугубится, не исключено, что виноватым в исходе дела посчитают человека, который опрометчиво давал рекомендации. Причем это может случиться вне зависимости от того, следовал ли консультируемый советам, или нет.
  3. Возможно, что специалист совершит ошибку. Последствия ему будет трудно воспринять профессионально – сделать выводы и продолжать работать.

Нельзя не учитывать и вопрос материальный. На оказание помощи будет затрачено большое количество времени, переработан немалый объем информации, но потребовать оплату с близкого человека способен не каждый. Кроме того, люди не склонны относиться должным образом к тому, что им досталось бесплатно.

Виды консультирования

Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.

В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:

  1. Производственное. Направлено на мотивацию персонала, повышение эффективности управления, устранение конфликтов и улучшение взаимодействий в трудовом коллективе.
  2. Профессиональное. Относится к вопросам профориентации. Оценки предрасположенности субъекта к тому или другому роду деятельности, наличие у него необходимых качеств.
  3. Семейное. Сюда входят вопросы отношений в добрачный период, работа с парами во время совместной жизни, помощь в ситуации развода. К специалисту могут обратиться родители по проблемам с детьми, супруги, не нашедшие взаимопонимания с родственниками жены или мужа.
  4. Личностное. Индивидуальные интимные вопросы – сложности во взаимодействии с окружающими, межличностные конфликты, повышенная тревожность, потеря смысла жизни.

По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:

  • заочное (дистанционное) и контактное (очное);
  • групповое и индивидуальное;
  • психолого-педагогическое и деловое;
  • проблемное и кризисное.

Психология семьи и семейное консультирование

Курс нацелен на формирование представлений у слушателей о структуре семейной системы, закономерностях развития семьи и направлениях психологической помощи семье в ситуациях нормативных и ненормативных кризисов.

Подробно изучаются:

  • психологические закономерности развития семьи
  • характеристика основных подходов семейного консультирования
  • основные принципы и правила семейного консультирования
  • методы и приемы работы в семейном консультировании
  • психологическая диагностика семейной системы как основа для консультативной работы
  • ненормативные кризисы семьи и семейное консультирование в кризисы
  • коммуникационная модель консультирования семьи
  • работа с семьей в рамках семейного консультирования
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.