- Основы консультирования
- Анализ консультативной сессии
- Клиент пришел вовремя/опоздал?
- Наличие мотивации клиента на избавление именно от физического страдания
- Отсутствие мотивации на получение психологической помощи
- Схема сбора психологического анамнеза
- Психология и психотерапия утраты и горевания
- Помощь «здесь-и-сейчас»
- Подготовка специалистов для краткосрочного психологического консультирования
- Можно ли консультировать друзей и родных
- Виды консультирования
- Психология семьи и семейное консультирование
Основы консультирования
Психологическая консультация основана на принципах гуманистической философии и интегральном восприятии личности.
Законы и правила, цели и ценности индивидуальной системы координат клиента, его убеждения и картина мира являются тем материалом, с которым работает консультант-психолог.
Отношения с окружающими, особенности поведения личности в недалеком прошлом и сейчас, ее непосредственное психическое состояние служат источниками данных для психодиагностики.
Работая с человеком, психолог:
- чаще всего проводит с клиентом небольшое время – 5-6 встреч;
- влияет на поведение субъекта прежде всего через изменение его установок на других людей, характер и формы взаимоотношений с ними;
- целью консультаций является устранение укоренившихся в мышлении вредных стереотипов обработки информации, восприятия и реагирования;
- отношения клиент-консультант представляют собой осознанное взаимодействие, когда субъектом принимаются самостоятельные решения, чтобы изменить собственную личность;
- для осуществления своих функций по исследованию проблемной сферы человека психологу требуется атмосфера доверия.
Анализ консультативной сессии
Это примерная схема для анализа консультативной сессии. Нужно указать, является ли встреча с клиентом первой, либо это одна из последующих консультативных сессий. В том случае, если на консультацию пришла вся семья, необходимо описать реакции, поведение, мысли, чувства каждого из присутствовавших членов семьи согласно приведенной ниже схеме для анализа.
1. Особенности установления контакта с клиентом На начальном этапе консультации:
Клиент пришел вовремя/опоздал?
- Клиент был открыт /осторожен при установлении контакта?
- Клиент чувствовал себя непринужденно/скованно?
- Ваше первое впечатление о клиенте
2.Стадия сбора информации.
- Клиент охотно рассказывал о себе/вам приходилось активно расспрашивать клиента?
- Клиент говорил связно и логично/в его рассказе было много нелогичных и неясных построений?
- На ваши расспросы реагировал с готовностью прояснять/агрессивно?
- Объектный локус жалобы клиента
- Субъектный локус жалобы клиента
- Подтекст жалобы (неявное содержание)
- Самодиагноз клиента
- Какие гипотезы возникали у психолога?
- Как проверялись гипотезы?
- Они были подтверждены/опровергнуты/скорректированы?
- Ваши предположения относительно причин затруднения клиента
3.Стадия выяснения желаемого результата.
- Психологический запрос клиента (чего он ожидает от консультации)
- Желания клиента реалистичны/недостижимы?
- Проводилась ли корректировка желаемого результата в случае его нереалистичности?
- Была ли осуществлена оценка прогноза относительно эффективности психологической помощи?
4. Выработка альтернативных решений.
- Были ли найдены и оценены реальные способы, пути решения проблемной ситуации клиента?
- Альтернативные способы решения проблемы предлагались психологом/клиентом/вырабатывались совместно?
- Анализировались ли позитивные ресурсы клиента?
- Удалось ли найти новый способ поведения, новый взгляд на проблему?
5. Переход к действию.
- Подвел ли психолог клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем?
- Принял ли клиент ответственность за результат консультации?
- Использовал ли психолог стратегии предотвращения рецидивов?
- Была ли оказана клиенту необходимая поддержка?
- Насколько результативна психологическая помощь?
- Ваши мысли, чувства относительно проведенной консультации.
Наличие мотивации клиента на избавление именно от физического страдания
Главная тема, которую задают пациенты – жалобы на те физические страдания, которые привели их в клинику
Поэтому психолог, как и другие специалисты, вынужден уделять им внимание и время в своих беседах. Избавление от симптомов болезни предъявляется пациентами как главная задача, стоящая в данный момент
Однако для психолога это не может быть единственным терапевтическим фокусом, т.к. психолог не занимается лечением телесных недугов.
Известный науке, обозначаемый как «психосоматика», факт взаимосвязи психической и физической (соматической) сфер существования личности, позволяет обнаружить, что при уменьшении психических переживаний улучшается и физическое состояние, и наоборот, физически здоровый человек меньше страдает психологически.
Однако непосредственного воздействия на соматическую сферу психологическая работа не оказывает. Поэтому улучшение физического состояния в процессе психокоррекции можно рассматривать скорее как опосредованный или косвенный результат. Или, говоря бытовым языком, улучшение здоровья в процессе работы больного с психологом скорее ее положительное «побочное действие», чем основная цель. Ведь по большому счету, психолог работает скорее с отношениями, чем с конкретными объектами (личностью, телом, болезнью и др.). Это может быть, в том числе, и отношение к своему телу, к здоровью, болезни, конкретным симптомам, к себе лично и/или к своей социальной роли, к другим людям и социальным системам и т.д.
Поэтому перед психологом клиники встает задача сделать терапевтическим фокусом (объектом своей психокоррекционной работы) ту область системы взаимоотношений больного, воздействие на которую в наибольшей мере улучшит психологическое состояние больного таким образом, чтобы благоприятно изменилось и его физическое состояние.
Отсутствие мотивации на получение психологической помощи
Поступая в клинику, больные ищут помощи у медиков. О поиске помощи у психологов они даже не задумываются и о существовании в больнице таких специалистов часто вообще не подозревают. Когда же лечащий врач предлагает им консультацию психолога очень удивляются и даже пугаются, путая его с психиатром: «Зачем мне психолог? Я нормальный, я не псих!»
Работа психолога с немотивированными пациентами строится опираясь на главный принцип – это работа с человеком, а не с симптомами, болезнями и/или проблемами. Умение проявить в пациенте интерес к себе самому как человеку, личности позволяет внести в фокус работы с ним и его психологическое состояние, а также функционально-ролевую позицию в значимых социальных взаимоотношениях: в семье, на работе, в данный момент в клинике (с другими больными, с мед.персоналом). Тогда доступными для коррекции и проработки с психологом становятся те актуальные жизненные проблемы, которые, в частности, привели к ухудшению его здоровья.
Схема сбора психологического анамнеза
Выделяют три основных блока информации о клиенте: 1. Демографическая информация: возраст клиента; семейное положение; профессия; образование. 2. Актуальные проблемы и нарушения: возникновение, развитие и продолжительность затруднений; события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; возраст, в котором возникли проблемы; изменение отношений личности (особенно к значимым людям), изменение интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем; непосредственная причина обращения клиента; предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты; употребление лекарств; семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства). 3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения): раннее детство (обстоятельства и очередность рождаемости, основные воспитатели, отношения в семье);дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания); младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье); отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления); взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).
Психология и психотерапия утраты и горевания
Курс знакомит с теоретическими представлениями о последствиях перенесенной утраты, реакциями и стадиями переживания горя, дает знания о возможностях психотерапевтической работы с ними.
Подробно изучаются:
- признаки проявления нормального горя
- стадии горевания
- различные классификации реакций утраты
- основные параметры реакции утраты и принципы работы с горем
- патология горя
- способы работы с детьми разного возраста, переживающими утрату
- предварительное горе, работа со смертельно больными и их родственниками
- работа с последствиями суицида
- работа с людьми, переживающими событие, ведущее к повреждению или утрате идентичности (другие виды утрат)
- личные проблемы психолога при работе с реакциями горя
- практикум по работе с последствиями утраты
Помощь «здесь-и-сейчас»
Пациентов клиники привело за помощью к врачам их актуальное состояние – физическое неблагополучие. В городскую клиническую больницу больные поступают следующими путями:
- по «скорой помощи» – при обострении хронического или впервые проявившегося заболевания;
- по направлению из поликлиники – на плановое обследование или лечение; при ухудшении состояния больного хроническим заболеванием; на обследование перед ВТЭК для подтверждения или первичного определения группы инвалидности.
С какими бы причинами (физиологическими, психологическими или социальными) ни было связано ухудшение их физического состояния, пациенты хотят избавления именно от физического страдания, и как можно скорее.
Это привело нас к необходимости научиться находить:
- актуальные (наиболее значимые сейчас) проблемы для данного пациента;
- психологические аспекты, на которые можно повлиять непосредственно (в клинике) и быстро;
- психотерапевтические и психологические подходы и методы для наиболее эффективной работы в условиях клиники и в ограниченный период времени.
Подготовка специалистов для краткосрочного психологического консультирования
Используя формат, разработанный в клинических условиях (за период с 1998 по 2007 гг. мной проведена работа более чем с 20.000 пациентами), автор параллельно проводила КПК в условиях психологических консультаций: вначале при Институте практической психологии и психоанализа (ИППиП), в данный момент в Центре открытия новых возможностей (ЦОНВ) «Потенциал».
Постепенно стало понятно, что осуществление КПК возможно при любом первичном запросе клиента. Его соответствующее переформулирование, постановка задачи для КПК и достижение максимально удовлетворяющего клиента результата требует наличия у психолога специальной профессиональной позиции, навыков и умений. Профессиональные позиции при проведении краткосрочного или долгосрочного процесса психотерапии и консультирования, как оказалось, сильно различаются. И это необходимо учитывать как при обучении практических психологов, так и самим профессионалам при осуществлении соответствующей помощи клиентам.
Конечно, каждый специалист постепенно, со все увеличивающимся опытом работы, развивает способность формировать различные профессиональные позиции. Однако можно, как говорится «не изобретать вновь и вновь тот же велосипед», а использовать то, что создано уже нашими предшественниками.
Для передачи своего опыта при переподготовке психологов для осуществления КПК автор разработала и проводит следующие форматы обучения:
- специальный курс «Практика психологического консультирования пациентов с соматическими заболевания в период их госпитализации», который входит в базовую программу обучения для получения второго высшего образования в ИППиП – с 1998 г. (Манухина., Хаит, 2001);
- тренинг «Краткосрочное психологическое консультирование в объеме 1-3 встреч» (20 ак.час.) – с 2001 г. в программе дополнительного образования ИППиП;
- тренинговая обучающая программа «Краткосрочное психологическое консультирование» (150-200 ак.час.) – с 2007 г. в ЦОНВ «Потенциал» (www.manuhina-nm.ru);
- наблюдение за работой терапевта – с 2007 г. в ЦОНВ «Потенциал» и в Институте групповой и семейной психотерапии и психологии (ИГиСП);
- супервизия самостоятельной работы студентов и коллег – с 2001 г.
Как показал опыт коллег, практикующих теперь КПК, наиболее продуктивным является сочетание переподготовки по авторской тренинговой программе, наблюдение за работой терапевта и супервизии самостоятельной работы слушателей в формате КПК (см. отзывы на http://manuhina-nm.livejournal.com). Прохождение практики в рамках базового обучения в ИППиП и/или участие в отдельном тренинге может рассматриваться как ознакомительный курс и вариант выбора формата процесса консультирования и психотерапии для будущей самостоятельной работы слушателя.
Можно ли консультировать друзей и родных
Личностное консультирование специалистом в области психологии своих друзей, родных и близких не считается правильным по ряду причин:
- Переживание за состояние знакомых людей мешает психологу воспринимать ситуацию объективно, эмоции – плохой советчик.
- В случае если проблема усугубится, не исключено, что виноватым в исходе дела посчитают человека, который опрометчиво давал рекомендации. Причем это может случиться вне зависимости от того, следовал ли консультируемый советам, или нет.
- Возможно, что специалист совершит ошибку. Последствия ему будет трудно воспринять профессионально – сделать выводы и продолжать работать.
Нельзя не учитывать и вопрос материальный. На оказание помощи будет затрачено большое количество времени, переработан немалый объем информации, но потребовать оплату с близкого человека способен не каждый. Кроме того, люди не склонны относиться должным образом к тому, что им досталось бесплатно.
Виды консультирования
Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.
В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:
- Производственное. Направлено на мотивацию персонала, повышение эффективности управления, устранение конфликтов и улучшение взаимодействий в трудовом коллективе.
- Профессиональное. Относится к вопросам профориентации. Оценки предрасположенности субъекта к тому или другому роду деятельности, наличие у него необходимых качеств.
- Семейное. Сюда входят вопросы отношений в добрачный период, работа с парами во время совместной жизни, помощь в ситуации развода. К специалисту могут обратиться родители по проблемам с детьми, супруги, не нашедшие взаимопонимания с родственниками жены или мужа.
- Личностное. Индивидуальные интимные вопросы – сложности во взаимодействии с окружающими, межличностные конфликты, повышенная тревожность, потеря смысла жизни.
По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:
- заочное (дистанционное) и контактное (очное);
- групповое и индивидуальное;
- психолого-педагогическое и деловое;
- проблемное и кризисное.
Психология семьи и семейное консультирование
Курс нацелен на формирование представлений у слушателей о структуре семейной системы, закономерностях развития семьи и направлениях психологической помощи семье в ситуациях нормативных и ненормативных кризисов.
Подробно изучаются:
- психологические закономерности развития семьи
- характеристика основных подходов семейного консультирования
- основные принципы и правила семейного консультирования
- методы и приемы работы в семейном консультировании
- психологическая диагностика семейной системы как основа для консультативной работы
- ненормативные кризисы семьи и семейное консультирование в кризисы
- коммуникационная модель консультирования семьи
- работа с семьей в рамках семейного консультирования