- Не реви!
- От чувств не убежать
- Эмоции и чувства чем отличаются друг от друга
- Эмоции-иллюстрации
- Знак
- Пассивность — активность
- Подчинение – превосходство
- Уверенность – сомнение
- Направление
- Классификация по типам и сфере проявления
- Эмоциональное выживание
- Переволновались
- Внимательное обращение
- Возрастные этапы развития
- Как научиться эмоциональной осознанности
- Как выйти из порочного круга руминации:
- Мнение эксперта
- Не для всех
- Как работает осознанность
Не реви!
Ни в школе, ни в семье, как правило, не учат обсуждать чувства и думать о них. Не так уж часто встретишь родителя, который рассказывает своему ребенку, что такое гнев, чем он отличается от раздражения и как его выражать в безопасной для окружающих форме. На сильные эмоции даже накладывают запреты: «Неприлично плакать при посторонних!» Или: «Если будешь так кричать, я тебя здесь оставлю одного!» Такие фразы можно услышать повсеместно.
В результате дети вырастают с ощущением непонимания или даже угрозы со стороны собственных чувств, а повзрослев, не владеют навыком распознания и обозначения эмоций словами.
Проблема усугубляется еще и тем, что человек устроен намного сложнее животных. Собаки, лошади, высшие приматы и многие другие представители фауны тоже испытывают эмоции, но только по отношению к событиям и предметам внешней среды.
В нас же вложена способность эмоционально реагировать на содержание собственного сознания. Для нас многие воспоминания, фантазии, мысли являются таким же ярким поводом для переживания, как и окружающие нас люди, вещи и ситуации.
От чувств не убежать
Самыми популярными средствами эмоциональной саморегуляции являются защитные механизмы, особенно эти два:
- вытеснение – подавление и устранение из сознания неприятных и болезненных переживаний, чаще всего путем забывания или игнорирования;
- избегание – уклонение, отказ от ситуаций, людей и других источников нежелательных эмоций.
Эмоции – это физиологический процесс, поэтому от них невозможно избавиться, даже если бы кому-то сильно этого захотелось. В ответ на каждую ситуацию в организме возникает эмоциональная реакция, которая влияет на уровень нервного возбуждения, выработку гормонов, активизацию внутренних органов.
Если эмоцию подавлять или игнорировать, ее физиологические спутники все равно остаются и влияют на наше самочувствие и поведение, просто без нашего на то согласия. Из этого внутреннего конфликта рождается и бесконтрольное отреагирование эмоций, когда они выплескиваются в самый неподходящий момент, и гиперконтроль собственного поведения, и гиперопека окружающих.
Иногда дело доходит даже до зависимостей и психосоматических заболеваний. Но возможен и более конструктивный способ управления сильными переживаниями.
Эмоции и чувства чем отличаются друг от друга
Эмоции и чувства — это неотъемлемая часть личности. Благодаря эмоциям, люди могут отличать хорошее от плохого, создают потрясающие картины, песни, или рассказы. Эмоциональная насыщенность делает нашу жизнь разнообразной и интересной. Без эмоций и чувств, человек не сможет любить и сожалеть. Все наши чувства и эмоции иногда могут вызвать желание нерациональных поступков
Очень часто чувства и эмоции используются как синонимы. Отчасти это верно, но между данными определениям есть некоторые отличия:
- Эмоции, как правило, длятся небольшое количество времени. К примеру, вы купили машину, которую давно желали купить. Вы будете радоваться некоторое количество времени. Возможно, даже целый день. Но постепенно эмоция утихнет, и вы станете подключать фантазию и мечтать уже о другом. Если дело касается негативного ключа, например, если вам на ногу кто-то наступит, вы станете злиться, но вскоре сможете забыть про данный инцидент, так как серьезной угрозы вашему здоровью нет;
- Чувства же носят долгосрочный характер. Их также называют эмоциями, которые зарождаются в человеке длительный промежуток времени. К примеру, Вы можете проявлять эмоцию любви к своему ребенку с самого его рождения. Или же всю жизнь злиться на человека, разбившего Вам сердце. В данных случаях любовь и злость присутствуют в жизни человека очень долго, данный факт и делает их чувствами.
Эмоции могут становиться чувствами. Если говорить о спектре эмоций положительной направленности, то ничего плохого нет. Хроническая радость — не болезнь. Однако, когда люди долгое время хранят в себе негативные образы, они начинают разрушать себя изнутри, что очень вредит духовному и физическому состоянию человека.
Это может привести в апатии, депрессии. Это происходит вследствие того, что в какой-либо момент времени мы не дали эмоции выйти наружу. К примеру, если человека в школьном возрасте обижал одноклассник и он ничего ему не мог сделать, в глубине души у него отложатся не выплеснутые эмоции. Они заставят его вспоминать эту ситуацию снова и снова в своих мыслях, и он будет раздражаться сильнее.
Не стоит держать все свои эмоции внутри. Все что вы чувствуете обладает сильной энергией, которая способна навредить вашему здоровью. Чтобы этого не произошло, нужно проявлять свои эмоции. Проявляя свои чувства, помните, что от ваших действий могут пострадать ваши близкие или окружающие вас люди, поэтому старайтесь реагировать на ситуации в рамках принятого приличия
Эмоции обязательно нужно выводить наружу и не держать в себе, ведь отрицательные эмоции могут значительно испортить жизнь человека. Негативные эмоции, которые испытывает человек длительное время, могут спровоцировать депрессивное состояние. Сильный удар по нервной системе нанесет большой ущерб здоровью, и станет причиной эмоциональной нестабильности.
Эмоции-иллюстрации
Эмоции-иллюстрации – это то, что мы показываем другим людям. Для достижения своих целей. Соответственно, здесь уже рассказ,
как «правильно» показать эмоции.
Для описания удобно использовать основные невербальные сообщения – нюансов они не передадут, но общий смысл передать смогут вполне. Что удобно как для расшифровки эмоций других людей, так и для определения, какую мне эмоцию нужно показать.
Итак, какие у нас будут характеристики. «Скорость» и «согласие – не согласие» для описания эмоций не очень полезны, так что их исключаем. Строить схему будем из фрейма: «Какое сообщение я посылаю другим людям, демонстрируя эту эмоцию».
Это не мета-сообщения, так как они включают в себя ещё и контекст и выражаются прямой речью. Но эта схема может быть полезна при калибровке и демонстрации мета-сообщений.
Знак
У всех эмоций есть знак, мы их делим на «положительные» и «отрицательные». Положительные: симметричная улыбка. Отрицательные: поджатые губы, сморщенный нос, ассиметричная улыбка.
Важность
Важность сообщения проявляется в виде уровне эмоционального возбуждения – уровня «адреналина». Чем важнее – тем уровень выше
Демонстрируется как увеличение мышечного тонуса и интонационности (напряжённости) голоса.
Пассивность — активность
Собственно, это переход к готовности к действию. Демонстрируется наклоном туловища вперёд (иногда назад, например при отвращении или испуге). И повышением тонуса мышц. Например, главное отличие внимания от интереса то, что интерес эмоция активная, в ней есть готовность к действию
А внимание — пассивная
Эти три характеристики будут у всех эмоций. А вот остальные могут быть, могут не быть.
Подчинение – превосходство
Такие «социальные» эмоции – сигналы о статусе. Превосходство демонстрируется задиранием подбородка, подчинение – опусканием головы. Гордость, надменность и презрение сообщают о превосходстве, а вина, стыд и униженность – о подчинении.
Уверенность – сомнение
Уверен я в чём-то или нет. Уверенность: монотонный голос с понижением интонации в конце, симметричная поза, законченные жесты. Сомнение: голос изменчивый, покачивания и изменение позы, незаконченные жесты, почёсывания и поглаживания разных мест.
Направление
Эмоции, связанные с социальным контекстом, обычно различаются в зависимости от того, кто именно что-то сделал: сам человек или другие. Например, нарушение социальных договорённостей мной вызывает вину, а другими — отвращение. Моя большая потеря — это горе, потеря у другого человека — сочувствие (или злорадство). При этом
саму эмоцию при общении мы, естественно, демонстрируем другим.
МОЯ
ЕГО
Нарушение социальных договорённостей
ВИНА
ОТВРАЩЕНИЕ
Сомнение в способностях
НЕУВЕРЕННОСТЬ
СОМНЕНИЕ
Важность
ПРЕВОСХОДСТВО
ПОДЧИНЕНИЕ
Не важность
УНИЖЕНИЕ
НАДМЕННОСТЬ
Серьёзная потеря
ГОРЕ
СОЧУВСТВИЕ
Успех
САМОДОВОЛЬСТВО
ЗАВИСТЬ
Ценность
ДОСТОИНСТВО
ЛЮБОВЬ
Классификация по типам и сфере проявления
Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств в психологии:
- Предметные — относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
- Интеллектуальные — стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
- Эстетические — реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
- Праксические — связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязанностям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
- Моральные — отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недопустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.
Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.
Эмоциональное выживание
За обработку эмоций отвечает несколько структур головного мозга, которые объединяются в лимбическую систему – ее иногда называют «эмоциональным мозгом». Интересно, что эволюционно лимбическая система образовалась для распознавания обоняния и выполняла защитную функцию. Животным обоняние необходимо для выживания: по запаху можно понять, крадется ли следом хищник, съедобно ли найденное растение, есть ли рядом существо противоположного пола.
Теперь, когда в жизни человека обоняние перестало играть такую существенную роль, лимбическая система перестроилась на работу с эмоциями, но функция осталась прежней: эмоционально оценивая стимулы окружающей среды, мы понимаем, как на них реагировать. Мы знаем, что от вещей и людей, которые вызывают страх или раздражение, лучше держаться подальше. И наоборот, если что-то вызывает у нас радость и восторг, мы будем к этому все больше стремиться.
Переволновались
Повышенная тревожность – это склонность индивида к интенсивному переживанию в ситуации, объективно не требующей такой реакции.
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Такие люди всегда серьезны и озабочены. Они излишне устают, но все равно не могут заснуть, так как им мешают всякого рода навязчивые мысли. Общение их со временем становится избирательным, эмоционально неровным.
В России процент людей, которых можно определить как высокотревожных, весьма велик. По мировой статистике, «норма тревожности» – 15 %, в нашей стране – 60–75 %.
В этом заключается защитная роль эмоций, которая непосредственно связана с мотивацией. Эмоционально окрашенное состояние организма возникает в ответ на любую потребность и направляет наше поведение. На этом основан процесс обоснования и принятия решений. Если представить себе идеально здорового человека, имеющего полный контакт со своими чувствами, то в ситуации выбора он увидит единственно верное решение, не заботясь о множестве альтернатив. Такому человеку чувства точно подскажут, какой вариант поведения принесет наибольшее эмоциональное удовлетворение и прямо сейчас, и в долгосрочной перспективе.
Внимательное обращение
Наше сложное психическое устройство – это не только источник проблем, но и способ их решения
Главный инструмент регуляции эмоций – это внимание, которым обладаем все мы от природы. В связи с физиологическим строением мозга мы способны по собственной воле удерживать в воображении выбранное воспоминание или конкретную мысль
Именно на этом механизме строятся психологические практики осознанности – сознательной безоценочной концентрации внимания на настоящем моменте.
Все больше психотерапевтических подходов начинают использовать упражнения и техники из области mindfulness, которые можно описать как практику концентрации внимания – вне религиозного и эзотерического контекста, который часто приписывают медитации. Слово mindfulness отличает психотерапевтический термин от буддистских и других традиционных представлений.
Состояние, которое описывает mindfulness, включает в себя четко определенные критерии, которые и служат для эффективной и безболезненной регуляции эмоций:
1. Безоценочность: эмоции, мысли и физические ощущения не делятся на плохие и хорошие, правильные и неправильные, поэтому есть возможность исследовать любое содержание сознания в первозданном виде.
2
Терпение: навыки mindfulness развиваются не за один раз, они требуют регулярной практики, поэтому важно заранее настроиться на вероятность того, что изменения начнутся не сразу.
3. «Ум новичка»: искреннее любопытство к происходящему и готовность узнавать как можно больше о себе дают возможность вступать в непосредственный контакт со своими переживаниями и получать удовольствие от самого процесса изучения себя.
4
Доверие: поскольку осознанность – это исключительно субъективный опыт, в ее освоении особенно важно довериться своему организму и жизненному опыту.
5. Доброжелательность к себе: невозможно познать себя и открыться всему происходящему внутри, не подружившись с собой и не проявив сочувствие к пережитым к настоящему моменту трудностям.
6. Нереагирующая позиция наблюдателя: чтобы избавиться от автоматических мыслей и привычного реагирования, важно учиться «отступать на шаг назад» от своих эмоций и мыслей, смотреть на них со стороны и ставить на паузу процесс принятия решений.
7. Принятие: контакт со своими переживаниями, сколь бы болезненными они ни были, тренирует терпимость к ним, способность их выдерживать без стремления их избегать и вытеснять. Осознанность похожа на тренируемую мышцу, которая помогает выдерживать и исследовать стресс, не сгибаясь под его тяжестью.
8. Отпускание: настраиваясь на волну текущих эмоций, мыслей и физических ощущений, мы яснее понимаем, что все они составляют многогранную картину внутреннего мира, картину нашей личности, но при этом не обязаны определять наши поступки и решения.
Возрастные этапы развития
Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:
Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое
В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
1,5–2 г
Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.
Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.
Адаптация ребенка в коллективе
Как научиться эмоциональной осознанности
Сейчас в открытом доступе можно найти множество бесплатных лекций, аудиозаписей для самостоятельной практики, статей и книг по развитию осознанности. Этим направлением занимаются психологи, нейробиологи и философы. Каждый из нас может выбрать любую из множества дорог, ведущих к состоянию mindfulness. Но начинается этот путь с умения регулярно в течение дня замирать хотя бы на мгновение и прислушиваться к тому, что прямо сейчас происходит внутри. Главный фактор для любых личностных изменений, в том числе для освоения практик осознанности – это подкрепление новых привычек новыми приятными эмоциями. В наше представление о себе, в новые цепочки поведения может быть включен только опыт, который переживается нами как ярко положительный.
Как выйти из порочного круга руминации:
1. Развивайте позицию внутреннего наблюдателя: несколько раз в день ставьте на паузу поток сознания и замечайте, о чем думаете прямо сейчас, особенно в эмоционально насыщенных ситуациях.
2. Учитесь принимать любые возникающие чувства и мысли: изучайте себя с позиции новичка или ребенка, которому искренне интересно все, что происходит внутри и снаружи
В этом процессе важно абстрагироваться от любых запретов и догм, которые заставляют думать о неприятных эмоциях как о недостатках или угрозе
3. Ведите журнал наблюдения за автоматическими мыслями и эмоциями: записывайте, какая произошла ситуация, какие в ответ на нее возникли мысли и чувства и как вы себя в итоге повели. Перечитывайте время от времени свои записи, чтобы отслеживать прогресс.
4. В те моменты, когда вас захватывают негативные эмоции, усилием воли отвлекайтесь на занятия, требующие концентрации (кроссворды, вязание, счет вдохов и выдохов – что угодно), или на приятные воспоминания. Даже двух минут отвлечения достаточно, чтобы снизить градус внутреннего накала и выбрать более трезвую стратегию поведения.
5. Находите пути для выражения своих эмоций: словами в общении с другими людьми или письменно в собственном дневнике, рисунками, лепкой, пением, движением – любые каналы и средства подходят для снятия внутреннего эмоционального напряжения.
Мнение эксперта
Не для всех
Я не погружался сосредоточенно в практику и теорию mindfulness, но данная статья мне кажется такой же содержательной и полезной, как и многие подобные ей тексты, написанные прежде на эту же или близкие темы.
Все замечательно в таких просветительских и практикоинструктивных рекомендациях, кроме одного, но важного и решающего аспекта: они пишутся для нанопроцента населения, а не для подавляющего большинства. Все рекомендации фактически обращены к рационально мыслящим индивидам, способным к тому же к поведенческому, когнитивному и эмоциональному самоконтролю
Хотя предполагается, что всему этому можно учиться в процессе освоения осознанности.
Громаднейшая проблема всех концепций и практик психологического самосовершенствования состоит в том, что они не создают действенных технологий пошагового, реально реализуемого перехода к самостоятельным практикам саморазвития для неподготовленного во многих отношениях большинства людей. Интересно, насколько осознают этот разрыв учителя осознанности?
Евгений ВОЛКОВ,
психолог, социолог, к. ф. н.
Как работает осознанность
В основе практик mindfulness лежат вполне определенные механизмы.
1. Это состояние позволяет отключать режим внутреннего «автопилота» и видеть явления среды такими, какие они есть. Когда мы перестаем по привычке делить все на плохое и хорошее, приятное и неприятное, наш эмоциональный фон становится более сбалансированным. Так мы перестаем болезненно привязываться к положительному и бежать от отрицательного.
2
Тренировка позиции наблюдателя имеет важное последствие: человек, практикующий осознанность, начинает понимать разницу между тем, какой он человек, и тем, что он испытывает в данный момент. Если в данную секунду вы злитесь или грустите, это не делает вас злым или депрессивным человеком
Это лишь преходящее состояние, которое можно регулировать осознанным направлением внимания.
3. Практики осознанности дают нам время на то, чтобы изучить свои переживания под микроскопом, прежде чем выбирать линию поведения. Каждый момент жизни – это возможность для выбора и принятия решений. Если делать этот выбор в соответствии со своими искренними переживаниями и ценностями, мы получаем возможность реализовать свою истинную природу и становиться лучшими версиями самих себя.