Типы и различия положительного и отрицательного армирования

Виды подкрепления

Подкрепление может включать в себя всё, что увеличивает вероятность повторения поведения — в том числе стимулы, сами события и ситуации. Например, на уроке подкрепление может включать в себя оценку, избавление от нежелательного задания, специальные награды, сладости, дополнительное время для отдыха и весёлые игры.

Существует два основных типа подкрепления:

  • Первичное подкрепление (которое иногда называют ещё безусловным), происходит естественным образом, его применению не нужно учиться. Первичное подкрепление зачастую имеет эволюционную основу и помогает в выживании вида. К примерам первичных подкреплений относят пищу, воздух, сон, воду и секс. Генотип и опыт также могут играть роль в том, как именно подкрепление воздействует на поведение. Один человек может быть чувствительным к определённому типу подкрепления — например, пище, — тогда как на другого человека пища как подкрепление не повлияет вовсе.
  • Вторичное подкрепление (известное также как условное подкрепление) включает в себя стимулы, которые стали подкрепляющими в паре с другими стимулами. Например, при обучении собаки, похвала и ласка могут быть использованы в качестве первичного подкрепления. Звук кликера может связываться с похвалой и лаской до тех пор, пока он сам не начинает работать в качестве вторичного подкрепления.

При оперантном обусловливании существует два вида подкрепления:

  • положительное — подкрепление, включающее в себя появление чего-то, что способно увеличить вероятность повторения поведения (угостив ребёнка конфетой после того, как он уберётся в своей комнате, мама подкрепит желание малыша поддерживать чистоту).
  • отрицательное — подкрепление, которое включает в себя удаление чего-то и увеличивает вероятность проявления определённого поведения (к примеру отмена контрольной в случае, если ученики всю неделю будут выполнять и сдавать домашнюю работу).

Кто стоял у истоков психологии?

Обычно, когда говорят о зарождении психологии в начале 20 века, то чаще всего упоминают такие имена как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер.

Фрейд Зигмунд

И это вполне справедливо: ведь эти люди стояли у истоков психологии, создали свои собственные оригинальные школы и терапевтические методы построенные на базе психоанализа.

Также вы можете спросить практически любого психолога — с какого направления психологии все начиналось, и большинство почти наверняка скажет, что это ни что иное как психоанализ Фрейда.

А дело все в том, что именно с психоанализа началась практическая психология, то есть набор тех специфических методов призванных не сколько объяснить что же такое сознание и почему человек ведет себя тем или иным образом, а именно оказать помощь тем людям, которые воспринимали свое внутреннее состояние как проблему, а говоря иначе испытывали страдания или психологический дискомфорт.

На сегодняшний день практическая психология давно вышла за рамки психоанализа и включает в себя огромное количество методов и работа психолога куда чаще ассоциируется не с работой ученого, а с действиями по оказанию психологической помощи клиентам на базе этих различных методов. Большинство их так или иначе возникли на основе идей психоанализа, были основаны людьми выросшими в рамках психоаналитической школы или же, по крайней мере, имевших к этому методу самое непосредственное отношение.

И это неудивительно, ведь практически любое из сегодняшних направлений психотерапии так или иначе, но оперирует такими терминами как эго и бессознательное, то есть использует идеи Зигмунда Фрейда. По этой причине мы и ставим психоанализ на первое место, когда говорим о психологии.

Однако, если уж говорить об истоках психологии надо обязательно вспомнить про еще одно направление, бывшее чрезвычайно популярным в 20-40 годы в Америке и родившееся фактически одновременно с психоанализом, которое в немалой степени базировалось на идеях противостоящих идеям Фрейда.

Справедливости ради надо также упомянуть, что и если говорить о психологии, как о строгой научной дисциплине, то именно направление о котором пойдет речь далее может с полным правом претендовать на эту роль.

Сила реакции

То, как и когда происходит подкрепление, может повлиять на силу реакции. Эта сила представляет собой интенсивность, частоту, продолжительность и точность реакции после подкрепления. В ситуации, когда подкрепление контролируется, — например, в процессе обучения, — сроки предъявления подкрепления можно изменять по своему усмотрению.

На ранних стадиях обучения часто используется непрерывное подкрепление — в этом случае подкрепление предъявляется каждый раз, когда происходит желаемое поведение. Как только поведение было закреплено, можно переходить к частичному подкреплению.

Выделяют четыре основных режима частичного подкрепления:

  • режим подкрепления с фиксированной пропорцией: подкрепление поведения совершается после определённого количества реакций;
  • режим подкрепления с фиксированным интервалом: подкрепление поведения происходит после определённого периода;
  • режим подкрепления с изменяющейся пропорцией: подкрепление поведения происходит после неопределённого числа реакций;
  • режим подкрепления с изменяющимся интервалом: подкрепление поведения предъявляется после неустановленного периода времени.

Теги: бихевиоризм, научение, подкрепление

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Методы

Психоанализ в психологии это не только теория, но и практическая методика работы с пациентами. Она имеет четкую структуру и направление исследования, которое может занимать многие месяцы и даже годы.

  1. Метод свободных ассоциаций. Во время сеансов, на ранних этапах работы, психоаналитик предлагает говорить пациенту абсолютно все, что приходит в голову. Все мысли, даже незначительные, непристойные или несерьезные на первый взгляд. Они помогают изучить бессознательное пациента и выявить конфликты и комплексы.

  2. Толкование сновидений. Вытесненные желания, находящиеся в бессознательном стремятся проникнуть в сознание. Но, так как в состоянии бодрствования они встречают сопротивление в виде защитных механизмов, гораздо проще этот процесс происходит во время сна. В форме символических значений, нередко в искаженном, сгущенном или смещенном виде они преобразуются в зрительные образы. И сразу после пробуждения, пока образы не успели перейти в предсознание, многие люди способны подробно описывать свои сны. Из них психоаналитик может почерпнуть множество полезной информации о работе бессознательного и заключенных в нем конфликтах и влечениях отдельного индивидуума. Главное при этом правильно интерпретировать увиденное.
  3. Выявление ошибочных слов (сказанных или написанных) или действий. Влияние бессознательного на поведение человека несомненно, при этом ничего случайного в нем нет. И наиболее ярко это можно увидеть на примере якобы «ошибочных» действий или слов. Врач исследует оговорки, описки, опечатки, случайно повторяемые действия. На самом деле, эти слова или действия — именно то, чего на самом деле человек хочет. Просто обычно они блокируются сознанием, не считая таких вот сбоев. Например, человек обещает и хочет обязательно попасть на какую-то важную встречу, но при этом неоднократно про неё «забывает», или «просыпает» или опаздывает. Именно это красноречиво говорит о том, что на самом деле встречаться он не желает. А его поведение просто подчиняется в данном случае.
  4. Выявление вытеснения, переноса, отрицания, сопротивления, рационализации, регрессии и других защитных механизмов. Всего их существует около 30. Поскольку содержание бессознательного не подвластно социальным нормам и воспитательным установкам, с помощью защитных механизмов психика человека удерживает его поведение и мысли в рамках социально одобряемых правил и приличиях. Свои влечения пациент может переносить на другого человека (в том числе доктора), может замещать их на другие, отрицать их, пытаться рационально объяснить, отказываться от них и даже сублимировать в другое русло. При этом во время изучения его свободных ассоциаций, снов или оговорок реальные подавленные желания все же можно выявить.
  5. На последнем этапе психоанализа выявленные конфликты и травмирующие события прорабатываются, растолковываются, переживаются заново. После полного осознания и принятия пациентом этих событий конфликт может быть разрешен. В результате чего исчезают беспокоящие симптомы, тревожность, депрессия, неврозы, смягчается течение психосоматических заболеваний.

Таким образом, психоанализ, как теория и методика, внес неоценимый вклад в психологию и медицину, раскрыв новые горизонты личности человека. Он обрел множество последователей и школ, продолжающих его идеи. И на практике он применяется очень многими психологами и врачами.

Роль обусловливания

Бихевиоризм в психологии – это направление, основным принципом которого является закон эффекта, который был сформулирован американским психологом Эдвардом Ли Торндайком, который считал, что последовавшая за поведением реакция определяет вероятность совершения действий повторно. Это выделило подкрепление как решающую реакцию на поведение, усиливая ее связь со стимулом (S – R).

Положительное подкрепление:

  • вознаграждение;
  • похвала;
  • одобрение;
  • получение желаемого.

Отрицательное подкрепление:

  • замечание;
  • болезненные действия;
  • наказание;
  • критика;
  • отсутствие получения желаемого.

Действие подкрепление является механизмом обуславливания, которого выделяют 4 формы:

  1. Опернантное. Обуславливание происходит с помощью подкрепления определенной произвольной реакции. Поведение субъекта не вызывается; оно должно происходить до того, как будет осуществлено подкрепление.
  2. Классическое. Обуславливание является научением, при котором первоначально нейтральный стимул начинает ассоциироваться у субъекта с определенной реакцией после того, как за нейтральным стимулом многократно проявлялся другой раздражитель.
  3. Избегание. В основе этой формы обуславливания лежит подкрепление путем прекращения воздействия неприятного стимула.
  4. Контробуславливание. Метод контробуславливания основан на трудах известного русского ученого академика Ивана Павлова и его знаменитых опытах с собаками. Контробуславливание состоит в изменении эмоциональной реакции на раздражительный стимул.

Положительное подкрепление

Как описано выше, положительное подкрепление — это обусловливающий процесс, при котором ответная реакция человека увеличивает вероятность получения подкрепляющего или аппетитного стимула..

Этот стимул вызывает увеличение скорости ответа субъекта. На самом деле, чтобы определить это более конкретно, можно подумать, что человек должен был выполнить определенный тип поведения, чтобы достичь чего-то конкретного.. 

В этой строке необходимо принимать во внимание характеристики и среду отдельного человека или группы, чтобы определить, какой стимул является наиболее подходящим, который служит наиболее позитивным подкреплением

По этой причине важно знать, какие типы усилителей заставляют субъекта изменять свое поведение

Отрицательное подкрепление

С помощью этой процедуры вы можете заставить человека увеличить скорость реагирования на определенное поведение, чтобы избежать появления отрицательного стимула или последующего. В этом смысле ответ отзывает или предотвращает неприятное событие.

Существует два типа отрицательных процедур подкрепления: избегание и побег. Избегание означает выполнение инструментального ответа, который предотвращает появление неприятного раздражителя. Примером этого может служить молодой человек, который размещает компьютер в своей комнате, чтобы его родители не беспокоили его. Аверсивные раздражители включают физический и психологический дискомфорт.

Важным фактом является то, что отрицательное подкрепление не следует путать с наказанием; все более частая ошибка. 

Наказание — это процедура, которая ослабляет или уменьшает частоту ответов у человека, предоставляя неприятный стимул (положительное наказание) или устраняя приятный или положительный стимул (отрицательное наказание). По этой ссылке вы можете ознакомиться с некоторыми формами эффективного наказания. 

Как и в случае с положительным подкреплением, я оставляю вам очень полезное руководство для запуска этого последнего типа подкрепления:

Определите поведение, которое вы хотите увеличить.
Выберите стимул или неприятные стимулы для человека.
В случае процедуры побега устраняйте отвращающий стимул каждый раз, когда возникает такое поведение

И во избежание каждый раз, когда человек не выполняет свое поведение, применяют отвращающий стимул.
Процедура избегания лучше, чем процедура побега, поскольку вначале отрицательный стимул появляется только тогда, когда поведение не происходит, и здесь поведение имеет тенденцию сохраняться, несмотря на непредставление этого отрицательного стимула..
Использование стимулов, таких как устные или письменные инструкции, чтобы объяснить человеку, что, если он испускает определенное поведение, он может предотвратить или устранить этот раздражающий стимул для него.
Эти процедуры, включающие отвращающие стимулы, следует использовать с осторожностью, поскольку они могут быть вредными для человека, вызывая побочные эффекты, такие как враждебность или агрессия..
Чтобы усилить и увеличить вероятность появления желаемого поведения и уменьшить возможные побочные эффекты этих процедур, их следует использовать в сочетании с методами положительного подкрепления.

Методы психоанализа

Самое время подойти к ним. Ниже будут рассмотрены все из известных методов, используемых психоаналитиками, с описанием их особенностей.

Метод свободных ассоциаций

Когда речь идёт о свободных ассоциациях, имеется в виду, что пациент проговаривает специалисту все мысли, образы, которые возникают у него в голове

При этом важно, чтобы врач не критиковал больного, даже если высказанное им нелогично или даже недостойно

На сеансе психоанализа необходимо посвятить доктора во все подробности своей жизни: рассказать как об обыденных вещах (работе, повседневных делах), так и углубиться в свои мечты, чувства, переживания, фантазии. В общем – поделиться всем тем, что так или иначе вас тревожит.

Главная цель методики свободных ассоциаций – добиться смягчения границ сознательных и бессознательных процессов, то есть получение свободы быть собой.

Метод толкования снов

Сновидения обладают важнейшим психологическим значением, постижение которого возможно при помощи предыдущей методики. Во сне к человеку часто возвращаются «забытые» впечатления, тесно связанные с подсознательными желаниями и мотивациями.

Сны имеют как явное, так и скрытое содержание. Под первым понимаются переживания человека, его воспоминания, то, как он говорит об увиденном во сне. Скрытое содержание – это загадка, помочь разгадать которую могут свободные ассоциации и интерпретации психоаналитика.

Врач поможет разобраться с бессознательными посланиями, чтобы впоследствии суметь применить эту информацию для лучшего контакта с собой, положительных изменений жизни.

Метод интерпретации

Интерпретация – выступает сообщением, с помощью которого специалист наделяет высказанное пациентом конкретным смыслом, расширяет и углубляет значение, придаваемое самим человеком. При этом часто больной со своей стороны подтверждает верность интерпретации, выдавая соответствующую реакцию на неё. К примеру, в его памяти воскрешает событие по теме того, что сказал доктор.

Хотя не во всех случаях интерпретация подтверждается.

Основная цель данного метода состоит в выведении психических событий на уровень сознания, благодаря чему облегчается понимание себя, становится возможным улучшение своей реальности.

Метод анализа переноса и контрпереноса

В традиционном понимании метода переноса он подразумевает следующие этапы:

  • больной перемещает на психоаналитика чувства, фантазии, мысли, желания и т.д., которые исходят из прошлого, имеют для пациента большое значение;
  • человек начинает воспринимать врача как объект из своего прошлого;
  • в более обширном значении метод анализа и переноса воспринимается в виде эмоционального отношения одного субъекта к другому, определённое его опытом.

Техника переноса в психоанализе выступает обязательным этапом, а расшифровка данного процесса – действенное средство в терапии. Зигмунд Фрейд говорил, что вследствие воздействия больного на бессознательное врача наблюдается такое явление как «встречное перенесение» – или контрперенос.

Контрперенос – представляет собой комбинацию бессознательных реакций специалиста на личность больного.

Метод анализа сопротивления

Сопротивление всегда пытается нарушить психоанализ, а также препятствует разумному Эго больного. Сопротивление пытается защитить страдание пациента, оно является устаревшим адаптивным механизмом.

Фрейд писал на этот счёт следующее:

«… Механизмы защиты, направленные против испытанной когда-то опасности, вновь повторяются в виде сопротивления выздоровлению во время лечения. Из этого следует, что Эго рассматривает само выздоровление как новую опасность».

Для сопротивления характерно следующее:

  • оно имеет отношение к изменению, которое человек хочет пережить на уровне сознания, но на уровне бессознательного боится;
  • сопротивление входит в терапевтический процесс;
  • отсутствуют формы поведения, которые нельзя было бы применить в контексте сопротивления, когда они достигают максимальной силы.

Методика анализа сопротивления включает в себя процессы выявления, осознания сопротивления, выяснение мотивации его появления и расшифровку. Справившись с сопротивлением, человек получает возможность начать прорабатывать те желания и аффекты, которые оно (сопротивление) скрывает за собой.

Надеюсь, вы смогли немного разобраться в понятии психоанализа, его основных инструментах и методах. В завершение предлагаю просмотреть тематическое видео:

Отрывок, характеризующий Подкрепление (психология)

– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова. – С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете? – Давай, давай. Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу. – Лавг’ушка, – закричал он громко и сердито. – Ну, снимай, болван! – Да я и так снимаю, – отвечал голос Лаврушки. – А! ты уж встал, – сказал Денисов, входя в комнату. – Давно, – сказал Ростов, – я уже за сеном сходил и фрейлен Матильда видел. – Вот как! А я пг’одулся, бг’ат, вчег’а, как сукин сын! – закричал Денисов, не выговаривая р . – Такого несчастия! Такого несчастия! Как ты уехал, так и пошло. Эй, чаю! Денисов, сморщившись, как бы улыбаясь и выказывая свои короткие крепкие зубы, начал обеими руками с короткими пальцами лохматить, как пес, взбитые черные, густые волосы. – Чог’т меня дег’нул пойти к этой кг’ысе (прозвище офицера), – растирая себе обеими руками лоб и лицо, говорил он. – Можешь себе пг’едставить, ни одной каг’ты, ни одной, ни одной каг’ты не дал. Денисов взял подаваемую ему закуренную трубку, сжал в кулак, и, рассыпая огонь, ударил ею по полу, продолжая кричать. – Семпель даст, паг’оль бьет; семпель даст, паг’оль бьет. Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова. – Хоть бы женщины были. А то тут, кг’оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг’аться ског’ей. – Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье. – Вахмистр! – сказал Лаврушка. Денисов сморщился еще больше. – Сквег’но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру. Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.

Практические задания:

1. Объясните высказывание Джона Уотсона, общепризнанного основателя бихевиоризма:

— «Похоже, что пришло время, когда психология просто обязана отбросить всякие ссылки на такое понятие, как сознание»;

— «Психология, с точки зрения бихевиоризма — это сугубо объективная ветвь естественной науки. Её теоретическая цель — предсказание поведения и контроль за ним

Интроспекция и самоанализ НЕ являются важной частью её метода … бихевиористами, в своем стремлении открыть единую систему реакций и чувств животных, а не признает разделения на человека и животное »

22 стр., 10594 слов

Адаптация леворуких детей к систематическому школьному обучению

2. Объясните с позиции радикального бихевиоризма мнение Б.Ф.Скинера о том, что «личность есть не более чем набор поведенческих шаблонов».

«… Должно изучаться поведение, и только поведение. Поведение, как нечто отличное от внутренней жизни, может быть полностью описано; а это значит, что его можно наблюдать и изучать при помощи измерительных инструментов ».

3. По мнению Б.Ф.Скинера, «оперантное поведение усиливается или ослабляется теми событиями, которые за ним следуют. В то время как респондентное поведение определяется предыдущими событиями, оперантное поведение зависит от своих последствий ». Приведите примеры респондентного и оперантного поведения в своей повседневной жизни.

4. Приведите примеры положительного и отрицательного подкрепления поведения. Исходя из основных положений теории Б.Ф. Скинера, какое подкрепление является более эффективным для модификации поведения человека? Обоснуйте свое мнение.

5. Исходя из основных положений теории Б.Ф. Скинера, какой режим подкрепления (регулярный или нерегулярный) является более эффективным для модификации поведения человека? Обоснуйте свое мнение.

6. Дайте определение метода систематической десенсибилизации. В каких случаях рекомендуется применять этот психокоррекционных метод? Определите методические условия эффективности метода систематической десенсибилизации в работе с детьми.

7. Дайте определение иммерсионным методам. Дайте общую характеристику методам орошения, имплозии, парадоксальной интенции. Определите методические условия эффективности иммерсионного метода в работе с детьми и подростками. Приведите примеры конкретных психокоррекционных упражнений, в основе которых лежит иммерсионный метод.

3 стр., 1490 слов

изучить условия работы с детьми нестандартного мышления в начальных классах.

Содержание Введение 3 ГЛАВА 1 Теоретическое исследование условий работы с детьми нестандартного мышления в начальных классах 5 1.1 Понятие нестандартного мышления в современной психолого-педагогической литературе 5 1.2 Особенности развития нестандартного мышления у учащихся начальных классов 11 1.3 Условия развития нестандартного мышления у учащихся начальных классов 15 Выводы по Главе 1 21 ГЛАВА …

8. В чем сущность «жетонного метода» психокоррекции? Определите условия эффективности использования «жетонного метода» в работе с детьми и подростками с нарушениями психофизического развития.

9. Для детей какой категории (с какими нарушениями психофизического развития) рекомендовано использование метода холдингтерапии? Обоснуйте свое мнение.

10. Приведите примеры психокоррекционных упражнений для работы с детьми и подростками, в основе которых лежит имаго-метод.

Типы подкрепления

По характеру подкрепляющих стимулов

выделяют:

  • первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, ивторичные способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения.
  • положительное подкрепление осуществляется при помощи стимулов, действие которых субъект хочет усилить или продлить своим поведением;отрицательное подкрепление — при помощи стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, скорее окончить домашнюю работу), изменив поведение. Отрицательное подкрепление не являетсянаказанием , так как наказание осуществляетсяпосле поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент.

Методы

Бихевиоризм – это направление, методы которого в классической психологии основывались на естественнонаучных способах изучения. Основателем классических методов бихевиоризма стал Дж. Уотсон, который старался сформировать науку с использованием объективных способов наблюдения, фиксирования и анализа информации об объекте изучения.

Методы Дж. Уотсона:

Наблюдение. Метод является основным для исследования поведения изучаемого объекта. Наблюдение состоит в планомерном восприятии явления, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Объективное тестирование. Объективное тестирование характеризуется методом измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Дж. Уотсон адаптировал объективное тестирование к бихевиоризму: исследователь предложил оценивать результаты теста только касательно поведения человека, исключая его психические процессы. Таким образом фиксация результатов демонстрировала реакцию испытуемого на различные раздражители.

Дословная запись. В классическом бихевиоризме данный метод рассматривался спорно, учитывая отказ Уотсона от интроспекции, метода психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов. Несмотря на это, исследователь использовал дословную запись, потому что она позволяла фиксировать речевую реакцию объекта

Это подразумевало, что речь является не менее важной реакцией, чем моторика тела, что в дальнейшем стало поводом для критики Уотсона его последователями. Основатель бихевиоризма признавал, что данный метод может быть неточен и часто использовал его для фиксации изменения тона голоса, не принимая во внимания высказывания о личных переживаниях, образы и мысли человека.

Условные рефлексы

Основа данного метода состоит в том, что реакции приспособления человека и животного возникают при специальных условиях, которые закрепляют связь между условным раздражителем и безусловным рефлекторным актом, который подкрепляет раздражитель. Условный сигнал должен происходить быстрее безусловного подкрепления; после их нескольких сочетаний может сформироваться рефлекс.

Безусловные и условные рефлексы
Являются врожденными Могут формироваться в течение всей жизни
Передаются по наследству Не передаются по наследству
Практически не ослабевают с течением жизни Могут вырабатываться и ослабевать в течение жизни
Реакция заложена изначально, проявляет себя в ответ на адекватные стимулы Вырабатываются с помощью безусловных рефлексов
Осуществляются за счет подкорковых структур головного мозга и центров спинного мозга Действуют за счет участия коры больших мозговых полушарий

Формирование условного рефлекса было первоначально изучено советским физиологом И.П. Павловым, исследования которого во многом повлияли на взгляды Дж. Уотсона.

https://www.youtube.com/user/synergytvru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.