Определение понятия «креативность» в научной литературе

Препятствия на пути развития креативного мышления у человека.

Альберт Эйнштейн

Желание быть таким как все, не выделяться, быть похожим на других.

Такой подход формирует шаблонное восприятие и нейронные связи, отвечающие за создание новых вариантов отличных от тех которые уже существует, слабеют. Это проблема идет из детства, когда детей учат быть как все.

Или когда идеи ребенка были вытеснены сверстниками или отвергнуты родителями. Поэтому никто не хочет быть белой вороной, особо выделяется среди других и здесь появляется желание быть похожим на остальных.

Цензура. Внутренняя критика своих идей.

В этом случае человеку сложно воспринимать всерьез свои идеи, так как его внутренний цензор их подавляет. Это также идёт из детства, когда людей воспитывают слишком жёстко, авторитарные родители, которые им всё начинают запрещать.

Постепенно это входит в привычку и появляется множество внутренних запретов и формируется внутренний цензор, которые все начинает запрещать. Происходит  неосознанно.

Нетерпеливость. Желание как можно скорее решить задачу.

Многие творческие решения не приходят мгновенно, они требуют некоторого времени, когда человек привык к скоростному решению проблем, то ему сложно быть креативным.

Трудность отказа от привычных методов и подходов.

Говорят, что привычка вторая натура. И разум наш активно поддерживает такую систему, привычки становятся нормой, они становятся укладом мышления.

И когда перед нами вопрос, для решения которого нужно найти новые идеи, мы начинаем склоняться к похожим друг на друга решениям, к шаблонам, к нашему привычному опыту.

Такая тенденция не позволяет найти новые идеи, так как они находятся за гранью шаблонов, они там, где нет у нас никакого опыта.

Откуда такая популярность

Я считаю, что это связано, в первую очередь, с социально-экономическим укладом общества. Нам уже почти 30 лет пытаются привить капиталистический способ отношений во всем. А родиной капитализма является западный мир. Если точнее, то англосаксы.

Недаром основоположником теории свободного рынка на основе человеческого эгоизма является Адам Смит. Родом из Шотландии, но уже во второй половине XVIII-го века член Лондонского королевского общества. Все очень напоминает ситуацию в России более, чем столетней давности.

Поэтому такое засилье русского языка модными иностранными словечками, преимущественно английского происхождения. А средством доставки этого нерусского «барахла» являются современные средства коммуникаций (под дурацким названием «гаджеты»). Все довольно просто.

Можно, конечно, считать креатив каким-то «ноу хау» (еще одна английская бяка). Но в моем понимании само словосочетание «креативное мышление» — это самый настоящий психологический штамп и дань извращенной моде.

Развитие креативного мышления

Любая способность, данная человеку с рождения, имеет перспективу развития. Развитие креативного мышления происходит в несколько этапов.

Креативность можно и нужно развивать

Этапы развития креативного мышления:

  • пробуждение;
  • имитация;
  • связи;
  • трансформация.

Первый этап развития креативности приходится на дошкольный возраст и возраст начальных классов, он является неспециализированным. Вторая фаза приходится на пубертатный период и отличается уклоном на оригинальное творчество. Развитие креативности имеет максимальный темп с возраста ученика младших классов и до окончания подросткового периода. На этих этапах очень важна поддержка родителей.

Самые креативные люди в мире

Степень креативности того или иного человека оценивать очень сложно. Все это очень субъективно и неоднозначно. Речь ведь не идет о чем-то конкретном, что можно просчитать. В мире постоянно составляются различные рейтинги креативных людей. Среди умерших фигурируют такие представители литературы, как Кафка, Сартр, Камю. Из художников – Ван Гог и Пикассо, из музыкантов – Майкл Джексон, Принц, Дэвид Боуи.

Среди ныне живущих, согласно последнему рейтингу, самыми креативными людьми планеты являются:

► Певица Бейонсе.

► Американский предприниматель, изобретатель, инженер – Илон Маск.

► Актеры Кейт МакКиннон и Алек Болдуин, пародировавшие Клинтон и Трампа в ходе предвыборной гонки.

► Дизайнер Том Форд.

► Директора суперуспешных компаний Тереза Херд, возглавляющая Intel, Густаво Лаури, курирующий We Believers и другие.

Всего в списке 50 позиций. Каждую из них занимает по-настоящему необычная личность, которая смогла добиться в своей деятельности огромных высот и поразила всех чем-то выходящим из ряда вон.

Это и является главным показателем креативности. Если она не причиняет вреда окружающим – то вполне может стать пожизненным штампом. Это сделает жизнь более интересной и успешной.

Упражнения для повышения уровня

Для начала нужно сделать вот что:

  • поверить в себя;
  • перестать себя ругать и критиковать;
  • составить список своих навыков и качеств, которые пригодятся в креативе;
  • поощрять воображение.

Упражнение 1. Придумайте развитие предложений, которые начинаются с «Что было бы, если»… Например, что было бы, если вода была льдом, люди передвигались по потолку, растения не росли на земле, а размеры бабочек были с корову?

Упражнение 2. Возьмите какое-то слово, для начала короткое (к примеру, сон). Теперь вообразите, что это аббревиатура и вам нужно её расшифровать

Неважно, что расшифровки кажутся нелепыми и странными, главное: тренируясь, вы развиваете изобретательность

Упражнение 3. Попробуйте по-другому посмотреть на знакомую из детства сказку. На примере сказки «Три поросёнка» ответьте, зачем волк хотел сломать домики поросят, почему поросята жили в отдельных домах, почему дома были из разного материала и так далее.

Упражнение 4. Нарисуйте на листе бумаги несколько маленьких крестиков, а затем создайте что-то из каждого: символ, предмет, человека или животное. Не повторяйтесь в рисунках.

Параметры креативности

На сегодняшний день в психологии используются параметры креативности, предложенные Д. Гилфордом, американским ученым, который активно занимался проблемами темперамента, мышления, исследованием интеллекта.

Гилфорд выявил два типа человеческой мыслительной деятельности:

  • Конвергентное, при котором индивид при решении стоящей перед ним задачи находит один вариант решения из множества имеющихся. Альтернатив может быть несколько, но их число всегда ограничено.
  • Дивергентное, отличающееся тем, что оно идет по различным направлениям, а не выбирает из заданного множества. Такой тип мышления обуславливает неожиданность, не типичность принятого решения.

Личности с дивергентным мышлением и есть креативные люди, они не решают задачу известными и традиционными методами, а прибегают к их поиску в различных направлениях.

Гилфорд выделяет следующие параметры креативности:

  1. Индивид способен найти и правильно сформулировать (поставить) проблему. Креативный человек видит возможность постановки задачи там, где другие люди не видят, ведь они уверены, в том, что все уже известно и решено.

  2. Возможность человека выдавать большое количество новых, свежих идей.

  3. Продуцированные идеи отличаются разноплановостью.

  4. Наличие оригинальности мышления. Человек апеллирует к отдаленным ассоциациям, имеет необычные ответы на вопросы, отходит от общепринятых стандартов.

  5. Способность личности добавлять детали к вещи или явлению, тем самым совершенствуя их, придавая новое качество, делая пригодным для нетрадиционного использования.

  6. Способности к анализу и синтезу, логическим построениям.

Другой известный психолог Е. Торенс, развивая теорию Гилфорда, представил процесс креативности в виде цепочки из пяти шагов:

  • Человек становится восприимчивым, чувствительным к появлению проблемы.
  • Он фиксируется на найденной задаче, начинает искать решение, выдвигает гипотезы.
  • Различные варианты решения, гипотезы проверяются, при необходимости – видоизменяются.
  • На заключительном этапе находится правильное в заданных условиях решение.

Торренс добавил к определению понятия креативности тот факт, что это явление возникает из-за чувства дисгармонии человека, вызванной неопределенностью (незавершенностью) его деятельности.

Преимущества креативности

Протоптанные дорожки хороши в стандартных ситуациях и позволяют добиваться статистических результатов. Например, всем известное грибное место в лесу. Минус сложно не заметить. Если вы придете последним в лес, то грибов останется мало. 

В подобных ситуациях, именно креативный подход может позволить получить существенные преимущества. Продолжая пример, можно вначале заходить далеко в лес, а потом уже начинать собирать грибы в обратную сторону. Суть проста, там грибов исходно больше, так как обычно, набрав корзинку, грибники возвращаются. Можно собирать грибы, совершая путь по окраине, так как нередко люди идут по центру, оставляя шлейф грибов по краям полянок. И так далее.

То есть, наличие креативности позволяет смотреть на ситуации под совершенно разными углами.

Это незаменимо в бизнесе и в быту (позволяет экономить и уменьшить свои расходы), в личной жизни (например, запоминающиеся романтические подарки своим умом и руками), в отдыхе (вы не сидите столбом, а отдыхаете интересно, весело и экстравагантно), в шоу и представлениях (когда непредвиденные ситуации нужно решать быстро и красиво). Словом, практически в любой ситуации.

Рассмотрим обратную сторону. Стоит понимать, что в отличии от стандартных методов, у креативности есть один большой недостаток — непредсказуемость. Вы не можете спрогнозировать результаты, вы не можете составлять какие-либо планы и прочее. 

Тем не менее, навык весьма полезный в обиходе, поэтому имеет смысл им обзавестись.

Механика работы креативного ума

Можно сказать, что есть традиционные и нетрадиционные способы решения проблемы. Люди, которые мыслите традиционно, они начинают вспоминать свой опыт, то чему их учили, то так как обычно поступают другие люди. И основываясь на этих данных, они находят ответ на  вопрос, который им нужно разрешить.

Однако. Это не единственный вариант мышления. Можно мыслить более продуктивно.

Креативные умы, решают проблему иначе. Они анализируют ситуацию и смотрят какие могут быть применены для решения проблемы методики и подходы, какими разнообразными способами можно прийти к результату. Также то, как можно иначе сформулировать вопрос, такой подход позволяет найти большее количество вариантов.

Креативно мыслящий человек не концентрирует свое внимание на шаблонных методах, он генерирует множество идей, он создает множество альтернативных решений, и способов найти ответ. В общем целый арсенал идей

На этот счёт есть одна история.

Однажды у Эйнштейна спросили, чем он отличается от обычного человека.

Он дал интересный ответ, что если  человеку дать задание найти иголку в стоге стена, то он, найдя иголку, успокоится. А Эйнштейн же напротив, продолжит искать, пока не найдет все возможные иголки.

Вот здесь налицо разница в подходах мышления.

Эта короткая история, учит нас то, как надо мыслить. Недостаточно найти только один вариант, только одну иголку, нужно отыскать все возможные варианты, все иголки какие только могут быть.

Вот очевидная разница между умом гения и обычным человеком.

Развить в себе креативное мышление это простой способ улучшить свою жизнь.

В интернете можно встретить предложения, типа: заработай без вложений. Но на проверку, все эти предложения оказываются пустыми обещаниями и обманом. Развивать же мышление можно не вкладывая денег. Достаточно просто поработать над собою.

Читайте по теме:

В этом плане можно вспомнить фильм «Области тьмы».

Там главный герой получил  таблетки, которые активизировали работу и благодаря этому он смог изменить свою жизнь, зарабатывать больше и  у него появилось много всяких приключений в жизни. Довольно интересный фильм при случае обязательно посмотрите.

Развитие креативности

Когда мы заняты одним видом деятельности – блокируются многие скрытые аспекты работы мозга. Мы включаем однонаправленное линейное мышление, и все мозговые процессы подчинены только ему. Надо заставить мозг работать латерально – в параллельном направлении. Как? Включить любимую негромкую, спокойную музыку без слов или специальную подборку креативной музыки, которых много в интернете. Либо также фоном можно смотреть или слушать телевизор, но не фильм или передачу, которые вы раньше не смотрели и очень хотите посмотреть. Идеально – информационные, новостные, музыкальные каналы, сериалы, которые вы видели, но цель достигнута. Мозг разблокирован, задействованы оба полушария. Соответственно, эффективность работы повышается на порядок.

Развитие креативности личности достигается таким приемом – «зарядиться» чужим креативом. Это знает любой криэйтор, который постоянно испытывает творческие кризисы. Заряжаться можно по-разному – пойти на концерт экспериментальной музыки, обратиться к авторскому кинематографу или театральной постановке, картинам экспрессионистов, кубистов… Главное – в результате задуматься, что же хотел сказать автор? Кто-то черпает у природы, например, ходит в зоопарк. Каждый должен находить свой рецепт, от чего ему можно получить вдохновение.

Очень простой совет – сделать креативную паузу. Стандартная ошибка в том, что перезагрузку даст пассивный отдых на диване или сон. Да, мозг отдыхает, но никакого дополнительного драйва не создается, и развитие креативности не происходит.

Что же советуют психологи, и что используют современные криэйторы? Например, такой занятный способ – заглянуть в холодильник и  постараться приготовить новое блюдо из существующих продуктов. Придумывая новый рецепт, вы переключаетесь и заставляете работать правое полушарие. Можно посмотреть вокруг и попробовать мысленно сделать перестановку. Главное очень четко представить результат – тогда и ментальной перестановки достаточно. Также простое действенное упражнение для роста креативности – в воображении представить белый лист и написать цветными красками свое имя, попытаться потрогать эту надпись и ощутить ее текстуру, наделить запахом и почувствовать его, а потом стереть все. И самый, пожалуй, приятный способ – «станцевать проблему». Просто спонтанно, свободно, как хочется, двигаясь танцевать, думая о вашей задаче. Постараться перевести ее на язык тела и преобразовать в движение. Помимо вспыхнувших идей вы гарантированно получите эмоциональный всплеск и улучшите физическое состояние.

Еще один очень хороший совет – изменить что-то в своем повседневном укладе жизни. Что помогает? Смена диеты, разгрузочный день, однодневное голодание, чистка зубов со щеткой в другой руке. В ход идут физические изменения, которые влекут за собой обязательно и мозговые процессы. Можно попробовать стимулировать креативность, вовлекаясь в новые, необычные виды деятельности – сходить на танцевальный мастер-класс или курсы сомелье. Либо это может быть интенсивная прогулка, занятие или даже просто наблюдение за спортивными занятиями. Новая деятельность разблокирует креативную, правополушарную часть мозга, и заставит его творить.

Прикладную ценность имеет следующее упражнение. Это задача написать как можно больше новых применений обыденному предмету или же так называемый «мозговой штурм» – запись всех идей по интересующему вас вопросу, и только по окончанию всех записей их критическая оценка и отбор. Этот способ используется во многих организациях в формате совещания и позволяет получить максимум креативных идей, одновременно устроив психологическую разгрузку сотрудникам.

Что такое креативный класс и есть ли он в России?

Креативным классом в странах Европы и в Америке принято называть людей, проектирующих и создающих новые идеи, образы, продукты. Это дизайнеры, специалисты по рекламе, маркетологи и так далее. Глобальная задача так называемого креативного класса – изменить мир, сделать его удобнее и приспособить под нужды населения. В менее глобальном смысле – придать привлекательный вид продукции, внедрить какие-либо новшества, связанные с бытовым комфортом, добавить функциональности в предметы обихода и технику. В России как такового креативного класса нет. Здесь эти люди в меньшинстве, поскольку общество на данный момент нуждается в креативных разработках меньше, чем европейское или американское. Это связано с особенностями культуры и менталитета. Однако можно точно сказать, что креативное направление деятельности в России развивается. Находятся и создаются новые ниши на рынке услуг, где требуются креативные специалисты. Трудно спрогнозировать, догонит ли в этом смысле Россия Европу, но можно не сомневаться, что креативный класс получит развитие и в России.

Развитие креативности

Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Упражнение «Увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.

Упражнение «Дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Упражнение «Любимая мелодия»

Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.

Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?

Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности — не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.

Что такое креативность

Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».

В психологии креативность это:

  • умение создания интересных идей;
  • предложение неожиданных решений проблем;
  • отклонение от привычных алгоритмов мышления.

Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметов искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством. Таким образом, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.

А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей считал, что на самом высшем уровне среди нужд и желаний человека является самоактуализация – выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы можем предъявить это миру.

Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий и изобретений являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо руки для того, что сбить банан с куста.

Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Высокий интеллект, т.е. умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности. Человек настолько уверен в своих базовых знаниях, так логично выстроил картину мироздания, что выход за рамки установленных шаблонов не представляется возможным.

Случается и так, что у человека в научной среде, обладающего обширными познаниями и опытом, рождаются креативные мысли, но воплотить в реалии он их не может в связи с низкой самооценкой, страхом и т.д.

Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:

  1. Понимание индивидом существующей проблемы и недостаточности или противоречивости имеющихся у него ресурсов (знаний и навыков) для ее решения. Особая чувствительность по отношению к возникшей ситуации, наличие фрустрации.
  2. Желание решить вопрос, найти выход, подтвердить или опровергнуть существующие решения и гипотезы.

Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту, но являющееся обособленным понятием в психологии. Креативными считаются дети, которые еще не обладают установками и знаниями, мешающими творчески подходить к вопросу.

Выводы

Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими психологами. Полученные в их исследованиях данные позволяют констатировать следующее:

— существует связь креативности с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена;

— нельзя пока с полной уверенностью отделить креативность от интеллекта в традиционном понимании;

— пока не найдены надежные способы измерения креативности.

Также читайте:
О типах темперамента (Б.Г. Ананьев)
Общение как коммуникация
Социокультурный подход
Ранний этап научного творчества Ж. Пиаже
Иерархические структуры в организациях

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.