Эмоциональность

Изменение мышления

В рамках темы, касающейся устойчивости эмоционального состояния, надо поговорить о том, что без преобразования своего собственного восприятия усилить это качество не получится.

Человек, желающий стать «крепче», обязан осознать: если он не может изменить обстоятельства, то переменить испытываемое к ним отношение ему подвластно.

Допустим, во время прогулки он заметил собаку, лающую на кого-то. Человек не станет раздражаться – просто пройдет мимо, потому что через 1-2 минуты лай перестанет до него доноситься. Точно так же и со сложными ситуациями. Надо прекратить воспринимать их как нечто, что происходит лично ему во вред. Они просто имеют право на существование.

Когда человек позволяет событиям идти так, как «задумано Судьбой» — они так и проходят мимо. Если он «цепляется» за все, ситуация усугубляется. Это философский подход, не всем он близок, но для многих является подходящим.

Также эмоциональная устойчивость человека зависит от условий, в которых он живет. Если у него от природы реактивный тип нервной деятельности, то лучше ему вести интенсивный образ жизни. Без возможности выплеснуть свою энергию такой личности будет очень дискомфортно. А психика человека устойчива лишь тогда, когда его образ жизни соответствует его природным предрасположенностям.

Еще очень важно систематически разгружать свою нервную систему. Особенно это важно людям, занятых на таких работах, которые требуют повышенной эмоциональной устойчивости (педагоги, врачи, предприниматели, спасатели и т

д.). Постоянное давление оказывает негативное влияние на психику. Следствием становится постоянная усталость, нервозность, раздражительность. Это сильно ослабляет нервную систему. И когда случается какая-либо стрессовая ситуация (пусть даже незначительная) – человек не в силах с нею справиться.

Результаты

Что же получается по итогам данной тестовой методики? Эмоциональная устойчивость может быть четырех уровней:

  • Высокий (до 7 баллов). Человек имеет стабильную психику. Вряд ли ему страшны хоть какие-то эмоциональные стрессы. Это неплохо, но рекомендуется все равно поддерживать свою нервную систему в таком же состоянии.
  • Средний (8-9 баллов). Человек довольно уравновешен, умеет адекватно реагировать на подавляющее большинство ситуаций, вызывающих стресс. У большинства людей уровень именно такой.
  • Низкий (15-20 баллов). Чрезмерная эмоциональность отличает человека – ему не помешало бы обрести навыки психической саморегуляции. Может быть, даже стоит принимать успокаивающие травяные сборы.
  • Критический (21-25 баллов). Людям с таким показателем присуща крайняя степень возбудимости. У них очень низкая психологическая защита, а их нервы «обнажены». Таким лицам часто показаны транквилизаторы. Многие ходят к психотерапевтам.

Функции

Психологи выделяют ряд функций, которые выполняют эмоции:

  1. Мобилизация. Эта функция проявляется на физиологическом уровне. Основные проявления — выброс в кровь адреналина, притупление ощущений, сужение сознания. Описанные проявления помогают отбросить лишние мысли, действовать согласно конкретной ситуации.
  2. Оценка. С помощью эмоций можно моментально оценить сложившуюся ситуацию или внешний раздражитель. Эмоциональная оценка появляется прежде, чем будет составлен развернутый ответ. Первое впечатление о новом человеке крайне сложно разрушить.
  3. Компенсация. Эмоции можно назвать высшим порядком интеллекта. Они не идут вразрез с разумом. Психологи называют их ресурсом для решения разных задач. Например, с помощью положительных эмоций можно усилить потребности, а с помощью отрицательных — снизить их эффективность.
  4. Следообразование. Часто случаются ситуации, когда эмоции проявляются слишком поздно, когда все закончилось, ничего серьезного изменить невозможно. Созданный эмоциональный эффект закрепляется в памяти, будет возникать при появлении подобных ситуаций.
  5. Коммуникация. Эмоции имеют экспрессивный компонент. Они прозрачны для социума. Например, когда один человек выражает боль, горечь утраты, у окружающих возникает альтруистическая мотивация, желание помочь. Часто подобные проявления приводят к новым знакомствам, которые могут сыграть значительную роль в жизни.

Как стать более спокойным?

Большая эмоциональность может принести личности не меньше трудностей, чем холодность и отстраненность. Нет никаких упражнений для того, чтобы стать менее пассионарным, здесь вам поможет обычный здравый смысл. Чрезмерная экспрессивность уместна на театральных подмостках или в домашней среде с людьми, которые хорошо вас знают. Но сильное проявление вашего настроения и внутренних переживаний не одобрят коллеги или шеф. «Фильтруйте», что и как вы говорите, как себя ведете.

Станьте наблюдателем самого себя, так как превратиться из очень открытого человека в рассудительного даже более сложно, чем наоборот.

Шкала отклика

Эта методика представляет собой опросник из 25 утверждений, определяющий степень развитости эмпатии у личности.

Проходящему тест необходимо оценить свое согласие: всегда, часто, редко, никогда.

Суждение Ответ
В Ч Р Н
1 Я грущу, когда вижу, что кто-то ощущает себя одиноко в обществе компании.
2 Когда окружающие не умеют сдерживать себя и открыто показывают свои эмоции — это неприятно.
3 Когда человек волнуется рядом со мной, я чувствую то же самое.
4 Я полагаю, что слезы от счастья — это глупость.
5 Неприятности своих друзей я переживаю тоже.
6 Порой песни о любви пробуждают во мне чувствительность.
7 Я бы очень беспокоилась, если бы мне необходимо было передать кому-либо неприятные новости.
8 На мое состояние сильно влияет окружение.
9 Я бы хотела иметь работу, сопряженную с общением.
10 Мне нравится видеть, как люди получают подарки.
11 Когда я вижу/слышу, что человек плачет, то огорчаюсь сама.
12 Слушая определенную музыку, я испытываю счастье.
13 Когда я читаю художественное произведение, переживаю так сильно, словно все это происходит в реальности.
14 Я злюсь, когда вижу, что с человеком ужасно обращаются.
15 Я могу сохранять спокойствие, даже когда все вокруг паникуют.
16 Меня нервирует, когда люди льют слезы.
17 Когда я принимаю решение, чье-либо мнение, как правило, не имеет значения.
18 Я тоже выхожу из себя, когда люди вокруг чем-то обеспокоены.
19 Я тревожусь, если вижу людей, переживающих по пустякам.
20 Я беспокоюсь, если вижу, как страдают животные.
21 Глупо беспокоиться о том, что происходит в книге или кино.
22 Я грущу, когда вижу немощных людей.
23 Я очень эмоционирую при просмотре фильма.
24 Я могу быть безучастной к любому беспокойству, происходящему вокруг.
25 Дети рыдают без серьезного повода.

Итоги

Количество баллов за ответ
В – согласен (всегда) Ч – часто Р – редко Н – никогда
1 4 3 2 1
2 1 2 3 4
3 4 3 2 1
4 1 2 3 4
5 4 3 2 1
6 4 3 2 1
7 4 3 2 1
8 4 3 2 1
9 4 3 2 1
10 4 3 2 1
11 4 3 2 1
12 4 3 2 1
13 4 3 2 1
14 4 3 2 1
15 1 2 3 4
16 1 2 3 4
17 1 2 3 4
18 4 3 2 1
19 4 3 2 1
20 4 3 2 1
21 1 2 3 4
22 4 3 2 1
23 4 3 2 1
24 1 2 3 4
25 1 2 3 4
Сумма

Теперь подсчитайте результаты:

  • 11 баллов — крайне сниженный уровень эмпатии;
  • 12-36 — низкий;
  • 37-62 — нормальный;
  • 63-81 — высокий;
  • 82-90 — повышенный.

Каковы последствия безэмоциональности?

Не способным выразить свои чувства людям очень трудно строить отношения с другими людьми. Социальные контакты у них предельно скромные. Друзей нет. Романтических отношений, естественно, тоже нет. Не жизнь, а сплошная тягомотина.

Все бы ничего, и с безэмоциональностью можно было бы как-то существовать, если бы не ее зловредное влияние на наше здоровье.

Во-первых, одинокие люди в среднем живут лет этак на пять меньше, нежели те, кто решился связать себя узами брака. Во-вторых, долговременное сдерживание эмоций чревато психологическими срывами, что само по себе здоровья человеку не прибавляет…

Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния

Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.

Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы

Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.

Красная зона

Проявления:

  • безнадежность;
  • бессилие;
  • депрессия;
  • отчаяние;
  • неуверенность;
  • горечь;
  • зависть;
  • несчастье;
  • унижение;
  • страх;
  • стыд;
  • заброшенность.

Чтобы продвигаться по негативной зоне, нужно испытать негатив, стараться выражать его, чтобы двигаться к положительным эмоциям.

Оранжевая

Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:

  • испуг;
  • отстраненность;
  • возмущенность;
  • недооцененность;
  • злость;
  • жажда мести;
  • вина;
  • недоверие;
  • обида;
  • ненависть;
  • обескураженность.

Важно быть терпеливым при преодолении различных зон шкалы. Чтобы избавиться от негативных чувств, можно пользоваться естественными механизмами психологической защиты, например, перекладыванием вины на других

Это помогает освободиться от негатива.

Желтая

Это зона разочарования. Чувства:

  • беспокойство;
  • грусть;
  • разочарование;
  • раздражение;
  • сомнение;
  • жалость к себе;
  • одиночество;
  • подавленность;
  • тревога;
  • сожаление.

При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.

Зеленая

Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:

  • скучно;
  • пусто;
  • нормально;
  • безразлично.

На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости

Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.

Голубая

На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:

  • доверием;
  • ценностью;
  • благородностью;
  • весельем;
  • принятием;
  • заинтересованностью.

Синяя

С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере

Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:

  • уверенностью;
  • одобрением;
  • уважением;
  • предвкушением интересных событий.

На этом уровне человек чувствует безопасность, удовлетворение. У него появляется энтузиазм, силы к достижению поставленных целей.

Фиолетовая

Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.

Структура эмоциональной сферы

  1. Эмоциональная возбудимость – готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. При повышенной эмоциональной возбудимости эмоциональные реакции в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия.
  2. Сила эмоций – энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными.
  3. Эмоциональная устойчивость – сопротивляемость действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, терпеливость, ведущие к стабильности состояния.
  4. Эмоциональная лабильность – подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену стуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.
  5. Общая эмоциональная направленность личности проявляется в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.

См.также: Волевая сфера личности

Полезно ли чрезмерное проявление эмоций?

Повышенная эмоциональность является другой стороной чрезмерности в вопросе о проявлении чувств и степени открытости. Наверняка вы знаете таких людей — рубаха-парень в коллективе, свой в доску человек, не имеющий тайн и секретов ни от кого. Хорошо ли быть таким, или такой темперамент — это скорее недостаток?

Прежде всего, поговорим о преимуществе, которым обладает человек, чье свойство характера — большая эмоциональность. Это наличие обширного круга знакомых, легкость в знакомстве с новыми людьми, возможность не скучать в одиночестве. На первый взгляд может показаться, что и впрямь лучше быть открытым человеком, чем эмоционально ограниченным.

Но есть и свои минусы в жизни таких людей. Вследствие такой открытости общественность знает о жизни этого человека в буквальном смысле все. Высокая эмоциональность — это именно тот фактор, который не оставляет места для тайн, секретов. Кроме того, такой человек может считаться психически неустойчивым, ведь он не будет скрывать своей радости или плохого настроения.

Эмоции, их функции и виды

Определение 1

Эмоциональная сфера – это отражение субъективного отношения к предметам и явлениям, значимым для человека.

Существенная характеристика эмоций – их субъективность. Любая активность человека сопровождается эмоциональным переживанием.

В переводе с латинского языка «эмоция» означает волновать, потрясать, возбуждать. Удовлетворяя свои потребности, человек получает положительные эмоции, а при невозможности их удовлетворить – отрицательные. В течение длительного времени ученые считали эмоции явлением, которое досталось человеку от его далеких животных предков.

Сегодня хорошо известно, что в структуру эмоций входит субъективный и познавательный компоненты, поэтому обусловленность эмоций двойная – потребности человека, с одной стороны, определяющие его отношение к объекту эмоций и, способность отразить и понять свойства этого объекта – с другой стороны.

Эмоции человека отличаются большим разнообразием и каждая из них своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям, способам регуляции.

Эмоции можно разделить на положительные и отрицательные.

По критерию мобилизации ресурсов организма человека выделяются стенические и астенические эмоции, действующие противоположным образом. Если стенические эмоции вызывают прилив энергии, подъем и активность, то астенические вызывают противоположные чувства.

Различаются эмоции и по потребностям – низшие эмоции, вызывающие общие ощущения, например, голод, жажду, ощущение холода или тепла и высшие эмоции, связанные с общественными отношениями.

По поводу того, какова роль эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности человека, мнения ученых разделились.

Для эмоций характерны свои признаки:

  • человек реагирует на ситуацию возникновением эмоции, а не на раздражитель;
  • заблаговременная реакция на ситуацию и её оценка;
  • дифференцированная оценка разных ситуаций;
  • механизм адекватной и заблаговременной подготовки к ситуации;
  • механизм закрепления отрицательного и положительного опыта.

Кроме признаков эмоции имеют свои функции – мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную, защитную, которая возникает моментально и позволяет защититься от опасностей.

Глубина внутренней жизни человека выражается в эмоциональных проявлениях, а одинаковые раздражители вызывают у разных людей разные и непохожие реакции.

Взаимодействие между людьми не может обойтись без эмоциональных проявлений, поэтому коммуникативная функция эмоций относится к одной из важнейших. Посредством эмоций человек показывает свое отношение к действительности, к другим людям.

Темперамент

Темперамент — совокупность душевных и психофизиологических особенностей конкретного человека, которые определяют степень его нервной возбудимости и выражаются во взаимодействии с окружающим миром, проявляясь в его поведении.

Темперамент дает характеристику личности человека в динамике его психической деятельности. Отличительными признаками каждого типа темперамента являются особенности психических состояний и процессов: их темпа, ритма, скорости и интенсивности протекания. Темперамент характеризуется степенью активности, эмоциональности и энергетического потенциала психики индивида. 

Активность проявляется либо в энергичности (стремительности, быстроте) индивида, либо в заторможенности (медлительности, инертности) его реакций.

Эмоциональность характеризует особенности проявления эмоциональных реакций, чувств, настроения. Различают два аспекта проявления эмоциональности — в положительном или отрицательном ключе.

В зависимости от этих признаков различают четыре типа темперамента:

  1. Сангвиник — очень деятельный, живой, активный человек с плавно меняющимся настроением. Он быстро реагирует на все события, происходящие в окружающей действительности, не склонен зацикливаться на неприятностях и неудачах, воспринимает все в позитивном ракурсе, быстро забывает обиды. Сангвиники обладают выразительной мимикой, про них говорят «все на лице написано». Если работа им интересна, делают ее быстро и продуктивно, полностью погрузившись в процесс. При отсутствии интереса выполняют работу поверхностно, так как скука вызывает безразличие к делу. 
  2. Холерик — такой же быстрый, порывистый, страстный человек, но в отличие от сангвиника крайне неуравновешен. Этому типу присуща резкая смена настроения, которая сопровождается эмоциональными вспышками, часто имеющими негативный характер (раздражение, гнев). Холерикам свойственно увлекаться и растрачивать свои силы на эмоции. Поэтому их неустойчивая нервная система быстро истощается.
  3. Флегматик — медлительный, крайне невозмутимый человек со стабильным настроением и устойчивыми стремлениями. Эмоции и чувства внешне почти никак не проявляются. Такое же спокойствие и уравновешенность характерно для него в любом виде деятельности. В работе проявляет завидную настойчивость и упорство — пусть медленно, но доведет ее до конца. Флегматики компенсируют медлительность основательным подходом к решению проблемы, тщательным и скрупулезным выполнением своих обязанностей.
  4. Меланхолик — тип личности, склонный к постоянному болезненному переживанию происшедших или предстоящих событий. Является очень впечатлительным и легко ранимым человеком. Может в своем воображении долго проигрывать различные варианты продолжения событий или их будущие сценарии. Зацикливаясь на своих переживаниях, мало реагирует на внешние обстоятельства, замыкаясь во внутреннем мире, что является причиной рассеянности, забывчивости и ненадлежащего выполнения поставленных задач.

Как происходит развитие свойств личности

На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.

В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.

Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.

Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.

Как себя контролировать?

Развитие эмоциональной устойчивости интересует многих людей. Что же нужно сделать для ее формирования? Научиться не избегать эмоций, а, наоборот, встречаться с ними лицом к лицу.

Даже обычное их словесное обозначение существенно снижает интенсивность переживания. Такой простой прием помогает как бы «локализовать» эмоцию. Ведь всегда намного проще обращаться с явлением или предметом, если у него есть название.

К сожалению, далеко не каждый человек способен понять, что именно он сейчас чувствует. Как ни странно, но часто причиной становится осуждение или запрет на проявление эмоций. Это колоссальная ошибка общества, семей, образовательных учреждений и т. д. Многие люди действительно считают, что гневаться нельзя, грустить плохо, а бурно радоваться и вовсе неприлично. Разумеется, они привыкают подавлять эмоции, маскировать их, выдавать одно за другое. С возрастом такая модель поведения крепчает, у человека стираются истинные представления о своих чувствах. Он и сам может не понимать, что за его гневом стоит глубокая печаль, а за сильным страхом – возбужденность, тревога.

Поэтому важно каждый раз обращаться к самому себе с вопросом: что я чувствую? Нельзя подавлять эмоции. Потому что они – это энергия

И если она не находит выхода из-за того, что человек ее подавляет, то просто начинает уничтожать его изнутри.

Эмоциональный интеллект: понятие и ключевые аспекты

Человек, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, не только разумно управляет своими эмоциями и решает связанные с ними проблемы, но и постоянно развивается в эмоциональном плане. Эмоционально развитый человек прекрасно знает, что трудные эмоции нельзя игнорировать или подавлять, иначе они могут в ближайшем будущем стать причиной возникновения серьезных проблем со здоровьем.

Об эмоциональном интеллекте и его развитии начали активно говорить в начале 2000‑х годов. Хотя сфера испытываемых человеком эмоций всегда интересовала научные сообщества во всем мире, но только в 2002 году психологам В. Смиту и Д

Канеману удалось доказать, что во время принятия решений любой степени важности люди руководствуются эмоциональным, а не логическим интеллектом. За это важнейшее открытие ученым была вручена Нобелевская премия по экономике

Чтобы доказать, что эмоции влияют на нашу повседневную жизнь самым непосредственным образом, Смит и Канеман провели интереснейший эксперимент, результаты которого показали, что человек, приобретая или теряя одну и ту же сумму денег, испытывает совершено разные по силе эмоции (переживания).

Эмоциональный интеллект тесно связан с общим интеллектом и не может без него существовать. Профессор кафедры Йельского университета, соавтор концепции развития эмоционального интеллекта, специалист в области менеджмента и известный американский психолог Дэвид Р. Карузо утверждает, что эмоциональный интеллект не является противоположностью общего интеллекта, а представляет собой единственную в своем роде дорогу, на которой они пересекаются.

Некоторые люди могут обладать развитым общим интеллектом, но иметь проблемы с эмоциональным интеллектом. Многие гениальные ученые, создавшие ту или иную инновационную технологию или придумавшие новую теорию, часто испытывают проблемы с подбором одежды или забывают принять душ, а не умеющий писать без ошибок торговец может самого скептически настроенного покупателя без труда убедить в том, что ему просто необходимо приобрести какую-то безделушку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.