Интеллект 9 типы. девять типов интеллекта

4 распространенных мифа об интеллекте

Не верьте всему, что вам говорят про интеллект! Многие постулаты давным-давно устарели и были опровергнуты, но до сих пор “гуляют” в массах. Например, миф о том, что человек использует лишь 3 % своего мозга. Ученые выяснили, что это не так, но людям так нравится эта идея, что они не готовы с ней расстаться.

Вот еще несколько распространенных заблуждений об интеллекте.

Миф 1. Если у вас хороший от природы интеллект, его не нужно развивать.

Люди рождаются с разными умственными способностями – это факт. Однако это не значит, что кто-то будет пахать как лошадь, а кто-то – всю жизнь пользоваться тем, что досталось ему случайно. Если интеллект не развивать, он очень быстро деградирует.

Хорошие интеллектуальные данные стоит рассматривать как аванс, который поможет вам быстрее достичь высоких результатов. Если, конечно, упорно работать и заниматься развитием. И уж точно нельзя использовать их как корм для тщеславия и высокомерия.

Миф 2. Чем старше человек становится, тем сложнее ему развивать интеллект.

В детстве, пока мозг человека еще не до конца сформирован, он очень восприимчив и гибок, как пластилин. Когда завершается формирование всех отделов и структур, мозг утрачивает свою первоначальную гибкость. Происходит это к 15–17 годам. Затем уже возраст не оказывает особого влияния на развитие интеллектуальных способностей. Имеет значение лишь то, занимался человек до этого или нет.

Миф 3. Можно эффективно развивать интеллект, углубляясь лишь в одну область.

Из этого мифа вытекает еще один, очень вредный, – “Школьные знания нам не пригодятся в жизни”. Вам наверняка приходилось слышать или читать рассуждения в духе “А зачем мне, вообще, математика? Что я буду делать с этими формулами?” Или “Мне не нужна биология, я не собираюсь быть ботаником”.

Они в корне неверны. Даже если сами знания вы не будете использовать в повседневной жизни, процесс их получения формирует ваш интеллект. В разных науках используются совершенно разные принципы, методы и подходы. Изучая их, вы формируете развернутую картину мира и учитесь смотреть на вещи с разных сторон.

Миф 4. Развив интеллект до максимально высокого уровня, можно расслабиться и больше им не заниматься.

Все сознательные психические функции и процессы требуют постоянной тренировки. Нельзя прийти в одну точку и остаться в ней навсегда. Можно либо идти вперед, либо катиться назад.

Да и человек вряд ли сможет остановиться, когда достигнет высокого уровня. Потому что эффект от такого развития просто ошеломительный и с лихвой окупает затраченные усилия. Так что если вы чувствуете, что хотите прекратить занятия, значит, до высокого уровня вам еще очень далеко.

Духовный интеллект (SQ)

Spiritual Quotient – высший из всех видов интеллекта человека. Именно духовный интеллект делает человека личностью, способной ставить жизненные цели, искать и находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями. Если эмоциональным интеллектом наряду с людьми обладают все высшие млекопитающие, то интеллект духовный – прерогатива исключительно человека.

Как раз в развитие темы духовного интеллекта появилась следующая книга Стивена Кови про так называемый «Восьмой навык». Как вы наверняка догадались по названию, эта книга стала своеобразным продолжением прогремевшего на весь мир бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей».

У Стивена Кови восьмой навык – это способность обрести свой голос и вдохновить других людей обрести свои голоса. «Обрести свой голос» по Кови – это умение выбрать свой жизненный путь, который не обязательно совпадет, а скорее даже совсем не совпадет с усредненным опытом сотен тысяч людей. Это способность делать свой выбор в любой ситуации. По сути, свой голос – это «Путь к Величию», когда человек проживает жизнь со смыслом и осознанием ее смысла. Разумеется, такой подход невозможен без духовного интеллекта.

Во многом перекликается с этими идеями еще одна книга Стивена Кови «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие»

Духовный интеллект предполагает способность оглянуться на свою жизнь и найти те самые несколько главных вещей, которыми следует заниматься в первую очередь. Стивен Кови, как мы видим, предлагает свой список таких «главных вещей»:

  1. Жить.
  2. Любить.
  3. Учиться.
  4. Оставить наследие.

Возможно, ваш личный список будет выглядеть как-то иначе, но суть одна: главным вещам в своей жизни следует уделять основное внимание. Также нельзя позволять второстепенной суете занимать главное место и основное время вашей жизни

Это вовсе не значит, что человек не должен или ему не придется заниматься рутиной. Придется, однако, этот процесс можно упорядочить, выделив всему свое время. Этому, кстати, также может помочь ранее упоминавшаяся матрица управления временем.

Таким образом, теперь у вас есть еще один ответ на вопрос «Как стать умнее?» и конкретные подсказки, в каком направлении развиваться. Совершенно не сложно определить, какие типы интеллекта у вас развиты в данный момент в большей степени, а чему следует уделить больше внимания. Дело осталось за малым – начать действовать.

А помочь вам в этом, кстати говоря, может наш курс «Когнитивистика», направленный на развитие мышления. За пару месяцев вы сможете освоить более двух десятков эффективных мыслительных техник, позволяющих находить решения самых сложных и нестандартных задач, достигать больших успехов и делать свою жизнь лучше.

Желаем вам успехов и ждем на наших программах!

Развитие интеллекта

Учеными был доказан факт, что интеллект можно развивать, были проведены разные эмпирические исследования. где установили взаимосвязь, человек читающий и развивающийся имеет лучшие показатели по интеллекту с возрастом, в отличии от людей, которые после окончания ВУЗов перестают насыщать интеллектуально мозг и перестают развиваться. Интеллект — есть интегральная познавательная система, которая состоит из подсистем: перцептивная; мнемическая; мыслительная. Цель эти подсистем есть информационное обеспечение взаимодействия человека с окружающей средой: Интеллект это совокупность всех познавательных функций индивида; Интеллект связан с интересом к жизни и развитым воображением. Развить воображение можно, выполняя простые упражнения с использованием гротеска и рисования; Можно развивать интеллект через решение задач на воображение; Интеллект это мышление, высший познавательный процесс;

Стоит отметить, что среди факторов, влияющих на развитие интеллекта, называются размеры и строение мозга, гены, наследственность, социальное и культурное окружение, воспитание и образование. Также можно еще сказать, что интеллект это умственные способности, разум, способность учиться из опыта, умение адаптироваться, быть адекватным внешним раздражителям, применять знания, чтобы уметь управлять окружающей средой, мыслить логически и абстрактно. Но это еще и общая способность к познанию и решению проблем, усвоению нового, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение; восприятие; память; представление; мышление; воображение;

Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

Обработка результатов теста Векслера

После того как человек выполнил все субтесты, нужно правильно подсчитать и интерпретировать полученные балы в итоговый результат. Для этого процесса необходимо иметь под рукой необходимые для этого таблицы.

Оценка проводится на трех уровнях:

  1. Подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербальной и невербальной составляющих.
  2. Анализ профиля оценок выполнения на основе коэффициентов.
  3. Качественная интерпретация оценок с учетом наблюдения за поведением тестируемого и другой диагностируемой информации.

Стандартная обработка состоит в том, что психолог подсчитывает первичные баллы по каждому из заданий, то есть суммирует «сырые» оценки испытуемого. После этого посредством специальных таблиц «сырой» результат приводится к стандартному и отображается в виде профиля. Суммированные результаты в стандартной форме определяют показатели общего, невербального и вербального интеллекта.

Классификация результатов выглядит следующим образом:

  1. 130 баллов и больше — очень высокий коэффициент интеллекта.
  2. 120-129 баллов — высокий уровень.
  3. 110-119 баллов — хорошая норма.
  4. 90-109 баллов — средний коэффициент интеллекта.
  5. 80-89 баллов являются плохой нормой.
  6. 70-79 баллов являются отрезком пограничной зоны.
  7. 69 баллов и ниже свидетельствуют о наличии у испытуемого умственного дефекта.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Как определить интеллект?

Правду сказать, точной методики, позволяющей определить IQ, не существует. Чаще всего используют тест на интеллект, автором которого является Айзенк. Однако эта методика, даже не глядя на ее популярность, несколько проигрывает другим. Тесты Р. Амтхауэра, Д. Равена, Д. Векслера, Р. Б. Кеттелла являются более точными. Поэтому, чтобы определить свой уровень интеллекта, необходимо применить несколько из них, а возможно, все. Только тогда полученный балл будет более точно соответствовать вашим умственным способностям.

Помните, что любая методика определяет IQ относительно умственного развития «среднего» человека в соответствии с возрастом. И все же большинство людей справедливо считают, что идеальный тест на интеллект до сих пор не найден. Ведь любая методика показывает лишь уровень знаний и осведомленности.

Качества интеллекта

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек.

При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Интеллект — способность индивида обобщенно, схематично осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через описание отдельных его свойств. Носителями интеллекта являются опыт умственной деятельности индивида, сформировавшееся у него ментальное пространство, способность к презентации структурного представления исследуемого явления в сознании индивида.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида, его чувствительности к поисковым проблемам — его креативности.

Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.

Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний на новые объекты.

Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта, семантическим полем его сознания — индивидуальной системой значений, структурой интеллекта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое щелевое мышление, суженное до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм. В групповом мышлении начинают преобладать стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании, так и в структуре интеллекта.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Разновидности

Существует много классификаций видов интеллекта. Одна из них выделяет следующие его типы:

  • социальный;
  • эмоциональный;
  • физический;
  • духовный;
  • пространственный;
  • логический;
  • вербальный;
  • творческий.

Социальный интеллект

Совокупность способностей и навыков индивида, отвечающая за его успешное взаимодействие с социумом:

  • понимание мотивов собственного поведения;
  • понимание поведения окружающих людей;
  • анализ ситуации и принятие решения о своих действиях сообразно ей.

Социальный интеллект можно рассматривать как характерную черту личности человека, так как он отвечает за межличностное общение. В то же время он обладает функцией познания (человеку приходится изучать характерные черты других людей, их поведение). Характеристикой социального интеллекта можно считать приобретенные во время процесса социализация навыки, знания, умения, которые помогают налаживать контакт с другими людьми и эффективно управлять их поведением.

Эмоциональный интеллект

Совокупность способностей и навыков индивида:

  • управлять собственными эмоциональным состоянием;
  • вызывать эмоции других людей, управляя ими;
  • понимать собственные желания, мотивацию, намерения;
  • понимать желания, мотивацию и намерения других людей;
  • распознавать эмоциональное состояние окружающих.

Эмоциональный интеллект крайне важен для эффективного взаимодействия с окружающими, основанного на эмоциональной связи с ними, а также для управления собственными эмоциями. В сумме с социальным интеллектом дает человеку возможность добиться успеха в жизни и карьере.

Физический интеллект

Проявляется в координации движений, ловкости, моторике рук. Для его развития надо заниматься спортом, йогой, танцами. Доказана прямая связь между развитием физического интеллекта с умственным. В частности, у детей, занимающихся мелкой моторикой, лучше развита речь и письмо.

Духовный интеллект

Характеризуется способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, самодисциплине, умению мотивировать себя, ставить и достигать целей. Развить можно с помощью медитаций, других восточных практик, а также внутреннего диалога с собой, размышлений о смысле жизни и ее целях. 

Пространственный интеллект

Основан на зрительном восприятии. Характеризуется способностью создавать в воображении визуальные образы и манипулировать ими. Развивается через творческое самовыражение (рисование, лепка), тренировку наблюдательности, ориентирование в незнакомой обстановке.

Логический интеллект

Выражается наличием навыков логического мышления, вычисления, рассуждения, способности индивида анализировать, сопоставлять, находить закономерности, делать выводы. Для его развития рекомендуется решать различные логические задачи.

Вербальный интеллект

Является основой для таких важнейших навыков, как устная и письменная речь. Тренируется при чтении книг, в том числе вслух, сочинении стихов, изучении иностранных языков, разговорном общении (включая иностранный язык).

Творческий интеллект

Отвечает за способность к самовыражению, генерированию идей, созданию чего-то нового, различным видам творчества. Тренируется посредством занятий, развивающих творческое правое полушарие — рисованием, лепкой, музыкой, танцами, пением, написанием стихов и прозы.

Подвидом творческого интеллекта является музыкальный. Он выражается в проявлении «музыкального слуха» — ощущения ритма, такта, способности точно воспроизвести услышанную мелодию. Для его развития желательно слушать музыкальные произведения, заниматься пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.

Что такое интеллект

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом

Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов — в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях — умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление — допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез, разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает.
Одним из наиболее известных тестов является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов. Для детей от 7 лет существует тест IQ, разработанный в НИПНИ им. В. М. Бехтерева под руководством профессора Л. И. Вассермана.

Что такое интеллект человека?

В переводе с латинского интеллект означает «познание», «понимание». Под интеллектом подразумевается способность людей в восприятии и запоминании различной информации, склонность к решению сложных задач и жизненных ситуаций при помощи мозговой деятельности, а именно путем логических выводов и умозаключений.

Существует коэффициент интеллекта, который является оценкой уровня знаний человека и вычисляется с помощью различных специальных тестов и методик. Средний показатель интеллекта варьируется от 90 до 110 баллов. Показатели, находящиеся на уровне 70 баллов, говорят о нарушении интеллекта в отрицательную сторону. Личности с интеллектом выше среднего — это те, у кого балл превышает отметку 110. По мнению специалистов, основным фактором в формировании таких способностей является наследственность.

Резюме

Подытоживая статью, хочется добавить, что, невзирая даже на то, что коэффициент интеллекта во многом обусловлен факторами, которые не зависят от человека (генетикой, окружающей средой, полом, расой и т.д.), интеллектуальные способности практически каждого человека поддаются тренировке, другими словами, их можно развивать.

В настоящее время разработано множество всевозможных развивающих программ, которые способны повысить интеллект человека, например, интеллектуальные игры, головоломки, тесты, различные тренинги. Кроме того, существует масса способов, при помощи которых можно повысить свой IQ, не прибегая к особым программам. Сюда можно отнести банальное чтение книг, разгадывание кроссвордов и сканвордов, просмотр познавательных телепередач и даже общение с умными и развитыми людьми и правильное питание.

Каждый человек в силах повысить уровень своего интеллекта. Главное – постоянно учиться и не стоять на месте. А для дополнительной мотивации нужно всегда вспоминать о том, что люди с высоким коэффициентом интеллекта в гораздо меньшей степени подвержены различным заболеваниям и дольше живут.

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году

Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в роли показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический

IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стэнфорд — Бине в 1916 году (изначально Бине — в 1903 году).

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Как сдать IQ тест на максимальный балл

Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.

Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.

Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.

Распределение результатов испытуемых: 70% демонстрируют средние показатели, ещё четверть — немного выше или ниже среднего, единицы — предельно высокие или низкие баллы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.