- Понятие Атараксия в других категориях
- В психологии
- В медицине
- Описание развития состояния апатии
- Качества Адепта: Апатия. Атараксия
- Понимание термина, как путь познания мира
- Школа стоицизма
- Коррекция патологического состояния
- Что такое Атараксия? Значение слова ataraksiya, философский словарь
- Примечания
- Определение понятия
- В философии
- В психологии
- В медицине
- Практики античных мудрецов
- Атараксия
- Достигаем заветной цели
- С точки зрения медицины
Понятие Атараксия в других категориях
Состояние внутреннего равновесия исследуется не только философами. Также и цель достижения эмоциональной стабильности, высокого самообладания интересует и отдельных людей, и такие науки как медицина и психология.
В психологии
Фото: thesun.ie
При этом именно понятие «апатия» широко известно благодаря тому определению, которое ему дает психология. С точки зрения этой науки, апатия – это состояние пассивности, отрешенности, отстраненности от реальности. Это часто проявляется в уходе от реальности посредством проведения многих часов в виртуальной реальности, прослушивании угнетающей или агрессивной музыки, увлечении фантастикой и выдуманными мирами, отделении себя от общества путем нарушения законов и негласных правил общества (иногда в виде выбора анархических объединений, субкультур), зацикленности на одной идее. В таком случае говорят о некотором неблагоприятном для человека состоянии, которое нарушает его жизнедеятельность и может быть опасно не только для него самого, но и для других людей.
В медицине
Не каждый интересуется философской практикой. Но определенная стрессоустойчивость формируется у каждого человека, и он справляется с жизненными трудностями, контролирует свои эмоции и способен пребывать в расслабленном состоянии. Но в случае возникновения тяжелых стрессов, перенапряжения нервной системы угрожает здоровью человека. Нервное напряжение и переизбыток стресс-факторов способно вызвать многочисленные заболевания внутренних органов или обострить хронические.
Достижение атараксии с точки зрения медицины не слишком отличается от философского определения, но достигается консервативным способом. Для снижения тревоги, беспокойства и напряжения используются специальные препараты.
Описание развития состояния апатии
Философия понятие «апатия» рассматривает как один из видов атараксии. Точнее, разные философские школы и течения понятие душевного равновесия и идеала гармонии характеризуют относительно своих убеждений. Больше всего состояние апатии связывают со стоиками. Их концепция счастья основывается на другом – правильных желаниях и поступках, делении вещей на благо и зло. Однако именно стоики считали апатию добродетелью, а поздние стоики в лице Сенеки определяли «бесчувствие» как умение владеть собой.
Развитие апатии происходит за счет следования выбранному идеалу воспитания в себе внутренней силы. Человек избавляется от лишнего страха, тревог и зависимости от мнений. Но достижение высокого уровня самообладания не свидетельствует об отказе от общепринятых моральных норм или отрицания подчинению законам страны и общества. Напротив, состояние атараксии развивается как переход к высшей степени благоразумия, осознанности и спокойствия, основанного на интеллектуальной силе.
Качества Адепта: Апатия. Атараксия
Адепт обладает сознанием, достигшим единства индивидуальной воплощённой личности со своей божественной природой, предназначением, функцией в универсуме.
В современной практической психологии атараксией называют состояние полного отсутствия страха, как правило, после пережитого эмоционального стресса. Апатия понимается профанами как безразличие, безучастность, отрешённое отношение к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.
В истории античной философии достаточно близкие друг другу термины апатия и атараксия понимались иначе.
Апатия — бесстрастность, лишённое личностного и индивидуального отрешённое от субъекта миросозерцание, на которое способны лишь мудрецы, обуздавшие свои эгоистические страсти
Стоики понимали апатию как важное свойство добродетельного состояния, которым обладает мудрец. В позднем стоицизме (у Сенеки, Марка Аврелия) «апатия» носит значение умения властвовать над собой
Атараксия — невозмутимость, внутреннее спокойствие, тесно связана с «эпохе» , то есть с воздержанием от суждений, оценок. Эпохе — это состояние непредубеждённости разума, а не чувств или эмоций.
В эмоциональной, чувственной сфере апатии соответствует эвтюмия: невозмутимость, эмоциональное спокойствие и постоянство эмоционального плана, которое достигается через совмещение интроспекции с практикой пратьяхары. Демокрит рекомендовал эвтюмию как образ жизни. Цицерон считал эвтюмию «высшим благом», тогда как Сенека — только «спокойствием».
Эпикур уточнял эту формулировку, разделяя понятия апонии (отсутствия физической боли) и атараксии (спокойствия духа, отсутствия беспокойства души и разума). По его мнению, человек мог достичь подлинного наслаждения только при наличии и апонии, и атараксии. Это, по его мнению, вершина того состояния радости, которого может достичь человек, и его нужно отличать от дистимической меланхолии («чёрной желчи») и восторженности.
Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии.
Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, т.е. на собственной Истиной Воле. По Аристотелю Атараксия служит источником таких добродетелей как сдержанность и мужество.
Атараксия — целостное осознанное отношение адепта к любому своему состоянию, к собственной личности, к любым явлениям, вещам или событиям непосредственно связанными с собственным текущим воплощением.
Атараксия достигается совершенствованием ученика в первых пяти ступенях Раджа-йоги:
- Яма — изначальное состояние, соприсутствующая осознанность в мысли, слове и действии.
- Нияма — контроль поведения, реакции, усердие.
- Асана — управление телом и его состоянием.
- Пранаяма — управление дыханием, и связанной с нис циркуляцией праны, жизненной энергии, пневмы.
- Пратьяхара — отрешение от объектов чувственного восприятия, эмоций, мыслей.
Так Практик выработает качества необходимые для Адепта.
- Самьяса — одновременная практика трёх высших ступеней раджа-йоги ведущая к Мастерству.
- Дхарана — концентрация, сосредоточение и удержание объекта ума, твёрдость намерения.
- Дхьяна — единство с объектом мысли с сохранением личности, точка максимального личного присутствия.
- Самадхи — единство воспринимающего и воспринимаемого.
Альтернативой йогической практике Самьясы являются дзенские практики дзадзен и коан.
Дзадзен подразумевает дальнейшее развитие пратьяхары через постепенную остановку внутреннего диалога вплоть до фазы достижения сатори (просветления).
Коан — метод внезапного просветления путём сильнейшего экзистенциального переживания, когнитивного диссонанса происходящего в результате иррационального разрешения дихотомии логических тезы и антитезы.
Понимание термина, как путь познания мира
Интерес к пониманию понятия определяется предпочтениями человека в выборе направления развития. Каждый имеет право выбора своих собственных устремлений и образа жизни.
Но, даже, при наличии желания достичь атараксии, нужно по-настоящему осознавать какое состояние предопределено учениями философов.
Древнегреческие философы ассоциируют его с мудростью, буддисты – духовным просветлением. При этом, Экхарт Толле в своем бестселлере писал: «Нельзя достичь просветления, стремясь стать просветленным». А можно ли достичь душевного спокойствия, невозмутимости, атараксии, если постоянно быть этим занятым мысленно или физически?
Очевидно, что в выражении Толле нет никакого противоречия, а есть лишь разъяснение, что глубокая осознанность никак не связана с беспокойной потребностью добиться данного состояния.
Именно понимание значения и учений позволяют приблизиться к тому, что философы называют атараксией или просветлением.
Школа стоицизма
Такие понятия, как апатия и атараксия, тесно связаны с учением под названием «стоицизм», которое появилось в эпоху эллинизма и просуществовало до момента падения Западной Римской Империи. В более ранние годы эти термины в принципе не отличаются, а слова считаются синонимами. Позже атараксией стало именоваться умение вести себя сдержанно, хладнокровно и рассудительно, принимая правильные решения. Марк Аврелий, в свою очередь, полагал, что подобные психические возможности появляются у человека после того, как он пережил некоторые события, столкнулся с трудностями, которые сделали его более черствым и здравым. Стоит выделить тут, что именно на основе его учений на этот счет базируются все наработки современных психологов.
Коррекция патологического состояния
Если человек замечает у себя признаки и проявления такого состояния как атараксия и понимает, что поведение выходит за пределы нормального, значит, нарушение не зашло в тяжелую форму и эффективно поддастся коррекции.
Тактика лечения подбирается индивидуально для каждого пациента. Здесь рассматриваются возможные причины такого состояния как атараксия, которые привели к патологическим изменениям в поведении, степень выраженности расстройства, только после этого разрабатывается программа терапевтической помощи.
Корректируется атараксия при помощи когнитивных методик психотерапии, психоанализа, гипноза, при необходимости – при минимальной медикаментозной поддержке. Обычно лекарственная терапия оправдана тогда, когда у пациента наблюдаются депрессивные состояния, сопровождаемые различными болезненными состояниями.
Душевное спокойствие, не выходящее за рамки нормы, то есть атараксия осознанная, выработанная годами практики, не считается отклонением, и лечения не требует. Многим людям стоит поучиться сохранению непоколебимости и эмоциональному равновесию, чтобы стать более устойчивыми к стрессам и перенапряжениям психики.
Самостоятельно погрузиться в состояние безмятежного спокойствия и расслабления дано не каждому, но эти способности развиваются, так или иначе, после каждой пережитой трудной ситуации, жизненной ошибки или разочарования. Правильный настрой и осознанное стремление к рассудительности поможет не сбиться с пути и со временем достичь определенного уровня состояния, именуемого атараксией, которое пойдет на пользу организму и не выйдет за рамки нормы.
Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии
Что такое Атараксия? Значение слова ataraksiya, философский словарь
1. Атараксия – (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) — безрелигиозный идеал мудреца у эпикурейцев, включающий в себя ясность души, удовлетворенность ума, отсутствие страха перед смертью , независимость, размеренность, простоту и спокойствие жизни, умеренный самоконтроль, определенную степень добродетельности, предусмотрительность и безразличие к Высшему. Добродетель , однако, лишь условие атараксии, ее ценность определяется вкладом в общее удовлетворение. Сторонникам атараксии чужды мистика , идеалистические искания, духовное восхождение к Высшему. В Деян.17 дано свидетельство о непринятии ими Евангелия.
2. Атараксия — термин , используемый разными философами и философскими школами, например скептиками, для обозначения спокойствия души (греч. атарбксиа и означает «невозмутимость» (см.: Лурье С. Я. Демокрит, N 742, 743; Диоген Лаэртский, X, 80 и далее; Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 25). А. близка по смыслу апатии (см. » Апатия «). Целью скептиков были как «бестревожность», так и «бесстрастие» (см.: Диоген Лаэртский, IX, 107, 108). Пути достижения А. различны. У Эпикура это — знание , занятия философией, избавляющие душу от смятения перед природными явлениями, богами и смертью ; у скептиков — воздержание от суждений с целью не волновать душу. В. Т. Звиревич
3. Атараксия – (греч.-отсутствие волнений, невозмутимость) : в древнегреческой этике состояние безмятежности, отрешенности от мира, внутренней свободы и, гармонии. Впервые понятие « атараксия » употребил Эпикур , считавший атараксию идеальным душевным состоянием, которое достигается путем освобождения.от страха перед богами и смертью , от душевного беспокойства и тревог. Атараксия означает отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей, славы и других социальных ценностей. Она имеет глубокий индивидуалистический смысл и предполагает отказ человека от всякой активной внешней деятельности, от признания общих для людей норм и ценностей морали во имя душевного покоя как конечной цели жизни.
4. Атараксия – (от греч. ataraxia — отсутствие волнений, невозмутимость) — в философии Эпикура и его школы — состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек , в особенности мудрец . А. является предварительным условием достижения счастья и заключается в избавлении от раха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства беспокойства перед непонятным в природе; она предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, отход об общественных и государственных дел.
5. Атараксия – (греч. ataraxia-невозмутимость) — категория древнегреч этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя. Античные мыслители считали, что мудрец должен стремиться к А., дающей условия для непредвзятых размышлений Путь к достижению А. они понимали по-разному. Если материалисты ( Демокрит , Эпикур ; Лукреций) видели этот путь в познании мира, преодолении страха и предрассудков, в достижении душевного спокойствия и внутренней гармонии, то в этике сторонников скептицизма (Пиррон) А. достигается воздержанием от суждений о добре и зле, истинном и ложном, примирением с действительностью ( Апатия ). Счастье , по мнению Пиррона, состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Марксистская этика , к-рой присуща действенность, активность , отвергает созерцательное отношение к жизни, а следовательно, и требование А., особенно в толковании скептиков.
6. Атараксия – (от греч. ataraxia — невозмутимость) — душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность . Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также др. словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония . См. также Апатия .
7. Атараксия – (греч. ataraxia — невозмутимость) — состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению нек-рых древнегреч. философов, мудрецом. Путь к А., как считали Демокрит, Эпикур , Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха , освобождение от тревог. Скептики (Пиррон и др.) учили, что А. достигается воздержанностью от суждений. Стоики развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю. Марксистская этика отвергает сугубо созерцательное отношение к жизни, отстаивая активную жизненную позицию личности.
Примечания
- Вавилов С. И. Большая советская энциклопедия. Том 03 // Большая Советская Энциклопедия / Издание второе. — М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1950. — 720 с.(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 марта 2014. Архивировано 30 марта 2014 года.
- ↑ 1234Солопова М. А. Атараксия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
Определение понятия
Атараксией называется состояние абсолютного душевного спокойствия и невозмутимости, а также хладнокровности и безмятежности при любых жизненных обстоятельствах. Это полное отсутствие беспокойства, тревожности и каких-либо страхов. По определению это не особенность темперамента и характера. Это такая личностная характеристика, которая приобретается человеком вследствие того, что он пережил какие-то травмирующие ситуации.
В переводе с греческого слово «атараксия» дословно обозначает «невозмутимость». Впервые его ввел в 5 веке до н.э. Демокрит Абдерский. Но в трудах мыслителя оно появляется крайне редко. Развитием этой темы позже занимался Аристотель.
В философии
Если рассматривать понятие атараксии в философии, то его значение во многом будет зависеть от школы. Так, в скептицизме атараксией считается осознанное воздержание от пространных рассуждений, невозмутимость, четкое следование своим убеждениям, отсутствие вмешательства в жизнь других. Это не говорит о том, что индивид полностью отстраняется от всего человеческого, например, эмоций. Нет, он испытывает страх, дискомфорт, неприязнь и другие чувства. Но! Собственное мнение по поводу этого всего, равно как и философские догадки, он держит при себе.
Можно сказать и другими словами: все, что испытывает человек, не рассматривается в контексте хорошо это или плохо
И не важно, негативные эмоции или позитивные
У эпикурейцев понятие «атараксия» означает сознательное устранение тревожности и беспокойства, бессмысленных рассуждений, не приносящих ничего, кроме негативных эмоций. Согласно этому эпикурейскому учению, чем дольше человек сможет отказываться от оценочных суждений, тем счастливее он будет. В его жизни не останется места для ложной тревоги о будущем, основанной на каких-то религиозных догмах и осознании людской смертности.
В психологии
Для психологов атараксия — идеальное состояние. Это переключение внимания на текущий момент времени, ощущение счастья и удовлетворения от жизни прямо сейчас. Человек осознает, что переживания о будущем или прокручивание того, что произошло с ним в прошлом, не имеют никакого смысла. Можно сказать и по-другому. Все мы стоим перед выбором: есть возможность полноценно жить в настоящем или пропустить его, отдавшись тревогам и беспокойству, которые не имеют к этому настоящему никакого отношения.
Также атараксия рассматривается как естественный механизм психологической защиты, позволяющий справиться со стрессовыми ситуациями, психическими травмами и различными катастрофами с некой долей хладнокровия и бесстрастности. При этом эмоции остаются с человеком. Они уходят глубоко в подсознание. Как только необходимость в психологической защите исчезает, они требуют выхода. Лучше, если делать это вместе с психологом.
В медицине
В медицине атараксия — это состояние психики, характеризующееся полным безразличием и отрешенностью от всего, что происходит вокруг. Оно развивается либо на фоне сильного стресса, когда отсутствие эмоций — это один из способов защиты, либо на фоне приема некоторых видов лекарственных препаратов, например, нейролептиков или транквилизаторов.
Если эмоциональные потрясения и стрессы не прекращаются, со временем способность испытывать чувства атрофируется. Здесь есть свои плюсы и минусы. К первым относится возможность здраво мыслить в критических ситуациях, отсутствие паники, скачков давления и чрезмерной тревожности. Из минусов самый главный — отключение абсолютно всех эмоций. Как бы вы ни хотели, избавиться только от плохих не получится. Вы можете «выключить» все. Если сказать проще, вы просто будете отсутствовать в своей собственной жизни.
Практики античных мудрецов
Для того чтобы самостоятельно достигнуть состояния атараксии, в первую очередь можно использовать так называемые заповеди Эпикура, так как они ориентированы на получение асоциального удовольствия, что для человека ближе всего. Итак, суть заключается в следующем: для достижения счастья человеку нужно избегать телесных страданий. При этом его душа должна пребывать в полной невесомости. В ней не должно быть ни любви, ни ненависти, ни каких-либо иных чувств. В конце-концов человеку понадобится дружба с единомышленниками, которые смогут разделить его точку зрения и философию. Также весьма полезной практикой будет отказ от восприятия взаимоисключающих понятий, таких как горе-радость, красота-уродство, жизнь-смерть и т.д. Но стоит осознать, что такого понятия, как истина не существует. У каждого она своя, и каждый имеет личную точку зрения и суждение.
Атараксия
Атара́ксия (греч. αταραξία – «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») – термин античной этики. Общий смысл этого состояния заключается в невосприимчивости личности к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам. В связи с Пирроном (свидетельство Посидония у Диогена Лаэрция) атараксия появляется как метафора для разъяснения состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой безмятежности – атараксии – и должен пребывать мудрец».
Считается, что своим появлением существительное «атарак-сия» обязано Демокриту, который писал: «…счастье же он называет и благим состоянием духа, и уравновешенностью, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью-атараксией». Что касается прилагательного «невозмутимый» (греч. ἀτάραχος), его использует Аристотель в этике для определения таких добродетелей, как πραότης (ровность характера, сдержанность): «Сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и не подчиняться чувствам, а следовать разуму».
Наибольшее же развитие понятие «атараксия» получило в эпикуреизме и скептицизме. Атараксия у скептиков описывает состояние разума, а не чувств: испытывая подобно другим людям боль и удовольствие, скептик воздерживается от суждений о том, хорошо это или плохо. Атараксия – это безмятежность и спокойствие души (ἀοχλησία καὶ γαληνότης), она «приходит вместе с эпохе». Эпохе – остановка рассуждения (στάσις διανοίας), когда мы ничего не отрицаем и не утверждаем. Говоря языком сегодняшней когнитивно-поведенческой психотерапии или используя термины буддистов – безоценочное мышление. Эпиктет (римский стоик) в «Беседах» посвятил атараксии отдельное рассуждение и исходил из ее понимания как разумного, спокойного отношения к внешнему имуществу, ситуациям, почету, собственному телу, своей жизни или смерти, показывая, что неразумное поведение приводит к порабощению человека.
У Эпикура атараксия связана с удовольствием (ἡδονή), которое появляется в качестве следствия ее регулярной практики. Философ определял удовольствие как отсутствие телесной боли, душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет же от ошибочных мнений трезвое рассуждение
По мнению Эпику-ра, атараксия достигается сосредоточением на важном и упразднением ложного, что приводит к «устойчивым удовольствиям» (καταστημαηκαὶ ἡδοναί), в отличие от радости и веселья, определяемых им как «изменчивые удовольствия»
Достигаем заветной цели
Для многих мудрецов прошлого, а также для многих людей нашего времени одной из самых интересных тем в психологии и в философии была именно атараксия. Как достичь такого состояния, как пребывать в нем постоянно и при этом не травмировать себя? Попробуем разобраться в этом. Мы уже определились с тем, что подобное состояние может быть следствием стресса. В таком случае атараксия будет считаться болезнью, отклонением.
Совсем другое дело, если вы самостоятельно как бы опускаете себя в омут безмятежности, беспристрастия и спокойствия. Практиковаться придется годами, возможно, основываясь на каких-то ошибках, жизненном опыте. При верном настрое и стремлении вы постепенно будете становиться более рассудительным, холодными к мелочам
Внимание будет сосредотачиваться только на самом важном, и вскоре мировоззрение в корне переменится
Смотреть галерею
С точки зрения медицины
В противовес античным философам, в совсем ином контексте современными психологами воспринимается термин «атараксия». Болезнь, расстройство, отклонение, которое чаще приобретенное – именно так атараксию характеризуют в наши дни. Чаще всего она освещается психологами как промежуточное явление в поведении человека. С одной стороны, атараксия проявляется как следствие сильного стресса. Организм, заключая себя в рамки сдержанности, хладнокровия и равнодушия, оберегает себя от дальнейших эмоциональных потрясений. Если атараксия достигнута именно таким путем (а не искусственным, за счет духовных практик), то она может иметь весьма серьезные последствия.
Смотреть галерею