Атараксия

Понятие Атараксия в других категориях

Состояние внутреннего равновесия исследуется не только философами. Также и цель достижения эмоциональной стабильности, высокого самообладания интересует и отдельных людей, и такие науки как медицина и психология.

В психологии

Фото: thesun.ie

При этом именно понятие «апатия» широко известно благодаря тому определению, которое ему дает психология. С точки зрения этой науки, апатия – это состояние пассивности, отрешенности, отстраненности от реальности. Это часто проявляется в уходе от реальности посредством проведения многих часов в виртуальной реальности, прослушивании угнетающей или агрессивной музыки, увлечении фантастикой и выдуманными мирами, отделении себя от общества путем нарушения законов и негласных правил общества (иногда в виде выбора анархических объединений, субкультур), зацикленности на одной идее. В таком случае говорят о некотором неблагоприятном для человека состоянии, которое нарушает его жизнедеятельность и может быть опасно не только для него самого, но и для других людей.

В медицине

Не каждый интересуется философской практикой. Но определенная стрессоустойчивость формируется у каждого человека, и он справляется с жизненными трудностями, контролирует свои эмоции и способен пребывать в расслабленном состоянии. Но в случае возникновения тяжелых стрессов, перенапряжения нервной системы угрожает здоровью человека. Нервное напряжение и переизбыток стресс-факторов способно вызвать многочисленные заболевания внутренних органов или обострить хронические.

Достижение атараксии с точки зрения медицины не слишком отличается от философского определения, но достигается консервативным способом. Для снижения тревоги, беспокойства и напряжения используются специальные препараты.

Описание развития состояния апатии

Философия понятие «апатия» рассматривает как один из видов атараксии. Точнее, разные философские школы и течения понятие душевного равновесия и идеала гармонии характеризуют относительно своих убеждений. Больше всего состояние апатии связывают со стоиками. Их концепция счастья основывается на другом – правильных желаниях и поступках, делении вещей на благо и зло. Однако именно стоики считали апатию добродетелью, а поздние стоики в лице Сенеки определяли «бесчувствие» как умение владеть собой.

Развитие апатии происходит за счет следования выбранному идеалу воспитания в себе внутренней силы. Человек избавляется от лишнего страха, тревог и зависимости от мнений. Но достижение высокого уровня самообладания не свидетельствует об отказе от общепринятых моральных норм или отрицания подчинению законам страны и общества. Напротив, состояние атараксии развивается как переход к высшей степени благоразумия, осознанности и спокойствия, основанного на интеллектуальной силе.

Качества Адепта: Апатия. Атараксия

Адепт обладает сознанием, достигшим единства индивидуальной воплощённой личности со своей божественной природой, предназначением, функцией в универсуме.

В современной практической психологии атараксией называют состояние полного отсутствия страха, как правило, после пережитого эмоционального стресса. Апатия понимается профанами как безразличие, безучастность, отрешённое отношение к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.

В истории античной философии достаточно близкие друг другу термины апатия и атараксия понимались иначе.

Апатия — бесстрастность, лишённое личностного и индивидуального отрешённое от субъекта миросозерцание, на которое способны лишь мудрецы, обуздавшие свои эгоистические страсти

Стоики понимали апатию как важное свойство добродетельного состояния, которым обладает мудрец. В позднем стоицизме (у Сенеки, Марка Аврелия) «апатия» носит значение умения властвовать над собой

Атараксия — невозмутимость, внутреннее спокойствие, тесно связана с «эпохе» , то есть с воздержанием от суждений, оценок. Эпохе — это состояние непредубеждённости разума, а не чувств или эмоций.

В эмоциональной, чувственной сфере апатии соответствует эвтюмия: невозмутимость, эмоциональное спокойствие и постоянство эмоционального плана, которое достигается через совмещение интроспекции с практикой пратьяхары. Демокрит рекомендовал эвтюмию как образ жизни. Цицерон считал эвтюмию «высшим благом», тогда как Сенека — только «спокойствием».

Эпикур уточнял эту формулировку, разделяя понятия апонии (отсутствия физической боли) и атараксии (спокойствия духа, отсутствия беспокойства души и разума). По его мнению, человек мог достичь подлинного наслаждения только при наличии и апонии, и атараксии. Это, по его мнению, вершина того состояния радости, которого может достичь человек, и его нужно отличать от дистимической меланхолии («чёрной желчи») и восторженности.

Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии.

Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, т.е. на собственной Истиной Воле. По Аристотелю Атараксия служит источником таких добродетелей как сдержанность и мужество.

Атараксия — целостное осознанное отношение адепта к любому своему состоянию, к собственной личности, к любым явлениям, вещам или событиям непосредственно связанными с собственным текущим воплощением.

Атараксия достигается совершенствованием ученика в первых пяти ступенях Раджа-йоги:

  1. Яма — изначальное состояние, соприсутствующая осознанность в мысли, слове и действии.
  2. Нияма — контроль поведения, реакции, усердие.
  3. Асана — управление телом и его состоянием.
  4. Пранаяма — управление дыханием, и связанной с нис циркуляцией праны, жизненной энергии, пневмы.
  5. Пратьяхара — отрешение от объектов чувственного восприятия, эмоций, мыслей.

Так Практик выработает качества необходимые для Адепта.

  • Самьяса — одновременная практика трёх высших ступеней раджа-йоги ведущая к Мастерству.
  • Дхарана — концентрация, сосредоточение и удержание объекта ума, твёрдость намерения.
  • Дхьяна — единство с объектом мысли с сохранением личности, точка максимального личного присутствия.
  • Самадхи — единство воспринимающего и воспринимаемого.

Альтернативой йогической практике Самьясы являются дзенские практики дзадзен и коан.

Дзадзен подразумевает дальнейшее развитие пратьяхары через постепенную остановку внутреннего диалога вплоть до фазы достижения сатори (просветления).

Коан — метод внезапного просветления путём сильнейшего экзистенциального переживания, когнитивного диссонанса происходящего в результате иррационального разрешения дихотомии логических тезы и антитезы.

Понимание термина, как путь познания мира

Интерес к пониманию понятия определяется предпочтениями человека в выборе направления развития. Каждый имеет право выбора своих собственных устремлений и образа жизни.

Но, даже, при наличии желания достичь атараксии, нужно по-настоящему осознавать какое состояние предопределено учениями философов.

Древнегреческие философы ассоциируют его с мудростью, буддисты – духовным просветлением. При этом, Экхарт Толле в своем бестселлере писал: «Нельзя достичь просветления, стремясь стать просветленным». А можно ли достичь душевного спокойствия, невозмутимости, атараксии, если постоянно быть этим занятым мысленно или физически?

Очевидно, что в выражении Толле нет никакого противоречия, а есть лишь разъяснение, что глубокая осознанность никак не связана с беспокойной потребностью добиться данного состояния.

Именно понимание значения и учений позволяют приблизиться к тому, что философы называют атараксией или просветлением.

Школа стоицизма

Такие понятия, как апатия и атараксия, тесно связаны с учением под названием «стоицизм», которое появилось в эпоху эллинизма и просуществовало до момента падения Западной Римской Империи. В более ранние годы эти термины в принципе не отличаются, а слова считаются синонимами. Позже атараксией стало именоваться умение вести себя сдержанно, хладнокровно и рассудительно, принимая правильные решения. Марк Аврелий, в свою очередь, полагал, что подобные психические возможности появляются у человека после того, как он пережил некоторые события, столкнулся с трудностями, которые сделали его более черствым и здравым. Стоит выделить тут, что именно на основе его учений на этот счет базируются все наработки современных психологов.

Коррекция патологического состояния

Если человек замечает у себя признаки и проявления такого состояния как атараксия и понимает, что поведение выходит за пределы нормального, значит, нарушение не зашло в тяжелую форму и эффективно поддастся коррекции.

Тактика лечения подбирается индивидуально для каждого пациента. Здесь рассматриваются возможные причины такого состояния как атараксия, которые привели к патологическим изменениям в поведении, степень выраженности расстройства, только после этого разрабатывается программа терапевтической помощи.

Корректируется атараксия при помощи когнитивных методик психотерапии, психоанализа, гипноза, при необходимости – при минимальной медикаментозной поддержке. Обычно лекарственная терапия оправдана тогда, когда у пациента наблюдаются депрессивные состояния, сопровождаемые различными болезненными состояниями.

Душевное спокойствие, не выходящее за рамки нормы, то есть атараксия осознанная, выработанная годами практики, не считается отклонением, и лечения не требует. Многим людям стоит поучиться сохранению непоколебимости и эмоциональному равновесию, чтобы стать более устойчивыми к стрессам и перенапряжениям психики.

Самостоятельно погрузиться в состояние безмятежного спокойствия и расслабления дано не каждому, но эти способности развиваются, так или иначе, после каждой пережитой трудной ситуации, жизненной ошибки или разочарования. Правильный настрой и осознанное стремление к рассудительности поможет не сбиться с пути и со временем достичь определенного уровня состояния, именуемого атараксией, которое пойдет на пользу организму и не выйдет за рамки нормы.

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

Что такое Атараксия? Значение слова ataraksiya, философский словарь

1. Атараксия – (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) — безрелигиозный идеал мудреца у эпикурейцев, включающий в себя ясность души, удовлетворенность ума, отсутствие страха перед смертью , независимость, размеренность, простоту и спокойствие жизни, умеренный самоконтроль, определенную степень добродетельности, предусмотрительность и безразличие к Высшему. Добродетель , однако, лишь условие атараксии, ее ценность определяется вкладом в общее удовлетворение. Сторонникам атараксии чужды мистика , идеалистические искания, духовное восхождение к Высшему. В Деян.17 дано свидетельство о непринятии ими Евангелия.

2. Атараксия — термин , используемый разными философами и философскими школами, например скептиками, для обозначения спокойствия души (греч. атарбксиа и означает «невозмутимость» (см.: Лурье С. Я. Демокрит, N 742, 743; Диоген Лаэртский, X, 80 и далее; Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 25). А. близка по смыслу апатии (см. » Апатия «). Целью скептиков были как «бестревожность», так и «бесстрастие» (см.: Диоген Лаэртский, IX, 107, 108). Пути достижения А. различны. У Эпикура это — знание , занятия философией, избавляющие душу от смятения перед природными явлениями, богами и смертью ; у скептиков — воздержание от суждений с целью не волновать душу. В. Т. Звиревич

3. Атараксия – (греч.-отсутствие волнений, невозмутимость) : в древнегреческой этике состояние безмятежности, отрешенности от мира, внутренней свободы и, гармонии. Впервые понятие « атараксия » употребил Эпикур , считавший атараксию идеальным душевным состоянием, которое достигается путем освобождения.от страха перед богами и смертью , от душевного беспокойства и тревог. Атараксия означает отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей, славы и других социальных ценностей. Она имеет глубокий индивидуалистический смысл и предполагает отказ человека от всякой активной внешней деятельности, от признания общих для людей норм и ценностей морали во имя душевного покоя как конечной цели жизни.

4. Атараксия – (от греч. ataraxia — отсутствие волнений, невозмутимость) — в философии Эпикура и его школы — состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек , в особенности мудрец . А. является предварительным условием достижения счастья и заключается в избавлении от раха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства беспокойства перед непонятным в природе; она предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, отход об общественных и государственных дел.

5. Атараксия – (греч. ataraxia-невозмутимость) — категория древнегреч этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя. Античные мыслители считали, что мудрец должен стремиться к А., дающей условия для непредвзятых размышлений Путь к достижению А. они понимали по-разному. Если материалисты ( Демокрит , Эпикур ; Лукреций) видели этот путь в познании мира, преодолении страха и предрассудков, в достижении душевного спокойствия и внутренней гармонии, то в этике сторонников скептицизма (Пиррон) А. достигается воздержанием от суждений о добре и зле, истинном и ложном, примирением с действительностью ( Апатия ). Счастье , по мнению Пиррона, состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Марксистская этика , к-рой присуща действенность, активность , отвергает созерцательное отношение к жизни, а следовательно, и требование А., особенно в толковании скептиков.

6. Атараксия – (от греч. ataraxia — невозмутимость) — душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность . Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также др. словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония . См. также Апатия .

7. Атараксия – (греч. ataraxia — невозмутимость) — состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению нек-рых древнегреч. философов, мудрецом. Путь к А., как считали Демокрит, Эпикур , Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха , освобождение от тревог. Скептики (Пиррон и др.) учили, что А. достигается воздержанностью от суждений. Стоики развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю. Марксистская этика отвергает сугубо созерцательное отношение к жизни, отстаивая активную жизненную позицию личности.

Примечания

  1. Вавилов С. И. Большая советская энциклопедия. Том 03 // Большая Советская Энциклопедия / Издание второе. — М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1950. — 720 с.(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 марта 2014. Архивировано 30 марта 2014 года.
  2. 1234Солопова М. А. Атараксия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

Определение понятия

Атараксией называется состояние абсолютного душевного спокойствия и невозмутимости, а также хладнокровности и безмятежности при любых жизненных обстоятельствах. Это полное отсутствие беспокойства, тревожности и каких-либо страхов. По определению это не особенность темперамента и характера. Это такая личностная характеристика, которая приобретается человеком вследствие того, что он пережил какие-то травмирующие ситуации.

В переводе с греческого слово «атараксия» дословно обозначает «невозмутимость». Впервые его ввел в 5 веке до н.э. Демокрит Абдерский. Но в трудах мыслителя оно появляется крайне редко. Развитием этой темы позже занимался Аристотель.

В философии

Если рассматривать понятие атараксии в философии, то его значение во многом будет зависеть от школы. Так, в скептицизме атараксией считается осознанное воздержание от пространных рассуждений, невозмутимость, четкое следование своим убеждениям, отсутствие вмешательства в жизнь других. Это не говорит о том, что индивид полностью отстраняется от всего человеческого, например, эмоций. Нет, он испытывает страх, дискомфорт, неприязнь и другие чувства. Но! Собственное мнение по поводу этого всего, равно как и философские догадки, он держит при себе.

Можно сказать и другими словами: все, что испытывает человек, не рассматривается в контексте хорошо это или плохо

И не важно, негативные эмоции или позитивные

У эпикурейцев понятие «атараксия» означает сознательное устранение тревожности и беспокойства, бессмысленных рассуждений, не приносящих ничего, кроме негативных эмоций. Согласно этому эпикурейскому учению, чем дольше человек сможет отказываться от оценочных суждений, тем счастливее он будет. В его жизни не останется места для ложной тревоги о будущем, основанной на каких-то религиозных догмах и осознании людской смертности.

В психологии

Для психологов атараксия — идеальное состояние. Это переключение внимания на текущий момент времени, ощущение счастья и удовлетворения от жизни прямо сейчас. Человек осознает, что переживания о будущем или прокручивание того, что произошло с ним в прошлом, не имеют никакого смысла. Можно сказать и по-другому. Все мы стоим перед выбором: есть возможность полноценно жить в настоящем или пропустить его, отдавшись тревогам и беспокойству, которые не имеют к этому настоящему никакого отношения.

Также атараксия рассматривается как естественный механизм психологической защиты, позволяющий справиться со стрессовыми ситуациями, психическими травмами и различными катастрофами с некой долей хладнокровия и бесстрастности. При этом эмоции остаются с человеком. Они уходят глубоко в подсознание. Как только необходимость в психологической защите исчезает, они требуют выхода. Лучше, если делать это вместе с психологом.

В медицине

В медицине атараксия — это состояние психики, характеризующееся полным безразличием и отрешенностью от всего, что происходит вокруг. Оно развивается либо на фоне сильного стресса, когда отсутствие эмоций — это один из способов защиты, либо на фоне приема некоторых видов лекарственных препаратов, например, нейролептиков или транквилизаторов.

Если эмоциональные потрясения и стрессы не прекращаются, со временем способность испытывать чувства атрофируется. Здесь есть свои плюсы и минусы. К первым относится возможность здраво мыслить в критических ситуациях, отсутствие паники, скачков давления и чрезмерной тревожности. Из минусов самый главный — отключение абсолютно всех эмоций. Как бы вы ни хотели, избавиться только от плохих не получится. Вы можете «выключить» все. Если сказать проще, вы просто будете отсутствовать в своей собственной жизни.

Практики античных мудрецов

Для того чтобы самостоятельно достигнуть состояния атараксии, в первую очередь можно использовать так называемые заповеди Эпикура, так как они ориентированы на получение асоциального удовольствия, что для человека ближе всего. Итак, суть заключается в следующем: для достижения счастья человеку нужно избегать телесных страданий. При этом его душа должна пребывать в полной невесомости. В ней не должно быть ни любви, ни ненависти, ни каких-либо иных чувств. В конце-концов человеку понадобится дружба с единомышленниками, которые смогут разделить его точку зрения и философию. Также весьма полезной практикой будет отказ от восприятия взаимоисключающих понятий, таких как горе-радость, красота-уродство, жизнь-смерть и т.д. Но стоит осознать, что такого понятия, как истина не существует. У каждого она своя, и каждый имеет личную точку зрения и суждение.

Атараксия

Атара́ксия (греч. αταραξία – «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») – термин античной этики. Общий смысл этого состояния заключается в невосприимчивости личности к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам. В связи с Пирроном (свидетельство Посидония у Диогена Лаэрция) атараксия появляется как метафора для разъяснения состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой безмятежности – атараксии – и должен пребывать мудрец».

Считается, что своим появлением существительное «атарак-сия» обязано Демокриту, который писал: «…счастье же он называет и благим состоянием духа, и уравновешенностью, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью-атараксией». Что касается прилагательного «невозмутимый» (греч. ἀτάραχος), его использует Аристотель в этике для определения таких добродетелей, как πραότης (ровность характера, сдержанность): «Сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и не подчиняться чувствам, а следовать разуму».

Наибольшее же развитие понятие «атараксия» получило в эпикуреизме и скептицизме. Атараксия у скептиков описывает состояние разума, а не чувств: испытывая подобно другим людям боль и удовольствие, скептик воздерживается от суждений о том, хорошо это или плохо. Атараксия – это безмятежность и спокойствие души (ἀοχλησία καὶ γαληνότης), она «приходит вместе с эпохе». Эпохе – остановка рассуждения (στάσις διανοίας), когда мы ничего не отрицаем и не утверждаем. Говоря языком сегодняшней когнитивно-поведенческой психотерапии или используя термины буддистов – безоценочное мышление. Эпиктет (римский стоик) в «Беседах» посвятил атараксии отдельное рассуждение и исходил из ее понимания как разумного, спокойного отношения к внешнему имуществу, ситуациям, почету, собственному телу, своей жизни или смерти, показывая, что неразумное поведение приводит к порабощению человека.

У Эпикура атараксия связана с удовольствием (ἡδονή), которое появляется в качестве следствия ее регулярной практики. Философ определял удовольствие как отсутствие телесной боли, душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет же от ошибочных мнений трезвое рассуждение

По мнению Эпику-ра, атараксия достигается сосредоточением на важном и упразднением ложного, что приводит к «устойчивым удовольствиям» (καταστημαηκαὶ ἡδοναί), в отличие от радости и веселья, определяемых им как «изменчивые удовольствия»

Достигаем заветной цели

Для многих мудрецов прошлого, а также для многих людей нашего времени одной из самых интересных тем в психологии и в философии была именно атараксия. Как достичь такого состояния, как пребывать в нем постоянно и при этом не травмировать себя? Попробуем разобраться в этом. Мы уже определились с тем, что подобное состояние может быть следствием стресса. В таком случае атараксия будет считаться болезнью, отклонением.

Совсем другое дело, если вы самостоятельно как бы опускаете себя в омут безмятежности, беспристрастия и спокойствия. Практиковаться придется годами, возможно, основываясь на каких-то ошибках, жизненном опыте. При верном настрое и стремлении вы постепенно будете становиться более рассудительным, холодными к мелочам

Внимание будет сосредотачиваться только на самом важном, и вскоре мировоззрение в корне переменится


Смотреть галерею

С точки зрения медицины

В противовес античным философам, в совсем ином контексте современными психологами воспринимается термин «атараксия». Болезнь, расстройство, отклонение, которое чаще приобретенное – именно так атараксию характеризуют в наши дни. Чаще всего она освещается психологами как промежуточное явление в поведении человека. С одной стороны, атараксия проявляется как следствие сильного стресса. Организм, заключая себя в рамки сдержанности, хладнокровия и равнодушия, оберегает себя от дальнейших эмоциональных потрясений. Если атараксия достигнута именно таким путем (а не искусственным, за счет духовных практик), то она может иметь весьма серьезные последствия.


Смотреть галерею

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.