- Теория эмоций Лазаруса
- Подтверждение
- Фундаментальные эмоции: признаки
- Что дети должны знать об эмоциях
- Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций
- Теория эмоций Лазаруса
- Теория мимической обратной связи
- Исследование Карни Ландиса
- Основные виды эмоций
- Радость — диспозиция мании
- Принятие — истерия
- Гнев — агрессия
- Удивление — психопатия
- Печаль — депрессия
- Отвращение — паранойя
- Страх — пассивность
- Ожидание — обсессивная диспозиция
- Колесо эмоций Роберта Плутчика
- Психоэволюционная модель эмоций
- Мотивационная теория эмоций р.У. Липера
- Теория дифференциальных эмоций к. Э. Эзарда
- «Застойные эмоции»
- В заключение
Теория эмоций Лазаруса
Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990-х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической
активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция, вы должны осмыслить ситуацию, в которой оказались.
Вернемся к вышеописанному примеру. Когда женщина слышит шаги за спиной, сначала у нее возникает мысль, что ей что-то угрожает — например, что ее преследует грабитель, — и только после этого ее сердце начинает биться быстрее, тело дрожать, и она испытывает негативную эмоцию — страх.
Таким образом, по теории Лазаруса (как, впрочем, и Кэннона- Барда), эмоция и физиологическая активация организма имеют место одновременно.
Подтверждение
Вера Биркенбил, немецкий психолог, предлагала людям, принимавшим участие в экспериментах, при наступлении огорчения или озабоченности, на некоторое время уединяться и попытаться придать радостное выражение своему лицу. Для этого можно было приложить усилие и заставить уголки губ приподняться, а затем удержать их в этом положении от 10 до 20 секунд. Психолог утверждает, что не было случая, чтобы эта натянутая улыбка не переросла в настоящую.
Таким образом, практическое применение периферической теории эмоций Джеймса Ланге показывает, что кинестетические ключи, запускающие эмоции, действуют.
Фундаментальные эмоции: признаки
Критериями, включающими это свойство, являются:
- отчетливые нервные составляющие;
- осознанные переживания;
- выразительная мимика;
- появление вследствие эволюционно-биологических процессов;
- наличие мотивирующего, организационного и адаптирующего начала.
Итак, эмоцией может быть переживание подчас руководящее восприятием, действием и мышлением. Базовые эмоции проявляются в результате нейронных программ, какие есть у личности с рождения. Так, при ощущении гнева, у людей на лице появляется характерный оскал, показывающий инстинкт готовности броситься на противника. Некоторые при возникновении этой эмоции, поджимают губы, пряча таким образом, свой гнев.
С возрастом люди учатся управлять эмоциями. Это касается только внешних проявлений. Тем, кому присуща чрезмерная восприимчивость и излишняя возбудимость, характерно очень динамичное видение действительности. Оно приобретает свойство омраченности, когда одолевает печаль. Бывает и наоборот, когда все вокруг, словно расцветает и окрашивается цветами радуги. Каждое переживание по-разному действует на личность.
К. Изардом предлагается следующая классификация эмоций, где он различает основные из них:
- радость;
- печаль;
- удивление;
- отвращение;
- гнев;
- страдание;
- презрение;
- вина;
- стыд;
- смущение;
- интерес.
Что дети должны знать об эмоциях
К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:
- радость
- грусть
- страх
- гнев
- обида
- удивление
Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.
В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:
- Только ли у человека есть чувства?
- Что такое положительные и отрицательные эмоции?
- Когда я рад, а когда огорчаюсь?
Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.
Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:
- жестов
- мимики,
- действий
Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.
Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций
Эмоции
являются целостной реакцией мозга,
формирующейся на основе объединения
(интеграции) различных структур мозга:
подкорковых образований и коры.
Генез
возникновения эмоционального состояния
может быть представлен следующим
образом.
Эндогенные
эмоции. Эмоциональные возбуждения,
являясь неотъемлемым компонентом
биологических мотиваций, возникают
первично в мотивационных центрах
гипоталамуса, а затем генерализованно
распространяются в восходящем направлении
на лимбические структура и кору большого
мозга. Формируются субъективные
специфические ощущения потребностей
голода, жажды, страха, полового возбуждения
и др. Распространяясь в восходящем
направлении, эмоциональные возбуждения
вторично достигают корковых клеток,
оказывая тем самым существенное влияние
на поведение.
Экзогенные
эмоции
Эмоциональные
реакции возникают под первичным влиянием
внешних воздействий. В этом случае
возбуждения, вызванные действием на
организм внешних факторов, первично по
специфическим сенсорным путям достигают
клеток соответствующих проекционных
зон коры большого мозга и активируют
корковые механизмы памяти. Только после
этого возбуждения распространяются в
нисходящем направлении на эмоциогенные
подкорковые и, в частности, лимбические
центры, формируя в зависимости от внешних
воздействий и следов памяти в одних
случаях положительные, а в других —
отрицательные эмоциональные реакции
субъекта.
Во
всех случаях формирования эмоций — на
внутренней метаболической основе или
на основе внешних воздействий и механизмов
памяти — эмоции имеют единый механизм:
восходящие активирующие влияния
эмоциональных подкорковых центров на
кору большого мозга. Эмоциональное
состояние представляет собой организованный
комплекс возбуждения корково-подкорковых
образований, обеспечивающий субъективную
окраску поведенческих актов.
Теория эмоций Лазаруса
Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990-х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической
активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция, вы должны осмыслить ситуацию, в которой оказались.
Вернемся к вышеописанному примеру. Когда женщина слышит шаги за спиной, сначала у нее возникает мысль, что ей что-то угрожает — например, что ее преследует грабитель, — и только после этого ее сердце начинает биться быстрее, тело дрожать, и она испытывает негативную эмоцию — страх.
Таким образом, по теории Лазаруса (как, впрочем, и Кэннона- Барда), эмоция и физиологическая активация организма имеют место одновременно.
Теория мимической обратной связи
Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.
Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.
Исследование Карни Ландиса
В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?
Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.
Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.
Основные виды эмоций
Основные виды эмоций в научном исследовании Плутчика — Келлермана ложатся в основу диспозиций — склонность индивида к конкретным действиям, реакциям на события, явления и предметы окружающей среды.
Для совладания с бурей чувств образуются защитные механизмы, поэтому 8 базовых эмоций человека также сопровождаются 8 основными психзащитами.
Радость — диспозиция мании
В норме личность этого типа буквально фонтанирует энергией с преобладанием эмоции радости. В характере выражены позитивное отношение, любовь к людям, высокая потребность в общении.
Психзащита проявляется в виде управления поведением. Присуща высокая мотивация соответствовать социальным канонам, традициям и нормам.
Принятие — истерия
Эмоция принятия сопровождается защитным механизмом в виде отрицания. В характере истерика проявлены гипервнушаемость, склонность к идеализации симпатичных, приятных людей (влюбчивость).
Те моменты, которые не нравятся сознанию, отрицаются. В социуме люди с основной эмоцией принятия стремятся к всеобщему вниманию, склонны к аффектации и пафосу, они самонадеянны, оптимистичны и жаждут признания.
Гнев — агрессия
Защитной реакцией организма на преобладающую эмоцию гнева является замещение.
Гневливый человек раздражителен и вспыльчив, гипертребователен, критичен к окружению. Любая критика вызывает у него бурный протест.
Замещение, как защитный механизм, необходимо для коммуникации с более сильными и имеющими власть членами социума, иначе человек находился бы в состоянии постоянных опасных для него конфликтов.
Замещение перенаправляет гнев на более безопасный объект или же внутрь самого агрессора.
Удивление — психопатия
Человек с ведущей эмоцией удивления внушаем и импульсивен. Его характер слаб, он не умеет доводить до конца начатое, легко поддается влиянию окружающих, не уверен в себе, постоянно ищет поддержки и помощи окружающих.
Защитный механизм, регулирующий по Плутчику эмоцию удивления — регрессия, которая выражается в переходах от более зрелых моделей поведения к детской незащищенности и обратно.
Печаль — депрессия
Личность такого типа постоянно страдает из-за утраты чего-либо (кого-либо), а также потери самоуважения.
Защитной реакцией выступает компенсация, которая выражается в устранении собственных недостатков, работе над собой.
Такие люди способны достигать значимых результатов в деятельности, они склонны к оригинальности, серьезным занятиям спортом.
Отвращение — паранойя
Неприятие (или отвращение) в качестве основной эмоции становится следствием травмы отвержения важными для человека людьми в ранний детский период.
Защитной реакцией выступает проекция, которая перебрасывает ощущение собственной ущербности на других.
Такие люди настроены критично, не поддаются внушению, горды, злопамятны, ревнивы. Часто они замкнуты и несговорчивы, но стремятся достичь высоких показателей в любом деле.
Страх — пассивность
Эмоция страха блокируется, вытесняется подавлением.
Защитное поведение делает боящегося человека пассивным, инертным.
Он уходит в себя, не проявляет инициативу, старается избегать возможных проблем.
В социуме такие люди робки, боятся новых знакомств, покорны, часто все забывают. Легко попадают в зависимость от кого-либо.
Ожидание — обсессивная диспозиция
Эмоция ожидания негативных событий блокируется излишней рационализацией, переосмыслением событий и фактов.
Подобный тип личности формируется в отрочестве из-за страха не проявить себя «на высоте» в конкурентной борьбе с ровесниками.
Возникший гиперконтроль и склонность к самоанализу делают человека ответственным и дисциплинированным индивидуалистом.
Колесо эмоций Роберта Плутчика
Колесо эмоций, созданное Плутчиком в 1980 году, представляет эмоции в виде некоего цветка с восемью лепестками. Каждый «лепесток» символизирует одну из прототипных эмоций, причем противоположные эмоции располагаются напротив друг друга. Получается, что полярные эмоции противостоят и уравновешивают одна другую:
Различных эмоций и чувств может быть огромное множество, но все они являются либо базовыми эмоциями, либо их смесью и производными. Так, восемь эмоций, располагающихся вне колеса, в пространстве между лепестками, являются сочетанием эмоций смежных лепестков.
Колесо эмоций выполнено в цвете, что обладает большим смыслом. Каждая эмоция обладает своим цветом, а его насыщенность отражает интенсивность переживания, яркость эмоции. Получается, что в самом сердце схемы располагаются наиболее яркие по силе, насыщенные эмоции, во втором ряду (втором сегменте лепестков) собственно основные (или базовые) эмоции, и далее – менее выраженный вариант каждой из эмоций.
Стоит отметить, что сам Плутчик не называл свою графическую схему цветком и не пользовался термином «лепестки». В своих работах он представил модель колеса и модель конуса, которые образуют одно целое. Если Колесо эмоций – это развернутая двухмерная схема, то конус – это та же модель, но в свернутом трехмерном виде. Оригинал графической модели, наглядно демонстрирующий обе схемы и их соотношение, можно найти в статье Плутчика от 2001 года
Подведем итог: основные 8 эмоций и разные степени их интенсивности могут быть представлены в виде круга, цветка или колеса. Эта схема, названная Колесом эмоций, отражает как насыщенность каждой из эмоций посредством цветового кода, так и демонстрирует отношения полярности или противоположности эмоций. Помимо самих базовых эмоций она указывает 8 производных, образуемых смешиванием двух прототипных эмоциональных состояний.
Психоэволюционная модель эмоций
В основе теории Плутчика лежит понимание эмоций как эволюционных механизмов, призванных обеспечивать наилучшую адаптацию к внешним условиям и эффективное выживание. В этой парадигме каждая эмоция играет свою роль как стимулятор адаптивного поведения, и за каждой эмоцией стоит естественный импульс, который должен находить свое выражение. Эти механизмы генетически обусловлены и работают автоматически, двигая нами и помогая реагировать на внешние обстоятельства.
Так, выделяется 8 первичных, базовых (или прототипных) эмоций:
- гнев;
- страх;
- печаль;
- радость;
- отвращение;
- удивление;
- предвкушение (также называемое ожиданием, причем это радостное ожидание);
- доверие.
Одновременно с этим, все их можно соединить в пары противоположностей (биполярных пар): гнев – страх, печаль – радость, отвращение – удивление, предвкушение (ожидание)– доверие.
Плутчик отмечает, что все эти эмоции наблюдаются и у животных по тем же эволюционным причинам. То есть тот факт, что эмоции присущи не только хомо сапиенс, но и другим биологическим видам, подтверждает, что они обладают глубинным витальным смыслом. Базовые эмоции и стимулы движут животными, так же, как и нами, подталкивая к наиболее целесообразному поведению с точки зрения адаптации к жизни.
Чтобы лучше понять, в чем именно заключается роль каждой из базовых эмоций, давайте рассмотрим их подробнее. Плутчик разложил возможные явления, вовлеченные в развитие базовых эмоций, в своеобразные цепочки. В них внешнее явление (стимул) влечет за собой определенное восприятие, вывод о нем (когницию). Это включает определенное переживание (собственно эмоцию), которая влечет соответствующее поведение. И венчает все это эффект или цель, которую преследует индивид в этой психоадаптационной модели. Плутчик представил все элементы этой системы в виде таблицы в своей книге «Теории эмоций», вышедшей в 1980 году. Из нее мы видим, что:
- Страх (ужас) характерен для ситуации угрозы (сигнал: «Опасность!»), и его значение лежит в самосохранении.
- Эмоция гнева (злости, ярости) – это ответ на препятствие («Враг»), и имеет целью разрушение, устранение этого препятствия.
- Радость(экстаз) возникает при виде потенциального партнера, и порождает желание целью воспроизводства потомства.
- Потеря значимого индивида вызывает печаль, горе, сигнализируя о заброшенности, и сподвигает людей к реинтеграции (воссоединению с людьми, обществом).
- Принятие, доверие характерны для ситуаций, где мы встречаемся с членом нашей группы, «своим»(опознавая его как «друга»), и стремимся к присоединению, более тесной связи с ним.
- Если мы сталкиваемся с отвратительным объектом, естественной будет реакция отторжения и эмоция отвращения(ненависть). Цель этого процесса заключается в том, чтобы отторгнуть, отвергнуть то, что может навредить, отравить или убить.
- Предвкушение (радостное ожидание) свойственно ситуациям, где мы сталкиваемся с чем-то новым, неизвестным нам, новой территорией. Нами движет интерес и желание познать терра инкогнита: «Что там?» Следовательно, наши последующие действия исходят из посыла исследовать.
- И, наконец, удивление – это ответная реакция на какой-то новый, неожиданный или неизведанный объект(«Что это?») В такой ситуации мы движимы целью определить свое место относительно этого объекта, найти ориентиры и понимание ситуации так, чтобы знать, что мы в безопасности относительно этого объекта и можем быть спокойны.
Таким образом, получается, что главная роль эмоций адаптивная. Они развились в процессе эволюции как у животных, так и у людей для того, чтобы помогать наилучшим образом справляться с возникающими ситуациями. В зависимости от того, какая это ситуация и каково её значение для индивида, эмоция позволяет действовать из подходящего импульса, сохраняя целостность тела и благополучие.
Здесь можно провести любопытную аналогию с другой точкой зрения на основные эмоции, свойственные всем людям. Давайте рассмотрим ее поподробнее.
Мотивационная теория эмоций р.У. Липера
Он выносил
на обсуждение тот факт, что, «не
прибегая к мотивационному критерию, мы
не способны различать те процессы,
которые мы называем эмоциями, и ряд
других процессов, которые мы к эмоциям
не относим».
Липер
полагал, что среди мотивов возможно
выделение двух типов. Это эмоциональные
и физиологические мотивы. При этом он
подчеркивал, что физиологические мотивы
могут зависеть от внутреннего состояния
организма (голод, жажда), а могут зависеть
от внешней стимуляции (боль от механического
удара). А эмоциональные мотивы зависят
от психических процессов. Основным
различием между этими типами мотивов
Липер предлагал считать то, что
эмоциональные мотивы — «это процессы,
которые зависят от сигналов, … напоминающих
раздражители, вызывающие перцептивные
или когнитивные процессы; это процессы,
которые могут возбуждаться даже очень
легкими и слабыми внешними раздражителями…».
А физиологические мотивы — это процессы,
которые зависят либо от особенных,
специфических химических условий внутри
организма, либо от сильного раздражения
извне.
Теория дифференциальных эмоций к. Э. Эзарда
Теория
дифференциальных эмоций получила такое
название из-за того, что объектом ее
изучения является частные эмоции,
которые рассматриваются по отдельности.
В основе теории лежат 5 основных тезисов:
-
Основную
мотивационную систему человека
составляют десять базовых эмоций (далее
будет более подробно объяснено какие
эмоции являются базовыми и почему). -
Каждая
эмоция подразумевает специфический
способ переживания. -
Все
фундаментальные эмоции по-разному
воздействуют на когнитивную сферу и
на поведение в целом. -
Эмоциональные
процессы взаимодействуют с драйвами
и оказывают на них влияние. -
В свою
очередь драйвы влияют на протекание
эмоционального процесса
Дифференциальная
теория эмоций определяет эмоции как
сложные процессы, которые имеют
нейрофизиологические, нервно-мышечные
и чувственно-переживательные аспекты.
Нейрофизиологический аспект определяется
в терминах активности центральной
нервной системы. Здесь предполагается,
что эмоция — это функция соматической
нервной системы. На нервно-мышечном
уровне — проявляется в виде мимической
активности. На чувственном уровне —
эмоция представлена переживанием.
«Застойные эмоции»
Отрицательные
эмоции оставляют после себя длительное
мозговое воздействие. При повторных
раздражениях эмоциогенны, центров
гипоталамуса у иммобилизированных
животных продолжительность вегетативных
сдвигов сначала значительно не изменяется,
и лишь активация мозга в этом случае
становится более продолжительной.
Мозговые структуры в этих условиях уже
накапливают следы отрицательных
эмоциональных возбуждений. В то
же время механизмы саморегуляции
вегетативных функций все еще проявляют
свое действие. Однако при продолжающихся
раздражениях отрицательных эмоциогенных
центров механизмы саморегуляции
вегетативных функций нарушаются,
происходит суммация этих нарушений,
нарастает продолжительность вегетативных
изменений. В конце концов, вегетативные
изменения приобретают устойчивый
характер, формируется так называемая
застойная эмоция.
В заключение
Из теории эмоций Роберта Плутчика можно извлечь несколько практических выводов. Знание этой модели помогает быть более осознанным и лучше управлять своими эмоциями. Чтобы извлечь из этих знаний наибольшую пользу для своей жизни, стоит помнить следующие моменты:
- Нет плохих или ненужных эмоций. Все 8 базовых эмоций адаптивны, то есть необходимы для жизни и адекватного ответа на внешние стимулы. Деление на негативные и позитивные эмоции условно, а о вреде и опасности эмоций можно говорить, когда они перестают быть соразмерными ситуации и выходят из-под контроля.
- У каждой эмоции есть своя роль, импульс, который нас толкает к наиболее эффективному действию с точки зрения адаптации. Осознанный человек видит эту нить. Например, гнев обоснован и естественен в ситуации, где ваши границы каким-то образом нарушаются или есть угроза физическая или чувству собственного достоинства. А что-то отталкивающее будет вызывать отвращение и отторжение, даже если это исходит от близкого и любимого человека. И винить, стыдить себя за то, что что-то во внешнем виде любимого или какое-то его проявление вызвало в вас спонтанное отвращение, и подавлять это – глупо.
- Если вас охватывают эмоции и вам кажется, что управлять ими невозможно, вам поможет развитие осознанности и навыка лучшего понимания своих эмоций и позывов. При любом таком эмоциональном натиске задайте несколько специальных вопросов. Это позволяет не только успокоиться, но и проливает свет на то, что было сокрыто под пеленой острых эмоций и болезненных состояний. Повышая осознанность, вы начинаете лучше понимать свои потребности и движущие вами импульсы. Более того, сниженная активность лимбической системы и вновь включенный неокортекс дают возможность найти эффективные и подходящие варианты в данной ситуации. Вот эти вопросы:
Что именно я чувствую?
Какова интенсивность этой эмоции?
Как это можно назвать, обозначить наиболее точно?
Что я хочу сделать под влиянием этой эмоции, на что она меня толкает?
Что мне важно, что я хочу получить и как чувствовать себя в этой ситуации?
Какие есть иные, более уместные и эффективные способы добиться этого?
Понимание себя помогает выстраивать свою коммуникацию и взаимоотношения с ближним и дальним окружением. Помня о том, что базовые эмоции и кроющиеся за ними импульсы универсальны, и к тому же умея определять эмоции по микровыражениям мимики, вы становитесь более осознанным и компетентным коммуникатором и знатоком людской природы. Вы даже можете помочь людям лучше понимать себя и разбираться в том, что ими движет.
Эти знания и навык осознанности эмоций очень хорошо помогают в воспитании детей. Обучите своих детей простому алгоритму прояснения эмоций, описанному в третьем пункте
Покажите им важность осознанности и трезвого подхода к эмоциональным переживаниям и своим потребностям. Лучше всего, если вы сами освоите навык управления эмоциями (эмоциональной регуляции) и станете для них примером для подражания.
Итак, адаптационная модель эмоций Роберта Плутчика – это не только любопытная теория о базовых эмоциях и эволюционных предпосылках их формирования. С ее помощью возможно лучшее понимание внутреннего механизма психоэмоциональных динамик, и это знание служит большей осознанности и самоорганизации. Отталкиваясь от модели Плутчика, можно более эффективно использовать энергетический потенциал и импульс каждой из эмоций, и, сохраняя осознанность и понимание, выбирать адекватную модель поведения и ответ на ситуацию.
Напоминаем, что у нас на сайте имеется программа «Психическая саморегуляция», цель которой обучить практическим навыкам управления эмоциями и своим психическим состоянием. Она может заинтересовать тех, у кого есть сложности с контролем эмоций и уровня стресса, а также всех тех, кто просто хочет научиться управлять любыми своими состояниями.
И напоследок желаем вам осознанности и обращения своих эмоций себе на пользу!