- Описание
- Что такое эскапизм? Погружение в прошлое
- Уход от реальности с точки зрения психологии
- Уход от реальности в виртуальный мир
- Путь к «сообществу одиночек»
- Что такое эскапизм? Самая красивая иллюзия
- Эскапизм – причины
- Куда ведет эскапизм?
- Погружение в себя
- Физический уход от мира
- Подмена реальной жизни виртуальной
- Что такое эскапизм? Через тернии к звездам
- Где выход
- 5 знаменитых эскапистов
- Что такое эскапизм? Самая красивая иллюзия
- Что такое эскапизм? Уход в небытие
- Что такое эскапизм? Потребление и экстрим
- Что такое эскапизм? Составить карту «параллельных миров»
- Что такое эскапизм? Через тернии к звездам
- Что такое эскапизм? Потребление и экстрим
Описание
Понятие «эскапизм» используется при описании явлений в культуре, социологии, литературе, психологии и психиатрии. В каждой из этих дисциплин его определяют по-своему, но в целом оно рассматривается как уход или бегство, независимо от уточнений куда и откуда.
Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, видеоигры, опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз[источник не указан 665 дней].
Короля Людвига Баварского считали безумным за то, что он «сбегал» в волшебный мир опер Вагнера. Карикатура изображает его в роли Лоэнгрина
Эскапизм не является болезнью и не занесён ни в какие медицинские справочники, хотя, будучи доведён до крайности сторонними причинами, может стать навязчивым стремлением (например, крайний эскапизм короля Людвига II Баварского был признан следствием психического расстройства, а у основателя группы Pink Floyd Сида Баррета вызван злоупотреблением ЛСД)[источник не указан 638 дней]. В психиатрии существует понятие аутизма — когда личность уходит в мир фантазий и теряет возможность различать реальность и фантазии. Эта крайняя форма ухода от реальности — симптом психического расстройства. С другой стороны, в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.
Писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Он считал, что «бегству» в литературе служат счастливые финалы и неожиданные спасения героев. В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкина (толкинисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. Толкин писал:
Друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность.
В современном мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: компьютерные игры, интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир.
Что такое эскапизм? Погружение в прошлое
Люди с анальным вектором имеют такое качество психики, как обращенность в прошлое. Они — ценители традиций, всего устоявшегося и стабильного. Они не любят изменений и новизны. Каково же им в современном, постоянно меняющемся мире! Не жизнь, а постоянный стресс. По своему складу они не городские жители — медлительные, основательные, привязанные к одному месту. Поэтому очень часто их способ ухода от реальности — бегство в глухие деревни и попытка создать там островки традиционной жизни, «как деды и прадеды наши жили». Человек с анальным вектором по натуре интроверт, поэтому его устраивает ограниченность общения, возникающая в таких местах. Конечно же, «в бега» он берет всю свою семью, потому что это также его основная ценность.
Еще один способ создать «параллельный мир» для анального человека — это жить прошлым. Раньше «и небо было синее, и трава зеленее». Все, что было в прошлом, имеет для него бо̒льшую ценность, нежели реальность сегодняшняя. Воспоминания о былых друзьях, любимых, работе становятся основным смыслом жизни для такого эскаписта. Особенно это свойственно пожилым людям, когда их востребованность в обществе сходит на нет, и они оказываются один на один со своими воспоминаниями, по сути, живя в воображаемом мире. В этом случае эскапизм – это бегство из реальности настоящего времени в дорогое сердцу прошлое.
Уход от реальности с точки зрения психологии
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, люди, которые подвержены этой проблеме, обладают звуковым и/или зрительным вектором. Вектор — это совокупность ценностей, свойств и желаний человека. Таких людей немного — по 5% от всего населения земли.
Люди со зрительным вектором от природы очень чувствительны и эмоциональны. Все события, которые происходят с ними, кажутся им чем-то невероятным. Это те люди, которые имеют богатое воображение и склонны делать из мухи слона.
При развитии вся их эмоциональность и воображение реализуются в профессии, где нужно быть чувственным, умным, креативным и тому подобным. Такие люди могут стать прекрасными преподавателями, актерами, режиссерами, фотографами, эрудитами, ведущими и так далее.
Что значит — при правильном развитии? Когда ребенок в детстве полностью ощущает чувство защищенности и безопасности, когда развивают его таланты согласно его природным свойствам.
Так, для детей со зрительным вектором очень важно построить эмоциональную связь со взрослым (родителем, особенно мамой или опекуном), ведь они обладают самой большой эмоциональной амплитудой — от страха смерти до любви. Тогда зрительный ребенок развивает свои способности, не боясь ничего
Часто выходит так, что взрослые не обеспечивают чувство защищенности, и зрительный ребенок ощущает сильный страх перед всем, что происходит в его жизни. Страх для такого ребенка — это сильное страдание, ввиду его эмоциональности и чувствительности. Ребенок пытается уйти от страдания — но куда уходить? Он никуда уйти не может. И создает иллюзию (мечту, фантазию), где все хорошо. Где он счастлив, и родители его любят, и все его любят.
При этом потеря чувства защищенности и безопасности может быть кратковременной, и ребенок немного погодя перестает уходить от реальности и нормализуется. Это может быть связано с временными трудностями семьи или разрывом эмоциональной связи.
Зрительник, который приучен с детства к уходу от реальности в мир иллюзий, будет предпочитать их. Ведь такому человеку так и не хватает эмоциональной связи, он не научился их строить и тем самым жить в обществе. И он все так же испытывает сильнейший страх в реальном мире.
Уход от реальности в виртуальный мир
Такому бегству подвержены люди со звуковым вектором. Ввиду их абстрактного интеллекта, именно их интересуют вопросы вселенского масштаба и мироустройства, смысла жизни.
Виртуальность манит таких людей, и в нее они сбегают от страданий в этом мире.
Это происходит из-за отсутствия того же чувства защищенности и безопасности у ребенка. От природы такой ребенок тянется к звукам, а немного погодя он начинает осмысливать все, что ему говорят, ставя смыслу слов главный приоритет. А взрослые часто не обращают внимания на то, как они говорят с ребенком и какими методами взаимодействуют с ним, пытаясь сделать то, что нужно по их мнению.
Звуковой ребенок, стараясь наслаждаться от понимания того, что стоит за словами человека, очень часто натыкается на оскорбительные смыслы, также это могут быть и просто крики, ведь звуковой ребенок все чутко слышит.
Звуковым вектором наделены люди таких профессий, как музыканты, писатели, физики, программисты, поэты и так далее.
И ребенок, который тянется за наслаждением, а получает страдания, в какой-то момент решает не распознавать смысл слов, а то и не слушать, что говорят.
Когда реальность приносит страдания, то ребенок уходит в виртуальный мир с головой. Полностью забывая, что существует еще кто-то. Он даже поесть забывает. Его не волнует никто и ничто. А родители, не зная своего ребенка, подливают масла в огонь, пытаясь выдернуть его из виртуальных оков.
Кто-то кричит и ругается, где-то бьют и требуют послушания, кто-то выдергивает шнур от компьютера. Все эти методы усугубляют положение. Такой ребенок видит не родителей, а врагов, которые забирают у него то единственное, где он забывается, не получая наслаждения от жизни. Становясь взрослым, такой человек так и не находит применения своему абстрактному интеллекту в реальном мире. Он не реализует себя и не видит смысла в реальном мире. Он по-прежнему ощущает одни страдания от общения с другими людьми через речь. А в игре можно. Такой человек, если и выходит в мир — только для того, чтобы заработать себе минимум, лишь бы хватало на еду и за интернет заплатить.
Путь к «сообществу одиночек»
Круг эскапистов так же широк, как само это понятие. Безобидный цветовод соседствует в нем с отвязным рокером, респектабельный коллекционер — с опустившимся наркоманом. Фактически каждый из нас хоть на какое-то время уходит от мира — в работу, в любовь, в мечты. В сон, наконец. Выходит, проблемы эскапизма не существует? Многие так и считают — мол, скучающие беглецы от реальности существовали всегда (вспомним байроновского Чайльд Гарольда) и погоды в обществе не делали. Но сегодня многое изменилось: людям все труднее находить друг с другом общий язык. Современные города постепенно превращаются в «сообщества одиночек», где даже люди, живущие в одной квартире, отчуждены друг от друга. В Штатах появился термин «сетевая вдова» — то есть женщина, муж которой все время проводит в интернете.
Когда-то социологи думали, как увести подростков с улиц, и вот цель достигнута: молодое поколение дни напролет просиживает у компьютеров или уткнувшись в мобильный телефон. На первый взгляд, это выгодно властям — одиночки вряд ли пойдут бунтовать. Но выгода это обманчивая. Бунт одиночек, считающих общество чужим для себя, может оказаться не менее разрушительным: представьте, что такой одиночка бросает «боинг» на небоскреб или запускает вирус в программу запуска ядерных ракет. Но и безо всякого бунта эскапизм представляет опасность для общества. Оно ведь потому и общество, что может решать какие-то проблемы сообща. А как это сделать, если одни заперлись в монастыре, другие разбрелись по лесу с мечами, а третьи «зависли» в интернете? И все хотят только одного — чтобы их не трогали.
Все бы ничего, но и у самих эскапистов жизнь не слишком легкая. Большинство из них не могут оставаться в своем иллюзорном мире постоянно. Выбираясь из него, они испытывают такой же дискомфорт, как водолаз при быстром подъеме на поверхность. И чем чаще такие переходы, тем больше риск серьезного невроза или даже душевного заболевания. Есть, правда, и другой вариант, подсказанный «Матрицей»,- считать свой собственный мир реальным, а настоящий — иллюзией. Но это не меняет дела — пересечение границы между ними остается таким же болезненным.
Что такое эскапизм? Самая красивая иллюзия
Самые большие мастера по созданию вымышленных миров — люди со зрительным вектором. Обладая огромной эмоциональной амплитудой, которая не всегда находит реализацию среди людей в силу неправильного воспитания, они погружаются в самую красочную и красивую виртуальную реальность, которую только может создать человек. Ведь для этого у них есть образное мышление и склонность к фантазиям. Сегодня для зрительников существуют самые большие соблазны полностью уйти в эту реальность, ведь мир кино, телевидения, сказочной и любовной литературы, как никогда, способствует возникновению сладких мечтаний, намного более привлекательных, чем жизнь. Таким образом, для зрительного человека эскапизм — это бегство в мир вымышленных образов и ярких фантазий, по сравнению с которыми реальность кажется малоинтересной и серой.
Так, писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин, создатель серии книг о сказочной действительности, считал даже полезным чтение романов со счастливым концом и неожиданными спасениями героев, рассматривая их как утешение для человека творческого, для которого скучная обыденность является стрессовым фактором. До сих пор миллионы поклонников с удовольствием погружаются в сказочный мир его книг, проживая жизни вымышленных героев, практически создавая параллельную реальность.
Особый расцвет различных техник по улучшению жизни… в воображении тоже результат эскапистской деятельности людей со зрительным вектором. Позитивное мышление, техники визуализации — это арсенал тех, кто склонен рисовать свою жизнь такой, какая она должна быть. «Все будет хорошо!» — любимый девиз таких зрительников, предпочитающих мечтать о красивой и наполненной будущей жизни вместо того, чтобы делать реальные шаги для ее осуществления. Там, в мечтах, у них есть вечная любовь и потрясающие приключения и путешествия. Там, но не здесь. Удивительно, но некоторые из них даже говорят: «Пусть этого никогда не случится, но мои мечты меня греют».
Эскапизм – причины
Эскапизм как социальное явление может проявляться по-разному. Чаще это мечта или игра воображения или фантазии. В стремлении создать совершенный мир вокруг себя люди с давних лет придумывали религии или культы, в которых каждому отводится свое место. Однако существуют и более серьезные причины проявления эскапизма. Это могут быть психологические травмы или злоупотребление воображением без необходимости.
Такие состояния проявляются у почитателей жанра фэнтези, игроманов и киноманов. Эти люди настолько погружаются в свой выдуманный мир, что в реальность бывает очень сложно. В некоторых случаях такое состояние может вызвать агрессивный эскапизм. Среди «зависимых» личностей специалисты выделяют патологических эскапистов, у которых отстранение от реальности заканчивается психическими или умственными нарушениями, и умеренных, умеющих своевременно и самостоятельно «» в реальность.
Куда ведет эскапизм?
Решившись покинуть берег привычной реальности, начинающий эскапист может прибиться к разным берегам. И везде у него будут свои примеры для подражания.
Погружение в себя
Медитация. Английский писатель Олдос Хаксли (1894-1963) после смерти любимой жены увлекся восточными техниками медитации, а потом стал пропагандировать «расширение сознания» при помощи ЛСД.
Сектантство. Голливудский актер Джон Траволта в период спада в своей карьере увлекся учением Рона Хаббарда — основателя секты сайентологов и писателя-фантаста. Траволта даже поставил на свои деньги фильм по роману Хаббарда «Поле битвы — Земля».
Наркомания. Английский писатель Томас де Куинси (1785-1859) в погоне за острыми ощущениями начал курить опиум и втянулся. Свой опыт он описал в «Исповеди опиомана» — бестселлере своего времени.
Компьютерные игры. Культовый писатель Виктор Пелевин — заядлый геймер. Он увлекается компьютерными играми уже лет двадцать назад и активно отражает это в своем творчестве.
Физический уход от мира
Монашество. Путешественник и востоковед Александр Булатович (1870-1918) из-за несчастной
любви ушел в монастырь на Афон. Перед революцией он вернулся в Россию, где был убит бандитами.
Странничество и отшельничество. Украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794) бросил преподавательскую карьеру и стал бродить по дорогам, излагая свои идеи всем желающим. Перед смертью он сочинил для своей могилы надпись: «Мир ловил меня, да не поймал».
Виртуальность телевидения. Руководство хозяйства «Вагайский» Омутинского района вынуждено было пересмотреть расписание дойки коров в дни, когда шел сериал «Богатые тоже плачут». Для миллионов женщин судьбы любимых героев становятся важнее реальных проблем их собственной жизни.
Подмена реальной жизни виртуальной
Ролевые игры. Бурный успех романов Толкиена в 1980-е годы породил движение «ролевиков». Сегодня они переодеваются не только в эльфийские наряды, но и в кольчуги русских богатырей или мундиры героев Бородинской битвы.
Алкоголизм. Писатель-романтик Эдгар По (1809-1849) в поисках вдохновения регулярно прикладывался к бутылке, пока не стал алкоголиком. Заснув однажды пьяным на скамейке он простудился и умер от пневмонии.
Источники
- https://womanadvice.ru/eskapizm-chto-eto-i-kak-ot-nego-izbavitsya
- http://neobhodimo.com/un/824-ukhod-ot-realnosti-v-vymyshlennyj-mir
- https://www.YBurlan.ru/biblioteka/eskapizm-begstvo-ot-svobody_i-otvetstvennosti
- http://alfaed.ru/ehskapizm-chto-ehto.html/
Что такое эскапизм? Через тернии к звездам
Мы созданы для того, чтобы получать удовольствие. Однако мы не всегда осознаем свои истинные желания, чтобы смочь это удовольствие получить. Часто мы следуем чужим желаниям, навязанным нам воспитанием, социумом, и вполне естественно не получаем настоящего удовлетворения от их реализации. Или просто до конца не понимаем своих внутренних устремлений, страшась или осуждая их. Или встречаем сильное противодействие от окружения в реализации своих желаний и, не имея уверенности и достаточной мотивации, ломаемся и устаем. Именно тогда возникает стресс нереализации, чувство неудовлетворенности жизнью.
Не понимая, что с этим делать, человек ищет способ облегчить страдание и создает для себя мир, который не создает противоречия его ценностям и устремлениям. И делает он это, конечно, исходя из своих природных свойств-векторов. Те нехватки, которые наиболее сильно проявляются в его желаниях, могут подкрепляться созданием «параллельной реальности», которая как будто бы наполняет их. То есть в зависимости от того, какие векторы есть у человека, у него будет свой способ бегства.
Где выход
Положение кажется безвыходным. Спасаясь от неврозов, мы «эскапируем» в иную реальность, чтобы на выходе из нее столкнуться с тем же неврозом, только в более тяжелой форме. Но отказаться от эскапизма невозможно — он обеспечивает хоть какую-то защиту от стресса, уровень которого в окружающем мире постоянно растет. Нужно лишь сделать переход из виртуального далека в наш мир менее болезненным. Хороший метод для этого — считать наш так называемый реальный мир таким же иллюзорным, как тот, куда мы убегаем. Возможно, тогда и в нем можно будет разглядеть романтику, красоту, волшебство — все то, что мы ищем в царстве фантазии.
Эскапизм присущ поведению многих людей, оказавшихся в ситуации реальной угрозы для здоровья и жизни. Они принимают действительность во всех ее подробностях, кроме какого-то одного фактора, который отказываются замечать или признавать. После аварии на атомной электростанции в Чернобыльскую зону вернулись многие эвакуированные жители, а некоторые и вовсе не стали покидать свои дома. Им рассказывали о смертельном воздействии радиации на человека, они каждый день наблюдали ликвидаторов аварии, одетых в защитные костюмы. Но были убеждены, что их лично происходящее не касается. И то, что они тщательно прибирались в домах, «отмывая радиацию», и безмятежно радовались урожаю и размеру грибов, не объясняется одной лишь безграмотностью. Скорее, это своеобразный самогипноз, который защищал придуманную ими реальность.
5 знаменитых эскапистов
- Римский император Диоклетиан в 305 году отрекся от власти и поселился в Салоне (нынешняя Хорватия), где мирно выращивал капусту.
- В 1891 году непонятый на родине французский художник Поль Гоген уехал на Таити в поисках уединения, а нашел сифилис и раннюю смерть.
- Голливудская звезда Грета Гарбо в 35 лет оставила кино и скрылась от публики. Говорят, она хотела остаться в памяти зрителей молодой.
- Последние десять лет жизни американский миллиардер Говард Хьюз (он, кстати, участвовал в разработке летательного аппарата «Еловый гусь», по его биографии был снят фильм «Авиатор») провел взаперти в своем отеле в Лас-Вегасе, спасаясь от микробов.
- В 1952 году 28-летний француз Ален Бомбар, оставив перспективную карьеру врача, первым переплыл Атлантику на надувной лодке «Еретик».
Интересный факт. Оксфордский профессор филологии Джон Роналд Руэл Толкиен (1899-1973) — не только основатель жанра «фэнтези», но и крупнейший в XX веке теоретик эскапизма. В своем эссе «О волшебных сказках» он писал:
Не случайно именно Толкиен дал начало движению «ролевиков» — людей, всерьез входящих в роли эльфов и прочих героев «Властелина колец».
Что такое эскапизм? Самая красивая иллюзия
Самые большие мастера по созданию вымышленных миров — люди со зрительным вектором. Обладая огромной эмоциональной амплитудой, которая не всегда находит реализацию среди людей в силу неправильного воспитания, они погружаются в самую красочную и красивую виртуальную реальность, которую только может создать человек. Ведь для этого у них есть образное мышление и склонность к фантазиям. Сегодня для зрительников существуют самые большие соблазны полностью уйти в эту реальность, ведь мир кино, телевидения, сказочной и любовной литературы, как никогда, способствует возникновению сладких мечтаний, намного более привлекательных, чем жизнь. Таким образом, для зрительного человека эскапизм – это бегство в мир вымышленных образов и ярких фантазий, по сравнению с которыми реальность кажется малоинтересной и серой.
Так, писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин, создатель серии книг о сказочной действительности, считал даже полезным чтение романов со счастливым концом и неожиданными спасениями героев, рассматривая их как утешение для человека творческого, для которого скучная обыденность является стрессовым фактором. До сих пор миллионы поклонников его книг с удовольствием погружаются в сказочный мир его книг, проживая жизни вымышленных героев, практически создавая параллельную реальность.
Особый расцвет различных техник по улучшению жизни… в воображении тоже результат эскапистской деятельности людей со зрительным вектором. Позитивное мышление, техники визуализации — это арсенал тех, кто склонен рисовать свою жизнь такой, какая она должна быть. «Все будет хорошо!» — любимый девиз таких зрительников, предпочитающих мечтать о красивой и наполненной будущей жизни вместо того, чтобы делать реальные шаги для ее осуществления. Там, в мечтах, у них есть вечная любовь и потрясающие приключения и путешествия. Там, но не здесь. Удивительно, но некоторые из них даже говорят: «Пусть этого никогда не случится, но мои мечты меня греют».
Что такое эскапизм? Уход в небытие
Еще один большой мастер по части побега от реальности — человек со звуковым вектором. Надо сказать, что существующая материальная действительность его не привлекает в принципе. Таковы его свойства. Он нацелен на познание себя, на поиск смысла жизни, на связь с первопричиной. Внешний мир для него иллюзорен, а внутренние состояния важны чрезвычайно. Все эти свойства создают отличную почву для поиска «параллельного мира», где могли бы реализоваться его желания. А способов для этого существует великое множество. Например, компьютерные игры. Некоторые онлайновые ролевые игры заставляют игроков полностью погружаться в вымышленный мир. Увлекшиеся такими играми могут с трудом отличать, где реальный мир, а где виртуальный. Еще один способ — это наркотики, дающие переживание состояний, недостижимых в обычной жизни. Способы бегства звуковика из мира — одни из самых разрушительных, ибо у него нет ценности жизни, в которой нет смысла. Звуковой эскапист – это человек, уникальный тем, что имеет психику абсолютного интроверта, то есть «сбежать» от других людей он стремится намного чаще, чем остальные.
Не находя ответы на свои вопросы о том, как устроен этот мир, он склонен уходить в состояния, напоминающие небытие. Это может быть жизнь во сне, отшельничество, медитация. Он рационализирует, что все эти явления являются частью его поиска, однако на самом деле они лишь разрывают и без того тонкую нить связи с реальностью. Вспомните сновидящих в романах Карлоса Кастанеды. Сами для себя они были «великими магами», но так ли это было на самом деле? Все их величие оставалось в «параллельном мире».
Что такое эскапизм? Потребление и экстрим
Жизнь современного общества потребления и высоких скоростей абсолютно комплементарна свойствам людей с кожным вектором. Именно они могут получить столь необходимый драйв от социальной реализации сегодня. Менеджеры и банкиры, изобретатели и инженеры, спортсмены и танцоры — все это люди с развитым кожным вектором, очень востребованные в наши дни.
Однако и у них бывают стрессы и неудачи, в основном из-за неразвитости свойств или завышенных амбиций, когда они претендуют не на свою роль. У них тоже возникает желание уйти в более привлекательный мир. Одним из способов бегства для них является именно потребление, когда вся жизнь превращается в гонку за материальными благами. Кожник все тащит в дом. В зависимости от степени развитости и реализованности кожного вектора это может быть всякий хлам, до отказа заполняющий все пространство квартиры, а могут быть модные вещи и технические новинки. Когда шопинг становится наркотиком, а дом — выставкой навороченных достижений современной цивилизации, пора задуматься, а столь ли я счастлив в реальности? И что это такое, если не эскапизм, когда я «закапываюсь» в груду вещей, чтобы хоть как-то снять напряжение от жизни?
Кстати, тема эскапизма вполне обеспеченных материально людей, которые могут себе позволить создать «параллельный мир», довольно часто находит отражение в литературе. Примером может служить произведение Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» и роман французского писателя Жориса Гюисманса «Наоборот».
Еще один способ забыться кожнику — это экстрим. Опасные виды спорта, связанные с большим риском для жизни; гонки на автомобиле на скорости, намного превышающей разрешенную; развлечения, позволяющие взглянуть в глаза смерти, — все это дает необходимый адреналин, которого недостаточно в обычной жизни скучающего кожника. Только движение по лезвию бритвы, между жизнью и смертью, становится единственным удовольствием для него, когда он ощущает настоящий вкус жизни. Все остальное кажется пресным и неинтересным.
Что такое эскапизм? Составить карту «параллельных миров»
Эскапизмом будет считаться осуществление таких действий, которые приводят человека к потере связи с реальностью, разрывают реальные отношения, сводят на нет творческую, созидательную деятельность человека, направленную на развитие общества, делают из него пассивного или активного потребителя удовольствий. Эта видимость легкой, комфортной жизни, полностью предсказуемой и соответствующей ожиданиям человека, останавливает его развитие. Когда нет преодоления трудностей, закалки характера, возникает скука и попытка наполниться суррогатом жизни.
Существуют самые разные способы ухода от реальности, которые известны давно. Многие из них очень точно описаны в литературе, однако они не дифференцированы в зависимости от природных свойств человека, а потому мало помогают в осознании проблемы. Если же иметь точную карту «параллельных миров», то при возникновении желания погрузиться в один из них вы сразу же сможете понять, какое ваше желание требует наполнения в реальном мире. И тогда отпадает необходимость прятаться от проблем.
Что такое эскапизм? Через тернии к звездам
Мы созданы для того, чтобы получать удовольствие. Однако мы не всегда осознаем свои истинные желания, чтобы смочь это удовольствие получить. Часто мы следуем чужим желаниям, навязанным нам воспитанием, социумом, и вполне естественно не получаем настоящего удовлетворения от их реализации. Или просто до конца не понимаем своих внутренних устремлений, страшась или осуждая их. Или встречаем сильное противодействие от окружения в реализации своих желаний и, не имея уверенности и достаточной мотивации, ломаемся и устаем. Именно тогда возникает стресс нереализации, чувство неудовлетворенности жизнью.
Не понимая, что с этим делать, человек ищет способ облегчить страдание и создает для себя мир, который не создает противоречия его ценностям и устремлениям. И делает он это, конечно, исходя из своих природных свойств-векторов. Те нехватки, которые наиболее сильно проявляются в его желаниях, могут подкрепляться созданием «параллельной реальности», которая как будто бы наполняет их. То есть в зависимости от того, какие векторы есть у человека, у него будет свой способ бегства.
Что такое эскапизм? Потребление и экстрим
Жизнь современного общества потребления и высоких скоростей абсолютно комплементарна свойствам людей с кожным вектором. Именно они могут получить столь необходимый драйв от социальной реализации сегодня. Менеджеры и банкиры, изобретатели и инженеры, спортсмены и танцоры — все это люди с развитым кожным вектором, очень востребованные в наши дни.
Однако и у них бывают стрессы и неудачи, в основном из-за неразвитости свойств или завышенных амбиций, когда они претендуют не на свою роль. У них тоже возникает желание уйти в более привлекательный мир. Одним из способов бегства для них является именно потребление, когда вся жизнь превращается в гонку за материальными благами. Кожник все тащит в дом. В зависимости от степени развитости и реализованности кожного вектора это может быть всякий хлам, до отказа заполняющий все пространство квартиры, а могут быть модные вещи и технические новинки. Когда шопинг становится наркотиком, а дом — выставкой навороченных достижений современной цивилизации, пора задуматься, а столь ли я счастлив в реальности? И что это такое, если не эскапизм, когда я «закапываюсь» в груду вещей, чтобы хоть как-то снять напряжение от жизни?
Кстати, тема эскапизма вполне обеспеченных материально людей, которые могут себе позволить создать «параллельный мир», довольно часто находит отражение в литературе. Примером может служить произведение Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» и роман французского писателя Жориса Гюисманса «Наоборот».
Еще один способ забыться кожнику — это экстрим. Опасные виды спорта, связанные с большим риском для жизни; гонки на автомобиле на скорости, намного превышающей разрешенную; развлечения, позволяющие взглянуть в глаза смерти, — все это дает необходимый адреналин, которого недостаточно в обычной жизни скучающего кожника. Только движение по лезвию бритвы, между жизнью и смертью, становится единственным удовольствием для него, когда он ощущает настоящий вкус жизни. Все остальное кажется пресным и неинтересным.