Воображение

Творчество как высший уровень воображения

В прямом смысле под творчеством понимают создание чего-то нового. Характерной чертой творчества является личное начало, творчество характерно исключительно для человеческой деятельности. С точки зрения психологии, творчество — это психологический процесс в результате которого происходит воплощение информации из нашего сознания в новой форме. Психологи выделяют три направления развития творчества:

  • продуцирование нового
  • улучшение существующего
  • разрушение старого

Тема творчества исследуется учеными достаточно давно, всего в современной психологической науке выделяют четыре основных направления в исследованиях творчества:

  • деятельный подход
  • творчество как процесс
  • творчество как продукт
  • творчество как способность

Суть деятельного подхода заключается в том, что потребности человека являются двигателями творчества. Потребности эти могут быть весьма разнообразными: потребность в пище, желание выжить, желание собственной реализации, желание создавать красоту. Из этого следует вывод для развития творчества необходимо развивать потребность.

Некоторые ученые рассматривали творчество как процесс. Этот процесс может происходить на различных уровнях: бессознательном, подсознательном, сознательном и надсознательном.

Под бессознательным понимают процесс формирования новых образов, в появлении которых человек не отдает себе отчет. Часто это процесс схож с инстинктами.

На подсознательном уровне творчество осуществляется благодаря опыту, навыкам, задаткам, потребностям. Целью подсознания является формирование образцов мышления, поведения в стандартных ситуациях.

Сверхсознание характерно для высшего уровня появления творческого процесса. Сверхсознание соединяет в себе деятельность подсознательного бессознательного и сознательного. Сверхсознание отвечает за появление гениальных мыслей, озарений.

Творческий процесс состоит из трех этапов:

  • пусковой этап
  • поисковый этап
  • исполнительный этап

Творчество так же изучается психологами как продукт деятельности человека. Основными продуктами творчества можно назвать:

  • различные открытия
  • изобретения
  • новые формы материи

Творчество как продукт представляет собой итог человеческой деятельности.

Творчество может восприниматься и как способность человека. За развитие творческих способностей отвечает интеллект. Творческий потенциал имеется у каждого человека.

Уровни воображения

Уровни воображения человека определяют отношение человека к процессу воображения. Уровни могут быть высшими и низшими. На низших уровнях воображение является непроизвольным, на высшем уровне воображение осознанное, человек понимает каким образом в его сознании появляются те или иные образы.

На низших уровнях воображение воплощается в непроизвольном изменении образов. Эта трансформация вызвана влиянием потребностей и влечений, которые являются для человека малоосознанными. В этом случаи образы спонтанно появляются перед воображением, человек при этом не прилагает собственной воли и не создает их. Такой вид воображения также носит названое пассивное воображение, его проявлением являются сны, галлюцинации, грезы, дремотное состояние.

Одним из видов высшего уровня воображения является творчество. При этом процессе образы появляются благодаря усилию воли человека, затем они могут изменяться, исходя из его собственных целей. Эта форма называется активным воображением. Так же к высшему уровню воображения относится мечта.

Классификация видов воображения:

  • Активное (произвольное) — преднамеренное построение образов с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности, развивается в процессе труда.
  • Пассивное (непроизвольное) — возникновение новых представлений при ослаблении сознательного контроля со стороны личности и без непосредственного ее намерения.

Активное воображение

Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.

В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.

Задачи активного воображения:

  • Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.
  • Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.
  • Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.

В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:

  • продуктивное (творческое);
  • репродуктивное (воссоздающее);
  • мечта.

Продуктивное (творческое) воображение

Данный тип отвечает за формирование представлений, не имеющий прообразов в реальном мире. В сознании человека формируется модель определенной ситуации, явления или объекта на основе жизненного опыта и знаний. Трудность заключается в объединении имеющихся элементов в единое целое, благодаря чему создается уникальность итогового образа.

Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.

Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.

Мечта

Является особой формой активного воображения, которая заключается в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта направлена в будущее и выступает как причина, мотив той или иной деятельности человека.

Пассивное воображение

Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей младшего возраста. Наиболее ярко — в сновидениях, в полусонном состоянии, когда представления возникают, сменяются, соединяются самопроизвольно. Однако пассивное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.

Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:

  • преднамеренном (грезы);
  • непреднамеренном.

Преднамеренное воображение (грезы)

Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как неосуществимые, нереальные. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания. При этом контроль проявляется в отборе образов, которые вызвали бы у человека определенное эмоциональное состояние.

Непреднамеренное воображение

Проявляется при особых состояниях личности или организма, когда человек не управляет процессом создания образов. Разновидностями являются сновидения и галлюцинации.

Сновидения — образы, возникающие у человека в фазе быстрого сна, представляют собой создание новых образов в результате сочетания информации из долговременной памяти, а также информации, полученной в течение дня.

Во время галлюцинаций образ возникает без реального внешнего раздражителя. Специфика заключается в том, что этот образ оценивается человеком без критики, как истинно существующий объект. Причинами возникновения галлюцинаций могут быть как органические факторы (воздействие наркотиков, алкоголя, температура, недостаток кислорода), так и психогенные (состояние аффекта).

Воображение и возраст

Детство – не единственное время, когда происходит развитие воображения. Оно проходит в несколько этапов:

  • Детство;
  • Переходный возраст;
  • Юность.

В каждом из этих трех периодов есть свои особенности и свои стимулы.

В детстве ребенок познает мир как таковой. Шаблонное мышление еще не сформировалось. Все происходит впервые, все ново, все вызывает любопытство. Мозг в этом возрасте работает очень быстро. Так заложено самой природой. В то же время у ребенка еще нет  знаний об окружающем мире.

Сказка кажется такой же реальной, как повседневность. Он не анализирует, а просто принимает все на веру. О воображении в дошкольном возрасте подробно писала Е.Е. Кравцова.

Юношеский возраст ставит перед человеком другие задачи. И сам он уже другой – с более или менее устоявшимися взглядами, более устойчивый, более эрудированный. Он способен смотреть вдаль и мыслить творчески, свободно, не загоняя себя в рамки. В зрелом возрасте эта способность может снижаться под напором неблагоприятных обстоятельств.

Типы воображения

Воображение можно разделить на несколько видов:

  • Активное – сознательное создание образов усилием воли.
  • Пассивное – спонтанное, невольное возникновение образов.
  • Продуктивное – мысленное преображение реальных образов.
  • Репродуктивное – мысленное воспроизведение реальности, как она есть.

К ним можно добавить еще два, которые возникают помимо воли человека:

  • Галлюцинации и иллюзии – видение несуществующих образов, воспринимающихся, как реальные.
  • Сновидения – произвольные образы, возникающие у человека в состоянии сна без участия его воли.

Нельзя сказать, что у некоторых людей вовсе отсутствует воображение. Например, в определенных ситуациях у них в голове все же возникают образы – лица, предметы, еда, знакомые ландшафты. Но кто-то способен представить их ярче и живее, дополнить деталями.

А кому-то будет сложно. Так как у всех эта способность развита по-разному.

Но не все мамы и папы ее одобряют, считая глупой и бесполезной. Они считают, что на мир надо смотреть трезво, и чем раньше ребенок этому научится, тем лучше.

У таких детей во взрослом возрасте фантазия развита слабее чем у тех, в ком родители поощряли желание выдумывать и генерировать идеи.

Визуализация

Именно с этого упражнения стоит начать развитие воображения — оно помогает выработать умение воспроизводить и строить визуальные образы в деталях. Визуализация улучшает не только фантазию, но также мышление и память.

Представьте себе предмет. Например, коробок спичек. Представьте его во всех деталях — коричневые бока, надпись. Теперь мысленно откройте и достаньте спичку. Подожгите ее и посмотрите, как она горит. Это кажется простым, но поначалу визуальные образы будут ускользать, а мозг попытается уводить вас в сторону привычного для него состояния пассивного наблюдателя.

Можно загадывать разные предметы, местности и действия, стараясь воспроизводить их в голове до малейших подробностей. Представьте, как заходите домой, поворачиваете ручку двери, снимаете обувь, куртку, кладете на тумбочку ключи… Интерьер может быть и незнакомым. В общем, тренируйтесь в визуализации и со временем заметите, что у вас лучше получается управлять собственными мыслями.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Социологическое воображение

Сложно поспорить с тем, что жизнь отдельного индивида невозможно отделить от жизни общества. Говоря о том, что такое социологическое воображение, можно сказать, что это способность распознавать взаимосвязь всего, что происходит в реальности, с учетом структурных, культурных и исторических условий. В рамках этой разновидности также рассматриваются действия, совершаемые как отдельными, так и коллективными социальными субъектами, образующими сложное и разнородное человеческое общество.

Подробно поговорив о том, что такое воображение, выделив его различные виды и описав их особенности, можно смело сказать, что ни один из множества видов творчества невозможно представить без элемента фантазии, будь то наука, литература, живопись. В общем смысле — это предвосхищение того, чего пока нет, но что, может быть, станет частью нашей жизни. Воображение напрямую связано с интуицией, догадкой, озарением. Каждый человек в той или иной степени склонен фантазировать, однако не стоит забывать и о реальной жизни, чтобы грезы не стали болезненными галлюцинациями, а построенные воздушные замки не разрушились об серую повседневность.

Патологические формы активного воображения.

Замечание 1

Основным признаком имеющихся у человека расстройств активного воображения является нарушение критичности мышления по отношению к продуктам воображения и их использованию и применению.

Чаще всего в практике лечения встречаются пациенты с феноменом патологии лживости или так называемой фантастической псевдологии.

Данное нарушение проявляется в том, что человек искренне верит в созданные в воображении им самим фантазмы или, как и еще называют фантастические идеи и образы. На современном этапе развития психотерапии фантазмы рассматриваются в двух вариантах:

  1. Психотические фантазмы, для которых характерен факт того, что пациент воображаемое им более устойчиво воспринимает как истину и развивает из воображаемых образов и явлений целые сюжетные псевдологии и бредоподобные фантазии. Такой тип расстройства более характерен для органических заболеваний мозга человека, сопровождающихся тяжелыми нарушениями памяти, а также при таких заболеваниях как эпилепсия и шизофрения.
  2. Неписхотические фантазмы, при проявлении которых псевдологии, созданные пациентом, являются сочетанием двух видов фантазирования:

    • для себя, выражающегося бегством в мир мечтаний из мира реальной действительности;
    • для других, с целью создания образа повышенной собственной привлекательности в глазах других людей.

Чаще всего непсихотические фантазмы проявляются у лиц с истерическими психопатическими наклонностями и «мифоманической конституцией».

Замечание 2

При этом нарушении человек прекрасно осознает, что он лжет, но эта патологическая ложь имеет отличие от обычной в том, что чаще всего не носит определенной цели или совершенно бесполезна, но больной не в состоянии противостоять своей потребности лгать.

Пациенты, страдающие псевдологиями, в отличие от больных страдающих истерическими психопатиями, более активны в поведении и стремлении к воплощению в жизнь фантастических идей и образов. Именно в связи с этим чаще всего такие пациенты вступают в конфликт с законом, так как лживость заслоняет у них проявления всех остальных личностных черт.

Имеющуюся у человека патологическую наклонность к вымыслам и лжи психотерапевты и психиатры рассматривают как проявления частичного инфантилизма личности и характеризуют их как неустойчивую личность, которой не хватает зрелости воли и суждений.

Методы развития воображения

Если вы чувствуете, что жизнь стала скучной и пустой, а умственная деятельность вызывает утомление, пора задуматься. Не заела ли вас рутина? Не стала ли повседневность слишком предсказуемой? Возможно, уже давно пора найти способ переключиться.

Книги

Во-первых, самый доступный и приятный метод – чтение книг. Главное – действительно эффективный.

Так как читая, вы поневоле мысленно переносите себя на страницы. Кто-то предпочитает книгам фильмы.

В этом тоже есть свой резон, но фильм закрывает многие вопросы. Вы можете додумывать сюжет, но лица героев и все остальное уже было придумано за вас.

Например, если описывается улица – вы непременно увидите эту улицу мысленным взором. К тому же, если описывается человек – вы обязательно будете как-нибудь его представлять. Может быть, он будет похож на вашего знакомого; может быть – на кого-то еще. Но точно не останется безликим!

Вы уже не будете полностью поглощены повседневной рутиной, она не будет так давить на вас – потому что вам есть, где укрыться. И есть то, на что можно переключить мысли. Ваш мозг будет работать в другом режиме. Он станет восприимчивым к новой информации.

Ассоциации

Во-вторых, развивайте ассоциативное мышление. Ассоциации – это связь между предметами, событиями, фактами и явлениями. Сознательно стимулируя возникновение таких связей, вы научитесь создавать в уме целостную картину.

Начните с простого. Подумайте, с чем у вас ассоциируются простые предметы быта – чашка, книга, часы, и т.п. Какие воспоминания они вам навевают?

Затем усложните задачу: попробуйте мысленно изменить внешний вид предметов. Например, поменяйте им цвет. Не ограничивайте себя естественными оттенками, позвольте себе мыслить оригинально. Представьте себе синюю клубнику! Представьте, как выглядел бы зеленый шарф, если бы был желтым в клеточку. И заодно, как бы он смотрелся на вас. Проанализируйте, изменилось ли ваше восприятие?

Полезно будет задействовать органы чувств. Подумайте, с чем у вас ассоциируются конкретные вкусы и запахи – свежего хлеба, кофе, скошенной травы, воздуха после грозы. Сосредоточьтесь на этих мыслях.

Даже вышеупомянутые книги и фильмы могут ассоциироваться не со своим содержанием, а с событиями, которые происходили в момент чтения или просмотра Пользуйтесь подсказками сознания и дайте себе возможность погрузиться в него.

Творчество

В-третьих,  вы можете действовать более радикально – не пользоваться плодами искусства, а погрузиться в него.

Походите по художественным выставкам, почитайте книги о живописи. Затем  попробуйте рисовать сами, даже если не умеете.

В хорошем смысле дайте волю рукам. Сначала в рисунках не будет смысла, но со временем у вас обязательно появятся идеи.

Наконец, попробуйте писать стихи, чтобы облечь образы и ассоциации в слова.

Проще говоря, не игнорируйте свои мысли, а дайте возможность эфемерному и бесформенному обрести форму.

На десерт, забавное видео как  развить фантазию и воображение у взрослых, раздвигая шаблоны мышления (для удобства разверните телефон на 90 градусов).

На этом я прощаюсь с вами и желаю, чтобы ваши дни были полны ярких впечатлений и идей. Я продолжу помогать по мере своих скромных сил и возможностей. А вы не забывайте делиться записью в соцсетях и рекомендовать друзьям. Обязательно заходите еще. Вам будут рады! Всего вам доброго!

Сиквел, приквел, фанфик…

Вам знакомы эти слова? Говоря простыми выражениями, это продолжение, предыстория или свой вариант развития событий в фильме или другом произведении. Что будет после того, как закончится ваш любимый сериал или книга? Вы можете придумать это сами

Какой жизнью жили герои, пока автор не обращал на них внимание? А как все могло бы быть, если бы один из персонажей не совершил какого-то ключевого поступка? Вам по силам создать свою литературную реальность.Это могло бы существовать

Собака с шестью ногами, страус с головой крокодила, разноцветный снег, который появляется, пролетая сквозь радугу… Чего только нет на этом свете, а ведь могло бы быть! Представляйте себе несуществующих животных, предметы и явления, обсуждайте их с друзьями — это будет забавно и весело. Представьте, если бы люди жили под водой, как рыбы

А что, если бы апельсины были солеными? Мы ели бы их вприкуску с жаренной картошкой! Это может показаться кому-то бредом, поэтому осторожно выбирайте друзей, с которыми можно поиграть в эту игру — а то какой-нибудь бдительный приятель вызовет санитаров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.