Абстракция

Виды абстракции

Некоторые типы абстракции:

примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлёкшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.

обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.

идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов

В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая» и др.

изолирующая абстракция — тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.

абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.

конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция — выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция — вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

Абстракция и абстрагирование — это упрощение реальности

Абстракция – это мысль, которая родилась в процессе абстрагирования (процесса исключения и отделения несущественного в данный момент, чтобы увидеть главное). Разочарованный читатель, наверное, подумал: «Ну вот, опять нет чёткого определения, а только размытая фраза». Наберитесь терпения, до истины (что это?) осталось совсем чуть-чуть.

У слова «abstractio» три варианта перевода с латыни:

  1. отвлечение;
  2. исключение;
  3. отделение.

Вот несколько примеров для понимания.

Вы вышли на улицу и посмотрели вверх. О чём подумали? «Газовая оболочка из пяти слоёв с водяным паром, содержит 78% азота, 21% кислорода и так далее». Да так и с ума сойти можно!Чтобы этого не произошло, вы отвлекаетесь от несущественных сторон, свойств и связей объекта. Выбрасываете из головы слои атмосферы, химический состав и формируете общую мысль – «небо».Так вот, «небо» — это и есть абстракция. Вы можете пойти дальше и выделить другие существенные признаки объекта: цвет, погоду, время суток. Тогда возникнут такие абстрактные понятия: «голубое небо», «пасмурное небо», «ночное небо».
В конце месяца вы сняли с банковской карты зарплату. Теперь ваша общая мысль – «деньги». Это тоже абстракция. В процессе абстрагирования вы мысленно исключили (отделили) несущественные связи объекта.Например, связи с банковским учреждением и работодателем. Разве вам интересно, какой длинный путь прошли титульные знаки перед тем, как оказались в вашем кошельке? Вряд ли

Важно то, что это деньги.

Тогда почему так трудно высидеть на скучных лекциях?

Абстрактное понятие

Абстрактное понятие — высшая форма абстракции, но связанная с примитивной чувственной абстракцией. Начиная с одних чувственных свойств объекта, выделяя другие чувственные свойства (примитивная чувственная абстракция), абстракция переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Через отношения между предметами мысль может выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Существовало два учения об абстракции, то есть о том процессе, когда мышление переходит к абстрактным понятиям:

  • абстракция эмпирической психологии — это учение сводило абстрактное лишь к чувственному,
  • абстракция реалистической психологии — отрывало абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание порождается мыслью.

Но в действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному лишь исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам.

Литература

  • Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
  • Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
  • Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
  • Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
  • Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
  • Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
  • Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
  • Виленкш Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.— «ВД», 1974, № 2;
  • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивиауации и постоянства, — В кн.: Творческая природа научного познания, М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.—В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
  • Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
  • Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
  • Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
  • Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, N 2;
  • Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, N 3.

Абстрактная живопись

Сочетание форм и цвета должно, по замыслу авторов полотен, вызывать у зрителей определенные мысли, чувства, эмоции. Изображающая цветы абстракция может быть хаотичным смешением пестрых бесформенных пятен. Именно такое броское сочетание цветов, буйная яркость мазков должны передать эмоциональное впечатление художника от увиденного им цветущего луга.

Не нужно путать это направление живописи с другими, тоже непохожими на классический реализм. Кубизм, скажем, все же изображает конкретные предметы и сцены, просто в специфическом стиле, чего не делает абстракция.

Дело в том, что у кубизма и абстракционизма разные задачи и средства их решения. Кубисты считают, что живопись – это диктат формы, она лежит в основе процесса и прекрасна сама по себе. Лицо – это овал, нос – треугольник, глаз – круг. Кубисты играют с формой, структурируя, таким образом, пространство полотна.

Абстрактные понятия — это высшая форма абстракции

Обобщать можно не только объекты реального мира, но и сами абстракции. Так формируются абстракции высокого порядка – абстрактные понятия. Ими оперируют фундаментальные и точные науки, чтобы описывать сложные закономерности.

Рассмотрим упрощённый пример того, как рождается абстрактное понятие.

На землю выпали атмосферные осадки из кристалликов льда. Это снег. Небо полностью закрыто облаками. Небо и снег белые. На улице белизна.

«Белизна» — это абстрактное понятие. Попробуйте его обобщить. Не получится. Другие примеры абстрактных понятий: истина, справедливость, время, вещество, информация.

Поэтому так трудно слушать теоретические лекции преподавателя.

Абстракция в искусстве

Абстракционизм

Это направление в изобразительном искусстве, которое зародилось в начале XX века. Создавая свои произведения, мастера вместо каких-то конкретных и реальных форм изображают сочетания разных фигур, линий и/или цветных пятен.

Направление в живописи и скульптуре также называется «нефигуративное искусство».

Создание абстракции — неоднозначный процесс, который требует фантазии. Конечно, само искусство требует не только жертв, но и воображения. Однако, если мы посмотрим на картину художника, обычно можно сразу с уверенностью сказать, что это картина и написана она была именно маслом, и что именно на ней изображено.

С абстракцией часто нужно думать, какие материалы были использованы, какая необычная техника, а самое главное — какую идею пытается донести артист до общества.

Абстракция картинки

Абстракция может быть создана посредством наблюдения за окружающим миром и запечатления этого на камеру. Например, как акриловые краски растворяются в воде.

Или вариант — сочетать акварельную краску с акриловой на мольберте.

Также абстракция живёт и в более спорном виде искусства, таком как граффити.

Конечно же, не будем забывать про скульптуру и художественную резьбу по камню.
Статуя в Барселоне, музей La Pedreira

Первая абстрактная картина

Русский художник Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) считается пионером абстрактного искусства. Тем не менее Хильма аф Клинт (Hilma af Klint, 1862-1944), шведская художница и мистик, также претендует на этот титул.

По данным газеты «Нью-Йорк таймс» (апрель 30, 2013) Джулия Восс (Julia Voss) — немецкий журналист, писатель и искусствовед во «Франкфуртер альгемайне цайтунг» («Frankfurter Allgemeine Zeitung»), сказала, что Кандинский утверждал, будто написал первую абстрактную картину в 1911 году. Джулия Восс добавила, что он был очень успешен и знаменит как «отец абстракции» 20-го века. Но при этом Хильма аф Клинт уже писала свои яркие, абстрактные образы в течение многих лет.

По нескольким источникам, Клинт написала свою первую абстракцию в 1907 году.

Кандинский, «Первая абстрактная акварель», 1911 год

«They tens mainstay IV», Хильма аф Клинт, 1907 год

Литература

на русском языке
  • Виленкин Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятия математики и объектов науки. // Вопросы философии. 1974. № 2;
  • Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
  • Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
  • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
  • Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
  • Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
  • Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
  • Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивидуации и постоянства // Творческая природа научного познания, М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.—В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
  • Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
  • Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
на других языках
  • Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
  • Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
  • Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
  • Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, № 2;
  • Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, № 3.

Чем является абстрагирование? Определение

Примеры абстракции демонстрируют наличие определенных приемов в общении и, разумеется, образа мыслей. Совокупность этого и называется в философии абстрагированием. У этого понятия имеются два основных значения, которые являются родственными по смыслу, перекликаются между собой. Первое определяет данное понятие как сам процесс отвлечения или же способ, а второе – как метод.

То есть абстрагирование – это использование способа отвлечения в процессе познания или объяснения, рассуждения.

Отвлечение происходит от всего несущественного, не имеющего значения в конкретный отрезок времени, от лишнего, мешающего правильно понять суть. Результатом этого процесса становится формирование отвлеченного понятия.

Формы и признаки

Существует прямая связь между факторами абстрактного и логического мышления. Благодаря такой взаимосвязи появляется возможность поиска неординарных решений различных задач и адаптации к часто меняющимся жизненным условиям. Выделяют аналитические, обобщающие, идеализирующие, конструктивные, примитивно-чувственные и актуально-бесконечные абстракции.

Формами данного вида мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие отражает предмет, явление или процесс посредством существенных и обоснованных признаков. Иногда понятие свойства объекта передаёт один-единственный признак. К основным внешним свойствам относят взаимосвязь объекта с другими предметами. Внутренние свойства присущи самому объекту. Примерами первичной и преобладающей формы мысленного абстрактного отображения служат различные слова и словосочетания: крыса, вкусный пряник, сотрудник службы безопасности. В воображении человека моментально всплывают общие признаки этих понятий.

Мысленные логические операции демонстрируют следующие возможности:

  • умение прибегать к критериям и понятиям, которых может не существовать в реальности;
  • оценка событий и их сравнение;
  • систематизация почерпнутых сведений;
  • обобщение происходящих явлений и предметов;
  • вычленение отдельных фактов;
  • соединение разрозненных данных в общую картину;
  • анализ информации;
  • выявление закономерностей среды обитания без явного контакта с ней;
  • построение причинно-следственных цепочек.

Что представляет из себя абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это способность человека представлять вещи, других людей или явления, когда они не находятся перед ним физически. С его помощью мы можем думать о предмете, который только что увидели, размышлять о философии, сохранять в голове набор моральных принципов и так далее. Абстрактное мышление напрямую связано с видением контекста и общей картины, которая окружает событие или идею. Это умение даёт человеку возможность фантазировать, мысленно переноситься в пространстве, проживать уже знакомые чувства и ощущения.

Человек, который опирается на абстрактное мышление для познания окружающего мира, использует метафоры и аналогии. Он видит разницу между вербальным и невербальным, мысленно передвигает объекты без необходимости их вращения.

Сложно объяснить, что такое абстрактное мышление, ведь это понятие само по себе абстрактно. Для того чтобы понять, насколько оно относится к твоему собственному опыту, можешь ответить на следующие вопросы:

  • Можешь ли ты представить детали, связанные с общей картиной?
  • Спрашиваешь ли ты себя «почему?»
  • Ищешь ли ты более глубокие значения и основные закономерности в привычных вещах?
  • Стремишься ли понять, как они относятся ко всему остальному в твоём жизненной опыте?

Если на все ты ответил «да», можем тебя поздравить: навыки абстрактного мышления у тебя есть.

Критика жанра

Критики этого направления утверждают, что ассоциации – дело сугубо индивидуальное. То, что одному кажется жизнерадостным сочетанием красок, другой воспримет как агрессивное. Следовательно, самая красивая абстракция значит столько же, сколько подпись под ней. Код дешифровки этого искусства слишком индивидуален.

Понятие технического качества картины нивелируется. Можно судить о качестве рисовки, глядя на картины Рафаэля или Дега, Пирасмани или Пикассо. Хвалить или ругать, но хотя бы судить. В абстракционизме этот критерий оказывается недейственным.

Понять художника-абстракциониста и объективно оценить его невозможно. Красивая абстракция ничем не отличается от уродливой, потому что критериев оценки таких работ не может существовать. Что зритель считает красивым, то и красиво. Собственно, этот тезис распространяется на все современное искусство. Что зритель считает искусством – то оно и есть.

В искусстве

Не только философии, но и искусству свойственно такое понятие, как «абстракция». Картины многих известных художников написаны в этом жанре.

Абстракционизм является направлением в искусстве, которое характеризует отказ от передачи чего-либо в виде реалистичного отображения. Это в первую очередь касается форм изображений в живописи и скульптуре. Однако абстрактным может быть любое произведение, например рассказ, стихотворение, театральные декорации, костюмы и многое другое.

Основоположником этого жанра принято считать российского живописца Василия Кандинского, а первым абстрактным произведением – его акварельную работу «Без названия», написанную в 1910 году.

Абстрагирование

Абстрагирование — это метод познания, мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредствование и позволяющий превратить в объект рассмотрения разные свойства предметов. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а также прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.

Абстрактное и конкретное

В диалектической логике понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному, например, конкретное мышление — абстрактное мышление (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом три» вообще, не имея для него определённого языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия, попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

Абстрактное и конкретное

В диалектической логике понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному, например, конкретное мышление — абстрактное мышление (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом три» вообще, не имея для него определённого языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия, попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

Какой может быть абстракция? Примеры в жизни

Как правило, категория воспринимается лишь как часть каких-либо пространных диалогов. На самом же деле каждый человек прибегает к ней ежедневно и не по одному разу.

Самым простым примером является ход мыслей, возникающий при взгляде на небо. Каждый современный человек знает о том, что над его головой находится атмосфера, представляющая собой несколько чередующихся слоев. Известно всем и о том, что состоит она из углекислого газа, кислорода и азота.

Но что возникает в голове при взгляде вверх? Просто слово «небо». Это пример естественной абстракции, не требующей специальных усилий. При этом в мозгу происходит отвлечение от известных смотрящему в небо человеку, но в данный момент времени ненужных подробностей и деталей. То есть нужный элемент определяется и вычленяется путем обобщения.

Вам будет интересно:Сознание, его происхождение и сущность. Проблема сознания в истории философии

Если же при взгляде вверх возникает в мыслях слово «тучи», то это уже более сложная абстракция

В ней задействуется не только обобщение, но и выделение конкретного, важного элемента. Однако она тоже является естественной, не требующей специального усилия

Примеры абстракции сознательной люди в повседневной жизни тоже видят достаточно часто. В любом разговоре, в котором для объяснения чего-либо рассказчик прибегает к отвлеченным аналогиям, задействована эта категория. То есть если человек приводит в пример случай из жизни, поясняя им то, что хочет сказать, он прибегает к абстракции и делает это сознательно.

Развитие

Приведу несколько упражнений, помогающих улучшить навыки. Но для разного возраста они могут изменяться, поэтому рассмотрим их по отдельности.

У детей

В этот период такое мышление прогрессирует автоматически. Но в силах родителей создать более благоприятные условия. К тренировкам желательно приступать с первых лет жизни малыша, так как в это время его мозг только начинает формироваться и расти. Основная цель на этом этапе – максимальное расширение кругозора.

Вот что можно для этого сделать:

  1. На листе бумаги разлейте краску так, чтобы получилось пятно. Из него вместе с ребенком сделайте картинку. Дайте ему простор для воображения, и пусть он сам озвучит свою идею.
  2. Вместе придумывайте слова или имена. Например, подберите иллюстрацию и дайте ей несколько необычных названий. Это может быть все, что угодно: природа, флора и фауна.
  3. Займитесь домашними театральными спектаклями. Вместе с малышом создайте костюмы из подручных вещей и различный реквизит, устраивайте репетиции, импровизируйте. Довольно эффективным является и театр теней.

Параллельно этому разгадывайте ребусы, всевозможные головоломки. Научите ребенка правилам игры в шахматы или шашки, собирайте мозаику. Скорее всего, первые шаги в этом деле будут нелегкими, но в дальнейшем мыслительный процесс станет прогрессировать значительно быстрее.

У взрослых

В этом случае абстрактно-логическое мышление совершенствуется усложненными путями, чем в детском возрасте. Но это все равно остается возможным. Причина в том, что этот навык уже успел сформироваться, а знания постигаются гораздо труднее. Но можно делать упражнения для повышения уровня креативности:

  1. Лягте поудобнее и закройте глаза. Ваша задача – четко и детально представить всех людей, с кем вы общались в этот день. Прокрутите в голове то, в чем они были одеты, их голос, жесты и мимику. Одновременно думайте и о своих чувствах и ощущениях, полученных во время коммуницирования.
  2. А теперь начните представлять себе различные эмоции: грусть, счастье, тревожность, сочувствие. При этом не наделяйте ими конкретный объект, а создайте воображаемый образ для каждого состояния.
  3. Затем придумайте силуэты нематериальных явлений или терминов. Наблюдайте за собственными ассоциациями, отслеживайте возникающие символы.

Помимо этого, можно заняться рисованием, решать все те же головоломки или почитать тематическую литературу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.