- Основные подходы к анализу исторического развития науки (экстернализм и интернализм, антикваризм и презентизм, теория контекста и теория великих личностей и т. Д.).
- Методики, которые используются наукой
- 7.Связь истории психологии с другими науками
- Литература
- На русском языке
- В. Вундт
- 2.Основные подходы к изучению истории психологии
- 1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания
- Концепция современной психологии
- Предмет и методы истории психологии
- Психология в России, СССР, странах Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии
- Дореволюционный период
- Советская психология в 1920-х — начале 1940-х годов
- Деятельностный подход: Леонтьев и Рубинштейн
- Советская психология во время войны (1941—1945)
- Что изучает психология
- Психология средневековья и эпохи Возрождения
- Психологическое знание в рамках других научных дисциплин (V—IV века до нашей эры — 60-е годы XIX века)
- Учение о душе (V век до нашей эры — начало XVII века)
- Философская теория познания (середина XVII века — середина XIX века)
Основные подходы к анализу исторического развития науки (экстернализм и интернализм, антикваризм и презентизм, теория контекста и теория великих личностей и т. Д.).
1.
Интернализм
– внутренняя логика развития научного
знания, а соц. факторы вторичны.
Экстернализм
– самое главное анализ механизмов
воздействия социальных факторов на
развитие науки. 2. Антикваризм
– (обобщенность в прямое) способ изучения
прошлого глазами представителей
изучаемой этохи, попытка изучить то в
ее инаковости, чуждости. Презентатизм
– изучение прошлого с позиции, в категории
современности, предполагает мадернизацию
истории. 3. Теории контекста – Э.Г. Боринг
написал историю экспериментальной
психологии «вестники — дух времени».
Теории великих личностей – истории
конкретных людей. 4. Идеографический
метод — способ познания который акцентирует
уникальность, неповторимость любого
реального процесса, события. Основные
средства: -описание объекта (место,
время); -реконструкция объекта как
целостной системы. Номотетический
метод- любые объекты, процессы, события
описываются не в их уникальности, а как
представители некого процесса, он
ориентирован на выявление закономерного,
общего, повторяющегося.
Теория
великих людей утверждает, чточеловек,
который обладает определенным набором
личностных черт, будет хорошим лидером
независимо от характера ситуации, в
которой он находится. Абсолютным
воплощением теории великих людей
является понятие харизматического
лидера, перед которым преклоняются
окружающие.
Если
эта теория верна, то должны существовать
какие-то ключевые черты личности,
делающие человека великим лидером и
выдающимся руководителем
Психологи,
озаботившись данным вопросом, провели
множество специальных исследований.
Как ни удивительно, оказалось, что очень
мало личностных черт напрямую связаны
с лидерской эффективностью, и найденная
взаимозависимость обычно бывает довольно
слабой. Вот некоторые соотношения,
обнаруженные между отдельными личностными
характеристиками и лидерством.
1.
Лидеры обычно обладают чуть более
высоким интеллектом, чем их «паства».
Но ненамного. Претенденту на лидерство
ни в коем случае нельзя отрываться от
среднего интеллектуального уровня его
последователей.
2.
Мотивация власти. Многие лидеры движимы
сильным желанием власти. У них сильна
концентрация на собственной персоне,
забота о престиже, честолюбие, избыток
энергии. Такие лидеры, как правило, лучше
социально подготовлены, проявляют
большую гибкость и способность к
адаптации. Властолюбие и способность
к интригам помогают им длительное время
оставаться «на плаву». Но для них
существует проблема эффективности.
3.
Исследование исторических записей
показало, что среди 600 известных монархов
наиболее знаменитыми были либо очень
высокоморальные, либо исключительно
аморальные личности.
4.
Американский психолог Симонтон (Simonton)
собрал информацию, касающуюся 100
личностных свойств всех президентов
США. Сюда входили характеристики семей,
в которых они росли, образование, прежние
занятия и собственно черты личности.
Только три из этих переменных: рост,
размер семьи и количество книг,
опубликованных президентом до того,
как он вступил на эту должность, —
коррелируют с эффективностью деятельности
президента на своем посту (определяемой
по оценкам историков). Симонтон установил,
что президенты США, выросшие в небольших
семьях, чаще оставались в истории как
великие политические деятели. Например,
Франклин Рузвельт, которого считают
одним из самых выдающихся американских
президентов, был единственным ребенком.
Остальные 97 характеристик, включая и
черты личности, согласно результатам
данного исследования, вообще никак не
связаны с эффективностью человека в
качестве лидера.
5.
Существует небольшая положительная
зависимость между ростом человека и
вероятностью, что он станет лидером
группы.
6.
Как ни странно, существует очень мало
свидетельств того, что такие черты, как
харизматичность, смелость, склонность
к доминированию или уверенность в себе
являются показателями эффективности
деятельности человека в качестве лидера.
Методики, которые используются наукой
Все этапы становления психологии как науки связаны с великими умами, мыслителями и философами, которые и разработали абсолютно уникальную сферу, изучающую поведение, характер и умения людей. История подтверждает, что основоположниками учения стали Гиппократ, Платон и Аристотель — авторы и исследователи античности. Именно они и предположили (конечно, в разные отрезки времени), что существует несколько видов темперамента, которые отражаются на поведении и целях.
Психология, прежде чем стать полноценной наукой, прошла огромный путь и затронула практически каждого известного философа, врача и биолога. Одними из таких представителей являются Фома Аквинский и Авиценна. Позже, в конце XVI века, в развитии психологии участвовал Рене Декарт. По его мнению, душа — это субстанция внутри субстанции. Именно Декарт впервые внес в обиход слово «дуализм», что означает наличие духовной энергии внутри физического тела, которые очень плотно сотрудничают между собой. Разум, как установил философ, и есть проявления нашей души. Несмотря на то что многие теории ученого были высмеяны и опровергнуты спустя несколько веков, он стал главным основоположником психологии как науки.
Сразу после работ Рене Декарта стали появляться новые трактаты и учения, написанные Оттоном Касманом, Рудольфом Гоклениусом, Сергеем Рубиншейном, Уильямом Джеймсом. Они шагнули дальше и стали обнародовать новые теории. Так, например, У. Джеймс в конце XIX века доказал наличие потока сознания с помощью клинических исследований. Главная задача философа и психолога была обнаружить не только душу, но и ее структуру. Джеймс предположил, что мы — это двойственное существо, в котором «обитает» и субъект, и объект. Давайте рассмотрим вклады других, не менее значимых ученых, таких как Вильгельм Максимилиан Вундт и Карл Густав Юнг и др.
7.Связь истории психологии с другими науками
1)История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как в середине XX в.).
Не меньшее влияние на психологию оказывало и оказывает развитие естествознания и медицины. В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Поэтому в истории психологии анализируются ее связи с другими науками, их влияние друг на друга, которое изменялось в процессе развития психологической науки, хотя приоритетное значение философии и естествознания оставалось неизменным.
2) История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях (например, изучение проблемы связи языка и мышления в трудах лингвистов А. Потебни, В. Гумбольдта и др., изучение времени реакции астрономами и др.)- Во-вторых, в психологии ис-лользовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных (и частично человека) Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что «будущее психологии — это прежде всего ее собственное развитие» м. Здесь нет противоречия: связь с другими науками не должна превратиться в редукционизм, т. е. сведение психологических закономерностей к закономерностям других наук. Такое сведение угрожает психологии утратой собственного предмета. История психологии богата примерами, когда такая опасность превращалась в реальность. В частности, в рефлексологии В. М. Бехтерева психика сводилась к сочетательным рефлексам. Но еще Ф. Энгельс писал: «Мы несомненно «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?» .
6
Литература
На русском языке
- Ждан, Антонина Николаевна. История психологии. От античности до наших дней / Рецензенты: Кафедра общей психологии и истории психологии Московской гуманитарно-социальной академии; доктор психологических наук В. А. Иванников. — 5-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Академический проект, . — 576 с. — (Классический Университетский учебник). — 5000 экз. — ISBN 5-8291-0439-3.
- Марцинковская Т. Д. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Редактор Е. В. Сатарова. — 4-е издание, стереотипное. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7695-1994-0.
- Хант, Мортон. История психологии / пер. с англ. А. В. Александровой. — Москва: ООО Издательство «АСТ МОСКВА», 2009. — 863 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-403-01519-6.
В. Вундт
Имя Вундта известно в психологии так же, как и Юнга, и Рубинштейна. Вильгельм Максимилиан жил в 19 веке и активно практиковал экспериментальную психологию. Данное течение включало в себя нестандартные и уникальные практики, которые позволяли изучить все психологические явления.
Как и Рубинштейн, Вундт изучал детерминизм, объективность и тонкую грань между деятельностью человека и его сознанием. Главная особенность ученого в том, что он являлся опытным физиологом, который понимал все физические процессы живых организмов. В какой-то мере Вильгельму Максимилиану было гораздо проще посвятить свою жизнь такой науке, как психология. За всю жизнь он обучил десятки деятелей, в числе которых Бехтерев и Серебреников.
Вундт стремился познать, как работает наш разум, поэтому нередко проводил эксперименты, позволяющие ему выяснить химические реакции в организме. Именно работы этого ученого и заложили фундамент в создании и продвижении такой науки, как нейропсихология. Вильгельм Максимилиан любил наблюдать за поведением людей в разных ситуациях, поэтому разработал уникальную методику — интроспекцию. Так как сам Вундт был еще и изобретателем, то многие эксперименты прорабатывались самим ученым. Однако интроспекция не включала в себя использование приборов или инструментов, а лишь только наблюдение, как правило, за собственными психическими явлениями и процессами.
2.Основные подходы к изучению истории психологии
«Персоналистский» подход в противовес «контекстному». Персоналистуческий подход реализует идею, согласно которой прогресс и изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей. Платон, Дарвин, Фрейд явились созидателями великих научных идей. Персоналкстический подход предполагает, что соответствующие идеи не возникли бы без появления именно этих выдающихся личностей. Сторонники этого подхода утверждают, что человек «делает время». Излагая историк! психологии, они соотносят ключевые моменты созданного автором учения с его биографией и личными особенностями. Получается, что при другой биографии или другой индивидуальности автора история психологии пошла бы в другом русле. Контекстный подход основан на идее, согласно которой прогресс и изменения в научной истории зависят от «духа времени», который делает людей восприимчивым к одним идеям и невосприимчивым к другим Соответственно, если бы не родился Зигмунд Фрейд, теорию бессознательного создал бы другой автор приблизительно в эту же эпоху. Этих взглядов придерживался Лев Толстой, который в романе «Война и мир» назвал великих людей «рабами истории». Значит «контекст», «социокультурная атмосфера», «интеллектуальный климат», «дух времени», а не личность определяет движение научной мысли.
Диадный подход (диада==«контрастирующая пара») Предполагается, что научная мысль развивается. сдвигаясь с одного полюса к другому. Примеры: Г. Мёрфи описывает развитие психологии между 10-ми и 20-ми годами 20 века как переход от «структуры к функции», «части к целому», «количественного к качественному», «экспериментального к генетико-статистическому». Д. Брунер и Г. Олпорт, проанализировав развитие психологии за 50 лет, обобщили результат, используя диады. По их мнению, главная тенденция состоит в усилении второго компонента следующих диад’ «рациональное-эмпирическое», «телеологическое-механистическое», «качественное-количественное». Олпорт разделил вес теории на две группы по критерию «детерминанта — свобода воли» К первой группе он отнес бихевиоризм, кибернетику, учение об условных рефлексах, фрейдизм, а ко второй группе — персонализм, экзистенциализм, гуманистическую психологию и все концепции самоактуализации.
12 стр., 5595 слов
1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания
… 3 Научное исследование Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов … историю факторный анализ начинает в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, … корреляционный, корреляционно-регрессионный, факторный В рамках вариационного подхода ставится задача классификационного анализа данных. Показывается, …
Парадигмальный подход (Т. Кун: «парадигма — это общепринятый образец актуальной научной Практики»).
По Куну, наука переживает сначала разброд подходов, потом единение вокруг определенной научной модели, что означает появление парадигмы. Не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо подстраиваются под её каноны. Однако эти факты в конце концов сё расшатывают и создают ситуацию кризиса. Возникает эпоха столкновения несовместимых теорий. Далее создается примиряющая все прочиворечия модель и воцаряется новая парадигма. Пример: в физике парадигма Ньютона сменилась на парадигму Эйнштейна. Историки психологии спорят о существовании парадигм в нашей науке. Высказывалось мнение, что исторический путь психологии определили две парадигмы: итроспекционистская и бихевиористская. Но в психологии нет модели, которую бы признали большинство авторов. Возникла версия, что в психологии действует несколько парадигм, но это не соответствует определению понятия «парадигма». Есть мнение считать психологию на современном этапе предпарадигмальной наукой.
Концепция современной психологии
История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.
При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.
Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.
Список использованных источников:
- 1. J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
- 2. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
- 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
- 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
- 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
- 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П. Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.
- 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
- 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
- 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
- Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. – 2е издание. – М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Предмет и методы истории психологии
Предметом истории психологии являются закономерности формирования и развития взглядов на психику, которые рассматриваются в разрезе различных подходов к пониманию психической реальности. Предмет истории психологии отличается от предмета психологии, поэтому их необходимо разграничивать. Предметом психологии как науки служат факты, механизмы и закономерности психической жизни. На протяжении многих столетий психология фактически являлась одним из разделов философии. После выделения психологии в качестве отдельной науки в конце XIX – начале XX вв. она сохранила связь с философией, временами ослабевавшую, временами усиливавшуюся. Кроме того, на психологию оказали влияние достижения естествознания, медицины, этнографии, социологии, теории культуры, искусствоведения, математики, логики, языкознания. По этой причине в истории психологии анализируется взаимодействие данной науки с другими науками, но приоритет имеет связь психологии с философией и естествознанием.
Методы, используемые в истории психологии, существенно отличаются от методов общей психологии. Если основными методами в психологии являются наблюдение, тестирование и эксперимент, то в истории психологии используются историко-генетический метод, историко-функциональный метод, биографический и автобиографический метод, метод систематизации психологических высказываний, метод интервьюирования и др. В последние десятилетия в истории психологии получают распространение методы категориального анализа. Основной метод истории психологии — теоретическая реконструкция, при использовании которой научные системы прошлого и программы получения, обоснования и систематизации психологических знаний описываются и критически анализируются в соотнесении с достижениями современной психологии . Значимость анализа научных ссылок в целях изучения состояния и развития психологических исследований ограничена, так как частота цитирования зависит не только от объективной ценности научной публикации, но и от ряда иных обстоятельств. Например, о российской психологии за рубежом мало что известно по причине языковых барьеров. Таким образом, анализ научных ссылок может применяться в истории психологии лишь в сочетании с другими методами.
Психология в России, СССР, странах Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии
Дореволюционный период
Основные школы и направления:
- Челпанов и традиции интроспективной психологии
- Рефлексология и реактоголия: Павлов и Бехтерев
- Петербургская школа Лазурского
- Начало марксистской психологии: Корнилов, Блонский, Басов, Рубинштейн, Костюк.
Советская психология в 1920-х — начале 1940-х годов
Основная статья: Советская психология в 1920-1930 годах
Выготский и Культурно-историческая психология
Деятельностный подход: Леонтьев и Рубинштейн
- 1931 — отъезд Леонтьева и группы сотрудников и учеников Выготского в Харьков, основание Харьковской психологической школы.
- 1940 — опубликована книга С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (книге присуждена государственная Сталинская премия в 1942 году).
Советская психология во время войны (1941—1945)
- 1 октября 1942 года создана кафедра психологии на философском факультете Московского университета — первая в истории университета кафедра психологии.
- 1943 год — создана Академия педагогических наук РСФСР.
- 1944 год — 11 марта произошло выделение из МГУ Института психологии и передача его в ведение Академии педагогических наук РСФСР.
- 1945 год — в Институте философии АН СССР создан Сектор Психологии — первая психологическая лаборатория в системе Академии наук.
- — в выступлении на Совещании по психологии П. Я. Гальперин дал первое изложение своей концепции психики как ориентировочной деятельности предмета психологии, метода формирования психических функций как нового метода психологического исследования.
- — начал издаваться журнал «Вопросы психологии». Первый редактор А. А. Смирнов.
- — учреждено Общество психологов при АПН РСФСР.
- — I съезд Общества психологов (Москва); организована первая отечественная лаборатория инженерной психологии, возглавляемая Б. Ф. Ломовым.
- — присуждение Ленинской премии А. Н. Леонтьеву за книгу «Проблемы развития психики».
- — организация факультетов психологии в Московском и Ленинградском университетах.
Что изучает психология
Давайте ответим на главный вопрос — что изучает наука психология? В первую очередь все психические процессы и их составляющие. Исследователи установили, что данные процессы можно разделить на три вида: воля, чувства, познание. К их числу относятся и мышление человека, и память, и эмоции, и цель, и принятие решений. Отсюда появляется второе явление, которое изучает наука — психические состояния. Что изучает психология:
Процессы
Внимание, речь, чувствительность, аффекты и стресс, чувства и мотивы, представление и любознательность.
Состояния. Усталость и эмоциональные всплески, удовлетворенность и апатия, депрессия и счастье.
Свойства
Способности, уникальные черты характера, типы темперамента.
Образование. Привычки, навыки, области знания, умения, приспособленность, персональные черты.
Давайте теперь начнем формулировать ответ на главный вопрос — как возникла психология как наука? Изначально исследователи обращали внимание на простые явления психики, за которыми и стали вести наблюдения. Было замечено, что любой психический процесс может длиться как всего несколько секунд, так и более, порой достигая 30-60 минут
Это вызвало неподдельный интерес, и впоследствии вся психическая деятельность людей была отнесена к сложным мозговым процессам.
Сегодня наука изучает каждого индивидуума по отдельности, выявляя все новые психические явления, хотя раньше все было разделено на несколько видов. Чувство подавленности, причины раздражения, рассеянность, перепады настроения, формирование характера и темперамента, саморазвитие и эволюция — это лишь малая часть того, что повлияло на развитие психологии как науки.
Психология средневековья и эпохи Возрождения
В средневековой Европе одним из центральных положений являлась схоластика, которая сводилась к рациональной трактовке христианского вероучения.В это время появляются труды Фомы Аквинского. Его учение получило название томизма. Он описал душевную жизнь человека и расположил ее формы от низших к высшим, в виде лестницы. Против томистов выступали номиналисты, в частности Уильям Оккам.
Переход к эпохе Возрождения начался в период изменения на буржуазную феодальной культуры. Достижения древности в этот период осмысливались по-новому. Философской вершиной таких достижений явилось учение Аристотеля. Одним из великих идеологов этой эпохи был Леонардо да Винчи. Он проводил различные анатомо-физиологические исследования, направленные на определение структуры четырех человеческих состояний: распри, радости, плача и физического усилия. Его знаменитый трактат «О живописи» содержит предположения, которые не смогли опровергнуть современные психофизиологи.
Замечание 2
К известным открытиям $XVII$ в. относится открытие рефлекторной природы поведения. Сокрушительный удар по биологии средневековья нанесло открытие Гарвеем механизма кровообращения. Еще один прорыв произвело открытие Декартом рефлекторной природы поведения.
Физика Ньютона и физиология Геллера обусловили естественнонаучный облик $XVIII$ века. Психофизическая проблема в этот период становится психофизиологической и фактически ограничивается связью психических и нервных процессов.
В начале $XIX$ века стали складываться новые подходы к психике. Теперь уже не столько механика, сколько физиология способствовала развитию психологического знания.
Ко второй половине $XIX$ века расширяются знания об общих элементах в структуре рефлекторных и произвольных движений, являющихся результатом психической деятельности головного мозга, противопоставлявшихся рефлекторным.
С середины $XIX$ века преобладает материалистическое осознание природы психических явлений. Под воздействием трудов Дарвина о генезисе животных, растительных организмов и человека сформировалось биологическое представление о природе человеческого сознания. Представителями материалистических взглядов были: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев.
Психологическое знание в рамках других научных дисциплин (V—IV века до нашей эры — 60-е годы XIX века)
Как отмечают Д. Шульц и С. Шульц, психология является одновременно одной из самых древних и одной из самых молодых наук. Духовной предтечей психологии стали многие науки древности, однако исходная точка формирования современного научного подхода относится к 1879 году.
Учение о душе (V век до нашей эры — начало XVII века)
Учение о душе (др.-греч. ψυχή) складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей её существования.
Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (— года до нашей эры) и Аристотеля (— года до нашей эры). Платон провёл границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души — несовершенные образы единой универсальной мировой души — обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.
Согласно Аристотелю, душа — форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба учения едины в том, что душа определяет цель активности живого тела. Аристотель говорил о трёх типах души — растительной, животной и разумной (человеческой), которые представляют три ступени жизни, обладающие преемственностью. Человеческая душа позволяет строить умозаключения, лежащие в основе выше памяти, произвольного, свободного выбора.
Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (— года до нашей эры) дал описание 30 различных характеров, и положил начало отдельной линии в популярной психологии, представителем которой в наше время является Дейл Карнеги.
Гиппократ (примерно — года до нашей эры) сформулировал положение, что органом мышления и ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах и первым предложил типологию темпераментов, основанную на особенностях смешения жидкостей в организме человека (крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи).
В III—V века нашей эры в работах Плотина (— годы), Аврелия Августина (—430 годы) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания.
Фрэнсис Бэкон (— годы) впервые отказался от умозрительных заключений о природе души и пришёл к выводу о необходимости эмпирических исследований. Бэкон отделил науку о теле от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Важнейшие новые составляющие о душе, введённые Бэконом, — представление о роли общества и орудий в процессах познания.
Философская теория познания (середина XVII века — середина XIX века)
Новый период в развитии психологического знания наступил с учением Рене Декарта (— годы), в котором впервые был использован термин «сознание». Сознание рассматривалось как критерий, разделяющий тело и душу. Критерием существования была названа интроспекция. Согласно критерию интроспекции душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и человека Декарт ввёл представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что внешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к напряжению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. По Декарту, душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.