Культурно-историческая психология

Исследования опыта сознания

Психология
Вундта основывалась на экспериментальных
методах естественных наук — в основном,
на методах физиологии. Вундт приспособил
эти научные методы к новой психологии
и проводил исследования точно так же,
как это делал любой естествоиспытатель.
Таким образом, «дух времени», Zeitgeist, в
физиологии и психологии способствовал
формированию как предмета новой
психологии, так и методов психологических
научных исследований.

Предметом
изучения Вундта, если выразить это одним
словом, было сознание. Если же говорить
об этом более пространно, то следует
отметить, что в системе ученого нашли
отражение все теории эмпирицизма и
ассоциационизма, получившие развитие
в XIX веке. Вундт считал, что сознание —
явление сложносоставное, и для его
изучения лучше всего подходит метод
анализа или редукционизма. Он писал:
«Первым шагом в изучении какого — либо
явления должно быть полное описание…
его составляющих элементов» (цит. по:
Diamond. 1980. P. 85).

На
этом, однако, сходство между эмпирицистами,
ассоцианистами и Вундтом заканчивается.
Вундт был не согласен с идеей статичности
элементов сознания — так называемых
атомов мозга — которые пассивно, в
результате некоего механического
процесса, соединяются друг с другом. Он
считал, что сознание играет гораздо
более активную роль в организации
собственной структуры. А значит, изучение
только составляющих, только содержания
сознания или его структуры — лишь начало
в понимании психологических процессов.

Поскольку
главное внимание Вундт сосредоточил
на способности мозга к самоорганизации,
он назвал свою систему волюнтаризм
47(от слова volition — волевой акт, хотение).
Другими словами, волюнтаризм объясняет
то, как сила воли делает мышление
высокоорганизованным. Вундт делал упор
не на самих элементах, как английские
эмпирицисты и ассоцианисты (а позднее
и Титченер), а на процессе их активной
организации или синтеза

Но не следует
забывать: хотя Вундт придавал важное
значение способности мыслящего разума
к активному высокоуровневому синтезу
своих составных элементов, тем не менее,
в основе его теории лежали именно
элементы сознания. Без этих элементов
разуму нечего было бы организовывать

Согласно
Вундту, психологам в основном следует
иметь дело с непосредственным опытом
субъекта. Опосредованный
опыт

48обеспечивает нас информацией или
знаниями, которые не являются составляющими
непосредственного переживания. Это
обычная форма использования уже
имеющегося опыта познания мира. Например,
мы смотрим на цветок и говорим: «Он —
красный». Но в этом утверждении
подразумевается, что в первую очередь
наш интерес обращен к самому цветку, о
котором мы уже многое знаем из предыдущего
жизненного опыта, а не к непосредственному,
отвлеченному постижению <красноты>.

Непосредственный
опыт

49визуального восприятия не зависит от
предыдущего опыта того, кто на него
смотрит, — в приведенном примере он
зависит только от непосредственного
восприятия красного цветка. Таким
образом, непосредственный опыт, по
Вундту, очищен от всякого рода
интерпретаций.

Точно
так же, когда мы описываем чувство
дискомфорта — допустим, при зубной
боли, — мы описываем свой непосредственный
опыт. Если же кто — то говорит: «У меня
болят зубы» — речь идет уже об
опосредованном опыте.

Вундт
считал более важным непосредственный
опыт человека — например, опыт восприятия
красного цвета или дискомфорта — он
говорил, что это форма активной организации
разумом своих составляющих элементов.
В своих научных исследованиях ученые
— естествоиспытатели расчленяют
материальные объекты на структурные
элементы. Вундт также намеревался
расчленить мышление на элементы или
составные части. Разработка русским
химиком Дмитрием Менделеевым периодической
таблицы химических элементов только
укрепила его в своем намерении. Историки
предполагают, что Вундт уже начал
работать над разработкой «периодической
таблицы мышления» (Marx & Cronan — Hillix.
1987. P. 76).

Теоретические предпосылки

Культурно-исторической психологии как таковой не было при жизни Выготского. Он так и не разработал собственную теорию развития и, по его собственному признанию, умер на пороге новой психологической теории сознания .

Выготский верил в « нового человека », которого он называл «сверхчеловеком» будущего коммунистического общества, и выступал за психологическую теорию, которая объясняла бы переход от фактического уровня человеческого развития к потенциальному уровню «сверхчеловека». . С этой целью он утверждал, что развитие «высших психологических функций» является результатом воздействия общества (включая, согласно марксистским принципам , его экономическую основу и производственные отношения) и культуры в целом. Эта идея была хорошо известна по крайней мере за пятьдесят лет до Выготского, поддерживалась рядом других психологов и часто обсуждалась под названием « социогенез ». В отличие от фрейдовской и фрейдистской « глубинной психологии » и бихевиористов (и многих других) «поверхностной психологии» обычных людей в их повседневной среде, Выготский постулировал собственную «пиковую психологию», которая фокусировалась бы на высшем, «пиковые» показатели людей в их реальной жизни и потенциале, будущие «сверхчеловеческие» способности. Эта «пиковая психология» так и не была реализована и в значительной степени оставалась интересным и многообещающим, но утопическим научным проектом, представляющим значительный интерес в современном контексте психологических исследований 21 века.

Влияния

Основное влияние на культурно-историческую психологию оказали механистическая нейрофизиология Ивана Павлова и Владимира Бехтерева (в так называемый «инструментальный период» 1920-х годов), философия языка и культуры Вильгельма фон Гумбольдта и его последователей, социально-экономическая философия. от Карла Маркса и Фридриха Энгельса , и, прежде всего, целостный немецко-американский гештальтпсихология -specifically, произведения Вертгеймер и Курта Левина . Холизм из немецко-американских гештальтисты постепенно стала доминирующей теоретической основой культурно-исторической психологии Выготского и Лурии в 1930 — е годы и физиологическом практически полностью искоренена Выготского механизма и редукционизма 1920 — х годов.

Некоторые из этих ранних влияний были впоследствии недооценены, неправильно поняты или даже полностью проигнорированы и забыты. Таким образом, культурно-историческую психологию, понимаемую как проект Выготского-Лурия, изначально задуманный его создателями как интегративная, а затем и целостная «новая психология» социально-биологического и культурного развития, не следует путать с более поздней самопровозглашенной «психологией Выготского». теории и области исследований, игнорируя исторические корни, предполагаемую широту и глубину первоначального предложения и его постоянный акцент на необходимости новой теории сознания. К ним относятся социокультурная психология , социально-историческая психология , теория деятельности , культурная психология или культурно-историческая теория деятельности (ЧАТ) .

Круг Выготского-Лурия

Выготский и Лурия неформально сотрудничали с другими психологами, педагогами, медицинскими специалистами, физиологами и неврологами. Основа интегративной науки о разуме, мозге и поведении в их биосоциальном развитии была основной работой Круга. Они включали идеи социальных и межличностных отношений, практики эмпирических научных исследований и «сталинскую науку», основанную на дискурсивных практиках советской науки 1930-х годов. В исследования теории Выготского в разные периоды времени принимало участие около трех десятков человек.

В 1924 году Круг был образован в Москве после того, как Выготский переехал туда из Гомеля, Беларусь. В Институте психологии он познакомился с Занковым, Сольвьевым, Сахаровым и Варшавой, а также с Александром Луриа, с которым он и дальше будет сотрудничать.

Группа росла постепенно, и все исследования проводились в Москве, Харькове и Ленинграде, расположенных в Советском Союзе. Когда в Советский Союз вторглась Германия во время Великой Отечественной войны (1941 г.), группа распалась, и любые дальнейшие поствыготские исследования после начала Второй мировой войны проводили Лурия, Леонтьев, Занков и Эльконин.

Преимущества и недостатки теории

Более крупный проект новой психологии Выготского и Лурии потерпел неудачу, и к моменту смерти Выготского в 1934 году или позже не было построено универсальной интегративной теории человеческого разума и развития. Однако более ранние интеллектуальные усилия и наследие советских ученых 1920-1930-х гг. Привели к появлению ряда специализированных, слабо связанных областей психологической теории и практики, включая культурную и детскую психологию и образование (в первую очередь, в подполях динамической оценки). (что происходит из рассуждений Выготского о так называемой Зоне ближайшего развития , ЗПД) и так называемом развивающем обучении ), нейропсихологии или психолингвистике . Другими заметными областями теории и практики, которые находятся в диалоге с культурно-исторической традицией Выготского и Лурии, являются психотерапия , теория искусства , « диалогическая наука », когнитивная наука , семиотика и, по словам Оливера Сакса , несколько туманная перспектива. , мировоззрение и философия « романтической науки ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.