Историческая психология: понятие, возникновение, направления

Как давно и где появилось это направление?

Впервые понятие «историческая психология» в обиход ввел в середине прошедшего столетия Эмиль Мейерсон. Случилось это в 1948 году во Франции. Однако назвать данную науку западноевропейской нельзя.

В основе этого направления лежат работы советского ученого Льва Выготского. Большая часть его трудов, в которых рассматривается взаимосвязь исторических эпох и психологических аспектов личности, относятся к 20-м годам прошлого столетия. Однако терминология, сочетающая слова «культура», «история», «психология», в работах ученого не использовалась.

Название «культурно-историческая теория» возникло только в 30-е годы ушедшего столетия, причем не среди последователей Выготского и ученых, разделяющих его взгляды, а в разоблачительной критике. По какой причине психологическая теория, не несущая никакой антисоветской или антикоммунистической мысли, подверглась различным обвинениям и гонениям, не совсем ясно. Но как бы там ни было, критики работ Выготского и его последователей принесли пользу исторической психологии, практически введя в обиход термин, максимально точно определяющий стык областей, в котором находится круг ее интересов.

Начиная с 30-х годов это направление науки нашло своих последователей в западноевропейских странах и, конечно же, в США. К середине прошлого столетия это научное направление оформилось, определились сферы его интересов и предметы изучения.

1.3 Третий этап: психология как наука о поведении

Выделение психологии в самостоятельную науку в 60-х гг. XIXв. Сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований.

Широкое развитие эксперимента в психологии происходило под влиянием естествознания. В разных странах развитием этих исследований происходило своеобразно. В 1879г.??? в Лейпциге открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а в 1885г. В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

В области сознания, полагал Вундт действуют особая психическая причинная, подлежащая научному объективному исследованию?? Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувство. Это направление назвали структурамистским.

У.Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека (функционалистский подход).

Психология, по мнению функционалистов, является «полезной ??о функциях сознания».

В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры: В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.А. Токарский, П.И. Ковалевский, И.А. Сикорский и др. В их лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем, включая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, псих??трию.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

Предмет и объект психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психофизиологическая проблема.   Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и …

Н.Н. Ланге установил, что самонаблюдение не может уловить стадии процессов восприятия и внимания, не позволит вскрыть законы изучаемых процессов.

А.Ф. Лазурский разработал метод естественного эксперимента, который заключается в наблюдении по специальной программе за испытуемым в естественных условиях. Наряду с лабораторными приёмами он позволяет исследовать личность человека, его характер и интересы.

Большой вклад в становление отечественной научной психологии внёс И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Чекнакову (создание психологического института в 1912г.), В.И

Бехтереву, И.П. Павлову.

В 1913г. Дж. Уотсон объявил о необходимости объективных экспериментальных методах изучения. Психология, в данном случае, является наукой о поведении, а все понятия, связанные с сознанием, следует исключить из обихода.

Важными заслугами являются: внедрение объективных методов регистрации и ?? внешних реакций, процессов, открытие закономерностей научных, реакций поведения.

Основными недостатками этого подхода являются – игнорирование процессов сознания, недооценка способности психической деятельности человека.

История психологии

В философском контексте психология существовала около тысячи лет назад в Древней Греции, Египте, Индии, Персии и Китае.

В 387 г. до н.э. Платон предположил, что в мозгу происходят умственные процессы, а в 335 г. до н. э. Аристотель предположил, что в сердце.

Авиценна, известный мусульманский врач, родившийся в 980 году нашей эры, изучал и лечил эпилепсию, ночные кошмары и плохую память. Утверждалось, что первые больницы для лечения психиатрических заболеваний были созданы исламскими врачами в средневековье.

В 1774 году Франц Месмер предположил, что гипноз, или «месмеризм», может помочь в лечении некоторых видов психических заболеваний.

В 1793 году Филипп Пинель освободил первых пациентов с проблемами психического здоровья из заключения, что стало сигналом к более гуманному обращению.

В 1879 году Вильгельм Вундт, Германия, основал психологию как самостоятельную экспериментальную область исследования. Он создал первую лабораторию, которая проводила психологические исследования исключительно в Лейпцигском университете. Вундт известен сегодня как основатель психологии.

В 1890 году американский философ Уильям Джеймс опубликовал книгу под названием «Основы психологии». Это обсуждалось психологами по всему миру на протяжении многих десятилетий. В том же году штат Нью-Йорк принял Закон о государственной помощи, в соответствии с которым люди с проблемами психического здоровья должны были покинуть свои дома и направиться в больницу для лечения.

Герман Аббингаус, который жил с 1850 по 1909 год и работал в Берлинском университете, был первым психологом, который интенсивно изучал память.

Иван Павлов, живший с 1849 по 1936 год, провел знаменитый эксперимент, который показал, что собаки выделяют слюну в ожидании пищи, вводя понятие условного рефлекса.

Зигмунд Фрейд, живший с 1856 по 1939 год, разработал область психоанализа, типа психотерапии. Он использовал интерпретирующие методы, самоанализ и клинические наблюдения.

Он сосредоточился на разрешении бессознательных конфликтов, психических расстройств и психопатологии. Фрейд утверждал, что бессознательное было причиной большинства мыслей и поведения людей, а также проблем психического здоровья.

Э. Б. Титченер, твердо верил в структурализм, который фокусируется на вопросе: «Что такое сознание?». Уильям Джеймс и Джон Дьюи были убежденными сторонниками функционализма, в котором говорилось: «Для чего нужно сознание?». Дискуссия между функционалистами и структуралистами привела к быстрому росту интереса к психологии.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Б. Уотсон основал новое направление, которое изменило всю психологию. Поведение, утверждал он, является не результатом внутренних психических процессов, а результатом того, как мы реагируем на окружающую среду. Бихевиоризм сосредоточен на том, как люди формируют новое поведение из окружающей среды.

Гуманизм

Гуманисты рассматривали бихевиоризм и психоаналитическую теорию как слишком бесчеловечные. Вместо того, чтобы быть жертвами окружающей среды или бессознательного, они предположили, что люди изначально совершенны и что наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении. Гуманистическое движение много внимания уделяет эмоциям, свободной воле и субъективной оценке опыта.

Когнитивная теория

Появившаяся в 1970-х годах, она считается самой последней школой в психологии. Когнитивные теоретики полагают, что мы воспринимаем информацию из окружающей среды через наши чувства, а затем обрабатываем данные мысленно, организуя их, манипулируя ими, запоминая их и связывая с информацией, которую мы уже знаем. Когнитивная теория применяется к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройствам и сновидениям.

В настоящее время психологи изучают все эти подходы и выбирают то, что кажется наилучшим из каждого подхода для конкретной ситуации.

Литература

На русском языке

  • Ждан, Антонина Николаевна. История психологии. От античности до наших дней / Рецензенты: Кафедра общей психологии и истории психологии Московской гуманитарно-социальной академии; доктор психологических наук В. А. Иванников. — 5-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Академический проект, . — 576 с. — (Классический Университетский учебник). — 5000 экз. — ISBN 5-8291-0439-3.
  • Лихи, Томас. История современной психологии. — 3-е изд. — СПб.: Питер: ЗАО Издательский дом «Питер», . — 448 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-199-9.
  • Марцинковская Т. Д. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Редактор Е. В. Сатарова. — 4-е издание, стереотипное. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7695-1994-0.
  • Хант, Мортон. История психологии / пер. с англ. А. В. Александровой. — Москва: ООО Издательство «АСТ МОСКВА», 2009. — 863 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-403-01519-6.
  • Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. — 2е издание на русском языке, переработанное и исправленное. — СПб: Евразия, 2002. — 532 с. — ISBN 5-8071-0007-7.

К. Юнг

Карл Густав Юнг, возможно, один из самых популярных и амбициозных ученых, который посвятил свою жизнь психологии и психиатрии. Причем деятель не просто пытался понять психологические явления, он еще и открыл новое направление — аналитическую психологию.

Юнг тщательно проработал архетипы или структуры (модели поведения), которые появляются на свет вместе с человеком. Ученый тщательно изучал каждый характер и темперамент, связывал их одним звеном и дополнял новой информацией, наблюдая за своими пациентами. Юнг также доказал, что несколько человек, находясь в едином коллективе, могут неосознанно совершать схожие действия. И именно благодаря этим работам ученый начал анализировать индивидуальность каждого человека, изучать, есть ли она вообще.

Именно этот деятель предположил, что все архетипы являются врожденными, но главная их особенность в том, что они развиваются сотни лет и передаются из поколения в поколение. Впоследствии все типы напрямую влияют на наш выбор, поступки, чувства и эмоции.

Начало психологии как дисциплины

В первые дни психологии были две доминирующие теоретические школы. Американский психолог по имени Уильям Джеймс (1842-1910) разработал подход, который стал известен как функционализм. Он утверждал, что ум постоянно меняется, и бессмысленно искать фундаментальные блоки. Вместо этого следует сосредоточиться на том, как и почему организм что-то делает. Было предложено, чтобы психологи искали основную причину поведения и происходящих психические процессы. Этот акцент на причинах и последствиях поведения оказал влияние на современную психологию.

Структурализм был названием, данным подходу, впервые предложенному Вильгельмом Вундтом. Термин произошел от Эдварда Титченера, американского психолога, которого обучал Вундт. Структурализм полагался на самоанализ, метод исследования, посредством которого субъекты связывали то, что происходило в их умах, выполняя определенную задачу. Тем не менее, это оказалось ненадежным методом, потому что было слишком много индивидуальных различий в опыте и отчетах субъектов исследования.

Несмотря на провал самоанализа, Вундт является важной фигурой в истории психологии, поскольку он открыл первую лабораторию, посвященную психологии в 1879 году, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу ума, используя более объективные и стандартизированные процедуры. Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями

Поскольку психология является наукой, она пытается исследовать причины поведения, используя систематические и объективные процедуры наблюдения, измерения и анализа, подкрепленные теоретическими интерпретациями, обобщениями, объяснениями и предсказаниями.

В чем отличие внутренних направлений?

Историческая психология горизонтального направления – это своего рода плоскость, ровный срез от сегодняшних дней до глубины времен. Иными словами, в рамках горизонтального направления изучаются абсолютно все личностные аспекты, характеристики, типажи моделей поведения и мышления, свойственные людям в течение конкретных исторических эпох. Разумеется, затрагиваются и вопросы взаимосвязи особенностей психологии людей и времени, в котором они находятся.

Вертикальное же направление занято немного иными вопросами, безусловно, перекликающимися с теми, которые изучаются в рамках горизонтального. Эта научная область посвящена познанию особенностей и нюансов развития, трансформации определенных психологических функций в течение различных исторических эпох и их временных отрезков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.