Нейропсихолог: кто это и что лечит?

Нейропсихология – интересные факты

Сложная и многогранная наука нейропсихология при изучении психических свойств и работы мозга живых организмов постоянно совершает интересные открытия, вот некоторые примечательные факты:

Мозг изучает сам себя.
Во время беременности количество импульсов нейронов увеличивается в 250 000 раз.
Человек использует при решении задач ровно столько ресурсов мозга, сколько для этого нужно в данный момент, поэтому миф об использовании всего 10% мозга не подтвержден научно.

Память человека не подчиняется линейному мышлению и логике и чтобы лучше запомнить информацию любого порядка важно создавать образы, выстраивать ассоциативные ряды – так тренируется память.
Во время курения сигареты мозг воспринимает никотин как управляющий мышлением фактор и сокращает выработку внутреннего вещества, управляющего мышлением, но при увеличении нагрузки мозг начинает вырабатывать большее количество вещества, внешне это проявляется тем, что человек начинает выкуривать до 2 пачек в день (увеличивает дозу никотина) – возникает привычка.

Российский Университет Дружбы Народов (ЮЗАО)

Детская нейропсихология

В ходе изучения курса слушатели приобретают понимание принципов созревания мозга и формирования психической деятельности в онтогенезе, умение учитывать специфику методов нейропсихологического синдромного анализа и методики нейропсихологического обследования детей и подростков.

Учебный план

  • Теоретические и практические предпосылки возникновения нейропсихологии детского возраста.
  • Морфогенез мозга. Функциогенез различных мозговых структур.
  • Генез психических функций
  • Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга в онтогенезе
  • Пролонгированные нарушения психических функций органического генеза
  • Синдром дефицита внимания
  • Нейропсихологический подход к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе
  • Методы нейропсихологического исследования психических функций в онтогенезе
  • Практикум по детской нейропсихологической диагностике
  • Практикум по детской нейропсихологической коррекции

Психотерапевт

Если же у вас произошел системный сбой в психике, появились суицидальные мысли, фобии и панические атаки, то пора записываться к психотерапевту. Стоит сразу уточнить: визит к этому специалисту не делает вас душевнобольным. Психотерапевт — это, как правило, врач-психиатр, который освоил методы немедикаментозного лечения (или клинический психолог, специально обучавшийся одному из направлений психотерапии, — в России это четко не регламентируется). Иными словами, психотерапевты тоже не лечат больных — они работают с пограничными состояниями вроде тяжелой депрессии, навязчивых ощущений и неврозов

Для психолога важно решить ту проблему, с которой клиент к нему пришел, для психотерапевта — помочь клиенту отыскать первопричину своего расстройства и выстроить адекватную защиту. В своей работе он может использовать как психологические методы вроде игровой терапии, наблюдения и беседы, так и специфические приемы, например гипноз

Зачастую психотерапевты, имеющие дипломы врачей, назначают клиентам медикаментозное лечение, но лишь за тем, чтобы временно облегчить душевное состояние человека. Постепенно клиент, благодаря качественной работе специалиста, прекращает прием таблеток.

Психотерапевт — удовольствие недешевое. Прием специалиста с высшим медицинским образованием, участвующий в заграничных конференциях и регулярно проходящий супервизию (психотерапевтические беседы с более опытным наставником, во время которых специалист рассказывает о прогрессе пациентов и своих методах работы), в среднем стоит 6—10 тысяч рублей за час. Но нужно понимать, что часть этих денег психотерапевт потратит на супервизию и взносы в международные ассоциации, поэтому такие цены на высококлассных специалистов оправданы (а вот более высокая стоимость уже вызывает вопросы). Другое дело, что к этим психотерапевтам очень сложно попасть — их контактов нет в Интернете, к ним невозможно записаться через больницу, только по рекомендации. Своей очереди можно ждать несколько месяцев.

Менее титулованный специалист обойдется вам в среднем в 3 тысячи рублей за час (выпускники с радостью возьмутся за тысячу—полторы). Если же такая сумма может серьезно ударить по вашему бюджету (что не удивительно, поскольку к психотерапевту многие ходят годами, раз или два в неделю), то всегда можно обратиться в специальные службы, например Московскую службу психологической помощи населению. Здесь в свободное от частной практики время серьезные специалисты совершенно бесплатно оказывают помощь всем москвичам, жителям Московской области и студентам (остальным придется заплатить 1300 рублей за час беседы в Скайпе). Но специалисты считают, что при возможности за психотерапевта все-таки стоит платить. Во-первых, так вам проще оценить собственный вклад в борьбу с проблемой, а во-вторых, так вы перестанете пропускать занятия — практически все психотерапевты отказываются возвращать деньги за пропущенную встречу, тем самым мотивируя людей стабильно посещать их кабинет.

Психотерапевты, специализирующиеся на психоанализе Фрейда, называются психоаналитиками. Их подготовка ведется несколько лет и увенчивается разрешением на работу, выданным одной из европейских ассоциаций. К сожалению, именно в России высок риск столкнуться с шарлатанами в этой области, поэтому всегда внимательно проверяйте документы вашего специалиста, читайте отзывы о нем и следите за ходом беседы — профессионал никогда не пообещает вам решение проблемы за одно занятие, никогда не допустит оценочных суждений и не станет давать житейских советов.

Кому необходима консультация нейропсихолога?

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 2 до 12 лет.
Дети, которые приходят сегодня на консультацию к нейропсихологу – это дети с задержкой формирования мелкой моторики рук, с общей моторной неловкостью, часто с невнятной речью, слишком подвижные (иногда стоит диагноз гиперактивности с дефицитом внимания).
Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишут и рисуют, у них «оживает» не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – им трудно усидеть на месте).

Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае. Ведь банальная безграмотность может быть следствием и неустойчивого внимания, и нарушения различения звуков на слух, и особенностью восприятия, и многого другого. Определив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации по преодолению трудностей процесса обучения, а для детей дошкольного возраста определит индивидуальную стратегию подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений. А при необходимости, предложит индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции (коррекционно-развивающих и формирующих занятий).

Самый важный довод  для обращения за консультацией к нейропсихологу:

Нарушения работы нервной системы у ребёнка имеют значительно более серьёзные последствия, чем у взрослого. У ребёнка это приводит либо к невозможности дальнейшего развития мозга (остановка развития), либо к развитию патологии (аномальное развитие). У взрослого структура ВПФ (высших психических функций) уже сформирована и нарушения работы нервной системы приводят к нарушению только отдельных её составляющих (например, зрительная пространственная агнозия  у ребёнка приведёт к распаду общих представлений о часах и времени, а  взрослый не сможет лишь правильно определять время по расположению стрелок на часах).

Почему так важно раннее обращение к нейропсихологу (от 2 до 10 лет):

До 10 лет мозговые структуры ребёнка только формируются и в этом периоде возможна результативная психологическая коррекция. Если же время упущено, то ставшие привычными неверные стереотипы поведения ребёнка, создавшиеся сложности в обучении и общении, будут тянуть за собой эмоциональные проблемы ребёнка, общую дезадаптацию и будут с трудом поддаваться коррекционной работе.Нейропсихологическая диагностика показана, если:

  • имеются наследственные заболевания нервной системы, связанные с изменениями генетической информации;
  • беременность или/и роды проходили с патологией;
  • ребёнок был на искусственном вскармливании;
  • ребёнок столкнулся с холодностью и враждебностью матери сразу после рождения;
  • у ребёнка проявились:
  • послеродовая желтуха;  дисгармоничность раннего речевого развития; нарушение срока прорезывания или смены зубов; ранний отказ от дневного сна, нарушение засыпания, беспокойный сон; гипо/гипертонус; метеозависимость; укачивание в транспорте, нарушения равновесия;
  • быстрая утомляемость или возбудимость; частые «простуды»; аллергия; бронхиальная астма; головные боли; проблемы ЖКТ;
  • аутистические проявления или мутизм(отказ разговаривать);навязчивые состояния (навязчивые страхи, навязчивые мысли, навязчивые движения: теребит волосы, дёргает ногами, когда пишет или рисует, грызёт ногти или др.предметы и т.п.); резкие перепады настроения; повышенная тревожность, слезливость, подавленность, другие неадекватные  эмоциональные реакции;
  • диагноз СДВГ(синдром дефицита внимания с гиперактивностью), сложности школьной адаптации; плохое чтение; постоянно  не дочитывает окончания слов или предложений; плохой почерк; обилие грамматических ошибок; трудности счета; непонимание условий задач; «глупые» ошибки «по невнимательности»  (пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально); неровная учёба (то 5, то 2); трудности усвоения понятий право/лево; нарушение звукопроизношения;
  • неусидчивость; невнимательность; суетливость; трудности контактов со сверстниками; неумение организовать свою деятельность; чрезмерная медлительность; случаи «выпадения» из действительности («ребёнок меня как будто не слышит»);
  • неловкость, неуклюжесть, угловатость в движениях;

ребёнок:

  • наблюдается/наблюдался у врача-невролога;
  • получил общий наркоз;
  • пишет, рисует левой рукой;
  • имел ЧМТ(травмы головы);

Для дальнейшего чтения

  • Arnold, M.B. (1984). Memory and the Brain. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Attix, D.K. & Welsh-Bohmer, K.A. (2006). Geriatric Neuropsychology. The Guilford Press: New York.
  • Beaumont, J.G.(1983). Introduction to Neuropsychology. Guilford Publications Inc. ISBN 0-89862-515-7
  • Beamont, J. G., Kenealy, P.M., & Rogers, M.J.C. (1999). The Blackwell Dictionary of Neuropsychology. Malden, Massachusetts,Blackwell Publishers.
  • Cabeza, R. & Kingstone, A. (eds.) (2001) Handbook of Functional Neuroimaging and Cognition. Cambridge, Massachusetts: MIT Press.
  • Christensen, A-L. (1975) Luria’s Neuropsychological Investigation. New York: Spectrum Publications.
  • David, A.S. et al. (eds.) (1997). The Neuropsychology of Schizophrenia: Brain Damage, Behaviour, and Cognition Series, East Sussex,UK, Psychology Press.
  • Hannay, H.J. (1986). Experimental Techniques in Human Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
  • Hartlage, L.C. & Telzrow, C.F. (1985) The Neuropsychology of Individual Differences. New York: Plenum Press.
  • Kertesz, A. (ed.) (1994). Localization and Neuroimaging in Neuropsychology. Academic Press: New York.
  • Kolb, B., & Wishaw, I.Q. (2003). Fundamentals of Human Neuropsychology (5th edition). Freeman. ISBN 0-7167-5300-6
  • Levin, H.S., Eisenberg, H.M. & Benton, A.L. (1991) Frontal Lobe Function and Dysfunction. New York: Oxford University Press.
  • Lezak, M.D., Howieson, D.B., & Loring, D.W. (2004). Neuropsychological Assessment (4th ed.). New York: Oxford University Press.
  • Loring, D.W. (ed.) (1999). INS Dictionary of Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
  • Llinas, R (2001) «I of the Vortex». Boston, MIT Press.
  • Luria, A. R. (1973). The Working Brain: An Introduction to Neuropsychology.
  • Luria, A.R. (1976). Cognitive Development: Its Cultural and Social Foundations. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press
  • Luria, A.R. (1979). The Making of Mind: A Personal Account of Soviet Psychology. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press
  • Luria, A.R. (1980). Higher Cortical Functions in Man. New York: Basic Books.
  • Luria, A.R. (1982). Language and Cognition. New York: John Wiley & Sons.
  • Luria, A.R. (1987). The Mind of a Mnemonist. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
  • Luria, A.R. & Tsvetkova, L.S. (1990) The Neuropsychological Analysis of Problem Solving. Orlando: Paul M. Deutsch Press.
  • McCarthy, R.A. & Warrington, E.K. (1990). Cognitive Neuropsychology: A Clinical Introduction. New York: Academic Press.
  • Mesulam, M-M. (2000). Principles of Behavioral and Cognitive Neurology — 2nd Ed. New York: Oxford University Press.
  • Miller, B.L. & Cummings, J.L. (1999) The Human Frontal Lobes. New York: The Guilford Press.
  • Rains, G.D. (2002). Principles of Human Neuropsychology. Boston: McGraw-Hill.
  • Shyrochyn, V.P. Arhitectonics of Thinking: The Conception of Human Brain Organization as Multiprocessing System :   / V.P. Shyrochyn, V.E. Mukhin // Proc. of the 3-rd International Workshop on Artificial Neural Networks and Intelligent Information Processing. ANNIP-2007, Angers, France, INSTICC-Press, Portugal. — Angers, France, 2007. — № 1. — С. 21 – 29.
  • Stuss, D.T. & Knight, R.T. (eds.) (2002) Principles of Frontal Lobe Function. New York: Oxford University Press.
  • Tarter, R.E., Van Thiel, D.H. & Edwards, K.L. (1988) Medical Neuropsychology: The Impact of Disease on Behavior. New York: Plenum Press.
  • Heilbronner, R.L. (2005) Forensic Neuropsychology Casebook. New York, London. The Guilford Press.

Нейропсихология – упражнения

В нормальном состоянии мозг регулирует сам себя, при нарушении психологического равновесия, возникновении проблем с психикой, врожденные программы регуляции дают сбой, поэтому важна своевременная коррекция. Коррекционная нейропсихология для детей и взрослых использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности, прекрасного самочувствия. Нейропсихология – игры и упражнения:

  1. Зеркальное рисование. Приготовить лист бумаги, фломастеры или карандаши. Взять в обе руки карандаши и начать одновременно рисовать обеими руками все что хочется: буквы, геометрические фигуры, животных, предметы. Упражнение синхронизирует оба полушария и создает состояние релаксации.
  2. Рисование разных фигур. Упражнение похоже на предыдущее, только рисовать надо разные фигуры одновременно, например, левая рука рисует треугольник, правая – квадрат.
  3. Медитация-концентрация на дыхании. Короткий вдох и длинный выдох, при этом концентрация на кончике носа. Расслабляет, выводит мозг на уровень альфа-ритма, ум успокаивается, возникает состояние душевного равновесия.
  4. Имитация движений различных животных. «Медведь идет» – ребенок становится на четвереньки и поднимает правую руку и ногу, глазами фокусируясь на руке, затем те же движения с левой стороной тела. «Тигр идет» – базовое положение на четвереньках, попеременно: правая рука идет к левому плечу, левая к правому и так передвигаться.
  5. Упражнение «Слон». Ухо плотно прижать к плечу, противоположную руку вытянуть как «хобот» и начать рисовать ею горизонтальные восьмерки в воздухе, глаза при этом следят за кончиками пальцев. Выполнить 3 – 5 раз в каждую сторону. Упражнение балансирует систему «интеллект – тело».

Мероприятия в других городах

2 декабря
Среда

Как сказать психологам “Спасибо, вы мне не нужны”

Узнать подробности

1,5 часа
Саратов

Школа здравомыслия и жизнестойкости Eco-logika (Саратов)

4 декабря
Пятница

Очный ежемесячный практический курс обучения нейропсихологов. Модуль 10-й. Построение собственного…

Узнать подробности

3 дня
Тюмень

Региональный институт подготовки кадров “НейроАлмаз” (Тюмень)
Виктория Анатольевна Габышева
(Тюмень)

5 декабря
Суббота,
10:00

Обучение ТетаХилинг в Уфе. Базовый Курс в Уфе

Узнать подробности

2 дня — по 9 часов; 1 день — 3 часа
Уфа

Айгуль Хусаинова
(Уфа)

5 декабря
Суббота,
14:00

Мастер-класс для родителей и детей “Интеграция врождённых детских рефлексов”

 
Подать заявку

2,5 часа
Нижний Тагил

Консультативный центр “Доверие” (Нижний Тагил)
Наталья Саканцева
(Нижний Тагил)
Светлана Стретович (Нижний Тагил)

5 декабря
Суббота,
15:00

Марафон “Алхимия денег”. Онлайн

 
Скидка 5%

21 день
Тюмень

Институт Счастья  (Тюмень)
Светлана Пономарёва
(Тюмень)

9 декабря
Среда,
19:00

Бесплатный мастер-класс “Как ставить и достигать цели: техники НЛП”. Встреча вживую

 
Бесплатное

2 часа
Челябинск

Тренинг-центр “NLP-ресурсы” (Челябинск)
Игорь Феоктистов
(Челябинск)
Андрей Викторович Бояркин
(Челябинск)

2 января
Суббота

Выездная программа “Рождественские каникулы по местам силы — озеро Тургояк”

Узнать подробности

6 дней
Екатеринбург

Центр со-творчества “Белый Будда” (Екатеринбург)
Радик Габдрафиков
(Екатеринбург)

6 февраля
Суббота,
10:00

Обучающий курс “Основы нейропсихологической диагностики и коррекции у детей”. 1-й модуль

 
Подать заявку

2 дня
Новосибирск

Образовательный центр профессионального развития “Сфера” (Новосибирск)
Сергей Викторович Бобров

12 апреля
Понедельник,
09:00

Курс “Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация”

Узнать подробности

72 уч.часа, 6 дней
Санкт-Петербург

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Александр Павлович Бизюк

15 ноября
Понедельник,
9:00

Цикл “Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация”

Узнать подробности

72 уч.часа, 6 дней
Санкт-Петербург

Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Александр Павлович Бизюк

С 18:30 до 20:00

Занятия “Гимнастика мозга”

Узнать подробности

1,5 часа
Пермь

Ольга Альбертовна Павлова
(Пермь)

Сибирский институт практической психологии

Институт проводит обучение слушателей по программам дополнительного профессионального образования, в том числе основанным на дистанционных системах обучения, также проводит теоретические исследования, научные разработки по вопросам своей сферы деятельности, подготавливает, издаёт и реализует учебники и учебные пособия, научные и другие работы по соответствующей тематике, осуществляет экспертно-консультационную деятельность.

Преимущества института:

Полное сопровождение на всех этапах обучения — от консультации до получения документов
В программу включены методические материалы для совершенствования вашей практики
Возможность оплаты в рассрочку, а также скидка на повторное обучение

Уровень образования: повышение квалификации (ПК); профессиональная переподготовка (ПП);
Форма обучения: дистанционная (без отрыва от работы).

Подходы

Экспериментальная нейрофизиология — подход, использующий методы экспериментальной физиологии для исследования связей между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями. Бо́льшая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между нейроанатомией и психологическими функциями.

Клиническая нейрофизиология — применение нейрофизиологического знания для оценки (см. нейрофизиологический тест), управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и/или травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия может повлиять на течение болезни. Клинические нейрофизиологи обычно работают в лечебных учреждениях.

Коннективизм — использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученными на реальном мозге.

Подходы

Экспериментальная нейрофизиология — подход, использующий методы экспериментальной физиологии для исследования связей между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями. Бо́льшая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между нейроанатомией и психологическими функциями.

Клиническая нейрофизиология — применение нейрофизиологического знания для оценки (см. нейрофизиологический тест), управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и/или травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия может повлиять на течение болезни. Клинические нейрофизиологи обычно работают в лечебных учреждениях.

Коннективизм — использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученными на реальном мозге.

Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга

Головной мозг человека – это сложная высокоорганизованная система. Высшая нервная деятельность осуществляется благодаря интеграции трех блоков головного мозга. Каждый блок – звено в цепи единого процесса. Нарушение каждой из структурных единиц приводит к сбою и патологическим изменениям. Любая разновидность психической деятельности возможна при последовательном включении трех функционально-структурных блоков:

  1. Первый несет ответственность за активацию мозговых структур в состоянии бодрствования.
  2. Второй перерабатывает информационный поток из внешней среды и хранит полученные данные.
  3. Третий блок отвечает за планирование предполагаемых действий, регулирует и контролирует психическую деятельность.

Благодаря блокам головной мозг человека функционирует как единая интегральная система, которая превосходит по эффективности самый совершенный компьютер.

Все звенья перечисленной функциональной системы пластичны и взаимозаменяемы. На формирование связей между ними оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Интегральная система головного мозга не несет на себе печать детерминированности, это расширяет возможности педагогики и медицины.

Методы и инструменты

Стандартные нейропсихологические тесты
Эти задачи были разработаны таким образом, чтобы их выполнение можно было связать с конкретными нейрокогнитивными процессами. Эти тесты обычно стандартизированы , что означает, что они были назначены определенной группе (или группам) людей, прежде чем использоваться в отдельных клинических случаях. Данные, полученные в результате стандартизации, известны как нормативные данные. После того, как эти данные собраны и проанализированы, они используются в качестве сравнительного стандарта, с которым можно сравнивать индивидуальные характеристики. Примеры нейропсихологических тестов включают: Векслера Memory Scale (WMS), в Wechsler Adult Intelligence Scale (WAIS), Boston Naming Test, в Висконсинский тест сортировки карточек , в Бентон Визуальный тест Retention , и контролируемую Oral ассоциации Word.
Сканирование мозга
Сканирование мозга широко используется для исследования структуры или функции мозга либо просто как способ более точной оценки травмы мозга с помощью изображений с высоким разрешением, либо путем изучения относительной активации различных областей мозга. Такие технологии могут включать фМРТ (функциональную магнитно-резонансную томографию) и позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), которая дает данные, связанные с функционированием, а также МРТ (магнитно-резонансную томографию) и компьютерную аксиальную томографию (CAT или CT), которая дает структурные данные.

Глобальный мозговой проект
Модели мозга, основанные на мышах и обезьянах, были разработаны на основе теоретической нейробиологии, включающей рабочую память и внимание, а также картирование мозговой активности на основе временных констант, подтвержденных измерениями нейронной активности в различных слоях мозга. Эти методы также сопоставляются с состояниями принятия решения в простых задачах, включающих двоичные результаты.

Электрофизиология
Использование электрофизиологических мер, предназначенных для измерения активации мозга путем измерения электрического или магнитного поля, создаваемого нервной системой. Это может включать электроэнцефалографию (ЭЭГ) или магнитоэнцефалографию (МЭГ).
Экспериментальные задачи
Использование разработанных экспериментальных задач, часто управляемых компьютером и обычно измеряющих время реакции и точность при выполнении определенных задач, которые считаются связанными с определенным нейрокогнитивным процессом. Примером этого является Кембриджская автоматическая батарея нейропсихологических тестов (CANTAB) или показатели жизненно важных функций ЦНС (CNSVS).

Представления о нейропсихологии развития сегодня

Поскольку нейропсихология является молодой наукой, то она ещё недостаточно изучила психологическую структуру и мозговую организацию даже зрелых функций.

В анатомо-морфологическом плане мозг ребенка и взрослого человека мало отличаются, а вот в функциональном отношении эти различия велики.

Все блоки и зоны детский мозг включает в работу постепенно, это значит, что мозговые структуры хоть и присутствуют, но работают не в полном объеме. Более того, если не будет определенных стимулов внешней среды, они могут остаться бездействующими даже без каких-либо анатомических повреждений. Для развивающейся психики ребенка это представляет большую опасность.

Некоторые участки мозга начинают функционировать только в детском возрасте, а во взрослом возрасте они только дозревают, поэтому то, что упущено в детстве закрывает путь к овладению многим.

Таким образом, дошкольное и раннее школьное воспитание и образование играют огромную роль.

Л.С. Выготский считал, что зоной ближайшего развития ребенка являются навыки, предшествующие освоению функции, например, чтобы научиться читать, надо иметь развитый фонематический слух и зрительный буквенный гнозис

Для научения письму важно иметь сформированный кистевой и, в частности, пальцевый праксис

Функции и навыки формируются не в строго линейном последовательном порядке – развитие одних может опережать развитие других, а те, которые в определенном возрасте ранее отставали, могут давать качественные и количественные скачки.

Периодизация развития тоже имеет значение – если знать, какие функции приобретаются раньше, а какие позже, то можно сделать вывод, вовремя ли идет их развитие и созревание, а значит и психическое развитие.

И.А. Скворцов выделяет этапы этого развития, начиная от момента рождения и до 17-летнего возраста.

Каждый этап характеризуется приобретением своих навыков и функций.

Если в первые два часа своей жизни ребенок освобождается от родового наркоза и должен приспособиться к условиям внешнего мира, то в 17-летнем возрасте главным будет формирование абстрактного мышления и способность к индивидуальному мышлению.

Замечание 2

Как отмечает И. А

Скворцов, все эти этапы ребенок проходит благополучно, если условия среды благоприятны, а для нормального психического онтогенеза это очень важно

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector