Психолог или психотерапевт: кого выбрать?

Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии

Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.

Запросы, с которыми работают психолог и психотерапевт

Запросы, с которыми к нам обращаются клиенты, бывают очень разными и с большинством из них могут работать и те, и другие специалисты. Это вопросы, касающиеся личностного роста, улучшения отношений с окружающими, стабилизации эмоционального состояния, преодоления жизненных кризисов и т.д.

Но, как мы помним, психотерапевт – это врач и он может также помогать в случаях, когда нужна медицинская, в том числе лекарственная помощь. И, без сомнения, он больше понимает в нарушениях здоровья. Поэтому, когда идет речь об ухудшении физического самочувствия: бессонницы, нарушениях аппетита, депрессии, — то лучше обратиться именно к психотерапевту.

По этим же причинам к психотерапевту имеет смысл обращаться также, когда необходимо разобраться в природе и механизме возникновения заболевания. Психогенные (то есть скорее умственные, психологические, а не физиологические) причины развития могут быть у болезней сердца, желудочно-кишечного тракта (например, язвы), головных болей, кожных заболеваний (аллергий и дерматитов, в частности) и многих других.

Еще одним важным запросом, с которым скорее нужно обращаться к психотерапевту, будут все виды зависимостей – от алкогольных и пищевых до компьютерных и игровых. Так как механизм формирования любой зависимости не только психологический, но и физиологический. Кроме того, часто для поддержания и стабилизации эмоционального состояния зависимого человека необходимы лекарственные препараты.

У психологов тоже есть свои сильные стороны. Так, например, вопросами психодиагностики: от школьной готовности до профориентации, от исследования эмоционального состояния до исследования картины семейных трудностей, — занимаются психологи.

Кроме того, психологи могут оказывать так называемые консультативные услуги. Иногда клиент приходит не за личностными изменениями, а за информацией. И задает самые разные вопросы: какие стадии проходят супружеские отношения и как избежать кризисов, как в том или ином возрасте развивается ребенок, как лучше себя вести в момент устройства на работу и т.д. В такие моменты специалист делится профессиональной информацией, которая максимально подходит к конкретному случаю.

Также психологи часто занимаются вопросами развития психических процессов: памяти, внимания и мышления. Они могут оказывать помощь службам и организациям через анализ взаимоотношений в коллективе, повышение мотивации сотрудников, обучение психологическим особенностям эффективного общения с клиентами. В начале статьи мы уже говорили, что психологи могут работать в разных отраслях и в зависимости от этого помогать в решении всевозможных проблем.

Надеемся, что вам стало чуть больше понятно, чем отличаются друг от друга психолог и психотерапевт. Если совсем коротко, то психотерапевт – это врач, который может помочь, как осознать существующую ситуацию и сделать шаг к изменениям, так и, при необходимости, назначить медикаментозную терапию, а психолог – это более широкое понятие, специалист, владеющий информацией о структуре личности, ее развитии и взаимодействии с окружающим миром в ключе своей специализации. Психолог консультирует, диагностирует, исследует человека и его особенности, а в случае возникновения трудностей помогает преодолевать их всевозможными безлекарственными методами.

Методы общей психологии

Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов. Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.

1

Наблюдение

Наблюдение — это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма – житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное (может проходить даже в течение нескольких лет), выборочное, сплошное и специальное (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу).

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

  • Постановка целей и задач;
  • Определение ситуации, предмета и объекта;
  • Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
  • Определение способа ведения данных;
  • Обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным – в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов – беседы и эксперимента.

2

Беседа

Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека

При этом важно предварительно беседу продумать, составить её план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека

Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

3

Эксперимент

Эксперимент — это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.

Ещё один метод – тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Так как в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того, чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.

В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы. Поэтому, наряду с основными методами психологических исследований, нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик

Подробнее методы психологии рассматриваются в следующем уроке.

Историческая справка

Психолог – профессия относительно «молодая», но упоминания о попытках работать с духовной и эмоциональной сторонами жизни человека были найдены в трудах таких древних философов, как Платон, Аристотель. Технический прогресс в 18-19 веках послужил толчком к развитию ряда гуманитарных наук. В 1879 году в немецком Лейпциге была открыта первая экспериментальная лаборатория по этому профилю. Тогда же появились профессии, тесно связанные с психологией. В нашей стране изучением и продвижением направления активно занимались С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов.

Сегодня выделяют ряд сфер, в которых может работать психолог. В основном его действия направлены на оценку жизни конкретного человека, взгляд на ситуацию с учетом его эмоций и психического состояния. Специалист обладает особыми навыками, которые позволяют ему выделять ведущие черты характера клиента, его сильные или слабые стороны, уровень интеллекта, степень социальной адаптации. В услугах психологов нуждаются государственные учреждения и компании. К профессионалам все чаще обращаются частные лица, неспособные самостоятельно решить какие-то личные вопросы или проблемы.

Медицинские тесты

Кроме интеллектуальных тестов, врач-психиатр обязательно исследует внутреннее состояние человека. Об этом можно судить по результатам следующих процедур:

  1. Биохимическое обследование. Содержание того или иного элемента в крови может говорить о различных нервно-психических осложнениях.
  2. Эндокринологическое обследование. Гормональные нарушения могут стать причиной депрессии, панического страха, психозов.
  3. Иммунологические тесты. Нередко причиной психических расстройств являются вирусы, особенно те, что передаются половым путем.
  4. Токсикологические исследования. Это могут быть не обязательно наркотики или таблетки. Нарушения деятельности головного мозга вызывают отравления промышленными или бытовыми химикатами, тяжелыми металлами или опасными отходами.
  5. Электроэнцефалограмма – нанесение на бумагу кривых деятельности отделов головного мозга.
  6. Полисомнография – это тоже ЭЭГ, но наносится оно во время глубокой стадии сна. Позволяет определить множество заболеваний, которые сложно диагностировать во время бодрствования пациента.
  7. Ядерно-магнитная томография. Это наиболее современный метод диагностирования проблем мозга. Позволяет увидеть даже мельчайшие детали, которые не уловит ЭЭГ. С его помощью можно обнаружить рак на самых ранних стадиях и предотвратить инсульт.

Важные качества

Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.

Основные качества, которыми должен обладать психолог:

  • эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне;
  • умение слушать и слышать человека;
  • стрессоустойчивость;
  • такт и деликатность;
  • общительность;
  • наблюдательность;
  • оптимизм и уверенность в собственных силах;
  • креативность и умение предлагать нестандартные решения;
  • терпимость;
  • умение успокоить клиента;
  • сопереживание.

Специалист должен уметь четко формулировать свои мысли. Чувство юмора и выносливость также будут очень кстати.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души

С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»

Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Образование

Первое и самое существенное отличие – это образование. Психотерапевт – это врач, в нашей стране не может быть иначе, он закончил медицинский вуз и имеет соответствующую врачебную специализацию (психиатрия и психотерапия). То есть, такой специалист имеет право назначать лекарственные препараты.

Психолог – это специалист, который получил образование по специальности: «психолог-консультант», «педагог-психолог», «практический психолог» и т.д. Вузы, которые выпускают людей данной профессии, могут иметь всевозможную направленность, в том числе и медицинскую, но в любом случае лечить в традиционном смысле слова такой человек не имеет права. В зависимости от подготовки психологи могут работать в разных отраслях. Например, в МЧС работают кризисные психологи, которые ориентированы на оказание помощи в острых стрессовых ситуациях. В школах – педагоги-психологи, которые ориентированы на развитие детей и подростков, а также на работу с родителями. В организациях часто работают психологи-тренеры, чья задача, используя знания психики человека и специальные техники, повышать эффективность работы фирм.

И психологи, и психотерапевты, имеющие профессиональное образование, могут работать в русле индивидуального и семейного консультирования. В этом случае основная задача специалиста: работа с конкретными запросами (личными задачами) клиентов, которые обращаются за помощью в преодолении жизненных трудностей, стабилизации эмоционального состояния, улучшении социальных контактов и т.д.

Обязанности

Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:

  • Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
  • Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
  • Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
  • Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
  • Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
  • Ведение документации по установленной форме;
  • Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
  • Проведение различных социально-психологических тренингов;
  • Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
  • Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится

Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Как стать профессиональным психологом

Разобравшись, какие бывают специальности в направлении, рано приступать к выбору ВУЗа. Сначала стоит оценить свои сильные и слабые стороны, цели, особенности характера. Люди, которых привлекает только потенциально высокая зарплата психолога, редко добиваются успеха и получают удовольствие от работы

Важно помнить, что основная цель специалиста – помощь людям в решении их проблем

Характеристика человека, способного стать хорошим психологом:

  • высокий уровень толерантности к чужим недостаткам, особенностям, причудам;
  • умение слушать людей, не осуждая их поступки;
  • способность оценивать ситуацию в жизни собеседника, сопереживая, но не зацикливаясь на чужих проблемах;
  • стремление постоянно учиться, повышать уровень интеллекта и профессиональный уровень;
  • тактичность, терпение, красивая и понятная речь;
  • наблюдательность, уверенность в себе, умение спокойно реагировать на нестандартные ситуации;
  • приятная внешность, располагающие к себе манеры;
  • хорошая память, способность быстро анализировать информацию.

Отличие психолога от педагога-психолога

Чем отличается психолог от педагога-психолога на самом деле? Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.

Но у первого специалиста акцент смещен на поиск причин внутренних и внешних конфликтов и их разрешение, а у второго на творческое и духовное развитие младшей возрастной категории.

Если выразиться еще точнее, то отличия психолога от педагога-психолога в том, что к первому специалисту чаще всего обращаются тогда, когда есть проблема.

Специалист по профессии психолог помогает детям найти общий язык с родителями, взрослым разобраться в себе, решить проблемы общения между поколениями, семейным парам восстановить прежние отношения.

Чем занимается педагог-психолог?

Специалист по профессии педагог-психолог – это сотрудник, который по умолчанию работает в детских учреждениях, школах и ведет своих подопечных по жизни, помогая им становиться личностями и выявляя не только проблемы, но и их отсутствие. Отличие педагога-психолога от психолога в данном случае очевидно.

Сегодня открыт вопрос о необходимости наличия данного специалиста не только в школах и детских садах, где он обязателен, но и колледжах, техникумах и вузах.

В вопросе, чем занимается педагог-психолог стоит выделить три основных направленности:

  • Консультация.
  • Диагностика.
  • Тренинг.

Сосредоточенность на педагогике и большой объем работы по ведению документации и отчетности по каждому подопечному – то, что отличает педагога-психолога от психолога общей категории.

В образовательных учреждениях он ведет дела и карточки на каждого ученика, учитывая множества факторов. К примеру, социальный статус, отношения в семье, темперамент, отношение со сверстниками и многое другое.

В детских садах его работа помогает выявить отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и речь не обязательно идет о серьезных нарушениях, скорее специалист подтягивает малыша до своей возрастной категории. То есть отличие педагога-психолога от психолога в том, что помогает ребенку раскрыть свои таланты.

Если же проблемы серьезные, то именно он сможет рекомендовать родителям необходимых специалистов и разрешить все проблемы, о которых спустя годы никто и не вспомнит. Профессия в садике эта нужная и важная.

А работая в школе, он сосредоточен на разрешении проблем пубертатного периода, на адаптации первоклашек, консультации подростков в самое сложное для них время, на выявлении причин проблем обучения.

Помочь понять детям младших классов, что хоть любимый детский сад и закончился, но впереди годы интересного обучения в школе – это как раз по его части.

В средних классах школы его работа — услышать подростка, понять и скорректировать поведение. Он же должен объяснить, что тройка по русскому или химии за четверть – это повод поднажать в учебе, а не замыкаться в себе.

В старших классах задача – помочь понять себя, психологически подготовиться к выпускным экзаменам, поступлению в колледж, вуз.

Чем еще существенно отличается педагог от педагога-психолога в школе – так это в том, что он работает не только с детьми, но и с учителями, родителями. Он постоянный участник педсоветов и родительских собраний.

К сожалению, иногда ему приходится подключать к процессу социальных педагогов, органы опеки и попечительства, сотрудничать с полицией и работать вне стен учебного заведения, встречаясь с родителями и обсуждая проблемы семьи и подрастающего поколения.

Но именно благодаря тому, чем занимается педагог-психолог, для каждого индивида существует возможность почувствовать себя автором и руководителем собственной жизни, а не жертвой данной системы.

Виды психологии:

Психология исследует человека как личность, изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:

Клиническая психология

В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия. Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса. Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.

Аномальная психология

Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком. Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств. Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций  или стрессе.

Когнитивная психология

Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека

В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации. Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией

Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения

Сравнительная психология

Этот вид психологии изучает модели поведения животных

Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании. Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь

Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии. Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.

Консультативная психология

Изучает межличностные отношения

Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии

Психология развития

Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека

Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов

Педагогическая психология

Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.

Биологическая психология

Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы. Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов. Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души

С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»

Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы

Преимущества профессии:

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.

Недостатки профессии:

  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Чем занимаются психотерапевты

Психотерапия является важнейшим методом лечения психических отклонений, поэтому психотерапевты – это всегда востребованные специалисты. Психотерапевт от психиатра отличается тем, что оказывает помощь чаще всего при помощи беседы и построения доверительных взаимоотношений с пациентами. Психотерапия широко применяется при следующих проблемах:

  • психосоматических заболеваниях;
  • клинической депрессии любой степени тяжести;
  • расстройствах пищевого поведения;
  • различных видах зависимости;
  • поведенческих расстройствах;
  • наличии фобий, навязчивых идей;
  • обсессивно-компульсивном синдроме и многих других.

Иногда методик психотерапии оказывается достаточно для улучшения состояния или выздоровления больного. Однако чаще всего одной психотерапии недостаточно, и тогда дополнительно назначаются лекарственные средства и другие варианты лечения. Особое место в работе психотерапевта занимает диагностика и лечение психосоматических заболеваний. Такие заболевания очень распространенные и могут проявиться у любого человека, вне зависимости от возраста и пола. Симптомы психосоматических заболеваний появляются вследствие психических нарушений, что нередко приводит к тому, что стандартное лечение, например, болей в сердце, оказывается неэффективным.

Психотерапевт, как и психиатр, также применяет различные методы диагностики для постановки правильного диагноза и может дополнительно назначать медикаментозное лечение. Однако самым главным в лечении больных остаются различные методы психотерапии. Для улучшения состояния пациента используют разговор, анализ сложившейся ситуации, моментов из прошлого и многое другое. К клинической психотерапии также относят гипноз. Сеансы психотерапии могут быть как групповыми, так и индивидуальными, в зависимости от клинического состояния больного.

В большинстве случаев один психиатр или психотерапевт не может добиться нужного эффекта, и в таких случаях медикаментозное лечение комбинируют с сеансами психотерапии. К психотерапевтам также относятся и психоаналитики. Эти специалисты являются психотерапевтами и прошли дополнительную специализацию по психоанализу. Психоанализ, предложенный знаменитым Зигмундом Фрейдом, считается одним из важнейших направлений, как в психотерапии, так и в психиатрии, и широко применяется для лечения людей с психическими отклонениями.

Поскольку лечение психических отклонений требует комплексного подхода, то психиатр и психотерапевт нередко занимаются лечением одного и того же пациента. Это увеличивает эффективность от проводимой терапии и значительно повышает шансы на выздоровление или ремиссию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.