Научно-исследовательская работа по психологии «самооценка личности»

Уровни самооценки

Если абстрагироваться от видов самооценки, можно выделить повышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. То же самое можно выразить немного другими словами: высокая, низкая и средняя самооценка. Принципиальной разницы здесь нет, различие только в принятых формулировках.

Представление о средней, или адекватной самооценке, не имеет чётких границ. Точно так же, как трудно охарактеризовать «среднего», неприметного человека, не просто описать и среднюю самооценку в отрыве от её крайних проявлений.

Адекватная

Это реалистичное восприятие самого себя, не слишком отличающееся от того, как воспринимают вас окружающие. Человек с адекватной самооценкой несёт в себе осознанную уверенность, чувства его стабильны, а душевное состояние находится в гармонии с внешними проявлениями чувств и эмоций. Реалистически воспринимающие себя люди легко строят отношения с окружающими, спокойно реагируют на критику и всегда готовы пошутить над собой.

Адекватная самооценка подразумевает соответствие притязаний человека и возможностей реализовать эти притязания. Известный тост — «Пусть ваши желания всегда совпадают с вашими возможностями!» — хорошо отражает суть адекватной самооценки.

Заниженная

Если оценка собственных возможностей занижена по отношению к их реальной величине, можно говорить о низкой самооценке. Такой человек не уверен в своих силах и проявляет сильную зависимость от оценки окружающих. Мало того, выводы о своих возможностях он делает не по реальным высказываниям других людей, а по собственным домыслам — наверное, они думают обо мне так-то и так-то.

Человек с низкой самооценкой отличается повышенной тревожностью, мнительностью, неспособностью принимать решения и брать ответственность на себя. Такие люди часто настроены негативно по отношению к окружающим, им всюду мерещится подвох, попытка ущемить их права.

Другая сторона заниженной самооценки — неуверенность, стеснительность, робость. Заниженной самооценкой может страдать и умный, талантливый, достойный во всех отношениях человек, которому родители или другие люди — учителя, руководители, супруги — внушили мысль о его якобы неполноценности.

Завышенная

Завышенная самооценка не является сугубо отрицательным качеством до тех пор, пока высокое мнение о себе не начинает мешать адекватному восприятию такого человека окружающими. Если человек с повышенной самооценкой обладает реальным превосходством, например, лучше всех решает задачи или быстрее всех бегает, окружающие до поры до времени прощают его зазнайство.

Чаще бывает иначе: человек с завышенной самооценкой взирает на окружающих свысока, не имея для этого никаких оснований. Все свои поступки и мысли он считает единственно правильными, а в случае неудач винит в этом обстоятельства или других людей.

Рука об руку с завышенной самооценкой идут зазнайство, высокомерие, чванливость, неуважение к чужому мнению, а порой агрессивность и жестокость. Такие люди не выносят критики, их невозможно переубедить, заставить посмотреть на происходящее с другой стороны. Все эти качества отталкивают людей, создают социальный вакуум вокруг неадекватной личности.

Сам тест и основы методики

Тест, как уже говорилось, стандартно состоит из четырех шкал. А именно: здоровье, умственное развитие, характер и самооценка. Когда все эти показатели находятся в пределах нормы для конкретного человека, его можно назвать счастливым. Вот почему для определения уровня счастья Дембо и Рубинштейн избрали именно эти показатели.

Первая шкала – здоровье — является тренировочной, и в подсчете конечного результата не учитывается. Последующие играют важную роль в анализе ответов испытуемого.

При стандартном прохождении теста привлекаются еще три шкалы параметров. Таким образом, перед испытуемым появляется 7 шкал: здоровье, умственные способности, характер, авторитет среди коллег, умения, внешность и уверенность в себе.

Шкала самооценки Дембо — Рубинштейн предлагает оценить самого себя на вертикальном отрезке. Шкалы представляют собой семь вертикальных отрезков, длина каждого из которых равна десяти сантиметрам. Наивысшая точка, как и нулевая, отмечена ярко, а середина отрезка едва заметна. Именно на таких отрезках испытуемым предлагается отметить собственный уровень параметра шкалы.

Важно сразу понять, что нулевая точка внизу отрезка – наихудший вариант. То есть, если говорить о шкале счастья, то нижняя отметка будет ориентирована на самого несчастного человека, а верхняя точка – на самого счастливого

Исходя из этого и наносятся отметки о личном состоянии.

Методика Дембо — Рубинштейн отличается своей широкой направленностью. Многопрофильность данного теста заключается в том, что помимо обозначенных показателей можно привлечь абсолютно любые, которые интересны для целей исследования. В итоге у психолога оказывается бланк с позицией испытуемого человека относительно каждого из параметров.

Кроме отметки о положении вещей на сегодняшний день испытуемого просят также отметить и тот уровень, который он хотел бы иметь по каждому показателю. Таким образом, на каждой шкале появляется вторая отметка – желаемого уровня.

Виды самооценки в психологии

Самооценка и её виды: адекватная, неадекватная, смешанная. Неадекватная делится ещё на две категории – заниженная и завышенная. Адекватность оценки своей личности выражается в представлении о себе, максимально приближённом к реальности. Причём она может быть и отрицательной. К примеру, преступник или тиран, осознающий степень своих злодеяний, может обладать адекватной самооценкой. Такое самосознание влияет на поведение человека в обществе и наедине с собой:

️ Человек трезво оценивает соотношение желаний и возможностей.

️ Способен ставить пред собой реализуемые цели.

️ Обладает критическим взглядом на свою личность.

️ Стремится предугадать последствия от своих действий.

️ Для него важны окружающие.

️ Человек оценивает мнение других адекватно.

️ Совершая поступки, опирается на собственные представления об их пользе или вреде.

Неадекватность проявляется в двух крайних степенях: низкой и высокой. Речь идёт именно о большом перепаде и удалении от «золотой середины». Нормальная самооценка имеет свойство колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от обстоятельств или настроения, но лишь достижение критических отметок говорит о неадекватных показателях.

Виды самооценок: заниженная и завышенная и их признаки:

️ Бытует мнение, что слишком высокая самооценка лучше, чем слишком низкая, но это не совсем так. Такие люди бывают крайне неприятны в общении, эгоцентричны и заносчивы. Им, возможно, комфортно в своей атмосфере, но окружающие в большинстве стремятся избегать общения с подобными неадекватными людьми, либо признают их превосходство, попадают под их влияние. И это, как правило, случается с противоположностями – теми, кто имеет низкую оценку своих качеств.

️ Слишком низкая оценка себя тоже способна превращать людей в эгоистов. Но происходит это из-за того, что человек настолько погружен в свои переживания, что страдания окружающих не имеют для него ценности и кажутся незначительными. Например, мать с заниженной самооценкой, страдающая от комплекса неполноценности, не замечает проблем своих детей и не может быть для них настоящей опорой в жизни. В таких семьях порой происходит обмен ролями – родители проявляют инфантильность, а дети вынуждены брать на себя чрезмерную ответственность.

1. Неадекватная самооценка

Неадекватно заниженная самооценка является следствием психологического давления. Подобная реакция возникает, когда человека сравнивают с кем-то ещё, подчёркивая его недостатки и никчёмность. Часто объектом давления становятся дети, которые несут это бремя во взрослую жизнь, и люди с ранимой психикой, подверженные внушению. Например, жертвы домашней тирании тоже страдают от заниженной неадекватной оценки своих качеств и возможностей.

Характеристика неадекватной самооценки заключается в определении её по шкале, к примеру, от одного до девяти. В данном случае минимальный уровень (1-3) – показатель чрезмерно низкой, а максимальный (7-9) – слишком высокой самооценки, а 4-6 баллов – нормальное, адекватное восприятие себя. В этих границах находятся все люди. Неадекватная самооценка в психологии – совокупность искажённых выводов о своих возможностях и способностях. Формируется под давлением социума.

2. Адекватная самооценка

Адекватная самооценка — это в психологии комплекс наблюдений и последующих выводов о своей личности, наиболее приближённый к реальному положению вещей, с точки зрения общества.

Адекватная самооценка, характеристика человека, обладающего набором неискажённых представлений о себе:

️ Способен адекватно воспринимать критику.

️ Стремится к саморазвитию.

️ Реально оценивается свои возможности.

️ Ставит достижимые, с его точки зрения цели.

️ Стремится к увеличению своих возможностей.

️ Экономит силы и энергию.

️ Не подвержен влиянию со стороны.

️ Им трудно манипулировать.

️ Уважает мнение других.

️ Понимает природу своих поступков и мотивов.

️ Эмоционально устойчив.

3. Смешанная самооценка

Это понятие характеризует людей, наделённых противоположными чертами в одной личности. Например, интеллектуал, учёный, даже гений в своей области имеет завышенную самооценку в своей области, а в обычной жизни страдает от комплекса неполноценности.

Такое явление встречается в среде людей, жизнь которых подчинена одной цели, и они с детства отдают все силы, совершенствуясь в этом направлении, оставляя без внимания другие стороны жизни. Это спортсмены, танцовщики, программисты и прочие. Люди могут обладать выдающимися способностями, но иметь однобокое развитие и самооценку, которая резко колеблется то в одну, то в другую сторону, в зависимости от обстоятельств.

Самооценка личности в психологии

Самооценка – это в психологии представление человека о своей значимости среди окружающих, субъективное впечатление о самом себе, личных достоинствах и недостатках. В дополнение к общему понятию рассматривается такой вопрос, какие бывают виды самооценки с точки зрения адекватности/неадекватности. При адекватном (соответствующем) принятии себя индивид находится в стабильном эмоциональном состоянии, уверен в достижении поставленных целей.

Противоположной считается неадекватная (несоответствующая) оценка. При условии завышенного уровня у индивида отмечается чрезмерная самоуверенность, негативно влияющая на его положение в обществе. При низком уровне на первый план выходят внутренние переживания индивида, неверие в свои силы, что приводит к появлению таких черт, как неуверенность и замкнутость.

Важно! Специалисты утверждают, что заниженная самооценка чаще всего родом из детства. Сами родители, порой не замечая этого, вселяют в ребенка неуверенность в своих силах, боязнь в принятии решений, неспособность найти свое место в коллективе сверстников

Наверняка, многие слышали в детстве или сами во взрослом состоянии говорили ребенку: «Тебя никто не полюбит, потому что ты не умеешь».

Считается, что взрослому человеку повысить самооценку не так просто, поэтому психологи обращают внимание на важность формирования правильного отношения к себе как можно раньше

Виды самооценки

Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

Существуют разные отношения между этими двумя («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная — практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.

Что такое? Для чего?

Данная методика активно используется в целях установления личностных проблем и способов их решения. Тест представляет собой четыре основные шкалы. После того, как испытуемый ответит на все вопросы, с ним проводится беседа с подробным выяснением причин именно таких ответов. Одним из параметров может стать самооценка. Дембо и Рубинштейн в своем методе преследовали цель определить уровень счастья. Однако он оказался достаточно универсальным.

Работу по этому методу проводят в школах с детьми, на приемах у психологов, а иногда и с заключенными для выяснения мотивов и причин совершения преступления. К сожалению, этот метод может не каждому подойти по причине своей очевидности. Однако чаще всего он работает.

Методика Дембо — Рубинштейн может быть весьма полезна во многих случаях. Ее очевидное преимущество заключается именно в универсальности. Дело в том, что помимо четырех основных шкал исследователь, как и исследуемый, может добавить любую шкалу оценки. Это как раз и расширяет диапазон применения метода.

Виды и уровни самооценки личности

Изучая вопрос, что такое самооценка, надо говорить о ее структуре. С целью правильного определения позиции личности выделены следующие виды и уровни самооценки:

  • Адекватная, соответствующая двум позициям: средний уровень и выше среднего;
  • Неадекватная, с позициями завышенного или заниженного уровня.

В психологической характеристике наличие того или иного вида оценки является важным и определяющим, так как именно от ее уровня зависит, насколько личность будет здраво оценивать собственные силы, поступки, качества, действия.

К сведению. Что значит уровень самооценки, полезно знать каждому человеку, чтобы составить качественную характеристику самому себе и правильно воспользоваться своими способностями, искоренить недостатки. Практической психологией разработано много разных рекомендаций, как повысить самооценку и вывести ее на нормальный уровень.

По мнению психологов, объективно уровень определяется соотношением психических процессов: познавательного и защитного. Первый влияет на адекватность, второй в ситуациях пониженной самооценки направляется на защиту внутреннего психологического комфорта.

И завышенная, и заниженная самооценка может навредить человеку в межличностных отношениях

Важно! Многие полагают, что завышенный уровень – это хорошо, якобы он помогает полюбить себя. Однако такое мнение является ошибочным, так как отклонения самооценки в ту или иную сторону вводят человека в заблуждение относительно себя и снижают качество жизни

Так, личности с завышенным уровнем способны переоценить собственный потенциал и считать, что окружающие незаслуженно их недооценивают. Вследствие этого они проявляют к людям высокомерие, недружелюбие, иногда агрессию. Кроме того, завышенный уровень притязаний превышает их реальные возможности и ведет к неудачам.  Плохо, что у таких индивидов культивируются стремление к превосходству, неуживчивость, из-за чего многие стремятся избегать общения с ними. В подобном состоянии у индивида наблюдаются истерическое поведение и невротические реакции, в конечном итоге приводящие к неврозам.

К сведению. Специалисты отмечают, что личность с завышенной самооценкой имеет характерный внешний вид: голова высоко поднята, прямая осанка, продолжительный и прямой взгляд, командный голос.

Низкий уровень самооценки проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек становится неуверенным, никому не доверяет и, как никто другой, нуждается в постоянной поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой часто попадает под влияние коллег или близких, идет у них на поводу. Такие личности, как правило, преувеличивают свои неприятности, становятся чрезмерно самокритичными, завистливыми, подозрительными. Нередко рассуждения о своих недостатках приводят их к мнению о себе, как неудачнике, из-за чего неправильно оцениваются лучшие качества. Заниженная самооценка начинает формироваться в детском возрасте, но нередко и во взрослом состоянии может трансформироваться из адекватной, как следствие постоянного сравнения себя и своих достижений с окружающими.

К сведению. Для внешнего вида человека с заниженной самооценкой характерны: втянутость головы в плечи, нерешительная походка, нежелание смотреть в глаза собеседнику, слабый голос или затянувшееся молчание.

По внешнему виду человека можно составить впечатление, каков уровень его самооценки

Популярные методы диагностики

Проверить уровень развития самооценки детей и взрослых можно с помощью проведения различных диагностических процедур. Они помогают получить целостное представление о возрастных и индивидуальных вариантах оценивания самого себя.

«Лесенка»

Данный способ предполагает выявление общего отношения ребёнка к самому себе и к тому, как, на его взгляд, к нему относятся окружающие. Тест можно применять для диагностического исследования детей трёхлетнего возраста и старше. Для проведения диагностики понадобятся деревянная или нарисованная 10-ступенчатая лесенка, фигурка человечка, листок бумаги и карандаш. Сначала ребёнку предлагают рассадить на лесенке детей: на верхнюю ступеньку надо поместить самых хороших знакомых и, соответственно, на нижней ступени должны оказаться очень плохие дети.

Затем малыш обязан поместить фигурку человека туда, где он сам достоин расположиться. Ребёнок должен объяснить, почему выбрана именно эта ступенька. Затем малыш определяет, куда бы его поставили близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, друг. Ребёнок должен прокомментировать, по какой причине кто-то из близких не поставит его на верхнюю или нижнюю ступень. Потом он должен предположить, куда поместили бы остальные члены семьи брата или сестру. Все варианты этих позиций фиксируются на нарисованной лестнице.

«Светофор»

С помощью цветовых дорожек можно определить уровень уверенности ученика при выполнении задания и ответе на вопрос. Ребёнок выбирает один из трёх цветов, отмечает им задания домашней или классной работы. Красный цвет сигнализирует о тревоге, вызванной большими затруднениями при выполнении упражнения или решении задачи. Жёлтая расцветка означает, что ребёнок не совсем разобрался в данной теме. Зелёный тон свидетельствует о полном понимании изучаемого материала. Учитель, проверяя тетради, понимает, кто из школьников в каком вопросе нуждается в помощи. По ходу урока ученик поднимает красную, жёлтую или зелёную карточку. «Светофор» позволяет педагогу ориентироваться, готов ли класс к движению дальше.

Методика А. В. Захарова

Данный метод помогает определить эмоциональный уровень ребёнка при оценке самого себя. С этой целью испытуемому предлагают ряд графически изображённых кружков, которые обозначают людей. Респонденту нужно в один из восьми кругов поместить себя.

Следующее тестовое задание представляет собой большой шар, окружённый маленькими шариками. В центральный шар помещён сам испытуемый. В остальные кружки надо разместить родственников, друзей и учителей. На третьем рисунке изображён равнобедренный треугольник, на вершине которого условно находятся родители, в левом углу – учитель, в правом – друзья. Надо поставить точку там, где респондент представляет место своего нахождения. Четвёртый тест предполагает нахождение своего места в большом кружке и фиксирует его. И, наконец, в заключение ребёнку предлагают ещё одно задание. Нарисованы пять кружков и под ними в центральной части есть ещё два кружка. Малыш должен представить, что он находится в нижнем ряду. Ему надо выбрать один из двух шариков и поместить в него себя.

Другие способы исследования

Техника С. А. Будасси позволяет провести количественный анализ самооценки личности подростка и взрослого. В основе лежит метод ранжирования. Из предложенных 48 слов субъекту предлагают выбрать 20 предпочтительных и нежелательных личностных качеств, присущих идеальному человеку. Наверху таблицы надо разместить положительные свойства, а внизу – непривлекательные черты. Затем происходит подобное ранжирование 20 качеств, характерных для самого респондента. Предложенный способ выявляет реальное представление индивида о самом себе и желание, каким хотелось бы стать. Методика позволяет измерить величину разрыва между уровнями притязания и оценивания самого себя.

Тест Дембо-Рубинштейна не ограничен анализом личностных качеств. В нём учтены умственные способности, характер личности, уровень здоровья и счастья. Испытуемому предлагают 4 вертикальные шкалы с этими показателями. На всех линиях нужно найти точки, где человек ощущает себя в данный момент, и на каком уровне с учётом собственных возможностей мог бы быть. Каждая шкала равна 10 см. Внизу сосредоточены недостатки, вверху – достоинства. Респондент крестиком отмечает на линии точку нахождения качества, месторасположение которого вызвало бы у него удовлетворение и гордость за себя. Чёрточкой обозначается уровень, присущий респонденту в данное время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.