Карл густав юнг: аналитическая теория личности

Введение

На рубеже XIX и XX веков в психологии, на тот момент еще очень молодой научной дисциплине, возникло яркое и значимое направление, продолжающее существовать и развиваться до настоящего времени, – психоанализ. Основателем психоанализа был гениальный ученый, австрийский врач-невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Принципиальным отличием теории З.Фрейда от других направлений психологии того времени являлось применение такого подхода к предмету науки, при котором наиболее важным структурным компонентом психики выступала неосознаваемая ее составляющая (бессознательное, или «Ид»). В других направлениях психологии бессознательной сфере личности не придавалось большого значения, либо ее существование и вовсе игнорировалось.

Психоаналитическая теория З.Фрейда, поражая своей глубиной, оказала в высшей степени существенное воздействие на современную ее автору научную общественность и даже на некоторые аспекты развития цивилизации, в особенности на искусство. Появилось множество последователей З.Фрейда – приверженцев теории психоанализа.

Однако некоторые ученики основоположника данной теории не во всем разделяли его взгляды. К наиболее талантливым из них относятся австрийский врач-офтальмолог и психиатр Альфред Адлер (1870-1937) и швейцарский врач-психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Вдохновленные теорией З.Фрейда, эти ученые на ее основе создали собственные направления психоанализа: А.Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, К.Г.Юнг – аналитической психологией.

Благодаря тому, что К.Г.Юнг являлся высокообразованной личностью и имел широкие познания в различных областях научного знания , истоки аналитической психологии заключены не только в психоаналитической теории З.Фрейда, но и в философии, мифологии, культурологии и мн.др.

Изучению аналитической психологии К.Г.Юнга и посвящена данная работа.

Поведенческая и диспозиционная теории личности

Поведенческая теория личности – это теория личности, разработанная Дж. Роттером и А. Бандурой, опирающаяся на то, что особое влияние на развитие личности человека оказывают не столько внешние факторы, сколько внутренние.

Поведение человека, в соответствии с данной теорией, основано на саморегуляции, основной целью которой выступает обеспечение самоэффективности и реализации личностных внутренних факторов.

Целостность всех свойств личности заключается в том, что она состоит из нескольких блоков, выступающих в единстве. Только в этом единстве человек может увидеть и осознать взаимосвязь между своим поведением и полученными в ходе него последствиями (результатами). Если человек видит и осознают данную взаимосвязь, то он может регулировать свое поведение, управлять им в соответствии с общепризнанными нормами.

В соответствии с поведенческой теорией личности, структура личности представляет собой достаточно сложную иерархию социальных навыков и рефлексов, в основе которых ведущая роль отведена внутренним блокам (самоэффективность, субъективная значимость и доступность).

Диспозиционная теория личности – это теория личности (авторы Г. Айзенк и Э. Кречмер), рассматривающая в качестве основного источника развития личности человека факторы его генно-средового взаимодействия.

Так, Э. Кречмер установил связь между телесной конструкцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.

Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия–экстраверсия» (замкнутость–общительность) обусловлена функционированием ретикулярной формации мозга. У интровертов она обеспечивает более высокий тонус коры, поэтому им не нужна излишняя сенсорная стимуляция, они избегают излишних контактов с внешним миром. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции, потому что у них пониженный тонус коры. Он отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента.

Основы учения

Психиатром была разработана структура личности по Юнгу, которая, по его мнению, состоит из:

  • Эго.
  • Личного бессознательного.
  • Коллективного бессознательного.

Эго — это осознание и осознанность, внутреннее «Я», а также всё то в самом человеке, что он привык идентифицировать и ассоциировать с самим собой.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Личное бессознательное — это пережитый опыт, мысли и чувства, которые человек предпочёл вытеснить из своего мозга. Также Личное бессознательное включает те переживания, которые ещё не достигли сознания, потому что недостаточно сильны и сформированы, кроме того, присутствуют сублиминальные восприятия… Другими словами, это всё то, чего человек не помнит и не осознаёт, тем не менее оно оказывает влияние на него и его поступки.

архетипы

Краткое изложение основ его учения едва ли поможет осознать весь масштаб работы, однако короткое описание будет полезно любому, кто интересуется психологией.

Рекомендуем: Что такое бессознательное?

Теория архетипов тесно переплетена не сколько с медициной, сколько с философией и эзотерикой, однако узнаваемые образы-архетипы человек может найти как в мифах и легендах, так и в повседневной жизни. Архетипы можно назвать врождёнными психическими структурами, которые составляют содержание Коллективного бессознательного.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Юнга, как тонкого знатока человеческой души, всегда привлекал человек и его символы, поэтому наиболее известными архетипами являются анима и анимус — женское и мужское начала соответственно. Анима — это направленная вовнутрь мягкая сила, влияние эмоций и настроений. Анимус, в свою очередь, является жёстким и принципиальным мужским началом.

Можно также упомянуть другие интересные архетипы: Дева (Кора), Мана-личность, Колдовской демон и Зверь. Они тесно связаны с человеческим характером и достаточно точно отражают некоторые стороны людской души.

Рекомендуем: Психоанализ — это

Также писал и разрабатывал Карл Густав Юнг психологические типы (психотипы, в лексиконе современных психологов, или, если проще, типы личности).

Человек и его символы во сне абсолютно не случайны, поскольку сон — это не просто набор красочных картинок, напоминающих о пережитых заботах или трудном дне. Карл Юнг создал теорию сновидений, взяв за основу постулат Фрейда о том, что во снах проявляются тайные мысли, желания и чувства человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Швейцарский психиатр разработал набор универсальных образов и сценариев, проявляющихся в сновидениях и позволяющих анализировать их. Благодаря этой уникальной методике миллионы людей осознали свои страхи и смогли от них избавиться в достаточно короткие сроки.

Эрика Берна

Рекомендуем: Фрейдизм и неофрейдизм

Карл Юнг разработал собственную интересную типологию, которая оказалась слишком сложна, и потому известна лишь в узком кругу профессионалов. Он «довёл до ума» известную ещё со времён Аристотеля типологию, противопоставляющую интроверта и экстраверта, и обогатил её ещё четырьмя функциями-признаками. Эти функции:

  • Мышление.
  • Чувство.
  • Ощущение.
  • Интуиция.

Есть множество упрощений юнговской классификации типов личности; и самое известное упрощённое подобие этой типологии — это ныне невероятно популярная соционика.

Структура личности по Юнгу

Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но только на первый взгляд.По Юнгу, личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — ЭГО, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

ЭГО — центральная часть сознания, которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).

Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит, так называемые комплексы, или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики, которые приобрели свойства почти автономного существования, неких отдельных психических сущностей, способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение. Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из личной истории, которые находились в оппозиции к эго и не могли быть им приняты (осознаны), и поэтому, оказались запертыми в подсознании.

Нежелательный для осознания (травмирующий) материал вытесняется из сознательной части личности волевым усилием ЭГО, но при этом, без проблем продолжает свое существование в области бессознательного, вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми, при которых они возникли. Интересно, что по всей видимости, каждому вытесненному образованию (комплексу) соответствует антагонистическая идея (или убеждение), присутствующая в явном виде в сознательной части психики и являющаяся важным элементом сокрытия комплекса в бессознательном.

Для индивида проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода его воли, в значительной степени нарушается, и индивид начинает вести себя, не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием (не актуальных в данный момент) внутренних причин из прошлого. Помимо этого, на поддержание статуса вытесненного материала в подсознании, тратится большое количество психической энергии личности, что само по себе, вызывает постоянное психологическое напряжение в жизни человека.

Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение, поэтому в значительной мере определяют его стиль жизни, его поведение и перспективы дальнейшего развития.

Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляет собой вместилище всеобщей памяти человечества (общая база данных), накопленное за сотни тысяч лет эволюции. Это, как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и, при определенных условиях, доступное для осознания, но также, только в виде образов.

Носителями этого коллективного наследия выступают особо значимые и энергетически мощные образы психики — архетипы (первичные модули), которые ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира через посредство базовых идей, примерно одинаковых в различных культурах но, не связанных между собой напрямую.

Это объясняло тот факт, что люди разных культур, схожие жизненные ситуации воспринимали примерно одинаково. Например, отношение к отцу, матери, ребенку, смерти, учителям и т.п., очень похоже в разных, даже очень удаленных друг от друга культурах.

По мнению Юнга, каждый архетип ответственен за то, как именно будет вести себя индивид или группа в определенных жизненных обстоятельствах.

Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.

Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.Эти архетипы встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.

Далее на рисунке представлена структура личности по Юнгу

Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии

Структура психики включает бессознательный компонент и сознание. Бессознательное не имеет четких границ, его происхождение неизвестно. Бессознательное выражено сознанием — инструментом, с помощью которого личность ориентируется в мире.

Внутри сознания находится эктопсихическая система — комплекс чувств, связывающих человека с внешними явлениями. Под влиянием комплекса органов чувств формируется психологический тип. Вторая составляющая сознания — эндопсихическая система. К ней относятся внутренние элементы, регулирующие эмоции, память, и взаимодействие с бессознательной частью психики.

Основные положения, предложенные аналитической психологией

Основными понятиями, используемыми в аналитической психологии, являются:

  1. Архетип — сформированная обществом модель поведения, воспринимаемая человеком на различных уровнях психики. Архетип — проявление либидо.
  2. Либидо — психическая энергия, используемая для достижения различных целей. В отличие от понимания либидо Фрейда, Юнг рассматривает либидо как универсальную, а не только сексуальную окраску.
  3. Интроверсия и экстраверсия. Классическое понимание интроверсии — направленность во внутренний мир, экстраверсии — ориентация на внешний мир. Склонность к определенной направленности врожденная, человек не может изменить ее.
  4. Невроз — проявление дисгармонии между индивидуальным и значением архетипов. Невроз означает, что связь сознательного с бессознательным повреждена, цель психотерапии — восстановить ее.

Задача аналитической психологии — обеспечить человеку условия для психологического созревания (индивидуализации) и таким образом сделать его неотъемлемой частью процесса роста общественного сознания.

Основные теории личности

Личностные гипотезы необходимо изучать и развивать с целью познания самого человека, последовательности его реакций на раздражители.

Психодинамическая теория

Начало психодинамической гипотезы положил З. Фрейд, заявив, что человек лишен воли и руководствуется агрессивными, сексуальными и защитными мотивами. Отечественный психолог В. Н. Мясищев охарактеризовал организационный личностный рост индивида через совокупность таких его качеств, как темперамент, направленность, уровень развития, целостность, мотивация и т. д.

Аналитическая теория

В аналитическую личностную гипотезу большой вклад внес К. Юнг, поэтому она во многом схожа с психодинамической. Личностью он называл совокупность архетипов – врожденных и приобретенных. Личностной структуре Юнг дал определение индивидуальной своеобразности разных элементов сознательного и бессознательного поведения, подкрепленных склонностью к интроверсии или экстраверсии.

Гуманистическая теория личности

Гуманистическая гипотеза, где себя проявил К. Роджерс, основывается на том, что человеку свойственно иметь врожденные тенденции к самоактуализации, находящиеся изначально в скрытом виде. Роджерс выделил и второй (отслеживающий) личностный механизм. Вместе они формируют у индивида целостную личностную структуру «Я», «идеальное Я» и «реальное Я». Эти элементы могут находиться в полной гармонии или, напротив, сильнейшей дисгармонии.

В психологии важны концепция «Я» и ее составляющие

Когнитивная теория

Основоположник когнитивной теории, Дж. Келли, предположил, что человек живет одним желанием – знать обо всем, что с ним происходило, и то, что будет в будущем. Также Келли определил, что человеку важна социальная среда, поскольку когнитивная теория усиливает интеллектуальное влияние на других людей, что сравнимо с научными деятелями, занимающимися гипотезами и прогнозированием.

Поведенческая теория

Поведенческая, она же «наученческая» теория, гласит, что личность человека – продукт научения, структура, состоящая из условных рефлексов, социальных навыков, которые играют здесь ведущую роль.

Концепции личности являются широко обсуждаемым вопросом, несмотря на то, что существует множество их определений. Психология придает значение отличиям в человеческом поведении, они выражаются через темперамент, поведение, специфику интересов.

Основные концепции

Личность – это общественный индивид, совокупность отношений, деятельности и поведения, характеризующая человека.

Обратите внимание! Теории личности это в психологии набор гипотез, определений, с помощью которых изучаются механизмы личностного развития. Их главная задача – объяснить поведение человека, а также научиться его предопределять

Структурные элементы теории личности в психологии

Автором структурной теории и структурного принципа развития личности считается З. Фрейд. Он условно подразделил модель личности на 3 составляющие:

  • Ид (Оно). Врожденный элемент, возникающий при появлении ребенка на свет. При этом малыш стремится получить то, от чего он будет чувствовать себя хорошо здесь и сейчас, не взирая ни на что. Например, громкий плач до тех пор, пока потребность (есть, общаться) не будет восполнена;
  • Эго (Я). Формируется в течение первых 3 лет жизни. Ребенок осознает, что его поведение имеет отклик. Например, прежде, чем совершить нечто запрещенное, Эго начинает напоминать о возможных негативных последствиях;
  • Супер-эго (Сверх Я). Имеет форму уже к 5 годам. Данный личностный элемент основан на принципах и идеалах, полученных от родителей и окружения. Считается эквивалентом совести ввиду умения оценить «хорошо» и «плохо».

Классическая школа: принципы, основные особенности аналитической психологии

По мнению Юнга, главный процесс, руководящий личностью — стремление к индивидуализации. Он заключается в самореализации, отбору необходимого психологического материала и удалению лишнего. Самореализация состоит из двух ключевых этапов. Первый происходит в период подросткового возраста, когда человек отделяется от общих постулатов, чтобы найти индивидуальность. Он переполнен негативом к окружающим, в первую очередь — к собственным родителям.

Пройдя процесс развития личности, индивид стремится от личных ценностей к общественным:

cтремление делиться;
духовность;
любовь к труду;
ориентированность на чувства;
внимание к окружающим.

Для зрелой личности характерна приверженность идее созидания. В представлении Юнга, главный принцип развития — слияние с коллективным бессознательным. Если человек останавливается в развитии, он переживает невротические симптомы: депрессию, фетишизм, различные фобии.

Классические понятия аналитической психологии: теория бессознательного

Для аналитической теории бессознательное — ключевая составляющая человеческой личности, объединенная с сознанием. Все подавляемые эмоции и чувства, отвергаемые сознанием, уходят в бессознательное. Но поскольку они продолжают существовать, в сознание прорываются образы мыслей и чувств в виде сновидений.

Через личное бессознательное человек связан с коллективным бессознательным. В нем содержатся архетипы, являющиеся общими для всех людей. В процессе обработки сознанием поступающей информации, человек часто сталкивается с образами, которые не вызывают у него никаких ассоциаций. В его жизненном опыте нет соответствующего опыта. Содержание коллективного бессознательного включает ответы на глубинные вопросы о жизни, любви, счастье и других.

Чтобы правильно трактовать теорию о бессознательном, нужно учитывать смысл архетипов. Они одинаковы для людей, независимо от культуры и национальности, так же, как одинаковы их физиологические процессы. Архетипы нельзя изучать традиционными методами, их понимание во многом зависит от фантазии психотерапевта.

Основные архетипы юнгианской аналитической психологии

Среди основных архетипов, к которым прибегают все люди, относятся:

  1. Самость — объединяющий компонент, который является центральной структурой сознательного и бессознательного.
  2. Тень — комплекс, в котором скапливаются вытесненные части личности. Они могут быть деструктивными и созидательными. Человек вытесняет те части, которые выходят за рамки его представления о себе. Тень часто появляется в сновидениях в виде темной человеческой фигуры.
  3. Анима и Анимус — представление об идеальном женском и мужском начале. Сущность архетипа зависит от пола пациента.

Помимо основных, общечеловеческих архетипов, человек также связан с семейными архетипами — сценариями, передающимися от родителей.

Психодинамическая и аналитическая теории личности

Психодинамическая теория личности – это теория личности, разработанная З. Фредом, согласно которой основным источником развития личности человека выступают его врожденные биологические факторы (инстинкты, либидо).

В соответствии с теорий личности З. Фрейда выделяют три основные концептуальные блока, являющиеся ведущими инстанциями личности:

  • ИД («Оно») – основа структуры личности, состоит из совокупности бессознательных побуждения (агрессивных и сексуальных).
  • ЭГО («Я») – представляет собой совокупность исполнительных и познавательных функций психики, которые осознаваемы человеком и состоят из его познаний об окружающем мире.
  • СУПЕРЭГО («сверх-Я») – структура, включающая в себя разнообразные социальные установки, нормы и ценности того социума, в условиях которого проживает человек.

Аналитическая теория личности – это теория личности, разработанная К. Юнгом, который считал, что основным источником развития личности выступают ее врожденные психологические факторы.

В соответствии с данной теорией, каждый человек наследует от своих родителей первичные идеи, которые называются «архетипами». Смыслом жизни человека, является наполнение «архетипов» определенным содержанием.

Основные концептуальные блоки (сферы личности) в соответствии с аналитической теорией личности:

  1. Индивидуальное бессознательное – совокупность личных чувств и мыслей, эмоционально окрашенных сознанием человека.
  2. Коллективное бессознательное – это совокупность всего культурного и исторического опыта, накопленного человечеством за время существования.
  3. Индивидуальное сознательное – структура, которая выступает в качестве основы сознательной деятельности и самосознания личности.

1.doc

РЕФЕРАТ личностибессознательноголитературыВведениеКарл Густав Юнглекции^ А. Адлер, К. Хорни Э. Фроммтрансформацией.аналитической психологиейАналитическая психология^ 1. Структура психики человека в концепции К.Г. Юнгаколлективного бессознательного, индивидуального бессознательного(Оно) сознания (Эго). творческимразумным принципом^ 1.1. Структура сознательного и бессознательного в психике человекасознание человекакомпонентоввосприятиеВосприятиенечточеммышлениеэмоциональные оценкиинтуитивные предвосхищенияволи влеченийСновидениябессознательная часть психикикомплексамиКомплексыархетипами.психоидамиколлективное бессознательное^ 1.2. Коллективное бессознательное и архетипыКоллективное бессознательноеархетипов Архетипы,архетипический образЭгоПерсонаТень техникой обращения с Тенью) Анима Анимус Самость, самый важный архетипразвитие Самостиглавная цель человеческой жизни.индивидуациейчетыре системы психики^ IchPersonaSchattenAnimaAnimusОбретение Самости^ Концепция К.Г. Юнга

Понимание личности Личность (душа человека) состоит из трех взаимодействующих структур: сознания (Эго), индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Развитие личности – это динамический процесс, эволюция на протяжении всей жизни как результат стремления различных компонентов личности к единству, интеграции, гармонии, целостности, обретению Самости. Индивидуация – развитие личности, динамичный процесс интеграции многих противодействующих внутри личности сил и тенденций, в результате чего достигается полное развитие и выражение всех элементов личности – самореализация.
Отношение к телу Тело не самостоятельное начало, а выражение психических переживаний, т.е. телесное и духовное находятся в единстве. Значимость телесных переживаний полностью соответствует тому, как они представлены в психике.
Социальные отношения Социальные отношения – материал для заполнения архетипов. Форму этому материалу задают архетипы, т.е. социальные отношения не являются доминирующими. Развитие личности – это индивидуация, т.е. путь к Самости, но одновременно это связано с углублением в коллективное бессознательное.
Воля Проявление волевой энергии как приобщение к культуре. Воля может оказывать воздействие на бессознательное, хотя и не прямо.
Эмоции Значимость эмоций определяется их связью с архетипами. Эмоции – проявление бессознательного. Это своеобразный посредник между психикой и телесной жизнью. Они выступают как энергетическая сила, позволяющая определить успешность процесса индивидуации. Сильные эмоции – источник развития личности.
Интеллект Интеллект – сознательная функция, поэтому он имеет ограничения. Интеллектуальные объяснения никогда не могут быть полными. Интеллект дополняется интуицией (интуитивная функция основана на бессознательном материале).
Самость Самость – центральное образование в психике человека. Это – динамическое равновесие взаимоисключающих сил: экстра- и интроверсии, сознательного и бессознательного; мужского и женского начал. Такое равновесие предполагает полноту переживаний своего бессознательного. Путь к Самости никогда не бывает завершен, так как личность неподвластна описанию, полному осознанию. Развитие Самости – главная цель жизни человека
Отношение к психотерапевти-ческой помощи Психотерапия Юнга – одна из наиболее популярных в мире. Она предполагает два этапа:1. Аналитический включает две фазы:начальная фаза – признание анализируемого материала;вторая – толкование, интерпретация материала (пациент зависит от терапевта).2. Синтетический (пациент становится независимым от терапевта) включает:фазу обучения (материал прошлого применяется к сегодняшнему дню);фазу трансформации – мини-индивидуации (достигается новое понимание проблем своей личности).

^ 2. Типология личностиэкстравертовинтровертов. Типология ЮнгаЗаключениеСписок литературы^

Теории личности в психологии

Данные теории занимаются изучением общих элементов поведения индивида. Их основу составляют вопросы, с помощью которых отечественные и зарубежные представители психологии и социологии составляют новые теории или совершенствуют старые. Сами вопросы заключаются в следующем:

  1. Механизм личностного развития – врожденный или приобретенный;
  2. Наиболее важный возрастной период его формирования;
  3. Доминирующие процессы личностной структуры – сознательные или бессознательные;
  4. Наличие свободы воли, контроль человека над своим поведением;
  5. Внутренний мир человека – объективное или субъективное понятие.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.