- Самооценка и уровень притязаний личности
- На что нужно обратить внимание при анализе
- 1.1 Сущность самооценки
- Перечень факторов второго порядка
- Как самооценка влияет на нас
- Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой
- На что обратить внимание
- Виды самооценки в психологии
- 1. Неадекватная самооценка
- 2. Адекватная самооценка
- 3. Смешанная самооценка
- Что такое самооценка
Самооценка и уровень притязаний личности
Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.
Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.
Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.
Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.
Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.
Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.
Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.
Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.
Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.
Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.
Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.
На что нужно обратить внимание при анализе
Похвала и критика себя самой
Обратите внимание, вы себя больше хвалите или критикуете. Обязательно надо хвалить себя, даже за незначительные заслуги.
Детство: довольны или недовольны вами были родители? Наши мамы и папы могут без злого умысла сформировать в нас неуверенность своей критикой
В любом случае надо проанализировать свое детство и начать работать над своей самооценкой самостоятельно.
Какие качества людей в других людях вас привлекают? Пример надо всегда брать с лучших. Если вам сложно разобраться в себе, обратите внимание на то, как ведут себя уверенные в себе люди. Общайтесь с успешными и уверенными, учитесь всему, что не хватает вам для уверенности.
Какая ваша реакция на обиду и оскорбления? Уверенный в себе человек не обратит внимание на оскорбления и замечания в свой адрес. Максимум он ответит той же монетой. И напротив, женщину с заниженной самооценкой даже безобидное замечание способно выбить из колеи.
Как происходит процесс засыпания? Если вы засыпаете без проблем, и вас ничего не беспокоит, то здесь все понятно — с самооценкой все в порядке. Но если вы долго не можете заснуть, занимаетесь самоанализом, то ваша уверенность в себе явно хромает.
Не сравнивайте себя с другими людьми. А если и сравнивать, то равняться надо на лучших.
Займитесь собой. Новая прическа, стильный гардероб и подтянутое тело прибавит вам уверенности в своей привлекательности. А это уже половина успеха.
Создайте уникальность. Будьте неповторимы. Не надо никого копировать, создайте свой неповторимый мир. Излучайте позитив.
Фильтруйте критику. Не принимайте близко к сердцу мнения посторонних людей. Зачастую нас просто хотят задеть и обидеть. Оставайтесь всегда уверенными в себе.
Общайтесь с приятными людьми. Окружайте себя позитивными людьми, которые заряжают вас хорошими эмоциями
Мы, люди, стадные создания и нам очень важно общение. Будьте позитивны, и тогда вы будете притягивать хороших людей.
Занимайтесь психотехниками (самовнушение, медитация)
Это уже не новость, что вся жизнь строится силой наших мыслей. Работайте над своим внутренним я. Пусть внутри всегда царит радость и уверенность, тогда и ваша жизнь будет идти так, как вы пожелаете.
Обязательно любите и цените себя. И тогда жизнь в ответ будет преподносить вам подарки, а рядом с вами будут самые достойные мужчины и хорошие друзья.
Самооценка молодой мамы
Какие качества у человека приводят к успеху в обществе
Если обманывает ребенок, что делать родителям
1.1 Сущность самооценки
В
психологических исследованиях самооценка
интерпретируется как личностное
образование, принимающее непосредственное
участие в регуляции поведения и
деятельности, как автономная
характеристика личности, ее
центральный компонент, формирующийся
при активном участии самой личности
и отражающий качественное
своеобразно ее внутреннего мира
(Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, К. К.
Платонов и др.). Ведущая роль
отводится самооценке в рамках
исследования проблем самосознания:
она характеризуется как стержень
этого процесса, показатель
индивидуального уровня его развития,
интегрирующее начало, его
личностный аспект, органично
включенный в процесс самосознания (К.
Г. Ананьев, И. О. Кон, А. Г. Спиркин,
В. В. Столин и др.).
Рассмотрим
для примера несколько определений
понятия «самооценка».
Психологический
словарь под редакцией В. П. Зинченко, Б.
Г. Мещерякова утверждает, что самооценка(англ.
self-esteem)
— ценность,
значимость, которой индивид наделяет
себя в целом и отдельные стороны своей
личности,деятельности,
поведения .
И.
И. Чеснокова пишет, что под самооценкой
принято понимать интериоризированный
механизм социальных контактов, ориентаций
и ценностей преобразуемый в оценку
личностью самой себя, своих возможностей,
качества и места среди других людей.
По
А. А. Реану, самооценка – это компонент
самосознания, включающий наряду со
знаниями о себе оценку человеком своих
физических характеристик, способностей,
нравственных качеств и поступков .
Определения,
данные в Психологическом словаре, А. А.
Реаном и И. И. Чесноковой, на наш взгляд,
не раскрывают путей формирования
самооценки, не дают её достаточную
сущностную характеристику. Поэтому в
данной курсовой работе мы будем
использовать определение А. В. Захаровой:
самооценка является формой отражения
человеком самого себя как особого
объекта познания, репрезентирующей
принятые ценности, личностные
смыслы, меру ориентации на общественно
выработанные требования к поведению и
деятельности .
Самооценка
отражается в ситуации самооценивания.
Она представляет собой
интеллектуально-рефлексивное действие:
личность рассматривает себя, свои
поступки и качества как объект оценки
и одновременно является носителем
данных качеств, т.е. активным субъектом
.
Ведущая
роль самооценке отводится в рамках
исследования проблем самосознания:
она характеризуется как стержень этого
процесса, показатель индивидуального
уровня его развития, его личностный
аспект, органично включённый в процесс
самопознания. Кроме того, самооценка
входит в структуру самосознания.
Например, Р. Бернс понимает Я-концепцию
как совокупности установок «на себя».
В соответствии с этим он выделяет
следующие её компоненты:
1)
образ «Я» — представление индивида о
самом себе;
2)
самооценка — аффективная оценка этого
представления, которая может обладать
различной интенсивностью, поскольку
конкретные черты образа «Я» могут
вызывать более или менее сильные эмоции,
связанные с их принятием или осуждением;
3)
потенциальная поведенческая реакция,
т. е. те конкретные действия, которые
могут быть вызваны образом «Я» и
самооценкой .
С.Л.Рубинштейн,
отмечает, что самооценка как важнейший
компонент целостного самосознания
личности, выступает необходимым условием
гармонических отношении человека, как
с самим собой, так и с другими людьми, с
которыми он вступает в общение и
взаимодействие .
Психологические
исследования убедительно доказывают,
что особенности самооценки влияют и на
эмоциональное состояние, и на степень
удовлетворенности своей работой, учебой,
жизнью, и на отношения с окружающими.
Вместе с тем, сама самооценка также
зависит от вышеописанных факторов.
Таким
образом, самооценка – это форма отражения
человеком самого себя как особого
объекта познания, репрезентирующая
принятые ценности, личностные
смыслы, меру ориентации на общественно
выработанные требования к поведению и
деятельности. Самооценка является
компонентом Я-концепции. Она определяет
характер социального поведения человека,
его активность, потребность в достижениях,
постановку целей и продуктивность
деятельности. Поэтому многие учёные
согласны с тем, что самооценка является
если не ядром личности, то, по крайней
мере, одним из важнейших личностных
образований.
Перечень факторов второго порядка
Обозначения |
Название |
Факторы |
QI |
Экстраверсия |
А+, |
QII |
Тревожность |
С-, |
QIII |
Кортертия |
А-, |
QIV |
Независимость |
Е+, |
QV |
Собранность |
N+, |
QVI |
Субъективизм |
I+, |
QVII |
Уровень |
B+ |
QVIII |
Высокое |
C+, |
Содержательные
характеристики факторов второго порядка
предполагают анализ факторов первого
порядка. Уровень же факторов определяет
место, которое отводится фактору в
структурно-иерархической модели
личности. Нахождение факторов второго
порядка возможно при факторизации
корреляций между факторами первого
порядка. Этот процесс теоретически
может повторяться до тех пор, пока не
останется один или несколько факторов,
не связанных между собой.
Отношение
к многоуровневым моделям личности
достаточно противоречиво. Так, Дж.
Гилфорд отрицательно относился к
факторам более высокого порядка, так
как надежность корреляций между
первичными факторами во многом зависит
от условий экспериментов, особенностей
исследуемых групп, культурных традиций
и других побочных явлений.
Г.
Айзенк, напротив, считает ненадежными
именно первичные факторы, так как их
содержание сильно зависит от специфики
сбора информации, используемых тестов
и методов факторного анализа.
Позицию
Кеттелла можно рассматривать как
компромиссную. Он настаивает на полезности
многоуровневых моделей личности,
особенно при решении практических
прикладных задач. В этих случаях значения
факторов более высоких порядков должны
быть конкретизированы указанием на
первичные факторы, из которых они
формируются. Например, интроверсия
будет иметь качественно другое значение
в зависимости от того, какой из факторов
первого порядка будет более выраженным.
Человек, у которого фактор А более
выражен, чем фактор Н или F, будет
охарактеризован как более сдержанный,
робкий в социальных контактах, как
застенчивый в незнакомых для него
группах людей, но общительный в
непосредственных межличностных
контактах. Поэтому, если мы не хотим
терять прогностической силы тестов,
следует пользоваться факторами разных
уровней.
Выявленные
вторичные факторы «экстраверсия —
интроверсия» и «тревожность» уже
фигурировали в качестве первичных
факторов в объективных тестах, они
играют важную роль в системе Айзенка.
И если среди первичных факторов, имеющих
слишком специфическое содержание,
обнаруживаются те, которым нет соответствия
в факторах, выделенных из Q-данных, то с
помощью факторов второго порядка можно
приблизиться к более фундаментальным
факторам. На основе системы Кеттелла
определяются главные линии, указывающие
на происхождение факторов:
а)
факторы конституционные (согласно
Айзенку и Кеттеллу, они чаще всего служат
характеристиками темперамента во всех
его динамических проявлениях);
б)
факторы, определяемые окружающей средой;
в)
структурные факторы (совокупность
рассмотренных Гилфордом, Айзенком и
Кеттеллом факторов), по степени их
гене-рализованности составляют
иерархическую организацию личности.
Кеттелл,
благодаря статистической обработке
факторов второго порядка, получил и
факторы третьего порядка. Однако на
сегодняшний день существует только два
исследования факторов третьего порядка
и было получено девять факторов, восемь
из которых точно соответствуют факторам
второго порядка, приведенным в табл. 2.
Девятый фактор выделен, но не
интерпретирован. Поэтому факторы
третьего порядка мы не рассматриваем.
Ниже
приведены содержательные характеристики,
составленные Р. Кеттеллом, основным
факторам второго порядка.
Как самооценка влияет на нас
Что же такое самооценка? Это мнение человека о самом себе, оценка своих собственных качеств (достоинств, умений), определенная степень самоуважения и самопринятия, чувство личной ценности и компетентности (или, наоборот, ощущение никчемности и неумелости).
Выделяют заниженную, завышенную и адекватную самооценку. И какая бы она ни была, это достаточно устойчивое психическое образование, которое не меняется так легко, как, возможно, иногда бы хотелось.
Американский философ и психолог Уильям Джеймс, один из основателей прагматизма, придумал следующую формулу:
Самооценка = успех ÷ уровень притязаний.
Под последним понимается степень трудности задач, которые человек считает приемлемым перед собой ставить. Чем сложнее задачи, тем выше уровень притязания. Соответственно, для укрепления и роста самооценки необходимо, чтобы всем этим задачам-притязаниям сопутствовал успех, т.е. задуманное — выполнялось, намеченное — реализовывалось, запущенные процессы приносили результат.
И тут мы подходим, пожалуй, к самому важному качеству самооценки — ее адекватности. Если человек оценивает свои способности нереалистично (завышено или занижено), то ему будет сложно правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающей среды
Соответственно, ему сложно будет достичь успеха, так как в итоге он поймет, что решал тривиальные задачи, и его выигрыш ничтожен, или, наоборот, что он многое поставит на карту, но полученные дивиденды затрат не окупят.
Фото с сайта casinoz.biz
Таким образом, неадекватность самооценки может привести к нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям, что означает выбор слишком трудных или легких целей. В любом случае это приводит к возникновению стрессовой ситуации (т.е. сама ситуация может и не содержать в себе ничего объективно угрожающего, но вот ее субъективное проживание будет связано с ощущениями тревоги, неуверенности в своих силах, паническим настроением и, как следствие, некритичностью в оценке достигнутого, ошибочностью в прогнозах и т.п.).
Понятно, что как бы вы к себе ни относились, резкое изменение ситуации (стресс) вызывает естественную мобилизацию сил
Но есть важное отличие
Человек с адекватной самооценкой знает предел своих способностей, сильные и слабые стороны. И поэтому грамотно направляет и распределяет силы — не ставит перед собой невыполнимых задач, радуется посильному (!) успеху, не стесняется обратиться за помощью.
Если же самооценка неадекватна, то сложность ситуации возрастает в разы. Мобилизация внутренних сил происходит, только вот оцениваются они неправильно, и результат получается совсем не тот, на который человек рассчитывал.
Например, если вы с детства усвоили, что сильные люди решают проблемы исключительно самостоятельно, а в помощи нуждаются только слабаки, то в каком-то новом, совершенно непредвиденном для вас случае привычно будете требовать от себя немедленного и успешного решения проблемы. Вы будете нагнетать количество своего возбуждения, применять испытанные средства, но это не будет приводить к решению проблемы. Точнее, наоборот, проблема обострится, так как вырастет уровень тревоги, и трезво оценить ситуацию станет еще сложнее.
Примерно то же произойдет, если вы с детства усвоили: я слабый человек и без посторонней помощи практически ни с чем справиться не могу. Так же будут возрастать тревога и возбуждение, и так же это не даст желаемого результата — из-за того, что энергия будет направляться не на прямое решение ситуации, а распылится на поиск поддержки.
Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой
Если самооценка завышена, человек постоянно старается выделиться, он несколько заносчив, всегда высказывается по любому поводу, даже если не компетентен в вопросе, ставит себя выше других и пытается командовать.
Отличительные черты таких людей:
· У них на первом месте собственное «Я», придают большое значение своей персоне.
· Неадекватно реагируют на замечания со стороны, им не понравится мнение, отличающееся от их собственного.
· Они авторитарны, смотрят на других с высока.
· Не приемлют помощи со стороны, отвергая его, даже если нуждаются в ней.
· По их мнению, у них нет слабостей, свои отрицательные качества видят в положительном свете, пытаются выдать за достоинства.
· Эгоцентричны, самолюбивы, думают только о себе, забывая о других.
· У них проявляется манерность в поведении, нарочито поступают во многих случаях.
Иногда можно услышать, что завышенная самооценка лучше, чем заниженная. Это утверждение не всегда верно характеризует ситуацию, общаться и существовать рядом с человеком, у которого слишком завышенная самооценка, не всегда приятно и комфортно.
На что обратить внимание
Психолог, врач-психиатр Евгения Стрелецкая о здоровой самооценке и любви к себе:
1. Самооценка — это не только то, что мы думаем о себе, но и отношение к себе, т.е. эмоции, которые мы по отношению к себе испытываем. Если вы испытываете по отношению к себе ненависть, стыд, отвращение, чувство вины — у вас заниженная самооценка.
2. Наша самооценка критическим образом зависит от того, как к нам относятся наши близкие. Если вас подвергают домашнему насилию, то у вас априори будет заниженная самооценка. Выход тут может быть только один: сменить окружение на благоприятное. Остальное не поможет.
3. Есть 2 вида заниженной самооценки — именно ненависть к себе с конкретными точными негативными убеждениями (среди которых выделяется случай с историей, когда например кто-то обзывал, и привычка ругать себя+лень) и нехватка позитивных представлений о себе.
4. Она включает в себя несколько секторов. Для удобства можно выделить красоту (внешность), ум, достижения, характер, изюминки.
5. Как формируется самооценка? В возрасте от 3 до 6 лет особенно родители должны давать нам много настоящих, отражающих нашу истинную самость, позитивных оценок, которые являются на данном эволюционном этапе формирования психики выражением подлинной заинтересованности со стороны родителей.
Виды самооценки в психологии
Самооценка и её виды: адекватная, неадекватная, смешанная. Неадекватная делится ещё на две категории – заниженная и завышенная. Адекватность оценки своей личности выражается в представлении о себе, максимально приближённом к реальности. Причём она может быть и отрицательной. К примеру, преступник или тиран, осознающий степень своих злодеяний, может обладать адекватной самооценкой. Такое самосознание влияет на поведение человека в обществе и наедине с собой:
️ Человек трезво оценивает соотношение желаний и возможностей.
️ Способен ставить пред собой реализуемые цели.
️ Обладает критическим взглядом на свою личность.
️ Стремится предугадать последствия от своих действий.
️ Для него важны окружающие.
️ Человек оценивает мнение других адекватно.
️ Совершая поступки, опирается на собственные представления об их пользе или вреде.
Неадекватность проявляется в двух крайних степенях: низкой и высокой. Речь идёт именно о большом перепаде и удалении от «золотой середины». Нормальная самооценка имеет свойство колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от обстоятельств или настроения, но лишь достижение критических отметок говорит о неадекватных показателях.
Виды самооценок: заниженная и завышенная и их признаки:
️ Бытует мнение, что слишком высокая самооценка лучше, чем слишком низкая, но это не совсем так. Такие люди бывают крайне неприятны в общении, эгоцентричны и заносчивы. Им, возможно, комфортно в своей атмосфере, но окружающие в большинстве стремятся избегать общения с подобными неадекватными людьми, либо признают их превосходство, попадают под их влияние. И это, как правило, случается с противоположностями – теми, кто имеет низкую оценку своих качеств.
️ Слишком низкая оценка себя тоже способна превращать людей в эгоистов. Но происходит это из-за того, что человек настолько погружен в свои переживания, что страдания окружающих не имеют для него ценности и кажутся незначительными. Например, мать с заниженной самооценкой, страдающая от комплекса неполноценности, не замечает проблем своих детей и не может быть для них настоящей опорой в жизни. В таких семьях порой происходит обмен ролями – родители проявляют инфантильность, а дети вынуждены брать на себя чрезмерную ответственность.
1. Неадекватная самооценка
Неадекватно заниженная самооценка является следствием психологического давления. Подобная реакция возникает, когда человека сравнивают с кем-то ещё, подчёркивая его недостатки и никчёмность. Часто объектом давления становятся дети, которые несут это бремя во взрослую жизнь, и люди с ранимой психикой, подверженные внушению. Например, жертвы домашней тирании тоже страдают от заниженной неадекватной оценки своих качеств и возможностей.
Характеристика неадекватной самооценки заключается в определении её по шкале, к примеру, от одного до девяти. В данном случае минимальный уровень (1-3) – показатель чрезмерно низкой, а максимальный (7-9) – слишком высокой самооценки, а 4-6 баллов – нормальное, адекватное восприятие себя. В этих границах находятся все люди. Неадекватная самооценка в психологии – совокупность искажённых выводов о своих возможностях и способностях. Формируется под давлением социума.
2. Адекватная самооценка
Адекватная самооценка — это в психологии комплекс наблюдений и последующих выводов о своей личности, наиболее приближённый к реальному положению вещей, с точки зрения общества.
Адекватная самооценка, характеристика человека, обладающего набором неискажённых представлений о себе:
️ Способен адекватно воспринимать критику.
️ Стремится к саморазвитию.
️ Реально оценивается свои возможности.
️ Ставит достижимые, с его точки зрения цели.
️ Стремится к увеличению своих возможностей.
️ Экономит силы и энергию.
️ Не подвержен влиянию со стороны.
️ Им трудно манипулировать.
️ Уважает мнение других.
️ Понимает природу своих поступков и мотивов.
️ Эмоционально устойчив.
3. Смешанная самооценка
Это понятие характеризует людей, наделённых противоположными чертами в одной личности. Например, интеллектуал, учёный, даже гений в своей области имеет завышенную самооценку в своей области, а в обычной жизни страдает от комплекса неполноценности.
Такое явление встречается в среде людей, жизнь которых подчинена одной цели, и они с детства отдают все силы, совершенствуясь в этом направлении, оставляя без внимания другие стороны жизни. Это спортсмены, танцовщики, программисты и прочие. Люди могут обладать выдающимися способностями, но иметь однобокое развитие и самооценку, которая резко колеблется то в одну, то в другую сторону, в зависимости от обстоятельств.
Что такое самооценка
Психология определяет самооценку как совокупность понимания человеком своих возможностей и перспектив. Он оценивает себя, сопоставляя с окружением, как бы наблюдая со стороны за собой и примечая способности и недостатки, формируя мнение об истинном «Я», в течении всей жизни.
Сравнение с другими идет на уровне «похуже», «получше», «обычный» — все происходит инстинктивно, если даже человек не хочет себя сопоставлять другим. На первое место выходят качества, которые ценятся в современном социуме.
В 19 веке юноша дворянского происхождения мог похвалиться тем, что он лучше, чем князь Волконский, бьется на шпагах. Он сравнивал себя с человеком своего сословия и замечал, что превосходит его, тем самым повышая самооценку. Такое качество было актуальным для 19 века, в современном мире свои приоритеты, и никто не станет самоутверждаться за счет фехтования.
Этот пример нам показывает, что оценка своих способностей и недостатков зависит от приоритетов общества. Ценности, которые культивирует социум, в котором существует человек, являются мерилом для самооценки.
Самооценкой человек занимается постоянно: то он доволен и готов похвалить себя, гордиться своими поступками, то напротив, недоволен и переживает за свои действия, ругает себя за какой-либо проступок. Оценка своей личности дает человеку понять себя, пусть она меняется в зависимости от ситуации, но именно она регулирует и выстраивает мнение о себе.
Рассмотрим два варианта оценки своего какого-то действия людьми с разной самооценкой:
1. Совершив ошибку, человек с высокой самооценкой признается себе: «Тут я был не прав, но как же это получилось, ведь я всегда поступал правильно» и тут же забудет неприятный инцидент и пойдет дальше.
2. Человек с низкой самооценкой может зациклиться на своей ошибке, будет долго вспоминать свои действия, корить себя, даже может решить, что он ни на что не способен, как всегда, у него все выходит не так.