Адаптация

Приспособления к среде обитания

  • Освещенность. У растений – это отдельные группы, которые отличаются потребностью в солнечном освещении. На открытых пространствах хорошо живут светолюбивые гелиофиты. В противоположность им — сциофиты: растения лесных чащ, хорошо себя чувствуют в затененных местах. Среди животных также есть особи, чья физиологическая адаптация рассчитана на активный образ жизни в ночное время или под землей.
  • Температура воздуха. В среднем для всего живого, в том числе и человека, оптимальной температурной средой считается диапазон от 0 до 50 оС. Однако жизнь есть практически во всех климатических регионах Земли.

Противоположные примеры адаптации к аномальным температурам описаны ниже.

Арктические рыбы не замерзают благодаря выработке в крови уникального антифризного белка, который не дает крови заледенеть.

Простейшие микроорганизмы обнаружены в гидротермальных источниках, температура воды в которых превышает градус кипения.

Растения-гидрофиты, то есть те, что живут в воде или около нее, погибают даже при незначительной потере влаги. Ксерофиты, наоборот, приспособлены жить в засушливых регионах, и погибают при большой влажности. Среди животных природа также поработала над адаптацией к водному и безводному окружению.

Выгоды адаптации

Организации выгодна быстрая адаптация персонала.

Правильно организованная адаптационная система в организации позволяет добиться выгоды не только работнику, но и самой компании.

Для работника явными плюсами применения трудовой адаптации являются:

  • сбор большого количества информации, которая необходима для повышения эффективности работы;
  • избавление от чувства беспокойства и неопределенности;
  • получения удовлетворения от выполняемой работы;
  • освоение принятой корпоративной культуры;
  • построение системы общения с коллективом и руководством;
  • выстраивание действенной цепочки, формирующей обратную связь «начальник-работник».

Преимуществами адаптации для компании служат:

  1. Создание системы, позволяющей во время испытательного срока получить объективное суждение об управленческих и профессиональных качествах работника;
  2. Возможность выявить недостатки действующей системы отбора кадров;
  3. Делегирование повышенных управленческих компетенции руководящему звену;
  4. Получение лояльного работника;
  5. Обоснованность принимаемых кадровых решений.

Цель трудовой адаптации – привыкание человека к компании и компании к человеку, что вкупе дает возможность всесторонне подготовить сотрудника к работе в новой для себя среде.

Из этого видео вы узнаете о целях адаптации персонала.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Шевеление волосами


0 Самые древние представители копытных Северной Америки, последние из семейства вилороговых, которое когда-то насчитывало 70 видов, вилороги — сами по себе уникальны. А еще они — серебряные чемпионы по бегу среди животных: разгоняются до 67 км/ч, уступая в скорости лишь гепардам. Но самое главное — у вилорогов чрезвычайно развиты мускулы, и есть среди них особенные, позволяющие менять угол наклона волос относительно кожи. Если холодно — вилороги кладут шерсть горизонтально, если жарко и нужно охладиться — взъерошивают волосы. Эта адаптационная система помогает вилорогам в минуты опасности: заметив угрозу, одно из животных, стоящее на стреме, взъерошивает волосы своего белого «зеркала» — пятна вокруг хвоста. Заметив сигнал сторожа, другие члены стада так же делают пушистым свой зад, предупреждая остальных. Этот знак тревоги можно заметить невооруженным глазом более чем за 4 км.

Цель адаптации

Процесс социализации представляет собой становление и формирование личности посредством овладения социальным опытом. Но в то же время если рассматривать адаптацию в психологии — это один из определяющих и ведущих механизмов социализации личности. При этом основной критерий успешности данного процесса заключен вовсе не в степени конформизма и приспособленчества. Исходя из определения социальной адаптации в педагогике, это обретение человеком уверенности и независимости, раскрепощенности и самостоятельности, незакомплексованности и инициативности.

Основной целью данного процесса является вовсе не унификация личности. Человек не должен становиться послушным исполнителем чужой воли. Для успешного осуществления стоящих перед ним целей он обязан стремиться к самореализации и к развитию своих способностей.

Польза и вред

Не стоит отправить ребенка в образовательное учреждение слишком рано. Даже если чадо может нормально перенести адаптацию, слишком скорое отлучение от матери не приносит ничего хорошего. Ученые выяснили, что посещение детского сада в двухлетнем возрасте гарантированно становится причиной сильного стресса, влияющего на физиологию, психику малыша. Такая практика может привести к невротическим реакциям, ведь возраст еще слишком мал, чтобы расставание с матерью прошло безболезненно. Следовательно, малыш медленно развивается, качество получаемых навыков также становится ниже.

Ребенок не может адекватно контактировать с родителями и доверять им, поскольку связь нарушилась слишком рано, не окрепнув. С годами проблемы лишь усугубляются, а малыши сталкиваются с проблемами взаимодействия со сверстниками. К четырехлетнему возрасту дети формируют группы для игр, а до этого момента предпочтительно играть в одиночестве. Оказавшись в условиях коллектива слишком рано, ребенок не может адекватно развиваться. Нередко это отрицательно сказывается на речевых функциях.

Покровительственная окраска

Покровительственная окраска очень важна для видов животных, не имеющих эффективных средств защиты от хищников. Благодаря ей животные становятся менее заметными на местности. Например, самки птиц, высиживающие яйца, почти не отличимы от фона местности. Яйца птиц также окрашены под цвет местности. Покровительственную окраску имеют донные рыбы, большинство насекомых и многие другие виды животных. На севере чаще встречается белая или светлая окраска, помогающая маскироваться на снегу (полярные медведи, полярные совы, песцы, детеныши ластоногих — бельки и др.). У ряда животных появилась окраска, образованная чередованием светлых и темных полос или пятен, делающая их менее заметными в кустарниках и густых зарослях (тигры, молодые кабаны, зебры, пятнистые олени и др.). Некоторые животные способны очень быстро менять окраску в зависимости от условий (хамелеоны, осьминоги, камбала и др.).

Симптомы расстройства адаптации (приспособительных реакций)

Проявление заболевания включает широкий спектр расстройств:

  • депрессивная симптоматика — подавленное настроение, снижение самооценки и ощущение неспособности справиться с ситуацией, негативное и безнадёжное восприятие действительности, ментальная заторможенность, снижение волевых способностей, трудности в концентрации и принятии решений;
  • тревожное состояние — напряжённость, настороженность, опасения по поводу потери контроля над собой или ситуацией;
  • эмоциональная нестабильность — раздражительность, нервозность, импульсивность, трудности в контроле над эмоциональными реакциями, склонность к перепадам настроения, неадекватные реакции;
  • астенические расстройства — утомляемость, снижение работоспособности, рассеянность, забывчивость, нарушение концентрации внимания;
  • поведенческие расстройства — избегание социальных контактов, замкнутость, уход от общения, отказ от выполнения социальных обязательств, конфликтность, агрессивность, асоциальное поведение.

Симптоматика вариабельна по форме и тяжести, могут преобладать тревожные, депрессивные или поведенческие расстройства или наблюдаться смешанный вариант без одного выраженного вида нарушений. Преобладание тех или иных симптомов зависит от индивидуальных особенностей личности и от конкретного социального обстоятельства. Например, сензитивный молодой мужчина при изменении места жительства (миграция, одиночество, проблемы с трудоустройством) отмечает депрессивную реакцию, а в силу своей мнительности испытывает тревожные состояния из-за необходимости общения с незнакомыми людьми.

Важным для диагностики является временной индикатор — развитие симптомов происходит в течение одного месяца после влияние психосоциального стрессового фактора .

Депрессивная симптоматика в рамках расстройства адаптации может наблюдаться как в виде короткой депрессивной реакции (преходящего лёгкого депрессивного состояния) — не более одного месяца, так и в виде длительного депрессивного эпизода (в результате продолжительного действия стрессорной ситуации) — до двух лет.

Если речь не идёт о пролонгированной депрессивной реакции, то продолжительность астенических, аффективных и поведенческих расстройств обычно не превышает шести месяцев .

Адаптация

Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.

Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Основные проявления

Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.

Адаптация и научение

Жизнь любого организма – это непрерывная адаптация к изменяющимся условиям внешней среды. Один из видов адаптации – это научение. Существует три вида научения:

  • Реактивное научение: когда организм реагирует на какие-то внешние факторы, привыкая к ним.
  • Оперантное научение: более сложный тип научения, при котором необходимо, чтобы организм «экспериментировал» с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями. К оперантному научению относятся: научение путем проб и ошибок, методом формирования реакций и способом наблюдения.
  • Когнитивное научение. Для него необходимо не просто уловить связь между двумя ситуациями, а оценить их с учетом своего предшествующего опыта и возможных последствий. К когнитивному научению относятся: латентное научение, выработка психомоторных навыков, инсайт и, наконец, научение путем рассуждений.

Виды научения

Метод проб и ошибок. Встречается у животных и людей и состоит в том, что индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием, совершает попытки преодолеть его. Постепенно отказываясь от неэффективных действий, он находит решение задачи.

Формирование реакций. Своеобразный метод «дрессировки», в котором правильная реакция подкрепляется эмоциональным или физическим вознаграждением.

Считается, что быстрота обучения детей первым происходит именно путем формирования реакций.

Как только ребенок начинает произносить какие-то членораздельные звуки, лепет «ме-ме-ме» вызывает восторг окружающих и особенно матери, которой кажется, что малыш зовет именно ее.

Научение путем наблюдения. Множество форм социальной активности человека основано на наблюдении за поведением окружающих.

Подражание – это способ научения, при котором действия окружающих воспроизводятся без понимания их значения.

Латентное научение. К нам постоянно поступают сигналы из окружающей среды, часть которых мы осознаем, часть воспринимаем менее четко, а часть не осознаем вообще.

Таким образом в мозгу создаются своего рода карты окружающей среды (или когнитивные карты), при помощи которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватной в новой ситуации или при изменении привычных обстоятельств. Это подтверждает эксперимент на крысах, наученных в лабиринте находить дорогу к пище.

Однако когда лабиринт залили водой, крысы добирались к пище тем же путем, но уже вплавь (то есть, используя совершенно другие двигательные реакции).

Инсайт. Определенные фрагменты информации, полученные в разное время и как бы разбросанные в памяти в определенный момент объединяются и применяются в новой ситуации. Инсайт сходен с творчеством в том, что решение приходит спонтанно и является оригинальным.

Научение путем рассуждений. Рассуждения используются в том случае, когда у человека нет готового решения, а использовать метод проб и ошибок неэффективно. Как и при любых других формах научения, результат, полученный путем рассуждения, обычно использует во всех последующих жизненных ситуациях.

Функциональное состояние организма

В научном исследовании организма понятие адаптации является одним из основных. Выработанные в процессе эволюции, механизмы адаптации обеспечивают существование организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Адаптация является свойством любого живого организма, включая, естественно, и человека.

Поскольку человек является биосоциальной системой и элементом социальной макросистемы, а не просто живым организмом, поэтому выделяется три функциональных уровня при рассмотрении проблем его адаптации:

  1. Физиологический;
  2. Психологический;
  3. Социальный.

Процесс адаптации на этих трех уровнях обеспечивают определенные физиологические и психические механизмы. Все уровни адаптации между собой взаимосвязаны и оказывают друг на друга самое непосредственное влияние.

Уровни адаптации определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Это динамичное образование называют функциональным его состоянием. Выделяют несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов:

  • Релаксация. Она представляет собой состояние успокоения, расслабления,
    восстановления, которое возникает, как правило, после снятия напряжения, сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть произвольной и непроизвольной;
  • Сон. Это функциональное состояние организма, периодически возникающее,
    имеет свои специфические поведенческие проявления в вегетативной и моторной сферах. В этом состоянии человек отключается от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон очень близок к состоянию релаксации, но в состоянии сна более выражены многие явления, например, наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. Состояние сна необходимо для человека, потому что он обеспечивает восстановление физических и психических его резервов. Его нарушение сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическим дискомфортом;
  • Оптимальное рабочее состояние. Деятельность человека в этом состоянии
    наиболее эффективна, несмотря на то, что состояние всегда сопряжено с напряжением психических и физических механизмов регуляции. Само состояние часто называют состоянием комфорта. Рабочее состояние способствует самоактуализации человека, а с другой стороны – постепенно переходит в утомление;
  • Утомление. При данном состоянии под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм,
    происходит временное снижение работоспособности. Причина этого кроется в истощении внутренних ресурсов человека. Работа систем организма и личности, которая обеспечивает их деятельность, нарушается. Данное состояние имеет различный уровень проявления и может быть интеллектуальным утомлением и физическим. Интенсивность и локализация нагрузок способны сделать утомление острым или хроническим;
  • Стресс. Это повышенная психологическая и физиологическая активность.
    Состояние очень неустойчиво и при благоприятных условиях трансформируется в оптимальное рабочее состояние. Неблагоприятные условия вызывают нервно-эмоциональную напряженность со снижением работоспособности. Функционирование отдельных систем и органов будет менее эффективным.

Определение болезни. Причины заболевания

Расстройство адаптации или приспособительных реакций — это патологическое состояние, которое возникает при невозможности приспособиться к жизненным изменениям и проявляется эмоциональными расстройствами, нарушением социальной адаптации и снижением работоспособности . Заболевание относится к психогенным расстройствам невротического уровня. Психогенные расстройства — это нарушения невротического или психотического уровня, которые возникают в результате воздействия значимых для человека потрясений и негативных жизненных ситуаций. Человек с расстройством невротического уровня, в отличие от психотического, сохраняет адекватное восприятие и отношение к ситуации.

Ключевые факторы для развития расстройства адаптации:

  • значимые и стрессогенные для индивида изменения жизненных обстоятельств;
  • актуальная потребность индивида адаптироваться к изменившимся условиям;
  • индивидуальные особенности нервно-психических реакций человека — сензитивность (повышенная чувствительность), мнительность, тревожность, эмоциональная лабильность.

Таким образом, для возникновения расстройства приспособительных реакций необходима индивидуальная предрасположенность и травмирующий фактор .

К развитию расстройства приспособительных реакций могут приводить следующие события:

  • разрушение целостности и привычности социальных связей (например, разлука или тяжёлая утрата близкого человека);
  • изменение социального окружения (переезд в другую страну);
  • переломные моменты в жизни (смена учебного заведения, рождение ребёнка, увольнение);
  • серьёзный смысловой кризис (безуспешные попытки достигнуть заветной личной цели или разочарование в достигнутом).

Распространённость расстройств, вызываемых стрессовым фактором, среди общей популяции колеблется от 1 до 12 % .


При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Психологическая адаптация

Такой вид приспособления, как психологический, является самым длительным процессом, который продолжается на протяжении всей жизни человека

Его важность нельзя недооценивать, так как от того, как человек еще с детского возраста сумеет вписаться в окружающую его действительность, будет зависеть и вся его остальная жизнь. Поэтому само понятие психологической адаптации подразумевает принятие человеком традиций и ценностей той социальной группы, в которой он обитает

И существует она везде – в детском саду, школе, трудовом коллективе.

Общение и другие виды взаимодействия с обществом являются основными проявлениями психологической адаптации. Она дает возможность обучаться, строить взаимоотношения с другими людьми, быть членом трудового коллектива и т. д.

Существует несколько вариантов психологической адаптации. Понятие это включает в себя следующие способы:

  • метод проб и ошибок;
  • формирование реакции;
  • наблюдение;
  • латентную адаптацию;
  • инсайт;
  • рассуждения.

Метод проб и ошибок заключается в том, что, решая какие-то жизненные вопросы и встретив на этом пути препятствия, человек старается их преодолеть, используя уже имеющийся у него жизненный опыт. И только тогда, когда проблема не решается при использовании знакомого способа, он начинает искать новые возможности для ее решения.

Формирование реакции – метод, представляющий собой что-то похожее на «дрессировку», когда поощрение за совершенное действие стимулирует повторять его с дальнейшим улучшением.

Наблюдение. Когда человек попадает в новую для себя среду, он начинает присматриваться к поведению окружающих и невольно им подражать. Постепенно в процессе адаптации в новой среде он уже начинает совершать действия, не задумываясь, как он это делает и зачем. Со временем у человека полностью вырабатывается линия поведения, принятая в этом обществе.

Латентная адаптация. Взаимодействуя с окружающим миром, человек постоянно получает из него какие-то сигналы, но не все из них воспринимаются на уровне сознания. Большая часть всей информации остается в подсознании, которая и достается оттуда по мере необходимости при взаимодействии с обществом.

Инсайт. В человеческой памяти хранится огромное количество информации, которая помогает правильно реагировать на ту или иную ситуацию. Способ инсайта заключается в том, что при возникновении какой-то проблемы поступивший в мозг сигнал из всех возможных вариантов находит для ее решения оптимальный.

Рассуждения. Когда человек попадает в незнакомую ситуацию или сталкивается с проблемой, он начинает искать способ, позволяющий к ней приспособиться. Принятое решение (в результате рассуждений) в дальнейшем применяется при возникновении подобных ситуаций.

Сущность понятия «адаптация»

Адаптация человека к тем или иным условиям не может осуществляться изолированно от внешней среды, которые оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. Очень часто это воздействие носит отрицательный характер.

Организм человека может функционировать в очень ограниченных условиях. Например, при повышении температуры тела всего на один градус, человек начинает чувствовать себя уже некомфортно. При повышении на 5-6 градусов, могут начаться необратимые процессы. Организм человека нормально может функционировать только при таких параметрах внешней среды, которые имеют незначительный интервал изменения характеристик.

Факторы, обуславливающие выживание человека, с одной стороны, связаны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой стороны, связаны со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Данная способность существует благодаря нервной системе и психике, которые определяют возможность выживания человека как вида и обеспечивают процесс его адаптации.

Замечание 1

Адаптация в системе «человек – среда» помогает достичь оптимального функционирования и сбалансированности всех систем организма.

Проблему функционирования живого организма как целостной системы, одним из первых начал изучать французский физиолог К. Бернар. Он предположил, что условием существования любого живого организма является наличие возможности постоянного сохранения благоприятных параметров внутренней среды. Происходить это может потому, что все системы и процессы, протекающие в организме, находятся в равновесном состоянии.

Организм живет и действует до тех пор, пока сохраняется равновесие и, по мнению К. Бернара, это условие свободной жизни. Эта идея Бернара позже была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном и названа им гомеостазом.

Современное представление об адаптации основывается на работах отечественных ученых И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина и др. Из всего многообразия определений феномена адаптации, можно назвать несколько наиболее распространенных. Понятие термина «адаптация» определяется следующим образом:

  • Адаптация – это свойство организма;
  • Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям среды. Суть процесса заключается в том, что одновременно достигается равновесие между средой и организмом;
  • Адаптация – это результат взаимодействия в системе «человек – среда»;
  • Адаптация – это цель, к которой стремится организм.

Рисунок 1. Адаптация и ее виды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методы, применяемые для адаптации в коллективе

Успех и финансовое благополучие любой компании зависят не только от крепкого рабочего коллектива, но и от каждой отдельно взятой личности. Понятие адаптации сотрудника на новом рабочем месте включает в себя целый ряд мероприятий, направленных на развитие его мотивации — как внешней, материальной, так и внутренней, личностной.

Материальная, или экономическая мотивация, более или менее ясна. Она напрямую зависит от денежного вознаграждения работника, от того, насколько оно соответствует его квалификационному уровню. И наоборот, внутренняя мотивация тесно связана со стремлением человека к личностному росту, с корпоративной культурой компании, где он работает. Чтобы у сотрудника появилось желание включиться в жизнь коллектива, необходимо его к этому подтолкнуть, проведя ряд мероприятий. Для этого компания разрабатывает соответствующие инструменты:

  1. Тренинги, пройдя которые человек сможет быстрее влиться в коллектив и приступить к работе.
  2. Контроль индивидуального общения руководителя с новичком. Необходим для того, чтобы знать, насколько новый сотрудник осведомлен о том, как он справляется с новыми для него обязанностями. Этот контроль проводится с обратной связью сотрудник – руководитель.
  3. Система, позволяющая постепенно усложнять задания для нового сотрудника. Это поможет человеку без стресса присоединиться к новому для него рабочему процессу.
  4. Выполнение поручений, которые будут способствовать быстрейшему налаживанию неформальных связей с коллективом.
  5. Единое информационное пространство, которое даст возможность новому сотруднику оперативно получать информацию о событиях, происходящих в компании, о коллегах, о том, как быстро найти их контакты и др.

Если же фирма стремится к тому, чтобы адаптация новичков проходила в более короткие сроки, ей необходимо создать свою корпоративную социальную сеть. Чем быстрее проходит адаптация новичка в коллективе, тем меньше текучесть кадров, а значит, намного выше эффективность работы самой компании.

Виды адаптации

Благодаря процессу приспособления организм начинает оптимально функционировать в необычной для него обстановке. При этом ученые выделяют два вида адаптации. Первый из них – биофизиологический, а второй – социально-психологический. Нас интересует второй из них. Он и рассматривается в качестве адаптации в педагогике. Это не что иное, как механизм, с помощью которого люди приобретают определенный социально-психологический статус, а также овладевают теми или иными социально-психологическими ролевыми умениями. Он «включается» в тот период, когда человек пытается достигнуть гармонии между внешними и внутренними условиями своей деятельности и жизни. Результатом этого является повышение адаптированности личности. Другими словами, человек становится более приспособленным к новой деятельности и к условиям жизни.

Если рассмотреть определение адаптации в педагогике, то это не что иное, как процесс взаимодействия индивида с социальной средой, во время которого человек сталкивается с различными проблемными ситуациями в области межличностных отношений. Это позволяет личности освоить нормы и механизмы социальных установок и поведения, а также приобрести черты характера, имеющие значение для своего нормального существования в обществе.

Что же такое адаптация в педагогике? Это, по определению, каждый из этапов преодоления индивидом проблемных ситуаций. Ведь при этом человеком используются механизмы и навыки поведения, которые приобретены им на предыдущих этапах своей социализации и развития. Одновременно с этим им открываются новые способы решения задач, планы и программы внутренних психологических процессов.

Важный вклад разработку данного понятия в его широком понимании внес Ж. Пиаже. Он считал, что адаптация в психологии и педагогике – это один из самых главных процессов, благодаря которым происходит интеллектуальное развитие ребенка. При этом он выделил две составляющих данного механизма. Это аккомодация и ассимиляция. Первая из этих двух составляющих представляет собой перестройку умственной активности. Цель подобного процесса заключается в возможности усвоения вновь поступающей информации. Что касается ассимиляции, то она считается присвоением внешнего события с преобразованием его в мысленное. Говоря другими словами, адаптация в педагогике – это, во-первых, приобретение навыков, умений и знаний, мастерства и компетентности. Во-вторых – изменение психической организации человека, затрагивающей личностные (эмоции, целеполагание, мотивации и т.д.), а также когнитивные (перцептивные, сенсорные и др.) процессы.

Похожие термины:

перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (наприм

процесс приспособления молодых людей к условиям производства.

психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. Адаптация педагога может происходить с разной степенью быстроты и усп

повышение порога ощущений, то есть снижение интенсивности ощущений при длительном действии стимула.

процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )

постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.

процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального или среднего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям: профессиональн

совокупность морфофизиологических и поведенческих особенностей организма (вида), обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природногеографическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереоти

процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также пр

Упрощение, приспособление, облегчение или усложнение текста в соответствии с уровнем языковой компетенции учащихся

При оценке сложности текста принимается во внимание количество незнакомых ле

социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской

явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям

Система приемов обучения, которая служит для преодоления психологических, языковых барьеров общения в иноязычной среде, способствует активизации речевых умений. Включает обучение слухопроизнос

приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения в результате преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Процесс приспособления человека к условиям жизни, нормам поведения, нормам общения в новой социальной среде. См. социальная адаптация, адаптация.

способ организации и управления развитием воспитания, основанный на свободном выборе ценностей и целей, определении адекватного им содержания, педагогических технологий и критериев оценки резу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.