Активность личности

Уровни и критерии

Нет и не может быть единой системы оценки социальной активности, её значимости в сфере межличностных и общественных взаимоотношений.

Тем не менее, мы можем оценить роль результата деятельности индивидов и степень её значимости для окружающих на том или ином этапе развития социума.

Так, любой результат может быть:

  • созидательным, то есть репродуктивным, инновационным, направленным на создание нового или совершенствование известного,
  • консервативным, то есть не представляющим особой ценности для того контингента, на который он может повлиять, но и не оказывающий деструктивного воздействия,
  • разрушительным, то есть негативно влияющим на материальный мир и/или систему норм, ценностей, устоев и правил, существующих в социальной группе.

Консервативный результат , больше теоретическое, чем практическое явление, ведь, так или иначе, любая активность влечёт изменения. А то, какими они будут, определяет значимость мотивов и целей, равно как и выбор способов их достижения.

Соотнесение активности с категорией деятельности

Широкое распространение получила теория В.А. Петровского, который рассматривал личность как подлинный субъект активности. В процесс становления деятельности автор выделяет три последовательных этапа:

  1. 1-й этап – функционирование особи как предпосылка деятельности. На данном этапе функционирование предполагает простейшее проявление жизни, то есть возможность непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением.
  2. 2-й этап — деятельность выступает как условие выживания субъекта. С помощью той или иной деятельности субъект может достичь необходимый предмет, который ранее был недоступен, но необходим для функционирования.
  3. 3-й этап – активность как высшая форма развития деятельности. Процесс развития человека сопровождается возникновением новых, вспомогательных форм взаимодействия с миром. Они направлены на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта.

Оценка социальной активности

В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества. Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей. Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя. Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.

Структура и составляющие

В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном , в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия: практический и духовный.

Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют:

  1. Мотив. Первичным мотивом любой деятельности живых существ является сохранение, поддержание и воспроизведение жизни. С развитием мышления и самосознания человека появились и более глубокие мотивы , самовыражение, самореализация, социальная значимость.
  2. Цель. Представляет собой конкретный образ, ментальную модель желаемого результата, на достижение которого и направлена деятельность человека. По значимости конкретных действий и поступков для социума цели условно делят на конструктивные и деструктивные, роль их качественного показателя играет так называемый ценностный смысл.
  3. Продуктивность. Учитывает все средства, задействованные человеком для достижения поставленной цели. Этап продуктивности завершается результатом, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели. Во втором случае деятельность нередко принимает цикличный характер.

Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.

Все социальные преобразования, имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.

Понятие деятельности

Деятельность считается основой для развития человека как личности, основным фактором его существования как социального существа. Освоение деятельности, ее осложнение, улучшение является важным условием для развития нервной системы человека. Для решения воспитательных задач нужно базироваться на психологических закономерностях и динамику человеческих деятельностей. Проводя воспитательные действия необходимо учитывать характер различных видов деятельности, их особенности, смысл, содержание и объем.

Понятие личности и деятельности в российской психологии рассматриваются как связанные между собой явления. При разработке проблемы деятельности и активности личности, современная психология основывается на идеи о функциональном нраве отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником активности называют, в первую очередь, потребности. Именно потребности толкают человека к поиску средств для её удовлетворения, что влечёт за собой активную деятельность.

По происхождению потребности можно поделить на естественные и культурные, и характеризуются последующими показателями:

  • любая потребность обладает своим собственным предметом, т. е. она непрерывно есть осознание надобности в чем-либо.
  • любая потребность получает определенное содержание в зависимости от критериев и способов ее удовлетворения.
  • потребность обладает возможностью отражаться.
  • потребности выражаются в мотивах, т. е. в некоторых побуждениях к деятельности.

У каждого вида деятельности выделяются свои особые мотивы.

Понятие

Что такое социальная активность?

В общем смысле деятельность , это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.

Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.

К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.

Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.

Выделяют такие цели социальной деятельности:

  • удовлетворение жизненных потребностей человека, получение материальных или идеальных (не вещественных) ценностей,
  • построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления,
  • преобразование действительности в рамках всего социума или его отдельной группы,
  • психологическое развитие и самореализация человека.

В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.

Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны , исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.

Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.

К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.

Пример роста социальной активности

Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так. Он начинает собирать информацию, посещать различные конференции, общаться с представителями организаций, что действуют в данной сфере. Таким образом, человек-индивид становится пассивным участником общественной жизни: он в ней участвует, но его возможности влияния на неё близки к нулю. Он проявляет социальную активность, но пока что не является более-менее значимым участником, его общественный «вес» весьма низок. Со временем человек-индивид начинает более активно участвовать в различных событиях. Возможно, он даже учреждает свою собственную общественную организацию. Это требует от него больше времени и сил, которые нужно уделять делу. Таким образом, будет расти социальная активность. Причем это будет работа не вхолостую, а для достижения определённых целей, которые преследуются человеком.

Значение активности

Определение

Активность – всеобщая черта всех живых существ, их личная динамика, служащая источником преображения и поддержания жизненно принципиальных связей со средой. Жизнедеятельность организма – это не просто уравновешение со средой, а активное её преодоление. Активность строится в согласовании с вероятным прогнозом развития событий в среде и расположения в ней организма.

Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее развития, воплощения и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Ее характеризует:

  • обусловленность исполняемых действий спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия – в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предыдущей ситуацией;
  • произвольность – т. е. обусловленность наличной целью субъекта;
  • надситуативностъ – вывод за пределы начальных целей;
  • значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Даже ещё находясь в материнской утробе, ребёнок активно реагирует на внешние воздействия. Его активность проявляется в движениях, которые гарантируют жизнь, заставляют организм работать, действовать, усиливают его и оздоровляют. Без активной деятельности не могло бы быть полноценной жизни, не может быть развития человека и становления его как личности.

Но активность не означает только движения. Было бы неправильным сводить всю деятельность человека только к её физической стороне. Активность проявляется также и в познании мира, расширении кругозора своих знаний, умений и навыков. Невозможно научить человека чему-то, если он сам не станет учиться. Только осознанная деятельность приводит к формированию личности, обогащению личности и её росту.

Познавательная активность также изначально носит жизнеобеспечивающий характер, так как содействует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность – принципиальная грань активности личности. Многое ребенок в течение очень продолжительного периода узнает на уровне чувств, а не сознания. Он откликается на действия, психологической активностью дает знать окружающим вокруг о своем состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать действиями с предметами.

Таким образом, активность как качество живого организма – это необходимое условие и предпосылка развития, неотъемлемая часть жизненных процессов организма, результатом которых является общий прогресс развития. Деятельность является фактором успешной социальной адаптации, помогает человеку осознать своё место в обществе и окружающем мире.

Компоненты активности

Рассматривая активность как форму деятельности следует отметить ее составляющие, которые схожи с процессом деятельности. К ним относятся:

  • цель или целенаправленность,
  • мотивация,
  • способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность,
  • осознанность и эмоции.

Замечание 1

Цель подразумевает направленность на что-то, то есть наличие смыслообразующей составляющей. Любая деятельность человека подразумевает наличие мотивов: внешних и внутренних. Они определяют направление активности, превращаясь в ее цель. Однако, некоторые мотивы человеком не осознаются. Как правило, они появляются в виде эмоций. Последние связаны с различными событиями в жизни человека и всегда характеризуют отношение к ним. Способы и приемы осуществления деятельности позволят составить схему действий для реализации поставленной цели.

Понятие активности

Активность как категория затрагивается в различных сферах научной мысли. Однако полного ее освещения нет ни в одной из них.

Определение 1

Активность – это универсальное свойство, которое характерно для всего живого.

Различные концепции по-разному соотносят активность с другими процессами. В ряде случаев она рассматривается как составляющая поведения.

Определение 2

Активность личности – это способность человека к осуществлению общественно значимых преобразований в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, которая проявляется в творчестве, волевых актах, общении.

Согласно позиции других авторов, активность сопоставляется с деятельностью. Сторонники третьей точки зрения рассматривают активность опираясь на ее составные элементы.
В психологии активность рассматривается как отображение трех явлений:

  1. Деятельность индивида.
  2. Противоположность пассивности (не только непосредственно сама деятельность, а также желание ее реализовать и готовность к этому).
  3. Инициативность.

Проявления

Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность , это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах:

  • отношение человека к совокупности окружающих объектов материального мира,
  • отношение человека к другим людям, группа и социуму в целом,
  • отношение к событиям и явлениям,

отношение к самому себе.

Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.

Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум , поступком.

Внутренние изменения , предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.

И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.

Социальный опыт

Любое активное взаимодействие в социальной среде влечёт формирование конкретного опыта. В межличностных отношениях он проявляется в форме симпатии или антипатии, при взаимодействии с социальной группой опыт отражается в приобретённом положении человека и характере его коммуникаций.

Социальный опыт отражается в образе мыслей индивида, участвует в формировании его мировоззрения, отношения к тем или иным процессам, явлениям, действиям и поступкам. Выделяют такие компоненты социального опыта:

  • знание , полученные сведения об окружающем мире, актуальных проблемах и способах их решения,
  • практика деятельности , навыки, учитывающие принятые нормы, правила, интеллектуальные особенности в конкретной нише,
  • практика творчества , способность к самореализации, креативный подход как следствие самообразовательной и самовоспитательной социальной активности,
  • практика чувств , эмоционально-ценностное восприятие этапа продуктивности и результата.

Вопреки расхожему мнению, социальный опыт , это не сумма полученной информации, а результат её анализа и преобразования. Он движет прогрессом социальных взаимоотношений, так как ведёт к модернизации социальной активности, преобразованию форм деятельности и общения человека.

Деятельность , не врожденное, а приобретённое свойство. Способность к ней вырабатывается в процессе личного развития, а характер определяется внутренними качествами человека и влиянием внешней среды.

Поэтому для обеспечения полноценной конструктивной деятельности всех членов социума важна общность их системы ценностей, здоровая психологическая, интеллектуальная и эмоциональная среда внутри отдельных групп.

Что такое социальная активность и почему она важна:

Мнения исследователей

Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности. Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы. Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.

Виды и формы

Понятия видов и форм социальной активности не синонимичны.

Вид указывает на характер отношений между человеком и объектом деятельности, а форма конкретизирует этот характер, учитывая способ реализации поставленных целей.

Как правило, выделяют шесть основных видов социальной активности:

  • материально-преобразовательная , направлена на создание объектов труда как необходимых благ материального мира,
  • научно-познавательная , заключается в проведении исследований и экспериментов, создании концепций, теорий и моделей, разработке и конкретизации средств или методов труда и познания,
  • художественно-эстетическая , удовлетворяет духовные потребности как субъекта деятельности, так и других людей,
  • ценностная , приводит к изменениям в существующей системе нравственных, социальных, политических и прочих ценностей,
  • коммуникативная , отражается во взаимодействии человека с индивидами и обществом, обмене культурой и мировоззрениями, модернизации социума,
  • здравоохранительная , направлена на сохранение и поддержание жизни и здоровья людей.

Если границы между видами социальной активности строго определены, то у её форм нет ни точного количества, ни ярко выраженных внешних ограничений.

Та или иная форма становится производной опыта поколений, имеет специфичные черты, определённые условиями её формирования в каждой конкретной социальной группе. Наиболее типичными формами социальной активности являются:

  1. Познавательно-трудовая. Отражает готовность и способность человека накапливать профессиональные знания в своей сфере деятельности, совершенствовать умения и навыки для проведения материально-преобразовательной или научно-познавательной деятельности. Данная форма социальной активности удовлетворяет не только материальные потребности, но и нужду в самоактуализации.
  2. Самообразовательная и самовоспитательная. Служат проекцией личностной мотивации в удовлетворении интеллектуальных потребностей. Зачастую стимулом к подобной активности становится вовлечение человека в социальную жизнь, его взаимодействие с обществом.
  3. Контактная. Объясняется желанием человека принадлежать к определенной социальной группе, общаться и взаимодействовать с окружающими. Является определяющей в сферах деятельности, основанных на командном подходе к решению задач и достижению поставленных целей.

    Контактная форма активности развивает коммуникативные навыки человека, стимулирует познавательно-трудовую активность, самообразование и самовоспитание.

  4. Учебно-просветительская. Удовлетворяет потребность индивида в информации или его желание поделиться полученными знаниями и опытом с окружающими. Включает сложную систему коммуникативных взаимодействий, в том числе, учебно-образовательные учреждения, библиотеки и базы данных, СМИ.

Социально-культурная. Имеет много общего с контактной формой активности, однако учитывает другой критерий формирования социальных групп , культурно-исторический. Такая активность построена на массиве нравственных ценностей, норм поведения, законов и правил. Ярким примером социально-культурной деятельности служат молодёжные субкультуры.

Общественно-организационная. Основана на общности интересов и потребностей, а в более глобальном понимании , общности происхождения, территориальной и культурной близости людей. Наиболее значимой составляющей общественно-организационной активности является гражданская деятельность, которая представляет собой способ самореализации личности как полноценного члена гражданского общества, участника политической и социальной жизни, имеющего собственное мировоззрение и отстаивающего определённые социальные институты.

В идеальном обществе каждая личность гармонично сочетает в себе все формы социальной активности, способствуя не только личному развитию, но и развитию социума в целом.

На практике же подобная ситуация редко встречая, чаще всего человек концентрируется на одной или нескольких формах, а остальные развиты лишь в мере, достаточной для реализации основной цели социальной деятельности.

Мотивы деятельности

Развитие деятельности влечёт за собой появление различных её видов и форм (игра, труд, учение), которые соединяются, соподчиняются. В таком случае устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями к различным видам деятельности. Такая единая система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, составляет эмоциональную базу личности.

Иногда однообразные мотивы могут по-разному осуществляться в поведении, а различные мотивы имеют все шансы носить одинаковые внешне формы проявления в поведении. Например, участие в общественных работах, побуждаемое соперничеством, желанием оказаться первым среди товарищей, не однозначно рвению ребенка принести выгоду собственному классу. В зависимости от мотивов ребёнка, формируются разные свойства личности (в предоставленном примере индивидуализм и коллективизм).

Поведение побуждается чаще всего не одним, а сразу несколькими мотивами, которые различаются по содержанию и строению. Среди них выделяют ведущие и подчиненные. Формирование мотивационной сферы личности характеризуется как раз сменой ведущих мотивов, созданием наиболее высоких нравственных мотивов. Необходимые перемены соотношения мотивов, их иерархия гарантируется целенаправленной организацией деятельности. Именно поэтому в психологии существует понятие о системе мотивов, мотивации.

Дети школьного возраста участвуют в большом количестве разных типах деятельности, каждый из которых характеризуется не только конкретным составом разных видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности. В ней появляются, создаются или перестраиваются собственные психологические процессы (в учении – теоретическое мышление, в игре – фантазия и т. д.), от нее зависят ключевые психические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).

Известный российский психолог А. Н. Леонтьев писал, что одни виды деятельности играют главную роль в развитии, остальные – подчиненную, поэтому нужно говорить о зависимости развития психики от ведущей деятельности:

в период дошкольного детства основным видом деятельности детей считается игра. В игре расширяется кругозор ребенка, развиваются умственные возможности (гипотеза, сообразительность, находчивость), создаются черты характера и нравственные свойства. Наравне с игрой большой смысл в жизни дошкольника приобретает трудовая активность. Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его начальными умениями и навыками, сформировывают нравственно-волевые свойства

Принимая во внимание возраст детей, родители, учителя и воспитатели часто объединяют игру и трудовые занятия;
с поступлением ребенка в школу главным видом деятельности становится учение. Оно безгранично расширяет кругозор детей, гарантирует создание мнений, способствует их углублению и уточнению

Во время обучения школьники овладевают методами учения и получают возможность узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, разговоров со старшими;
в ходе самостоятельной деятельности детей развивается их познавательная активность. Она становится наиболее мощным катализатором их разностороннего развития;
во время обучения в школе все больший смысл приобретает трудовая деятельность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector