Вытеснение (психологическая защита): примеры механизма

А ведь вы легко можете прибывать в отличном настроении

В моей жизни были разные этапы, и был этап, когда я не могла купить то, что хотела. Я ходила по магазинам и чувствовала себя какой-то обделенной. Из огромного изобилия вкусностей, я не могла себе ничего позволить. Потом я стала избегать магазинов. Каждый раз, смотря на витрины, я злилась. Злилась, что не могу себе этого позволить. Эта злость сопровождалась чувством неполноценности, и неуверенности в себе. Все внутри сжималось, а настроение было в основном подавленным. И тогда у меня… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Настроение Управление эмоциями Негатив Уверенность в себе

Вытеснение травмы

Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы в детском возрасте, прежде всего, в результате сексуального совращения. Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и в теории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они были вытеснены, и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее .)

«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему восприятию и когда оно возникает изнутри без такого рода провокации извне.»
(Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Фрейд использовал понятие вытеснение, прежде всего, когда речь шла о , которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил о душевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного, он имел ввиду именно внутренние, можно сказать, изолированные от реальности переживания, а не душевные переживания реальных травм. В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятие сигнальной тревоги, подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороны Ид.

Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных с травмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности, о которых было бы .

Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое происхождение: В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик.

Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку «внедряться» в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа лишит мальчика стимула к развитию (см. ). Но если в борьбе за эдипальное преимущество отец подымает крик – вполне вероятно развитие невроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель. Соблазняющая мать и грозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душу конфликт, что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см. ).

Эта ненавистная депрессия или помоги себе сам

«Небо затянуло облаками, которые, казалось, непроницаемой стеной заслонили солнце. Спрятавшись от людей в своём тесном и душном мирке, час от часу становилось всё тягостнее и невыносимее. От душевного одиночества и тоски хотелось выть на луну. Всё то, что прежде доставляло удовольствие и радость, раздражало и выводило из себя. Самосожаление достигло кризисной точки кипения. Казалось, что жизнь потеряла смысл или вовсе остановилась…» Так вполне можно было бы описать одну из миллионов схожих… Практическая психология Психологическая практика Подавленность Выход Лекарства Средства

История

Зигмунд Фрейд

Невролог Жан-Мартен Шарко был первым, кто исследовал истерию как психологическое расстройство в конце 19 века. Зигмунд Фрейд , Джозеф Брейер и Пьер Жане продолжили исследование истерии, начатое Шарко. Эти три психолога определили, что истерия была интенсивной эмоциональной реакцией на какую-либо форму серьезного психологического расстройства, и предположили, что инцест и другие сексуальные травмы были наиболее вероятной причиной истерии. Лечение, о котором договорились Фрейд, Брейер и Пьер, было названо лечением разговором и было методом поощрения пациентов к выздоровлению и обсуждению своих болезненных воспоминаний. За это время Джанет придумала термин диссоциация, который называют отсутствием интеграции между различными воспоминаниями. Он использовал диссоциацию, чтобы описать способ, которым травмирующие воспоминания хранятся отдельно от других воспоминаний.

Идея мотивированного забывания зародилась у философа Фридриха Ницше в 1894 году. Ницше и Зигмунд Фрейд придерживались схожих взглядов на идею подавления воспоминаний как формы самосохранения. Ницше писал, что человек должен забыть, чтобы двигаться вперед. Он заявил, что этот процесс активен, поскольку мы забываем конкретные события как защитный механизм.

Публикация знаменитой статьи Фрейда «Этиология истерии» в 1896 году вызвала много споров по теме этих травматических воспоминаний. Фрейд утверждал, что неврозы были вызваны подавленными сексуальными воспоминаниями, из чего следовало, что инцест и сексуальное насилие должны быть обычным явлением в Европе для высшего и среднего класса. Психологическое сообщество не приняло идеи Фрейда, и прошли годы без дальнейших исследований по этой теме.

Именно во время Первой и Второй мировых войн интерес к нарушениям памяти снова вспыхнул. За это время у ветеранов войны появилось много случаев потери памяти, особенно у тех, кто пережил контузию . Гипноз и наркотики стали популярными для лечения истерии во время войны. Термин посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) был введен после появления аналогичных случаев нарушения памяти у ветеранов Корейской войны . Забывание или неспособность вспомнить часть травмирующего события считалось ключевым фактором для диагностики посттравматического стрессового расстройства.

Энн Берджесс и Линда Холмстром изучали потерю памяти, связанную с травмами, у жертв изнасилования в 1970-х годах. Так началось большое количество историй, связанных с сексуальным насилием в детстве. Потребовалось время до 1980 года, чтобы определить, что потеря памяти из-за всех тяжелых травм была одним и тем же набором процессов.

Фонд синдрома ложной памяти (FMSF) был создан в 1992 году в ответ на большое количество воспоминаний, которые, как утверждается, были восстановлены. FMSF был создан, чтобы противостоять идее, что воспоминания можно восстановить с помощью определенных методов; вместо этого ее члены полагали, что «воспоминания» на самом деле были конфабуляциями, созданными ненадлежащим использованием таких методов, как гипноз.

«Привет от бессознательного»

Каждый из нас замечал, что та ситуация, которую мы пытаемся забыть, часто напоминает о себе вновь и вновь. Здесь есть место механизму вытеснения.

Человек, используя защитный механизм, отрицает свои внутренние побуждения и мысли. Импульсы, которые были вытеснены, уходят в подсознание, но, несмотря на это, продолжают оказывать влияние на жизни, вызывая тревогу. Чувства, мысли, вытесненные психикой, все равно могут проявлять себя в виде оговорок или во сне.

Например, психика может вытеснять опыт «военных неврозов», травматических событий, пережитых чувств, своего поведения. Человека могут мучать флешбеки, неосознанные воспоминания, назойливые или кошмарные сны. В детстве, в период развития Эдипового комплекса, ребенок подавляет половые импульсы к одному из родителей, он учится вытеснять запретные желания в бессознательное.

Следует отметить, что примером вытеснения может служить банальное забывание говорящим имени человека, к которому он испытывает подсознательные неприятные чувства и т.д.

Обычно вытеснение играет положительную роль в жизни человека, однако есть 3 его проявления, когда оно несет негатив и создает проблемы:

  • Не выполняет свою основную роль охраны вытесненных чувств, мыслей и воспоминаний.
  • Мешает человеку двигаться в сторону позитивных изменений.
  • Мешает применению других способов преодоления трудностей.

Примечания

  1. Фрейд З. Вытеснение (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. — С. 79-110.
  2. Janet Malcolm. Psychoanalysis: The Impossible Profession. — 1988. — P. 15.
  3. Фрейд З. Пять лекций по психоанализу. — Penguin, 1995. — С. 28—29.
  4. Фрейд З. On the History of the Psycho-Analytic Movement. — 1914.
  5. Freud S. On Metapsychology. — P. 147, 184.
  6. Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
  7. Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
  8. Freud S. Five Lectures. — P. 35.
  9. Fenichel O. (англ.)русск.. The Psychoanalytic Theory of Neurosis. — London, 1946. — P. 153.
  10. Lacan J. The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. — 1994. — P. 176, 236, 251.
  11. R. Skynner/J. Cleese. Families and how to survive them. — 1993. — P. 36—37.

Защитные механизмы

В настоящее время известно более 20 видом механизмов защиты. Они подразделяются на примитивные и вторичные виды защиты.

К защитным механизмам первичного вида относятся такие механизмы, которые взаимодействуют с собственным «Я» и внешним миром. Она имеет недостаточную связь с принципом реальности и учет отделенности и постоянства объектов, находящихся вне «Я». Примитивные защиты – это способы, при помощи которых ребенок познает мир.

Вторичные защиты являются более развитыми и зрелыми, чаще они работают с внутренними границами – между переживающей и наблюдающей частями «Я».

Выделяется 8 основных механизмов защиты, регулирующих 8 базовых эмоций. Некоторые из механизмов выделяются как однозначные, другие составляют совокупность нескольких вариантов защиты, близких по содержанию. Далее рассмотрим базовые механизмы защиты подробнее:

Отрицание. Этот защитный механизм предполагает отказ от существующих неприятностей, он является самым ранним способом справиться с ними. На любую неприятность человек автоматически отвечает отрицанием, подсознанием управляет убежденность, если он этого не признает, значит, этого не случилось. Для человека, основной защитой которого является отрицание, считается нормальным настаивать на том, что все хорошо, все к лучшему, все преобразуется. Способность к отрицанию опасности в чрезвычайных обстоятельствах может оказаться спасительной на уровне эмоций, так, человек может предпринять самые эффективные действия. Отрицание может привести к противоположному исходу, например, пожилой человек отрицает, что у него ослабли способности к управлению автомобилем, вместо того, чтобы отказаться от вождения и т.д.

Проекция. Данный защитный механизм предполагает приписывание другому человеку не свойственных ему мыслей, чувств и мотивов. Она служит основной эмпатии (сопереживанию). Никто не может проникнуть в чужую психику, для того, чтобы понимать субъективный мир другого человека мы должны проецировать собственный опыт. В больших количествах проекция несет непонимание и ущерб межличностным отношениям. Некоторые могут возмущаться тем, что их неправильно воспринимают, если им приписывают, например, зависть, они могут отплатить тем же.

Замещение (смещение). Защитный механизм перенаправляет с естественного объекта эмоции или поведение на другой, поскольку его изначальная направленность тревожно скрывается по какой-либо причине. Например, мужчина был обруган на работе начальством, придя домой, он выместил злобу на жене, которая, в свою очередь, поругала детей, а те, побили кота или собаку. Так работает замещение.

Вытеснение (репрессия, подавление)

Защита является одной из первых, привлекших внимание психоаналитика Фрейда. Суть в том, что человек намеренно что-то забывает или игнорирует

Нечто удаляется из сознания или удерживается на определенной от него дистанции. Механизм применяется ко всему, что связано с опытом, фантазиями и желаниями.

Интеллектуализация. Механизм выступает с более высоким уровнем изоляции аффекта от интеллекта. Использующий интеллектуализацию человек разговаривает по поводу чувств таким образом, что слушающий может не понять реальные эмоции. Этот защитный механизм обычно сдерживает обычное переполнение или наличие эмоций.

Реактивное образование. Защита подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный и наоборот. Человеческий организм способен повернуть что-либо в противоположную сторону и свести угрозу к минимуму. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение и т.д.

Компенсация. Механизм проявляется в попытках найти замену реального недостатка, дефекта другим качеством при помощи фантазирования или присвоения себе качеств, свойств, достоинств другой личности. Такое происходит при необходимости избежать конфликт с конкретной личностью для повышения самодостаточности.

Регрессия. Механизм относится к простым защитам, которые знакомы каждому родителю, который наблюдал, как его ребенок проявляет свои эмоции, когда голоден, устал или хочет спать. Этот процесс является бессознательным, например, люди реагируют на стресс, вызванный возрастными изменениями так, что заболевают.

Вытеснение — определение понятия

Вытеснение в психологии — это один из механизмов психологической защиты, при котором человеческая психика вытесняет или убирает подальше ситуации, вызывающие негативные переживания. Травмирующие события или факторы будто бы стираются из памяти. По-другому этот процесс называется репрессией или подавлением.

При вытеснении психика мобилизует все силы и направляет их на то, чтобы забыть информацию, вызывающую негативные эмоции. Эти данные из сознания переносятся в подсознание. Они не исчезает полностью, а просто блокируются на определенный промежуток времени.


Впервые о вытеснении рассказал немецкий ученый Иоганн Гербарт (начало прошлого столетия). По его словам, этот процесс развивается в результате конфликта противоречащих друг другу идей. Позже, благодаря Фрейду, вытеснение стали считать механизмом психологической защиты.

Механизм действия психологической защиты

Вытеснение. Иногда это понятие заменяют термином «мотивированное забывание», при котором происходит переход воспоминаний о трагических событиях из сознания в область подсознания. Однако подобный процесс вовсе не свидетельствует о том, что существующая проблема решена полностью. Следует отметить тот факт, что довольно часто подобный вид психологической защиты становится фундаментом для развития всех остальных механизмов.

Регрессия. Истеричные и инфантильные особы всегда стараются при помощи нее избежать ответственности за принятие важных решений в своей жизни. Психиатры в некоторых особо тяжелых случаях считают регрессию благодатной почвой для развития шизофрении.

Проекция. Мало кто из нас любит видеть недостатки у себя, а вот в грязном белье других людей довольно часто копается большое количество нечистоплотных персон. При этом бревно в собственном глазу их вовсе не смущает, потому что они заняты активными поисками соринки в нем у ближайшего окружения. При данном увлекательном для них занятии они свои скрытые комплексы маскируют за счет критики посторонних людей.

Формирование реакции. Обычно озвученный процесс реализуется в виде желания компенсировать собственные как надуманные, так и имеющиеся недостатки. При этом у таких людей формируется видение мира в черно-белых тонах. Можно в данном случае позиционировать себя сильной особой, которая при нежной натуре постарается сокрушить все вокруг, но не дать слабинку. Не потому что она зла, а вследствие того, что боится боли, которую ей могут причинить. Слабая личность в свою очередь в виде психологической защиты использует браваду, прикрываясь мнимыми влиятельными друзьями.

Отрицание. Подобное явление имеет много общего с вытеснением из сознания неприятных или трагических событий. Однако при отрицании человек не просто мотивированно забывает о происшедшем, но и вряд ли вспомнит о том, что с ним случилось. Если же ему рассказать о прошлом, то он посчитает это глупой выдумкой недоброжелателей.

Замещение

В данном случае человек будет стремиться с более сложных целей переместить свое внимание на решение легких задач. Такие люди редко появляются в местах с повышенной опасностью, а посещают заведения со спокойной обстановкой.

Сублимация

Нежелательные импульсы адекватные личности направляют в нужное русло. То же сексуальное, но нереализованное напряжение они готовы снять при помощи занятия спортом, туризмом и активным отдыхом. Если же не появляется желания подобного позитивного выхода энергии, то речь уже может пойти о садистах и даже маньяках. Механизм сублимации довольно часто включается именно при проблемах интимного плана. Однако при отсутствии явных отклонений в психике человек компенсирует этот недостаток достижением в науке, технике и искусстве. За счет высокого интеллекта такие особы блокируют свои нездоровые фантазии, сублимируя их в плодотворной деятельности, которая приносит пользу обществу.

Рационализация. Довольно часто неудачник обесценивает желаемую цель в случае провала предполагаемого предприятия. При этом он делает эффектную позу при плохой игре, утверждая окружающим, что не очень-то и хотелось сделать ту же карьеру. Впадая в другую крайность, озвученные особы завышают ценность полученного приза, хотя изначально не особо в нем нуждались.

Идентификация. В некоторых случаях люди считают, что обладают качествами знакомой им удачливой особы. Будучи антиподом проекции, подобное отождествление подразумевает желание собственную неполноценность в чем-либо замаскировать идентификацией с достижениями положительного субъекта.

Изоляция. В каждом из нас есть как позитивные черты характера, так и негативные проявления личности, потому что идеальных людей не существует. При изоляции человек абстрагируется от собственных нелицеприятных поступков, не считая себя в чем-либо виноватым.

Фантазирование. Многие люди, находясь в тяжелом финансовом положении, по дороге куда-либо мечтают найти кошелек, полный долларов. Согласны они и на приобретение в виде потерянного кем-то золотого украшения. Со временем эта форма защиты от реальности может стать навязчивой идеей. Если этого не происходит, то фантазировать никому не воспрещается.

Как работает механизм

Психоаналитик Зигмунд Фрейд разработал несколько теорий, касающихся процесса вытеснения в разных его проявлениях. В психоанализе рассматриваются 3 этапа этого процесса:

  1. На этапе первичного вытеснения из сознания устраняются элементы, первоначально связанные с влечением. Из вытесненного создается бессознательное «ядро вытеснения», притягивающее другие элементы психики, которые необходимо вытеснять.
  2. Вытеснение как процесс устранения из сознания образов и представлений. Также этот процесс вызывает возникновение тенденции к возращению уже вытесненной информации.
  3. Этап возврата вытесненного – процесс, проявляющийся в виде тревожных симптомов, снов, ошибочных действий.

Замечание 2

Этапы механизма вытеснения характеризуют защиту в широком смысле. Следует отметить, что 2 этап является динамическим процессом, а следующий за ним 3 этап не сменяет его, а присоединяется к процессу.

Источники

  • https://avtorsvoejzhizni.ru/simptomy/vytesnenie-psihologicheskaya-zashhita-primery-vytesneniya.html
  • https://www.SunHome.ru/psychology/podavlenie
  • https://psyhosoma.com/vytesnenie-psixologicheskie-zashhity-po-frejdu/
  • http://PsyTheater.com/vytesnenie.html
  • https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_zaschity_i_zaschitnye_mehanizmy_v_psihologii/zaschitnyy_mehanizm_vytesnenie/

Возникновение проблем

Вытеснение становится помехой для полноценного функционирования психики в таких случаях:

  • Защитный механизм недостаточно хорошо удерживает беспокоящие мысли, чувства и эмоции от сознания.
  • Вытеснение становится преградой для нового опыта, не позволяет человеку жить полной жизнью.
  • Наиболее эта проблема характерна для истерических личностей, она влечет за собой трудности в межличностных отношениях и социальной жизни.

Непосредственно механизм вытеснения связан с чувством тревоги. Тревога может сама вызывать импульс к вытеснению для того, чтобы избавиться от фактора тревоги. Однако, следует отметить, вытесненная информация провоцирует у человека чувство неясной, невыраженной тревоги.

Теории

Есть много теорий, связанных с процессом мотивированного забывания.

Основная теория, теория мотивированного забывания , предполагает, что люди забывают вещи, потому что они либо не хотят их вспоминать, либо по другой конкретной причине. Болезненные и тревожные воспоминания становятся бессознательными, и их очень трудно восстановить, но они все еще остаются в памяти. Подавление извлечения — это один из способов, с помощью которого мы можем остановить извлечение неприятных воспоминаний с помощью когнитивного контроля. Эта теория была проверена Андерсоном и Грином с использованием парадигмы «думай / не думай».

Теория распада — это еще одна теория забывания, которая относится к потере памяти с течением времени. Когда информация попадает в память, нейроны активируются. Эти воспоминания сохраняются, пока нейроны остаются активными. Активацию можно поддерживать путем репетиции или частого отзыва. Если активация не поддерживается, след памяти тускнеет и затухает. Обычно это происходит в кратковременной памяти. Теория распада — спорная тема среди современных психологов. Бахрик и Холл не согласны с теорией распада. Они утверждали, что люди могут помнить алгебру, которую они выучили в школе, даже годы спустя. Курс повышения квалификации относительно быстро вернул их навыки на высокий уровень. Эти данные позволяют предположить, что теория следа распада в человеческой памяти может быть чем-то большим.

Другая теория мотивированного забывания — это теория интерференции , которая утверждает, что последующее обучение может нарушать и ухудшать воспоминания человека. Эта теория была проверена, дав участникам десять бессмысленных слогов. Некоторые участники после просмотра слогов заснули, в то время как другие продолжали свой день как обычно. Результаты этого эксперимента показали, что люди, которые не спали, плохо запоминали слоги, в то время как спящие участники запоминали слоги лучше. Это могло произойти из-за того, что спящие испытуемые не вмешивались во время эксперимента, в то время как другие испытуемые. Есть два типа помех; проактивное вмешательство и обратное вмешательство . Проактивное вмешательство происходит, когда вы не можете изучить новую задачу из-за вмешательства старой задачи, которая уже была изучена. Было проведено исследование, чтобы показать, что студенты, которые одновременно изучают похожие предметы, часто сталкиваются с помехами. Ретроактивное вмешательство возникает, когда вы забываете ранее изученную задачу из-за изучения новой задачи.

Гештальт-теория забывания, созданная гештальт-психологией , предполагает, что воспоминания забываются из-за искажения . Это также называется синдромом ложной памяти . Эта теория утверждает, что, когда воспоминаниям не хватает деталей, в них добавляется другая информация, чтобы сделать память целым. Это приводит к неправильному воспроизведению воспоминаний.

Примечания[править | править код]

  1. Фрейд З. Вытеснение (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. — С. 79-110.
  2. Janet Malcolm. Psychoanalysis: The Impossible Profession. — 1988. — P. 15.
  3. Фрейд З. Пять лекций по психоанализу. — Penguin, 1995. — С. 28—29.
  4. Фрейд З. On the History of the Psycho-Analytic Movement. — 1914.
  5.  (англ.). Архив Интернета. Дата обращения: 8 февраля 2017.
  6.  (англ.). lawbooks.news. Дата обращения: 8 февраля 2017.
  7. Freud S. On Metapsychology. — P. 147, 184.
  8. Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
  9. Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
  10. Freud S. Five Lectures. — P. 35.
  11. Fenichel O. (англ.)русск.. The Psychoanalytic Theory of Neurosis. — London, 1946. — P. 153.
  12. Lacan J. The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. — 1994. — P. 176, 236, 251.
  13. R. Skynner/J. Cleese. Families and how to survive them. — 1993. — P. 36—37.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.