Адаптация. что это в психологии, примеры, виды и формы

Биологический аспект адаптации

Кроме психологического аспекта адаптации есть и иной, первостепенный и базовый – биологический. Биологическая адаптация – это приспособление биологического существа к устойчивым и изменяющимся условиям природной среды.

Из определения понятно, что биологическая адаптация явление общей для животных и человека. Но из-за того, что суть человеческой природы не только лишь биологическая, но еще и социальная, одного лишь приспособления человека к смене температуры воздуха, влажности, атмосферного давления, вирусам и иным физическим и физиологическим изменениям, недостаточно. Хотя, конечно, тот факт, что без возможности адаптироваться биологически, человек бы просто не выжил, трудно переооценить.

Психологи, поддерживающие теорию эволюции Ч. Дарвина, говорят о том, что социально-психологическая адаптация возникла, а точнее эволюционировала из биологической адаптации. В какой-то момент механизмы и способы биологической адаптации достигли таких вершин развития, что породили новую ступень адаптации – психическую деятельность.

Если животные адаптируются главным образом благодаря бессознательной регуляции функций организма, инстинктам, рефлексам, то человек еще и благодаря своему интеллекту. Люди умеют усилием воли, сознательно регулировать не только психологические и социальные, но даже некоторые (но не все!) биологические процессы и состояния. Это умение существенно расширяет адаптационные возможности человека.

Сознательная часть психики человека (а главным образом интеллектуальные возможности) выполняет функцию адаптации к новой не только для конкретного индивида, но и для всего человеческого рода обстановке и образу жизни.

Сознание творчески подходит к решению задачи адаптации в принципиально новых условиях существования в социуме. А такие механизмы как инстинкты и навыки скорее нужны для адаптации к традиционным, повторяющимся, знакомым человеку как виду обстоятельствам, даже если отдельно взятый, конкретный индивид сталкивается с ними впервые.

Кроме того, благодаря развитой психике, а именно благодаря творчеству, у людей есть возможность изобретать средства и инструменты, облегчающие процесс как биологической, так и социальной адаптации.

Именно для более успешной адаптации в природных условиях и к жизни в социуме людьми были придуманы жилища, одежда, обувь, посуда, средства передвижения, электрические приборы и многое другое.

Благодаря разуму человека даже у лиц с ограниченными возможностями есть шанс прекрасно адаптироваться к жизни. Существуют аппараты коррекции нарушений и компенсации отсутствующих функций у людей и животных. Простой пример: с плохим зрением очень тяжело выжить как в природных, так и в городских условиях. Для коррекции зрения были изобретены специальные оптические линзы и придуманы очки.

Без биологической адаптации организма человека невозможна и социально-психологическая адаптация его личности. Биологический аспект адаптации всегда присутствует в процессе социальной-психологической адаптации.

Экологическая адаптация

Данную тему тоже необходимо затронуть вниманием. Экологическая адаптация является психофизиологической реакцией человека и его организма на меняющиеся условия внешней среды, в которой задействованы биолого-генетические особенности высших регуляторных функций

Теоретический анализ показал, что изучение данной темы является самой сложной проблемой взаимодействия людей с окружающей средой с точки зрения клинической физиологии. Эта тема остается актуальной до сих пор.

Главная особенность социально-психологической адаптации к воздействию исходящих из окружающей среды факторов (социальных и эмоциональных) зависит от гендерной идентичности (ролевых отношений в социуме) и так называемого психологического пола (андрогинность, маскулинность, феминность). Но ни инверсия, ни полное совпадение не являются гарантией того, что человек быстро привыкнет к постоянно меняющимся внешним условиям.

В результате диагностики психологической адаптации в экологии ясно лишь одно – данный процесс имеет непосредственное отношение как к биологическому, так и к психофизиологическому уровню.

Профессиональная адаптация

Это еще одно понятие, заслуживающее внимания. В данном случае выделяют другие психологические особенности адаптации. Это обусловлено обстоятельствами внутреннего и внешнего характера. Ведь в данном случае рассматривается процесс вхождения человека в профессиональную среду и взаимодействие с ней.

Что именно включают в себя факторы психологической адаптации:

  1. Особенности целей и содержания организации, используемые ею средства и технологии.
  2. Своеобразие социальных и трудовых условий, в которых люди работают.

Внутренние обстоятельства являются уровнем адаптационного потенциала. Внешние же, к которым относятся профессиональные сферы и предметные области, являются своеобразным «полем», на котором человеку и приходится себя реализовывать. Какие именно перед ним стоят задачи:

  1. Привыкнуть к «ритму» организации: к режиму, интенсивности деятельности, целям, средствам, технологиям.
  2. Адаптироваться к требованиям трудовой и производственной дисциплины, усвоить организационные правила и нормы.
  3. Освоить профессионально-ролевые социальные функции.
  4. Начать соответствовать своему социально-профессиональному статусу (педагог, медик, юрист и т.п.).
  5. Принять социально-психологические ролевые функции, неписаные нормы, ценности, правила, отношения в организации и трудовом коллективе.
  6. Влиться в те социальные обстоятельства, в которых и происходит профессиональная деятельность (политическая, правовая, этническая, религиозная сфера).

Все перечисленное требует определенного уровня подготовленности. Как правило, осуществление этих задач не представляют большого труда для человека, так как он уже знаком с социально-психологической адаптацией. Методика, конечно, несколько иная, поскольку обстановка отличается, но он как минимум знает, что его ждет.

Адаптация в детстве

Один из самых ответственных этапов в жизни любого человека. Психологическую адаптацию к школе прошел каждый из нас.

Поступление в это учебное заведение – волнительный и трудный период, причем как для первоклассника, так и для его родителей. Меняется все: начиная от социальной ситуации и заканчивая кругом общения ребенка. К нему возрастают требования, существенно расширяется круг обязанностей. И то, насколько успешной будет психологическая адаптация к обучению, определит его успеваемость, самочувствие и даже здоровье.

Психологи возраст 6-7 лет называют кризисным. Именно на этот этап приходится формирование потребностей в инициативе, активности и самостоятельности. Ребенок теряет свою непосредственность, у него начинает формироваться самооценка, он пробует себя в роли школьника, ученика. Игровая деятельность отходит на задний план, на передний выходит учеба. Естественно, что ребенок начинает стремиться к независимости

К тому же именно в этот период активно развивается словесно-логическое мышление, внимание и память

Вдобавок ко всему этому ему приходится еще и приспосабливаться к непривычным условиям. Знакомство с одноклассниками, выстраивание отношений с учителем, необходимость терпеливо сидеть на месте в течение длительного времени и соблюдать дисциплину. Для ребенка это очень сложно, поскольку все перечисленное требует организованности и ответственности.

Неудивительно, что трудности выливаются в такие последствия, как плохой аппетит, повышенная утомляемость, головные боли, капризность, подавленность, частые перепады настроения, случается даже злоба и отрицательное отношение к учебе.

Чтобы этого не случилось, родители и учителя должны помочь ребенку

Уважение, любовь, поддержка, а также грамотное объяснение происходящего простыми словами – это очень важно. Как правило, в течение двух-трех месяцев дети вливаются в школьную жизнь

Проблемы с адаптацией в социуме

Они возникают у многих людей. И это называется дезадаптацией. Она случается в тех ситуациях, когда человеку не удается справиться с трудностями новых для него условий, самоутвердиться и наладить отношения с окружающими. Ему сложно занять комфортную позицию.

Проблемы возникают по двум причинам. Это либо внешние, средовые факторы (само общество), либо личностные особенности человека (неуверенность, отсутствие коммуникабельности и т.д.).

Первая причина не зависит от воли человека. А вот внутренние факторы – это в большинстве случаев вполне конкретная психологическая проблема. И человек, как правило, знает о ее наличии. Но либо не хочет, либо не может устранить.

Также сложности с адаптацией испытывают личности, которых общество систематически ущемляет, подавляет и предъявляет к ним завышенные требования. Из-за этого многие люди «ломаются», что зачастую приводит к психопатологии.

Самым явным признаком дезадаптации является болезненное переживание внутриличностных или межличностных конфликтов. И это становится причиной, из-за которой человек оказывается неспособен удовлетворять свои потребности или отвечать требованиям, предъявляемым социумом.

Физиологическая адаптация

Одним из видов физиологической адаптации является адаптация рецепторов, выражающаяся в снижении частоты импульсов в отходящем афферентном волокне, несмотря на постоянное действие раздражителя. Время, в течение которого происходит такое снижение частоты импульсов, или скорость адаптации, различно для разных рецепторов и для одного и того же класса рецепторов, находящихся в органах с различной функцией (стенка аорты, стенка мочевого пузыря.

Рецепторы мышечного веретена адаптируются в течение нескольких минут, кожные тактильные рецепторы — в течение нескольких секунд, тельца Пачини, расположенные в брыжейке,— в течение нескольких миллисекунд. Барорецепторы каротидного синуса и дуги аорты при постоянном раздражении также адаптируются. При периодических раздражениях они сигнализируют об изменении кровяного давления, что является необходимым условием его постоянства.

Механизм адаптации рецепторов сложен. Поскольку основу деятельности рецептора составляет генераторный потенциал, раздражающий нервные окончания и вызывающий разряд импульсов, адаптация рецепторов зависит от аккомодации нервных окончаний к постоянному действию потенциала.

Со времени работ Нернста (1908) известно, что при длительном раздражении электрическим током постоянной величины или при медленном его нарастании происходит увеличение порога раздражения, наступающее, как это доказано в наст, время, вследствие изменений ионной проницаемости мембраны.

Аккомодативная способность нервных окончаний определяет скорость адаптации (см. Аккомодация). Чувствительные волокна обладают меньшей аккомодацией, чем двигательные. В свою очередь чувствительные волокна, иннервирующие медленно адаптирующиеся рецепторы растяжения (мышечные веретена или рецепторы гортани), отличаются минимальными аккомодативными свойствами.

Адаптация рецепторов зависит не только от аккомодации, но и от первичных процессов рецепции, напр. состояния светочувствительного пигмента. Кроме того, Адаптация рецепторов постоянно регулируется эфферентными влияниями из центральной нервной системы, поступающими к ним по волокнам симпатической нервной системы и специальным центробежным путям.

О состоянии физиологической адаптации судят по изменению порога чувствительности анализаторной системы в зависимости от изменения интенсивности стимула. Исследование адаптации глаза называется адаптометрией (см. Адаптация зрительная).

Клеточная адаптация — приспособление клеток к условиям окружающей среды, направленное на выживаемость и воспроизведение. У высших животных и растений адаптация идет, как правило, на уровне целостного организма; участие клеток в этом процессе составляет лишь ее компонент. Все изложенное ниже относится к простейшим организмам.

Клеточная адаптация условно разделяется на гено- и фенотипическую. Генотипическая Адаптация возникает вследствие отбора клеток с определенным генотипом, обусловливающим выносливость; фенотипическая адаптация возникает как защитная реакция на действие повреждающего фактора. В последнем случае большую роль играют интенсивность и сроки воздействия. Сильное воздействие может привести клетку к гибели до наступления адаптации. При действии слабого раздражителя (подпороговой силы) или при медленном нарастании его может возникнуть так наз. перекрестная устойчивость, то есть, клетки становятся менее чувствительными не только к данному раздражителю, но и к другим агентам.

Возникшая под влиянием слабого раздражителя устойчивость может сохраняться и после того, как прекратится его действие. Это выявляется после повторного применения того же агента. Скорость изменения резистентности клетки, как и длительность адаптации значительно варьирует. Степень адаптации клетки — повышение или понижение порога чувствительности — обеспечивает уровень активной функции (например, функции рецепторов).

Механизмы, лежащие в основе адаптации, зависят от природы клеток и характера повреждающего фактора. В некоторых случаях клетки способны изменять повреждающее вещество путем физико-химического связывания агента или путем химического превращения его в менее токсическую форму. Бактериальные клетки могут синтезировать специальные ферменты, расщепляющие токсическое вещество (индукция пенициллиназы в культуре стафилококков, устойчивых к пенициллину). Повышение устойчивости клетки к раздражителю может быть обусловлено повышением устойчивости самих белков цитоплазмы за счет изменений конформации цепей белка либо путем образования комплекса фермент — субстрат, пли за счет синтеза новых белков.

Психологическая и социально-психологическая адаптация

Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации». Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным.

Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.

Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека:

  • семьи,
  • группы в детском саду (подробнее об адаптации ребенка к детскому саду читайте в статьях https://ourmind.ru/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu, https://ourmind.ru/adaptaciya-v-detskom-sadu),
  • школы,
  • университетской группы,
  • компании друзей,
  • трудового коллектива и так далее.

Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации.

Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:

  • согласовывает свои цели с ценностями общества,
  • научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,
  • приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
  • получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,
  • устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.

По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме. Но это еще не все!

Человек не только, грубо говоря, приспособленец, но и творец своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и приспосабливает ее под себя, так как ему хочется и удобно!

Человек создает, изменяет, преобразовывает внешние условия жизни так, чтобы они смогли удовлетворить его потребности и способствовали бы достижению целей.

Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования.

Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.

Похожие термины:

перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (наприм

процесс приспособления молодых людей к условиям производства.

психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. Адаптация педагога может происходить с разной степенью быстроты и усп

повышение порога ощущений, то есть снижение интенсивности ощущений при длительном действии стимула.

процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )

постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.

процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального или среднего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям: профессиональн

совокупность морфофизиологических и поведенческих особенностей организма (вида), обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природногеографическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереоти

процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также пр

Упрощение, приспособление, облегчение или усложнение текста в соответствии с уровнем языковой компетенции учащихся

При оценке сложности текста принимается во внимание количество незнакомых ле

социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской

явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям

Система приемов обучения, которая служит для преодоления психологических, языковых барьеров общения в иноязычной среде, способствует активизации речевых умений. Включает обучение слухопроизнос

приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения в результате преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Процесс приспособления человека к условиям жизни, нормам поведения, нормам общения в новой социальной среде. См. социальная адаптация, адаптация.

способ организации и управления развитием воспитания, основанный на свободном выборе ценностей и целей, определении адекватного им содержания, педагогических технологий и критериев оценки резу

Социально-психологическая адаптация

Это первый вид рассматриваемого процесса, который принято выделять отдельно. Под данным термином подразумевается целенаправленное, активно осуществляемое человеком усвоение ценностей, правил и норм общества. Причем как глобального, так и того, в котором он живет. Имеется в виду ближайшее окружение – семья, детский сад, школа, лицей, группа в университете, компания товарищей, трудовой коллектив.

Социальная психологическая адаптация – это процесс, невозможный без общения и взаимодействия с другими людьми. Выстраивается он на таких «столпах», как:

  • воспитание;
  • общее образование;
  • профессиональная и трудовая подготовка.

Процесс занимает разное время. Все зависит от ситуации, к которой человеку необходимо приспособиться, а также от его индивидуальных особенностей. Можно утверждать, что он успешно социализировался, если по итогам данного процесса у него получается:

  • согласовывать свои цели с общественными ценностями;
  • сосуществовать с другими людьми, оставаясь самим собой;
  • принимать правильные решения;
  • строить планы на будущее;
  • проявлять инициативу;
  • обретать новые навыки, умения и знания, развивать уже имеющиеся;
  • устанавливать с другими людьми эмоционально насыщенные и близкие отношения.

Все это помогает человеку не только благополучно функционировать в социуме, но и приспосабливать окружающую его среду под себя. Он без труда изменяет, создает и преобразовывает условия таким образом, чтобы они удовлетворяли имеющиеся у него потребности и способствовали достижению тех или иных целей.

Противоречивость

Это слово как нельзя лучше характеризует процесс адаптации. Почему? Потому что с одной стороны человек должен «вливаться» в общество. Но с другой – обосабливаться от него, чтобы оставаться самим собой.

Равновесие удержать очень сложно, поскольку в наше время в условиях всеохватывающих перемен оно нарушается. Из-за кардинальных изменений в практических всех жизненных сферах стали другими и функции институтов социализации.

Современные люди часто просто не успевают за таким стремительным ходом событий. Многие даже не могут понять, на что им ориентироваться – жизненные ценности меняются, а жизнь идет в таком ритме, что у некоторых не получается остановиться и поразмышлять над тем, ради чего они на самом деле существуют.

Залог успешной социально-психологической адаптации

Проблемы и причины дезадаптации рассматривали многие зарубежные и отечественные психологи, представители различных школ и направлений: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон, Б. Скиннер, А. Бандура, Ж. Пиаже, Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.

Все они внесли значительный вклад в понимание проблем адаптации и дезадаптации. Но особо интересна позиция представителя гуманистического направления, психолога А. Маслоу. Он объясняет дезадаптивные процессы и поведение личности наличием метапатологий – расстройств психики, развивающихся в результате реальной или предполагаемой невозможности удовлетворять метапотребности (потребности роста личности, высшие, духовные потребности).

Некоторые метапотребности:

  • целостность,
  • свобода,
  • совершенство,
  • активность,
  • простота,
  • красота,
  • уникальность,
  • истина,
  • честь и другие.

Некоторые метапатологии:

  • цинизм,
  • ненависть, гнев,
  • вульгарность,
  • нетерпеливость,
  • апатия, отсутствие интереса к жизни,
  • тотальный эгоизм,
  • депрессия,
  • отчаяние,
  • перекладывание ответственности на других,
  • неспособность глубоко любить и другие.

Чтобы человек мог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно:

  • развиваться личностно, интеллектуально, морально,
  • стремиться удовлетворять не только базовые, но и духовные потребности,
  • вовремя решать возникающие психологические трудности,
  • эффективно разрешать межличностные конфликты.

Человек не рождается совершенным, но к самосовершенствованию нужно стремиться, чтобы уметь находить в себе и силы и адаптивный потенциал для принятия любых перемен и изменений в жизни, а также для возможности компенсировать жизненные утраты новыми приобретениями или уже имеющимися способностями.

Чем более целостной и гармоничной становится личность, тем успешнее человек адаптируется в социуме, оставаясь при этом скорее активным творцом своей истории, нежели пассивным приспособленцем к данным реалиям.

Если вы хотите углубиться в изучение феномена социально-психологической адаптации, читайте литературу:

  1. Артур Реан, А. Кудашев «Психология адаптации личности»
  2. Ирина Лапина «Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия»
  3. Татьяна Костяк «Психологическая адаптация первоклассников» и «Психологическая адаптация ребенка в детском саду»
  4. Владимир Антипов «Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям»
  5. Валентина Казанская «Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей»
  6. Галина Соломатина «Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье»

Ждем Вашей оценки

Физиологическая адаптация

В основе приспособления организма к изменению окружающих условий, лежит совокупность физиологических реакций, которые способствуют сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Физиологическая адаптация повышает устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, атмосферному давлению и др. Чтобы понимать процесс саморегуляции организма и его взаимодействие с окружающей средой, большое значение имеет изучение физиологической адаптации.

Практический интерес представляют её исследования в связи с полетами человека в космос. Физиологическая адаптация к экстремальным условиям проходит несколько стадий:

  1. Явления декомпенсации, т.е. вначале преобладают нарушения функций.
  2. Неполное приспособление. Организм активно занимается поиском устойчивых состояний, которые соответствуют новым условиям среды.
  3. Фаза относительно устойчивого приспособления. Например, физиологическая адаптация к высоте. Тренировки к высотным условиям здесь будут играть большую роль, и помогать переносить большие перегрузки.

Хорошо известно, что тренированные люди с новыми трудными условиями справляются значительно лучше. Реактивность организма в физиологической адаптации имеет огромное значение – это исходное функциональное его состояние – возраст, тренированность, от них будут зависеть ответные реакции организма на разные воздействия.

Пластичность нервной системы дает возможность организму восстанавливать контакт и равновесие в изменившихся условиях. Те механизмы, которые раскрывают процесс физиологической адаптации, в какой-то мере позволяют понять и явления приспособления организма в ходе эволюции.

Сущность понятия «адаптация»

Адаптация человека к тем или иным условиям не может осуществляться изолированно от внешней среды, которые оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. Очень часто это воздействие носит отрицательный характер.

Организм человека может функционировать в очень ограниченных условиях. Например, при повышении температуры тела всего на один градус, человек начинает чувствовать себя уже некомфортно. При повышении на 5-6 градусов, могут начаться необратимые процессы. Организм человека нормально может функционировать только при таких параметрах внешней среды, которые имеют незначительный интервал изменения характеристик.

Факторы, обуславливающие выживание человека, с одной стороны, связаны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой стороны, связаны со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Данная способность существует благодаря нервной системе и психике, которые определяют возможность выживания человека как вида и обеспечивают процесс его адаптации.

Замечание 1

Адаптация в системе «человек – среда» помогает достичь оптимального функционирования и сбалансированности всех систем организма.

Проблему функционирования живого организма как целостной системы, одним из первых начал изучать французский физиолог К. Бернар. Он предположил, что условием существования любого живого организма является наличие возможности постоянного сохранения благоприятных параметров внутренней среды. Происходить это может потому, что все системы и процессы, протекающие в организме, находятся в равновесном состоянии.

Организм живет и действует до тех пор, пока сохраняется равновесие и, по мнению К. Бернара, это условие свободной жизни. Эта идея Бернара позже была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном и названа им гомеостазом.

Современное представление об адаптации основывается на работах отечественных ученых И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина и др. Из всего многообразия определений феномена адаптации, можно назвать несколько наиболее распространенных. Понятие термина «адаптация» определяется следующим образом:

  • Адаптация – это свойство организма;
  • Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям среды. Суть процесса заключается в том, что одновременно достигается равновесие между средой и организмом;
  • Адаптация – это результат взаимодействия в системе «человек – среда»;
  • Адаптация – это цель, к которой стремится организм.

Рисунок 1. Адаптация и ее виды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.