Теории личности

Содержание
  1. Деятельностный подход: А. Н. Леонтьев
  2. Основы учения
  3. Биография австрийского психолога
  4. Части книги, написанные учениками Юнга. Финал работы и жизни великого психоаналитика
  5. Теория личности Д.П. Гилфорда
  6. 14.Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий.
  7. Бихевиоральное направление в теории личности
  8. Бихевиоризм Уотсона
  9. Основные положения теории Скиннера
  10. Теория личности Фрейда
  11. 1. Понятия “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”
  12. Теория личности
  13. Влияние общества на личность в теории Адлера
  14. Теории личности в психологии
  15. Научные подходы в психологии личности человека
  16. Глубинная или психодинамическая теория личности
  17. Феноменологическая теория личности
  18. Диспозициональная теория личности – теория черт
  19. Поведенческие теории личности
  20. Когнитивные теории личности
  21. Итог

Деятельностный подход: А. Н. Леонтьев

На Западе многие теории развития личности оформились уже к началу ХХ в. Иначе обстояла ситуация с отечественной психологией. Долгое время – вплоть до начала 60-х годов – на территории Советского Союза эта проблематика даже не обсуждалась.

Одной из оригинальных отечественных теорий становления личности по праву считают выкладки, сделанные выдающимся психологом А.Н. Леонтьевым. Комплекс его концепций не рассматривается современными учеными как претендующий на звание самостоятельной теории развития личности в психологии. Но Леонтьев сумел построить стройную концептуальную базу, которая в дальнейшем стала основой для работ его последователей.

Он считал, что личность – это связь определенных видов деятельности:

  • Его первый тезис – человек развивается в процессе биографии. Ученый считает, что личность – это не биологическое, не социальное или определяемое иными факторами психическое образование, отличающее человека от животного. Личность – это конкретные поступки, которыми заполняются строки биографии.
  • Следующее положение Леонтьева касается развития личности. Он утверждал, что оно происходит вне зависимости от физиологического и психического роста.
  • В-третьих, отечественный исследователь строго разделал понятие индивида и личности. Индивид – это биологическое существо. Личность – это единство не биологической природы, которое развивается постоянно. Факторы развития личности по Леонтьеву – деятельность человека, а также его способность соединить между собой внутренние и внешние условия.

В последние годы жизни А. Н. Леонтьева особенно занимали идеи взаимосвязи экзистенциальной психологии, места личности в многочисленных межчеловеческих связях. Одним из самых лаконичных тезисов западного экзистенциализма является формулировка Ж. П. Сартра: «Существование предшествует сущности». Аналогом экзистенциальной теории развития личности в отечественной психологии является подход Леонтьева. Он гласит, что все психические и личностные структуры существуют для того, чтобы реализовываться в отношениях с миром – личность проявляет себя через деятельность.

Основы учения

Психиатром была разработана структура личности по Юнгу, которая, по его мнению, состоит из:

  • Эго.
  • Личного бессознательного.
  • Коллективного бессознательного.

Эго — это осознание и осознанность, внутреннее «Я», а также всё то в самом человеке, что он привык идентифицировать и ассоциировать с самим собой.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Личное бессознательное — это пережитый опыт, мысли и чувства, которые человек предпочёл вытеснить из своего мозга. Также Личное бессознательное включает те переживания, которые ещё не достигли сознания, потому что недостаточно сильны и сформированы, кроме того, присутствуют сублиминальные восприятия… Другими словами, это всё то, чего человек не помнит и не осознаёт, тем не менее оно оказывает влияние на него и его поступки.

архетипы

Краткое изложение основ его учения едва ли поможет осознать весь масштаб работы, однако короткое описание будет полезно любому, кто интересуется психологией.

Рекомендуем: Что такое бессознательное?

Теория архетипов тесно переплетена не сколько с медициной, сколько с философией и эзотерикой, однако узнаваемые образы-архетипы человек может найти как в мифах и легендах, так и в повседневной жизни. Архетипы можно назвать врождёнными психическими структурами, которые составляют содержание Коллективного бессознательного.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Юнга, как тонкого знатока человеческой души, всегда привлекал человек и его символы, поэтому наиболее известными архетипами являются анима и анимус — женское и мужское начала соответственно. Анима — это направленная вовнутрь мягкая сила, влияние эмоций и настроений. Анимус, в свою очередь, является жёстким и принципиальным мужским началом.

Можно также упомянуть другие интересные архетипы: Дева (Кора), Мана-личность, Колдовской демон и Зверь. Они тесно связаны с человеческим характером и достаточно точно отражают некоторые стороны людской души.

Рекомендуем: Психоанализ — это

Также писал и разрабатывал Карл Густав Юнг психологические типы (психотипы, в лексиконе современных психологов, или, если проще, типы личности).

Человек и его символы во сне абсолютно не случайны, поскольку сон — это не просто набор красочных картинок, напоминающих о пережитых заботах или трудном дне. Карл Юнг создал теорию сновидений, взяв за основу постулат Фрейда о том, что во снах проявляются тайные мысли, желания и чувства человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Швейцарский психиатр разработал набор универсальных образов и сценариев, проявляющихся в сновидениях и позволяющих анализировать их. Благодаря этой уникальной методике миллионы людей осознали свои страхи и смогли от них избавиться в достаточно короткие сроки.

Эрика Берна

Рекомендуем: Фрейдизм и неофрейдизм

Карл Юнг разработал собственную интересную типологию, которая оказалась слишком сложна, и потому известна лишь в узком кругу профессионалов. Он «довёл до ума» известную ещё со времён Аристотеля типологию, противопоставляющую интроверта и экстраверта, и обогатил её ещё четырьмя функциями-признаками. Эти функции:

  • Мышление.
  • Чувство.
  • Ощущение.
  • Интуиция.

Есть множество упрощений юнговской классификации типов личности; и самое известное упрощённое подобие этой типологии — это ныне невероятно популярная соционика.

Биография австрийского психолога

Альфред Адлер родился в небогатой еврейской семье. Кроме него, у родителей было ещё пятеро детей. Старшего брата, по иронии судьбы, звали Зигмунд. Старший брат рос физически здоровым и успешным человеком, он стал предпринимателем и постоянно помогал семье. А вот Альфред физическим здоровьем совсем не отличался.

Он перенёс рахит, из-за чего долгое время не мог ходить. Также у него было тяжёлое воспаление лёгких с множеством осложнений. Несколько раз тяжелобольной ребёнок чуть не умер.

Несмотря на свои болезни, Альфред старался не отставать от сверстников и даже выходил к ним на улицу играть. Друзья не считали его каким-то неполноценным, и с ними ему было даже лучше, чем дома с родителями. При этом Альфред изо всех сил старался побороть свои недостатки, что ему удавалось.

К примеру, дорога в школу проходила мимо ограды, за которой, как считали дети, было кладбище. Альфред очень боялся кладбищ, и однажды он решил преодолеть свой страх. Он перелез через ограду и несколько раз прошёлся по территории кладбища, пока не убедился, что страх исчез. Чуть позже он узнал, что там было не кладбище, а просто заброшенный двор.

Вследствие своих болезней, а также мечтательности успеваемость Альфреда в школе была низкой. Причём настолько, что учитель посоветовал ему бросить школу и пойти учиться на сапожника. Это привело мальчика в сильное негодование. Он собрал волю в кулак, принялся за учёбу и вскоре стал лучшим учеником в классе. После школы он даже поступил в Венский университет и стал изучать медицину, после чего первое время работал врачом широкого профиля.

В университете он также заинтересовался социализмом, стал участвовать в студенческих политических собраниях. На одном из них он встретил студентку из России – Раису Эпштейн, которая вскоре стала его женой. Впоследствии Раиса Эпштейн проявила себя как активная деятельница феминизма.

Первоначально Альфред Адлер заинтересовался идеями Зигмунда Фрейда; в прессе он активно защищал книгу Фрейда «Толкование сновидений», что тронуло самого автора книги.

Однако расхождения с тогдашним «гуру психоанализа» у Адлера начались уже в то время. Так, он не признавал главенствующей роли детской сексуальности в развитии человеческой психики.

В дальнейшем расхождений между его взглядами и теорией Фрейда стало ещё больше. Фрейд сильно обижался, если кто-то из психологов, да ещё и называвших себя психоаналитиками, хоть в чём-то был с ним не согласен. Фрейд считал, что психоанализ может существовать только один, и именно тот, который был разработан им самим. Своих противников Фрейд часто называл параноиками и считал их скрытыми гомосексуалами. Поэтому никакой дружбы и сотрудничества между ним и Адлером быть не могло.

В дальнейшем Адлер по специальному приглашению прибыл в США, где в конечном итоге остался навсегда. Он стал профессором Колумбийского университета, читал лекции в других научных организациях. Первое время он приезжал в Вену на лето, однако после прихода к власти в Германии нацистов и оккупации Австрии он больше не мог появляться на родине. Всем его последователям также пришлось срочно эмигрировать.

В 1937 году, приехав в шотландский Абердин для чтения лекций, Адлер внезапно умер от сердечного приступа.

Части книги, написанные учениками Юнга. Финал работы и жизни великого психоаналитика

Джозеф Л. Хендерсон рассказывает о древних мифах в жизни современного человека, архетипе Героя и битве его с чудовищем, Красавице и Чудовище, Аниме и Анимусе, Трикстере и Тени, архетипе Посвящения, Дионисийском культе и образе прекрасного юноши, молодого бога, который приносится в жертву, а также о христианских традициях европейского общества, которые соблюдают порой даже неверующие люди — именно потому, что они приближают к этому извечному мифу, общему для всего человечества. Смерть и возрождение, трансцендентность и Самость, вечный круговорот жизни и смерти в природе — этот образ, вероятно, был более всего навеян настроениями и фантазиями Юнга, который в те дни осмысливал свою жизнь и уже готовился к своему уходу.

Далее Аниэлла Яффе ведет повествование о символах в изобразительном искусстве, об известных снах, ставших бессмертными религиозными сюжетами, и о символе круга или Мандалы, о секретной душе вещей и уходе от реальности, проникновении в форму и цвет. Эта часть требует наиболее вдумчивого чтения и наполнена глубокими смыслами, перетекающими друг в друга, а также позволяет читателю дать волю воображению.

Следующая часть написана Иолантой Якоби и рассказывает об индивидуальной символике пациента. Подробно описывается случай из практики: сны пациента, его стремления и символы его подсознания, его прогресс на протяжении многих сеансов. Эта часть имеет наибольшее практическое значение для тех, кто хочет заниматься юнгианским психоанализом или самоанализом.

Заключение написано Марией-Луизой фон Франц и резюмирует смысл работы Юнга, значение подсознания для науки, а также проводит параллели между такими, казалось бы, далекими друг от друга науками, как психология и физика. Предпосылкой к этому, по всей видимости, является сотрудничество Юнга в последние годы жизни с физиком Вольфгангом Паули, в результате чего оба убедились, что и физика, и психология являются лишь разными подходами к одной и той же скрытой реальности, что не может быть постигнута лишь одной из них, а только обоими совместно с разных сторон, дополняющими друг друга.

Едва закончив книгу и отдав последние указания ученикам, Карл Густав Юнг заболел и спустя некоторое время скончался в своем доме в Кюснахте в возрасте 86 лет. Это было через 6 лет после смерти его жены Эммы, которую он очень сильно любил и с которой прожил вместе 53 года. Жена Юнга до конца жизни занималась психотерапией по его методу, будучи всецело верной идеям своего супруга. После смерти Юнга через некоторое время молния попала в дерево во дворе его дома, под которым он так любил сидеть, и сожгла его дотла. Многие восприняли это, как яркий привет из небытия, то самое физическое явление, вызванное духовными причинами и имеющее глубокий символический смысл, подобные которому он описал в своей последней работе.

Список использованной литературы:

1. Юнг К.Г., Франц М.Л., Хендерсон Дж. «Человек и его символы». – 1964 г.2. Юнг К. Г. Liber Novus. Красная Книга. – Samizdat3. «Карл Густав Юнг. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты за 60 минут». – «Вектор», 2006 г.4. Юнг К.Г. «Воспоминания, сновидения, размышления». Пер. Аниэлла Яффе. – М. «Харвест», 2003 г.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Теория личности Д.П. Гилфорда

Данная теория изложена в книге «Личность» (1959). По мнению ученого для измерения индивидуальных различий, включая интеллект и креативность, единственно адекватными являются факторно-аналитические исследования черт личности. Личность он рассматривает как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине к специфическим действиям на нижнем уровне, выделяя три сферы: сферу способностей, темперамента, гормическую сферу. Каждый фактор рассматривается как более общая функция, которая проявляется в поведении. В области способностей он создал факторную модель «структуры интеллекта». Пользуясь своим методом факторно-аналитического исследования, он выделил несколько различных личностных факторов. Они стали основанием для разработки опросника «Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману» (1949).

Известны работы Д.П. Гилфорда в области интеллекта, креативности, статистических и психометрических методов.

Углубляя и дополняя друг друга, все факторные теории личности стали вкладом в область теоретической и прикладной психодиагностики личности.

14.Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий.

Павлов
одним из первых обратил внимание на
связь поведения и свойств нервной
системы. Он выделил свойства нервных
процессов: сила,
подвижность, равновесие.
Они помогают приспосабливаться к
изменением среды

Свойства нервной
системы изучались и в школе Теплова –
Небылицына, но их подход отличался от
Павлова. Принципы: 1. Необходимо
изучать свойства, а не типы(Павлов
придерживался типологического подхода,
а Теплов считал, что сначала нужно
выделить отдельные свойства, а потом
изучать их возможные сочетания).
2. Необходимо
осуществлять количественный анализ, а
не описание отдельных случаев.
3. Необходимо
использовать лабораторный эксперимент.
4. Необходимо
изучать только непроизвольные реакции
организма.
5. Нельзя
использовать оценочный подход к
индивидуальным различиям в
психофизиологических характеристиках(нету
плохих и хороших свойств). Теплов и
Небылицын выделили по четыре свойства,
к процессам возбуждения и торможения
(8 свойств). 1. Сила (выносливость)
нервной системы к возбуждению – это
способность выдерживать длительное
или часто повторяющееся возбуждение.
Онасвидетельствует
о работоспособности и выносливости
нервной системы.
2. Динамичность–
скорость образования условных реакций.
3.Подвижность
нервных процессов–
изменение
знаков раздражителей, скорость смены
возбуждения торможением и торможения
возбуждением.
4. Лабильность–
скорость
возникновения и прекращения нервных
процессов.

Бихевиоральное направление в теории личности

Бихевиоризм Уотсона

Это учение стало продолжением развития философской школы периода 16 века, получившей название «Британский Эмпиризм». Суть этого направления заключается в том, что все люди получают знания и идеи эмпирически – посредством органов чувств, а также в результате полученного жизненного опыта. Изначально, человеческий разум представляет собой чистую доску, на которую постепенно наносятся те или иные отпечатки.Сторонники этого течения также полагают, что наблюдение позволяет сформировать более прочную основу для знаний, чем мышление.

Основные положения теории Скиннера

Профессор Гарвардского университета разработал теорию оперантного научения, а все теории он считал психологически умозрительными. То есть – основанными на предположении. Скинер полагал, что человеческий организм представляет собой, так называемый, «черный ящик», внутри которого находятся эмоции, мотивы, влечения и т.п. Все это объективно измерить невозможно.

Теория личности Фрейда

Личность рождается с желаниями и влечениями, поэтому она желает их всегда реализовывать. Однако социум постоянно ограничивает его рамками и устоями.

Вот почему окружающая среда всегда считается враждебной по отношению к человеку, который вынужден приспосабливаться и обучаться, ограничивая при этом собственные желания и потребности.

То, что человек понимает, относится к его сознательному мышлению. Приложив усилия, можно постигнуть мотивы предсознательного. Однако все остальное расположено в подсознательном. То, что человек не может объяснить в своем поведении, определяется теми бессознательными позывами, которые он сам же вверг, пока адаптировался к социуму.

Также Фрейд выделял три состояния человека:

  1. Ид (Оно) – это инстинкты, потребности, страсти. С ними человек рождается.
  2. Эго – это убеждения, взгляды, установки, которые человек формирует и меняет.
  3. Супер-Эго – это нравственная сторона личности, которая контролирует остальные оба состояния. Она формируется давлением со стороны общества.

1. Понятия “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”

Слово “личность” в английском языке происходит от слова “персона”.
Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время
театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого
начала в понятие “личность” был включен внешний поверхностный социальный
образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли,
– некая “личина”, общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда
следует, что понятие “личность”, в первую очередь, связано с социальной
сущностью человека.

Слово “личность” широко используется в повседневном общении наряду с
понятиями “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, которые, однако,
не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними,
чтобы определить понятие “личность”.

Определение. Человекэто социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие “человек” используется как предельно общее понятие для
характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является
биологическим и социальным существом одновременно, которое своей
жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием
“индивид”.

Определение. Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид – это “конкретный человек” от рождения
до смерти. Индивид – исходное состояние человека в филогенетическом и
онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида,
воплощение собственно человеческих качеств. Личность – это социальная
сущность человека.

Определение. Личностьэто конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных
качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими
индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие “индивидуальность”, потому что, помимо
личностных особенностей, которые выступают основными составляющими
индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие
особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальностьэто конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия “индивидуальность” чаще всего подчеркивается
неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в
индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства,
которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют
сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах
поведения, деятельности, общения.

Далее:2. Предмет психологии личности. Вверх:Тема 1. Введение в Назад:Тема 1. Введение в

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Теория личности

В классовой структуре общества той или иной эпохи личность занимает определенное положение. Помимо этого личность всегда определяется характеристикой её движения, семейной структурой, положением в этой структуре, национальной принадлежностью человека как личности.

Под теорией личности понимается совокупность гипотез или предложений о природе и механизмах развития личности, которые пытаются не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Теория личности должна ответить на основные вопросы:

  1. Врожденный или приобретенный характер имеют главные источники развития личности?
  2. Наиболее важный возрастной период для формирования личности.
  3. Сознательные или бессознательные процессы доминируют в структуре личности?
  4. Какова степень осуществления контроля человека над своим поведением?
  5. Субъективен или объективен внутренний мир человека?

На поставленные выше вопросы каждый психолог придерживается определенных ответов. Сложилось несколько устойчивых комбинаций таких ответов или теорий личности. Среди них выделяют: психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную, диспозициальную теории личности. Каждая из этих теорий дает возможность построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей умозрительны и только диспозициальные модели построены с использованием современных математических методов.

Рассмотрим некоторые из этих моделей и в рамках каждого подхода попробуем ответить на вопрос – почему одни люди более агрессивны, чем другие? В сущности, любая теория должна быть готова рассмотреть любые поведенческие феномены, которые обладают важностью для индивида

Влияние общества на личность в теории Адлера

Главное значение в процессе развития личности Адлер отдавал творческой силе индивидуума — его Эго. Именно творческий потенциал, по мнению автора индивидуальной психологии, определяет жизненные установки и тип поведения человека. Но, на пути формирования личности стоит общество, которое диктует свои правила. С одной стороны, общество ограничивает творческие возможности каждого отдельного человека, определяя правила и законы, которым он должен подчиняться. С другой стороны, какой сильной и независимой ни была бы отдельно взятая личность, она не может изолированно существовать вне общества. Таким образом, человек постоянно пребывает в конфликте между развитием своего творческого потенциала и общественными ограничениями. У Адлера этот конфликт был описан как «вечное стремление получить общественное признание и отделиться от социума».

Теории личности в психологии

Данные теории занимаются изучением общих элементов поведения индивида. Их основу составляют вопросы, с помощью которых отечественные и зарубежные представители психологии и социологии составляют новые теории или совершенствуют старые. Сами вопросы заключаются в следующем:

  1. Механизм личностного развития – врожденный или приобретенный;
  2. Наиболее важный возрастной период его формирования;
  3. Доминирующие процессы личностной структуры – сознательные или бессознательные;
  4. Наличие свободы воли, контроль человека над своим поведением;
  5. Внутренний мир человека – объективное или субъективное понятие.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Итог

Человек изначально рождается индивидом.  Однако какой личностью он станет, будет известно в будущем. На становление человека будет влиять множество факторов, начиная от генетической предрасположенности и кончая социальным влиянием. Ситуации, в которые человек будет попадать, выводы, которые он субъективно будет делать, также будут влиять на формирование личности.

Личность по мере жизни постоянно меняется. Можно изменять свои взгляды, убеждения и даже качества характера. Отдельные аспекты никогда не будет возможно изменить, что будет формировать новую личность, нежели которой человек был ранее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector