Восприятие

Содержание
  1. Развитие восприятия у детей с рождения до года: первые познания мира
  2. Период от 2 до 3 лет: формирование стойких связей
  3. Восприятие детей в среднем дошкольном периоде
  4. Особенности восприятия предметов (явлений)
  5. Особенности восприятия времени и пространства
  6. Особенности художественного восприятия
  7. Особенности восприятия себя и окружающих людей
  8. Свойства восприятия
  9. Формы и принципы восприятия
  10. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХОФИЗИКА
  11. Зрительное восприятие
  12. Цветовое зрение
  13. Осмысленность зрения
  14. Виды зрительного восприятия
  15. Психологические теории и школы
  16. Восприятие
  17. Цвет или форма – что важнее для ребенка?
  18. Что такое восприятие: определение понятия
  19. Как развивается зрительное восприятие с возрастом ребенка?
  20. Игры, развивающее восприятие средних дошкольников
  21. «Мешочек с секретами»
  22. «Чей это звук?»
  23. «Угадай по запаху»
  24. Осязание
  25. Каналы восприятия информации
  26. Выводы

Развитие восприятия у детей с рождения до года: первые познания мира

С первого дня жизни ребенка окружают всевозможные звуки, запахи, люди и предметы. Однако в течение первых несколько недель младенец лишь ощущает некоторые свойства действительности. При помощи восприятия ребенок познает мир, который его окружает и накапливает знания о нем и себе

Поэтому восприятие является основной и немаловажной функцией у младенцев. Визуальное восприятие является основой зрительной памяти, мышления и внимания

Для успешного освоения речи важную роль играет слуховое восприятие. Развитое пространственное восприятие поможет ребенку выработать адекватную самооценку и придаст уверенности в себе.

Период от 2 до 3 лет: формирование стойких связей

К этому возрасту у ребенка накапливается определенный опыт, ему уже легче узнавать и различать предметы, которые его окружают. Связь между словом и предметом устанавливается намного быстрее. Уже с двух лет для выбора предмета по названию детям нужно всего 4 повторения. А чем ребенок становится старше, тем более стойкие связи образуются между словами и дифференцированием предметов. Так, в результате проводимых наблюдений было установлено, что к дошкольному возрасту, дети, воспринимая незнакомые объекты, самостоятельно способны находить их названия по сходству со знаковым предметом, например овал – лимон, яйцо.

К концу двухлетнего возраста ребенок способен правильно назвать знакомый ему предмет, однако при выделении некоторых признаков может игнорировать отдельные детали и ошибаться, например, назвать тигренка кошкой и, обобщая предметы по разным случайным признакам назвать их одним словом.

https://youtube.com/watch?v=6kPJg4oOTnQ

https://youtube.com/watch?v=U-6bDDM4RF0

Восприятие детей в среднем дошкольном периоде

Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:

  • легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • знают и хорошо различают 7 основных цветов;
  • имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
  • знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
  • разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.


Виды и свойства восприятия

Особенности восприятия предметов (явлений)

К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».


Игра на ориентирование в пространстве “верх-низ, вправо-влево”

Особенности восприятия времени и пространства

Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.


Ориентировка во времени – сложная задача для 4-5 лет

По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.

Особенности художественного восприятия

В течение дошкольного периода все дети — творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество — способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.

Особенности восприятия себя и окружающих людей

Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.


В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая

Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.


Игра “Цвет + форма” – для малышей 5-6 лет

Свойства восприятия

Среди ведущих качеств восприятия отражают следующие параметры:

  • Конкретность, то есть способность отражать разнообразные объекты и процессы настоящего мира в виде отдельных предметов.
  • Монолитность или полнота, то есть отражение объектов в комплексе их свойств.
  • Структурность – особенность, которая демонстрируется в том, что личность усваивает, так сказать, обособленную от зарождающихся ощущений собирательное устройство, формирующееся в течение определенного временного периода.
  • Стабильность, выражающаяся в постоянстве конкретных параметров предметов в комбинации с варьированием условий их восприятия.
  • Рациональность, то есть существование взаимосвязи с мыслительными процессами.
  • Инициативность (или селективность), которая состоит в восприятии в определенный временной период только одного предмета или их группы.

Формы и принципы восприятия

  • Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
  • Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
  • Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
  • Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.
  • Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
  • Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
  • Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
  • Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
  • Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХОФИЗИКА

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула. Субъекгно-ориентированные теории:

теория бессознательных умозаключений Г.Л.Ф. Гельмгольца; теория перцептивных гипотез Грегори; теория восприятия как процесса категоризации Брунера.

Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи.

Г.Л.Ф. Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный характер бессознательного: 1) нет опоры на сознательные знания; 2) непреодолимость; 3) следует из прошлого опыта (по аналогии); 4) влияние привычки, тренировки.

Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию.

Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта.

Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.

Процесс восприятия: предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация.

У субъекта уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.

Поиск признаков. Если они подтверждают категорию, то подтверждающая проверка.

Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам.

Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.

Ориентация на взаимодействие, познание как понимание реальности: источник построения образа – контакт с объектом;

• не придается значения прошлому опыту – только настоящее время;

• восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами.

Экологическая теория Гибсона:

Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка информации) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать информацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия.

Мы воспринимаем не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенное. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение информации – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (сравни с Мюллером).

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие – одно из важнейших. По данным исследований, зрение поставляет нам более 80 % информации, а 20 % приходится на остальные органы чувств.

В основе зрительного восприятия способность человека ощущать световые потоки, причем свет разной длины волны, отражаясь от предметов, вызывает различные цветовые ощущения.

Чувствительность к свету у человека ниже, чем у кошки, а дальность зрительного восприятия меньше, чем у орла, но человеческое восприятие обладает множеством уникальных и полезных особенностей.

Цветовое зрение

Цвет – это не что иное, как свет различной длины волны, но он имеет огромное значение в нашей жизни

Цветовосприятие настолько важно для человека, что окружающий нас колорит может влиять на:

  • наше настроение;
  • работоспособность;
  • и даже на физическое состояние.

В обстановке, бедной красками, у человека возникает «цветовое голодание», а у маленьких детей даже задержка умственного развития (о специфике влияния цветов читайте здесь).

Высшие животные тоже способны различать цвета, но их способности в этом не сравнимы с человеческими. Даже обычный, нетренированный человек спокойно может различить 150 оттенков. А художники-колористы способны увидеть более 10 тыс. цветов.

Осмысленность зрения

Люди не просто воспринимают световые сигнала, наш мозг постоянно обрабатывает визуальную информацию. Зрительное восприятие осознанно. Думаем, каждый сталкивался с ситуацией, когда, увидев незнакомый предмет, мы мучительно стараемся понять, что это такое, роемся в памяти, пытаясь найти там что-то похожее или вызвать ассоциацию со знакомым предметом.

В отличие от человека, животные реагируют только на значимые для них предметы, а незнакомые оценивают по степени их опасности или съедобности.

Виды зрительного восприятия

Зрительное восприятие разнообразно, и в рамках этого перцептивного процесса выделяют несколько видов.

  • Восприятие формы, которое связано со способностью человека различать основную фигуру и фон. Они могут меняться местами, в зависимости от значимости и направленности внимания. Например, книга, лежащая на столе, заваленном бумагами, ручками, блокнотами и другими предметами, может нами восприниматься как центральный объект, а остальное будет фоном. Но если нам нужна, допустим, ручка, то объектом станет она. Хоть это касается только пространства, наполненного примерно однородными предметами.
  • Восприятие пространства – это тоже особый вид зрительного восприятия. Он включает в себя способность видеть глубину, объем, удаленность предметов и их форму. Интересно, что на сетчатке глаза возникает двухмерное изображение предмета, а в зрительном отделе головного мозга формируется его трехмерный образ. Считается, что эта способность связана с бинокулярным зрением, и изображение с 3D-эффектом возникает за счет наложения двух «картинок» от каждого глаза как в стереоскопе.

Однако все гораздо сложнее. Ведь если человек утрачивает способность видеть одним глазом, то картинка все равно остается трехмерной и объемной, так же и как восприятие глубины пространства. Наш мозг компенсирует недостающую информацию той, что хранится в памяти, достраивает изображение до необходимой «трехмерности».

Но зрительное восприятие еще не до конца изучено, в нем много непонятного и даже таинственного. Например, как мы видим движущиеся предметы?

  • Большинство исследователей считают, что информация о перемещении объектов поступает в головной мозг от нервных окончаний мышц глаза, когда он движется за объектом.
  • Другие ученые считают, что восприятие движения связано с перемещением изображения по сетчатке глаза.

Психологические теории и школы

Нарушения восприятия изучали представители различных психологических направлений.

Они использовали разную теоретическую базу, а также практические методики.

  1. Первыми возникло учение структуралистов. Ими стали И. Мюллер, Г. Гельмгольц, Э.Геринг и Э. Б. Титченер. Они считали, что целостный образ предмета в сознании человека формируется из сочетания ощущений, полученных от различных анализаторов.

Методика структуралистов называлась аналитической интроспекцией. С ее помощью они изучали именно ощущения — «кирпичики», из которых строится восприятие. Они раскладывали один образ на отдельные воспринимаемые части и изучали их в естественных условиях. И заметили, что при сходных ощущениях ассоциативным путем формируется объединенное восприятие разных предметов.

  1. Критиками структуралистов стали гештальт-психологи. Яркими представителями были М. Вертхаймер, В. Келлер и К. Коффка. По их мнению, человек воспринимает предметы, объекты и ситуацию в целом, как бы единым комплексом внешних раздражителей. Их методика называлась феноменологической, когда человеку предлагалось описывать полный комплекс своих ощущений. При этом при сходно воспринимаемых ситуациях считалось, что процессы в головном мозге происходят похожие. Также гештальтисты считали все способности к ощущениям врожденными.
  2. Экологическую теорию восприятия предложил Дж. Гибсон. Согласно ей, окружающая среда активно исследуется человеком с помощью активного поиска человеком сигналов из внешнего мира. Именно потоки раздражителей и порождают ощущения, которые формируют восприятие. Само восприятие трактуется как средство адаптации человека к внешнему миру.
  3. В 1961 г Ж. Пиаже, работая с детьми, пришел к выводу, что восприятие — это развиваемое в течение всей человеческой жизни свойство психики. С помощью него человек постепенно учится выделять и находить общие детали от поступающих ощущений, а также управлять своими движениями в соответствии с полученной информацией.

Восприятие

Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к трем месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Когда младенцу показывают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю картинки, а быстро останавливается на границе белого и черного пространства. Если показывают одновременно две картинки – однотонную и с вертикальными черными линиями, он дольше смотрит на второе изображение. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам – переходам прямой линии в изогнутую.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов.

Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2 – 3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений

Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимание ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3 – 4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условно-рефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с шести месяцев.

Начинает развиваться также пространственное восприятие, в частности восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперименте “обрывом”: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают “обрыва” и начинают плакать.

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.

Цвет или форма – что важнее для ребенка?

При развитии зрительного восприятия важными моментами становится восприятие формы и цвета. Психологи до сих пор спорят, какой из признаков является основным для восприятия предмета в процессе их чувственного познания дошкольниками. Некоторые учёные придерживались того мнения, что до 7 лет дети «слепы к форме». Советские же исследователи смогли показать, что в восприятии дошкольника форма не только играет ведущую роль, но и обнаружили несколько условий, позволяющих легче понять сложное соотношение цвета и формы предмета. Изучая восприятие дошкольников, учёные выяснили, что опознавательным признаком для ребёнка цвет предмета становится лишь тогда, когда более сильный признак формы не получил по какой-то причине сигнального значения. Особенно выраженными являются эти факты при восприятии малышом незнакомых предметов.
Также важна и поставленная перед ребёнком задача. Если требуется выложить узор из одноцветных фигур, то он будет ориентироваться на форму, а если на цветном фоне нужно будет спрятать аналогичного цвета фигуру, то преобладающим фактором станет цвет. Бывают задачи, где детям приходится ориентироваться сразу на оба признака. Если в предложенном задании нет конфликта между формой и цветом, то уже младшие дошкольники начинают правильно ориентироваться в форме предмета, предложенного силуэтом или лишь контуром. Уяснив названия геометрических фигур, малыши легко оперируют соответствующими им формами, обнаруживая их в знакомых предметах, то есть форма здесь уже отвлекается от предметного содержания. Дверь они определяют, как прямоугольник, глобус как шар, воронку как сочетание конуса с узким цилиндром. В результате форма визуализируется, становится для малыша сигнальным значением, абстрагируется и обозначается соответствующим словом.В целом развитие зрительного восприятия – необратимый процесс. Если приостанавливается положительное воздействие, то данное качество может замедлить или полностью остановить своё развитие. Поэтому важным является комплексное развитие у дошкольников зрительного восприятия.

Что такое восприятие: определение понятия

Восприятием называют познавательный процесс, который формирует в нашем сознании определённую картину окружающего мира.

Причём, картина эта не объективная, а носит характер субъективный, то есть, окрашенный личными впечатлениями.

Процесс этот ещё называют перцепцией, начинается он с действия наших органов чувств: зрения, слуха, осязания и пр, когда мы получаем первичную информацию о каком-нибудь предмете или явлении.

На этой стадии восприятия, который называется нижним уровнем, останавливается познание мира простейшими.

Но позвоночные, например, способны не только получать определённую информацию, но и анализировать её, оценивать с точки зрения предполагаемой опасности, полезности или побуждения к какой-то деятельности или движениям.

У человека этот процесс выражен наиболее полно. Осмысление информации, полученной от органов чувств, имеет достаточно много этапов и видов.

Такое воистину разумное восприятие окружающего мира — это его высший уровень, его называют апперцепцией.

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, называется наглядно-действенным.

Как развивается зрительное восприятие с возрастом ребенка?

Младший дошкольный возраст оказывается наиболее важным для развития зрительного восприятия. У ребёнка меняется характер исследовательской и ориентировочной деятельности, он переходит от простейшего манипулирования предметом к более подробному ознакомлению с ним посредством осязания и зрения.

У 3-7-летних детей важнейшей отличительной особенностью восприятия является то, что оно становится ведущим, соединяя в себе опыт многочисленных ориентировочных действий. Оно уже позволяет охватить многие детали, уловить их качества и взаимосвязи. Формируется процесс рассматривания, ведь в более раннем возрасте дети почти не рассматривают предметы, не манипулируют ими. Однако своим взглядом малыш ещё не может управлять, поэтому тот беспорядочно блуждает по предмету. Восприятием 3-4-летних детей управляет воспитатель в процессе различных видов деятельности. Важнейшим способом обследования предметов становится цепочка перцептивных действий.

К 5-6-летнему возрасту значительно изменяется восприятие пространства. Малыши всё чаще хотят разобраться в многообразии встречающихся форм, пытаются установить, на что данный предмет похож. Взрослые должны им в этом помогать

Дети уже довольно успешно могут сравнивать длины линий, но с решением более сложных задач на глазомер дела ещё обстоят неважно. Глазомер лучше совершенствовать, занимаясь конструированием, когда малышу необходимо подобрать для постройки недостающие детали или во время лепки разделить кусок глины так, чтобы её хватило на все элементы предмета

Можно также упражнять глазомер через игры, рисование, аппликации. В процессе обследования свойства воспринимаемого объекта словно переводятся на понятный малышу язык системы сенсорных эталонов. Под сенсорными эталонами подразумеваются представления о свойствах объектов, воспринимаемых чувственно. Для этих представлений свойственна обобщённость, поскольку в них отражены самые важные, существенные качества. Эталоны не существуют обособленно, но формируют определённые системы, такие как система геометрических форм, спектр цветов и т. д. Осмысление эталонов выражается через их название, то есть слово, поэтому связь восприятия с речью и мышлением вызывает его интеллектуализацию.
В 6-7 лет у ребёнка почти сформировались все виды анализаторов, и с их помощью продолжают развитие все разновидности чувствительности. Особенно важны в этом возрасте зрительные ощущения и восприятия. Известно, что ребёнок получает до 80% всей информации об окружающем мире через зрение. К 6 годам намного меньше становится ошибок при различении цветов. В 6-7 лет ребёнок помимо основных цветов знает ещё ряд оттенков. У пятилеток восприятие имеет ещё непроизвольный характер. Но к семи годам малыши могут уже ставить перед собой задачу изучения предмета и сравнения его с другими.

В детской психологии остаётся дискуссионным вопрос по поводу того, на что при восприятии предмета опирается ребёнок: на узнавание его отдельных частей или на целостное отражение

Для продуктивного восприятия предмета ребёнком очень важно действие, которым малыш пользуется в процессе восприятия. В результате этого процесса он обзаводится личным опытом, одновременно усваивая и коллективный опыт

Таким образом, при развитии восприятия не только изменяется его объём, точность, осмысленность, но перестройке подвергается и сам способ восприятия, становится всё более совершенным.

Игры, развивающее восприятие средних дошкольников

«Мешочек с секретами»

Игра способствует развитию:

  • умения узнавать предметы по их основным признакам;
  • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.

Игра «Угадайка» или «Что в мешочке» Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

«Чей это звук?»

Игра развивает:

  • слуховое восприятие;
  • способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).

Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.

Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

«Угадай по запаху»

Задачи игры:

  • развитие обоняния как формы восприятия;
  • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).

Игра «Угадай по запаху» с закрытыми гразами Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.

Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

Осязание

Тактильные ощущения – самый древний вид сенсорной чувствительности, возникший у живых организмов значительно раньше не только зрения и слуха, но и обоняния. Осязание тоже чаще относят к ощущениям, чем к полноценному восприятию, в нем слишком много от физиологического и рефлекторного. Однако роль осязания в жизни становится понятна в сложной ситуации, когда человек утрачивает зрение. Вот тогда тактильные ощущения становятся осознанными и могут ему частично компенсировать невозможность видеть, так как дают информацию о форме предметов.

Наибольшей чувствительностью у человека обладают кончики пальцев и ладони. Они огромным количеством нервных волокон связаны с различными участками головного мозга. Поэтому можно сказать, что уровень умственного развития человека во многом зависит от его пальцев

Недаром же детские психологи такое большое внимание уделяют мелкой моторике рук детей

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.

Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.

Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.

Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам»

Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий

Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы

Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах

Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector