- Типы личности в конфликтной ситуации
- Черты личности
- Значимость наблюдений в педагогической психологии
- Отрасли психологии
- Опрос
- Причина деления на психотипы
- Педагогическая психология
- Гуманистическая психология
- Концепция современной психологии
- Типы темперамента по Гиппократу
- Что такое “характер”
- Аналитическая психология, 1912
- Классификация наук по Кедрову Б. М.
Типы личности в конфликтной ситуации
Конфликты – неотъемлемая часть жизни. Зачастую обойтись без них невозможно, а избегание только усугубит напряжение и отдалит цель. Какие бывают типы личности, в зависимости от поведения при конфликте:
Демонстративный. Стремится быть в центре внимания, поэтому создает конфликты, чтобы заставить окружающих вспомнить о нем. Таких людей лучше не оставлять в стороне, а делать им комплименты, хвалить. Это успокоит их, желание конфликтовать уменьшится;
Ригидный. Конфликты возникают из-за обидчивости человека. Ему постоянно кажется, что его недооценивают или обижают. Он склонен все воспринимать на свой счет и не терпит поражения
Для него важно, чтобы его правда была признана, сам он от нее никогда не откажется. Лучше не провоцировать такого человека, проще сгладить неприятную ситуацию и извиниться
Конструктивный диалог с ним вряд ли получится;
Неуправляемый тип опирается на эмоции. Он легко вспыхивает и быстро остывает, когда выпускает пар. Потом он становится сговорчивым и готов идти на уступки. Он громко кричит, объясняя свою позицию, может проявлять агрессию;
Сверхточный тип постоянно переживает за собственную безопасность. Он слишком мнителен и тревожен. Требует от окружающих исполнения на высоком уровне. К себе относится с еще большей придирчивостью. Его легко задеть. Он переживает обиду наедине с собой, избегая публичных конфликтов;
Бесконфликтный – самый неприятный тип. Он настолько не любит споры, что всячески избегает их. Соглашается и идет на поводу, человек меняет точку зрения и тактику поведения. Он зависит от личности, принуждающей его принять другое мнение. Это ненадежный беспринципный человек, для которого важно избежать ссор;
Конфликтный тип разрешит любую спорную ситуацию, перевернув ее в свою пользу. Он даже специально ее создает, потому что уверен в себе и обладает достаточными аргументами, чтобы победить, сколько бы ни было у него оппонентов.
Конфликтная ситуация
Черты личности
Исходя из мнения специалистов в области психологии, характеры людей формируются под влиянием той социальной группы, в состав которой входит конкретный индивид. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья и т. д. Та группа, которая является для человека доминантной, и будет способствовать формированию у него определенных черт характера. Немаловажную роль при этом сыграет положение индивида, а также степень его взаимодействия с теми людьми, которые, так же как и он, являются членами этого коллектива.
При рассмотрении характеристик характера человека в психологии выделяют несколько групп черт личности, которые представляют собой неизменный и стабильный стереотип поведения. В общем смысле их можно классифицировать на ведущие и второстепенные. Первые из них отражают суть характера. При этом они показывают самые важные и основные его проявления. Второстепенные черты характера выражаются лишь в тех или иных условиях. При этом они не являются определяющими.
Характеры людей в психологии подразделяются на 4 группы. К первой из них относятся те черты личности, которые составляют ее основу, или, как говорят, стержень. Сюда входят, например, неискренность и честность, малодушие и принципиальность, трусость, храбрость и т. д.
Вторая группа включает в себя черты, которые проявляются у человека при его общении с другими людьми. Это может быть презрение и уважение, злоба, доброта и т. д. Входят в эту группу и некоторые черты личности, которые указывают на стремление к активному общению. Этому соответствуют такие качества, как коллективизм, уважение к другим, доброта к окружающим и чуткость. Но возможны и противоположные проявления, указывающие на стремление индивида к ограниченному общению. С этим связана сдержанность и бездушность, презрение к окружающим и проч.
В третью группу входят те черты, которые характеризуют отношение человека к самому себе. Это скромность и гордость, тщеславие и заносчивость, самокритичность и т. д.
Четвертая группа является отношением к своим достижениям и собственному труду. Известно, что люди смотрят на процесс и результаты своей работы с самыми разными эмоциями. И это зависит от трудолюбия человека, его организованности, ответственности и творческого начала. Подобные чувства проявляются в случае положительного отношения к своему делу. Если у индивида присутствует лень, то тогда имеет место неаккуратность, недобросовестность и проч. Это имеет место при безразличном (отрицательном) отношении к труду.
Среди черт характеров людей в психологии дополнительно выделяется еще одна группа. Она указывает на отношение индивида к вещам. Это может быть, например, аккуратность или, наоборот, неряшливость.
Подразделяются типологические свойства различных черт характера и на аномальные, а также нормальные. Обладателями первых из них являются люди, которые имеют те или иные душевные заболевания. Нормальные черты характера присущи тому, у кого нет никаких отклонений в психическом плане. Порой личностные черты из этой классификации одновременно могут быть как аномальными, так и нормальными. Конкретный вывод можно будет сделать по степени их выраженности. Примером тому служит здоровая подозрительность. Но в том случае, когда она начинает зашкаливать, подобную черту характера называют паранойей.
Значимость наблюдений в педагогической психологии
Они представляют собой целенаправленное и планомерное фиксирование конкретных психологических фактов в обычных условиях повседневной жизни. Есть определенные требования к проведению и организации научного наблюдения за ребенком:
- составление последовательности действий;
- фиксация результатов в дневнике наблюдений;
- подведение итогов.
Наиболее важным требованием к организации наблюдения считается обеспечение условий, в которых ребенок не знает, что он стал объектом исследования психолога.
В таком случае у специалиста будет возможность собрать факты без искажений, что станет условием для получения объективной картины проводимого исследования.
Недостатками данной методики является пассивная роль школьного психолога: минимальная оперативность, незначительная повторяемость, неточность, сложность анализа и выделения нужных психологических фактов.
В современной психологии не отрицается и актуальность самонаблюдения, но данному методу отводится второстепенная роль. К примеру, оно может стать источником дополнительной информации для последующего изменения экспериментальных методов. Самонаблюдение не является отдельной методикой, поскольку никто не сможет опровергнуть либо подтвердить результаты, представленные человеком (школьником, взрослым). Информация, полученная в подобном случае, лишена научности.
В современной психологии выделяют два варианта эксперимента: естественный и лабораторный. Достоинства второго способа заключаются в активной позиции исследователя, что придает такому эксперименту позитивные характеристики:
- мобильность;
- повторяемость.
Исследователю не нужно ждать проявления нужных фактов, он сам создает ситуацию, вызывающую анализируемый психологический процесс. Применение современных измерительных приборов придает лабораторным психологическим исследованиям точность и достоверность.
Есть у данного вида наблюдения и свои отрицательные черты. К примеру, ребенок знает, что стал объектом изучения, поэтому пропадает естественность его поведения. Результаты таких исследований необходимо проверять в естественных условиях, чтобы подтвердить полученные результаты.
Естественный эксперимент схож с наблюдением, но он имеет активную позицию исследователя. Школьный психолог организует для испытуемого деятельность так, чтобы возникли нужные психологические качества и особенности. Психолого-педагогический эксперимент является разновидностью естественного эксперимента, он позволяет педагогам решать воспитательные и обучающие задачи.
Отрасли психологии
В настоящее время в психологические науки входит порядка 40 отдельных дисциплин и направлений:
- зоопсихология рассматривает специфику психики животных;
- детская психология связана с изучением особенностей развития психики ребенка;
- социальная педагогика занимается изучением закономерностей формирования личности в процессе воспитания и обучения;
- психология труда анализирует особенности трудовой деятельности человека, закономерности формирования трудовых навыков и умений;
- медицинская психология рассматривает специфику поведения больного, работы врача, занимается разработкой психологических методов психотерапии и лечения;
- юридическая психология рассматривает особенности поведения участников уголовного дела, характерные черты поведения преступника;
- экономическая психология направлена на анализ имиджа, психологии рекламы, менеджмента, делового общения;
- военная психология рассматривает поведение людей во время боевых действий;
- патопсихология анализирует отклонения в психике.
Опрос
Опрос предполагает ответы человека на ряд задаваемых вопросов. Есть несколько вариантов опроса.
Устный опрос применяется тогда, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением человека, который отвечает на вопросы. Данный вид опроса позволяет глубже проникнуть в психологию человека, но требует при этом специальной подготовки и больших временных затрат на проведение исследования.
Письменный опрос дает возможность охватить большую аудиторию. Распространенной формой письменного опроса является анкета. Но применяя анкету, нельзя учесть реакцию отвечающего на содержание обозначенных в ней вопросов и изменить их.
Свободный опрос — это разновидность устного и письменного опроса, при котором вопросы и ответы заранее не ограничены определенными рамками. Опрос такого типа дает возможность гибко менять тактику исследования, содержание вопросов и получать на них нестандартные ответы. Но при этом стандартизированный опрос более экономичен по времени и материальным затратам, чем свободный опрос.
Причина деления на психотипы
Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.
Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, индивид не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.
Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что личность скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.
Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.
Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.
Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.
Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.
Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».
На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?
Педагогическая психология
Развитие психологической науки привело к тому, что была сформирована педагогическая психология. Она занимается изучением психологических закономерностей и особенностей процессов воспитания и обучения детей и подростков. В ее задачи входит рассмотрение процессов усвоения определенных знаний, формирования умений и навыков в соответствии с запросами школьного обучения. Кроме того, психологическая наука и образование отвечает за обоснование приемов, методов, способов воспитания и обучения, а также за вопросы, которые связаны с подготовкой школьников к практической деятельности.
Детская психология рассматривает специфику психики детей различных возрастов. Ее задачей является рассмотрение процесса формирования личности малыша, его умственного развития, памяти, интересов, мышления, мотивов деятельности.
Также существует психология труда, которая ставит перед собой задачу анализа психологических особенностей трудовой деятельности для улучшения производственного обучения.
Психологическая наука и образование предполагают серьезное изучение вопросов, связанных с организацией рабочего места, психологических особенностей трудовых операций в разных видах деятельности.
Инженерная психология, которая активно развивается в настоящее время, касается проблемы соотношения психических возможностей человека и требований машин.
Психология искусства, которая изучает психологические особенности творческой работы в разных видах искусства (в пластике, живописи, музыке) и специфики восприятия произведений искусства, анализ влияния их на развитие человеческой личности.
Патопсихология изучает расстройства и нарушения психической деятельности при разных заболеваниях, в результате чего разрабатываются оптимальные методы лечения.
Психология спорта занимается изучением психологической характеристики разных видов спорта, анализом памяти, восприятия, эмоциональных процессов, волевых качеств. Социально-психологические науки имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Это потому, что они связаны с задачами рационализации разных видов деятельности человека.
Проблемы психологической науки затрагивают все сферы человеческой деятельности. Психология позволяет разрешать практические проблемы, улучшать жизнь и деятельность человека.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.
С точки зрения Абрахама Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.
Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.
Иерархия потребностей по Маслоу: 1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;5) потребность в самоактуализации.
Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).
У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.
Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.
По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.
Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является главным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.
Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт.К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта.
Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.
Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
Концепция современной психологии
История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.
При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.
Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.
Список использованных источников:
- 1. J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
- 2. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
- 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
- 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
- 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
- 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П. Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.
- 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
- 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
- 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
- Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. – 2е издание. – М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Типы темперамента по Гиппократу
Самая древняя и одновременно самая известная классификация типов личности была разработана более 2500 тысяч лет назад древнегреческим философом и врачевателем Гиппократом. Об этой типологии, думаю, знают все, но начну я именно с нее. Во-первых, из-за уважения к первооткрывателю, во-вторых, потому что очень многие современные классификации основаны именно на типах темперамента.
Итак, по мнению Гиппократа, все люди делятся на 4 типа в зависимости от преобладающей в их теле жидкости:
- Сангвиники. У этого типа людей ведущую роль играет кровь («сангва» по-древнегречески). Поэтому они очень энергичные, деятельные, упорные в достижении цели, непримиримые и часто жестокие. Сангвиники прекрасные воины и вожди.
- Холерики. В их теле преобладает желчь (по-древнегречески – «холи»), поэтому они чрезвычайно непостоянны, суетливы, болтливы и эмоциональны. Для них характерны частые смены настроения, неуравновешенность и неспособность долго сосредотачиваться на чем-то одном.
- Меланхолики. Преобладающая у них черная желчь («мелэна холи») делает их мрачными, унылыми людьми, пребывающими постоянно в подавленном настроении. Люди этого типа обидчивы, но чувствительны и способны к сочувствию и сопереживанию.
- Флегматики. Благодаря доминирующей в их теле слизи («флегме») они малоподвижны, необщительны, погружены в себя, часто пребывают в задумчивом состоянии и неспособны на сильные эмоции.
В настоящее время доказано, что темпераментов в чистом виде не существует, хоть наблюдения Гиппократа, в целом, верны. Просто у каждого из нас есть отдельные качества разных типов темперамента. Как правило, каких-то из них больше, но бывает, что отдельные свойства всех темпераментов присутствуют почти в равной мере. Поэтому в современной психологии выделяют и изучают именно отдельные качества темпераментов. Например, уровень эмоциональности, уровень и характер общительности, устойчивость или, напротив, изменчивость психики и т. д.
Что такое “характер”
В психологии под характером подразумевают совокупность личностных качеств человека, которые формируются по мере взросления и наиболее ярко проявляются в личной и общественной жизни. В результате формируется конкретный стиль поведения в разных жизненных ситуациях.
Психологи разделяют черты характера на 4 группы. В основе этого деления лежит отношение человека к различным сторонам жизни.
- К другим людям – замкнутость или общительность, лживость или правдивость, уважение или высокомерие и др.
- К самому себе – скромность или тщеславие, заносчивость или самокритичность, гордость или смирение и др.
- К труду – трудолюбие или лень, добросовестность или безалаберность и др.
- К вещам – аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность, аккуратность или халатность и др.
Поскольку основные черты личности формируются в общественной жизни, то главной стороной для познания характера человека являются его отношения с другими людьми. О характере человека судят и по его темпераменту
Но важно различать эти понятия
Аналитическая психология, 1912
Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.
Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.
Классификация наук по Кедрову Б. М.
Академиком Б. М. Кедровым эта наука помещалась в центре «треугольника наук». На вершине он располагал естественные науки, левый нижний угол отводил общественным наукам, а правый нижний – философским отраслям (логике и гносеологии). Между науками о природе и философскими науками ученый расположил математику. Психологии Кедров отвел центральное место, показывая, что она способна объединять все группы наук.
Основные психологические науки связаны с общественными дисциплинами, которые занимаются изучением людского поведения. К социальным наукам причисляют психологию, социальную психологию, социологию, политологию, экономику, этнографию, антропологию.
Психология прочно связана с естественными науками: физикой, биологией, физиологией, математикой, медициной, биохимией. На стыке этих наук появляются смежные области: психофизика, психофизиология, нейропсихология, бионика, патопсихология.
Психологические особенности науки определяют ее место в системе наук. В настоящее время историческая миссия психологии состоит в интеграции разных сфер человекознания. Она объединяет общественные и естественные науки в одну концепцию.
В последние годы возрастают связи психологии с техническими дисциплинами, появляются смежные науки: эргономика, авиационная и космическая психология, инженерная психология.
Предмет психологической науки связывает прикладные и теоретические дисциплины, которые развиваются на границах с науками о человеке, природе, обществе.
Подобное развитие можно объяснить запросами практической деятельности общества. В результате создаются и развиваются новые области психологической науки: космическая, инженерная, педагогическая психология.
Применение физических методов в современной психологии способствовало появлению экспериментальной психофизики, психологии. В настоящее время существует порядка ста различных отраслей психологии.
Основой современной психологии считается общая психология, изучающая общие законы, механизмы и закономерности психики. Она включает в себя экспериментальные исследования и теоретические моменты.
Человеческая психика является предметом некоторых отраслей:
- в генетической психологии рассматривают наследственные механизмы поведении и психики, их связь с генотипом;
- в дифференциальной психологии анализируют индивидуальные отличия в психике разных людей, особенности их появления, алгоритм формирования;
- в возрастной психологии рассматривают закономерности становления психики здорового человека, а также особенности психики каждого возрастного периода;
- в детской психологии рассматривается изменение сознания, психических процессов растущего ребенка, а также условия для ускорения этих процессов;
- в педагогической психологии анализируются закономерности формирования личности ребенка в процессе воспитания, обучения.
Для современной психологии характерна дифференциация, порождающая ее деление на различные отрасли. Они могут существенно отличаться друг от друга, несмотря на схожий предмет исследования.