- Основные методы
- Методы социально-психологического исследования
- Методы исследования
- Методы социально-психологического воздействия
- История социальной психологии
- Что такое социальная психология?
- Что изучает социальная психология?
- Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии
- Групповые феномены
- Проблема социальной психологии СССР и России
- Книги по социальной психологии
- Принципы социальной психологии
- Психология социальной группы
- Категории социальной психологии
- Предмет социальной психологии
- Основные результаты
- Классификация социально-психологических явлений.
- Отрасли социальной психологии
- Проблемы, предмет и объект социальной психологии
- История социальной психологии
Основные методы
Чтобы понять природу взаимоотношений и взаимовлияния личности и социума, необходимо проанализировать саму природу социальных и психологических явлений, а также их закономерность. Методы социальной психологии заключаются в следующем:
— систематизация феноменов и проблем социума, а также поиска концепций
— исследования и диагностика, которые включат в себя наблюдение, опрос, эксперимент и моделирование ситуаций, а также тестирование
— обработка и интерпретация, чтобы выявить отклонения и дать им объяснение
— коррекция и терапия, для улучшения характеристик, навыков и умений, как группы, так и отдельной личности
— мотивация и управление, то есть побуждение личности или группы к действиям для достижения конкретной цели
— обучение и развитие, дабы группа или личность могли реализовать весь свой потенциал и повысить компетентность
— конструирование и творчество, для развития способностей и возможностей социальной группы.
Методы социально-психологического исследования
Все методы исследований в социальной психологии Андреева Г. М. разделила на две основные группы: методы исследования и методы воздействия. Также все методы делятся на теоретическую и эмпирическую группы.
Теоретические методы используются при разработке и доказательстве научных теорий. К таким методам относятся: 1) критический метод, 2) конструктивный метод, 3) обзорно-аналитический метод.
Методы исследования
Эта группа содержит методы сбора информации и методы её обработки.
К эмпирическим методам исследования относятся:
- наблюдение;
- изучение документов (в том числе контент-анализ);
- опросы (анкеты, интервью);
- математические (методы математической статистики и методы математического моделирования);
- эксперимент (лабораторный и естественный).
К методам наблюдения относятся:
- скрытое наблюдение;
- открытое наблюдение;
- стандартизированное наблюдение;
- стороннее наблюдение (стороннее или внешнее наблюдение);
- включённое наблюдение;
- свободное наблюдение.
Методы обработки данных:
- статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ и другие);
- приёмы логической и теоретической обработки (построения объяснений, типологий и так далее).
Методы социально-психологического воздействия
Относятся к «психологии воздействия».
При проведении исследований составляется программа социально-психологического исследования. В которой чётко обозначаются: цель исследования, решаемые задачи, выбранный объект исследования, сформулирована проблематика, которая исследуется, уточняются используемые понятия, а также весь набор используемых методов.
Методы социально-психологического воздействия — прежде всего методы, используемые в средствах массовой коммуникации, индивидуальной и групповой психотерапии, в процессе проведения и организации публичных выступлений, пропаганде, рекламе, промышленности (для организации оптимальной работы и брейнсторминга) и агитации. В социальной психологии перечисленные феномены классифицируются и им даётся научное объяснение.
История социальной психологии
Это относительно молодая наука, хотя социально-психологическое мышление у людей начало формироваться много сотен лет назад. Сегодня трудно определить, когда появились ее основы, но официально социальная психология «родилась» в 1908 году. Тогда в Америке вышла книга Росса «Социальная психология», а в Европе увидела свет работа Макдугалла «Введение в социальную психологию». Хотя еще в середине 19 в. эту отрасль можно было считать самостоятельной наукой. Выделяют следующие этапы развития социальной психологии:
- С 6 в. до н.э и по середину 19-го века – период накопления знаний о человеке и обществе.
- С 60-х годов 19-го в. по 20-е годы 20-го в. произошло отделение социальной психологии от философии.
- В 20-е годы 20-го века социальная психология начала трансформироваться в экспериментальную науку.
Что такое социальная психология?
Это область, которая совместила в себе психологию и социологию. Ее основой стали накопленные человечеством знания об обществе и особенностях взаимодействия индивидов друг с другом. Развитие социальной психологии началось в середине 19 века, хотя ее черты встречались еще в трудах Аристотеля и Платона. Предмет социальной психологии особенно важен для корректного воспитания личности и правильной организации ее общения с коллективом.
Что изучает социальная психология?
Особенностью этой науки является ее пограничность, поэтому сейчас представления об этом предмете являются очень дифференцированными, то есть заметно отличающимися друг от друга. Социальная психология изучает множество явлений:
- Психологические процессы и состояния, вызванные в результате взаимодействия с другими людьми конкретного индивида. Исследователей интересуют такие проявления личности, как агрессивность, общительность, конфликтогенность и так далее.
- Феномен человеческого общения. Например, особенности взаимодействия родителей с детьми, учителей с учениками, мужа и жены.
- Психологические процессы в различных социальных группах. Повышенный интерес у исследователей вызывает психологический климат в коллективе, феномен лидерства, сплоченности, соперничества.
- Массовые психологические явления, к которым можно отнести особенности поведения толпы, когда ее охватывает ликование, страх, энтузиазм и так далее.
Социальная современная психология изучает не только социально-психологические процессы. Она исследует сторону любых жизненных явлений, будь то религия, политика, образование, семья, межнациональные отношения. При этом она тесно соприкасается с другими науками. Для примера можно взять обычный экзамен. С точки зрения социальной психологии – это взаимодействие двух групп людей – студентов и преподавателей, а с позиции педагогики экзамен является формой контроля усвоения знаний.
Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии
-
Место
социальной психологии в системе наук -
История
формирования социально-психологических
идей -
Методы
социальной психологии -
Этика
психологического исследования
1.
Возникла
она на стыке наук – психологии
и социологии– и имеет
свой особый статус. Элементы социальной
психологии складывались внутри
антропологии,
этнографии, криминологии, языкознании,
а также в рамках различных философских
учений.
Социальная
психология – это
отрасль психологии, изучающая
закономерности поведения и деятельности
людей, обусловленных включением их в
социальные группы, а также психологические
характеристики самих этих групп.
Групповые феномены
В результате многочисленных экспериментов[] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.
В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.
Проблема социальной психологии СССР и России
Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.
Книги по социальной психологии
Ниже представлен список рекомендуемых учебных книг по социальной психологии:
- Социальная психология — Андреева Г.М. Скачать
- Психология социального познания — Андреева Г.М Скачать
- Современная социальная психология — Шихарев П.Н. Скачать
- Социальная психология — Майерс Д. Скачать
Принципы социальной психологии
Отрасль состоит из шести принципов:
- Принцип комплексности заключается в изучении психологических проблем, вызванных социальной жизнью.
- Принцип причинности в социальной психологии состоит в убеждении, что социально-психологические явления в своей основе имеют идеальный образ окружающего мира, созданный в голове индивидов. Также к этому принципу относят влияние людей друг на друга.
- Принцип единства характеризуется влиянием, которое социальная среда в группе оказывает на людей.
- В основе принципа системности мнение, что социально-психологическая реальность имеет более сложную структуру и многоступенчатую систему в сравнении с индивидуально-психологической реальностью.
- Принцип развития – субъект развивается личностно в непрерывно меняющейся общественной среде.
- Принцип объективности заключается в достоверности результатов, полученных в ходе исследований.
Психология социальной группы
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Малые и большие общение лицом к лицу. Большие делятся ещё на 2 вида
Среди стихийных групп выделяется толпа, масса, публика.
Уровни общности больших групп
Первый уровень — «внешне-типологический»
Его название связано с возможностью чисто внешней фиксации того или иного типа признаков, общих для представителей данной большой социальной группы.
Второй уровень – «внутренне-идентификационный»
На этом уровне возникает первичная психологическая связь человека со своей большой социальной группой через отнесение себя к ней.
Третий уровень — «солидарно-действенный».
Он уже предполагает политико-психологическую готовность членов группы к совместным действиям в больших форматах ради достижения или сохранения целей и интересов своих больших социальных групп. Для развития данного уровня обычно необходим внешний толчок.
Cодержание психологии группы
Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.
Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.
В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.
Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь.
Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.
Структура
Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов.
В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:
1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)
2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.
Категории социальной психологии
В зависимости от деятельности индивида или группы субъектов определяются социальные явления с выраженной в разной степени спецификой. Из-за этого основные категории социальной психологии многочисленны и очень разнообразны:
- личность – индивид как объект социальных отношений и сознательной деятельности;
- общение – процесс установления и формирования взаимодействия, основанный на необходимости совместной деятельности;
- социальная общность – объединение людей, созданное на основе устойчивой взаимосвязи и выступающее в качестве коллективного объекта;
- группа – небольшая общность, объединенная определенными признаками (характер деятельности, степень развития);
- межличностные отношения – связи между людьми, основанные на влиянии друг на друга в процессе установок. Система ожиданий и стереотипов, через которые люди воспринимают друг друга;
- общественное мнение – феномен проявления коллективного сознания, которое выражается в устных и письменных оценках в отношении к той или иной проблеме действительности;
- социализация личности – процесс активного приспособления индивида к условиям общественной среды;
- массовые явления – феномен, существующий в больших социальных группах.
Предмет социальной психологии
2-й Всесоюзный симпозиум по общению. Президиум: Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева, А. В. Петровский, А. А. Бодалев. 1973, 23 марта. Ленинград.
Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:
- социальную психологию личности;
- социальную психологию общностей и общения;
- общественные отношения;
- формы духовной деятельности.
Исследования, которыми занимается социальная психология:
- социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);
- психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);
- стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);
- восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);
- эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)
В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются:
- понимание и восприятие людьми друг друга;
- межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);
- социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);
- явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;
- поведение людей в социуме;
- имеющие отношение к малым социальным группам феномены;
- имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);
- вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;
- межгрупповые взаимоотношения;
- лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).
Основные результаты
Основная статья: Антисоциальное наказание
В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности.
Классификация социально-психологических явлений.
1.
По принадлежности
к разным общностям и субъектам:
1)
Социально-психологические явления,
возникающие в организованных
общностях:
а)
в больших
группах: нациях (этносах), классах,
религиозных конфессиях, политических
и общественных институтах (организациях).
б)
в малых
группах: межличностные отношения,
групповые устремления, настроения,
мнения и традиции.
2)
Социально-психологические явления,
возникающие в неорганизованных
общностях
(слабо организованных), под которыми
принято понимать толпу и другие
разновидности скопления людей. Явления,
которые здесь возникают, называют
массовидными, а поведение людей –
стихийным. К ним относят психологию
толпы, психологию паники и страхов,
психологию слухов, психологию массовых
коммуникативных процессов (психологию
воздействия), психологию рекламы и т.д.
3)
Социальная психология изучает личность,
т.к. она в процессе взаимодействия и
общения с другими личностями представляет
собой совершенно иной феномен, нежели
индивид, не включенный в различные
общественные и межличностные отношения.
Более того, под влиянием этих отношений
личность часто трансформируется
Все
это и принимает во внимание специальная
отрасль – социальная психология
личности
2.
По отнесенности
к различным классам психологических
феноменов
социально-психологические явления
можно разделить на:
1) рационально
осмысленные – социальные взгляды,
представления, мнения, убеждения,
интересы и ценностные ориентации,
традиции людей и их групп;
2) эмоционально-упорядоченные
– социальные чувства и настроения,
психологический климат и атмосфера;
3) массовидные
(стихийные).
3.
По устойчивости
социально-психологических явлений:
1) динамичные –
например, различные виды общения;
2) динамико-статичные
– например, мнения и настроения;
3) статичные –
например, обычаи, традиции.
4.
По степени
осознанности:
1) осознанные;
2) неосознанные.
Отрасли социальной психологии
Любая социальная деятельность подразумевает разные стили общения. В зависимости от эмоциональной составляющей отношений внутри социума, меняется не только характер и содержательная часть общения, но и влияние на саму личность, и деятельность социальной группы. Для примера, общение с друзьями происходит на доверительном уровне, а вот с начальством общение строится исключительно на решение деловых и производственных вопросов и не всегда сопровождается доверием или эмоциональной зависимостью.
Чтобы охватить весь спектр проблем, социальная психология разделена на отрасли, которые исследуют определенные проблемы и феномены конкретной социальной среды:
— социальная психология труда. Изучает проблемы социально-психологического плана внутри коллектива, их влияние на трудовую деятельность, совместимость личностей внутри группы, особенности общения и влияние психологического климата коллектива на работоспособность личности.
— социальная психология управления. Изучает проблемы, связанные с управлением деятельностью социальной группы. Также рассматривает социальную роль и позиции личности в системе управления отношений, совместимость группы и эффективность управления ею, причины конфликтов и подобное.
— экономическая психология. Изучает проблемы, связанные с хозяйственной жизнью общества. Основными предметами изучения являются проблемы и факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности, воздействие рекламы на потребителя и так далее.
— политическая психология. В основе этой отрасли лежит изучение всех психологических компонентов, влияющих на общественно-политическую жизнь социума, как это влияет на сознание и поведение всех участников политического процесса, и формирование интересов в общественно-политическом плане.
— психология этноса. Главным предметом изучения являются особенностиопределенной национальной группы. Проблемы в отношениях на международном и межнациональном уровне, влияние стереотипов и национальных ценностей на общение, природа возникновения конфликтных ситуаций между народами и этническими группами.
Помимо этих отраслей, социальная психология занимается исследованиями взаимодействия личности и социума в научной, культурной, образовательной среде. Занимается проблемами религии и права, семьи и других социальных взаимоотношений.
Проблемы, предмет и объект социальной психологии
Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.
Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.
К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:
- Личность в группе и системе отношений
- Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)
- Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)
- Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)
- Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)
- Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.)
Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие – другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.
И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.
История социальной психологии
Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы.
История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке.
Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей).
В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903). Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов». Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее).
В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:
- I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
- II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания ( — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
- III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.