- Законодатели мод и мнений
- Понятие «массы»
- Элиас КанеттиИз книги «Масса и власть»
- Толпа и публика
- Направление используют
- Примечания
- Разновидности масс
- Серж МосковичиИз книги «Век толп»
- Явления массовой психологии
- Толпа, публика
- Понятие «масс» по Беллу
- Массовое сознание как объект психологического воздействия
- Психология толпы по Тарду
Законодатели мод и мнений
С точки зрения науки, психология массовых коммуникаций – это прикладная область социальной психологии. Основные черты массовых коммуникаций: односторонний характер, жесткая фиксация ролей, передача информации происходит «вслепую», процесс организован, лишен спонтанности, нормативен, источник информации не выражает индивидуальность – говорит не от себя. Интерактивность СМИ развивается только в последние годы – предположительно, она повысит вовлеченность людей.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
1. Ролики, вызывающие много эмоций, становятся вирусными, и несмотря на то, что в них может не содержаться никаких полезных сведений, им верят и распространяют их. В результате в массе циркулирует множество идей, иногда бесполезных или даже вредных.
Рекомендуем: Индивидуальность: суть понятия
2. Простые объяснения сложных явлений часто вызывают отклик у аудитории, человек принимает их на веру, и в дальнейшем донести до него реальное положение дел сложно.
3. Большую роль играет впечатление от оценки других. Если человек видит, что большинство отдает предпочтение Х, то он будет склонен отдать предпочтение Х либо изменить мнение об Х с плохого на нейтральное или даже хорошее. Работает это и наоборот: если человек видит, что нечто большинством отвергается или порицается, ему будет сложнее сохранить положительное мнение.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
4. Даже заголовки, насколько бы они ни были лживы, оказывают влияние на наше мнение о том, что сообщает новость.
5. Помимо пункта 4, дезинформация опасна и в другом ключе. «Громкие» новости — сенсации — разносятся очень быстро, их узнает много людей, сообщения же о том, что новость была ложной, распространяются медленнее, они не сенсационны, ажиотажа нет, и многие остаются в заблуждении. Некоторые последствия, вызванные первой новостью, нельзя устранить.
Рекомендуем: Психогигиена — это
6. Властный тон и уверенность в себе, заявления о высокой квалификации говорящего часто заставляют людей верить оратору, несмотря на то, что все, казалось бы, подвигает к другому поведению.
7. Создание иллюзии ограниченности предложения. Менее доступные вещи часто более желанны.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
8. Если кто-то заставляет нас смеяться, возможно, он хочет нам понравиться, чтобы затем манипулировать нами.
Главный прием рекламы – связывание товара и положительных эмоций, позитивного посыла, красивых пейзажей. Чтобы человек был настроен на потребление, его нужно убедить, что потребление связано со счастьем, сотворить культ Карго.
Понятие «массы»
Одним из основоположников теории масс является французский психолог и социолог Гюстав Лебон. Предметом его исследования была толпа, которую он рассматривал как психологический феномен, проявляющийся при взаимодействии индивидов, имеющих различные профессии, социальный статус, этническую принадлежность. В толпе подавляется индивидуальная сознательная личность, возникает психологическое и духовное единение.
Некоторые исследователи не рассматривали толпу как основную модель массы. В начале XX века французский социолог Габриель Тард предложил утвердить термин «публика» как основу массы. Толпа, по мнению ученого, более сплочена и нетерпима, а публика – рассеяна и пассивна.
В середине XX века появляется понятие «одинокая толпа», введенное Дэвидом Рисменом. Американский ученый рассматривает массы в западном обществе, в котором люди ощущают отчужденность, недоверие и агрессивность.
В XX веке в западной науке отчетливо наблюдается отсутствие единой интерпретация понятия «массы». Выделяют такие определения:
- Толпа.
- Публика.
- Аудитория, характеризующаяся разнородностью, противостоящая классам и однородным группам.
- Недифференцированное множество.
- Механизированное общество.
- Суждение некомпетентных.
- Бюрократизированное общество, в котором решения принимаются только на высшем уровне власти.
- Агрегат людей, в котором отсутствует различие групп и индивидуумов.
Советский и российский политолог Ашин рассматривал массы как непрочные и случайные человеческие множества, участники которых объединяются по причине присутствия в одном месте в одно время. По его мнению, попытки разработать теории массы в XX веке возникали из-за необходимости описания таких тенденций, как возрастание роли широких масс в связи с революциями и обострение классовой поляризации в обществе.
Публика, как и толпа, подчиняется психологии масс.
Элиас КанеттиИз книги «Масса и власть»
Человеку страшнее всего прикосновение неизвестного. Все барьеры, которые люди вокруг себя возводят, порождены именно страхом прикосновения. Чем сильнее люди сжаты, тем более они чувствуют, что не боятся друг друга. Массе, следовательно, присуще обращение страха прикосновения.
Жажда роста — это первое и высшее свойство массы. Масс распадается так же внезапно, как возникает. Закрытая масса отказывается от роста и делает упор на структуру. Что в ней прежде всего бросается в глаза, так это граница.
Все, кто принадлежит к массе, освобождаются от различий и чувствуют себя равными. Из различий особенно важны те, что характеризуют человека внешне, — различия звания, сословия и состояния. Человек как единичное существо всегда их осознает. Почувствовав себя равными, люди не стали равными на самом деле и навсегда.
Масса никогда не насыщается — это ее главная черта. Одна из самых выдающихся характеристик массы — то, что можно было бы назвать чувством преследуемости, — особенная гневная восприимчивость и раздражимость по отношению к тем, кто раз и навсегда записан ее врагом. Нападение на массу извне способно ее только укрепить. Насильственный разгон сплачивает ее сильнее, чем раньше. Индивидуализм противоречит ее ясным и чистым основным принципам.
Верующих собирают в одних и тех же зданиях к одному и тому же часу и воздействуют на них посредством одних и тех же приемов, в результате чего они впадают в мягкое состояние массы, которое их возбуждает, не давая при этом перейти определенные границы, и делает возможным привыкание. Ощущение единства отпускается им маленькими дозами. От правильной дозировки зависит устойчивость церкви.
Масса всегда стремится расти. Ее росту по природе не положено границ. Внутри массы господствует равенство. Оно абсолютно и неоспоримо и самой массой никогда не ставится под вопрос. Масса любит плотность. Не должно быть чего-то в промежутках между людьми, не должно вообще быть промежутков, по возможности все должно стать ею. Масса требует направления. Она существует, пока есть недостигнутая цель.
Преследующая масса возникает в виду быстро достижимой цели. Цель — убийство, и известно, кто будет убит. Жертва известна, четко обозначена, близка. Масса бросается на нее с такой решимостью, что отвлечь ее невозможно. Концентрация на убийстве — это переживание особого рода, ни с чем не сравнимое по интенсивности. Каждый старается пробиться ближе к жертве и нанести удар.
Из видов смерти, к которым племя или народ приговаривали отдельного человека, можно выделить две главных формы; первая из них — выталкивание. Человека выталкивают из племени, оставляя там, где он либо умрет с голоду, либо станет добычей хищников. Другая форма — это коллективное убийство. Приговоренного выводят в поле и забрасывают камнями. Каждый бросает свой камень, виновный гибнет под градом камней. Никто не исполняет роль палача, убивает вся община. Все формы публичной казни зиждутся на древней практике коллективного убийства. Подлинный палач — это масса, топящаяся вокруг эшафота. Даже сегодня каждый принимает участие в публичных казнях, а именно через газету.
Самая надежная и часто единственная для массы возможность сохранить себя — наличие второй массы, с которой она соотносится. Меряются ли они силами, играючи или всерьез угрожают друг другу — вид или яркий образ другой массы позволяет первой не распасться. На одной стороне тесно стоят ноги, образуя лес, а глаза в это время пристально смотрят в глаза напротив. Руки движутся в общем ритме, а уши в это время настороженно ждут крика с другой стороны.
Толпа и публика
Психология массового поведения устанавливает в виде основы положение о сильном иррациональном начале, связанном с острой проблемой, которое обостряется в массе. Типология масс вытекает из разницы в проявлении тех или иных качеств. Так, массы можно определять по:
- Общему и актуальному мыслительному потенциалу.
- Объему.
- Устойчивости.
- Связности.
- Управляемости.
- Уровню развития.
- Выраженности.
- Используемым языковым средствам.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
При этом уже Тард разделяет толпу и публику, определяя последнюю как рассеянную толпу. В дальнейшем ему так или иначе вторят другие исследователи. Как же появляется публика? Благодаря средствам массовой коммуникации. Именно они формируют общий взгляд, общее отношение многих по определенным вопросам.
Рекомендуем: Что значит плюрализм?
Итак, масса – большая группа людей, которую объединяют общие интересы. Общее переживание, осознание актуальных моментов в мире, которые важны тем или иным образом для определенных групп людей, определяют их общность в сходных условиях информационного поля. Они становятся массой не просто так – объединение, происходящее во всех уголках земли, начинается с массовых коммуникаций.
О массовых коммуникациях – масс-медиа – на официальном уровне впервые заговорили в 1946 году. С английского термин переводится как «массовое общение» или «общение масс».
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Когда мы говорим о массовых коммуникациях, мы, естественно, подразумеваем не толпу, а скорее публику – группы людей, которые пусть и не находятся рядом, но объединены общей идеей или заинтересованностью. Последнее выражено в факте включения в процесс распространения продуктов телевидения и других СМИ.
Рекомендуем: Что такое подражание в психологии?
Массовое сознание – это то, что объединяет людей, входящих в массу, на которую направлены СМИ. Психология массового сознания выделяет те же черты, свойственные массе, что и Лебон, кроме анонимности. В эпоху СМИ аудитория не знает друг друга в лицо.
Направление используют
|
Анастасия Светлая (Москва), Центр Марины Фридман (Москва), Академия «Грант» (Нижний Тагил), Сибирский образовательный портал (Новосибирск), Школа информационного воздействия (Екатеринбург), Школа Великих Книг (Новосибирск), Центр Красноречия Марии Гайн (Казань), Спецфакультет «Практическая психология развития и управления» ЮФУ (Ростов-на-Дону), Научно Исследовательский Институт Клинического Гипноза (Кемерово), Негосударственное учреждение дополнительного образования «Призвание» (Новосибирск), Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза (Донецк), Консалтинговая группа «Конструктор кадровых решений» (Екатеринбург), Максим Палкин (Екатеринбург), Команда психологов NewWay (Санкт-Петербург), Кафедра психологии влияния института повышения квалификации и переподготовки Международной академии психологических наук (Екатеринбург), Гильдия психологов, психотерапевтов и тренеров имени профессора В.А. Ананьева. Представительство в Екатеринбурге (Санкт-Петербург), MagicBraceletsSI (Новосибирск). |
||
|
Никита Тимофеев (Москва), Алла Анатольевна Шеляпина (Москва), Арье Готсданкер (Москва), Мария Чаповски (Москва), Ольга Анатольевна Семиздралова (Москва), Ольга Эспираль (Москва), Светлана Ильинична Здражевская (Москва), Сергей Владимирович Веревкин (Москва), Яна Вячеславовна Болотова (Москва), Яна Геннадьевна Передернина (Москва), Татьяна Емлина (Кавказские Минеральные Воды), Тамара Юрьевна Смирнова (Ярославль), Сергей Сергеевич Папулов (Томск), Себастьен Джендри (США), Светлана Олеговна Ларионова (Екатеринбург), Рой Мартина (США), Павел Дмитриевич Трофимов (Новосибирск), Татьяна Николаевна Силаева (Набережные Челны), Олег Кожин (Ростов-на-Дону), Ольга Косулина (Краснодар). Ещё тренеры 14 |
||
|
Алла Анатольевна Шеляпина (Москва), Арье Готсданкер (Москва), Мария Чаповски (Москва), Ольга Анатольевна Семиздралова (Москва), Светлана Ильинична Здражевская (Москва), Яна Вячеславовна Болотова (Москва), Яна Геннадьевна Передернина (Москва), Наталья Николаевна Мельникова (Челябинск), Татьяна Емлина (Кавказские Минеральные Воды), Тамара Юрьевна Смирнова (Ярославль), Сергей Сергеевич Папулов (Томск), Светлана Олеговна Ларионова (Екатеринбург), Татьяна Николаевна Силаева (Набережные Челны), Наталия Данцова (Ростов-на-Дону), Любовь Анатольевна LSB (Красноярск), Мария-Маричка Ведунья (Иркутск), Мария Владимировна Мажара (Саратов), Дина Березина (Улан-Удэ), Даниэль Артурович Арт (Санкт-Петербург), Валентина Алексеевна Семиклит (Пермь). Ещё консультанты 2 |
Примечания
- Додельцев Р. Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р. Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Примечания к Психологии масс и анализу Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 313 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Примечания к Психологии масс и анализу Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 314 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 15 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 16 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 247 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 16 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 17 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 17 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 269-270 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- ↑ Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 18 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 19 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — 154 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
- Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — 157 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
- Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — 137-138 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- ↑ Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 221 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
Разновидности масс
В психологии существует следующая классификация масс:
- Разнородные массы – анонимные и не анонимные.
- Однородные массы – секта, каста, социальные классы.
Замечание 1
Кроме этого есть масса организованных людей, обладающих дисциплиной либо временно создаваемые. Например политическая партия, государственная структура, церковь, армия.
Есть еще одна разновидность масс, которая называется публикой.
В отличии от толпы людей, сконцентрированных в одном пространстве, публика не имеет общей организованности.
Этим пользуются средства массовой коммуникации. Им не нужно собирать людей вместе для передачи необходимой информации, все необходимые убеждения передаются каждому человеку в публике. Таким образом, множество людей создают толпу нового поколения. При этом каждый находится своем пространстве, занимается своими делами, слушает радио или смотрит телевизор.
В массовых проявлениях не коллективного поведения важную роль играют бессознательные процессы. При эмоциональном возбуждении зарождаются неуправляемые действия, которые затрагивают важнейшие жизненные ценности людей. Примером тому служат множественные бунты средневековья или революционные атаки.
Серж МосковичиИз книги «Век толп»
Любой человек в какой-то момент пассивно подчиняется решениям своих начальников, вышестоящих лиц. Он без размышления принимает мнения своих друзей, соседей или своей партии. Он принимает установки, манеру говорить и вкусы своего окружения. Даже еще серьезнее, с того момента, как человек примыкает к группе, поглощается массой, он становится способным на крайние формы насилия, энтузиазма или жестокости.
Вот ведь какая проблема встает. Вначале есть только люди. Как же из этих социальных атомов получается коллективная совокупность? Каким образом каждый из них не только принимает, но и выражает как свое собственное мнение, которое пришло к нему извне? Ведь именно человек впитывает в себя, сам того не желая, движения и чувства, которые ему подсказываются. Он открыто учиняет разнузданные расправы, причин и целей которых даже не ведает, оставаясь в полной уверенности, что он знает о них. Он даже склонен видеть несуществующее и верит любой молве, слетающей с уст и достигающей его слуха, не удостоверившись как следует. Множество людей погрязают таким образом в социальном конформизме. За разумную истину они принимают то, что в действительности является общим консенсусом.
У людей появляется иллюзия, что они принимаю решение сами, и они не отдают себе отчета в том, что стали объектом воздействия или внушения. Каждый считает себя причиной того, чему он является лишь следствием, голосом там, где он только эхо; у каждого иллюзия, что он один обладает тем, что, по правде говоря, он делит с другими. Один за другим на подмостках общества появляются коллективный служащий, коллективный интеллектуал, коллективный потребитель: стандартизированными становятся мысли и чувства. Тем самым возвещается появление нового человеческого типа человека-массы, полностью зависимого от других, обработанного этим исключительного размаха конформистским течением.
Масса состоит из людей-массы. Причина в средствах коммуникации, массовой информации, газетах, радио, т.п. и феномене влияния. Внедряясь в каждый дом, присутствуя на каждом рабочем месте, проникая в места отдыха, управляя мнениями и обезличивая их, эти средства превращают человеческие умы в массовый разум. Благодаря своего рода социальной телепатии у многих людей вызываются одни и те же мысли, одни и те же образы, которые, как радиоволны, распространяются повсюду. Так что в массе они всегда оказываются наготове.
Индивид умер, да здравствует масса! Вот тот суровый факт, который открывает для себя наблюдатель современного общества. Люди, составляющие толпу, ведомы беспредельным воображением, возбуждены сильными эмоциями, не имеющими отношения к ясной цели. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят. Единственный язык, который они понимают, — это язык, минующий разум и обращенный к чувству.
В цивилизованном обществе массы возрождают иррациональность, которую считали исчезающей, этот рудимент примитивного общества, полного отсталости и культов богов. Вместо того, чтобы уменьшаться в процессе развития цивилизации, ее роль возрастает и укрепляется. Вытесненная из экономики наукой и техникой, иррациональность сосредотачивается на власти и становится ее стержнем. Разум каждого отступает перед страстями всех. Он оказывается бессильным господствовать над ними, поскольку эпидемию невозможно остановить по своей воле.
Индивида убеждают, массе внушают. Когда массы налицо, задача политики их организовать. Привести их в движение могут две вещи: страсть и верования, следовательно, нужно принимать в расчет и то, и другое. Всякий раз, когда люди собираются вместе, их охватывают одни и те же эмоции. Они объединяются в какой-то высшей убежденности. Они идентифицируют себя с персоной, которая избавляет их от одиночества, и поклоняются ей. Стихийно массы стремятся не к демократии, а к деспотизму. Став свершившимся фактом, массовое общество, естественно, тем или иным образом будет тяготеть к стабильности.
Политика, целью которой является управление массами, по необходимости является политикой, не чуждой фантазии. Она должна опираться на какую-то высшую идею (революции, родины), даже своего рода идею-фикс, которую внедряют и взращивают в сознании каждого человека-массы, пока не внушат ее.
Явления массовой психологии
Если масса – это вид социальной группы, то она обладает своей психологией. Процесс взаимодействия людей, так же как и в малой группе, порождает специфические проявления этой психологии или массовые явления.
Главную роль в психологии массы играет массовое (общественное) сознание – это совокупность распространенных в обществе идей, взглядов, нравственных ценностей, идеалов, верований, а также его эмоциональная составляющая.
Массовое (общественное) мнение – это обобщенная позиция большой группы людей, связанная с оценкой какого-то события, явления или информации
Формируется общественное мнение не путем сложения индивидуальных мнений, а в процессе обсуждения важного для массы в целом обстоятельства или события. Мнение достаточно устойчиво, но подвержено колебаниям, которые нередко вызываются искусственно правящими кругами или оппозиционерами.
Массовое настроение – это эмоциональная атмосфера, преобладающая в обществе
Она более устойчива, чем индивидуальное настроение. Колебание массового настроения связано с какими-то серьезными изменениями в жизни людей.
Коммуникативные процессы. Обмен информацией, как массовое явление существует в двух видах: в виде слухов и в виде средств массовой коммуникации. Слухи – это стихийное явление, возникают они спонтанно и получают особое распространение, когда достоверный источник информации отсутствует. В отличие от слухов, СМИ более организованные и часто распространяющие информацию в соответствии с социальным заказом, то есть с целями правящих кругов.
Мода – это совершенно особое массовое явление, которое стали изучать сравнительно недавно. Определяется мода как форма стандартизированного поведения, распространенная в больших социальных группах. Эта специфическая форма массового поведения имеет стихийный характер, и в то же время подчиняется своим законам. Изменчивость и динамичность моды является объектом исследования разных наук, в том числе и социальной психологии.
К массовым явлениям относят также и массовые движения, но их изучает в большей степени социология, чем психология.
Толпа, публика
Выделяют 3 разновидности массы:
скопление людей, не объединённых общей целью и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием |
Механизмы образования толпы:
- Слухи — это передача (это передача предметных сведений по каналоам межличностного общения.
- Механизм эмоционального кружения – или циркулярная реакция – это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Бывает как положительная, так и отрицательная (циркулярная реакция).
ВИДЫ ТОЛП:
1. |
Окказиональная — |
скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие |
2. |
Конвенциональная — |
собирается по какому-либо заранее объявленному событию, НО отличается от публики |
3. |
Экспрессивная — |
ритмически выражающая различные эмоции, (например, лозунги на митинге) |
3.1. Экстатическая — |
это экстремальная форма экспрессивной толпы |
|
4. |
Действующие толпы: |
|
4.1. Агрессивная |
||
4.2. Паническая |
||
4.3. Стяжательная |
(люди вступают в неорганизованный конфликт за обладание какой-либо ценностью) |
|
4.4. Повстанческая |
(сходна с агрессивной, но ей свойственен социально справедливый характер) |
Основное свойство толпы – ОБРАЩАЕМОСТЬ!!!
скопление людей, испытывающих сходные переживания или интересующихся одним предметом |
поляризованная масса, т.е. большое число людей, интересы и мышление которых сходны и которые ведут себя сходным образом Например: избиратели на выборах, поклонники какой-либо музыки, зрители TV –передач, читатели газет) |
6
Понятие «масс» по Беллу
(он вычленил около5 понятий различных теоретиков):
8 стр., 3537 слов
Массовое сознание как объект психологического воздействия
… литературы. 1. Феномен массового сознания и его специфика Все взгляды на массовое сознание можно объединить в два основных подхода. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. — … объекта психологического воздействия. Для этого решим следующие задачи: — дадим понятие феномену массового сознания и выявим его специфику; — изучим особенности психологического воздействия …
Масса противостоит классам либо
гомогенным группам (гомогенная группа
– это, например, группа студентов).
Масса – это «антикласс» — представители:
Ледерер, Арендт.
Другое понятие «масс» (НЕ по Беллу)
Масса, как толпа (Лебон).
Рассматривал толпу, которая к XIX в. возникла при непосредственном взаимодействии индивидов, в толпе образуется духовное единство массы – «душа толпы», которая проникается едиными чувствами, растёт энергия, исчезает или «глушится» сознательная личность. Лебон считал, что в массе господствуют низменные страсти, но выделял вид толпы – героическая масса – только в этом случае массой владеют высоко духовные, благие намерения.
Тард – масса – это публика. Он разграничивал толпу и публику. Публика – люди более рассеяны в пространстве. Толпа – более агрессивна, чем публика, публика более пассивна. Тард считал, что толпу желательно заменять публикой.
Сигеле (юрист) – занимался вопросами организации толпы – их взял у Тарда, вопросы самой организации. Сигеле активно указывал на то, что толпа агрессивна по своей природе и может дойти до преступления. Основная мысль Сигеле – преступления, которые совершил индивид в условиях толпы, массового скопления людей, выступлений и действий, являются деяниями в состоянии аффекта (т.е. человек в толпе не контролирует себя, действует бессознательно).
Аффект – смягчающий фактор – так считал Сигеле, как юрист.
Фрейд – «связи первого и второго порядка» (!) любовь к вожаку. Считал, что:
11 стр., 5229 слов
Психология толпы по Тарду
… Тард считает, что было бы ошибочно приписывать прогресс человечества толпе или публике, так как его источником всегда является сильная и независимая, отделенная от толпы, публики … модель, — на вождя. Отсюда проистекает преимущество, позволяющее заменить спонтанные массы массами дисциплинированными, и замещение это всегда сопровождается прогрессом общего интеллектуального уровня, …
— масса возбудима, импульсивна, легко поддаётся влиянию, руководствуется бессознательными импульсами;
— «масса не жаждет познания истины»;
— масса не способна на творчество, интеллектуальный поиск и совершение открытий.
Подчинение вождю интерес к одному субъекту. Этим можно манипулировать, масса в этом случае легко внушаема.
Блумер – толпа, как аудитория – считал, что для толпы характерна анонимность. Между членами массы – слабое взаимодействие. Блумер выделил 4 отличительные черты массы:
- разнообразие социального происхождения и положения членов массы;
- масса – это анонимная группа, состоящая из анонимных индивидов;
- члены массы не имеют возможности общаться друг с другом;
- масса имеет «рыхлую» организацию и не способна действовать так же согласованно, как толпа.