Политическая психология

Методы действия

Основными методами политической психологии по выявлению общественных настроений являются тестирование граждан, оценки экспертов, изучение особенностей индивидуального поведения.

Политическая психология изучает только формы человеческого поведения в рамках политики, а не их мысли, чувства касательно политики в целом или отдельных ее представителей. Политические психологи из года в год фиксируют количество и причины межэтнических и национальных конфликтов, рамки политической социализации. В пределах ее специализации находятся исследования относительно взаимодействия между человеком и политикой, контроля масс общества с помощью средств массовой информации.

Одним из направлений политической психологии является политический психоанализ, изучающий бессознательное поведение человека в условиях политики.

Политическое поведение может быть представлено политическим участием или протестом. Участием жителей государства в сфере политики считается их активная деятельность в политике государства, которая направлена на формирование и регулирование деятельности общественных институтов. Таковыми являются: принятие участия в выборах или голосованиях, референдумах; осуществление поддержки кандидатов или партий в избирательной кампании или участие в их деятельности.

Человек, голосующий за полюбившегося кандидата, реализует непосредственное политическое участие. Право выступления от имени человека его представителю называется участием опосредованным.

Электоральное поведение, то есть активность граждан в политической сфере является самой распространённой формой политического участия граждан.

Политический протест является выражением негативного отношения относительно политической системы государства. К протестам относятся разнообразные митинги и демонстрации, забастовки.

Есть и третья форма политического участия — попытка отклонения от участия в политике государства. Основными ее причинами являются равнодушное отношение к политике или разочарование во власти.

Данные формы участия и рассматривает политическая психология. Она выявляет причины уклонения граждан от участия, поводы для их недовольства властями и политической сферой государства вообще.

Политические мнения, суждения людей касательно различных объектов политики, предпочтения граждан или их желаемые предпочтения составляют структуру политических ценностей.

Их роль в развитии государства очень важна: если в массовом сознании сохраняются суждения о правильной организации власти, а в действительности их связь с конкретно-временной ситуацией утрачивается, власть начинает рассматриваться в качестве ценности.

Каждая ценность представляет суждения и доводы отдельно-взятой группы людей, и каждая из них имеет своих сторонников и последователей.

Когда власть в государстве достигает критической отметки в неспособности разрешения общественных конфликтов, настаёт время политического кризиса, что может привести к распаду самой системы.

Основные школы: особенности направлений, концепции

Политическая психология представлена тремя школами:

  1. Политический бихевиоризм. Занимается исследованиями поведенческих особенностей индивида путем сбора и изучения данных. Бихевиористы рассматривают политику в контексте культуры и общества. По их мнению, принцип «стимул – реакция» применим ко всем направлениям политического курса, в первую очередь для контроля поведения индивидов.
  2. Политический психоанализ. Изучает процесс мышления, влияющего на становление сознания. Приверженцы этого направления основываются на гуманистической концепции, ставящей интересы личности выше навязанных установок.
  3. Политический когнитивизм. Исследует бессознательные структуры психики, с целью создания классификации личностей высокопоставленных чиновников. Основывается на учении Фрейда о бессознательном.

Применяя разные методы, все виды школы преследуют одну цель — подробное изучение феноменов, способов взаимодействия людей внутри общественной структуры.

Психологические факторы и ресурсы политической власти

Механизм осуществления власти включает следующие моменты:

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется в государственных нормативно-правовых актах.

Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей.

Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений.

Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения.

Ресурсы власти: экономические, социальные, культурно-информационные, силовые, демографические.

Понятие и классификация ресурсов власти — это потенциальные основания власти, т.е.такие средства которые могут быть использованы ,но еще не используются или используются недостаточно. Классификация ресурсов власти зависит от критерия, по которому она осуществляется в качестве такого критерия можно использовать тип носителя власти или так называемый антропологический принцип. Классификация по типу носителя (различает ресурсы власти). Классификация по антропологическому принципу .(Выявляет типы основных мотивов, т.е. того непосредственного, что вызывает поведение объекта власти желательно для ее субъекта).

Похожие работы

  • Современные маркетинговые исследования (на примере СООО «Белвест»)
  • Контрольная по правоведению вариант 37
  • Ценовая политика
  • Контрольная работа по правоведению вариант 21
  • Личность и политика
  • Контрольная работа по правоведению вариант 38
  • Сущность политики и ее роль в обществе
  • Контрольная работа по Правоведению Вариант 2
  • Политическая психология: элементы и особенности
  • Контрольная работа по правоведению вариант 5
  • Политическая психология: иррациональный компонент
  • Правоведение: понятие и содержание дисциплины
  • Политическая психология: особенности формирования
  • Предмет, структура и место психологии в системе наук
  • Политическая психология: понятие, основные элементы
  • Бюджетная система, ее структура и принципы
  • Структура политического сознания: основные элементы, функции
  • Контрольная работа по правоведению вариант 5
  • Политическая психология: понятие и особенности формирования
  • Контрольная работа по правоведению вариант 3

Помощь в написании работ

Подробнее

Поводы к кризису

Поводами к кризису могут послужить появление оппозиции власти, распространяющей мнения, противоречащие политическим ценностям государства, наличие двоевластия или неспособность государственного аппарата выполнять свои функции и исполнять соответствующие обязанности. В результате уровень и качество общественной жизни падают, народ теряет доверие к своей власти, что может привести к выражению протеста в форме митинга или забастовки.

Политический кризис может не охватывать всю систему в целом — под его влияние могут попасть лишь отдельные сферы: внутренняя или внешняя политика.

Недовольства граждан политикой могут вылиться в политический юмор — сатирические шутки о трудных для правительства ситуациях.

Воля — это способность человека высказывать свои потребности и желания, формировать цели и прилагать усилия к их выполнению.

Политическая воля — некий импульс, выраженный правительством, способность людей действовать вкупе с сознательностью относительно заданной политической цели. Она зависит от ресурсов и от истории, она основана на целеполагании. Воля — понятие неограниченное и ни чем не стеснённое. Она является частью воли социальной.

Воля может преследовать как позитивные цели, так и негативные. Внутриполитическая воля может быть выражена заботой о сохранении общественного строя и порядка, его благосостояния. Воля внешнеполитическая направлена на повышение международного авторитета.

Когда политическая воля обладает силой, общество способно сохранить сложившиеся институты или же изменить установленные порядки, организовать выступления против власти.

Выражение воли в политике сопровождается борьбой разнообразных политических мотивов, цели и причины которых изучает политическая психология. В результате этой борьбы принимаются решения, на которые она и была нацелена.

Политическая воля — это своеобразный пропуск к выходу за рамки устаревших убеждений и устоев. Люди, обладающие целеустремленностью, силой воли и решительностью, способны продвигать общество вперед. Их деятельность может быть направлена как на отдельно-взятые личности политиков, так и на все общество в целом.

В настоящее время воля народа набирает все больше и больше популярности и играет очень важную роль в дальнейшем формировании и развитии общества.

Политическая психология рассматривает вопросы, связанные с подталкиванием общества к выражению определенной воли.

Политическая психология появилась относительно недавно, это один из новейших отраслей психологии, граничащий с политологией.

Данная сфера очень перспективна, она с самого начала привлекала исследователей. Число психологов-политологов растет из года в год, все новые и новые специалисты из разных стран интересуются данной областью изучения. Интерес к ней наблюдается даже в районах, ранее относящихся к политике без особой заинтересованности и традиций: Латинская Америка, страны Африки.

Исследователи изучают взаимодействие между собой понятий политических и психологических. Мало просто исследовать результаты воздействия политики на человека, необходимо понять саму сущность данных действий и решений. Методы получения информации от года в год только расширяются, им свойственен плюрализм.

Тема 1. Политическая психология как междисциплинарная наука.

Политическая
психология — междисциплинарная наука,
родившаяся на стыке политологии и
социаль­ной психологии. Ее главная
задача состоит в анализе психологических
механизмов политики и выработ­ке
практических рекомендаций по оптимальному
осуществлению политической деятельности
на всех уровнях. Развитие современной
политической психологии надо рассматривать
с двух сторон. С одной стороны, уже
достаточно давно в западной науке
исследова­лись психологические
аспекты политики, а в 1968 г. политическая
психология была официально «узако­нена
в правах». С другой стороны, с середины
80-х гг. началось строительство отечественной
«психоло­гии политики» как отдельного
направления внутри системно организованной
политологии. Постепенно идейно-терминологические
противоречия, разграни­чивавшие эти
два направления, сгладились, и сегодня
мы имеем дело с единой политической
психологией. Сглаживание противоречий
и становление единой науки было обеспечено
общими методологическими основаниями.
Западная политическая психология дав­но
развивалась в рамках достаточно широкого
пове­денческого подхода, у истоков
которого в нашем контексте стояли Ч.
Мерриам и Г. Лассуэлл. Обла­дая
определенными недостатками, данный
подход имел и целый ряд бесспорных
достоинств. В частно­сти, главной
задачей поведенческого подхода стало
изучение диалектики и трансформаций
влияния объ­ективных условий на
внутреннюю мотивацию и об­ратное
влияние, внутренних побудительных сил,
че­рез человеческое поведение на
внешние условия. В отечественной
психологии близким к поведенче­скому
оказался деятельностный подход. С его
точки зрения политика и есть, прежде
всего, определенная человеческая
деятельность с определенными моти­вами,
целями и, естественно, результатами.
Главным мотивом и, в случае успеха,
результатом этой дея­тельности
является согласование интересов разных
человеческих групп и отдельных индивидов.
Обре­тая эти результаты и свои формы
в тех или иных по­литических институтах,
политика как особая деятель­ность
наполняет собой политические процессы
— как содержание, наполняя форму, как
бы «застыва­ет» в ней, принося
определенные итоги. Исходя из этого,
можно говорить о двух базовых подходах
к изучению политики как деятельности.
Во-первых, об институциональном подходе
— с его выраженным акцентом на политические
институты, то есть, на результаты
определенной деятельности людей.
Во-вторых, о процессуальном подходе —
с его не менее выраженным акцентом на
политические процессы, то есть, на сам
процесс этой деятельности.

Николай Михайловский

Михайловский Николай Константинович (1842-1904) — русский социолог, литератор-публицист, критик, общественный деятель, автор многочисленных работ, которые собраны в многотомник
— Полное собрание сочинений в 8 томах, издававшиеся до 1917 года дважды.

В истории социологии он занимает заметное место: как один из создателей «субъективной социологии». Ему принадлежит неоспоримая заслуга в постановке и разработке ряда политико-психологических проблем. Наибольший интерес в области политической психологии представляет его теория
«героев и толпы», которая нашла отражение в цикле его статей: «Герои и толпа» (1882),
«К вопросу о героях и толпе» (1889), «Патологическая магия» (1887), «Еще о героях» (1891),
«Еще о толпе» (1893).

Суть теории «герои и толпа». «Толпа не народ, а самостоятельное общественно-психологическое явление, подлежащее специальному изучению» «Толпой будем называть массу, способную увлекаться примером …» . Основную организаторскую нагрузку в деле управления толпой несет вожак, герой. Последний является порождением толпы, а это в свою очередь дает право говорить о саморегуляции толпы. Герой появляется отнюдь не по собственному желанию. Его выдвижение на историческую арену социально детерминировано. Носителем этих социальных детерминант выступает не вся система социальных отношений, а конкретная толпа. Героя толпа буквально
«выдавливает» в определенные моменты исторического процесса. Герои при этом оказываются центром, аккумулирующим умственную и нравственную энергию толпы, ее мозгом.

Главным механизмам общения и взаимодействия между толпой и героем Михайловский считал подражание. Он различает две формы социально-психологического подражания: автоматическое (неосознанное) и осознанное. Неосознанное подражание более характерно для массового поведения, чем осознанное. Склонность масс к неосознанному подражанию объясняется их легкой внушаемостью, при этом немаловажную роль играет
«магнетическая сила» самой личности героя, сила его авторитета.

Значительное место в рассматриваемой теории «героев и толпы» занимает анализ массового социального настроения. Придавая большое значение фактору психологического состояния масс в социальной жизни, их склонности к заражению, внушению, подражанию, Михайловский подчеркивал, что дело прежде всего не в героях, а в особенностях настроения или положения тех масс, которые идут за ними. Функция героя, таким образом, заключается прежде всего в том, чтобы управлять настроением толпы. Ключом для управления народными массами является способность героев влиять на их настроения и чувства в нужную сторону. Героев
«создает та же среда, которая выдвигает и толпу, только концентрируя и воплощая в них разрозненно бродящие в толпе силы, чувства, инстинкты, мысли, желания …» . Возможность героя использовать настроение масс реализуется в нем в тем большей степени, чем в большей степени герой выражает стремление масс.

Краткий анализ теории «герои и толпа» свидетельствует о том, что Михайловского интересовала не столько сильная личность, сколько способы влияния
«героя» на толпу. Народ, подчеркивал Михайловский, пассивен, и что бы его поднять на действие, необходима не только
«автоматическая покорность» и узость интересов, но нужен человек, способный воздействовать на психологию
«толпы», и «загипнотизировать» ее, увлечь за собой, т.е. массе нужен толчок, способный овладеть ее волей и вызвать подражание .

Социально-психологические взгляды Н.К.Михайловского были известны в странах Западной Европы. Габриэль Тард в 1901 г. писал:
«…я недавно узнал, что развиваемое здесь положение (о взаимоотношении сильной личности и толпы) было изложено гораздо раньше, еще в 1882 г. известным русским писателем Михайловским» . Таким образом, русский социолог исследовал феномен толпы независимо от заподноевропейских социологов. Кроме того, большая заслуга Михайловского Н.К. состоит в том, что он очертил объем и содержание таких социально-психологических понятий как заражение, внушение и подражание.

С. Сигеле

С. Сигеле (1868-1913) — итальянский психосоциолог, криминалист, автор работ:
«Преступная толпа» (1891), «Психология сект» (1895).

Занимался исследованием источников преступлений, которые возникают в условиях большого скопления людей. Основной причиной противоправных действий в толпе он видел в
«иррациональной динамике действий», которые проявляются в «массовых ситуациях». Микроб зла,
— отмечал С. Сигеле, — очень легко распространяется в толпе, «тогда как микроб добра умирает почти всегда, не находя подходящих условий жизни» .

Специфика массовой психологии заключается, по мнению С. Сигеле, в ее инстинктивной природе. Способность сознательного и разумного управления поведением людей в условиях толпы неизбежно утрачиваться, настроение и поведение индивида в массе всегда иррационально, т.е. характеризуется неспособностью контролировать поступки и действия. Разгул неизменных побуждений, страстей, влечений, массовой истерии
— вот что характеризует толпу. Поэтому массовые скопления людей — благодатная почва для совершения преступных действий.
«…Возбуждение и гнев толпы очень глубоко переходит в короткое время, благодаря одному только влиянию численности, в настоящее бешенство» . Преступные
«деяния» в толпе происходят в «состоянии аффекта», что, с точки зрения уголовного права, должно рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство. В связи с этим С. Сигеле будучи специалистом в области уголовного права, добился соответствующих статей в итальянское законодательство.

Итак, С. Сигеле, подобно Г. Тарду и Г. Лебону, изучал социально-психологические особенности толпы, акцентируя более чем кто-либо на ее отрицательных социально-психологических характеристиках, таких как агрессивность, истеричность, безответственность, иррационализм, анархизм. Свой взгляд на этот социальный феномен он выразил в названии своей главной научной работы
«Преступная толпа».

§ 1. Сущность и особенности политической психологии Понятие и значение Политической психологии

Политическая психология представляет
собой совокупность духовных образований,
которые содержат в основном
эмоцио­нально-чувственные ощущения
и представления людей о поли­тических
явлениях и которые складываются в
процессе их (лю­дей) непосредственного
взаимодействия с институтами власти и
своего политического поведения. К
политико-психологическим явлениям
относятся как универсальные чувства и
эмоции чело­века, специфически
проявляющиеся в политической жизни
(на­пример, гнев, любовь, ненависть и
др.), так и те ощущения, ко­торые
встречаются только в политической жизни
(чувства симпа­тии и антипатии к
определенным идеологиям или лидерам,
чув­ства подвластности государству
и проч.).

Таким образом, политическая психология
— это универсальный духовный фактор,
оказывающий посто­янное влияние на
политическое поведение людей и институты
власти.

Пси­хологические свойства рассматриваются
как фактор, который и влияет на его
поведение, и предопределяет возникновение
самих этих ролей и функций. Например,
природа такого явления, как политический
экстремизм, зачастую объясняется не
столько его социальными причинами
(невстроенностью групп в обществен­ную
систему или их неумением представлять
свои интересы в легальных органах
власти), сколько психологическими. Как
до­казано многочисленными исследованиями,
этот тип политичес­кого поведения
людей всегда базируется на гипертрофированных
иррациональных мотивациях, которые в
свою очередь чаще всего являются
следствием некой психической ущербности
человека, тормозящей его рациональный
выбор и заставляющей обращать­ся к
подобным видам деятельности.

Такого рода примеры показывают, что для
анализа политики принципиальное значение
имеют представления о психологичес­ких
типах
взаимодействующих с государством
людей.

Нельзя не отметить и громадное значение
для политики пси­хологических свойств
политических лидеров

Например,
компульсивность (выражающаяся в
навязчивом стремлении все сделать
наилучшим образом) или демонстративность
(характеризующая стремление лидера
прежде всего привлечь внимание
обществен­ности к собственной персоне)
как доминанты стиля политичес­кого
лидера могут существенно повлиять на
характер принимае­мых в государстве
решений и даже изменить некоторые
парамет­ры политической системы в
целом

Отражая
и интерпретируя политику в
эмоционально-чувственной форме,
политическая психология представля­ет
собой т.н. «практический» тип политического
сознания. Если, к примеру, идеология
является продуктом специализированного
сознания, плодом теоретической
деятельности группы людей, то политическая
психология формируется на основе
практического взаимодействия людей
друг с другом и с институтами власти.

Особенности политической психологии

В теории, чтобы отобразить эту форму
«естественного», обы­денного мышления,
используют понятие «социальные
представ­ления» (Московиси). К ее
отличительным чертам относят прежде
всего отображение людьми политических
объектов через призму своих непосредственных
интересов и доступного им политичес­кого
опыта.

В силу «приземленности», «наивности»
своего взгляда на дей­ствительность
политическая психология демонстрирует
и опре­деленные способы интерпретации
понятий, зачастую отождествляя последние
с формой непосредственного восприятия
дейст­вительности. Например,
«государство» отождествляется с
конкрет­ным государством, в котором
живет человек, «власть» — с реаль­ными
формами господства, «рынок» — с
конкретными отноше­ниями экономического
обмена, которые он наблюдает, и т.д.
Познавательная ограниченность
политической психологии проявляется
и в приписывании непосредственно
воспринимае­мым ею явлениям разнообразных
причин, устраняя таким обра­зом
имеющийся у нее дефицит информации. В
массовых формах такая черта политической
психологии стимули­рует возникновение
разнообразных слухов и мифов, которые
ох­ватывают целые слои населения.
Особенно часто это касается принимаемых
в государстве решений, кадровых
перемещений, отношений в правящей элите
и других наиболее закрытых от
об­щественности вопросов.

Мотивация получения власти: чем обусловлена потребность личности в доминировании

Основным мотивом получения власти считается потребность в компенсации. В ее основе лежит концепция А. Адлера, предположившего причиной стремления личности к доминированию желание компенсировать недостаток. Власть делает индивида значимым, поднимая его статус в собственных глазах, способствует выравниванию самооценки.

Теория компенсации рассматривалась как единственный мотив получения власти до 1970 годов. Многочисленные исследования, проведенные аналитиком Лассуэлом, опровергают ее. Результаты его исследований показывают, что потребность власти может быть инструментальной — стремлением не только самоутвердиться, но и реализовать потребности.

Габриэль Тард

Габриэль Тард (1843-1904) — французский социолог психологической школы, автор работ:
«Законы подражания» (1890), «Социальная логика» (1895), «Общественное мнение и толпа» (1902),
«Личность и толпа» (1903), «Социальные законы» (1906).

Феномен подражания интересовал умы многих ученых, однако Г. Тард придавал этому социально-психологическому явлению особенно большое значение, абсолютизируя его роль в общественной жизни. Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, аналогичное наследственности в биологии и молекулярному движению в физике, Г. Тард пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание, по его мнению, выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений.
«В общественном отношении все оказывается изобретениями и подражаниями; подражания
— это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения» .Благодаря подражанию, отмечал Г. Тард, происходит «распространение нововведений» и одновременно благодаря этому же механизму население Европы превратилось в
«издание, набранное одним и тем же шрифтом и выпущенное в нескольких сотнях миллионов экземпляров» .

Распространение новшеств путем подражания Г. Тард схематично рисует в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не наталкивается на встречную волну, исходящую от другого центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство, начинается
«логическая дуэль» подражаний, следствием чего могут быть любые конфликты: от теоретического спора до войны. Процесс подражания подчинен ряду законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражают высшим. Подражание разделяется на несколько видов:

1) по степени рациональности
— логическое и внелогическое; 2) по последовательности и механизму движения — внутреннее и внешнее; 3) по степени устойчивости
— подражание-мода, подражание-обычай; 4) по социальной природе — подражание
внутри класса, подражание одного класса другому .

Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное
мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Природа подражания — гипнотизм.
Общество — это подражание , а подражание — род гипнотизма .

Со времен Великой французской революции изучение такой массовой политической общности как толпа стало
«модным»

Не обошел вниманием этот специфический социально-психологический феномен и Г. Тард, который назвал толпу самой
«старинной» социальной группой после семьи

Он определяет ее как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием. Толпа повторяет одни и те же действия, одни те же крики, она мелочно самолюбива, обращаться к ее разуму бесполезно; толпа криком, воем, топаньем заглушает всех, кто не умеет ее угадать; чем многочисленнее толпа, тем ниже ее уровень; толпа, независимо от того, из кого она состоит (профессор или кочегар), теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует, и наконец, толпа ослабляет или уничтожает индивидуальность входящих в нее индивидов .

Анализируя психологию толпы, Г. Тард проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение
— это особенность народных низов, а сознательное мнение — это свойство «публики» или интеллектуальных привилегированных социальных групп .

Итак, в работах Г. Тарда нашли отображение следующие идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл
«социальной логикой» .Признанный классик социальной психологии, он поставил ряд проблем, которые дали толчок развитию политической психологии.

Вильгельм Вундт

Вильгельм Вундт ( 1832-1920) — немецкий социопсихолог, автор работ: «Основания физилогической психологии» (1880),
«Проблемы психологии народов» (1912).

Один из первых поставил вопрос о структуре больших социально-психологических
образований. В центре его исследований — психология народов. Он подробно изучал
продукты духовной деятельности, которые в совокупности составляют лицо нации:
мифы, традиции, язык, обычаи, художественное творчество, религиозные верования,
нравственные ценности и жизненные установки. В. Вундт предпринял попытку
объединить разнообразные положения психологии народов в психологическую теорию,
центральным пунктом которой являлась идея о «сверхиндивидуальной психике», «народном или групповом духе»,
«душе народа» . Суть его теории может быть сведена к утверждению:
«коллективистское» больше чем «индивидуальное» (целое больше, чем сумма его частей).

Итак, главный вклад В. Вундта в политическую психологию — постановка и разработка проблем национальной психологии.

Заключение

В ходе проделанной работы была раскрыта ее цель рассмотрения психологии в политике.

Также были решены основные задачи:

  • Определено происхождение политической психологии, описаны ее методы, предмет и задачи;
  • Рассмотрены психологические факторы политической культуры;
  • Раскрыты психологические ресурсы политической власти.

Самое существенное в политике — это «устройство государственной власти. Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства». Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти.

Предметом политической психологии является особый ряд явлений, рождаемых деятельностью людей в сфере политики и власти.

Психология политической власти определяет саму власть как способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, воли, принуждения. А также выделяет ее сущностные черты: суверенитет, что означает независимость и неделимость власти; авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества; волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять; принудительный характер  власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие); всеобщность  власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.