Методы решения задач психологии

Решение психологических задач

Задача 1

К психологу обратился за консультацией восьмиклассник Витя М. Он рассказал, что очень интересуется техникой, умеет разбираться в схемах, чинить простые электроприборы. Ему хотелось бы выбрать профессию, связанную с техникой, например, специальность мастера по ремонту радиоаппаратуры. Однако в школе он учится слабо, особые трудности вызывают у него такие предметы, как математика и физика. Учитель физики не раз говорил ему, что у него нет способностей к точным наукам и что вряд ли он сумеет овладеть специальностью, требующей умений разбираться в технике. В связи с этим Витя просит психолога определить, есть ли у него способности к технике и стоит ли ему выбирать себе специальность, требующую таких способностей.

Вопросы

1. Предложите план психологического обследования Вити М., позволяющий выявить уровень серьезности его профессиональных намерений и уровень развития технических способностей.

2. Что в профессиональном самоопределении данного учащегося требует психологической коррекции?

3. Правильна ли, на Ваш взгляд, позиция учителя физики?

4. Следует ли поддержать профессиональные намерения Вити М., если в результате диагностического обследования выявится низкий уровень технических способностей? Если да, то какие рекомендации следует предложить учащемуся и его педагогу?

Задача 2

Десятиклассница Марина А. обратилась к психологу с просьбой помочь ей принять окончательное решение относительно выбора профессии. Она хорошо учится, любит предметы гуманитарного и естественно-научного циклов. Решение о будущей профессии приняла еще в 9-м классе: хочет быть врачом. Наметила для поступления вуз. Однако, зная, что там высокий конкурс, готова, в случае неудачи, пойти в медицинское училище. Она специально наводила справки об уровне подготовки в разных училищах и выбрала для поступления одно из лучших, с которым успела подробнее познакомиться. Считает, что, может быть, такой путь в профессию будет более правильным, поскольку училище предоставляет возможность более надежного овладения многими практическими навыками, которые необходимы хорошему врачу. От психолога ждет подтверж-ждения правильности своего выбора.

Вопросы

1. Можно ли считать сформированными профессиональные намерения Марины? Аргументируйте свой ответ.

2. Каким способом можно установить наличие стойкого интереса Марины к профессии врача?

3. Какие данные о Марине следует получить психологу для подтверждения правильности ее выбора?

Задача 3

В семье Юли Д. возник серьезный конфликт. Юля, ученица 10-го кл., хочет быть социологом и поступать на философский ф-т МГУ. Юлина мама категорически против, поскольку совсем иначе планирует будущее дочери. Профессия социолога кажется ей малоподходящей для дочери, поскольку не очень понятно, чем придется заниматься по окончании ф-та, удастся ли найти хорошо оплачиваемую, гарантированную работу. Юлины родители — инженеры и считают, что это самая надежная профессия, которая всегда будет нужна. Немаловажный факт, что Юлин папа может помочь ей в подготовке ко вступительным экзаменам и определиться с местом работы.

Юля совершенно не интересуется предметами физико-математического цикла, более того, педагоги утверждают, что она «прирожденный гуманитарий».

Вопросы

1. Правы ли родители, настаивая на своей версии будущей профессиональной судьбы дочери?

2. Какие аргументы в защиту Юлиного выбора профессии Вы могли бы привести?

3. Какую тактику проведения консультации должен избрать психолог, чтобы погасить конфликт между дочерью и родителями?

Задача 4

Инна Д. учится в 9-м классе. Она очень тревожный человек, всегда сильно волнуется при ответах у доски, а ситуации экзаменов, контрольных работ являются просто стрессовыми для нее. Ей свойственна неуверенность в себе, в своих силах. Из-за этих индивидуальных особенностей Инна не может принять окончательного решения о будущей профессии, поскольку не представляет специальности, с которой бы она могла справиться без значительного нервного напряжения.

Вопросы

1. К какому типу нервной системы можно отнести Инну, исходя из анализа ее поведения?

2. Какими методами можно определить тип нервной системы Инны?

3. Каков круг профессий, которые не противопоказаны лицам с таким типом нервной системы, который характерен для Инны?

Где применяется психологическое консультирование?

Широкое применение этого метода подразумевает множество способов использования. При работе с детьми психологическое консультирование используется наиболее часто. Эффективность его в работе с подростками доказана неоднократно. Замечено, что при работе с детьми цели и задачи возрастно-психологического консультирования раскрываются наиболее полно и целесообразно. Работа проводится не только с ребенком, но и, в обязательном порядке, с его родителями. Используется метод и при работе со студенческими группами. Лица, проходящие психологическое консультирование в этой возрастной группе, стимулируются к развитию, проходят адаптацию в группах. Изучение поведения и мотивации студентов положительно сказывается на составлении учебных программ. С экономической точки зрения, результат внедрения психологического консультирования в этой группе помогает решать проблемы, связанные с незаинтересованностью, отстраненностью учеников.

Для людей старшего возраста созданы службы психологической помощи. Часто занятия проводятся в группах или с семейными парами. Социальные службы предлагают нуждающимся помощь в виде бесплатной психологической консультации. В большинстве случаев эта помощь оказывается людям, пострадавшим от собственных проблем с адаптацией к окружающему миру. Применяется этот метод психотерапии и в производстве. Сейчас руководство крупных компаний предпочитает иметь в штате собственного психолога. Беседы с ним призваны поменять у сотрудников фирмы психологические установки, мешающие применять свои знания наиболее благоприятным образом. Исследования показали, что не организация производства, а социальная жизнь в коллективе для индивида имеет главенствующую роль.

Цели и задачи психологического консультирования на производстве сводятся к тому, чтобы наладить моральное состояние сотрудников и гармонию внутри коллектива. У военных этот метод использовался очень мало, учитывая некоторый консерватизм этой сферы. Индивидуальный подход в военной деятельности, как правило, не используется. Хотя, очевидно, что психологическое консультирование помогло бы наладить адаптацию новобранцев и разрешить проблемы в установлении морального климата внутри военной группы. Часто индивиды, проходящие службу в войсках, входящих в категорию особой опасности (летчики, парашютисты и пр.), испытывают сильнейший стресс, панические атаки. Это состояние способствует выпаданию из учебного процесса. То же касается и демобилизующихся, которым приходится заново привыкать к обычной гражданской жизни, возвращаться к близким людям и строить общественные связи.

Исследование процесса взаимодействия в группе

Успех не каждого отдельного сотрудника, а всего коллектива в совокупности зависит от их успешного взаимодействия между собой. У разобщенного коллектива нет прочных связей, стремлений к единой цели, дружеского взаимодействия и необходимого доверия, без которого успех просто невозможен.

Чтобы разрешить подобные проблемы, психология управления занимается изучением способов преодоления барьеров внутри коллектива, достижения сплоченности и совместной мотивации, которая позволит двигаться вперёд.

Для выполнения поставленных задач с коллективом необходимо проводить правильную психологическую работу, тренинги, бизнес-игры. Исследование процессов взаимодействия сотрудников позволяет в дальнейшем разработать индивидуальную схему мотивации.

Психология управления – это важный раздел психологии, который занимается изучением деятельности руководящего состава, механизмов мотивации и способов взаимодействия сотрудников в коллективе. Благодаря полученным данным можно «воспитать» достойный управляющий состав, обучив всем тонкостям психологии управления и наделив качествами перспективных лидеров.

Помимо работы с руководителями, психология управления занимается изучением тонкостей работы коллектива, способами взаимодействия и возможностью разрушения барьеров. Это крайне важная наука, так именно она позволяет оптимизировать работу всего коллектива, а деятельность управляющего состава сделать более продуктивной.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Схема решения и пример

Любую психологическую проблему можно представить в виде череды взаимосвязанных процессов. Задачи психологической работы на практике состоят в том, чтобы выявить последовательность, добраться до первопричины и устранить ее или же найти иной способ решения проблемы.

Представить ситуацию, являющуюся задачей психологии, требующей решения, можно на простом примере:

  • человек занят написанием дипломной работы;
  • он постоянно отвлекается, находит массу промежуточных занятий – сварить кофе, посмотреть новости, размять спину и так далее;
  • время проходит – текст не написан.

Эта ситуация есть не что иное, как психологическая проблема или же задача, нуждающаяся в решении.

Решать ее нужно, начав с поиска первопричины, которая в данном случае находится внутри человеческого разума. Следует понять, почему возникает желание отвлекаться. Как правило, это случается из-за отсутствия интереса к теме и лени. Вариантом решения в данном случае может стать следующее:

  • устранение всех «соблазнов»;
  • активация волевого импульса.

Разумеется, данный пример является максимально примитивным, однако он вполне актуален в обычной жизни и точно отражает суть того, что можно считать психологической проблемой или задачей.

Предмет консультирования

То, над чем совместно работают психолог и клиент во время консультации – это та точка опоры, которую используют в период личностного кризиса. Его потенциал, зона роста. Те положительные качества личности, которые необходимо развивать, от них отталкиваться и использовать в процессе избавления от негатива в жизни. Главная проблема людей, которым требуется психологическая консультация – это скрытая индивидуальность. Они боятся быть теми, кем являются на самом деле. Подавляющее большинство клиентов психолога-терапевта считают, что в их сознании нет порядка, они «неправильные», не такие, как остальные люди. Какая цель психологического консультирования? Она состоит в том, чтобы человек понял свою уникальность, свою индивидуальную и исключительную роль в обществе.

Наука о психике

Психология – относительно молодая наука, ей всего полтора века. Хотя корни психологии уходят в глубокое прошлое, официально она была признана отдельной наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог В. Вундт основал первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. С тех пор психологические знания не просто носят умозрительный характер, они стали экспериментально-доказуемыми и подтверждаемыми исследованиями.

Само название науки «психология» переводится с древнегреческого как «наука о душе». Ψυχή — «душа», λόγος — «учение».

Более двух тысяч лет назад Аристотелем был написан трактат «О душе». Так душа стала предметом изучения психологии, тогда еще являвшейся частью философии. В XVII веке понятие «душа» трансформируется в «сознание». Вплоть до конца XIX века ученых в основном интересовало, как человек познает и осознает мир и себя. В начале ХХ века предмет изучения науки психологи вновь изменяется. Теперь ученых интересует не эфемерное понятие души, и не сознание, а поведение личности. Многочисленные эксперименты, проводившиеся в то время, имели целью выявить закономерности рефлексов, реакций, действий и поведения индивида.

Сегодня психология – это наука, изучающая законы и закономерности развития и функционирования психики.

Психика – функция мозга, заключающаяся в активном отражении объективного мира, позволяющая регулировать и организовывать жизнедеятельность.

Психика – субъективный образ объективного мира.  Субъективный, то есть принадлежащий субъекту, зависящий от него, его жизненного опыта, мировоззрения, целей. Поэтому внутренний мир каждого человека уникален, он – «зеркало», в котором отражается внешний мир и отражается у каждого по-разному в зависимости от того как человек настроит свое «зеркало».

Если единственный инструмент познания психика – психика (ведь даже самые точные показания приборов все равно интерпретирует живой человек), а единственный инструмент познания личности другого человека – собственная личность, не трудно догадаться, почему не только «чужая душа потемки», но и свой внутренний мир бывает трудно понять.

Не даром древние греки над входом в храм Аполлона в Дельфах разместили табличку с надписью «Познай самого себя!». Работа над собой – самая сложная, но самая нужная работа.

Порядок консультирования

В состоянии клиента для психолога имеют значение только его чувства, действия при этом не обсуждаются. Цели и задачи психологического консультирования сводятся к стабилизации внутреннего состояния личности. Как должен вести консультацию профессиональный психотерапевт?

  1. Определить проблему клиента. С чем он обратился, что его волнует, что вызывает негативные эмоции.
  2. Выяснить атмосферу, в которой находится клиент. Насколько ситуация вокруг способствует оздоровлению или, наоборот, усугубляет проблему и будет мешать в процессе психологической помощи.
  3. Распознать особенности клиента. Его возможности для получения положительного результата, готовность менять взгляды и отношения с окружающим миром. Насколько он способен получить помощь от психологической консультации.
  4. Предоставление консультантом всех профессиональных возможностей для облегчения состояния личности. Работа профессионала с личностными особенностями клиента.

Модели психотерапии

Всего выделяется шесть моделей психотерапии:

  1. Медицинская (клиническая) психотерапия – применяется для предупреждения и лечения заболеваний. Применяется в психиатрии, наркологии, терапии.
  2. Психологическая психотерапия – применяется для улучшения психологического здоровья человека, его личностного развития, обучения межличностной коммуникации.
  3. Педагогическая психотерапия – направлена на плодотворный процесс обучения, построение межличностных отношений между учителем и учеником.
  4. Философская психотерапия – необходима для того, чтобы человек понял место своей личности в мире, его устройство.
  5. Социальная психотерапия – направлена на взаимодействие с человеком или группой людей для того, чтобы донести до них свое мнение, агитировать или манипулировать ими.
  6. Недифференцированная (эклектическая) психотерапия – включает в себя пять вышеперечисленных моделей психотерапии.

Принципы социальной психологии

Нужно понимать, что речь идет о разделе, который находится на стыке социологии и психологии. Иными словами, предметом и задачами этого направления социальной психологии является рассмотрение, изучение и раскрытие психологических проблем, связанных с социальными. Именно пограничное положение социальной психологии обуславливает специфику социальных фактов, закономерностей, механизмов, формирующих социально-психологическую реальность.

Принцип социально-психологической причинности.

Считается, что социально-психологические явления имеют отражательный характер. Иными словами, речь идет о возникающем в сознании людей идеальном образе окружающей социальной действительности. Причина социально-психологических явлений всегда кроется в объективных обстоятельствах, возникающих в течение жизни конкретных групп и отдельных людей.

Кроме того, на человека, находящегося в группе, воздействуют психологические особенности, взгляды, настроения, желания, поведение его окружения. Совместная жизнедеятельность людей, общение, выражение эмоций, мнений, намерений невозможны без параллельного обмена продуктами психологии. Таким образом формируются общности людей, происходит их интеграция, объединение в группу и отделение от остальных групп.

Самыми понятными проявлениями взаимного влияния людей друг на друга является информирование, обучение, пояснение, убеждение, побуждение или приглашение к действию. Человек постоянно находится под малопродуманным психологическим воздействием со стороны СМИ, средств пропаганды, пр. Социально-психологическое отражение под действием окружающей среды приобретает двойную социальную причинность, поскольку одновременно получает роль субъекта отражения социальной реальности и объекта, находящегося под влиянием активных элементов.

Принцип единства социально-психологических явлений, среды, активности.

Среда, активность людей, то есть их общение и совместная деятельность воздействуют на социально-психологические явления, присутствующие в различных группах. Увеличение численности группы всегда приводит к сокращению роли общения и совместной деятельности. На фоне этого возрастет уровень воздействия среды, объективных условий жизнедеятельности.

Принцип социально-психологической системности.

Если сравнивать индивидуально-психологическую и социально-психологическую реальность, то вторая располагается на более высоком системном уровне, имеет сложные причины для формирования, закономерности, механизмы. Психология отдельных людей, включенных в связи друг с другом, считается составляющей этой системы.

При решении задач социальной психологии важно понимать, что наравне со всеми остальными существующими системами социально-психологическая реальность не может считаться просто суммой свойств ее элементов. Речь идет о целостной совокупности со специфическими системными характеристиками, возникающими в результате деятельности элементов

Их взаимодействие друг с другом и со средой оказывает обратное влияние на участников системы, за счет чего они подчиняются законам целостного функционирования.

Принцип социально-психологического развития.

Личность развивается в непрерывно меняющейся социально-психологической среде, что связано с постоянным изменением общества. Именно процессы в последнем сильнее всего отражаются на происходящих в человеке изменениях.

Принцип объективности.

Задачи социальной психологии недостижимы без достоверности знания, полученного в процессе проводимых исследований.

В чем цели психологии?

Научные цели, безусловно, взаимосвязаны с задачами. Различие заключается в том, что цели подразумевают не только изучение какого-либо аспекта мышления, психического процесса, восприятия, но и практическое использование имеющихся знаний.

Иными словами, цели и задачи психологической научной деятельности в совместном рассмотрении заключаются в том, чтобы понять происходящие в мозгу процессы и использовать полученные знания для влияния на них.

Попросту говоря, главной целью психологии является решение возникающих задач на практике, выражающееся в коррекции происходящих в мозгу человека процессов, относящихся как мышлению, так и к восприятию.

Изучение процессов регулирования трудовой деятельности в разных ситуациях, в том числе и экстремальных

Профессиональный руководитель должен уметь осуществлять грамотную управленческую деятельность в любых условиях, в том числе и в экстремальных: в условиях ограниченности времени, ресурсов, нехватки кадров. Истинная ценность хорошего руководителя заключается в умении осуществлять управление коллективом и правильного его мотивировать, несмотря на невыгодные ситуации. Правильные, скоординированные действия выведут команду из затруднений, а ошибки загонят только в ещё большие проблемы.

Именно поэтому психология управления уделяет особое внимание изучению деятельности руководителей в разных ситуациях

Направления психотерапии

Замечание 2

Психотерапия влияет на психическое состояние человека различными способами. В ее практике применяется более пяти сотен самостоятельных методов и техник.

Метод – это обобщенный принцип лечения, производный из специфики понимания сущности заболевания. Методы, объединяемые по признаку общего принципиального подхода к лечению, создают различные направления психотерапии.

В отечественной психотерапии обычно выделяются следующие основные направления психотерапии:

  • суггестивная психотерапия;
  • реконструктивная психотерапия, по-другому называемая личностно-ориентированной;
  • эмоционально-стрессовая психотерапия.
  • поведенческая психотерапия.

Также существует психодинамическое направление в психотерапии.

Как классифицируются методы в психодиагностике?

Все методики диагностики, делающие возможным решение психологических задач, делятся на два крупных типа:

  • исследовательские;
  • практические.

К первым относятся как теоретические, так и практические работы ученых. Вторые же включают в себя такие способы сбора и систематики информации, как:

  • тестирование;
  • наблюдение;
  • опросы или беседы;
  • фиксирование различных реакций и взаимосвязей.

Наблюдение, как и прочие методики, задействуемые в психодиагностике, может быть прямым или же косвенным. Наблюдение является основным способом для сбора информации, определения проявлений и характеристик какого-либо процесса, выявления его закономерностей.

Что эти задачи включают в себя?

Психологические задачи включают в себя изучение нескольких направлений, относящихся к проявлениям человеческого сознания. Наибольшим приоритетом среди них обладают:

  • структурные процессы, происходящие в мозгу;
  • субъективное восприятие и варианты его формирования;
  • становление психической деятельности и ее развитие;
  • зависимость от объективных реалий, условий жизнедеятельности и воспитания;
  • влияние физиологических процессов на мышление.

Таким образом, в понятие «психологические задачи» входит изучение всех аспектов процессов восприятия и мышления человека, включая и влияние на них окружающего объективного мира, состояния здоровья и прочих факторов.

Какие пути используются?

Решение той или иной задачи в психологии может быть достигнуто двумя основными путями – суб- и объективным. Каждый из них имеет собственные специфические отличия и целесообразен при определенных обстоятельствах.

Объективный путь объединяет методики, в которых результаты, как и наблюдаемые процессы, выводы, никоим образом не зависят от отношения, взглядов, действий или иных аспектов индивидуальности. Это относится как к объекту наблюдения, так и к специалистам, его осуществляющим.

Субъективный же путь обозначения задачи и вариантов нахождения ее решения объединяет те методики, в которых используются данные, полученные способом, не исключающим определяющее влияние желания, настроения и прочих подобных факторов. То есть этот путь включает в себя методики, базирующиеся на субъективных данных. Примером этого может стать любая анкета или же тест. Ответы на вопросы в них зависят от большого числа индивидуальных переменных, таких как сиюминутное настроение, наличие мигрени, раздраженность или ощущение счастья и прочих, аналогичных эмоций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.