Общие проблемы психологического консультирования

Расписание

Название цикла Дневная группа
(10:00-17:30)
Группа выходного дня
(10:00-17:30)
Качество присутствия и терапевтическая эмпатия. Активное слушание. Терапевтическая коммуникация 16, 17 января
Техника и практика первичной консультации. Особенности работы с разными типами клиентов
Психодиагностика. Использование изобразительной деятельности в психотерапии и психокоррекции
Психология утраты и травмы. Работа с утратой и психологичечской травмой
Особенности работы с разной проблематикой: страх, депресссия, психосоматика, зависимости
Гештальт-терапия
Техники психодрамы в индивидуальном психологическом консультировании
Сексуальные дисфункции. Работа с беременными женщинами
Супервизия
Сертификация

Внимание! Вы можете пройти любой интересующий цикл из данной программы.

Этика в психологическом консультировании

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование невозможно без атмосферы доброжелательности и безопасности для клиента.

Опыт работы терапевтов и психологов содержит рекомендации по этической стороне вопроса:

  1. Разделение профессионального и личного. Нежелательным явлением считаются производственные, родственные или дружеские отношения между клиентом и консультантом.
  2. Специалист не должен действовать вместо клиента. Готовые решения в текущих ситуациях, прямые советы о том, что делать в каждом данном случае, выходят за рамки профессиональной этики консультантов.
  3. Психолог не должен ставить общественные ценности выше интересов человека, который обратился к нему за помощью. Оценка действий субъекта с уровня общей морали не позволит тому быть открытым и раскрепощенным.
  4. Недопустимы также оценки со стороны самого специалиста. Этика профессии предполагает, что клиента воспринимают таким, какой он есть.
  5. Строгая конфиденциальность встреч. Никакая информация не должна выйти за рамки отношений клиента и психолога.

Современный подход в психологическом консультировании

Цель и задачи современного метода в том, чтобы человек с помощью психолога морально вырос до такого состояния, когда он сможет самостоятельно справляться с проблемами, как с имеющейся, так и с последующими. Терапия заключается в следующем:

Психолог работает не для клиента и не производит манипуляции с его сознанием. Он работает вместе с клиентом. Задача специалиста – освободить его от личностных проблем, чтобы он мог самостоятельно развиваться и успешно проходить свой жизненный путь. Эмоциям в новом подходе уделяется больше внимания. Знания о проблеме не дают результата в ее решении. Важны эмоции, которые испытывает индивид в момент кризиса, именно они обуславливают его поведение. Работа ведется с настоящим, а не с прошлым индивида

Прошлое важно с точки зрения построения цепочки, которая привела к развитию проблемы. Интересный факт, что если в терапии не рассматривается прошлое клиента, то развитие личности проходит быстрее и эффективнее

Процесс психологической консультации уже несет в себе опыт для клиента. Опыт ответственности за собственные действия и результат их в его жизни.

Цель

Подготовить специалистов к практической деятельности в области психологического консультирования, сформировать и/или усовершенствовать у участников навыки построения терапевтических отношений.

Познакомить с разными подходами и методами консультирования.

Получить ответы на вопросы:

  • Из чего складывается успех работы психолога? 
  • Чем отличается Консультирование от кухонного чаепития?
  • На каком «языке» говорить с Клиентом? и какими техниками с ним работать в зависимости от того как он «психологически устроен»?
  • Можно ли давать советы клиенту? (и если «да», то как это делать…)
  • Как запомнить клиентскую историю, не обладая уникальной памятью?
  • Как не «тащить» клиентские истории домой… и из дома – семейные проблемы на работу?
  • Как продолжать работать, если психолог сам не в ресурсе: болеет, разбит усталостью…?

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Разграничение этих двух сфер психологической помощи — сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия “психологическое консультирование” и “психотерапия” как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога

Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, важно найти основания, по которым их можно было хотя бы частично разделить. Bramer и Shostrom (1982), говоря о соотношении консультирования и психотерапии, прибегают к представлению о двух полюсах континуума

На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе — большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультированием, так и психотерапией.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

• консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

• консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что “человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста” (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968);

• консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

• консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

• консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

• в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

• консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Техники психологического консультирования

Техники психологического консультирования неразрывно связаны с его этапами. Рассмотрим этапы консультирования в психологии и применяемые во время каждого из них техники.

Первый из этапов психологического консультирования — встреча клиента и психолога. Во время первого сеанса используются следующие техники:

  1. Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
  2. Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
  3. Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
  4. Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.

Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:

  1. Диагностика личности клиента складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
  2. Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник — диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит — применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.

Третий этап — составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:

  • Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует отметить, что «совет» следует понимать условно — клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
  • Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.

Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются различные техники. Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту — мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.

Предмет консультирования

То, над чем совместно работают психолог и клиент во время консультации – это та точка опоры, которую используют в период личностного кризиса. Его потенциал, зона роста. Те положительные качества личности, которые необходимо развивать, от них отталкиваться и использовать в процессе избавления от негатива в жизни. Главная проблема людей, которым требуется психологическая консультация – это скрытая индивидуальность. Они боятся быть теми, кем являются на самом деле. Подавляющее большинство клиентов психолога-терапевта считают, что в их сознании нет порядка, они «неправильные», не такие, как остальные люди. Какая цель психологического консультирования? Она состоит в том, чтобы человек понял свою уникальность, свою индивидуальную и исключительную роль в обществе.

Техники психологического консультирования

Специфические приемы, которые консультант применяет на каждом этапе процедуры консультирования и в рамках этих этапов, называются техниками консультирования. Они бывают универсальными, успешно применяемыми на любом этапе консультирования, и специфическими, которые наиболее подходят для отдельного этапа процесса.

Техники следует рассматривать в соответствии с этапами модели психологического консультирования.

Первый этап – начало работы и первая процедура, знаменуется встречей субъекта с консультантом. К техникам, применимым для решения этой задачи, относят: приветствие индивида, проведение его на место, выбор индивидом своего места в помещении, выбор консультантом места для себя, методы установления психологического контакта.

Приветственные техники осуществляются через стандартные фразы, например: «Приятно познакомиться», «Рад вас видеть».

Техника «проведение потенциального клиента на место» уместна при первичном посещении субъектом консультации. Выглядит она следующим образом: консультант идет впереди индивида, указывает ему путь и пропускает при входе в рабочий кабинет вперед себя.

Установление положительного настроя клиента является второй процедурой этого этапа. Главной техникой здесь будет установление раппорта. Установить его можно всем, что способно произвести благоприятное впечатление: опрятный вид, соблюдение зоны общения, благожелательное выражение лица.

Третья процедура – это освобождение от психологических барьеров. Клиент ощущает волнение, которое помогут снять специальные техники. Например, можно дать ему побыть немного время одному, включить спокойную, ненавязчивую музыку, которая также будет содействовать созданию благоприятного климата.

Второй этап – сбор информации. Первая процедура охватывает диагностику личности клиента, в рамках которой применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью.

Прояснение сути проблемы и определение ресурсов клиента является второй процедурой. Применяемые техники: диалог и слушание.

Активизация памяти клиента – третья процедура. Используемые техники: помощь в формулировании высказываний и определении подлинных чувств, психологическая поддержка субъекта, провоцирование клиента, насыщение пауз. С целью оказания субъекту помощи в определении настоящих чувств и их обращении в словесную форму применяют методы активного слушания.

Техника «насыщение паузы» предполагает использование консультантом пауз. Он может их наполнить вопросом или метафорой либо «держать паузу».

На выставлении слов клиента под сомнение основывается техника «провоцирование». Ее цель заключается в помощи субъекту посмотреть с иного бока на сложную ситуацию.

Этап третий – это составление стратегии. Первая процедура включает определение вероятных выходов из проблемных событий. С этой целью применимы следующие техники: совет, информирование индивида, убеждение и разъяснение.

Техника «совет» предполагает выдвижение мнения консультантом и дальнейшую совместную дискуссию.

Техника «информирование» говорит за себя

Немаловажно, чтобы информация, сообщаемая консультантом, соответствовала таким требованиям, как объективность, доступность, конкретность

Техника «убеждение» состоит в логически изложенной аргументации, доказывающей правильность высказываемого суждения.

Техника «разъяснение» под собой подразумевает развернутое и конкретное разъяснение суждения консультанта в отношении проблемы клиента.

Вторая процедура – это координирование плана действий. Применимые техники: нахождение множественных решений, конкретизация ожидаемого результата, стимулирующие вопросы, установление алгоритма решения.

Перед выработкой конкретной стратеги, нужно максимально расширить вероятные решения. Для этого превосходно подходит методика Дилтса. Предложить субъекту придумать невероятные способы решения проблемного вопроса. Предположений должно быть не менее двадцати.

Психологическое консультирование детей и родителей также имеет отличия в практикуемых техниках, связанное с детской несформированностью и несамостоятельностью.

Эффективные методы

В современной психотерапии эти методы используются в совокупности и позволяют справиться с проблемой клиента наиболее быстрым и благоприятным образом:

  • Катарсис. Или исповедь. Открытый разговор с консультантом дает индивиду возможность открыть проблемы. От психолога требуется в этот момент участие и понимания. Катарсис открывает для специалиста скрытые проблемы клиента. В процессе применения этого метода используются ролевые игры, рисование.
  • Убеждение и рекомендации. Этот метод взваливает на консультанта огромную ответственность. Ведь определить, какой совет поможет индивиду справиться с его проблемой, за одну консультацию невозможно. Кажущееся очевидным разрешение кризисной ситуации впоследствии может оказаться неверным, так как консультант не до конца выслушал клиента и не разобрал его внутренние мотивы. Минусом этого метода является предвзятость некоторых специалистов.
  • Интегрированная интерпретация. Этот метод позволяет проникнуть в суть проблемы клиента. Консультант с позиции клиента проводит анализ сложившейся в его жизни ситуации. Например, клиент рассказал о своей проблеме, в ответ консультант начинает фразу со слов: «И вы почувствовали себя…». То есть вживается в роль клиента и объясняет его эмоции с позиции психоанализа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – с. 368;

2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – с. 736;

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. – М.: Академический проспект, 1999. – с. 240.

Кочюнас Р. Психологическое консультирование. – М.: Академический проспект, 1999, с. 16-17

Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002, с.244-245

Там же, с.252-253

Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002, с.331-337

Там же, с. 301-304

Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002, с.276

Кочюнас Р. Психологическое консультирование. – М.: Академический проспект, 1999, с. 18-21

Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998, с. 152

Там же, 1998, с. 161

Кочюнас Р. Психологическое консультирование. – М.: Академический проспект, 1999, с. 184

Там же, с. 185-188

Кочюнас Р. Психологическое консультирование. – М.: Академический проспект, 1999, с. 206

Там же, с. 207-208

Программа

В результате прохождения программы вы:

  • овладеете целым рядом академических и современных психотерапевтических подходов: классическое консультирование, арт-терапия, гештальт-подход, психодрама, эриксоновский гипноз и множеством других,
  • сможете экспертно консультировать людей по широкому диапазону актуальных проблем: дисфункции, работа со страхами, депрессия, семейное консультирование,
  • изучите разнообразные эффективные техники и направления в консультировании: работа со снами, генограмма, работа с линией времени, психосоматика, работа с чувствами и эмоциями,
  • получите отработанные и закрепленные навыки выбора оптимальной техники и подхода для решения конкретной проблемы человека,
  • сможете обеспечить постоянный интерес клиента за счет разнообразия методик и подходов в работе с ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Психологическое консультирование призвано помочь человеку, личности стать более цельной, выработать собственные жизненные стратегии и тактики, стать социально успешнее, вырасти как личность, и, в конечном счете, прожить свою, а не чужую жизнь;

Проблемы клиентов рассматриваются консультантом, одновременно и как возможность адаптироваться к наличным условиям настоящего, и, как возможность изменить свое будущее, и как необходимость принять свое прошлое;

Психологическое консультирование, в отличие от психотерапии, более краткосрочно, более ориентировано на настоящее, чаще всего связано с узкой конкретной проблемой. Но не исключено, что клиент будет брать редкие консультации и по более важным жизненным проблемам, как это, например, бывает при «потере» смысла жизни;

Теоретическими основами консультирования выступают теории личности, относимые, главным образом, к трем направлениям: психоаналитическому, когнитивно-бихевиоральному и гуманистическому;

Каждое из этих направлений в процессе своего развития выработало особые методы и техники, многие из которых применяются в консультировании. Психоаналитическое консультирование использует метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ ошибочных действий. Когнитивно-бихевиоральное – методы подкрепления, обучения, когнитивной дискуссии. Гуманистический подход разработал специальные методы понимания, слушания. При работе в гуманистическом ключе постулируется изменение не только клиента, но консультанта в их взаимодействии;

Проблемы клиента всегда конкретны. Они связаны с чем-то во внешнем мире. Например, это могут быть проблемы с алкоголем, противоположным полом, проблемы с общением с другими людьми, с самопониманием и саморегуляцией. Все они требуют от консультанта навыков работы именно с этим классом проблем;

При рассмотрении проблем с личностных позиций, оказывается, что клиенту необходимо что-то изменить в себе, поработать над некоторыми аспектами своей личности. Чаще всего, разрешение проблем в разных областях жизни взрослого клиента связано с изменением его «Я-образа», самооценки, самоотношения, некоторых подходов к реалиям своей жизни;

Существуют проблемы в принципе неразрешимые методами консультирования. К таким проблемам относятся экзистенциальные проблемы, например. Проблема экзистенциальной вины. Такие проблемы нужно помочь клиенту принять и жить с ними, не лишая себя удовольствия от жизни;

Часто разрешение проблем клиента лежит в области изменения его отношения к проблеме. В этом случае изменяется не мир, а взгляд на него.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector