- Содержание психологической профилактики
- Уровни профилактики
- Основные принципы влияния на сознание
- Используемые методы
- Особенности организации психопрофилактической работы психолога.
- Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации
- Вторичная психопрофилактика
- Зачем нужна психологическая помощь?
- Цели и задачи
- Этические принципы психологической помощи
- Сферы профилактики
- Психопрофилактика и психогигиена – одно и то же?
- Официальное определение
- Формы психопрофилактического воздействия
- Первичная профилактика
- Функции практического психолога
- Методы психопрофилактики
Содержание психологической профилактики
Важно помнить, что психолог разрабатывает развивающие программы для детей разного возраста, учитывая при этом задачи каждого этапа. Чтобы определить свои интересы, способности и склонности детям надо предоставить возможность попробовать себя в разных областях знаний и практической деятельности
Чтобы определить свои интересы, способности и склонности детям надо предоставить возможность попробовать себя в разных областях знаний и практической деятельности.
Личность формируют два основных фактора – это семья и школа. В общении ребенка с родителями возникает первоначальная направленность интересов.
Специалисты говорят сегодня о самом трудноуловимом факторе – это эпоха, в которой развивается человек, а школа и семья являются частью этой эпохи. Формы интеллектуальной жизни, особенности культуры этого времени, несут все предпочтения и неограниченные возможности воздействия на человека на протяжении всей жизни, начиная с самого раннего возраста.
К какой сфере предпочтений человек прикоснется, зависит от его индивидуальной судьбы
Поэтому очень важно дать каждому ребенку почувствовать на себе воздействие данного времени, его культуру, а для этого необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого. Это должно лежать в основе развивающих программ
Та программа, которую разрабатывает психолог, значительно шире учебной программы. Психологу приходится анализировать всё, что окружает детей, анализировать игру, учебный процесс, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, спортивные секции, кружки – психолог должен знать, насколько это способствует личностному развитию ребенка, его психическому комфорту.
Психическое развитие и формирование личности ребенка должно проходить в нормальных психологических условиях, за соблюдением которых в детском саду и школе следит психолог.
Многочасовое пребывание в школьном коллективе, напряженность и неуверенность некоторых детей в своих знаниях, способствует большой психологической перегрузке, работу, по предупреждению которой ведет психолог.
Психологическими причинами учебных перегрузок могут быть недостаточно сформированные интеллектуальные учебные умения и навыки, отрицательная учебная мотивация, не развитая познавательная активность.
Данные нежелательные явления можно предупредить с самого начала школьного обучения при соблюдении определенных психологических условий.
По мнению В. Л. Сухомлинского, школа не выполняет своей задачи, если нормальный ребенок не достиг успехов ни в одном предмете, а нормальное психологическое развитие предполагает, что у каждого ученика есть свой любимый предмет.
Замечание 2
Специалисты предлагают оценивать работу классного руководителя по формированию и развитию способностей и интересов каждого ученика, а помощь в этом развитии должен оказать психолог.
Уровни профилактики
Специалисты выделяют три основных уровня, в зависимости от степени психического здоровья человека, факта нахождения его в зоне риска и выраженности патологий. В первичной профилактике участие принимают различные эксперты широкого профиля.
Во вторичной психологической профилактике внимание сосредотачивается уже на подавлении и предотвращении рецидивов конкретных известных отклонений и заболеваний, способных проявить себя в определенных условиях и обстоятельствах. Если же характер девиаций хронический, то меры направляются в основном на реабилитацию пациентов, так как они обычно на этой стадии лишаются возможности вести полноценную жизнь в обществе
Основные принципы влияния на сознание
Ученые разработали ряд приемов, которые показали в практике психологической профилактики наибольшую эффективность. Среди базовых принципов влияния на сознание можно выделить следующие:
- Попытка направить результат деятельности пациента на будущие свершения.
- Комплексность воздействия. Работа сразу по всем направлениям — в личном, семейном, социальном и рабочем.
- Адресность профилактики. Поиск определенной целевой аудитории по возрасту, полу, социальным признакам и другим параметрам.
- Создание неподдельной заинтересованности у участников, их мотивирование и привитие им определенного уровня ответственности за результат.
- Необходимость сведения любых негативных последствий к минимуму в сочетании с позитивной подачей информации.
Используемые методы
Специалисты проводят работу с помощью нескольких отработанных схем. Всего можно выделить пять распространенных методов психологической профилактики, используемых на текущий момент:
- Первичная и ранняя диагностика. Проверяется наличие ряда заболеваний и психических отклонений. Проводится как у детей, так и у взрослых.
- Процедура обследования отдельно взятой категории граждан. Например, военные, учащиеся или сотрудники определенных производств.
- Организация специализированной медицинской помощи. Учитываются данные из диспансеров, дневных или ночных стационарных учреждений, а также санаториев психоневрологического направления.
- Сбор сведений при первичном осмотре. Составление подробного анамнеза, выявление психических отклонений, девиантного поведения, а также подробный анализ полученной клинической картины.
- Осуществление санитарно-просветительской деятельности.
Психологическая профилактика весьма тесно связана с психотерапией, а потому предписывает в первую очередь воздействие на пациента с целью устранения у него каких-либо эмоциональных или поведенческих отклонений, корректировки межличностных отношений и налаживания семейных проблем.
Особенности организации психопрофилактической работы психолога.
Психопрофилактическая работа психолога не может быть организована сразу, она требует проведения ряда подготовительных мероприятий. К ним относятся:
— ориентировка в обнаруженной или угрожающей проблеме, четкое обозначение ее сущности;
— установление причин наличной или «назревающей» проблемы;
— предварительная оценка возможных последствий проблемы и заключение о значении ее решения (аргументация степени важности оперативного вмешательства психолога в ситуацию для преодоления или предотвращения проблемы);
10 стр., 4984 слов
Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной Отделение постдипломного образования Курсовая работа Тема: «Организация профилактической деятельности семейной медицинской сестры, семейного офиса по борьбе с наркоманией» Работу выполнила: Студентка группы 512 Осипова Н. А. …
— аттестация ресурсов и готовности индивида(ов), которого непосредственно касается проблема, самостоятельно предпринять шаги по избеганию попадания в трудные ситуации, по предотвращению появления проблемы;
— выбор средств осуществления психопрофилактики, которые при работе с данным индивидом или аудиторией могут быть эффективными;
— определение форм и сценария профилактической работы.
Данные меры по подготовке психопрофилактической работы требуют привлечения следующих видов деятельности практического психолога:
1) психодиагностика;
2) психопросвещение;
3) психологическая коррекционно-развивающая работа со всем многообразием видов деятельности, выполняемых психологом, для решения центральной задачи – преодоление отклонений и нивелирование последствий нарушенного развития. К этим видам деятельности относятся: психологическое консультирование, психотерапия, социально-психологическое обучение.
Психодиагностика позволяет решить задачи по обнаружению проблемы или ее угрозы, установить причины, провоцирующие ее появление, оценке потенций индивида (ов) справиться с проблемой или предотвратить ее симптомы ее проявления, правильно определить стратегию, тактику и средства организации психопрофилактической работы.
В качестве средств осуществления психопрофилактической работы могут выступать: психологическое просвещение, психологическая коррекционно-развивающая работа.
Психопросвещение – особый вид деятельности практического психолога, который представляет собой орудие или средство предупреждения возникновения проблемы. Основное его назначение – повышение психологической культуры и психологического сознания индивида.
Психологическая коррекционно-развивающая работа – вид деятельности психолога, профилактическая сущность которого достигается за счет предотвращения появления проблем, являющихся производными по отношению к той, которая преодолевается в процессе коррекционно-развивающей работы, а также симптомокомплекса основной проблемы.
Все виды деятельности психолога (психодиагностика, психопросвещение и коррекционно-развивающая работа), предназначенные для решения основной задачи – психопрофилактики, могут организовываться в двух формах: индивидуальной и групповой. Особенности организации и осуществления диагностики и коррекционно-развивающей работы подробно рассматриваются в соответствующих разделах. Что же касается психопросвещения, то это наиболее доступный способ деятельности по повышению психологической культуры и психологического самосознания населения. Самыми простыми и удобными формами его организации, чаще всего используемыми при работе с широкими слоями населения, выступают: тематические встречи, которые могут включать беседы на заданную тему, просмотр специально подобранного кинофильма с последующим его обсуждением; проведение конкурсов рисунков на волнующую проблематику, плакаты и стенды, специальные тематические вечера отдыха (например, посвященный борьбе со СПИДОМ, предотвращению развития зависимостей и другие).
3 стр., 1286 слов
Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ 6 1.1 Понятие психологической совместимости в организации 6 1.2 Психологический климат производственного коллектива 10 1.3 Связь психологического комфорта и эффективности работы организации 31 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТЬЮ СОТРУДНИКОВ …
Такие формы психопросветительской работы вполне могут организовать и не психологи. Остальные средства, направленные на решение психопросветительских задач, требуют специальной психологической подготовки.
Вторичная психопрофилактика
Вторичная психопрофилактика – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию таких факторов риска, которые при наличии определенных условий приводят к рецидиву или обострению заболевания. В том числе могут возникнуть расстройства, опасные для жизни и здоровья не только самого больного, но и окружающих.
Вторичная психопрофилактика предполагает максимально раннее определение начальных стадий нервно-психических отклонений и их своевременное активное лечение. То есть проводится контроль за утяжелением или повторным появлением негативных последствий уже протекающего заболевания. Если лечение будет несвоевременным или некачественным, то заболевание может принять затяжной
На исход психических заболеваний сильно влияют активные методы лечения, передовые фармакологические препараты. Они заметно повышают число случаев выздоровления и выписки пациентов из психиатрических больниц. Но следует иметь в виду, что вторичная психопрофилактика поведения предполагает не только работу с биологической составляющей нарушения. Она также требует использования социотерапии и психотерапии. Наиболее эффективным методом для данного уровня психологической профилактики считается диспансерное наблюдение. Оно включает в себя раннее выявление признаков отклонения, динамический осмотр, направленное лечение и реабилитацию.
Зачем нужна психологическая помощь?
В нашем современном и сложном мире психологическая помощь может потребоваться любому человеку, специалисты работают и со здоровыми людьми, испытывающими определенные жизненные трудности. Это может быть:
- Трагические происшествия и катастрофы, болезненный жизненный опыт.
- Неопределенность в карьере и других жизненных ситуациях.
- Скандалы и недопонимания в семье.
- Возрастной кризис.
- Возникновение разного рода межличностных или групповых конфликтов.
- Зависимости различного рода.
- Расстройства здоровья психосоматической природы.
- Необоснованные страхи, фобии, комплексы, панические атаки.
- Депрессии, неврозы и другие подобные состояния.
При приведенных выше обстоятельствах психологическая служба, которая может быть как федерального, так и регионального и местного масштаба, а также отдельные психологи частной и корпоративной практики могут:
- Оказывать консультационные услуги.
- Проводить психодиагностику как детей, так и взрослых, выявляя определенные конкретные механизмы функционирования психики.
- Выслушивать клиента, давая обратную связь.
- Проводить корректирующие мероприятия, направленные на эмоциональное состояние и черты личности клиента.
Цели и задачи
Цель психопрофилактики – это своевременное определение и устранение факторов, ведущих к отклонениям в развитии.
К задачам можно отнести следующие.
- Предупреждение развития отклонения путем ранней диагностики.
- Устранение действия болезнетворной причины на личность или организм.
- Проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы.
В широком понимании психопрофилактика детей и взрослых предполагает проведение психологических мероприятий, которые укрепляют, улучшают и сохраняют психическое здоровье и самочувствие; предотвращают возникновение фобий, невротических расстройств; противодействуют эмоциональному выгоранию, стрессовому воздействию; решают проблемы психической организации на личностном, поведенческом и экзистенциальном уровнях.
Этические принципы психологической помощи
Любая квалифицированная психологическая помощь строится на определенных этических принципах. Самые основные из них:
- Без оценочное отношение к клиенту и доброжелательность. То есть при оказании помощи человеку должно быть комфортно и спокойно. Он должен чувствовать, что его готовы выслушать и поддержать без личностной оценки действий, мыслей и поступков.
- Помощь психолога всегда ориентирована на ценности индивида, а не на социальные нормативы, поэтому человек на приеме может быть искренен и открыт.
- Психолог никогда не дает четкие советы и руководства к действию в конкретной ситуации, каким бы богатым или схожим не был его жизненный опыт. Профессионал лишь подводит клиента к решению его проблем путем взятия ответственности за свою жизнь на себя.
- Любое обращение к психологу анонимно. Специалист не имеет права передавать полученную в ходе работы от клиента информацию третьим лицам кроме случаев, предусмотренных законодательством страны.
- Четкое разграничение личной и профессиональной деятельности, так как на процесс психологической помощи влияют личные потребности и желания профессионала, его взаимоотношения с клиентом.
Сферы профилактики
Специалисты выделяют следующие сферы психопрофилактической деятельности:
- Предупреждение академических проблем. Сюда входит развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, речи, воображения и т. д.) и мыслительных функций (логических, критических, творческих и интуитивных). Как правило, эти виды работ проводятся образовательных учреждениях с детьми начиная с раннего возраста. Но это может быть актуально и для взрослых людей, которые утратили эти способности из-за травмы или тяжелой болезни. Работа с такими пациентами осуществляется в медицинских и прочих лечебных учреждениях.
- Профилактика социальных и личностных проблем. Она предполагает формирование адекватного отношения к алкоголю, табаку, наркотикам и половым контактам. Также может проводиться обучение критически воспринимать любую рекламу, говорить «нет», управлять агрессией, навыкам поведения в конфликтах и так далее. Как правило, именно в форме тренингов реализуется эта сфера психопрофилактики.
- Психологическая реабилитация. Направлена на восстановление утраченных психических функций и образований. Они могут быть нарушены из-за психической или физической травмы, искажений в ходе развития (неполная семья, гипер- или гипоопека родителей, деструктивная социальная группа и так далее). Также сюда входит формирование адекватной Я-концепции и осознанной мотивации, что может быть актуально для любого человека.
Психопрофилактика и психогигиена – одно и то же?
Что такое психопрофилактика, уже было рассмотрено. Теперь необходимо познакомиться с понятием психологической гигиены. Это наука о поддержании и сохранении нервно-психического здоровья личности. Психогигиена выполняет ряд важных задач. Она создает научно обоснованные психогигиенические нормативы и рекомендации. Передает эти знания и обучает необходимым навыкам педагогов, медицинских работников, родителей и прочие группы. Также в задачи входит санитарно-просветительская работа, которая ведется среди широкого круга населения.
Некоторые специалисты считают, что между психогигиеной и психопрофилактикой можно поставить знак тождества. Такое мнение небезосновательно.
Например, немецкий ученый К. Гехт, рассказывая в своей книге о психогигиене, дает свое определение этой науке. Он писал, что под психологической гигиеной можно понимать профилактическую охрану нервно-психического здоровья человека. Для этого, по его мнению, нужно создавать оптимальные условия для полноценного развития личности и функционирования мозга
Не менее важно повышать сопротивляемость психики вредоносным факторам окружающей среды. Также необходимо устанавливать многосторонние межличностные отношения, улучшать условия жизни и труда
Советский психолог К. К. Платонов считал, что психогигиена – это наука, которая лежит на пересечении гигиены и медицинской психологии. Она направлена на оздоровление среды и улучшение условий жизни.
По мнению Л. Л. Рохлина, необходимо разграничивать понятия психопрофилактики и психологической гигиены. Они лишь тесно взаимосвязаны друг с другом. Ведь укрепить и сохранить психическое здоровье невозможно без предотвращения болезней. Ученый говорил об условном разграничении этих двух отраслей. Он полагал, что главная цель психогигиены – это укрепление, улучшение и сохранение здоровья путем формирования надлежащей общественной и природной среды, соответствующего образа жизни и режима. В то время как психопрофилактика направлена на предупреждение психических отклонений.
Итак, публикация рассказала об основах психопрофилактики, ее целях, задачах, принципах, формах, методах и уровнях. Можно подвести некий итог. Психопрофилактика представляет собой отрасль общей профилактики здоровья, которая связана с рядом общественных и медицинских наук. Это направление науки полезно для всех, в том числе для людей без психических отклонений. Ведь, как известно, заболевание проще предупредить, чем лечить его. Если же отклонение запущено, то психопрофилактика тоже способна помочь найти подходящее решение по стабилизации состояния.
Официальное определение
Подобная отрасль занимает важное место в отечественной врачебной практике. В частности, российское здравоохранение на сегодняшний день активно выделяет именно профилактическое направление, будь оно связано с терапией, хирургией, инфекционными болезнями или психологией
В последнем случае доктора принимают превентивные меры в вопросах выявления различного рода расстройств. В рамках дисциплины достаточно широко изучается динамика нервно-психических состояний человека в привычных для него условиях — в бытовой обстановке и во время осуществления им трудовой деятельности.
По сути, данное направление является одним из общих разделов профилактики. Социально-психологические методы, которые используются при изучении и постановке диагноза, довольно разнообразны и могут включать в себя также и некоторые физиологические способы воздействия на пациента. Кроме того, в рамках дисциплины проверяется влияние на индивида различных вредных факторов на производстве, будь то вибрация, интоксикация, регулярное трудовое перенапряжение или же конкретный характер деятельности.
Формы психопрофилактического воздействия
Существуют различные виды психопрофилактики:
1. Информирование. Это самое распространенное направление работы. Оно может осуществляться в виде бесед, лекций, просмотра фильмов, видеороликов и распространения узкой литературы. Смысл подхода – это воздействие на когнитивные процессы для повышения способности личности принимать конструктивные решения. Обычно используется информация, которая подтверждена статистическими данными. Также она может иметь запугивающий характер. Например, упоминаются негативные последствия потребления наркотиков, описывается личностная деградация и драматические судьбы девиантов.
2. Организация социального окружения. Эта форма предполагает воздействие на среду. Может быть направлена такая психопрофилактика на педагогов, класс, школу, социальную группу, семью, конкретную личность. Иногда объектом влияния становится целое общество. Чаще всего для формирования общего негативного мнения по поводу девиантного поведения. Для реализации этой формы профилактики может создаваться социальная реклама (например, для выработки установок на трезвость и здоровый образ жизни). Здесь особое значение имеет участие средств массовой информации.
3. Формирование желания вести здоровый образ жизни. При такой форме работы создается представление о личной ответственности за свое здоровье, гармонию со своим организмом и окружающим миром. Также человек учится противодействовать неблагоприятным факторам и достигать состояния, оптимального для конкретной ситуации.
4. Стимуляция личностных ресурсов. Предполагает творческое самовыражение, занятие спортом, участие в группах психологического роста. В свою очередь, это обеспечивает активность человека, его здоровье и устойчивость к влиянию негативных внешних факторов
Особенно важной эта форма работы является для обеспечения психопрофилактики детей
5. Минимализация и устранение негативных последствий деструктивного поведения. Обычно эта форма работы применяется в тех случаях, когда отклоняющиеся от нормы действия уже закрепились в сознании личности. Основной целью является предупреждение рецидивов и их нежелательных последствий.
6. Активное обучение важным социальным навыкам. Обычно оно реализуется через групповые тренинги. Наиболее распространены следующие их типы:
- Тренинг выработки жизненных навыков. Под ними принято понимать самые важные социальные умения. В первую очередь это умение общаться, выстраивать дружеские связи и разрешать конфликты. Не менее значимыми являются навыки уверенного поведения, самоконтроля, изменения себя в зависимости от ситуации. Также сюда можно отнести способность принимать ответственность, отстаивать свои интересы.
- Тренинг ассертивности. Он основан на идее, что девиантное поведение напрямую связано с эмоциональными нарушениями. Поэтому на занятии психолог учит эффективно справляться со стрессом, понимать свои чувства и выражать их допустимым образом. Также в процессе тренинга повышается самооценка, стимулируется стремление к самоопределению и развитию позитивных ценностей.
- Тренинг резистентности. Это психопрофилактика негативного социального влияния. В ходе занятия формируются позитивные установки и вырабатывается сопротивляемость деструктивным факторам.
По способу организации психопрофилактической деятельности можно выделить индивидуальную, групповую и семейную форму работы.
Первичная профилактика
Это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения расстройств психики. Они распространяются как на сами психические заболевания, так и на нарушения, связанные с органическими отклонениями головного мозга. Первичная психопрофилактика предполагает изучение устойчивости психики к влиянию вредных агентов среды, выявление возможных путей улучшения этой выносливости и предотвращение психогенных заболеваний.
Мероприятия этого уровня тесно взаимосвязаны с общей профилактикой. Поэтому в них должны участвовать специалисты разных областей (психологи, врачи, физиологи, социологи и гигиенисты). При этом особая роль отводится психотерапевтам и клиническим психологам, которые способны не только выявлять нервно-психические заболевания на ранних этапах, но и разрабатывать и внедрять специальные мероприятия.
В некотором смысле первичная профилактика – это диспансеризация здоровых людей, поскольку нервно-психические расстройства могут возникнуть из-за нескольких причин:
- Неблагоприятных социально-психологических условий развития и существования. Неправильного воспитания в детстве, микросоциальных конфликтов, информационных перегрузок и т. п.
- Факторов биологического характера. Неблагоприятной наследственности, травм мозга, соматических заболеваний, интоксикаций, вредного воздействия на этапе внутриутробного развития.
Можно выделить несколько видов первичной психологической профилактики:
- Воспитание у населения психологической грамотности.
- Просветительская работа, которая касается вопросов стрессовых ситуаций, их последствий, методов профилактики и способов противостоять им.
- Коррекция деструктивных межличностных отношений.
- Обучение приемам саморегуляции.
- Освоение навыков освобождения от девиантного поведения и вредных привычек.
Функции практического психолога
Как субъект психологической работы практический психолог выполняет свои функции:
- Диагностическую, которая предполагает психологическое изучение особенностей личности, коллектива и регистрацию по наиболее существенным параметрам. Проводит диагностику отклонения от нормы, а также выявляет и оценивает факторы, которые оказывают влияние на психологическое состояние человека и успешность его деятельности;
- Исследовательскую, связанную с изучением новейших достижений в области психологической науки, с адаптацией новых методик, участием в НИР, анализом процессов и состояния своей работы и др.;
- Прогностическую, которая заключается в прогнозе развития и состояния психологических характеристик объекта изучения в перспективе;
- Информационную, суть которой заключается в сообщении сведений о психологическом состоянии объекта, о тенденциях его развития при тех или иных вариантах управления им;
- Конструктивно-проектировочную, связанную с комплектованием трудовых, учебных коллективов и групп, проектированием оптимального состояния объекта, средств и режимом труда и др.;
- Учебно-методическую по обучению использования психологических знаний, умений и навыков психической саморегуляции, разработке методических документов;
- Экспертную, что значит оценивать возможные или альтернативные варианты решения психологических проблем и давать квалифицированное заключение объекту оценивания о психологических параметрах состояния;
- Консультативную, предполагающую оказание помощи клиентам по нахождению оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;
- Коррекционно-развивающую, связанную с оказанием помощи в изменении психологических образований, компенсации дефектов образования и воспитания, изменение условий деятельности, формирование качеств, помогающих личностному самовыражению, успешному решению профессиональных задач;
- Коммуникативную функцию для установления контакта с партнером, для понимания внутреннего мира и невербальных реакций клиента.
Методы психопрофилактики
Для проведения психопрофилактической работы используется ряд методов:
- Ранняя диагностика психических отклонений и заболеваний.
- Медицинское обследование психического состояния разных групп населения – учащихся, военнослужащих и так далее.
- Санитарно-просветительская работа.
- Сбор статистических данных по условиям возникновения психических отклонений и их последующих анализ.
- Организация специальной медпомощи (психоневрологических санаториев, диспансеров, ночных и дневных стационаров).
Как показывает опыт специалистов, психопрофилактика и психотерапия неразрывно связаны друг с другом
Важно корректировать межличностные отношения, чтобы устранить эмоциональные и поведенческие нарушения. Для этого используются различные методы семейной психотерапии