Психология — направления, история, описание, области применения

Есть ли шансы полностью избавиться от аддикции?

Избавление от зависимости — сложный процесс. Основная трудность состоит в признании проблемы. Для большинства людей аддикция становится главным источником положительных эмоций, добровольно отказываться от него они не хотят. Первый способ помощи зависимому человеку — нивелирование предмета его обожания через демонстрацию недостатков

Также внимание болеющего зависимостью можно переключить на новый предмет, который не причиняет разрушительного действия

Избавляясь от аддикции, люди ощущают психологическую пустоту. Чтобы пережить сложный период перехода и адаптации, им нужна психологическая поддержка. Ее может оказать психолог или человек из близкого окружения.

Важно соблюдать принципы постоянства и последовательности: избавиться от зависимости быстро не получится. Главное помнить, что лучшее средство лечения — профилактика

Проще всего выработать защитные механизмы психики в детстве, когда она пластичная и гибкая.

Можно ли верить тестам?

Большинство опросников по сей день создаются за рубежом и могут совершенно не соотноситься с нашей культурой и нашим образом жизни. Происхождение теста играет большую роль, ведь чем локальнее и приближённее тест к человеку, тем лучше он сможет его описать.

Есть также универсальные методики проведения тестов, однако, они менее точны. Большая роль и ответственность также лежит на специалисте, который работает с тестируемым, от его квалифицированности зависит многое. Провести опрос действительно может любой человек, но не каждый сможет верно интерпретировать и истолковать ответы, а также верно их донести до человека. Такое под силу только настоящему профессионалу своего дела.

К примеру, тест Кеттела можно проводить только при наличии у работника лицензии, полученной после годового обучения. Учебные материалы найти бесплатно в интернете никак не удастся, они продаются только в специальных магазинах и дорого стоят. Если человеку и удастся найти тест Кеттела в интернете, то только неполную версию, а проходить по ней тестирование самостоятельно и ставить себе диагноз – дело бесполезное. Только опытный специалист сможет резко со стороны оценить результаты, обладая необходимыми знаниями по этой теме.

Память

Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.

Выделяют следующие процессы памяти:

  • Запоминание;
  • Хранение;
  • Воспроизведение;
  • Забывание.

Также память разделяется на типологии:

  • По сенсорной модальности – визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
  • По содержанию – эмоциональная, образная, моторная;
  • По организации запоминания – процедурная, семантическая, эпизодическая;
  • По временным характеристикам – ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
  • По физиологическим признакам — долговременная и кратковременная;
  • По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
  • По наличию цели – непроизвольная и произвольная;
  • По уровню развития – словесно-логическая, образная, эмоциональная и моторная.

Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном тренинге на нашем сайте.

Разновидности психологических тестов

Выделяют несколько видов:

  1. Вербальные тесты

Такой тип тестирования используют для отбора работников на различные вакансии. Задания, которые предлагает выполнить тест, оценивают способность человека к верному и логическому восприятию информации на письме, её интерпретации. Кроме этого, результаты вербального тестирования выявляют способности к формированию логических выводов, к самостоятельной организации отчетов, а также четкой формулировке мыслей и вопросов.

Как работают психологические тесты такого типа? Вербальное тестирование строится таким образом: человеку для ознакомления дается отрывок из текста, после которого написан вывод, который можно сделать из прочитанного, но он может неправильно трактовать суть текста. Испытуемому необходимо сделать выбор, согласен он с приведённым ниже выводом или нет.

  1. Тесты достижений

Они направлены на оценку уровня навыков и знаний, достигнутых испытуемым, проверку на наличие потенциала. Эта категория тестов разделяется на подкатегории, в одних из которых узконаправленные испытания, а в другой – более обширные. У такой формы тестирования нет единой формы и структуры: человека могут попросить выполнить определенное действие, решить задачу, написать текст, всё зависит от формата теста.

  1. Тест имитации

Один из популярных методов тестирования. Для его проведения испытуемому предлагают выполнить практическое задание, но спрашивают, как он собирается его выполнять. К примеру, человека, который пришёл устраивается на должность учителя, попросят смоделировать ситуацию, в которой ему нужно будет успокоить сильно расшумевшихся детей. Здесь испытуемому необходимо подойти к тестированию со всей ответственностью, чётко отвечать на вопросы, а также постараться продумать всё до мелочей.

  1. Тест на интеллект

Самым знаменитым и распространённым является тест на уровень IQ. Особенности таких тестов следующие:

  •       направлены на словесно-логическое мышление;
  •       оценивают развитие наглядно-действенного, а также наглядно-образного типа мышления;
  •       определяют качество памяти, сосредоточенности, ориентировки в пространстве, вербального развития личности.

На данный момент можно встретить десятки и даже сотни разновидностей психологического тестирования, а всё благодаря таким великим людям, как Зигмунд Фрейд, Беррес Фредерик Скиннер, Жан Пиаже. Наиболее популярен стандартный тест на психологию личности, который позволяет определить личностные и психофизиологические свойства человека. Например, к этой категории относится тест «пессимист-реалист-оптимист».

В современном мире технологии нового поколения оставили неизгладимый след и на психологии. Именно поэтому в клиниках уже есть машины, которые полностью замещают рутинную работу с написанием тестов и анализом анкетируемых. Всё это теперь замещено оборудованием, которое занимается подобной работой в разы быстрее и эффективнее.

Понятие «психологическое тестирование»

С появлением первых тестов наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначается измерение индивидуально-психологических особенностей, стал термин «психологическое тестирование». Первоначально термин «психологическое тестирование» использовался широко, включая в себя любое измерение в психологической науке. По мере развития тестов, сфера психологического тестирования сузилась до измерения личностных и когнитивных особенностей. Термин «психодиагностика» впервые озвучил в 1921 году Г. Роршах, назвав так процесс обследования с помощью созданного им «теста чернильных пятен», названного позже тестом Роршаха. Далее термин «психодиагностика» использовался как синоним термина «психологическое тестирование», постепенно заменяя его употребление. Появление понятия «психодиагностика» связано со становлением проективного подхода, открывающего целостную картину личности, и кризисом психометрических тестов, «раскладывающих» личность испытуемого на отдельные функции. В этот период начинают использоваться достаточно обширные теории проективного подхода, разрабатываемые психоаналитическими авторами. Длительное время понятие «психодиагностика» отождествляется с проективными тестами, и используется в работах немецких и швейцарских психологов.В научной литературе США продолжает развиваться понятие «психологическое тестирование» вплоть до 1970-х годов, и обозначает все то, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов. За этот период публикуется большое количество исследований по истории психологического тестирования, постепенно термин «психодиагностика» вытесняется из употребления.

Вышеописанные обстоятельства свидетельствуют о любопытном феномене, связанном с развитием области исследований по измерению индивидуально-психологических различий и отсутствием должного названия этой области, так как термин «психологическое тестирование» пригодный скорее для обозначения процесса применения тестов, но не области науки.

В 70-х годах 20 столетия в области индивидуальных различий на территории стран Западной Европы и США вместо термина «психологическое тестирование» все чаще применяется понятие — психологическая оценка (psychological assessment).

На территории России благодаря усилиям Б. Г. Ананьева, возглавляющего в 1960-х годах Ленинградскую психологическую школу, описанное направление исследований получило название «психологическая диагностика».

В первом советском учебном пособии по психодиагностике (под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина в 1987 году) описанная отрасль психологических знаний — «это наука и практика постановки психологического диагноза».

Уровни

Существует несколько уровней проявления психических состояний. Каждый из них обладает соответствующими параметрами, формами проявления. Уровни:

  1. Физиологический. Параметры проявления — сердечно-сосудистые, гормональные. Происходят изменения выброса адреналина, половых гормонов, тироксина. Изменяется пульс, артериальное давление.
  2. Эмоциональный. Параметры проявления — модальность, длительность, интенсивность. Изменяются эмоциональные переживания. Они могут быть положительными или отрицательными. Происходит резкое изменение эмоций.
  3. Моторный. Параметры проявления — голосовые характеристики, жесты, мимика, мышечный тонус. Изменяется тембр, громкость, голоса, темп речи, мимика, пантомимика, глубина дыхания, напряжение мышц. Может появиться тремор.
  4. Поведенческий. Параметры проявления — трудовые операции, связанные с личной потребностью. Изменяется адекватность действий, может появляться гиперреактивность или апатия. Снижается точность выполнения операций.
  5. Когнитивный. Параметры проявления — степень выраженности когнитивных процессов. Изменяется осознанность, логичность мышления. Человек не может управлять собой.
  6. Социальный. Параметры проявления — социально-адаптационные, коммуникативные. Изменяется способность ставить перед собой цели, достигать их. Меняется характер общения с людьми.

Классификация психосоматических расстройств

Психосоматическая медицина изучает взаимосвязь между психологическим состоянием человека и соматическими нарушениями. Это направление появилось в 19 веке. Психосоматика включает реакции и расстройства психосоматического характера.

Психосоматические реакции — это состояния, имеющие кратковременный характер. Они возникают в зависимости от ситуации. К таким явлениям относятся: усиленное сердцебиение, покраснение от стыда, потливость при стрессе.

Список психосоматических расстройств:

  • конверсионный симптом — психологические нарушения появляются вследствие нервного переживания, не затрагивают ткани и функции органов (психогенная слепота или глухота, комок в горле, онемение конечностей);
  • функциональный синдром — комплекс симптомов, появляющийся как результат физиологического сопровождения эмоций, характерен для неврозов, приводит к нарушениям функционирования органов (ВСД, мигрень);
  • психосоматозы — первичная реакция организма на волнения и переживания, проявляются нарушениями функционирования органов и патологиями тканей (гипертония, язва, астма, гипертиреоз, нейродермит, ревматизм, язвенный колит);
  • психосоматические расстройства личностного характера — зависят от особенностей психики человека, поведения, моральных установок (алкоголизм, курение, наркомания).

Психосоматозы, характеризующиеся нарушениями в функционировании внутренних органов, впервые были описаны американским психоаналитиком Францем Александером. Болезни, появляющиеся вследствие психосоматических расстройств, составляют его знаменитую чикагскую семёрку. Однако, учёные дополнили этот список другими заболеваниями, которые появляются на фоне невротических расстройств. К ним относятся такие болезни: инфаркт, онкологические заболевания, расстройство сна, сексуальные нарушения, ожирение, анорексия, булемия, синдром раздражённого кишечника и другие.

Предрасположенность к болезням, сигналы тела

Предрасположенность к различным заболеваниям формируется длительный период времени. Если образно говорить, то болезнь является энергетическим сгустком, сформировавшимся из последствий стрессовых воздействий и внутреннего состояния человека. Известный психолог Марк Пальчик выделил моменты, которые указывают на предрасположенность к психосоматическим расстройствам в той или иной ситуации.

Влияние психологических причин на развитие заболеваний:

Человеческое тело. Если человек забывает о потребностях своего организма, он сам ему о себе напоминает

С помощью болезней тело привлекает к себе внимание.

Эмоциональное состояние. Иногда люди не могут описать словами, что они чувствуют

Однако от умения правильно сформулировать проблему зависит её решение. Болезнь отступит, если человек поймёт причину своих переживаний и словесно опишет её.

Значение ценностей. Если в жизни человека присутствуют духовные ценности, болезни ему не страшны. Внутреннее опустошение, отсутствие моральных установок – начальный этап развития заболеваний.

Цель и предназначение. Если человек понимает, зачем он живёт, в его жизни появляется смысл. Отсутствия целей приводит к психосоматическим нарушениям.

Конституция человека. Существует 4 конституциональных типа индивида: астеники, атлетики, пикники, диспластики. Психосоматическим нарушениям чаще всего подвергаются астеники.

Характер. Согласно принятой в психологии систематизации Личко, существует 11 видов акцентуаций. Характер человека является фактором риска развития психосоматических расстройств. Чаще всего болеют представители истероидного и эпилептоидного типа.

Симптомами психосоматических нарушений могут являться боли в различных частях тела. Дело в том, что жизненные неурядицы и негативные мысли «бьют» по определённым органам. Существует зависимость между психоэмоциональной проблемой и болевыми ощущениями в различных частях организма.

Психологические причины возникновения болей или болезней в разных участках тела:

  • в голове — вследствие стресса, частых нервных расстройств;
  • в шее — из-за обиды, неумения описать свои переживания;
  • в животе — вследствие финансовых проблем;
  • в груди — из-за беспомощности в конкретной ситуации, навязывания своего желания другим людям;
  • в плечах — в результате давления, принятия сложных решений;
  • в локтях — из-за упрямства;
  • в кистях — из-за скрытности, неумения дружить;
  • в спине — из-за финансовых трудностей, отсутствия помощи;
  • в пояснице — из-за жадности и зацикленности на деньгах;
  • в руках — вследствие неудовлетворённости работой, существующим положением дел;
  • в коленях — в результате высокого самомнения и эгоизма;
  • в лодыжках — из-за неудовлетворённости, невозможности осуществить желаемое;
  • в ступнях — в результате отчаяния, нежелания двигаться вперёд.

Предмет психологии

Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии. Для современной психологии поиск предмета психологии по-прежнему остаётся актуальным.

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)
  • Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)
  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)
  • Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс)
  • Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)
  • Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)
  • Бессознательное (глубинная психология: психоанализ — Зигмунд Фрейд, индивидуальная психология — Альфред Адлер, аналитическая психология — Карл Густав Юнг)
  • Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)
  • Проблемы бытия человека (гуманистическая психология, включая экзистенциальную психологию — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй, онтопсихологию — Антонио Менегетти и позитивную психологию — Мартин Селигман)
  • Процессы переработки информации информационной системой «мозг», познавательные способности человека (когнитивная психология — Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин, Джон Свитс и другие)
  • По мнению Мазилова В. А. предметом научной психологии целесообразно считать внутренний мир человека

Психологические причины болезней

Согласно психосоматической теории, различные заболевания возникают вследствие деструктивного поведения, негативного мышления, отрицательных эмоций. Психические и телесные болезни берут начало из негативного отношения человека к окружающим, жизни и к самому себе. Под воздействием частых стрессов происходит расстройство психики человека. Со временем подобные нарушения приобретают форму тяжёлых системных или органных заболеваний.

Катализаторами болезней являются такие отрицательные эмоции:

  • злость;
  • страх;
  • обида;
  • ревность;
  • вина;
  • стыд;
  • зависть;
  • жадность;
  • печаль.

Человеческие чувства и эмоции являются носителями энергии. Если она долго накапливается в организме, не выходя наружу, у индивида возникают психосоматические расстройства. Энергия, направленная в деструктивное русло, является причиной болезни. Открытые, разговорчивые и слишком эмоциональные люди меньше болеют. Замкнутые индивиды, привыкшие все проблемы держать в себе и не показывать окружающим свои истинные чувства, рискуют заболеть.

Кроме отрицательных эмоций, на здоровье людей влияют и другие факторы. Неразрешённые проблемы психологического характера являются источником многих заболеваний.

Психологические причины болезней:

  • внутриличностный конфликт — состояние, при котором человек не может найти баланс между своими желаниями и социальными установками;
  • эффект внушения — на образ мышления индивида влияют советы родителей, педагогов, окружающих;
  • идентификация — человек, подражающий кому-то, может впитать в себя не только качества характера другого индивида, но и «заразиться» его болезнями;
  • использование оборотов органической речи (болит голова, воротит от него) приводит к физиологическим расстройствам;
  • психотравмирующий опыт прошлого — на подсознательном уровне у индивида развиваются фобии, психические нарушения, источниками которых являются неразрешённые детские проблемы;
  • самонаказание — человек, попадая в тяжёлую ситуацию, не может найти из неё выход, он намеренно заболевает, ведь больным полагаются поблажки.

Согласно конверсионной психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, на расстройства психики влияют конфликты между осознанным восприятием реальной жизни и бессознательными чувствами. Ведь неосознанная сфера, кроме положительных эмоций, хранит множество страхов. Бессознательный разум влияет на сны, автоматическое мышление, а также на поведение человека. Если эта сфера человеческой психики имеет отрицательный окрас, у индивида развиваются психические нарушения.

Многие психологические проблемы родом из прошлого. В раннем детстве на психику ребёнка влияют конфликты с родителями. Некоторые детские страхи продиктованы своеобразным мышлением ребёнка, незнанием истинных причин различных явлений. Даже подавление гиперактивности малышей впоследствии может привести к возникновению у них психосоматических проблем.

Если родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, нужно бережно относиться к их психике. По отношению к ребёнку запрещено проявлять агрессию, насилие. Нельзя отстраняться от своих детей, их потребностей, чувств и проблем. Ребёнок, который в раннем детстве не получит материнское тепло и заботу, не способен выстроить нормальных отношений с людьми и реализовать себя. Неудовлетворённость жизнью приводит к психологическим, а впоследствии – и к телесным болезням.

Существует теория, будто любое психосоматическое заболевание – это сигнал о том, что человек ведёт неправильный образ жизни. Болезнь нельзя отрицать. Её нужно принять и проанализировать какие поступки или мысли привели к проблемам со здоровьем.

Есть некая символика в заболеваниях человека. Психика использует тело как холст, вместо красок у неё болезни. Если человека одолевают внутренние конфликты или внешние проблемы, которые он не может разрешить, то появляются заболевания органов или нервной системы. Первопричина любой болезни — отрицательный психологический настрой и влияние негативных факторов извне.

Классификация

За все время изучения возможных психологических состояний человека ученые создали множество классификаций. Зависимо от источника формирования:

  • резкие эмоциональные реакции — личностно-обусловленные;
  • проявления эмоций, обусловленные ситуацией.

Зависимо от эмоциональной окраски:

  • нейтральные;
  • отрицательные;
  • положительные.

Зависимо от степени внешней выраженности:

  • сильные, глубокие;
  • слабо выраженные, поверхностные.

Зависимо от степени осознанности:

  • сознательные — возникают в тех ситуациях, когда человек прикладывает усилия для достижения поставленной цели;
  • неосознанные — появляются, когда человек спит.

Зависимо от уровня проявления:

  • психофизиологические;
  • психологические;
  • физиологические.

Зависимо от длительности:

  1. Продолжительные. К ним относятся нервные срывы, депрессии, апатии.
  2. Средней продолжительности. Обуславливаются страхами.
  3. Кратковременные. Например, ярость, гнев, смех.

Типичные виды:

  1. Профессиональная заинтересованность. Это состояние необходимо для продуктивной работы. Характерные проявления — концентрация внимания на выбранном деле, производственном процессе, стремление развивать уже существующие навыки, набираться опыта.
  2. Напряженный труд. Возникает, если человек долго работал в экстремальных условиях. Наблюдается активная работа нервной системы, повышение психологического напряжения.
  3. Оптимальное рабочее состояние. Помогает достигать результата в течение длительного времени. Высокая концентрация внимания обуславливается наличием сознательной цели деятельности, активизацией мышления, обострением памяти.
  4. Стресс. Повышенное напряжение, которое возникает из-за невозможности приспособиться к сложившейся ситуации. Длится от одного дня до нескольких месяцев. Затяжные стрессы часто приводят к развитию психологических нарушений.
  5. Релаксация. Человек восстанавливает силы, которые были затрачены. Произвольной релаксации можно добиться при постоянных психологических тренировках, познании йоги, чтении молитв. Непроизвольная релаксация наступает после длительного труда.
  6. Утомление. Снижение работоспособности, которое может быть длительным или кратковременным. Возникает из-за долгой физической или моральной нагрузки. Временно нарушается концентрация внимания, память. Обуславливается истощением ресурсов организма.
  7. Монотония. Возникает при одинаковых нагрузках. Сопровождается равнодушием, скукой, быстрым снижением концентрации внимания.

К состояниям, которые имеют физиологическую основу, относится бодрствование, сон.

Также внимание нужно уделить реактивным состояниям. Они представляют собой острые аффективные реакции или шоковые расстройства, которые наблюдаются при психических травмах.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология»

Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1940 г

фундаментальный труд «Основы общей психологии».

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, психология развития, дифференциальная психология, социальная психология, клиническая психология, юридическая психология, экономическая психология, военная психология, психология спорта и многие другие.

Классификация психотипов личности

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:

  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.

Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:

  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

А. Е. ЛИЧКО

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, стрессовых ситуациях.

К. ЛЕОНГАРД

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. Перфекционист, любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.