- Принципы в ассортименте
- Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу
- Эмоциональное и когнитивное отношение детей к школе
- Обучение психологов
- Особенности профессии
- Распределение открытых вакансий по регионам
- Регионы РФ
- Общие сведения
- Обязанности
- Место работы
- Обучение
- Важные качества
- Известные психологи
- Первый вопрос: Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности.
Принципы в ассортименте
Профессиональное сообщество психологов образования все еще обсуждает вопрос, который можно считать главным: зачем в школе психолог? Года полтора назад я уже приводил список вариантов ответа на этот вопрос. С тех пор принципиально новых версий не появилось, но и прежних не поубавилось. Рассмотрим их еще раз в том же порядке. Вернее, наоборот, в том же беспорядке, поскольку никакой строгой последовательности здесь быть не может. Обеспечение психологического здоровья и психологического комфорта ребенка и всех участников образовательного процесса Безусловно, красивая идея, но само понятие «психологическое здоровье» пока еще обсуждается, что затрудняет практическую реализацию. Мониторинг образовательного процесса с целью обеспечения грамотных управленческих решений — распространенный взгляд управленцев, во всей своей полноте реализованный, например, в Самарской области. Принцип хорош четкостью разделения обязанностей и логичностью встраивания психологической службы в систему образования. Но его оборотной стороной является отстранение психологов от принятия решений. А это создает опасность «омертвления» данных мониторинга. Грубо говоря, легко скатиться в ситуацию: «мерим-мерим, а ничего не меняется». Помощь ребенку в принятии самостоятельных ответственных решений при выборе собственного жизненного пути — идеология психологического сопровождения. Эта позиция предполагает, что у психолога есть миссия (помочь ребенку обрести себя), а потому легко разделяется истинными энтузиастами.
8 стр., 3528 слов
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Е.Шмидт-Кольмер, В.Манова-Томова). …
Содействие образовательному учреждению в создании социальной ситуации развития — официальная формулировка из Положения о службе практической психологии образования. За несколько лет так и не встретил человека, который бы ее понимал, а тем более ею руководствовался. Комплексная помощь различных специалистов в профилактике и преодолении трудностей — питерская модель сопровождения. Мучительно пытается перерасти рамки метода организационного построения и стать именно идеологией, осознающей не только свои цели, но и свое назначение. Защита интересов ребенка, его уникальности и индивидуальности — воплощение тезиса о психологе как специалисте по неодинаковости. Здесь обратная ситуация: миссия заявлена, но организационные приемы, позволяющие ее выполнить на практике, пока не разработаны. Возврат в школу воспитательного процесса — ностальгический реликт, озвучиваемый самыми разными специалистами. Принцип, предполагающий: школа «лучше знает», что нужно ребенку, как и следовало ожидать, плохо приживается на практике, поскольку вступает в противоречие с задачей гуманизации образования. Кроме того, интересы школы, государства, общества, семьи и самого ребенка часто сильно различаются, и потому воспитательный процесс становится противоречив. Главное — психолог пока еще может выбирать, что ему ближе. И хорошо, если у него получится сделать этот выбор вместе со школой, ее директором и педагогическим коллективом! Да, работа в каждой школе тогда будет строиться по-своему. Но кто сказал, что все школы должны быть одинаковы?
22 стр., 10872 слов
Эмоциональное и когнитивное отношение детей к школе
Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше начинать систематическое школьное обучение: с шести лет или семи лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка: по традиционной, по системе Д.Б. Эльконина – В.В. …
Обучение психологов
На этом курсе можно получить профессию психолога дистанционно за 3 месяца и 15 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.
Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает получить специальность в рамках курсов дополнительного образования. Пройти профессиональную переподготовку в МАСПК можно в формате дистанционного обучения, находясь в любом регионе России и за рубежом. Академия предлагает качественное дополнительное образование и гибкие цены.
Высшие учебные заведения с псих-факом присутствуют почти в любом городе или областном центре.
Особенности профессии
Основные виды деятельности психолога:
Психологическая диагностика (тестирование) — изучение индивидуальных особенностей психики человека с помощью тестов, экспериментов, наблюдения и интервью. Консультирование — доверительное общение между психологом и клиентом для поиска способов решения проблем.Психологический тренинг — активное обучение способам эмоциональной саморегуляции, решения проблем и личностного роста с помощью психологических игр и упражнений с последующим обсуждением результатов.
Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги.
Психолог нужен предприятиям для адаптации молодых специалистов, наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала. Семейный психолог консультирует семьи с проблемами. Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы. Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения.
Психологи могут найти себе яркое применение в политике и бизнесе.
Распределение открытых вакансий по регионам
Распределение релевантных вакансий на рынке труда по регионам.
Статистика не учитывает данные с региональных сайтов работы
Регионы РФ
- Краснодарский край: 34
- Московская область: 32
- Санкт-Петербург: 28
- Саратовская область: 11
- Свердловская область: 10
- Ростовская область: 10
- Новосибирская область: 9
- Красноярский край: 8
- Волгоградская область: 7
- Самарская область: 7
- Иркутская область: 6
- Республика Татарстан: 6
- Чувашская Республика: 6
- Челябинская область: 5
- Ульяновская область: 5
- Нижегородская область: 5
- Омская область: 4
- Тверская область: 4
- Тульская область: 4
- Кемеровская область: 3
- Тюменская область: 3
- Республика Башкортостан: 3
- Ставропольский край: 3
- Республика Крым: 3
- Алтайский край: 2
- Пермский край: 2
- Оренбургская область: 2
- Республика Марий Эл: 2
- Владимирская область: 2
- Ярославская область: 2
- Ленинградская область: 2
- Сахалинская область: 1
- Томская область: 1
- Курганская область: 1
- Республика Адыгея: 1
- Карачаево-Черкесская Республика: 1
- Кировская область: 1
- Брянская область: 1
- Воронежская область: 1
- Калужская область: 1
- Орловская область: 1
- Тамбовская область: 1
- Калининградская область: 1
- Новгородская область: 1
- Мурманская область: 1
- Смоленская область: 1
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души
С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»
Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы
Преимущества профессии:
- Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
- Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
- Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
- Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
Недостатки профессии:
- Размер оклада у начинающего специалиста;
- Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
- Коммерческая сфера не развита в России.
Обязанности
Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:
- Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
- Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
- Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
- Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
- Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
- Ведение документации по установленной форме;
- Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
- Проведение различных социально-психологических тренингов;
- Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
- Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.
Место работы
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
- Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
- Медицинский вид психологических консультаций.
- Преподавание психологии.
- Деятельность в службе работы с кадрами.
В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:
- Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
- Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
- Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
- На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
- В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
- Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
- Русский язык;
- Математика (базовый уровень);
- Биология (профильный предмет).
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
- «Психология личности и группы».
- «Формирование педагогической деятельности».
- «Психология развития».
- «Психологическое сопровождение педагогического процесса».
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
- Общая психология;
- Психология управления;
- Психодиагностика;
- Индивидуальная и социальная психология;
- Психологическое консультирование;
- Возрастная психология;
- Социальный и психологический тренинги;
- Социальная педагогика.
- Теория и методика обучения и воспитания;
- Психология в коммерции и образовании;
- Менеджмент организации;
- Управление персоналом;
- Конфликтология;
- Иностранный язык.
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
- Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
- Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
- Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
- Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя
Из этого следует, что к личным качествам относится:
- Богатый лексический запас;
- Знание литературы, истории, искусства;
- Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
- Гуманитарный и аналитический склад ума;
- Воспитанность и тактичность;
- Гуманность и деликатность;
- Уравновешенность и спокойствие;
- Учтивость и вежливость;
- Общительность и умение располагать к себе человека;
- Человеколюбие;
- Наблюдательность и проницательность;
- Обладать даром убеждения.
Известные психологи
Известные психологи:
Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, В.М, Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Вильгельм Райх, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Эрик Берн, Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Абрагам Маслоу, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Карл Роджерс и др.
Психология сформировалась из основ таких наук, как астрономия, философия, оккультные науки. Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. Положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки научно обосновать их влияние на человека. Основателем психологии как науки считается Вильгельм Вундт, который в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводил исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
Первый вопрос: Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности.
Смысл
и назначение социальной
миссии
профессиональной деятельности для
человека во многом определяются ее
общественной значимостью, т.е. тем,
насколько она востребована в обществе
и что дает для него. Педагогическая я
деятельность выполняет важнейшую
созидательную функцию: в процессе ее
не только формируется и развивается
конкретная личность, но и определяется
будущее страны, обеспечивается ее
культурный и производственный потенциал.
Следовательно,
школа может и должна решать не только
педагогические, но и социальные проблемы
людей
Вот почему так важно для педагога
осознание не только узкопрофессиональных,
но и масштабных социальных задач, их
личностное принятие, конкретизация и
построение на этой основе целей и задач
своей педагогической деятельности.
Гражданская позиция учителя —
предпосылка развития педагогического
творчества, роста педагогической
активности, смелости в принятии
педагогических решений
Конечно,
деятельность учителя социально
обусловлена, ее успешность определяется
не только самим учителем, но и уровнем
социально-экономического развития
общества. Но это не дает повод учителю
оправдывать свою бездеятельность
ссылками на объективные причины. Школа
может и обязана решать не только
педагогические, но и социальные проблемы,
в противном случае нельзя ждать изменений
в общественном развитии, так как все
они – прежде всего итог изменения
сознания людей
Поэтому очень важно для
педагога осознание не только своих
узкопрофессиональных, но и масштабных
социальных задач, их личностное принятие,
конкретизация и построение на данной
основе целей и задач педагогической
деятельности
Гражданская
позиция учителя заключается в предпосылке
развития педагогического творчества,
росте педагогической ответственности,
активности, смелости в принятии
педагогических решений.
Реализация
учителем своей высокой социальной
миссии
неосуществима без четкого представления
о тех профессиональных функциях, которые
он должен выполнять. Независимо от
специфики труда любого из представителей
педагогической профессии основная суть
и функции их деятельности заключается
в образовании, воспитании и обучении
подрастающего поколения.
Образование
представляет
собой процесс и результат целостного
становления личности: физического,
интеллектуального, духовного, которое
осуществляется приобщением ее к культуре.
Происхождение этого понятия восходит
к слову «образ». Первоначальный смысл
образования состоит в формировании
человеком в собственном сознании не
только образа мира, но и своего собственного
образа Я, возрастание к лучшему, высшему
в себе.
Воспитание
является
многозначным понятием. В наиболее
широком смысле его используют для
обозначения целенаправленного
педагогического процесса, который
создает условия для развития и целостного
становления личности.
Обучение
считается
одним из ведущих средств воспитания и
образования личности. Его специфика
состоит в совместной деятельности
обучающего и обучающегося. Эта деятельность
направлена на образование личности
через организацию усвоения ею системы
знаний, способов деятельности, творческой
деятельности и эмоционально-ценностного
отношения к миру.