Что такое психологическое консультирование

Техника построения раппорта

1.
Понятие
раппорта
в
психотерапии тесно связано
с гипнозом и означает
словесный контакт гипнотизируемого с
гипнотизером. В психологическом
консультировании раппорт понимается
как завязывание
теплых личных отношений консультанта
с клиен­том и создание атмосферы
взаимного доверия,
которая
служит основой всех дальнейших
терапевтических воздействий кон­сультанта
и изменений клиента.

Функцией
раппорта является выстраивание
моста взаимоотно­шений через
реализацию консультантом позиции
принятия клиента и демонстрацию
искреннего интереса к
нему и к той, проблеме, с которой он
обратился.

2. Демонстрация
консультантом интереса к клиенту
начинается
с первых минут консультативного
взаимодействия и осуществ­ляется
следующими способами:

• приветствие;

• вводная беседа;

• невербальное
поведение консультанта;

• обстановка
кабинета;

• установки и
поведение консультанта.

Приветствие
предполагает,
что консультант проявляет искрен­ний
интерес к клиенту на стадии знакомства,
когда ведет себя вежливо и заинтересованно,
называя клиента по имени. Вводная
беседа. В
начале беседы клиент, как правило,
испыты­вает затруднения, связанные
с тревогой от посещения консуль­тации
или страхом, что его не поймут, и т. п.
Консультант с целью снятия тревоги и
других негативных чувств клиента должен
создать атмосферу доверия и принятия
в консульта­тивном пространстве. Для
этого он в течение первых несколь­ких
минут беседы может говорить об относительно
нейтральных, но не совсем уж отдаленных
от контекста консультирования вещах.

Для этого
консультант может использовать следующие
фразы и темы для беседы


упоминание
имени
клиента;
упоминание родного
города клиента;


упоминание общих
знакомых;


замечание о каких-то внешних
вещах в кабинете, обстановке
и т. п.;


отметить внешность
клиента, обратив
внимание на стиль его одежды, аксессуары,
украшения и т. п.;. —
замечания относительно погоды
и последних новостей; рассказ о своих
предыдущих делах, которые
консультант закон­чил перед встречей
с данным клиентом;


замечания относительно погоды
и последних новостей; рассказ о своих
предыдущих делах, которые
консультант закон­чил перед встречей
с данным клиентом;


упоминание статуса
клиента и
его занятий.

Существуют
следующие правила использования вводной
беседы:


если клиент не нуждается во вводной
беседе, консультант
не должен ее навязывать;


если консультант использует вводную
беседу с клиентом, то она не
должна превышать нескольких минут;


у клиента с высокой мотивацией на
получение помощи не должно создаваться
ощущения, что консультант не проявляет
уважения и интереса к его проблеме, так
как говорит о вещах малозначимых;


необходимо следовать
за клиентом и ориентироваться на его
потребности.

Невербальное
поведение консультанта в установлении
раппорта
означает:

• демонстрацию
искреннего интереса и уважения к клиенту
че­рез
свое невербальное поведение — в
своей мимике, выражении глаз, улыбке,
голосе;

• отражение
невербальных проявлений клиента, то
есть копирова­ние, подстройка
консультанта под голос, интонации,
мимику, жесты и позы клиента.

Обстановка
кабинета
оказывает
сильнейшее влияние на по­строение
атмосферы доверия между клиентом и
консультан­том.

Консультанту
необходимо обратить внимание на следующие
аспекты:

• положение
консультанта и клиента по отношению
друг к дру­гу, когда оптимальным
является незначительное, частичное
разделение пространства клиента и
консультанта каким-либо предметом, чаще
всего письменным или журнальным столом;

• клиент не должен
сидеть против света, который бил бы ему
в лицо;

• комфортная
мебель как для консультанта, так и для
клиента, в противном случае, если у
консультанта удобное кресло, а кли­енту
предложен стул, это создает ощущение
неравенства пози­ций участников.

Установки и
поведение консультанта играют
важнейшую роль в установлении раппорта.
Консультант должен обратить внимание
на следующие
профессиональные и поведенческие
установки:

• соблюдение
конфиденциальности бесед
и озвучивание
этого пра­вила клиенту;

• отсутствие
со стороны консультанта оценок клиента,
его
по­ведения или личностных черт;

• проявление
эмпатии и принятия клиента
с целью создания у него ощущения
эмоциональной теплоты того пространства,
в котором он находится;

• формирование
у клиента ощущения естественности,
неторопли­вости
процесса консультирования;

• поддержание
атмосферы доверия и
состояния контакта с клиен­том в
течение всего процесса консультирования,
а
не только на его начальных этапах.

Качества эффективного консультанта.

Р.
Кочюнас

Качества
личности, необходимых консультанту
США:

  • проявление
    глубокого интереса к людям и терпение
    в общении с ними. чувствительность к
    установкам и поведению других людей;

  • эмоциональная
    стабильность и объективность;

  • доверие к людям,
    способность вызывать доверие других
    людей;

  • уважение прав и
    ценностей других людей, отсутствие
    предубеждений

проницательность,
самопонимание, сознание профессионального
долга.

К особо
вредным
для консультанта чертам относятся
авторитарность, пассивность и зависимость,
замкнутость, склонность использовать
клиентов для удовлетворения своих
потребностей, неумение быть терпимым
к различным побуждениям клиентов,
невротическую установку в отношении
денег.

Модель
личности эффективного консультанта.

Аутентичность
— стержневое качество психотерапевта
и важнейшая экзистенциальная ценность.
Три основных признака аутентичного
существования: полное осознание
настоящего момента; выбор
способа жизни в данный момент; принятие
ответственности за свой выбор.
Аутентичность это выражение искренности
по отношению к клиенту. Аутентичный
человек жаждет быть и является самим
собой как в своих непосредственных
реакциях, так и в целостном поведении.
Соприкоснуться с жизнью клиента мы
можем, только оставаясь живыми людьми.
Аутентичный консультант наиболее
подходящая модель для клиентов, служащая
примером гибкого поведения.

Открытость
собственному опыту
.
Эффективный консультант не должен
отгонять любые свои чувства, в том числе
и отрицательные. Когда мы осознаем свои
эмоциональные реакции, то можем сами
выбирать тот или иной способ поведения
в ситуации, а не позволять неосознанным
чувствам нарушать регуляцию нашего
поведения. Консультант способен
содействовать позитивным изменениям
клиента, только когда проявляет терпимость
ко всему разнообразию чужих и своих
эмоциональных реакций.

Развитие
самопознания
.
Чем больше консультант знает о себе,
тем лучше поймет своих клиентов, и
наоборот — чем больше консультант
познает своих клиентов, тем глубже
понимает себя. Ответ на вопрос, как можно
помочь другому человеку, кроется в
самооценке консультанта, адекватности
его отношения к собственным способностям
и вообще к жизни.

Сила
личности и идентичность
.
Действия консультанта под руководством
собственной внутренней позиции позволяет
ему чувствовать себя сильным в
межличностных отношениях.

Толерантность
к неопределенности
.
Именно ситуации неопределенности и
составляют «ткань» консультирования.
Ведь мы никогда не знаем, с каким клиентом
и проблемой столкнемся, какие придется
принимать решения. Консультанту
совершенно необходима уверенность в
себе.

Принятие
личной ответственности
.
Понимание своей ответственности
позволяет свободно и сознательно
осуществлять выбор в любой момент
консультирования — соглашаться с
доводами клиента или вступать в
продуктивное противостояние. Критика
в таких случаях служит полезной обратной
связью.

О
глубине отношений с другими людьми
.
Консультант обязан оценивать людей —
их чувства, взгляды, своеобразные черты
личности, но делать это без осуждения
и наклеивания ярлыков. Эффективный
консультанту способен свободно выражать
свои чувства перед другими людьми, в
том числе и перед клиентами.

Постановка
реалистичных целей
.
Если мы допускаем собственную
ограниченность, то избегаем ненужного
напряжения и чувства вины. Тогда отношения
с клиентами становятся более глубокими
и реалистичными. Правильная оценка
собственных возможностей позволяет
ставить перед собой достижимые цели.

Эмпатия
является одной из важнейших черт личности
эффективного консультанта.

Зрелость
предполагает: 1) Личную
зрелость:
консультант успешно решает свои жизненные
проблемы, откровенен, терпим и искренен
по отношению к себе.2)
Социальную зрелость:
консультант способен помочь другим
людям эффективно решать их проблемы,
если он откровенен, терпим и искренен
по отношению к клиентам. 3)Зрелость
консультанта — это процесс, а не
состояние:
невозможно быть зрелым всегда и везде.

Наличие мотивации клиента на избавление именно от физического страдания

Главная тема, которую задают пациенты – жалобы на те физические страдания, которые привели их в клинику

Поэтому психолог, как и другие специалисты, вынужден уделять им внимание и время в своих беседах. Избавление от симптомов болезни предъявляется пациентами как главная задача, стоящая в данный момент

Однако для психолога это не может быть единственным терапевтическим фокусом, т.к. психолог не занимается лечением телесных недугов.

Известный науке, обозначаемый как «психосоматика», факт взаимосвязи психической и физической (соматической) сфер существования личности, позволяет обнаружить, что при уменьшении психических переживаний улучшается и физическое состояние, и наоборот, физически здоровый человек меньше страдает психологически.

Однако непосредственного воздействия на соматическую сферу психологическая работа не оказывает. Поэтому улучшение физического состояния в процессе психокоррекции можно рассматривать скорее как опосредованный или косвенный результат. Или, говоря бытовым языком, улучшение здоровья в процессе работы больного с психологом скорее ее положительное «побочное действие», чем основная цель. Ведь по большому счету, психолог работает скорее с отношениями, чем с конкретными объектами (личностью, телом, болезнью и др.). Это может быть, в том числе, и отношение к своему телу, к здоровью, болезни, конкретным симптомам, к себе лично и/или к своей социальной роли, к другим людям и социальным системам и т.д.

Поэтому перед психологом клиники встает задача сделать терапевтическим фокусом (объектом своей психокоррекционной работы) ту область системы взаимоотношений больного, воздействие на которую в наибольшей мере улучшит психологическое состояние больного таким образом, чтобы благоприятно изменилось и его физическое состояние.

1.
Консультативный
контакт
определяется
как уникальное дина­мическое
взаимодействие консультанта и клиента,
в
процессе которого клиент
при помощи и поддержке консультанта
учит­ся использовать свои внутренние
ресурсы
для
позитивного раз­вития личности и
актуализации потенциала осознанной
жиз­ни, а также между участниками
консультирования происходит обмен
чувствами, установками, ценностями
и
т. п. Задача
кон­сультанта — постоянное поддержание
терапевтического кон­такта с клиентом
в
течение всего процесса консультирования,
а не только на начальных этапах.

Консультативный
контакт имеет следующие характерные
особенности:

• эмоциональность,
то
есть в первую очередь наблюдается
актив­ность
эмоциональной, а не когнитивной сферы
человека и
осуще­ствляется ее исследование;

• интенсивность,
то
есть взаимный
обмен переживаниями,
чувст­вами, эмоциями и т. п. между
консультантом и клиентом;

• динамичность,
подвижность
и постоянные
изменения в
консуль­тационном поле с появлением
каждого нового клиента, уни­кальность
каждого контакта;

• конфиденциальность
как
принцип психологического консульти­рования
обеспечивает
высокий уровень доверия в
консультатив­ном контакте;

• оказание поддержки
со
стороны консультанта обеспечивает
ту
необходимую стабильность
консультативного пространства, при
которой клиент может рисковать,
отреагировать
подав­ленные и ранее невыражаемые
чувства, эмоции, пытаться быть спонтанным,
учиться применять новые способы
поведения.

2. Специфика
консультативного контакта
во многом зависит от теоретической
ориентации консультанта

При этом
каждый консультант (терапевт) использует
консультативный контакт по-разному, но
его важность в процессе консультирования
при­знается всеми направлениями

Выделяют следующие
характерные особенности консультативного
контакта в зависимости от теоретической
ориентации консультанта.

психоаналитическое
направление:


сохранение
консультантом
личной анонимности;


уменьшение у
клиента сопротивления
реакциям
переноса;


интерпретация
консультантом
получаемого от клиента мате­риала;


обучение клиента
способности
видеть четкую
связь между
ны­нешним поведением
и прошлыми
травмирующими событиями;

адлерианское
направление:


разделение ответственности между
клиентом и консультантом;


равноценность
позиций;


взаимное
доверие
друг
другу;

терапия
поведения:


позиция консультанта «сверху»,
директивность;


обучение
эффективному
поведению;


практическая апробация новых
форм поведения клиентом;


отношения
рабочего, делового характера с минимальным
задей­ствованием личных аспектов
взаимоотношений;

рационально-эмотивная
терапия:


ролевые
позиции «учитель — ученик»;


личные отношения участников
консультативного процесса не
рассматриваются как терапевтический
фактор изменений;


побуждение
клиента
к
рациональному осмыслению и
пониманию своих проблем;


изменение поведения основывается
на рациональных факторах;

клиент-центрированная
терапия:


важнейший
терапевтический фактор
изменений;


ведущие
проявления: искренность,
эмпатия, теплота и поддержка;


принятие
клиентом этих
качеств и
формирование умения к их выражению
в повседневной жизни, в
отношениях с другими людьми;

экзистенциальная
терапия:


понимание реальности клиента, нахождение
с клиентом в тес­ном аутентичном
контакте;


раскрытие уникальности клиента через
контакт с консуль­тантом;


консультативный контакт — ценнейший
фактор терапевтиче­ских изменений;


позиции «личность
— личность»в ситуации
«здесь
и теперь»;


взаимные изменения и
консультанта и клиента в процессе
кон­сультативного контакта.

3. Качество
консультативного контакта
зависит
от двух важных факторов:

• навыков
консультанта в
поддержании общения (вербальных и
невербальных);

• терапевтического
климата.

Существует два
канала общения:

вербальный
(с помощью
слов);

невербальный
(жесты,
мимика, психологическое поле).

Оба
канала активно задействованы на всех
этапах психологи­ческого консультирования.
Перед психологом-консультантом встает
задача поддержания
контакта на обоих уровнях общения, он
должен уметь осуществлять как
вербальный контакт с кли­ентом, так
и невербальный. Для
поддержания непрерывного консультативного
контакта психолог-консультант должен
об­ладать определенными навыками
работы.

Выделяются две
груп­пы навыков поддержания
консультативного контакта:

• невербальные;

• вербальные.

Отсутствие мотивации на получение психологической помощи

Поступая в клинику, больные ищут помощи у медиков. О поиске помощи у психологов они даже не задумываются и о существовании в больнице таких специалистов часто вообще не подозревают. Когда же лечащий врач предлагает им консультацию психолога очень удивляются и даже пугаются, путая его с психиатром: «Зачем мне психолог? Я нормальный, я не псих!»

Работа психолога с немотивированными пациентами строится опираясь на главный принцип – это работа с человеком, а не с симптомами, болезнями и/или проблемами. Умение проявить в пациенте интерес к себе самому как человеку, личности позволяет внести в фокус работы с ним и его психологическое состояние, а также функционально-ролевую позицию в значимых социальных взаимоотношениях: в семье, на работе, в данный момент в клинике (с другими больными, с мед.персоналом). Тогда доступными для коррекции и проработки с психологом становятся те актуальные жизненные проблемы, которые, в частности, привели к ухудшению его здоровья.

История возникновения метода

Эта модель краткосрочного психологического консультирования (КТК) изначально создавалась и апробировалась в условиях ограниченного времени, отпущенного для общения психолога с клиентом. Работая медицинским психологом в городской клинической больнице, мне удавалось встретиться с пациентами лишь несколько раз, т.к. период их госпитализации не превышает 2-4 недель.

При этом консультация психолога запрашивается обычно не в первый же день поступления пациента в больницу. Это и понятно: цель его госпитализации – решение проблем со здоровьем (соматических проблем). Сами пациенты предъявляют жалобы лишь на физические недомогания. Запрос к психологу у них часто самый общий и не конкретный, т.е. пациенты клиники по большей части не мотивированы на работу с психологом. Да и не знают они о существовании такого специалиста, т.к. в штате больницы психолог – редкость. Поэтому чаще вызов психолога осуществляет лечащий врач. В ходе обследования и лечения он выявляет у пациента, кроме соматических, психологические и социальные проблемы, для помощи в решении которых и вызывают психолога.

Имея исходную подготовку, ориентированную на длительную психотерапию клиентов: психоаналитическая и системная семейная терапия, я столкнулась с трудностью оказывать помощь в остром состоянии, работать с актуальной жизненной ситуацией. Выявление проблем, их диагностика давались легко и быстро, т.к. ведущие защиты (соматизация, отрицание и др.) ярко выражены, а вот работать с ними было некогда.

2-4 недели – это 1-10 встреч, причем психологическая коррекция – это в клинике дополнительная помощь на фоне медицинской. Нет времени и условий для глубоких конфиденциальных бесед, организующих необходимый регресс личности в возраст возникновения травмы или проблемы. Беседы происходят в коридорах или прямо в палатах лечебных отделений. Мимо ходят другие пациенты и мед. персонал. Часто бывает, что беседы прерываются: на обход лечащего врача или на обследования.

Таким образом, психодинамическую психотерапию, ориентированную на исследование причин проблем, провести невозможно. Системный семейный подход также трудно применить в его классическом варианте, т.к. он предполагает присутствие на приеме всех членов семьи, которые включены во взаимодействие вокруг симптома. В их число обязательно входят родители, дети и другие родственники, проживающие на одной территории с носителем симптома, а также те, кто сильно вовлечен в отношения с ним. В клинике же вызов родственников госпитализированного больного является редким случаем, и тревожным для них признаком: «Что-то у него плохо и настолько, что врачи не справляются».

Семья при госпитализации как бы «сдает на лечение» одного из своих членов, и остальные оказываются ни при чем относительно его болезни. Поэтому при вызове в больницу они ждут упреков в свой адрес и/или приговора от врачей: «Ничем нельзя помочь». Поэтому на работу с психологом семья больного оказывается не только не мотивирована, но часто настроена категорически против общения с таким специалистом.

Поэтому нам пришлось разрабатывать специальный подход, учитывая следующие необходимые аспекты:

  • краткосрочность
  • помощь должна иметь результат «здесь-и-сейчас» – уже в момент ее оказания, пока пациент находится в клинике
  • наличие у клиента мотивации на избавление от физических страданий
  • отсутствие мотивации клиента на получение психологической помощи
  • особенность контекста психологической работы: в условиях клиники

2.2. Модель личности эффективного консультанта

Модель личности
эффективного консультанта включает в
себя: личностные качества, систему
ценностей, профессиональные установки,
профессиональные навыки и умения. Модель
должна быть подвижной, но основу ее
составляют личностная зрелость
(консультант успешно решает свои
жизненные проблемы, откровенен, терпим
и искренен по отношению к себе) и
социальная зрелость консультант способен
помочь другим людям эффективно решать
их проблемы, откровенен, терпим и искренен
по отношению к клиентам).

Качества личностной
зрелости консультанта:

Аутентичность.
Это стержневое качество консультанта
и важнейшая экзистенциальная ценность.
Признаками аутентичного существования
являются: полное осознание настоящего
момента, выбор способа жизни в данный
момент, принятие ответственности за
свой выбор.

Открытость
собственному опыту. Это качество
понимается как искренность в восприятии
собственных чувств. Консультант способен
содействовать позитивным изменениям
клиента, только когда проявляет
терпимость ко всему разнообразию чужих
и своих эмоциональных реакций.

Развитие
самопознания. Самопознание увеличивает
возможность выбора в жизни. Чем больше
консультант знает о себе, тем лучше
поймет своих клиентов, и наоборот –
чем больше консультант познает своих
клиентов, тем глубже поймет себя.

Сила личности и
идентичность

Как в профессиональной
деятельности, так и в личной жизни
консультанту не следует быть простым
отражением надежд других людей, он
должен действовать, руководствуясь
собственной внутренней позицией.
Консультант должен знать, кто он таков,
кем может стать, чего хочет от жизни,
что для него важно по существу.

Толерантность к
неопределенности. Уверенность в своей
интуиции и адекватности чувств,
убежденность в правильности принимаемых
решений и способность рисковать – все
эти качества помогают переносить
напряжение, создаваемое неопределенностью
при частом взаимодействии с клиентом.

Принятие личной
ответственности

Так как многие ситуации
в консультировании возникают под
контролем консультанта, он должен нести
ответственность за свои действия в
этих ситуациях.

Глубина отношений
с другими людьми. Характер отношений
консультанта с клиентом очень важен и
должен быть таким: оценивать людей –
их чувства, взгляды, своеобразные черты
личности, но делать это без осуждения.
Эффективный консультант способен
свободно выражать свои чувства перед
другими людьми, в том числе и перед
клиентами.

Постановка
реалистичных целей. Любой консультант
независимо от профессиональной
подготовки не всемогущ, эффективный
консультант должен понимать ограниченность
своих возможностей и ставить реальные
цели.

Эмпатийность. Она
является одной из важнейших черт
личности эффективного консультанта –
это способность понять эмоциональный
мир другого человека, встав на его место
и посмотрев на проблему его глазами.

Социальную зрелость
составляют:

  1. Коммуникабельность
    – способность к налаживанию контакта
    с окружающими людьми, в том числе с
    клиентами, умение воспринимать и
    прислушиваться к мнению и чувствам
    других людей.

  2. Эмоциональная
    теплота. Она предполагает интерес к
    другим людям, к их жизни, отсутствие
    осуждения.

  3. Безусловное
    принятие клиента, стремление видеть
    позитивную природу человека и принимать
    его, независимо от его поведения, мыслей
    безоценочно.

  4. Этническая
    сензитивность и гибкость по отношению
    к представителям этносов, отсутствие
    национальных предубеждений.

Г.И. Колесникова
систематизировала следующие качества
успешного консультанта: эмпатия,
эмоциональная теплота, позитивное
отношение (К. Роджерс), искренность (К.
Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство
трагичности бытия (Мигель де Унамуно),
конкретность, самосознание и рефлексия.

Отрицание

Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

Если при вытеснении человек как бы забывает тот или иной факт, то при отрицании он его отрицает, то есть не считает его истинным. Он как бы говорит себе: «Да, я знаю, что существует такое мнение, что … но я с ним категорически не согласен». Например: «Да, моя мама часто вспоминает, что я ходил под себя до шестнадцати лет, но это ложь, я не знаю, зачем она это говорит, и вообще изредка это может произойти с каждым».

Работа с клиентом, склонным к отрицанию, тоже не является простой. «На ровном месте» он может начать отрицать то, с чем соглашался еще десять минут назад. И отрицать он будет, будучи искренне уверен в своей правоте. Поэтому не следует в лоб оспаривать такие отрицания, но исподволь это делать можно и нужно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.